Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Нормы гражданского законодательства российской федерации. Гражданское законодательство находится в ведении. Иерархия нормативно-правовых актов в сфере гражданско-правового регулирования. Система нормативных актов гражданского права

Гражданские отношения затрагиваются также и в ряде других статей Конституции. Так, в соответствии со ст. 53 каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это положение развито в ст. 1069-1071 ГК.

3. Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно, является Гражданский кодекс, который состоит из четырех частей, две из которых приняты в ХХ в. (в 1994 и 1995 гг.), а две - в ХХI в. (в 2001 и 2007 гг.). В них вносились изменения и дополнения.

4. Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права , очень много. Их можно классифицировать по разным основаниям.

Можно назвать федеральные законы, прямо указанные в тексте Кодекса: Закон об актах гражданского состояния (ст. 47), Закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87), Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 51) и др.

Кроме того, нормы гражданского права зачастую встречаются в федеральных законах, принятие которых не было «запланировано» в Гражданском кодексе прежде всего потому, что это нормативные правовые акты публичного права. Например, ст. 76 Закона об исполнительном производстве определяет правила обращения взыскания на «дебиторскую задолженность». По существу эти положения устанавливают специальные основания и порядок перехода прав кредитора к третьему лицу, т.е., безусловно, являются нормами гражданского права.

Возможность существования таких положений следует из ст. 387 ГК, содержащей не закрытый перечень случаев перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.

Особо следует выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Лесной, Воздушный, Водный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и некоторые другие.

5. В силу правила, установленного в абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Очевидно, есть основания рассматривать это правило как презумпцию верховенства Гражданского кодекса над другими законами, содержащими нормы гражданского права. Соотношение норм гражданского права, содержащихся в ГК и в иных законах, подчеркивает Е.А. Суханов.

Рассуждая о значении Жилищного кодекса в регулировании гражданско-правовых отношений, он отмечает, что рассматривать этот Кодекс в качестве специального по отношению к ГК оснований нет, поскольку ЖК был принят не «в соответствии с ГК», имеет собственный предмет и принципы, поэтому «Жилищный кодекс имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (п. 8 ст. 5 ЖК), но должен уступать ГК в сфере регулирования жилищных отношений , являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК получат не только Жилищный и Земельный кодексы, но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования , банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации».

В целях предотвращения случаев внесения изменений и дополнений несистемного и фрагментарного характера в ст. 3 ГК РФ были даны изменения, исключающие возможность внесения поправок наряду с изменениями других законодательных актов. Установлена норма (п. 2.1), на основании которой внесение поправок в ГК возможно только отдельным (специальным законом)2.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права

1. Гражданские отношения могут регулироваться не только законодательными актами, но и указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ . Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права , именуются иными правовыми актами (п. 6 ст. 3 ГК). Такие акты должны приниматься на основании Кодекса, других федеральных законов и не противоречить им.

По общему правилу, основанному на ст. 6 названного Федерального закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, однако в самой статье есть оговорка: «...если самими законами или актами обеих палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Зачастую в тексте закона говорится о вступлении в силу с момента опубликования, иногда указывается дата.

Часть первая Гражданского кодекса была опубликована в «Российской газете» 8 декабря 1994 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части первой ГК введена в действие 1 января 1995 г., за исключением гл. 4, посвященной юридическим лицам (вступила в силу 8 декабря 1994 г.), и гл. 17, посвященной праву собственности на землю (вступила в силу 23 апреля 2001 г.). Часть вторая ГК была опубликована 29 января 1996 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части второй ГК введена в действие 1 марта 1996 г. Часть третья ГК была опубликована 28 ноября 2001 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части третьей ГК введена в действие 1 марта 2002 г. Часть четвертая ГК была опубликована 21 декабря 2006 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части четвертой ГК введена в действие 1 января 2008 г.

Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения верховных судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.

Обычай. Аналогия. Действие гражданского законодательства по кругу лиц и в пространстве

2. Аналогия гражданского законодательства возможна, а иногда просто необходима, поскольку все ситуации в экономическом обороте и в частной жизни урегулировать юридических лиц . Так, Гражданский кодекс содержит специальные нормы по поводу участия в гражданском обороте частично и ограниченно дееспособных, а также недееспособных граждан.

Второй фактор связан с тем, что территория российских дипломатических представительств , а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию России. Соответственно, действия гражданских законов подчинены этому законодательству.

4. Действие гражданско-правовой нормы по общему правилу ограничено территорией Российской Федерации. К территории Российской Федерации следует добавить территорию российских дипломатических представительств, а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации.

Исключения из общего правила могут быть указаны в федеральном законе. Например, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 310- ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр…» были внесены изменения в Закон о введении в действие части первой ГК и установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр регулируется Гражданским кодексом, если иное не предусмотрено указанным Законом.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к статье 3 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена системе писаных форм (источников) гражданского права (нормативным актам). В ее наименовании и по тексту законодатель, следуя принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции), дифференцирует данную систему на две подсистемы: гражданское законодательство (п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 3) и иные акты, содержащие нормы гражданского права (п. п. 3 - 7 ст. 3). Первая находится в ведении Российской Федерации (п. 1 ст. 3), что отвечает началам федерализма и распределения законотворческих полномочий, согласно которым уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско- и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации, а административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ср. п. "о" ст. 71 и подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции). Это говорит о важном значении гражданского законодательства и его роли в правовом регулировании, о принципиальности самих регулируемых им отношений.

Понятие гражданского законодательства раскрывается уже в следующей норме указанием на круг образующих его источников (и с учетом вышесказанного неожиданным не является): согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 гражданское законодательство - только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, следовательно, за рамками гражданского законодательства остались по крайней мере все региональные законы (ст. 65 Конституции) и подзаконные акты.

Центральное место в подсистеме гражданского законодательства занимает ГК - ее ядро, объединяющее и притягивающее другие законы, так называемая экономическая конституция, обеспечивающая единство и согласованность всех гражданских законов и подзаконных нормативных актов. ГК сопоставим с федеральными конституционными законами, учитывая, что ему должны соответствовать все иные федеральные законы и вообще все акты, содержащие нормы гражданского права (абз. 2 п. 2, п. п. 3, 5 ст. 3). Однако федеральные конституционные законы (ст. 108, ср. со ст. 105 Конституции) принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией (а принятие ГК не входит в их число), требуя к тому же особой процедуры голосования (одобрения большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Поэтому ГК - федеральный закон, имеющий статус primus inter pares ("первого среди равных"). Нормы ГК приоритетны перед нормами принятых в соответствии с ним федеральных законов, не говоря уже об иных актах, содержащих нормы гражданского права.

2. О принадлежности к тому же - федеральному - уровню подсистемы иных актов, содержащих нормы гражданского права, говорит то, что разработчики этих актов - глава государства (Президент РФ) и федеральные госорганы - Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (п. п. 3, 4, 7 ст. 3). В то же время ни тот факт, что данную подсистему представляют сугубо подзаконные акты, ни факт ее нахождения в ведении Российской Федерации не являются исключительными: помимо указов (Президента РФ), постановлений (Правительства РФ), актов (министерств и иных федеральных органов исполнительной власти), в ее состав могут входить и акты высшей юридической силы - те федеральные законы, которые приняты не в соответствии с ГК (а потому и не относящиеся по смыслу абз. 1 п. 2 ст. 3 к гражданскому законодательству), а также законы региональные. Данный вывод подтверждают абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК и сама Конституция.

Несомненная связь между двумя правилами п. 2 ст. 3 в то же время не означает, что "другие законы" в абз. 2 - только федеральные законы, принятые в соответствии с ГК (абз. 1). Законодатель едва ли стремился замкнуть на федеральный уровень создание всех без исключения гражданских норм (которые могут входить в состав различных по профилю и направленности законов) - он скорее преследовал цель передать на федеральный уровень создание только тех нормативных актов, которые содержат гражданские нормы преимущественно. К тому же соответствие в абз. 1 и требование соответствия в абз. 2 не тождественны по смыслу: в первом случае имеются в виду не любые федеральные законы, хотя бы и развивающие положения ГК, а только наиболее важные для гражданского права федеральные законы, т.е. те, о необходимости принятия которых предрешено разработчиками ГК (а потому о которых говорится или которые упоминаются по тексту последнего), во втором же случае имеется в виду именно согласованность и отсутствие противоречий между законами и ГК. Основная масса федеральных законов, принятых в соответствии с ГК (абз. 1 п. 2 ст. 3) и "непосредственно окружающих" ГК, уже разработана и принята, однако этот процесс еще не завершен (все еще нет законов, упомянутых, в частности, в абз. 3 п. 2 ст. 120, ст. 788, п. 3 ст. 1151 ГК). Некоторые из уже принятых законов начинаются именно с указания на то, что они приняты в соответствии с ГК (п. 1 ст. 1 Закона об акционерных обществах, п. 1 ст. 1 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. 1 Закона об унитарных предприятиях и др.). Некоторые из уже принятых законов - кодексы (ЖК, ВК, КТМ, КВВТ, принятые в соответствии с п. 3 ст. 672 и п. 2 ст. 784 ГК), однако в отличие от ГК - общеотраслевого кодифицированного акта - такие законы-кодексы имеют специальный (комплексно-подотраслевой или комплексно-институциональный) характер. При таком понимании федеральных законов, принятых в соответствии с ГК (абз. 1 п. 2 ст. 3), под другими законами (абз. 2 п. 2 ст. 3) следует понимать все содержащие гражданские нормы законы вообще (как входящие, так и не входящие в состав гражданского законодательства - п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 3), кроме, разумеется, самого ГК, которому все эти законы должны соответствовать (не вступать с ним в противоречие).

Закон, не запланированный разработчиками ГК, а потому и не упомянутый по тексту ГК, необязателен, однако его принятие возможно в инициативном порядке при условии соответствия формулируемых ими гражданских норм положениям ГК. Такой закон по смыслу абз. 1 п. 2 ст. 3 лежит за рамками гражданского законодательства и относится к иным актам, содержащим нормы гражданского права (например, Закон об опеке), к этой же подсистеме относятся и все те принципиальные законы, с которыми традиционно связывают существование ряда автономных отраслей законодательства, но которые при этом содержат значительное число гражданских норм (речь, в частности, идет о СК, ТК, законах о природных ресурсах).

В требовании соответствия ГК норм всех других законов (абз. 2 п. 2 ст. 3) реализован принцип иерархичности и соподчиненности источников гражданского права. Поэтому: а) существование гражданских норм, противоречащих ГК, недопустимо, такие нормы подлежат изменению или отмене (иллюстративна в этом смысле судьба Закона о лизинге, который ввиду противоречия его первоначальной версии положениям § 6 гл. 34 ГК позже был приведен в соответствие с ними); б) принятие новых законов, нормы которых противоречат ГК, а также новация существующих законов в части изменения их гражданских норм или дополнения их новыми гражданскими нормами, если эти нормы необходимы, но противоречат ГК, возможны только при условии одновременного изменения ГК. Так, с принятием Закона об унитарных предприятиях, изменившего концепцию унитарного предприятия, и согласно его ст. 38 потребовалось изменить ст. ст. 48, 54, 113 - 115, 300 ГК.

Поскольку гражданское законодательство (ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы) находится в ведении Российской Федерации, при этом федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории РФ, существование аналогичных региональных законов бессмысленно (ср. п. п. 1 и 2 ст. 76 Конституции). В то же время региональный закон посредством гражданских норм может регулировать имущественные вопросы: а) совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (например, владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, другие вопросы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды, жилищного законодательства - подп. "в", "к" п. 1 ст. 72 Конституции); б) находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 73 Конституции). В первом случае региональный закон не может и не должен противоречить федеральному закону, имеющему над ним приоритет (п. 5 ст. 76 Конституции), во втором - при коллизии федерального и регионального законов приоритет имеет последний (п. 6 ст. 76 Конституции).

Итак, нахождение гражданского законодательства в ведении Российской Федерации (абз. 1 п. 2 ст. 3) не исключает того, что гражданские нормы могут использоваться для регулирования отношений, составляющих предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также иных вопросов, а потому могут разрабатываться и приниматься субъектами РФ. Отсюда вопрос вовсе не в том, может или нет субъект РФ разрабатывать гражданские нормы (на который обычно дают отрицательный ответ, ссылаясь на п. 1 ст. 3), а в том, какую законодательную сферу эти нормы призваны регулировать. Именно с учетом этого уточнения следует воспринимать указание на то, что гражданские нормы, содержащиеся в актах субъектов РФ, изданных до введения в действие Конституции, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции и ГК (п. 3 Постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8).

3. Таким образом, в наименовании и по тексту ст. 3 гражданское законодательство (ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы - п. 1, абз. 1 п. 2) противопоставлено иным актам, содержащим нормы гражданского права (иные федеральные законы, региональные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - абз. 2 п. 2, п. п. 3, 4, 7). При нередкой разнице в понимании и использовании термина "законодательство" с точки зрения круга охватываемых им форм права для абз. 1 п. 2 ст. 3 характерен узкий подход.

Кроме ГК и принятых в соответствии с ним федеральных законов, все прочие акты, содержащие нормы гражданского права (как законы, так и подзаконные акты), остаются за рамками гражданского законодательства и образуют автономную и параллельную подсистему иных актов, содержащих нормы гражданского права, причем не являются исключениями ни те акты, в которых гражданские нормы существуют наряду с нормами иных отраслей права (а сам акт за отсутствием определенной отраслевой принадлежности является комплексным), ни те, в которых гражданские нормы явно доминируют (а потому сам акт может по праву считаться актом гражданского права). Между тем формализм при противопоставлении гражданского законодательства иным актам, содержащим нормы гражданского права, и обращение к абз. 1 п. 2 ст. 3 при всяком упоминании о "гражданском законодательстве" чреваты неверными выводами. Так, поскольку в наименовании ст. 6 ГК и в ее п. 1 говорится о применении по аналогии гражданского законодательства, формально это должно исключать возможность применения по аналогии гражданских норм, содержащихся в иных актах (не говоря уже о нормах иных форм права, в частности обычаев делового оборота), что само по себе неверно, принимая во внимание, что назначение ст. 6 ГК и смысл аналогии состоят в ликвидации пробелов. Именно поэтому в этом и в других случаях (например, в ст. 5 ГК) ссылки на законодательство с учетом назначения конкретной статьи и сути заложенной в ней правовой нормы (конструкции) целесообразно оценивать критически и, используя имеющийся теоретический потенциал, толковать распространительно, понимая под законодательством не только ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы, но и иные акты, содержащие нормы гражданского права.

Итак, узкое согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 понимание гражданского законодательства не исключает и противоположного (широкого) подхода, согласно которому гражданское законодательство объединяет все и всякие акты, содержащие нормы гражданского права, в том числе подзаконные. В самом деле, так как согласно п. 6 ст. 3 действие и применение гражданских норм, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, нет сомнений, что, говоря о гражданском законодательстве в наименованиях и по тексту ст. ст. 4 - 7 ГК (которые и образуют эту - первую - главу), законодатель имеет в виду не только ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы, но и все прочие нормативные акты, содержащие гражданские нормы. Не случайно, что в ст. 4 ГК он обобщенно говорит об актах гражданского законодательства и, то и дело адресуя к иным источникам или обращая внимание на возможное их существование в рамках отсылочных или диспозитивных норм, использует другие термины - "законодательство" (п. 3 ст. 2, ст. 5 ГК), "гражданское законодательство" (ст. ст. 6, 7 ГК), "закон и иные правовые акты" (ст. 8, п. 3 ст. 23, ст. 311, п. 1 ст. 313 ГК), а при упоминании об актах высшей юридической силы - "федеральный закон" (абз. 2 п. 2 и абз. 2 п. 3 ст. 1, абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК) и "закон" (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 15, п. п. 1, 2 ст. 19, п. п. 1, 3 ст. 22 ГК). Узкий смысл термина "гражданское законодательство" основан на совместном толковании правил п. п. 1 и 2 ст. 3 и связан с конституционными принципами разделения государственной власти, федерализма и распределения законотворческих полномочий, широкий же основан на совместном толковании правил ст. ст. 3 и 1, 2, 4 - 7 ГК и связан с вопросами действия и применения гражданских норм, в каких бы актах они ни закреплялись.

4. Подзаконные акты, регулирующие гражданские отношения, могут быть трех видов: а) указы Президента РФ; б) постановления Правительства РФ; в) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Все они в отличие от законов могут быть только федерального уровня (п. п. 3, 4, 7 ст. 3), не могут и не должны противоречить ГК и другим федеральным законам, в противном случае применяется правило ГК или федерального закона (п. 5 ст. 3), при этом содержащаяся в данном пункте норма коллизионного типа подлежит распространительному толкованию и касается, помимо указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, также актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

В иерархии источников гражданского права указы Президента РФ (п. 3 ст. 3) занимают второе после ГК и федеральных законов место, они обязательны для исполнения на всей территории РФ (п. 2 ст. 90 Конституции) и могут либо конкретизировать имеющиеся нормы ГК и других федеральных законов, либо формулировать нормы, отсутствующие на данный момент в ГК и в других федеральных законах, с перспективой последующего их включения в закон. Постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), которым принадлежит третье место, обязательны к исполнению в Российской Федерации (п. 2 ст. 115 Конституции), они призваны способствовать наиболее полной и последовательной реализации ГК, федеральных законов и указов Президента РФ, а потому их особенность состоит в том, что они принимаются на основании и во исполнение последних, т.е. только при наличии соответствующего указания, а не "сами по себе". Действие и применение гражданских норм, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, в частности ст. 4 (п. 6 ст. 3). Примечательно, что, согласовав общую концепцию ст. 3 с Конституцией, законодатель едва ли случайно не упомянул в ее п. п. 3 - 6 наряду с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ их распоряжения (п. 1 ст. 90, п. 1 ст. 115 Конституции), которые по этой причине в отличие от указов и постановлений не могут и не должны содержать гражданские нормы.

Наконец, на последнем месте - упомянутые явно "по остаточному принципу" акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты - п. 7 ст. 3), которые могут существовать в виде указаний, положений, инструкций (ч. 1 ст. 7 Закона о ЦБ РФ), а также актов с иными наименованиями (например, приказы, письма) и издаются только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами. Правила п. п. 3 - 5 ст. 3, требующие от указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ соответствия ГК и иным федеральным законам (как и правила п. 2 ст. 3), обеспечивают принцип иерархичности и соподчиненности источников гражданского права.

5. Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (п. 1 ст. 76 Конституции). Другие законы, содержащие гражданские нормы, в зависимости от федерального или регионального уровня их принятия действуют на всей территории РФ или соответствующего ее субъекта. Акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие гражданские нормы, действуют на всей территории РФ. Любые изъятия из сказанного должны быть предусмотрены в самом нормативном акте. По кругу лиц правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, апатридов и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). Особенности действия актов гражданского законодательства во времени определяет ст. 4 ГК.

6. За рамками ст. 3 остались акты высших судебных органов. Между тем постановления Конституционного Суда РФ обладают нормативностью, если признают нормативный акт (отдельное его положение) неконституционным, что для такого акта (положения) означает утрату силы, - см. п. п. 4, 6 ст. 125 Конституции, ст. 79 ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447). Так, правила п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, признаны не противоречащими Конституции, так как они по их конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве со ст. 302 ГК не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом (Постановление КС от 21 апреля 2003 г. N 6-П); напротив, правило абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК признано не соответствующим Конституции исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер (Постановление КС от 23 декабря 1997 г. N 21-П).

В свою очередь, постановления Пленумов ВС и ВАС, которые могут быть совместными или раздельными, содержат разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного понимания и применения положений нормативных актов (ст. ст. 126, 127 Конституции). Будучи интерпретационными актами, они: а) разъясняют смысл существующих норм права, но не формулируют новых норм, а значит, и не являются формой права; б) представляют собой акты официального (судебного) толкования и являются обязательными (прежде всего для судов, но они небезразличны и для участников судебного процесса). Обязательность постановлений Пленума ВАС для всех арбитражных судов подчеркнута прямо - п. 2 ст. 13 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм.) (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589). Первый из этих двух признаков отличает интерпретационные акты от нормативных, а второй, напротив, сближает с ними.

Интерпретационные акты, которые в первую очередь связаны с процессом толкования права и только в конечном счете влияют на процесс правильного и единообразного правоприменения, отличаются и от правоприменительных актов, которые всегда имеют индивидуальный характер и представляют собой формальную сторону процесса реализации права. Судебная практика применения гражданского законодательства публикуется в журналах "Бюллетень Верховного Суда РФ" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ".

ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

совокупность нормативных актов различной юридической силы, содержащих нормы гражданского права. В соответствии со ст. 3 ГК РФ в состав Г.з. включаются только законы, причем лишь федеральные (согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к федеральной компетенции). Основной акт Г.з. - Гражданский кодекс:

Принципиальная особенность актов Г.з., отличающая их от актов публичного права или комплексных, - наличие значительного числа диспозитивных правил (норм), действующих лишь в том случае, когда сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной разрешенный законом вариант своего поведения. В Г.з. имеются и нормы императивного характера, не допускающие отступления от предусмотренных ими правил. В случае сомнения в юридической природе конкретной нормы следует исходить из того, что она имеет императивный характер.

Акты Г.з. всегда отличаются множественностью и могут быть систематизированы путем инкорпорации (сведения в единый источник (сборник), в том числе по определенной теме,без изменения их содержания), консолидации (объединения в единый нормативный акт с одновременной отменой или изменением устаревших или повторяющихся правил) и кодификации (принятия единого обобщающего акта - кодекса - с одновременной отменой ряда ранее действовавших актов).

В состав Г.з. принято включать и иные (подзаконные) нормативные акты с преобладающим содержанием гражданско-правовых норм. С этой точки зрения в него входят указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (ст.3 ГК РФ), которые должны соответствовать ГК РФ и ФЗ (и не подлежат применению в случае такого несоответствия), и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Согласно ст. 3 ГКРФ министерства и ведомства могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В Г.з. не могут входить нормативные акты субъектов Федерации или муниципальных образований (органов местного самоуправления), а их принятие противоречит требованиям Конституции РФ и ГКРФ. Нормы гражданского права могут содержаться в актах других отраслей законодательства, отнесенных Конституцией к совместному ведению Федерации и ее органов, например в комплексных по своей правовой природе актах жилищного\"законода-тельства. В этом случае они могут приниматься субъектами Федерации, но не могут противоречить ГК РФ и другим ФЗ (ст. 76 Конституции РФ). Подзаконные гражданско-правовые акты не подлежат применению судом в случае противоречия их содержания закону (ст. 12 ГК РФ), а убытки, причиненные субъектам гражданского права в случае принятия ведомственного акта, противоречащего закону или иному правовому акту, подлежат возмещению РФ (ст. 16 ГК РФ).

На территории РФ до принятия соответствующих законов сохраняют силу ранее принятые акты, имевшие силу законов в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством. К ним относятся, во-первых, соответствующие акты, принятые высшими органами государственной (законодательной) власти РФ в период с 12 июня 1990 г. (дня провозглашения государственного суверенитета РФ) до 1 января 1994 г. (дня введения в действие большинства правил части первой ГК РФ). Это - законы и некоторые постановления бывшего ВС РСФСР, а затем - РФ, и указы Президента РФ по вопросам правового обеспечения экономической реформы, имевшие в тот период силу закона. Во-вторых, это законы и подзаконные акты СССР и РСФСР, в том числе принятые до указанного времени. К ним, в частности, относятся ОГЗ СССР 1991 г., в которых сохранили силу нормы разделов о наследственном и международном частном праве, и не противоречащие им правила аналогичных разделов ГК РСФСР. Все перечисленные нормативные акты действуют на территории РФ в части, не противоречащей ГК РФ и принятым в соответствии с ним законам.

По общему правилу гражданские законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом они применяются ко всем правам и обязанностям, возникшим после введения закона в действие, даже если само отношение (в том числе длящееся) появилось до этого момента (ст. 4 ГК РФ). Условия договоров, заключенных до момента введения в действие нового закона, сохраняют силу даже при противоречии их новым обязательным (императивным) правилам, если только сам этот закон прямо не распространит свое действие на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ). Гражданский закон может распространять свое действие и на ранее возникшие отношения (ст. 4 ГК РФ), т.е. обладать обратной силой, но только в случаях, прямо предусмотренных законом. Гражданские законы РФ действуют на всей ее территории; пространство их действия может быть ограничено лишь специальным ФЗ и только при необходимости обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК РФ). Они охватывают отношения субъектов гражданского права РФ и могут применяться к их отношениям с иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, если иное не предусмотрено ФЗ (ст. 2 ГК РФ). Условия и порядок такого их применения регулируются нормами международного частного (коллизионного) права (разд. VII ОГЗ СССР 1991 г., разд. VIII ГК РСФСР).

Гражданские законы могут применяться по аналогии к сходным с регулируемыми ими отношениями в случаях, когда соответствующее гражданское правоотношение прямо не урегулировано законом или соглашением сторон (договором) и отсутствует применимый к нему обычай делового оборота, а само это применение не противоречит существу отношения (ст. 6 ГК РФ). При невозможности использовать в такой ситуации аналогию закона допустима аналогия права - определение прав и обязанностей сторон, исходя из общих начал и смысла Г.з. и с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости (ст. 6 ГК РФ).

Иные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ" либо со дня их подписания, если в самих этих актах не предусмотрен иной порядок вступления их в силу. Они, как правило, не должны иметь обратной силы и не могут применяться по аналогии.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ст. 3 ГК РФ, а если они также касаются прав. свобод и обязанностей граждан либо носят ведомственный характер, то подлежат обязательной предварительной государственной регистрации в Минюсте (за исключением нормативных актов ФКЦБ). В срок не позднее 10 дней после регистрации они подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" либо в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". После этого они вступают в силу. Такие нормативные акты не имеют обратной силы и не применяются по аналогии.

Суханов Е.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" в других словарях:

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, нормы гражданского права (см. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО), описывающие основания возникновения и порядок осуществления права собственности и вещных прав, интеллектуальной собственности, регулирующие договорные обязательства,… … Энциклопедический словарь

    В РФ совокупность норм, определяющих правовой статус участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридический словарь

    Гражданское законодательство - состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51 ФЗ,… … Словарь юридических понятий

    Гражданское законодательство - см. Гражданско правовые отношенияРоссийская энциклопедия по охране труда

    Гражданское законодательство рф - (англ. civil legislation) отрасль законодательства, определяющая правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др. вещных … Энциклопедия права

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность норм права, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридическая энциклопедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Гражданское законодательство совокупность правовых актов (а … Википедия

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность актов гражданского права. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодатель ство находится в ведении РФ. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Гражданское законодательство - это система нормативных актов, содержащих нормы права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ в состав гражданского законодательства включаются ГК РФ и иные принятые на его основе… … Большой юридический словарь

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права: законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента … Юридический словарь современного гражданского права

Книги

Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 3 ГК РФ

1. Понятие. Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, действующих в Российской Федерации. Кроме законов и подзаконных актов к источникам гражданского права также относятся:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;

В буквальном смысле, в соответствии с комментируемой статьей, гражданское законодательство включает в себя лишь:

а) Гражданский кодекс;

б) принятые в соответствии с ним федеральные законы.

2. Основной принцип. По Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это значит, что вопросы гражданского права определяются и в основном регулируются федеральными правовыми актами.

3. Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ. Кодекс подготовлен и принят в середине 1990-х - начале 2000-х гг. в трех частях и охватывает основное содержание гражданского права (кроме интеллектуальной собственности), соответствующее современным мировым стандартам. В связи с содержанием ГК РФ и местом, занимаемым им во всей системе источников гражданского права, все иные нормативные акты по гражданскому праву должны приниматься в соответствии с ГК РФ.

4. Правовые акты в соответствии с комментируемой статьей можно представить в виде следующей схемы (по убыванию юридической силы):

│ Законы │

│(Конституция, Гражданский кодекс,│

│ федеральные законы) │

┌──────────────────────────────────┐

│ Подзаконные нормативные акты │

└──────────────────────────────────┘

┌──────────────────────┐┌───────────────────────────┐

│ Указы Президента ││Постановления Правительства│

└──────────────────────┘└───────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┐

│ Ведомственные нормативные акты │

└──────────────────────────────────┘

Судебная практика.

Изданный субъектом Российской Федерации или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом, как противоречащий нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59).

По вопросам гражданского законодательства в нашей стране есть и проблемы, требующие дальнейшей разработки и решения. Один из таких вопросов - это судебные прецеденты. Высококвалифицированная работа юристов - это деятельность, строго основанная на законе и в то же время учитывающая опыт (практику) применения законодательства. Принято считать, что этот опыт выражается в правоположениях, закрепляемых, как правило, в актах высших судебных инстанций (в частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ). Вместе с тем, возможно, есть основания в соответствии с мировым опытом для признания в качестве источника гражданского права также и судебных прецедентов как таковых - образцов правового решения своеобразных случаев жизни, которые берутся за основу решения аналогичных жизненных случаев другими судами.

Другой проблемный вопрос - это договоры. В соответствии с принципом диспозитивности договоры в гражданском праве являются не только юридическим фактом, но и источником прав и обязанностей для данных субъектов. В этом отношении они являются категориями, близкими к источникам права. В ряде случаев договоры могут продолжать действовать и в тех ситуациях, когда по соответствующему вопросу издается закон (если, понятно, закон не касается именно данных конкретных отношений - ).

Другой комментарий к Ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья 3 ГК РФ определяет состав законодательства, регулирующего отношения, указанные в , устанавливает четкую иерархию входящих в него нормативных правовых актов. Само гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

2. В сфере гражданско-правового регулирования ГК является актом высшей юридической силы.

Федеральные законы должны соответствовать ГК, и в случае коллизий между законами и ГК преимущество должно отдаваться нормам ГК.

Указы Президента РФ, которыми также могут регулироваться гражданско-правовые отношения, не должны противоречить ГК и федеральным законам.

Акты Правительства РФ, в которых могут устанавливаться нормы гражданского права, могут иметь исключительно форму постановлений, принятых на основании и во исполнение ГК, федеральных законов и указов Президента РФ. По собственной инициативе Правительство РФ издавать такие акты не вправе.

Наиболее ограничена компетенция федеральных органов исполнительной власти, структура которых определяется указами Президента РФ. Они вправе издавать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и пределах, предусмотренных иными правовыми актами из числа упомянутых в п. п. 2 - 6 ст. 3 Гражданского кодекса России.

  • Вверх

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 3 ГК РФ

1. Гражданское законодательство — это система законодательных актов, регулирующих гражданские отношения (см. ст. 2 ГК и комментарий к ней). В соответствии с Конституцией РФ оно находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71). На основании ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.

2. Безусловно, и другие акты гражданского законодательства базируются на Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Основного Закона «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» . Наряду с положениями, рассмотренными , следует указать на фундаментальные для гражданского законодательства моменты, содержащиеся в Конституции РФ.

Во-первых, это, конечно же, основанное на высшей ценности прав и свобод человека право частной собственности, которое занимает центральное место в системе прав и свобод человека и гражданина, обусловливая демократический, правовой характер государственного устройства, а также рыночный характер экономических отношений. Именно собственник кровно заинтересован в построении правовой системы, эффективно защищающей права и законные интересы граждан, а также четко определяющей правила игры в экономической сфере. Без частной собственности не может быть ни демократии, ни гражданского общества.

Во-вторых, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

3. Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно является Гражданский кодекс РФ, который определяет принципы гражданского права, устанавливает основные начала правового регулирования гражданских отношений (см. ).

Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права, настолько много, что, полагаем, их можно классифицировать по разным основаниям.

Можно назвать Федеральные законы, прямо указанные в тексте комментируемого Кодекса: от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон об актах гражданского состояния) (ст. 47), от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации юридических лиц) (ст. 51), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об обществах с ограниченной ответственностью) (ст. 87) и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Кроме того, нормы гражданского права зачастую встречаются в федеральных законах, принятие которых не было «запланировано» в Гражданском кодексе прежде всего потому, что это нормативные правовые акты публичного права. Так, например, ст. 76 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве 2007 г.) определяет правила обращения взыскания на «дебиторскую задолженность». По существу, эти положения устанавливают специальные основание и порядок перехода прав кредитора к третьему лицу, т.е., безусловно, являются нормами гражданского права. Возможность существования таких положений следует из , не содержащей закрытого перечня случаев перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Наверное, справедливо выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Лесной, Воздушный, Водный, Градостроительный кодексы , Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и некоторые другие.

4. Следует отметить, что в тексте ГК РФ употребляются термины «гражданское законодательство», «законодательство» или «закон» (законы). При этом всегда подразумеваются федеральные законы. Правило, установленное в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи 3 ГК РФ, о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу, наверное, следует рассматривать как презумпцию верховенства Гражданского кодекса, поскольку с точки зрения иерархической сам этот Кодекс также является федеральным законом.

Соотношение норм гражданского права, содержащихся в ГК РФ и в иных законах, удачно подчеркнул Е.А. Суханов. Рассуждая о значении Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ, ЖК) в регулировании гражданско-правовых отношений, он отмечает, что рассматривать этот Кодекс в качестве специального по отношению к ГК РФ оснований нет, поскольку ЖК РФ был принят не «в соответствии с ГК», имеет собственный предмет и принципы, поэтому «Жилищный кодекс имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (п. 8 ст. 5 ЖК), но должен уступать ГК в сфере регулирования жилищных отношений, являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК получат не только Жилищный и Земельный кодексы, но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования, банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

Кодификация российского частного права / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало и др.; Под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2008.

5. Гражданские отношения могут регулироваться не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392) и постановлениями Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»). Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, в комментируемом Кодексе именуются правовыми актами.

———————————
Российская газета. 20.11.1992. N 251.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.

Правовые акты должны приниматься в случаях, непосредственно предусмотренных ГК РФ или другими федеральными законами.

6. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, только при соблюдении следующих требований:

1) если данный документ предусмотрен комментируемым Кодексом, иными законами либо правовыми актами. Конечно же, при этом он не должен противоречить вышеназванным актам;

2) в отношении «подведомственных актов» существует правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» . Согласно названным документам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после государственной регистрации этих актов. Причем акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст. 301.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

7. Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать гражданские отношения (см. к ней).

8. Говоря о системе нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права, нельзя не упомянуть о значении актов Конституционного Суда РФ. Сами по себе акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права. Однако недооценивать их роль нельзя.

В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве. В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности положения в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова». Предметом рассмотрения в указанном Постановлении было положение ГК РФ, в соответствии с которым вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Не найдя причин для признания этой нормы неконституционной, Суд все же отметил, что она не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением. Эта позиция Конституционного Суда РФ сегодня является важнейшим правовым основанием для защиты прав лиц, пострадавших от судебной волокиты.

Нередко акты Конституционного Суда РФ содержат положения, толкующие гражданский закон. Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. N 734-О-П «По жалобе гражданки В. на » отмечается, что ст. 151 ГК РФ в системе действующего гражданского правового регулирования не может рассматриваться как препятствующая принятию решения о денежной компенсации в случаях неисполнения судебных решений по искам к Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям. В истории современного гражданского законодательства имели место случаи признания отдельных норм противоречащими Конституции РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П несоответствие конституционным нормам было выявлено в отношении исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер.

9. Следует иметь в виду, что на основании ст. ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, в том числе по гражданским делам. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства. Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения Верховных Судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.