Error: не определено #11234. Система и субъекты обеспечения национальной безопасности. IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Варианты определения термина
Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Система и субъекты обеспечения национальной безопасности. IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Варианты определения термина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет: Основы теории национальной безопасности культуры

Тема: Система обеспечения национальной безопасности России

Введение

Глава 1.Понятие, основные задачи, силы и средства обеспечения национальной безопасности России

1.1 Понятие и основные задачи обеспечения национальной безопасности России

1.2 Силы и средства обеспечения национальной безопасности России

Глава 2.Основные источники и угрозы национальной безопасности России и направления государственной деятельности по их предотвращению

2.1 Характеристика основных источников и угроз национальной безопасности России

2.2 Основные направления государственной деятельности по обеспечению эффективной национальной безопасности России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Национальная безопасность и ее обеспечение, в том числе, и правовое, является одним из важнейших направлений государственной деятельности Российской Федерации. Россия как суверенное правовое государство может существовать лишь в том случае, если в ней будет обеспечено необходимое нормативно-правовое регулирование в этой важной сфере деятельности государства и общества.

В современном мире страна постоянно сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую и др. Эффективное противодействие современным угрозам становится гарантией защиты национальных интересов и обеспечения безопасности российских граждан.

В обеспечении национальной безопасности, в соответствии с предметами ведения и полномочиями, участвуют все ветви власти. Текущие и перспективные проблемы в сфере безопасности могут быть разрешены при условии эффективной деятельности всех органов государственной власти в рамках единой системы обеспечения национальной безопасности.

Вопросы выявления угроз и обеспечения национальной безопасности, выработки концепции и стратегии национальной безопасности во всех странах являются предметом самого пристального внимания со стороны политиков, военных, а также академических кругов. Подобное внимание к вопросам национальной безопасности вполне естественно, ибо они затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности индивида, общества и государства. Не является исключением из этого правила и наша страна, где в постсоветский период дискуссии по вопросам национальной безопасности России ведутся как широкой общественностью, так и экспертами и политиками-практиками.

Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано в полной мере в науке. И здесь, надо признать, существует значительная задолженность научной мысли перед обществом и государством. В течение длительного периода времени национальная безопасность в нашей стране отождествлялась с государственной безопасностью. Это объективно сужало ее прикладное пространство, за пределами которого оказывались безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Ныне же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов.

Данная работа направлена на изучение характеристики системы национальной безопасности России. Работа призвана осветить ту громадную роль которую выполняет государство по обеспечению национальной безопасности.

Исходя, из выше сказанного данную тему считаем актуальной.

Предметом исследования является характеристика основных источники угроз национальной безопасности России.

Объектом исследования является национальная безопасность.

Целью данной курсовой работы является исследование системы национальной безопасности России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Определить понятие и основные задачи обеспечения национальной безопасности России;

Рассмотреть силы и средства обеспечения национальной безопасности России;

Дать характеристику основных источников и угроз национальной безопасности России и направлений государственной деятельности по их предотвращению.

Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных авторов, а также из других источников.

Глава 1. Понятие, основные задачи, силы и средства обеспечения национальной безопасности России

1.1 Понятие и основные задачи обеспечения национальной безопасности России

Согласно теоретическому подходу безопасность - это такое сочетание природных и социальных процессов, при котором здоровью и жизни человека, а также устоявшему общественному порядку ничто не угрожает. Но в реалиях жизни, как правило, такое идеальное состояние невозможно, всегда находятся факторы, нарушающие это равновесие, поэтому безопасность требует постоянного поддержания с применением информации, энергии и времени в ходе энтропического процесса создания безопасных условий для развития личности и общества. Поэтому под безопасностью можно также понимать минимальный уровень угроз для человека и общества, т.к. безопасность отдельных индивидов тесно связанна с опасностью групп людей в целом. Отсюда можно сделать вывод, что если существует безопасность, то существует и ее антагонист - опасность.

В отечественной правовой литературе термин «безопасность» слабо разработан. Чаше под ним понимается «нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте». Так в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. под национальной безопасностью понимается отсутствие ущерба для конституционных прав, свобод граждан, достойное качество и уровень их жизни, суверенитет и территориальная целостность страны.

Структура национальной безопасности Российской Федерации условно состоит из государственной и общественной безопасности.

Государственная безопасность:

Внутриполитическая безопасность;

Экономическая безопасность;

Военная безопасность;

Пограничная безопасность;

Международная безопасность и др.

Общественная безопасность:

Безопасность личности (права, свободы, здоровье, жизнь);

Природная безопасность;

Техногенная безопасность;

Экологическая безопасность и др.

Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц.

Под общественной безопасностью следует понимать состояние защищенности населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера.

Безопасность личности человека зависит от состояния объектов, процессов, которые окружают его. Безопасность общества определяется безопасностью личностей и их групп. Безопасность жизнедеятельности человека - комплексное состояние, для которого характерны минимум рисков и негативных факторов воздействия на организм человека. Риск - это степень вероятности вреда - болезни, травмы, смерти, аварии. Риск и определяет опасность.

Исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальную безопасность можно также разделить на политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и другие виды безопасности. Что представляют собой эти слагаемые национальной безопасности? Каковы их сущность, особенности, состояние?

Политическая безопасность представляет собой такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение. Политическая безопасность - это составная часть, главное звено и основа национальной безопасности.

Безопасность в социальной сфере можно определить как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними носят не конфронтационный характер. Безопасным является общество, в котором царят социальное партнерство, межнациональный мир и гражданское согласие. Другими словами, социальная безопасность включает предотвращение и нейтрализацию опасностей, угрожающих социальному благополучию граждан, социальной целостности общества, его социальной стабильности. Порой масштабы и острота этих опасностей и угроз достигают критической отметки.

Военная безопасность - устойчивое состояние защищенности общества и государства от внешних и внутренних военных угроз. Она характеризует способность государства противодействовать возникновению войны, вовлечению в войну, а в случае ее возникновения, сведения до минимума ущерба и разрушительных последствий для национальной безопасности страны.

Информационная безопасность - способность государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечивать управленческие структуры достоверными данными для их успешного функционирования, не допускать утечки закрытой общественно ценной информации и сохранять постоянную готовность к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации формируется в условиях совершенствования новой концепции национальной безопасности - безопасности личности, общества и государства.

В любом государстве она имеет характерные особенности, которые определяются геополитическим положением, историей развития, национальной идеологией, национальными интересами, влияющими на структуру системы. Во многих научных работах понятия "система национальной безопасности" и "система обеспечения национальной безопасности" отождествляются. Однако их следует дифференцировать как целое и часть. Система национальной безопасности - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз; система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) - организационная система сил, средств, различных организаций, граждан, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности. Система национальной безопасности включает следующие элементы, которые сами по себе представляют относительно независимые, саморазвивающиеся системы: угрозы национальной безопасности; национальные интересы; СОНБ. Эти элементы образуют "ось" всей системы национальной безопасности".

Основополагающим документом в области безопасности государства является «Концепция национальной безопасности Российской Федерации».

В соответствии с существующей в России законодательной и нормативно-правовой базой национальная безопасность - это гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономических, военных, информационных, экологических и др.).

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Для осуществления политической стратегии государства в области национальной безопасности национальные ценности должны быть выражены в предметной форме. Ее они обретают в национальных интересах.

Под национальными интересами понимаются объективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций. Национальные интересы реализуются во внешнеэкономических, внешнеполитических и военных доктринах, различного рода концепциях, программах и т.д. Для каждого государства существует определенный набор критических параметров, нарушив которые оно утрачивает свою самостоятельность и даже может перестать существовать. Эти критические параметры охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой выживания, к которым относятся, прежде всего, международные, внутригосударственные политические и социальные отношения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др.

На основе национальных интересов соответствующие институты и органы государственного управления вырабатывают и формулируют цели государственной политики, отражающие интересы граждан, общества и государства. Для их осуществления руководство страны вырабатывает и осуществляет специальные меры.

Интересы, трансформировавшиеся в цели государственной политики, выносятся государственными институтами на мировую арену, где и формируется международная политика и проявляется конфликтность межгосударственных отношений. Если состояние государства характеризуется нестабильностью его политического, экономического, социального и национального базиса, противоречивостью интересов различных социальных групп и слоев, осложняются отношения на внутригосударственном уровне. В результате обострения противоречий в обоих случаях возникают реальные угрозы тем или иным интересам, внешние и / или внутренние. Причем в силу объективности и неизбежности многообразия интересов личности, общества, государства рождаются противоречия, которые могут стать источником потенциальных угроз их безопасности.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

Укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

Выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

Усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

Укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

Привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

Расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами -СНГ;

Содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других организаций;

Достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

Выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;

Адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;

Содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

Развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;

Противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

Пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

Осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ;

Предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

Экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

Создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;

Совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;

Совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

Противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

1. 2 Силы и средства обеспечения национальной безопасности России

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.

Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными системами коллективной безопасности.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными - на основе последовательной реализации политики национальной безопасности.

Силами обеспечения национальной безопасности являются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации; средствами обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, передачи и приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи. Они могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

2. Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

3. Осуществление силовых операций мирного времени.

4. Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безопасности РФ, военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству и развитию.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

Способность осуществить стратегическое сдерживание;

Высокая боевая и мобилизационная готовность;

Стратегическая мобильность;

Высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

Высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.

3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью данных мероприятий является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ. Все вышеизложенное необходимо учитывать при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности России, так как:

Несмотря на позитивные перемены в международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния, военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой;

Россия в силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных факторов и особенностей современной военно-политической обстановки;

Существуют реальные источники угрозы национальной безопасности России.

В общественную СОНБ входят граждане, общественные объединения граждан, обладающие правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Это следует из положения ст. 2 Федерального закона "О безопасности", где одним из основных принципов обеспечения безопасности определено взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами, а также из положения ч. 4 ст. 4, указывающего, что граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Невозможно представить СОНБ и без такого важнейшего института гражданского общества, как местное самоуправление, его взаимоотношений и взаимосвязей с иными субъектами системы. Местное самоуправление представляет собой явление демократии, право и реальную способность регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. В настоящее время органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти субъектов Российской Федерации признаются самостоятельными субъектами системы обеспечения национальной безопасности, имеющими собственные функции и право нормативного регулирования в пределах предоставленной компетенции. Общая компетенция органов местного самоуправления регулируется положениями федеральных законов.

Государственная СОНБ - это совокупность государственных органов, принимающих участие в процессе выработки и реализации решений в области национальной безопасности, которые можно дифференцировать на четыре группы:

1) органы, основные функции которых связаны с управлением в области обеспечения национальной безопасности (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации);

2) орган, специально созданный для обеспечения национальной безопасности (Совет Безопасности Российской Федерации);

3) комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, занимающиеся вопросами безопасности (комитеты по безопасности в Государственной Думе и по вопросам безопасности и обороны);

4) органы, задачи которых заключаются в выявлении и устранении внутренних и внешних угроз (органы законодательной, исполнительной, судебной властей).

Основу государственной СОНБ составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, реализующие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. В обеспечении национальной безопасности важна роль каждой из ветвей государственной власти. Однако самыми многочисленными субъектами обеспечения национальной безопасности являются федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), которые осуществляют реализацию законов, решений Президента и Правительства России в области национальной безопасности в пределах своей компетенции и разрабатывают нормативные правовые акты в этой области. Функциональная значимость исполнительной власти в обеспечении национальной безопасности проявляется в том, что она реализует наибольший объем правоприменительных полномочий в сфере национальной безопасности, поскольку в ее систему входят государственные органы, специально созданные для обеспечения национальной безопасности.

К основным федеральным органам исполнительной власти, напрямую связанным с решением вопросов обеспечения национальной безопасности России, можно отнести: Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службу внешней разведки, Федеральную службу охраны, Министерство иностранных дел, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральную таможенную службу, Федеральную миграционную службу, Главное управление программ Президента Российской Федерации и др.

Недопустима такая ситуация, когда "силовая" составляющая государственных структур может представлять угрозу интересам личности и общества, что нарушает основной принцип их баланса. Поэтому актуальна проблема оптимизации государственного контроля над деятельностью органов, обеспечивающих национальную безопасность, субъектами которого являются Президент, Правительство, Федеральное Собрание России, суды и прокуратура. Полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности определены Федеральным законом "О безопасности".

Таким образом, национальная безопасность в узком смысле слова предусматривает защиту общества от внешних угроз его суверенитету и независимости, территориальной целостности, жизни и правам граждан от посягательств на основы конституционного строя, на законность и правопорядок, на собственность государства и граждан, на другие экономические, политические, гражданские права и свободы членов общества.

Наилучшие гарантии национальной безопасности - это создание таких условий экономического, социально-политического, нравственно-культурного развития общества, которые обеспечивают его стабильность и процветание, высокий моральный дух и благополучие, максимум возможностей для деятельности и самовыражения каждой личности.

Глава 2. Основные источники и угрозы национальной безопасности России и направления государственной деятельности по их предотвращению

2. 1 Характеристика основных источников и угроз национальной безопасности России

Обеспечение национальной безопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах, выявление и учет которых носит определяющее значение. Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В связи с этим основная задача системы национальной безопасности - защита национальных интересов от различного рода угроз. Однако бесспорно одно целенаправленное и эффективное обеспечение национальной безопасности невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и государства.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

По источнику происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и социальный характер.

Угрозы природного характера - это возможность нанесения существенного ущерба в результате природных катаклизмов: землетрясений, цунами, наводнений, засухи и т.д. Природа порождает угрозы через действие космических и земных сил - механических, физических, химических, биологических, геологических и др. Эти силы (факторы) проявляются вне и независимо от сознания, стихийно и поэтому часто именуются «природными стихиями». Но природа и сама подвергается опасности в результате все возрастающего воздействия на нее общества, созданной им техники и технологии. В результате возникают те самые экологические дисбалансы, которые уже обратным образом опасно воздействуют на жизнедеятельность людей, человеческого общества.

Угрозы техногенного характера связаны с определенной опасностью в процессе функционирования технических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности. Техногенную опасность представляют также запуски космических объектов, авиакатастрофы, аварии судов, взрывы на военных складах оружия и боеприпасов, аварии военной техники и др.

Угрозы социального характера связаны с деятельностью человека, общества и государства, которые порождают наибольшее число угроз и для самих себя и для окружающей среды через действия различных социальных сил - наций, классов, партий, группировок, силовых структур. Наиболее характерными источниками угроз разного порядка выступают такие человеческие качества, как незнание, неумение, беспечность, безответственность. В качестве наиболее характерных деструктивных сил общества можно выделить преступный мир, экстремистов, вышедшие из-под общественного контроля военнизированные формирования, терроризм.

В настоящее время угрозы безопасности могут носить и комплексный характер, например, разрабатывается оружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдет разрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов.

Нетрудно заметить, что эти глобальные источники угроз являются одновременно и объектами угроз. Каждая из трех названных областей может быть источником угрозы для двух других и для самой себя. Соответственно, каждая из них выступает и в качестве объекта угрозы, подвергаясь ей со стороны двух других областей и со стороны самой себя.

Каковы же основные угрозы национальной безопасности России и каким образом следует обеспечить ее безопасность?

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельных государств, особенно США и их союзников, и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; появление и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия, страны Балтии и др.); распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств (Афганистан, Абхазия, Нагорный Карабах и др.); притязания на территорию Российской Федерации (страны Балтии, Финляндия, Япония и др.).

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются также в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением в России внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Процесс обеспечения национальной безопасности России в экономической сфере следует рассматривать как через ее внешнеэкономическую, так и через внутриэкономическую деятельность. Во внешнеэкономической деятельности приоритетными направлениями являются: создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; расширение рынков сбыта российской продукции; формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг усиливается защита интересов отечественных товаропроизводителей, а также осуществляется регулирование деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, вводятся определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Во внутриэкономической деятельности России среди наиболее эффективных мер можно назвать: правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации; усиление государственного регулирования в экономике; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переход к экономическому росту (минимальная задача - удвоение внутреннего валового продукта) при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Основными путями решения указанных задач являются: концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализация программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Другим не менее важным направлением является обеспечение безопасности Российского государства в социальной сфере с учетом следующих угроз: глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы; кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения; рост потребления алкоголя и наркотических веществ; резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране; деформация демографического и социального состава общества; подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства; ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи; снижение духовного, нравственного потенциала населения.

С целью парирования вышеперечисленных угроз военно-политическое руководство России проводит работы по обеспечению защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, всячески старается сохранить культурное достояние всех народов России, планирует комплекс мер в сфере государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения. Особое внимание уделяется контролю, к сожалению, пока с низкой эффективностью, за использованием эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также осуществлению противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. В отдельное направление выделена программа сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств - участников Содружества Независимых Государств.

В последнее время на повестку дня вышли новые угрозы безопасности России, связанные с информационной сферой. Здесь серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм (в т.ч. и международный) и угроза криминализации общественных отношений. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Кроме того, серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, сегодня носят открытый, конкретный и понятный каждому гражданину характер. Во главу угла этой работы поставлено равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, независимо от должностной иерархии и финансовой поддержки.

Борьба с терроризмом, особенно международным, наркобизнесом и контрабандой осуществляется на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности. Основываясь на международных соглашениях, Россия эффективно сотрудничает с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. В этих целях широко используется международный опыт борьбы с этим явлением, вырабатывается скоординированный механизм противодействия международному терроризму, перекрываются все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа. В то же время работа в этой сфере не всегда приносит стопроцентный успех, и теракты на территории России еще не стали достоянием истории. национальный безопасность россия

Несмотря на принимаемые меры, возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Во многом этому способствуют следующие негативные тенденции, имеющие место в Российской Федерации: затянувшийся процесс реформирования оборонного промышленного комплекса, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы; достижение недопустимого уровня снижения укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой; острота социальных проблем военнослужащих. Кроме того, возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН, увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения, а также активизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Существенную роль в вопросах обеспечения национальной безопасности России играет и глубоко продуманная стратегия во внутриполитической сфере. Причем эта стратегия должна строиться исходя из существующих внутренних угроз нашему Отечеству. Особе место среди этих угроз занимают, во-первых, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, которые способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Во-вторых, этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция, способствующая усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создающая условия для возникновения этнонациональных конфликтов. Кроме того, негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это, в свою очередь, ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

В этих условиях руководство нашего государства проводит всестороннюю работу, направленную на сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволяющей обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач составляет основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Во-вторых, осуществляется конституционный принцип народовластия на основе согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России путем соблюдения конституционного принципа разделения властей; установления более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами; укрепления федеративного устройства России через совершенствование ее отношений с субъектами Российской Федерации.

В-третьих, основными направлениями защиты конституционного строя в России выбраны: обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации; разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России; выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов; совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские цели, и пресечение их деятельности.

В-четвертых, осуществляется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

В-пятых, формируется система мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

В последнее время на процесс обеспечения национальной безопасности России оказывают существенное влияние угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов. Данная угроза находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

В создавшихся условиях к числу приоритетных направлений деятельности Российского государства в экологической сфере его руководством отнесены: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.

Подобные документы

    Понятие национальной безопасности. Роль органов судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Практика и проблемы обеспечения защищиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Основные составляющие национальной безопасности. Внутренние и внешние факторы политики обеспечения национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы. Современная доктрина дальнейшего совершенствования политики безопасности.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2012

    Органы обеспечения государственной безопасности. Место ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности РФ. Общие положения о милиции в РФ. Особенности государственного управления органами обеспечения безопасности России.

    дипломная работа , добавлен 05.03.2008

    Процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира в начале нового столетия. Понятие обороны государства и принципы обеспечения, нормативно-правовое обоснование. Угрозы национальной безопасности.

    презентация , добавлен 08.08.2014

    Элементы структуры национальной безопасности и ее основные виды. Сущностная характеристика основных структурных элементов национальной безопасности. Внимание к проблемам экономической безопасности. Цели и средства государственного вмешательства.

    реферат , добавлен 06.04.2009

    Анализ законодательств государств-участников СНГ, законодательной реформы в сфере национальной безопасности. Исследование проблем просвещения в области прав и свобод человека в России. Характеристика основных направлений деятельности спецслужб Украины.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Оценка угроз национальной безопасности России. Место экономической безопасности в структуре национальной безопасности государства. Условия возникновения угрозы: изменение в объеме и распределении доходов и богатства. Военная (оборонная) безопасность.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Основные направления национальной безопасности России: укрепление обороноспособности, территориальная целостность, экономическая и экологическая безопасность. Укрепление конституционных основ государственной безопасности как первостепенная задача.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Состав и построение системы обеспечения безопасности, требования к ней и ее правовое регулирование. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Место и роль государственных органов и неправительственных организаций.

    реферат , добавлен 18.02.2011

    Коррупция как объект политологического исследования, ее сущность, причины и содержание. Противодействие коррупции как угрозе национальной безопасности России со стороны государства. Перспективные направления развития антикоррупционного законодательства.

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 343.34:351.86

Страницы в журнале: 33-35

Т.Т. АЛИЕВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации tta70@mail.ru

С.С. САННИКОВА,

аспирант Поволжского кооперативного института РУК Центросоюза РФ

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, нормативные правовые акты, понятие, закон.

Legal Regulation of Ensuring National Security of the Russian Federation

Aliev T., Sannikova S.

The article examines the legal basis of national security, analyzes basic normative acts in the field of study, formulates the conclusion that at the present time in spite of the large number of documents regulating relations in the sphere of national security, the legislation needs to be expanded and improved.

Keywords: national security, public safety, normative act, concept, law.

Обеспечение национальной безопасности возведено в ранг приоритетных задач любого государства мира. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, развитием мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В первую очередь решение проблем в области обеспечения национальной безопасности зависит от уровня правового регулирования в указанной области деятельности. Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности устанавливает в качестве своей цели организацию системы обеспечения национальной безопасности государства, а также регламентирование поведения участников общественных отношений в данной сфере.

В юридической литературе долгое время превалировали две тенденции в вопросах обеспечения безопасности Российской Федерации. Одна из них развивалась с начала 1990-х годов в рамках российского законодательства, в котором детально закреплялись правовые механизмы обеспечения безопасности, и прежде всего государственной безопасности. В первой половине 1990-х годов были приняты Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее - Закон о безопасности 1992 года), имевшие целью укрепление Российского государства; о национальной безопасности в них не упоминается.

После опубликования Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300) сложилась вторая тенденция, в рамках которой политологический, экономический, социологический и другие аспекты безопасности выдвинулись на первый план: понятие «национальная безопасность» стало противопоставляться дефинициям «безопасность» и «государственная безопасность».

На сегодняшний день правовые нормы, формирующие основу обеспечения национальной безопасности, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня. Среди них можно выделить Конституцию РФ, международные правовые акты (например, Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности 2010 года), федеральное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, а также акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основа правового регулирования национальной безопасности заложена в Конституции РФ, поскольку задача по обеспечению безопасности основывается на принципах конституционного строя и строго подчинена им. Так, ст. 13 устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Подрыв безопасности государства - один из главных критериев неконституционности любого общественного объединения. Термин «безопасность» в Конституции РФ используется неоднократно (например, в статьях 13, 55, 56, 72), однако Конституция РФ не раскрывает его содержания и юридической природы. Следует согласиться с Н.С. Бондарем, который отмечает: «Как конституционная категория понятие безопасности призвано отражать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства на основе последовательного обеспечения их баланса».

Поскольку акты международного права являются составной частью российской правовой системы, то соответственно и в сфере обеспечения национальной безопасности также существует значительное количество актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. В данной группе можно выделить Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года, целью которой является активизация усилий стран мирового сообщества, направленных на предупреждение терроризма и его негативного воздействия на полное осуществление прав человека, в частности права на жизнь, посредством мер, принимаемых как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества, с учетом действующих многосторонних или двусторонних международных договоров или соглашений.

Еще одним международным актом, регулирующим отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, выступает Конвенция о ядерной безопасности 1994 года, направленная на обеспечение высокого уровня ядерной безопасности во всем мире на основе укрепления национальных мер и международного сотрудничества и поддержания такого уровня; на создание на ядерных установках эффективных средств защиты личности, общества и окружающей среды от потенциальной радиационной опасности, вредного воздействия ионизирующих излучений от таких установок; на предотвращение аварий с радиологическими последствиями.

В целях обеспечения безопасности могут издаваться федеральные законы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на объединение в политические партии. Так, был принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - Закон о безопасности), который определил основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Однако следует признать, что Закон о безопасности весьма несовершенен. По сравнению с ранее действовавшим Законом о безопасности 1992 года он стал еще более абстрактным и пустым по содержанию.

Помимо Закона о безопасности в сфере обеспечения безопасности в Российской Федерации приняты и действуют федеральные конституционные законы от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», федеральные законы от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 23.06.1995 № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» и т. д.

Закон о безопасности стал следствием подготовки и принятия одного из ведущих документов, регламентирующих концептуальные основы безопасности государства и общества, - Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия). Именно Стратегия дает легальные определения основных понятий в области национальной безопасности, а также устанавливает виды национальной безопасности: во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в области науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в области общественной безопасности.

Стратегия - это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В Стратегии установлены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них названы стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства (п. 2 Стратегии).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать самостоятельные нормативные правовые акты в отношении обеспечения безопасности и правопорядка на принадлежащей им территории.

В целом законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации определяет компетенцию государственных органов, входящих в систему национальной безопасности Российской Федерации, необходимость координации их деятельности и взаимодействия, структуру организации системы обеспечения национальной безопасности. Однако, как справедливо замечает В.Е. Чеканов, рассматривая структуру национальной безопасности, на современном этапе ее правовую основу составляет более 250 законодательных и около 1000 подзаконных (в том числе ведомственных) нормативных актов, «однако до сих пор не определены объект, предмет, метод правового регулирования, функции и принципы права национальной безопасности».

В заключение следует отметить: несмотря на наличие достаточно большого объема нормативных правовых актов в области обеспечения национальной безопасности, необходимость совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации не вызывает сомнения. В частности, надлежит более детально закрепить основные термины, определить методы обеспечения национальной безопасности, а также основные средства, с помощью которых будет достигнута основная цель.

Вместе с тем представляется, что проблема обеспечения безопасности также может быть решена посредством формирования региональной правовой базы в области обеспечения национальной безопасности, гибко реагирующей на политические и государственно-правовые реформы, которые проходят сегодня в обществе.

Библиография

1 См.: Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: науч.-практ. пособие. - М., 2005. С. 4-5.

2 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. - М., 2011. С. 182.

3 Чеканов В.Е. Некоторые проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. - М., 2006. С. 219.

Поделитесь статьей с коллегами:

Деятельность по обеспечению безопасности РФ неоднородна, в ней выделяются следующие основные направления(функции):

– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

– создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

– управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

– осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

– участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

В соответствии с указанными направлениями Концепция национальной безопасности определяет задачи в обеспечении национальной безопасности РФ:

– обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;

– подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

– преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;

– обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

– совершенствование системы государственной вла– сти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

– обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

– обеспечение равноправного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

– подъем и поддержка на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

– укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

– принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленных против РФ;

– коренное улучшение экологической ситуации в стране. Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью и криминализацией общественных отношений, представляющих угрозу безопасности РФ, в соответствии с Концепцией национальной безопасности являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; расширение взаимовыгодного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.


Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: А. Соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Б. Единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации.

В. Приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

Г. Реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

Д. Соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);

Е. Сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государс­твенной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

2. Цель и задачи обеспечения национальной безопасности РФ.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

Укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

Выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

Усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

Укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

Привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

Расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками СНГ;

Содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;

Достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

Выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;

Адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;

Содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

Развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;

Противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

Пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

Осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ;

Предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

Экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

Безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

Создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;

Совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;

Совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

Противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

3. Внешние, внутренние и трансграничные угрозы для РФ.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

К основным внешним угрозам можно отнести:

Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы. Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Трансграничные угрозы включают в себя:

создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

деятельность наркобизнеса, транспортировка наркотиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Варианты определения термина

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому определению - национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность - способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

По определению российского политолога Н. А. Косолапова , национальная безопасность - это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ - защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства (интересов национальных), при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация угроз национальным интересам в разных сферах жизнедеятельности общества и государства.© Сытник Г.П.

Существуют два подхода относительно операционализации понятия Б.Н. .Согласно первому, она рассматривается в контексте защиты национальных интересов, а согласно второму – базисных ценностей общества. В пределах обоих подходов возникает ключевая проблема – определение совокупности национальных интересов или совокупности национальных ценностей. Проблема может быть сведена к триаде вопросов: ценности национальные (интересы) – какие, кого, за счет кого (чего) их защищать (реализовывать)? Однозначно ответить на эти вопросы вне пределов политического процесса (компромисса) достаточно трудно.

Когда понятие Б.Н. вошло в политический лексикон на Западе, оно использовалось в качестве синонима обороноспособности государства и фактически к середине восьмидесятых годов ХХ ст. под этим понятием главным образом понимали военную и политическую безопасность. С начала 90-х годов прошлого столетия в теоретических исследованиях, в философско-социологической и политической литературе понятие Б.Н. и проблему ее обеспечения рассматривают с учетом экономических, социо-культурных и других факторов. Сегодня, в известной мере, сформировалось общее понимание базисных категорий, которые используются при решении проблемы Б.Н. , что способствует разработке достаточно структурированных, с относительно четким понятийным аппаратом, руководящих документов по вопросам ее обеспечения. Есть понимание, что Б.Н. – достаточно сложное социально-политического явление, которое отображает последствия многогранной жизнедеятельности, накопленный исторический опыт, предпочтения и культуру каждого человека (индивида), общества, государства, в целом – земной цивилизации, что оно имеет много оттенков, закрепленных правом как совокупное состояние, которое аккумулирует бесконечное число видов убытков (потерь), а также возможных представлений об угрозах и их последствиях для интересов национальных. Но до сего времени у исследователей отсутствует единое мнение о том, что целесообразно понимать под понятием Б.Н. – состояние или категорию, которая характеризует состояние.

Отечественные и иностранные исследователи, нормативные документы дают разные толкования сущности понятия Б.Н. из-за его сложного, многокомпонентного и междисциплинарного характера. Поэтому есть основания утверждать, что в международной политике, внутренней и внешней политике государств, в теории и практике государственного управления, не существует понятия, которое могло бы сравниться по степени туманности, частоте относительно не четкого употребления с понятием Б.Н. .

Это свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности, природы возникновения, диалектики развития, механизмов формирования и возможного управленческого влияния на системные характеристики явления, которое означают понятиям Б.Н. В то же время наиболее распространенным является мнение, что Б.Н. – категория, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства.

То есть, это понятие тесно связано со всеми формами, направлениями и проявлениями взаимодействия в системе «природа – человек – общество». Как понятие Б.Н. используется по отношению к широкому кругу объектов и процессов для характеристики их защиты от разных негативных влияний природного и социального характера (часто – в контексте характеристики условий развития или функционирования указанных объектов и процессов). Поэтому Б.Н. должна рассматриваться как специфическое свойство динамических систем, как комплексный критерий оценки их качества, который характеризует динамику развития и техническое воплощение системы.

Б.Н. имеет три взаимозависимых уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности, характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.

Б.Н. является переменной величиной потому, что по своей сути это интегральная многокомпонентная оценка имеющегося, желаемого или прогнозируемого уровня (меры, степени) защищенности жизненно важных национальных интересов и условий их реализации, в частности, состояния социально-экономической системы, социальных и политических институтов в стране, возможности сил и средств сектора безопасности противостоять угрозам указанным интересам и тому подобное.

Конкретное значение Б.Н. всегда находится в интервале от абсолютной безопасности (идеальное состояние), когда события, явления, процессы, которые порождают опасности для реализации национальных интересов полностью отсутствуют, к абсолютной опасности, когда совокупное влияние указанных опасностей ставит в повестку дня вопрос о самой возможности существования социальной системы (государства), например, ее распад, насильственное изменение конституционного строя и так далее. Поэтому при любых условиях Б.Н. нельзя рассматривать как состояние, когда нет опасности. Исторический опыт не содержит примеры, когда бы такого состояния удалось достичь даже отдельному человеку, не говоря уже о разных формах социальных образований. Напротив, пытаясь защитить себя от тех или других, угроз, они создали такие виды и системы производственных и технологических мощностей, вооружений и в таком количестве, что это стало, одной из наибольших угроз для каждого человека. Поэтому в качестве основы для раскрытия содержания понятия Б.Н. необходимо рассматривать определенное состояние системы (объекта, процесса), которое достигнуто в результате предотвращения вреда ее развитию (жизнедеятельности).

Желаемый уровень Б.Н. (гарантированный, критически допустимый или недопустимый и тому подобное) часто рассматривается как цель, способ или необходимое условие успешного функционирования и существования человека, общественной группы, общества или государства, а их развитие представляется как движение по определенной траектории в среде, которая характеризуется совокупностью взаимообусловленных факторов внешнего и внутреннего характера, которые могут быть описаны определенным набором показателей (индикаторов). В таком понимании Б.Н. является системной количественно-качественной характеристикой развития социальной системы, как объекта реальной действительности на тот или другой момент времени. С учетом иерархичности построения социальных систем можно утверждать, что Б.Н. представляет собой сложную многоуровневую систему, которая формируется в ходе объективных и субъективных процессов, под прямым и опосредствованным влиянием многих факторов.

Эти факторы могут иметь экономическое, политическое, военное, естественное, техногенное или другое происхождение. Диалектическое единство всех составляющих Б.Н. как системы обусловлено неразрывностью процесса функционирования и развития человека, общества, государства не только в пространстве, но и во времени. © Сытник Г.П. «Словарь-справочник» Государственное управление в сфере национальной безопасности/ Под ред. Г.П. Сытника. – Киев: Русское слово, 2012. – 41 с.

Структура национальной безопасности

Национальная безопасность включает в себя :

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, - армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Национальная ассоциация участников электронной торговли.
  • Национальная библиотека Австралии

Смотреть что такое "Национальная безопасность" в других словарях:

    Безопасность - получить на Академике рабочий купон на скидку Redmond или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Redmond

    Национальная безопасность - см. Безопасность национальная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Национальная безопасность РФ - национальная безопасность состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную … Официальная терминология

    Национальная безопасность - см. Безопасность … Энциклопедия права

    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - (National Security), США, 2003. Комедийный боевик. Стать полицейским мечта многих мальчишек. Стать офицером мечта многих курсантов полицейской академии. А быть офицером службы «Национальной безопасности» означает только одно быть неудачником. Эрл … Энциклопедия кино

    Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и… … Политология. Словарь.

    Национальная безопасность - см. Безопасность … Большой юридический словарь

    Национальная безопасность - (national security state), понятие, используемое для описания и объяснения увеличения аппарата нац. безопасности, что особенно было важно в эпоху холодной войны (1946 90). Мн. считают, что сочетание внеш. опасности, исходящей от идеологич. и… … Народы и культуры

    Национальная безопасность - одна из центральных проблем геополитики. Большинство государств имеют доктрины национальной безопасности, включающих военно политические и экономические направления внешней и внутренней политики. Доктрины предусматриваютзащиту многомерного… … Геоэкономический словарь-справочник

    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - (фр. national, от nation нация и лат. natio народ, нация) совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает стабильное политическое, социальноэкономическое и духовно культурное развитие общества, независимость, защиту… … Политологический словарь-справочник