Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

При каких обстоятельствах составляется коммерческий акт. Коммерческий акт и акт общей формы. III. Правила составления акта о техническом состоянии вагона, контейнера

§ 1. Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест, а также наличия накладной и при этом устанавливает:
1) полную или частичную утрату груза, недостачу массы, его повреждение, порчу или снижение качества груза по другим причинам;
2) несоответствие между сведениями, указанными в накладной, и грузом в натуре о наименовании, массе, количестве мест груза, знаках (марках) и номерах мест груза, наименовании получателя и станции назначения;
3) отсутствие накладной или отдельных ее листов по данному грузу или груза по данной накладной;
4) отсутствие или недостачу отправительских перевозочных приспособлений, указанных в накладной.
Станция, установившая одну или несколько таких неисправностей, составляет коммерческий акт по форме Приложения 16.
Однако коммерческий акт составляется лишь в тех случаях, когда вышеуказанные неисправности могли произойти исключительно с момента приема груза к перевозке до момента выдачи его получателю.
О составлении коммерческого акта станция должна сделать отметку в накладной в графе "Коммерческий акт".
§ 2. Если получатель в процессе выдачи ему груза обнаруживает какую-либо неисправность, указанную в параграфе 1 данной статьи, а коммерческий акт по этой неисправности железной дорогой не составлен, то получатель должен незамедлительно обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случае, если:
1) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза в перевозке до его выдачи получателю;
2) уменьшение массы груза не превышает нормы, указанные в параграфе 5 данной статьи.
§ 3. Если внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, допускается составление коммерческого акта после выдачи груза получателю, то получатель имеет право обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта и после выдачи груза по какой-либо неисправности, указанной в параграфе 1 данной статьи, которую обнаружить внешним осмотром при выдаче груза было невозможно. Такое обращение к станции назначения должно быть сделано получателем незамедлительно после установления им неисправности груза и не позднее чем через 3 суток после выдачи груза. До составления станцией назначения коммерческого акта получатель не должен изменять состояние груза, если это не является необходимым для его предохранения от увеличения неисправности. Пломбы, снятые получателем с вагона, контейнера, автомобиля, трактора и другой самоходной машины после их выдачи ему, должны быть переданы им станции назначения.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случаях, если:
1) внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, не допускается составление коммерческого акта после выдачи груза;
2) обращение получателя к станции назначения не было сделано им незамедлительно после установления им неисправности и не было сделано в пределах 3 суток после выдачи груза;
3) состояние груза было изменено получателем, хотя это не являлось необходимым для предохранения груза от увеличения неисправности;
4) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза к перевозке до его выдачи получателю;
5) при уменьшении массы груза не превышаются нормы, указанные в параграфе 5 настоящей статьи;
6) получатель не передает станции назначения пломбы, снятые с вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины.
§ 4. Если станция назначения при проверке обращения получателя о составлении коммерческого акта, внесенного в соответствии с параграфом 2 или 3 данной статьи, установит, что это обращение необоснованное, то станция назначения имеет право требовать от получателя возмещения ее расходов, связанных с проверкой этого обращения, а также оплаты получателем штрафов, если это предусмотрено внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 5. Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, указанного в параграфе 1 статьи 24, который вследствие своих особых естественных свойств подвержен уменьшению массы во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт об уменьшении массы груза должен составляться только в том случае, если это уменьшение будет превышать норму, установленную в параграфе 1 статьи 24. Если же определенная при проверке недостающая масса груза не превышает норму, установленную в параграфе 1 статьи 24, то коммерческий акт не должен составляться; в этом случае сведения об установленной при проверке массе груза вносятся в накладную в графу "Отметки железной дороги".
Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, который вследствие своих особых естественных свойств не подвержен ее уменьшению во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт о таком уменьшении массы груза составляется только в том случае, если недостающая масса груза отличается от его массы, указанной в накладной, более чем на 0,2%. Если же масса груза, определенная при проверке, отличается от массы, указанной в накладной, не более чем на 0,2%, то масса груза, указанная в накладной, считается правильной. Таким же порядком оформляется установление излишка массы груза при ее проверке.
§ 6. Коммерческий акт подписывается должностными лицами станции, указанными в форме Приложения 16. При составлении коммерческого акта на станции назначения он должен быть подписан также получателем или лицом, уполномоченным им на получение груза.
Если получатель не согласен со сведениями, помещенными в коммерческом акте, он может внести в него свои замечания по таким сведениям, если это допускается внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 7. Для установления причин и размера утраты, недостачи массы груза, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам, а также для определения размера ущерба может быть произведена экспертиза в соответствии с внутренними законами и правилами страны назначения груза.
§ 8. Один экземпляр коммерческого акта выдается получателю порядком, предусмотренным во внутренних правилах, действующих на железной дороге назначения.
§ 9. Положения параграфов 2 - 8 данной статьи, относящиеся к получателю груза, действуют соответственно для отправителя, если груз согласно пункту 1 параграфа 2 статьи 20 возвращается в адрес отправителя, или направляется для третьего лица, если груз выдается ему в соответствии с внутренними правилами, указанными в параграфе 3 статьи 21.

В тех случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта попутной станцией, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, коммерческий акт составляется на станции назначения по результатам выдачи груза.

Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.

Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то станция назначения обязана, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе "Ж" коммерческого акта попутной станции отметку следующего содержания:
"При проверке груза выданного …дата… разницы против настоящего акта не оказалось" .
Такая отметка удостоверяется строчным штемпелем станции или штемпелем дистанции погрузочно-разгрузочных работ и подписями лиц, указанных в пункте 1.11 настоящих Правил. Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов, составленных на несохранные перевозки грузов. Порядковый регистрационный номер книги учета коммерческих актов, переносится в коммерческий акт и указывается под типографским номером этого акта, после чего выдается грузополучателю по его требованию. В случае выдачи грузополучателю коммерческого акта, составленного на попутной станции, его копия хранится в делах станции назначения.

В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции и данных проверки груза станцией назначения, составляется коммерческий акт. При этом, на станции назначения грузополучателю коммерческие акты, составленные попутными станциями не выдаются, кроме коммерческих актов, составленных попутными станциями, в которых зафиксированы факты несоблюдения установленных правил перевозок грузов грузоотправителем.

Если в пути следования или при выгрузке груза был составлен коммерческий акт и при этом, груз прибыл в вагоне с исправными ЗПУ грузоотправителя или исправной погрузкой на открытом подвижном составе , то есть из которого усматривается ответственность грузоотправителя, то станция назначения обязана выдать грузополучателю копию коммерческого акта попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного ею при выдаче груза. В этом случае станция назначения делает копии коммерческих актов попутных станций, которые хранятся в делах станции назначения.

Коммерческий акт – юридический документ, имеющий доказательное значение для определения ответственности за утрату, порчу и повреждение грузов. Он позволяет разграничить ответственность за утрату, порчу и повреждение груза. Коммерческий акт составляют на бланках (форма ГУ-22) с типографской нумерацией и регистрируют в книге учёта бланков строгой отчётности

Коммерческий акт должен удостоверять следующие обстоятельства:

Несоответствие наименования, массы или числа мест груза в натуре данным, которые значатся в документах;

Порчу и повреждение груза;

Разъединение груза и документов;

Возвращение дороге похищенного груза или багажа;

Несвоевременную подачу груза на подъездной путь станцией, т.е. если груз не подан в течение 24 ч после документального оформления выдачи в товарной конторе (составляется по требованию получателя).

При отклонении качества груза от нормы и массы от величины, указанной в накладной, составляется коммерческий акт (обязательно присутствие работника дороги, ответственного за перевозку скоропортящихся грузов).

В случае составления коммерческого акта на порчу груза начальник поезда обязан представить станции для проверки рабочий журнал, выдать заверенную своей подписью выписку с указанием режима обслуживания вагона в пути и представить начальнику станции выгрузки личное объяснение по обстоятельствам погрузки и перевозки груза. В коммерческом акте указывают фактическое качественное состояние и температуру продуктов, способ перевозки (охлаждение, отопление, утепление), состояние изотермических вагонов, температурный режим рефрижераторных вагонов, способ укладки груза (навалом, подвесом, шахматная, вертикальная и др.) и другие обстоятельства, могущие характеризовать причины порчи или изменения массы груза. Никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки и виновности сторон, участвовавших в ней, вносить в акт не допускается. При неисправности составляют технический акт. К коммерческим прикладывают удостоверения о качестве или сертификаты, выданные при отправлении груза, выписку из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах, документы характеризующие порядок обслуживания груза в пути следования, и все другие документы на основании которых можно установить причины порчи груза.

В акт могут быть внесены в зависимости от обстоятельств сведения о вагонах, пломбах и отметках в накладной, массе, роде упаковки, количестве мест, указанных в документах и оказавшихся в действительности, описание фактов повреждения и порчи, заключения экспертизы, отметки станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

В коммерческом акте должны содержаться:

Точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, дают точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

Данные о том правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

По своей структуре коммерческий акт состоит из семи разделов: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. При оформлении случаев несохранности перевозок скоропортящихся грузов в вагонах с машинным охлаждением в разделе "Д" акта должны быть указаны: способ погрузки груза; род и состояние тары; место размещения испорченного груза; исправен ли кузов вагона; соблюдение температурного режима; сведения о наличии следов порчи груза;

способ утепления вагона при перевозке в зимний период.

Отметка о проведенной экспертизе для определения причины несохранности груза и размеров причинённого ущерба делается в разделе "Е" акта. При несогласии с заключением эксперта начальник станции делает об этом оговорку с указанием мотивов.

В разделе «Ж» делается отметка станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

По всем случаям несохранных перевозок, подлежащих оформлением коммерческим актом, начальник станции в тот же день по телеграфу даёт оперативное донесение. Порядок выдачи и адресования оперативных донесений при обнаружении фактов хищения, повреждения или недостачи мест либо массы груза, повреждения или утраты при пожарах и крушениях регламентирован инструкцией.

В случае неисправной перевозки скоропортящихся грузов к акту прилагают контрольные сведения на вагон, в котором осуществлялась перевозка.

Объективное изложение обстоятельств и наличие всех необходимых документов, позволяющих сделать правильное заключение о том, что послужило причиной порчи или утраты груза и какая из сторон (дорога, отправитель, получатель) ответственна за это.

Коммерческие акты составляют на каждую отправку по письменному рапорту заведующего грузовым двором, складом или приемосдатчика на бланках установленной формы в трех экземплярах до выдачи груза получателю в день обнаружения неисправности или во всех случаях не позднее следующих суток. Каждый коммерческий акт должен иметь печатную нумерацию и штемпель станции, составившей его.

Подписывают коммерческий акт начальник станции или его заместитель и лица участвующие в проверке груза (заведующий грузовым двором, приемосдатчик), а также получатель, а при отсутствии получателя (для защиты его интересов) – не менее чем три лица (включая начальника станции или его заместителя).

Первый экземпляр акта направляют на расследование в службу контейнерных перевозок и коммерческой работы своей дороги, второй выдают получателю по его требованию в трехдневный срок, третий хранят на станции.

К первому экземпляру коммерческого акта об утрате, порче, повреждении и недостаче грузов прикладывают снятые с вагона пломбы (ЗПУ).

Если обнаружены течь, порча или подмочка груза при неисправном состоянии кузова вагона, то осмотрщик вагонов или вагонный мастер должен составить в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого акта акт о техническом состоянии вагона , копия которого остается на станции, а первый экземпляр прилагается к первому экземпляру коммерческого акта. Его подписывают представитель вагонного депо и дежурный по станции.

Кроме этого к коммерческому акту прилагают следующие документы:

Подлинный вагонный лист;

Копии коммерческого акта попутной станции;

Копии сертификатов и качественных удостоверений;

Копии фактур;

Копии счетов;

Копии актов экспертизы;

Выписку из рабочего журнала рефрижераторного подвижного состава;

Натурный лист поезда;

Копии оперативных донесений и др.

При разногласиях в оценке состояния груза грузополучатель или станция может потребовать проведение экспертизы в случае снижения качества или утраты груза, а также по другим причинам. Экспертиза скоропортящихся грузов должна проводится представителями бюро товарных экспертиз, инспекторами по качеству или ветеринарно-санитарного надзора с обязательным участием работника станции не позднее 24 часов с момента вскрытия вагона в присутствии начальника станции, его заместителя или начальника грузового двора.

Эксперт определяет размеры убытка и причины порчи груза, на которые составлены коммерческие акты. В его заключении должно быть указано: качество груза до его порчи или повреждении, степень повреждения или порчи груза, на сколько процентов понизилась стоимость груза вследствие его порчи, пригодность для использования по прямому назначению, причину порчи и другие сведения. По результатам экспертизы составляется акт.

Рассмотрение коммерческих актов по международным перевозкам и пересылка этих актов иностранным железным дорогам проводятся службами контейнерных перевозок и коммерческой работы пограничных железных дорог. Составление коммерческих актов в этом случае, расследование по ним и хранение производиться в соответствии со Служебными инструкциями.

  • 5. Законодательство, регулирующее транспортные отношения. Структура законодательства, регулирующего деятельность железнодорожного транспорта. (Лекции)
  • 7. Фз «о железнодорожном транспорте в рф» актуальность и сферы применения.
  • 8. Федеральные органы власти в области железнодорожного транспорта: виды образования, их основные функции
  • 10. Недействительность сделок: понятие, виды, исковые сроки.
  • 11. Договор об организации перевозок грузов: понятие, назначение, условия договора.
  • 12. Договор поставки и условия поставки.
  • 13. Договор перевозки груза перевозчиком: понятие, содержание, порядок заключения, способы отгрузки
  • 14. Договоры перевозки пассажира, багажа, грузобагажа
  • 15. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
  • 16. Договор международной (межгосударственной) перевозки
  • 17. Договор транспортной экспедиции: понятие, юридические свойства, содержание.
  • 18. Договор аренды транспортных средств: виды, юридические свойства, отличия.
  • 22. Правила приёма грузов к перевозке: общие положения, порядок приёма, ответственные лица
  • 23. Правила выдачи грузов: общие положения, порядок выдачи, ответственные лица
  • 24. Понятие, права, обязанности и основания ответственности владельца инфраструктуры
  • Основные требования к владельцам инфраструктур
  • 25. Понятие, права, обязанности и основания ответственности перевозчика. (Немного есть в лекциях)
  • 26. Понятие, права, обязанности и основания ответственности грузоотправителя по договору перевозки грузов
  • 27. Понятие, права, обязанности и основания ответственности грузополучателя по договору перевозки грузов
  • 28. Коммерческий акт: назначение, основания для составления, содержание, порядок и правила составления
  • 29. Акт общей формы: назначение, основания для составления, порядок и правила составления
  • 30. Ответственность и основания освобождения грузоотправителя и перевозчика от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов
  • 31. Ответственность сторон и основания для снятия ответственности при несохранной перевозке груза, багажа, грузобагажа и возмещение убытков
  • 32. Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств по договору перевозки груза
  • 34. Административная ответственность на железнодорожном транспорте: понятие правонарушения, виды взысканий, транспортные правонарушения, органы, привлекающие к административной ответственности
  • 35. Уголовная ответственность на транспорте: понятие преступления, транспортные преступления и преступления на транспорте
  • 37. Иск: понятие, назначение, содержание, приложения к иску, порядок предъявления, сроки давности и рассмотрения, начало течения сроков, правила исчисления сроков. Понятие государственной пошлины
  • 38. Основания для предъявления претензий и исков
  • 39. Прерывание и приостановление сроков исковой давности
  • 40 .Судебная система Российской Федерации, судебная инстанция: понятие и общие положения
  • 41. Арбитраж: подведомственность споров
  • 42. Арбитраж: подсудность споров
  • 43. Апелляционная жалоба: понятие, назначение, содержание, сроки и порядок предъявления
  • 44. Кассационная жалоба: понятие, назначение, содержание, сроки и порядок предъявления
  • 45. Третейский суд и коммерческий арбитраж: назначение, виды, правовое регулирование, оговорка в договоре
  • 28. Коммерческий акт: назначение, основания для составления, содержание, порядок и правила составления

    Коммерческие акты для удостоверения следующих обстоятельств:

    – несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;

    – повреждение (порча) груза;

    – обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

    – возвращение железной дороге похищенного груза;

    – непередача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.

    По просьбе грузополучателя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест и составлять коммерческий акт Коммерческий акт составляется:

    – при выгрузке грузов в местах общего пользования – в день выгрузки, в соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю (получателю);

    – при выгрузке грузов в местах необщего пользования – в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов;

    – в пути следования грузов – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

    При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем пункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих 24 часов.

    Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов, по которым проводилась сверка грузов.

    В случае составления коммерческого акта при перевозке скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается надлежаще заверенная копия сертификата качества или удостоверения о качестве, составленная работником железнодорожной станции (далее – станции), на основании подлинного документа с указанием его должности, фамилии, имени, отчества.

    При составлении коммерческого акта о порче скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее – АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью работника, назначенного начальником станции, и печатью станции выгрузки с указанием должности работника станции, его фамилии, имени, отчества. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.

    В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).

    В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

    При выдаче с участием железной дороги однородных грузов, которые перевезены навалом или насыпью, и прибыли от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, случаи недостач, которые превышают норму естественной убыли массы таких грузов и погрешность измерений массы нетто, а также случаи излишков, составляющих разницу между массой грузов, определённой на станции отправления, и массой грузов, определённой на станции назначения, с учётом погрешности измерений массы нетто, обнаруженных в отношении таких грузов, перевезённых отдельными отправками, при проверке за данные календарные сутки, оформляются одним коммерческим актом.

    Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.

    В коммерческом акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее – ЗПУ) и нанесённая на ЗПУ информация, число мест и масса груза, значащиеся по перевозочным документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. Перечень подписывают лица, подписавшие коммерческий акт.

    Коммерческие акты составляются станциями в трёх экземплярах

    На каждом коммерческом акте проставляется строчный штемпель станции.

    Первый экземпляр коммерческого акта используется железной дорогой для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

    Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй его экземпляр выдаётся грузополучателю по его требованию.

    Если коммерческий акт составлен на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр коммерческого акта прилагается к транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) или багажной дорожной ведомости и следует до станции назначения. О составлении коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки железной дороги» с указанием номера коммерческого акта, даты его составления, и в связи, с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью работника, на которого возложена данная работа, и штемпелем станции, составившей коммерческий акт.

    Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции составившей его.

    В тех случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта попутной станцией, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, коммерческий акт составляется на станции назначения по результатам выдачи груза.

    Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.

    Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то станция назначения обязана, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта попутной станции отметку следующего содержания: «При проверке груза выданного «___»_______ разницы против настоящего акта не оказалось». Такая отметка удостоверяется строчным штемпелем станции или штемпелем дистанции погрузочно-разгрузочных работ и подписями лиц. В случае выдачи грузополучателю коммерческого акта, составленного на попутной станции, его копия хранится в делах станции назначения.

    На данный момент процесс перевозки грузов различного типа должен соответствующим образом оформляться документально.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Причем существует достаточно обширный перечень бумаг наличие которых строго обязательно в соответствии с определенными законодательными нормами. На данный момент одним из обязательных таких актов является коммерческий.

    Он составляется в нескольких экземплярах, позволяет отразить большое количество и применяется для решение обширного перечня различных задач. Причем требуется использовать именно унифицированный формат такого акта.

    В противном случае такой документ может быть признан недействительным на юридическом уровне. Как следствие – станет проблематично применять его по его основному назначению.

    Общие аспекты

    В законодательстве достаточно подробно перечислены все случаи составления коммерческого акта. Процесс при кажущейся своей простоте связан с большим количеством самых разных особенностей, нюансов.

    Все они обозначены в законодательных нормах. Предварительное ознакомление с нормативными документами позволит избежать возникновения большого количества самых разных проблем.

    Особенно важен такой акт в случае если в процессе транспортировке или же после получения возникли сложности.

    Возмещение вреда, рассмотрение страхового случая будет невозможно при отсутствии коммерческого акта при перевозке автотранспортом, другими средства.

    Основные вопросы, рассмотреть которые нужно будет заранее:

    • что это такое?
    • назначение документа;
    • законные основания.

    Что это такое

    Под термином «коммерческий акт» подразумевается специальный формат, являющийся юридическим основанием для несения ответственности за невыполнение условий договора.

    Важно помнить, что все транспортные компании, а также частные перевозчики обязаны составлять специальный договор. Именно такое соглашение подразумевается.

    Также существует достаточно обширный перечень самых разных правил, связанных с хранением такой документации. С ними нужно разобраться заранее.

    Так как в случае обнаружения нарушения определенными контролирующими органами велика вероятность наложения штрафа. Также не стоит терять акт. Это может попросту привести к невозможности решения каких-либо задач.

    Назначение документа

    В РЖД, автомобильных грузовых и других перевозках данный акт используется для:

    Именно по причине широкого использования данного документа следует внимательно отнестись к его формированию.

    Так как в противном случае возможность разрешить всевозможные конфликтные, спорные ситуации между грузоперевозчиком, получателем и другими сторонами будет утрачена.

    Особого внимания заслуживает использования данного документа в финансовой отчетности. Нередко всевозможные акты и рассматриваемый в том числе применяются для ухода от налогов, реализации коррупционных схем.

    Потому стоит избегать допущения ошибок. Так как таковые или же представление неверной информации может быть воспринято налоговой службой как попытка уклониться от налогов.

    Что станет причиной наложения достаточно существенного штрафа. Также необходимо помнить, что обязательно соблюдение основных правил составления подобного документа.

    В противном случае такой акт попросту будет признан недействительных, юридически ничтожным. Как следствие – будет недопустимо применять его в суде как одно из доказательств.

    Аналогичным образом обстоит дело с иными органами надзорного типа. Нужно заранее разобраться с тем, каково правовое назначение.

    Законные основания

    На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных законодательных актов, которые регулируют вопрос составления коммерческого акта.

    Но при этом в первую очередь необходимо будет ориентироваться именно на СМГС. Данная аббревиатура расшифровывается как

    Соглашение о международном грузовом сообщении. Причем документ данный разработан ещё в середине XX века, действует до сих пор под современной редакцией.

    Основными разделами, в которых затрагивается вопрос составления акта рассматриваемого типа, являются следующие:

    Также СМГС включает в себя достаточно обширный перечень самых разных дополнительных документов.

    В приложения, с которыми также нужно будет по возможности разобраться, отражено следующее:

    приложение №1 Отражены основные правила осуществления перевозки грузов
    приложение №1.1 Рассмотрен образец составления
    приложение №1.2 Образец ведомостей для платформы, в котором реализуется процесс транспортировки
    приложение №1.3 Представлен пример составления ведомости для контейнера нестандартного типа
    приложение №1.4 Как должно выглядеть удостоверение, которое выдается проводнику груза
    приложение №1.5 Представлен полный перечень всех легко воспламеняющихся грузов
    приложение №1.6 Как необходимо составлять акт при вскрытии груза в случае осуществления административного контроля
    приложение №1.7 Как составляется акт коммерческого типа, основные характеристики документа
    приложение №2 Издается отдельным документом, он включает в себя основные правила, соблюдение которых необходимо при осуществлении перевозки опасных грузов различного типа
    приложение №3 Отражены все технические условия, связанные с расположением, а также креплением груза в конкретном случае
    приложение №4 Основные правила транспортировки вагона в случае если таковой по какой-то причине принадлежит третьему лицу
    приложение №6 Представляет собой стандартное руководство по накладной типа СМГС/ЦИМ

    Обозначенный выше нормативный документ позволяет установить прямое железнодорожное сообщение фактически со всеми странами, которые граничат с Российской Федерации.

    Прежде, чем приступать к составлению коммерческого акта, необходимо разобраться с правилами перевозки. Образец документа рассматриваемого типа представлен в указанном выше НПД.

    Если будут иметь место отличия от перечня рекомендаций, содержания – акт попросту будет признан недействительным.

    Правила составления коммерческого акта подразумевают в первую очередь соблюдение специального формата. При этом необходимо помнить о некоторых существенных нюансах.

    В первую очередь нужно будет предварительно разобраться со следующими вопросами:

    • обязательные реквизиты;
    • в скольких экземплярах нужно;
    • в каких случаях составляется;
    • какое количество участников комиссии подписывает;
    • заполненный образец.

    Оптимальным решением будет установить автоматизированное приложение для составления актов данного типа.

    Таким образом возможно будет существенно сократить время, требуемое на составление, а также избежать различного рода типичных в таком случае ошибок.

    Шаблон документа при помощи ПК возможно заполнить полностью автоматически, с минимальными затратами времени и сил.

    Обязательные реквизиты

    В акте рассматриваемого типа потребуется в обязательном порядке отразить специальные реквизиты. На данный момент таковыми являются следующие:

    • полное наименование организации-получателя, а также поставщика и отправителя;
    • точный юридический адрес обоих указанных выше лиц;
    • действительные контактные данные для связи.

    Обозначенные выше реквизиты исполняют не только формальную функцию для обозначения участников сделки по какого-либо определенного груза.

    Но также позволяют применять для проведения различных судебных заседаний. Важно отразить всю представленную информацию максимально достоверно.

    Так как в противном случае документ опять же будет признан попросту недействительным. Причем вне зависимости от того, в каком именно случае он составляется, вне зависимости от вида транспорта.

    В скольких экземплярах нужно

    Перечень информации, представляемый в данном акте, регламентирован. Составление документа должно осуществляться в строгом соответствии с определенными требованиями.

    При этом экземпляры данного документа в обязательном порядке должны быть распределены следующим образом:

    Но важно помнить, что не обязательно будет составлять данный документ именно только лишь в трех экземплярах. Иногда случается, что доставка в одном контейнере осуществляется груза сразу нескольким различным юридическим, физическим лицам.

    В таком случае потребуется составить данный документ в количестве не меньшем чем указано выше плюс акты для остальных участников .

    Фактически, количество экземпляров регламентируется именно соглашением между поставщиком/получателем.

    В каких случаях составляется

    Главной особенностью такого коммерческого акта является то, что далеко не во всех случаях его необходимо будет составлять. Перечень ситуаций, когда он необходим, отражается в ст.№18 СМГС.

    Данная статья гласит, что такой акт потребуется составить в случае, если установлено возникновение следующих обстоятельств:

    Груз по какой-то причине был испорчен Его качество ухудшилось, масса снизилась – причем причины возникновения подобного явления какой-либо роли не играют (акт все равно должен быть составлен)
    Сведения, указанные в накладной на конкретный груз Не соответствуют фактическим данным – опять же степень такого рода расхождений полностью не важна (данные о месте назначения, получателе являются неточными, количество грузовых мест или их нумерация неправильная, иное)
    Какая-либо накладная в любой форме вообще отсутствует по данному грузу Либо нет в наличии отдельных листов такой накладной (либо имеет место обратная ситуация – сама накладная в наличии, но груз по какой-то причине вовсе отсутствует)
    При отсутствии, недостаче специальных приспособлений для транспортировки какого-либо груза Полный перечень таких приспособлений обязательно должен быть указан в накладной

    Также существует перечень дополнительных ситуаций, когда составление такого рода акта также обязательно требуется.

    К таковым на данный момент относится следующее:

    Имеется важный нюанс, связанный с составлением такого акта. Он должен быть обязательно сформирован только лишь в случае если обозначенные выше ситуации имели место с момента получения груза транспортной компании до его сдачи получателю.

    Если же какая-либо обозначенная выше ситуация имело место до или же после – составлять такой акт необходимости нет.

    Какое количество участников комиссии подписывает

    Ещё один важный момент – количество подписантов под данным актом, оно должно соответствовать установленному на законодательном уровне. В противном случае документ попросту не будет действительным.

    Например, если происшествие имело место на железнодорожной станции, то подписантами должны являться следующие :

    • начальник станции;
    • должностное лицо, осуществляющее надзор за механизированным процессом погрузочно/разгрузочных работ;
    • начальник грузового района;
    • ответственный за контейнерную площадку;
    • приемосдатчик.

    Имеются определенные нюансы касательно подписантов именно в зависимости от способа, который осуществляется транспортировка конкретного груза. Стоит данный вопрос обязательно проработать заблаговременно, заранее.

    Заполненный образец

    Если опыт составления такого документа по какой-то причине полностью отсутствует, то стоит обязательно ознакомиться с верно составленным образцом.

    На данный момент стандартной унифицированной формой является .

    Она должна включать в себя следующую информацию:

    Полное наименование самого документа А также дата его составления
    Проставляется штемпель Отметка о регистрации акта
    Обозначается номер Коммерческого акта
    Раздел А Содержит полный перечень всех сведений о конкретном вагоне, ЗПУ, а также все сделанные в накладной отметки
    Составляется специальная таблица В ней отражается информации по поводу проведенной проверки
    Раздел Б Что значилось по документом о конкретном грузе
    Раздел В Отражается информации по поводу того, что в действительности оказалось
    Раздел Г Включает в себя подробное описание груза
    Раздел Д Обозначается точное количество недостачи или же излишков груза
    Раздел Е Какие выводы сделала экспертиза
    Раздел Ж Отметка о станции назначения груза
    В нижней части документа опять проставляется подпись Начальника станции, а также проставляется специальный штемпель
    Указывается дата

    Возникающие нюансы

    Процесс составления документа данного типа имеет множество самых разных нюансов. К основным вопросам, изучить которые стоит заранее, можно отнести:

    На железнодорожном транспорте

    При необходимости составления такого акта на железной дороге необходимо будет приложить к нему некоторые другие дополнительные документы.

    Перечень таковых опять же отражается в СМГС. Причем все документы, составление которых требуется, обозначены в этом НПД. Там же имеются примеры таких документов.

    Перевозки грузовым автомобильным транспортом

    Перевозка грузовым автомобильным транспортом регламентируется законодательством. Но при этом единый формат коммерческого акта не устанавливается.