Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности в современной россии Источники правового регулирования инновационной деятельности

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется посредством применения норм Конституции Российской Федерации,Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом регулирующим отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с учетом изменений) .Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.

Необходимость регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инноваций меняется структура экономики,так как инновации выступают непосредственно причиной возникновения новых производств,отраслей и постепенного отмирания уже существующих.

Правовое регулирование предполагает целенаправленное воздействие на тот или иной вид общественных отношений.Инновационная деятельность также выступает разновидностью общественных отношений, которые складываются в процессе создания и внедрения инноваций в жизнь общества. Под правовым регулированием следует понимать воздействие норм права на общественные отношения в целях их упорядочения и развития. Гончаренко Л П Менеджмент инвестиций и инноваций М.2014

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством использования различных правовых методов, средств и форм. Основным правовым средством государственного регулирования являются правовые акты.Это многочисленные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.Регулирование инновационной деятельности может осуществляться также на базе инновационных прогнозов стратегий, программ.

Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации с учетом предложений субъектов Российской Федерации.

Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет Бюджетный кодекс Российской Федерации. Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета.

Годовые возможности финансовой поддержки закрепляются в Федеральном законе о государственном бюджете на очередной год. Комплекс нормативов стимулирования по налогообложению отражается в дифференцированных ставках каждого вида финансовых изъятий в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Комплекс отношений собственности, субъектов, производящих объекты интеллектуальной собственности, в том числе государства, субъектами, производящими материальные продукты, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Процедура выхода инновационного объекта на внешний рынок, закрепляется в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Ряд субъектов Российской Федерации приняли законодательные акты об инновационной деятельности. Маховикова Г А, Ефимова Н Ф инновационный менеджмент М.2014 с 107-109

Научно-техническая политика федеральных российских властей в настоящее время во многом направлена на инновационный путь развития. Разработан и принят ряд правовых документов, нацеленных на развитие научно-технических разработок и их внедрение.К таким документам относятся следующее:

  • - Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, содержащая цели и задачи государственной инновационной политики, стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики;
  • -Федеральный закон от 19 июля 2007 года №139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». В соответствии с данным законом корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализаций проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии;
  • - Федеральный закон от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ « О государственной корпорации ростехнологии». Целью деятельности государственной корпорации «ростехнологии» является содействие разработки, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции,привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности включая оборонно-промышленный комплекс;
  • - Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ « Об особых экономических зонах Российской Федерации » (с учетом изменений) . Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции,транспортной инфраструктуры. Кузнецов Б Т,Кузнецов А Б.инновационный менеджмент М.2013 с 114

Инновационный путь развития признан приоритетным для России на ближайшие годы. Об этом свидетельствует принятие федеральных целевых программ в области науки и инновационной деятельности, которые начинают претворяться в жизнь.

Государственные приоритеты российской - научнотехнической инновационной политики во много определены Федеральной целевой программой «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации ». Цель программы - создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии.

Программой, определяющей государственные приоритеты российской научно-технической и инновационной политики является Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы»

В эту программу входит подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы », Цель программы - обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных,ресурсосберегающих,экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Грибов В Д, Никитина Л П Инновационный менеджмент Учебное пособие М-2013

В рамках реализации программы заложены основы национальной инновационной системы,предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок,формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций. За последние годы значительно увеличено финансирование за счет средств государства фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006 -2008 годов) и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования науки. Созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций,

Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005 - 2008 годах на эти цели было выделено 30 млрд. рублей).

Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (первый такой центр создан на базе федерального государственного учреждения "Российский научный центр "Курчатовский институт"). Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, включающая технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки.

Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ"О статусе наукограда Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определены следующие основные понятия: наукоград Российской Федерации (далее - наукоград) - это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом;

Научно-производственный комплекс наукограда - совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

Инфраструктура наукограда - совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

В этот период в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» Положено начало созданию территориально обособленного комплекса - инновационного центра "Сколково", в котором создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В рамках инновационного центра "Сколково" создается технический университет с целью достижения им в перспективе уровня ведущих мировых университетов. Формируется система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую компанию инновационного центра "Сколково", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития" и другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития. Указанным законом установлено: Инновационный центр «Сколково» - совокупность инфраструктуры территорий инновационного центра «Сколково» и механизма взаимодействия лиц,участвующих в реализации проекта,в том числе путем использования этой инфраструктуры;

территория центра -это земельные участки, которые находятся в границах территории,предназначенный для реализации проекта,и определенный в установленном Президентом РФ порядке,и принадлежат на праве собственности управляющий компанией;

инфраструктура территории Центра -совокупность территории Центра,а также зданий,строений,сооружений и иных обьектов,в том числе обьектов коммунальной инфраструктуры.

Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности.

Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Российской Федерацией задачи в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в реализации инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы.

Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

  • -увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 - 50 процентов к 2020 году (в 2009 году - 9,4 процента);
  • -увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах экономики к 2020 году;
  • -увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году (в 2008 году - 0,25 процента);
  • -увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 - 20 процентов к 2020 году (в 2009 году - 12,7 процента);
  • -увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35 процентов к 2020 году (в 2010 году - 4,9 процента);
  • -повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 -3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году (в 2010 году - 1,3 процента), из них больше половины - за счет частного сектора;
  • -увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов к 2020 году (в 2010 году - 2,08 процента);
  • -увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов сог юридическими лицами в патентных ведомствах

Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году - 63 патента);

Увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов.

При этом, общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

Основными задачами Стратегии являются:

  • -развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
  • -повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
  • -максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
  • -формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
  • -обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
  • -активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
  • -Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:
  • -создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;
  • -повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;
  • -увеличение численности инновационных предпринимателей;
  • -создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
  • -пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;
  • -адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий обеспечит в том числе формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

  • -выявление проблем и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью;
  • -тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;
  • -создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования; инновация интеллектуальный собственность документ
  • -обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;
  • -прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;
  • -ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты;
  • -стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);
  • -координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.

Президентом Российской Федерации В В Путин в своем выступлении « О стратегии развития России до 2020 года » отметил: « Должно существовать единое правовое пространство страны. Региональная правовая база должна быть приведена в соответствие с федеральным законодательством, которое, в свою очередь, получит серьезное развитие,включая систематизацию законодательства » .

Инновационное предпринимательство осуществляется в двух формах: в форме индивидуального предпринимательства и путем создания юридического лица. В случае индивидуального предпринимательства речь идет о физических лицах, занятых предпринимательской деятельностью в научно-технической сфере без образования юридического лица. Фактически это начальная форма предпринимательской деятельности. Она связана с созданием и использованием нововведений физическими лицами. Субъектами инновационной деятельности в данном случае могут быть изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создавшие инновационный продукт. В качестве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может выступать физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности. Однако возможности индивидуального предпринимателя в создании и использовании инновационного продукта всегда ограничены.

Ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические лица. К ним независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские и конструкторские бюро, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, среди которых особо выделяются по предмету инновационной деятельности научные организации. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции. Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Успешная инновационная деятельность должна быть обеспечена тесным взаимодействием промышленных предприятий с научно-исследовательскими организациями. Однако, механизм такого взаимодействия в процессе осуществления экономической реформы в России был разрушен. Грибов В Д, Никитина Л П Инновационный менеджмент Учебное пособие М-2013

Фактически в промышленности создается заново инфраструктура научно-технической деятельности. Формируются высокотехнологичные фирмы, способные вкладывать значительные средства в новые технологии. Они возникают и развиваются, в первую очередь, в рамках объединений предпринимательских организаций: концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и других ассоциаций юридических лиц. Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности. В настоящее время получение льгот требует указания в уставе организации научно-технического характера деятельности и аккредитации, при этом научно-техническая продукция должна составлять не менее 70 процентов произведенной организацией продукции. В результате инновационной деятельности возникает инновационный продукт - результат интеллектуального труда. В процессе его создания и присвоения складывается система отношений собственности на этот продукт. Право собственности на инновационный продукт связано с исключительным правом использования результатов инновационной деятельности. В рыночной экономике права на интеллектуальную собственность выступают в качестве товара наряду со знаниями и технологиями. Объекты, составляющие инновационный продукт, представляют собой самые различные формы новшеств. Важнейшим объектом инновационного предпринимательства является интеллектуальная собственность, и в первую очередь промышленная интеллектуальная собственность (открытия, изобретения, рационализаторские предложения, ноу-хау, товарные знаки, новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы).

В соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 4) результатом интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; исполнения; фонограммы; сообщения в эфир; изобретения;полезные модели; селекционные достижения;топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау);фирменные наименования;товарные знаки и знаки обслуживания;наименования мест происхождения товаров;коммерческие обозначения.Интеллектуальная собственность охраняется законом. ГК РФ (часть 4) статья 1225

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства является авторскими правами.Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства;право автора на имя;право на неприкосновенность произведения; право на обнародования произведения; ГК РФ (часть 4) статья 1228-1255

Исключительное право на изобретение,полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения,полезные модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретения, полезную модель или промышленный образец.

Охрана интеллектуальных прав на изобретения,полезную модель или промышленный образец предоставляется на основании патента.Право на получение патента на изобретения, полезную модель или промышленный образец первоначально принадлежит автору изобретения, полезная модель или промышленного образца.Патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения,полезной модели или промышленного образца. ГК РФ (часть 4) статьи 1353,1357,1358

На товарный знак, тоесть на обозначение,служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей,признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.В качестве товарных знаков могут быть могут быть зарегистрированы словесные,изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. ГК РФ (часть 4) статьи 1477,1478,1482

Инновационное развитие означает постоянное расширение перечня инновационных продуктов, обусловленное появлением новых научно-технических, производственных, управленческих и коммерческих знаний, промышленных или лабораторных процессов нового характера, новых систем обработки информации, новых программ. Не все объекты собственности на результаты инновационной деятельности пользуются прямой юридической защитой. Не регламентируется законодательными актами охрана ноу-хау, хотя ноу-хау может содержать весьма важную научно-техническую информацию.

Государство является непременным участником инновационного процесса,

выполняя одну из важнейших, ответственнейших функций требующих высокого профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны руководителей государства.Государственная инновационная политика -это составная часть социально-экономической политики;

должна быть направлена на увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения принципиально новых видов продукции и технологий,расширения рынков сбыта производимых в России товаров,работ, услуг. Она предполагает вытеснение устаревших технологий, повышение конкурентоспособности продукции.Широкое развитие должно получить взаимодействие коммерческих форм науки и производства.

Основными направлениями государственной инновационной политики являются:

Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологических производств.Это может быть осуществлено путем обьединения усилий со стороны государства и частных инвесторов,

взаимодействие со странами дальнего и ближнего зарубежья. Стимулирование такого сотрудничества может осуществляться за счет введения определенных налоговых льгот относительно средств,

финансирующих инновационную деятельность,государственных гарантий и кредитов;

  • - создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организации по выпуску отечественной наукоемкой продукции с учетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке;
  • - планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты;
  • - развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования;
  • - стимулирование участия инновационно -активных предприятий в международных конкурсах.

Инновационная политика тесно связана с научной и научно-технической политикой, включая государственное регулирование науки и научно-технического развития. Гончаренко Л П Менеджмент инвестиций и инноваций М.2014

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

  • - финансирование научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работ,связанных с инновационной деятельностью;
  • - финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий,а так же деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • - финансирование потентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
  • - инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • -размещение государственного заказа на закупку продукции,созданной в результате инновационной деятельности;
  • -предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
  • - поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субьектов инновационной деятельности и субьектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • -тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности высокотехнологической продукции российских производителей по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей производство, которой поддерживается соответствующими государствами;
  • - предоставление льгот субьектам инновационной деятельности и субьектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам,

сборам и иным платежам в бюджет;

Предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе обьектов интеллектуальной собственности.

Реализация основных целей и задач государственной инновационной политики осуществляется путем регулирования деятельности субьектов

инновационной деятельности. При этом государство гарантирует поддержку в первую очередь, приоритетных инновационных программ и проектов, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, охрану интеллектуальной собственности,защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма, свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики,

привлечение на конкурсной основе к выполнению инновационных программ и проектов общественных организаций,развитие малого предпринимательства в научно-исследовательской и инновационной сферах. Гончаренко Л П Менеджмент инвестиций и инноваций М.2014

Общая характеристика инновационной деятельности

Под инновационной деятельностью в общем смысле следует понимать деятельность, непосредственно связанную с созданием и использованием интеллектуального продукта, доведением новых оригинальных идей до их реализации в качестве готовой продукции. Как правило, она ориентирована на трансформацию результатов научной деятельности.

Определение 1

Инновационная деятельность представляет собой процесс, ориентированный на практическую реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, а также прочих достижений научно-практического характера в виде новых или усовершенствованных товаров или процессов, внедренных на рынок, а также связанных с ними дополнительных научных разработок. Центральным звеном инновационной деятельности выступает разработка, планирование и реализация инноваций.

Инновации являются конечным результатом инновационной деятельности и представляют собой новый или усовершенствованных продукт, реализуемый на рынке, технологию или процесс, используемые в практической деятельности. Проще говоря, это нововведение, реально используемое в практической деятельности и востребованное рынком, то есть коммерциализированное.

Основными чертами инновационной деятельности считаются:

  • самостоятельность;
  • рисковый характер;
  • ориентация на получение прибыли, особенно в долгосрочном периоде.

Получение прибыли, в свою очередь, возможно лишь в тех случаях, когда конечный продукт инноваций реализован на рынке, а ее величина напрямую зависит от его качества.

Основы правового регулирования инновационной деятельности

Реализация инновационной деятельности, ее границы, правила организации и защиты регламентируются на уровне действующего законодательства. Источниками ее правового регулирования выступают нормативно-правовые акты, имеющие различную юридическую силу и отраслевую принадлежность. В общем виде основы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основы правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Свое закрепление основы правового регулирования инновационной деятельности находят в действующей нормативно-правовой базе. Нормативно-правовая база представляет собой всю совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные стороны и вопросы осуществления инновационной деятельности. Ее соблюдение обеспечивает правоприменительную практику. В случае нарушения установленных прав субъекты инновационной деятельности обращаются за их защитой в органы судебной власти.

Механизм правового регулирования инновационной деятельности представлен на рисунке 2. Рассмотрим его более подробно.

Рисунок 2. Механизм правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Нормативно-правовая база инновационной деятельности формирует правовую основу ее осуществления. Действующие законы, подзаконные нормативно-правовые акты и положения формируют у участников инновационной деятельности наличие определенных прав и обязанностей. В процессе осуществления инновационной деятельности обеспечивается их реализация. Нарушение прав и обязанностей участников инновационной деятельности влечет за собой соответствующие нормативно-правовые последствия.

Законодательная база нормативно-правового регулирования инновационной деятельности

Система источников нормативно-правового регулирования сферы инновация формируется на основе законов, подзаконных нормативных актов, нормативных актов программного и декларативного характера. К последним, в свою очередь, относятся концепции, стратегии и программы развития.

Основой правового регулирования инновационной деятельности выступает Конституция и Гражданский Кодекс РФ. На основе Конституции формируется первичная база гражданского законодательства. Гражданское законодательство включает в себя:

  • законы об интеллектуальной собственности;
  • законы об авторских правах;
  • патентное законодательство.

Правовая охрана результатов инновационной деятельности обеспечивается посредством государственной регистрации интеллектуальных прав на новые изобретения и технологии в соответствующих комитетах по патентным и товарным знакам.

Отдельные элементы правового регулирования инновационной деятельности находят свое отражение в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в России». В частности, закон предполагает необходимость оказания субъектам малого и среднего предпринимательства, задействованного в инновационной деятельности, поддержки со стороны государств.

Государственная поддержка инновационной деятельности, вопросы ее организации и оказания закреплены в соответствующем федеральном законе «О науке и государственной научной политике».

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, реализуемых органами государственной власти и направленных на создание необходимых условий правового, экономического и организационного характера, а также стимулов для физических и юридических лиц, которые осуществляют инновационную деятельность.

Замечание 1

Основной целью оказания подобной поддержки считается модернизация российской экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а также общее повышение качества жизни населения.

Несмотря на наличие определенных правовых механизмов регулирования инновационной деятельности, законодательная система в данном направлении до конца еще не сформирована. Отсутствуют специальные норма права, обеспечивающие и регламентирующие инновационное развитие малых инновационных предприятий. На законодательном уровне не установлен круг лиц, принимающих участие в инновационном процессе. Не регламентированы финансовые вопросы обеспечения разработки и реализации инновационных проектов.

2.2 Нормативные акты регулирования инновационной деятельности в России

Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной является позиция, согласно которой правовой базой инновационных процессов в Российской Федерации является законодательство об интеллектуальной собственности .

Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает: - Конституцию Российской Федерации;

Гражданский кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О науке и государственной научно-технической политике»;

Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1. < О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; - Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.) Этот и нижеследующие в перечне законы действуют до вступ-ления и силу 1 января 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.;

Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

Но даже наличие этой законодательной базы не снижает обоснованности выводы Ю.В. Яковца о том, что «важнейшая сфера реализации стратегически-инновационной функции государства остается практически вне специального государственного регулирования, что является тормозом инноваций, особенно базисных» . Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.

Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» определения инновационной деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций. Важнейшая цель государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности состоит в контроле за сферой их использования. Это может быть достигнуто путем проведения конкурсов на передачу предприятиям прав на полученные за счет средств федерального бюджета инновационные результаты, что должно способствовать развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.

Современная административная реформа имеет ряд решающих для развития институционально-правовой среды инновационной деятельности черт:

Внедрение принципов, моделей и методов «нового государственного менеджмента»;

Восприятие методик бизнес-управления;

Большая ориентация на клиентов и сервис;

Перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление. Безусловно, различия между странами должны учитываться в первую очередь, еще до попыток перенести англо-американскую модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российских инноваций играет исследование моделей, существующих в развитых странах и определение границ приемлемости импорта данных идей и институтов в Россию, особенно в сфере использования объектов интеллектуальной собственности.

Межгосударственное правовое регулирование инноваций в сфере предпринимательства на пространстве бывшего СССР стало формироваться после того, как Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, выступила инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.

Само понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст. 1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции от 14 июля 1967 г.

В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:

Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.;

Римская конвенция 1971 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания;

Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. Российская Федерация является участником указанных в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций. В России были внесены либо подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России.

Законодательство об интеллектуальной собственности. В его состав входят законы, регламентирующие порядок оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности -- изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права. Также здесь следует назвать нормативные акты патентного ведомства, регламентирующие порядок регистрации отдельных объектов и некоторые другие вопросы.

Более подробно данный материал освещен в разделе настоящего учебника об интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства, Нормы законодательства об интеллектуальной собственности регламентируют не только собственно правовой режим объектов и порядок оформления прав на них, но и затрагивают отдельные договорные формы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, например лицензионные договоры, договоры о вознаграждении автору изобретения, договоры об уступке промышленных прав.

Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров -- главным образом, договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.

Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего к ним относятся документы программного, декларативного характера. Так, 5 августа 2005 г. Правительством РФ утверждены уже упоминавшиеся Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, определившие цели, задачи государственной инновационной политики, ее основные направления, механизмы, меры реализации. Также здесь можно назвать Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

В Указе было заявлено о приоритетности государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности как основного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд постановлений Правительства РФ об утверждении федеральных программ, касающихся отдельных сфер инновационной деятельности. К ним относятся: постановления Правительства РФ: от 21 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002--2010 годы)»; от 8 ноября 2001 г. № 779 «Об утверждении федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002--2006 годы»; от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» и др.

К источникам данной группы относятся принятые Правительством РФ акты индивидуального регулирования, направленные на формирование специальных фондов поддержки инновационной деятельности. Это постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» Схожие по направлению деятельности некоммерческие организации могут создаваться и субъектами Федерации, муниципальными образованиями, ненормативные акты об учреждении которых также входят в рассматриваемую группу источников.

Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инновации финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость в принятии различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.

Здесь могут быть названы, например, следующие источники: Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г № 685).

Законодательство о науке и научно-технической деятельности. В первую очередь это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также образовательное законодательство, представленное Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов. К ним относятся: Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 914, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 55-57).

Подводя итог обзору правовых источников регулирования инновационной деятельности, отметим, что инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, поскольку оно представляет собой совокупность разно- отраслевых элементов, причем «большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей -- главным образом права гражданского».

Вместе с тем в России уже давно назрела необходимость в принятии комплексного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях, который содержал бы не набор положений декларативного характера, а воплощал в себе целостную систему норм права, органично встраивающих инновационные отношения в правовое поле современного предпринимательского законодательства.

Административно-правовое регулирование управления обороной и безопасностью

Конституция РФ. Федеральный закон „ Об обороне “ от 31 мая 1996 г. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ). Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)...

Источники (формы) права. Статус прокурора в Российской Федерации

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой...

Источники гражданского права

Источники гражданского права

Источники гражданского права

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности...

Источники земельного права

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации...

Все источники конституционного права различаются по юридической силе, которая определяется в зависимости от того, каким органом издана. В данном разделе мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедерального значения...

Источники конституционного права России

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления входят в систему источников конституционного права и в порядке иерархичности (после Конституции Российской Федерации и федерального...

Источники трудового права

Организация работы отдела вневедомственной охраны

За время прохождения практики я ознакомился с основными положениями нормативно-правовых актов...

Понятие и сущность источников права. Место нормативно-правовых актов Республики Казахстан в системе действующего права страны

Среди нормативных актов РК важную роль (после законов), играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РК. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер...

Понятие, предмет, источники гражданского права

Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее...

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью на сегодняшний день один из самых популярных видов юридического лица, созданного для осуществления предпринимательства. В настоящее время в РФ, по данным регистрирующих органов...

Правовое регулирование инновационной деятельности в современной России

инновационный нормативный регулирование товарный Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения...

Правовое регулирование создания и функционирования хозяйственных обществ при высших учебных заведениях

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Вопросы к теме:

Тема 2

Правовое регулирование научной деятельности

Вопросы к теме:

1.Понятие научной деятельности.

2.Законодательство о науке и государственной научно-технической политике.

3.Субъекты научной деятельности.

4.Объекты научной деятельности.

5.Права и обязанности научных работников.

Занятие проводится в форме деловой игры, в ходе которой:

1. Студентам поручается выступить в молодежной аудитории и раскрыть, что понимается под научной деятельностью с последующим обсуждением темы.

2. Заслушать и обсудить по 2-3 реферата.

Подготовьте реферат по одной из тем:

1. Законодательство о науке и научно-технической политике.

2. Правовое положение научных организаций.

3. Объекты научной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Каково соотношение понятий “Фундаментальные научные исследования”, “научно-технический результат”, “научно-техническая продукция”, “Прикладные научные исследования”?

2. В процессе выполнения научных исследований была обнаружена невозможность получения ожидаемого результата. Заказчик оплатил исполнителю по договору 500 тыс. рублей. Какие права и обязанности в данном случае возникают у заказчика и исполнителя, возможно ли возмещение убытков и в какой форме?

5. Профессор И.Ю. Юрин отказался продолжать научные исследования и готовить свое заключение по теме научного исследования в связи с тем, что применение результатов этих исследований могут нанести вред экологии региона, в котором он проживает. Имеет ли такой отказ юридическое обоснование? Перечислите права и обязанности научных работников.

Тема 3.

Инновационное законодательство

Вопросы к теме:

1. Развитие законодательства об инновационной деятельности.

2. Источники инновационного права.

3. Соотношение инновационного законодательства с законодательством об интеллектуальной собственности.



4. Соотношение инновационного законодательства с законодательством о предпринимательской и коммерческой деятельности.

Занятие проводится в виде инновационной игры, в ходе которой инсценируются процедуры подготовки, а также принятия Положения об инновационной деятельности в конкретном хозяйствующем субъекте (Обществе с ограниченной ответственностью, товариществе на вере, полном товариществе) с анализом действующего законодательства об инновационной деятельности и моделированием идеальной ситуации.

Задания для самостоятельного изучения темы:

Составьте логическую схему базы знаний:

1. Подготовка концепции законодательного обеспечения инновационной деятельности.

2. Структура проекта закона об инновационной деятельности.

3. Формирование отдельных положений Закона об инновационной деятельности (понятие инновационной деятельности, правовое положение субъектов, объекты инновационной деятельности, ответственность в инновационной сфере и т.д.) .

Контрольные вопросы

1. Как разрабатывалась Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы?

1. Что Вам известно о Проектах законов, вынесенных на обсуждение органов законодательной власти, относящихся к правовому регулированию инновационной деятельности?

2. Как Вы оцениваете современное состояние обеспечения законодательного регулирования инновационной деятельности?

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Международные и региональные соглашения, связанные с регулированием инновационной деятельности

Вопросы к теме:

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886 г.). Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (1952 г.).

2. Парижская конвенция об охране промышленной собственности(1883 г.) Соглашение о патентной кооперации (РСТ).



3.Евразийская патентная конвенция.

4.Значение вступления России в ВТО. Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной деятельности (ТРИПС).

В ходе занятия:

1. Проводится дискуссия, с обсуждением основных принципов международных соглашений по охране промышленной собственности.

2. Заслушать и обсудить 2-3 реферата.

Задания для самостоятельного изучения темы:

1. Подготовить анализ международного соглашения ТРИПС.

2. Подготовить реферат по одной из тем:

Международные соглашения по промышленной собственности.

Влияние международных договоров на патентование российских изобретений за границей.

Современные тенденции развития международных отношений в плане правового регулирования инновационной деятельности. Вступление России в ВТО.

Участие России в соглашении по торговым аспектам интеллектуальной собственности

Контрольные вопросы

1.На каких принципах основаны международные соглашения по охране авторских прав?

2.Каково значение конвенционного приоритета для признания приоритета за авторами изобретений?

3.Как осуществляется оформление патента по системе РСТ?

4. В чем особенности оформления охранных документов в рамках Евразийской Патентной конвенции?

5. Каковы основные положения международного соглашения по правовым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС)?

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Понятие, предмет и метод инновационного права. Инновационная деятельность.

Вопросы к теме:

1. Понятие, необходимость и экономическая сущность инновационной деятельности в обществе.

2. История и развитие доктрин об инновационной деятельности.

3. Основные этапы развития инновационной деятельности в России.

4. Понятие, предмет и метод инновационного права. Место инновационного права в системе права.

5. Нормы инновационного права.

6. Инновационное правоотношение.

7. Основные стадии инновационного цикла.

Легального определения инновации, как и инновационной деятельности, на уровне закона РФ нет.

Инновационной деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованный реализованный на рынке товар, новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные разработки.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Научная деятельность и научно-техническая деятельность являются стадиями инновационного процесса и их совокупность с «материальными» стадиями (производство, торговля и потребление) рассматривается как цикл инновационной деятельности.

В инновационной деятельности присутствуют самостоятельность , риск и направленность на получение прибыли . Но получение прибыли возможно лишь при реализации конечного продукта инноваций и определяется качеством этого продукта. На первых стадиях деятельность, как правило, бесприбыльна. И все же инновационная деятельность нацелена на получение дополнительной прибыли посредством повышения эффективности производства и достижения преимуществ в конкурентной борьбе, и ее можно рассматривать как предпринимательскую .

«Патентный закон» РФ от 23.09.1992 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг). Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, типологий интегральных микросхем.

Объекты инновационной деятельности различаются по степени новизны и по уровню их правовой охраны.

Результатом инновационной деятельности является научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели (продукт фундаментальных исследований), изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия; продукция информатики. Выделяют два основных уровня новизны:

    совершенно новый вид товара;

    введение новых компонентов в уже известные на рынке товары.

Применяются три основных типа защиты интеллектуального продукта :

  • товарный знак.

К интеллектуальному продукту относится и ноу-хау – совокупность технических, коммерческих и других знаний, необходимых для организации того или иного вида производства. Но охрана ноу-хау не регламентируется законодательством.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации , а в остальных отраслях – продуктовые , на которые приходится почти две трети всех затрат.

Законодательством не установлен круг лиц, участвующих в инновационном процессе . Субъектами инновационной деятельности могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие ПД в научно-технической сфере. Это – изобретатели, конструкторы, технологи и другие творческие личности, которые разрабатывают и реализуют нововведения. Научно-технические разработки могут создаваться гражданами. Однако ведущими субъектами инновационной деятельности являются независимо от форм собственности научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции.

Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Правовые формы создания и реализации инноваций – это различные договоры, обеспечивающие взаимодействие между субъектами инновационной деятельности. На стадиях фундаментальных и прикладных исследований наиболее важны договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ . Зачастую используются лицензионные договоры, при этом в зависимости от объема передаваемых прав различают исключительную и неисключительную лицензии. Возможны договоры на передачу научно-технической документации, договор на передачу ноу-хау, договор коммерческой концессии, инвестиционный договор, договор на оказание маркетинговых услуг и др.

Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства организаций. Второй источник – бюджетные инвестиции, а также средства внебюджетных фондов. Могут использоваться средства международных организаций. В развитых странах преобладающим источником финансирования инновационных разработок, как правило, являются промышленные компании. В России в 2000 г. на долю промышленных компаний приходилось 32,9% средств, затраченных на исследования и разработки, а на долю правительства – 54,8%. При этом расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех источников (частные компании, правительство, высшие учебные заведения, негосударственные организации) были в 25 раз меньше, чем в США.

В зависимости от размера инновационные организации могут быть малыми, средними или крупными. Основная часть научно-технического потенциала в развитых странах сосредоточена в крупных компаниях, но при этом малые и средние фирмы опережают их по части коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по широкому кругу товаров. Действительно, малый бизнес может выжить только при условии использования новейшего оборудования, выпуска более выгодной продукции, что обеспечивает, хотя бы временно, хорошие доходы при быстром насыщении рынков сбыта конкурентоспособными товарами. Крупные же фирмы планируют развитие производства на высокой и эффективной основе, постоянно совершенствуя и обновляя выпускаемую продукцию. Но они медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере материального производства, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом Правительством РФ было принято Постановление от 31.12.1999 №1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».

Начало государственному регулированию инновационной деятельности в России было положено Постановлением Совета министров РСФСР от 27.03.1991 г. № 171, утвердившимПоложение о Государственной инновационной программе . Правовые акты являются основной правовой формой регулирования инновационной деятельности. Правовые акты, связанные с государственным регулированием инновационной деятельности, либо содержат прямые директивные указания, либо оказывают на нее косвенное воздействие. К числу последних относятся нормативные акты, направленные на создание в сфере налогообложения выгодных условий для ведения инновационной деятельности. Несмотря на все это, инновационная политика государства остается малоэффективной.

"