Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Нужно ли регистрировать договор оперативного управления. Регистрация прекращения права оперативного управления перечень документы. Основные положения документа

УДК 347.195

Е. А. Терещенко

Момент возникновения и прекращения права оперативного управления

В статье рассмотрены отдельные основания возникновения и прекращения права оперативного управления, момент возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество, возможность добровольного отказа от оперативного управления и определение момента прекращения права.

In the article discusses some of the base and the termination of the right of operational management, the moment of the beginning of the right of operational management, the possibility of voluntary renunciation of operational management and definition the termination of the right.

Ключевые слова: вещные права; право оперативного управления; учреждение; казенное предприятие.

Key words: property rights, the right of operational management; institution; government enterprise.

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Применительно к казенным предприятиям п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

© Терещенко Е. А., 2013

В отношении возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество следует учитывать одновременно и норму п. 2 ст. 8 ГК РФ, устанавливающую, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Относительно момента возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество складывалась противоречивая судебная практика, о чем неоднократно указывалось и в юридической литературе1.

Суды указывали, что п. 1 ст. 299 ГК РФ содержит специальное правило о возникновении права оперативного управления с момента передачи имущества (постановления ФАС Московского округа от 21.12.2007 г. № КГ-А40/12735-07, ФАС Центрального округа от 18.03.2009 № А14-5591/2008/193/6). Государственная регистрация названного права в данном случае не является актом подтверждения государством факта возникновения указанных прав у учреждений. Спорные помещения в действительности учреждению не переданы, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления на спорный объект у учреждения не возникало.

Анализ судебно-арбитражной практики по подобным делам позволяет говорить о наличии длительного периода в правоприменительной практике России различных подходов в толковании судебными инстанциями спорного вопроса об установлении момента возникновения и прекращения права оперативного управления.

Однако в настоящее время преобладает точка зрения о возникновении права оперативного управления на недвижимое имущество с момента его государственной регистрации. Она основывается на том, что закон (ст. 131 ГК РФ) устанавливает иное по сравнению с нормой п. 1 ст. 299 ГК РФ правило о возникновении права оперативного управления на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права, и ст. 299 ГК РФ не исключает действие правил о государственной регистрации вещных прав на недвижимые вещи (постановления ФАС Уральского округа от

24.08.2009 № Ф09-6094/09-С6, ФАС Волго-Вятского округа от 21.08.2009 по делу №А17-6783/2008, ФАС Дальневосточного округа от 08.06.2009 № Ф03-2355/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2010 № А03-7498/2009).

1 Болдырев В.А. Юридические лица-несобственники в системе субъектов гражданского права: моногр. / под ред. В.А. Сысоева. Омск: Омск. акад. МВД России, 2010. 340 с.

Право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ). В случае если недвижимое имущество в оперативное управление на основании решения собственника передано до введения в действие закона о государственной регистрации прав и начала деятельности территориального регистрирующего органа и в решении не установлен момент возникновения соответствующего права, указанные права считаются возникшими с момента передачи имущества (п. 1. ст. 6. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Если такая передача произведена собственником после введения в действие названного закона и начала деятельности территориального регистрирующего органа, соответствующее вещное право возникает с момента его государственной регистрации (п. 1. ст. 131 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 4, п. 6 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Неопределенность, сохранившаяся и в настоящее время, и даже после опубликования Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» может негативно сказаться на защите интересов кредиторов казенных предприятий и учреждений.

Так, исходя из положений п. 1. ст. 296 ГК РФ, суд пришел к выводу, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, обязано оплачивать услуги по содержанию и обеспечению коммунальными ресурсами переданного ему помещения за период его использования. Суд отметил, что отсутствие зарегистрированного права оперативного управления не освобождает учреждение от обязанности по содержанию помещения и общего имущества в доме, поскольку такая обязанность наступает с момента получения этих помещений и их фактического использования (постановление ФАС Поволжского округа от 06.06.2012 по делу № А55-16922/2011). Факт пользования помещениями ответчиком в спорный период подтвержден материалами дела, в том числе перепиской сторон, связанной с заключением договоров на снабжение коммунальными ресурсами, оказание эксплуатационных услуг.

Разрешить указанную неопределенность в вопросе удовлетворения прав кредиторов субъекта, фактически владеющего вещью, но не зарегистрировавшего право оперативного управления, может специальное регу-

лирование института владения (гл.13 ГК РФ в редакции проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации). В ст. 209 ГК РФ в редакции проекта закона устанавливается, что владение - это фактическое господство лица над объектом. Владение принципиально отграничивается от права на объект владения.

Владение может приобретаться либо вручением (передачей), либо поступлением вещи во владение иным образом (п. 1 ст. 212 ГК РФ в ред. проекта закона). Владение также может быть получено в результате односторонних действий приобретателя владения, а также в результате действий судов или иных государственных органов.

Согласно проекту ГК РФ передача вещи во владение может подтверждаться соответствующим документом, к примеру передаточным актом. Такая передача может подтверждаться и иными документами. Однако лицо, указанное в таком документе, является лишь предполагаемым владельцем, если не доказано иное. Различные передаточные документы в соответствии с положениями проекта ГК РФ вводят лишь презумпцию владения.

Право оперативного управления на имущество может возникнуть как в силу передачи такого имущества учреждению собственником, так и в порядке приобретения учреждением данного имущества по иным основаниям, в том числе в силу возведения объекта недвижимого имущества самим учреждением.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности, а применительно к рассматриваемому случаю право оперативного управления на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, в том числе объекты незавершенного строительства, подлежит государственной регистрации.

Вполне обоснованно применяется в данных случаях аналогия закона, так как решение вопроса о признании вещных прав за лицами, которые не признаются законом собственниками имущества и владеют им на иных правах, законом прямо не предусмотрено, и в этом случае подлежит применению ст. 6 ГК РФ, в соответствии с которой следует применять нормы права, регулирующие сходные отношения.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в

судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определена правовая позиция относительно момента возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество, а именно: с момента их государственной регистрации.

Между тем в практике деятельности хозяйствующих субъектов ставится вопрос о моменте возникновения права оперативного управления, связанного с постановкой имущества на баланс юридического лица или включением имущества в реестр государственной или муниципальной собственности.

Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447. В силу п. 3. Положения № 447 объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество: недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Пунктом 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от

29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более того, следуя правовой позиции, изложенной в абз. 7 п. 61 указанного выше постановления, закреплен приоритет регистрации права собственности над передачей владения, законным владельцем недвижимости является лишь то лицо, право собственности либо хозяйственного ведения которого зарегистрировано в ЕГРП, но не то лицо, которое получило владение по акту приема-передачи.

При этом законом установлены определенные требования для возникновения права собственности (а применительно к казенному предприятию и учреждению - права оперативного управления) на объект недвижимого имущества, лишь при соблюдении которых вещь может считаться созданной для себя с соблюдением требований закона и иных правовых актов, в том числе наличие документов, указанных в ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе волеизъявления собственника имущества на передачу данного объекта предприятию или учреждению в случаях, когда такое предприятие или учреждение не является застройщиком объекта.

Таким образом, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе юридического лица судебными доказательствами возникновения права оперативного управления не является.

Прекращение права оперативного управления обусловлено: 1) общими основаниями для любых вещных прав и 2) специальным, таким как решение собственника об изъятии имущества у учреждения при условии его правомерности (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Изъятие имущества у учреждения его собственником возможно как с согласия самого учреждения (п. 3 ст. 299 ГК), так и без такого согласия (п. 2 ст. 296 ГК).

Согласно п.2 ст.296 ГК собственник вправе изъять имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества только в трех случаях: если это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.2

Прекращение права оперативного управления возможно и по таким предусмотренным ст. 235, 236 ГК РФ основаниям, как отказ от права, гибель или уничтожение имущества.

В практике встречались и будут встречаться случаи, при которых унитарные предприятия отказываются от хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения - от оперативного управления. В данном случае правильнее говорить о возврате имущества собственнику, ибо отказ абстрактный в пользу неограниченного круга лиц или конкретного лица -

2 Сумской Д.А. Особенности изъятия имущества у учреждения // Рос. юстиция. 2010. № 1. С. 19-21.

несобственника имущества является прямым нарушением норм о распоряжении имуществом субъектов права оперативного управления.

В литературе и судебной практике по вопросу возможности добровольного отказа от оперативного управления и определения, соответственно, момента прекращения права обосновываются противоположные позиции.

Отсутствие права на отказ аргументировано следующими доводами: во-первых, установлением п.2 ст.9 ГК РФ отступления от принципа свободного распоряжения правами в пользу принципа целевой правоспособности; во-вторых, нарушением права собственности на данное имущество учредителя; в-третьих, невозможностью прекращения права оперативного управления без встречного действия собственника по принятию такого имущества3.

По мнению В.А. Болдырева, попытка судов оценить безвозмездную передачу имущества унитарного предприятия собственнику как отказ от права является неверной, противоречащей смыслу закона. Отказ от права собственности или права хозяйственного ведения безусловен, осуществляется вообще, а не в пользу нового приобретателя. «Сам волевой акт унитарного предприятия - отказ от права хозяйственного ведения можно было бы рассматривать как одностороннюю сделку при его безадресности»4.

В судебных актах со ссылкой на применимость к возникновению и прекращению права хозяйственного ведения и права оперативного управления норм, относящихся к праву собственности (п.3 ст.299 ГК РФ), делается вывод о возможности отказа от права хозяйственного ведения и оперативного управления в пользу собственника.

Однако, учитывая публичный характер и цели создания учреждения, рассматриваемый возврат имущества собственнику возможен только при согласии собственника, что подтверждается судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2010 г. по делу № А46-23376/2009). Несмотря на наличие добровольного отказа учреждения от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, суды пришли к правильному выводу об отказе в изъятии имущества, так как в перечень видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения, входит оказание услуг по содержанию жилого

3 Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб.: Юрид. центрПресс, 2004. 451 с.

4 Болдырев В.А. Возврат имущества унитарного предприятия собственнику и его оспаривание: проблемы материального и процессуального права // Рос. юстиция. 2009. № 12. С. 14-17.

фонда и объектов социальной сферы, уплата налога на имущество производится за счет федерального бюджета и исполнение обязанности по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности в отношении спорного имущества не нарушает права и законные интересы истца.

Отказ от права оперативного управления не может повлечь правовых последствий и при невозможности дальнейшего осуществления уставной деятельности (Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 8 мая 2009 г. по делу №А56-14156/2008).

С какого же момента прекращается право оперативного управления -с момента подписания формы ОС-1 или государственной регистрации перехода права к новому владельцу? Для определения момента прекращения права оперативного управления именно на недвижимое имущество следует руководствоваться особыми правилами: в соответствии с п. 1. ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на объекты недвижимости, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, право оперативного управления на здание прекратится только в тот момент, когда указанное право возникнет у нового владельца либо это право будет прекращено по решению собственника. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 по делу № А82-10696/2008-30).

Особыми основаниями прекращения права оперативного управления является гибель или уничтожение имущества, порча, и в результате, непригодность имущества. Особенности порядка принятия решения о списании федерального имущества установлены Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 «Об особенностях списания федерального имущества». Под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается. Выбытие федерального имущества в связи

с принятием решения о списании имущества отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке.

Моментом прекращения права оперативного управления является в данном случае является момент гибели, выбытия, уничтожения имущества и указанное правило распространяется на недвижимое имущество. В силу ст. 235 ГК РФ гибель или уничтожение имущества прекращают право собственности лица на это имущество. По смыслу приведенной нормы зарегистрированное право на несуществующие (уничтоженные, разрушенные или в том числе на использованные в ходе реконструкции) объекты недвижимости не имеет правового значения, а право, в том числе право оперативного управления на объект, прекращается.

Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?

Законодательство о предоставлении права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 1

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Что такое регистрация оперативного управления?

Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.

Как оформить имущество в оперативное управление

Статья 25. Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества *25)
1. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию , если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

и пусть начало статьи «Право собственности возникает. » вас не смущает — читайте общие положения ГК об оперативке — то бишь к регистрации оперативки применимы правила по регистрации ПС (статью сами поищите)

основное внимание обратите на слова [[b]b]на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, — разрешение на ввод и доки на землю выдавались ФБГУ

А что бы было что передать, это что-то нужно зарегистрировать как объект недвижимости и право собственности приобрести или иное вещное право — это ст 219 ГК и 299ГК
и на кад учет и регистрацию своего вещного права будет осуществлять заказчик/застройщик

это одно из исключений по оперативке когда она возникает не с момента закрепления иущества собственником
второе исключение — это передача ст. 154 закона о монетаризации льгот тоже 122-фз

о том что ты говоришь это ОБЩЕЕЕ правило, но в нем есть исключения

Роман, не внимательно читаешь
Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям , поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке , установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности

т.е. в порядке 209 ГК

частенько все забывают что кроме пункт 1 в ст. 299 есть и второй пункт 😉

20. В графе «Особые отметки регистратора» указываются сведения об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия (выявленным объектам культурного наследия), о наличии правопритязаний, об оспаривании в судебном порядке права на объект недвижимого имущества, о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника этого жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника этого жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами, другими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также определенные нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

Сведения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, об оспаривании в судебном порядке права на объект недвижимого имущества вписываются на основании судебного акта с указанием наименования суда и реквизитов этого акта.

При государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления на объект недвижимого имущества, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав записи о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на этот объект в графе «Особые отметки регистратора» пишется слово «собственник» и указывается наименование собственника недвижимости.

Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с изменениями на 22 ноября 2006 года)

Вид документа:
Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 219

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.

Суть оперативного управления

Оперативное управление — это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. Фактически, это реализация производственного плана, а также непрерывный контроль за полнотой и своевременностью его выполнения. Этот экономический механизм позволяет получать прибыль от неиспользуемого оборудования путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.

Особенности оперативного управления

Оперативное управление характеризуется рядом специфических особенностей:

  • осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса с целью достижения запланированных результатов;
  • последствия наступают не только в конкретный момент осуществления управления, но также и в последующие периоды (причем это может также касаться того времени, когда срок действия договора на оперативное управление истек);
  • имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия и действия не несут никакого смысла (может выражаться как в денежных единицах, так и в показателях, касающихся производительности труда);
  • является основой тактических и стратегических планов, представляя собой главный механизм претворения их в реальность.
  • Процесс оперативного управления

    Процесс оперативного управления включает в себя ряд обязательных мероприятий, среди которых стоит выделить:

  • установление точных координат, а также временных рамок, в соответствии с которыми будет производится эксплуатация объектов;
  • ведение непрерывного учета всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления;
  • постоянный мониторинг текущего состояния дел с целью сравнения его с плановыми показателями;
  • оперативное реагирование на отклонения в производственном процессе с целью внедрения корректирующих мероприятий.
  • Право оперативного управления

    Распоряжение тем или имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но также и регулируется законодательными актами. Право оперативного управления предоставляется либо непосредственному собственнику объектов, либо же организации, которой он делегировал определенные обязанности. Можно сказать, что предприятие обладает весьма ограниченными полномочиями, ведь фактический владелец может в любое время поступить с имуществом по своему усмотрению.

    Говоря о материальных объектах, которые находятся в ведении муниципальных структур, или же были переданы им в собственность, следует заметить, что процесс оперативного управления в данном случае регулируется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. При этом ценности, переданные в ведение государственного или любого другого объекта, должны быть немедленно зарегистрированы в налоговом реестре.

    Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению и в соответствии с целями, указанными в уставных документах организации. В случае нарушения данного условия собственник имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, который будет составлен по итогам проведения специальной проверки.

    Функции оперативного управления

    Довольно распространенной является передача собственником определенного имущества в ведение доверенного лица или определенной организации. Функции оперативного управления могут быть описаны следующим образом:

  • управление движением материальных средств, а также отражение данных процессов в бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • непрерывный контроль за состоянием и исправностью переданных в ведение фондов (это важно с той точки зрения, чтобы определить сферу ответственности собственника и доверенного лица);
  • определение цен и тарифов на товары и услуги, произведенные при помощи материальных ценностей, переданных в управление (должны быть соблюдены интересы всех сторон договора);
  • осуществление налоговых отчислений;
  • формирование производственного бюджета, а также пристальный контроль за его выполнением;
  • оформление юридических документов, которые регулируют правила и условия управления полученным имуществом;
  • налаживание отношений с поставщиками и клиентами, а также организация работы персонала.
  • Управление и ведение

    Оперативное ведение и оперативное управление — это разновидности прав, определяющих степень собственности и полномочий касательно распоряжения теми или иными объектами. Эти категории определяют взаимоотношения собственников, доверенных лиц, а также персонала, который непосредственно имеет дело с имуществом, переданным организации в управление.

    Оперативное ведение и оперативное управление — неравноправные понятия. Так, субъектами первого могут быть только юридические лица, оформленные как предприятия конкретных видов. Говоря об оперативном управлении, стоит сказать, что в данных отношениях могут принимать участие как производственные, так и некоммерческие организации и общества, а также лица-предприниматели.

    Хозяйственное и оперативное управление различаются также объемами полномочий, предоставленных сторонам. Первое является более широким, поскольку такое право может предоставляться непосредственно коммерческому предприятию. Что касается второй категории, то здесь речь может идти о казенных организациях или же об учреждениях, не имеющих своей целью получение прибыли.

    Управление предприятием

    Оперативное управление предприятием включает в себя несколько составляющих. Так, первая из них представляет собой комплекс действий относительно производственных и непроизводственных затрат, а именно:

    • определение структуры, а также систематизация различных видов издержек с целью их оптимизации и минимизации;
    • регулярное ведение учета и составление отчетности как для внутреннего пользования, так и для предоставления собственнику;
    • определение себестоимости производимой продукции, а также факторов, на нее влияющих;
    • установление принципов зависимости между себестоимостью и размером чистой прибыли;
    • формирование ценовой политики, которая бы позволяла получить максимальный результат в денежном выражении;
    • составление планов затрат и издержек, а также постоянный контроль за их исполнением;
    • проведение анализа отчетных показателей с целью усовершенствования механизмов работы.

    Также стоит отдельно выделить управление запасами, которое подразумевает:

  • ведение учета товарно-материальных ценностей в складских помещениях с целью постоянного их пополнения и рационального использования;
  • определение оптимальной системы размещения производственных запасов в границах предприятия (с точки зрения логистики);
  • непрерывный контроль качества и сроков годности сырья и готовой продукции во избежание непроизводственных потерь;
  • организация контроля за работой персонала, задействованного в складском хозяйстве.
  • Оперативное управление денежными средствами

    Деньги в различных формах — это неотъемлемый элемент и даже необходимое условие существования организации. Оперативное управление данным элементом включает в себя ряд мероприятий:

  • контроль движения денег как в наличной, так и в безналичной форме (на банковских счетах);
  • анализ операций с использованием иностранной валюты;
  • ведение налоговой отчетности для своевременной подачи документов в специализированные органы и осуществление соответствующих платежей;
  • аудит финансовой документации как собственными силами, так и путем привлечения профессиональных экспертов со стороны;
  • оценка финансового состояния предприятия на основе расчета и анализа специальных коэффициентов;
  • ведение и анализ бухгалтерской документации.
  • Система управления

    Система оперативного управления включает в себя следующие составляющие:

  • управление затратами на производственные и непроизводственные мероприятия;
  • управление деньгами, которые содержатся как в наличной форме, так и на банковских счетах;
  • управление запасами и ресурсами, которые задействованы в процессе производства;
  • управление закупками и поставками;
  • управление производственными активами;
  • определение эффекта от проведенных мероприятий и сопоставление его с запланированным.
  • Неотъемлемой частью данной системы является четкий и спланированный документооборот. Каждая из операций, касающихся оперативного управления, должна быть зафиксирована и оформлена должным образом, кроме того, должна быть составлена система отчетности.

    Процедура регистрации

    В некоторых случаях может возникнуть необходимость передать третьим лицам и организациям свою собственность. Оперативное управление — это один из лучших вариантов. Процедура регистрации подобного рода отношений подразумевает следующие действия:

    • экспертиза подлинности и правильности составления документов, которые поданы как собственником, так и доверенным лицом;
    • запрос в государственные органы с целью получения разрешения на регистрацию оперативного управления;
    • проведение экспертизы и технической инвентаризации объектов собственности, касательно которых будут заключены договорные отношения;
    • регистрация оперативного управления в специализированных государственных органах и получение соответствующих документов.
    • Документы для оформления

      Для того чтобы официально оформить оперативное управление организацией, необходимо предоставить в регистрационные органы следующий перечень документов:

    • оригиналы, а также нотариально заверенные копии учредительных документов предприятия;
    • кадастровый паспорт или же план производственных и непроизводственных помещений;
    • договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления;
    • документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации;
    • акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.
    • Объекты управления

      Объект оперативного управления может представлять собой движимое и недвижимое имущество, производственное оборудование или же организацию в целом. При этом придется решить ряд задач и ответить на некоторые вопросы, а именно:

    • определение целей оперативного управление, а также разработка плана тактических мероприятий, направленных на достижение желаемого эффекта;
    • определение путей, а также изыскание средств для организации результативной эксплуатации переданных в оперативное управление объектов собственности;
    • организация поставок материальных и сырьевых ресурсов для бесперебойного функционирования производственного процесса;
    • непрерывный контроль за достижением плановых показателей;
    • периодический анализ отчетности для выявления отклонений с целью принятия управленческих решений касательно совершенствования процесса производства.
    • Оперативное управление — это эффективный инструмент, который позволяет достичь высокого экономического эффекта путем передачи имущества в ведение третьим лицам или организациям.

      Оформление передачи движимого имущества общественного объединения в оперативное управление частному учреждению Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки »

      Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Пивоварова М. В., Королева Е. Н.

      В статье рассмотрен порядок оформления передачи движимого имущества от общественного объединения в оперативное управление частному учреждению, а также при возврате этого имущества, приведены бухгалтерские проводки при передаче движимого имущества общественным объединением в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью.

      Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Пивоварова М.В., Королева Е.Н.,

      Текст научной работы на тему «Оформление передачи движимого имущества общественного объединения в оперативное управление частному учреждению»

      ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

      М. В. ПИВОВАРОВА, Е. Н. КОРОЛЕВА, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

      Общественная организация в соответствии с п. 1 ст. 117 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) является одной из форм некоммерческих организаций (НКО). Особенности правового положения общественных организаций как участников гражданско-правовых отношений определяются законом (п. 3 ст. 117 ГК РФ).

      Помимо ГК РФ деятельность общественных организаций регулируется, в частности:

      Федеральным законом от 12.01.1996 N° 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ);

      Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ).

      В соответствии со ст. 30 Закона № 82-ФЗ в собственности общественного объединения могут находиться учреждения, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

      Рассмотрим, какими бухгалтерскими проводками оформляется передача движимого имущества от общественного объединения в оперативное управление частному учреждению, а также при возврате этого имущества, какие делаются бухгалтерские проводки при передаче движимого имущества общественным объединением в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (ООО).

      Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы,

      и соответствующую этим целям (п. 1 ст. 117 ГК РФ), при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ). Доход от предпринимательской деятельности является одним из источников формирования имущества общественной организации (п. 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ, ст. 31 Закона № 82-ФЗ).

      Статьей 31 Закона № 82-ФЗ определено, что имущество общественного объединения формируется на основе:

      Вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;

      Добровольных взносов и пожертвований;

      Поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

      Доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения;

      Внешнеэкономической деятельности общественного объединения;

      Других, не запрещенных законом поступлений.

      Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (п. 3 ст. 24 Закона № 7-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона № 7-ФЗ полученная НКО прибыль не подлежит распределению между ее участниками (членами). Пунктом 3 ст. 48 ГК РФ установлено, что к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (учас-

      тники) не имеют имущественных прав, относятся общественные организации (объединения).

      Передача в оперативное управление частному учреждению и возврат имущества из оперативного управления. Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 7-ФЗ частным учреждением признается НКО, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

      Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 9 Закона № 7-ФЗ). При этом согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 «Право оперативного управления» ГК РФ.

      В силу нормы п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с:

      Целями своей деятельности;

      Заданиями собственника этого имущества;

      Назначением этого имущества.

      Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

      Право оперативного управления имуществом возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

      Некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ). Движимое имущество, используемое НКО в деятельности, направленной на достижение целей ее создания, может учитываться, в частности, на следующих счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:

      Сч. 01 «Основные средства»;

      Сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

      Сч. 10 «Материалы» и т. д.

      При передаче собственного имущества в оперативное управление созданному учреждению данное имущество подлежит списанию с баланса в соответствии с п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

      Порядок списания с учета движимого имущества при передаче его в оперативное управление нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, не установлен.

      По мнению авторов, такой порядок должен быть разработан НКО самостоятельно и закреплен в учетной политике (пп. 7 и 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

      По мнению представителей финансового ведомства, при решении вопроса о порядке учета у коммерческой организации (собственника) имущества, переданного в оперативное управление созданному данной организацией учреждению, необходимо руководствоваться Концепцией развития бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997 (далее - Концепция). Имущество, переданное коммерческой организацией в оперативное управление, по их мнению, может учитываться на следующих счетах:

      Сч. 58 «Финансовые вложения»;

      Сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;

      Сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (см. письма Минфина России от 30.04.2008 № 03-05-0501/29, от 21.04.2008 № 03-05-05-01/23).

      Полагаем, что данная Концепция применима и к некоммерческим организациям. Проанализируем возможность применения каждого счета.

      В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты» предназначен для обобщения информации обо всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты).

      До момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерс-

      В соответствии со ст. 21 Закона № 402-ФЗ указанные документы отнесены к федеральным стандартам бухгалтерского учета. Федеральные стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (ч. 2 ст. 21 Закона № 402-ФЗ).

      Счет 58 применяется, если актив, возникающий при передаче имущества в оперативное управление, отвечает условиям, указанным в п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, в частности способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

      В соответствии с разъяснениями представителей финансового ведомства, если имущество, переданное в оперативное управление, не может быть признано организацией активом в соответствии с Концепцией, стоимость такого имущества отражается по дебету сч. 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета имущества.

      По мнению авторов, в данном случае имущество, переданное в оперативное управление, не может приносить доход организации. Такое имущество должно отражаться в общем порядке на сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (абз. 2 п. 1, п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

      Списание стоимости движимого имущества, переданного в оперативное управление, отражается записью: Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т сч. 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т. д. - на основании учредительных документов учреждения, акта приема-передачи, приказа по организации.

      Если переданное имущество отражалось в организации в качестве основного средства, то списывается износ переданного имущества (абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01), что отражается следующей провод-

      кой: К-т сч. 010 «Износ основных средств» - на основании бухгалтерской справки.

      Стоимость имущества, переданного в оперативное управление, должна отражаться на забалансовом счете, в частности на сч. 015, или полагаем, что может быть использован сч. 01.1 «Основные средства, сданные в аренду»: Д-т сч. 015 - на основании бухгалтерской справки.

      Списание добавочного капитала, образовавшегося при приобретении имущества за счет целевых средств, отражается следующей проводкой: Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - на основании бухгалтерской справки.

      Бухгалтерский учет при возврате движимого имущества из оперативного управления.

      а) если имущество приобреталось не за счет целевых средств:

      Д-т сч. 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т. д. К-т 91 «Прочие доходы» - на основании акта приема-передачи.

      Стоимость имущества, полученного обратно из оперативного управления, отражается на забалансовом счете: К-т сч. 015 - на основании бухгалтерской справки;

      б) если имущество приобреталось за счет целевых средств:

      Д-т сч. 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т. д. К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - на основании акта приема-передачи и бухгалтерской справки.

      Отражается добавочный капитал в размере стоимости полученного обратно имущества (если имущество приобретено за счет целевого финансирования): Д-т сч. 86 «Целевое финансирование» К-т сч. 83 «Добавочный капитал» - на основании бухгалтерской справки.

      Стоимость имущества, полученного обратно из оперативного управления, отражается на забалансовом счете: К-т сч. 015 - на основании бухгалтерской справки.

      Обратите внимание, что информация об операциях по передаче имущества в оперативное управление должна раскрываться в бухгалтерской отчетности организации в случае ее существенности.

      Взнос в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Согласно ст. 37

      Закона № 82 общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации.

      Согласно п. 3 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» передача имущества в качестве взноса в уставный капитал признается финансовым вложением и в соответствии c Инструкцией отражается на сч. 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции».

      В бухгалтерском учете НКО отражается следующая проводка: Д-т сч. 58 «Финансовые вложения» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражена задолженность учредителя по взносу вклада в уставный капитал по согласованной стоимости на основании акта приема-передачи (см. письмо Минфина России от 17.12.2010 № 03-07-11/491).

      Если налог на добавленную стоимость (НДС) при приобретении данного имущества был принят к вычету (например, предполагалось его использование в предпринимательской деятельности), то такой налог должен быть восстановлен, что отражается следующими проводками:

      Д-т сч. 58 «Финансовые вложения», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - восстановлена сумма НДС по передаваемому имуществу на основании акта приема-передачи;

      Д-т сч. 58 «Финансовые вложения» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - восстановленная сумма НДС отнесена на увеличение первоначальной стоимости финансового вложения на основании акта приема-передачи;

      Д-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства» - списана первоначальная стоимость основного средства на основании акта приема-передачи;

      Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - отражено выбытие объекта основных средств по остаточной стоимости на основании акта приема-передачи;

      К-т сч. 010 «Износ основных средств» - списан износ переданного имущества на основании бухгалтерской справки и акта приема-передачи.

      В случае если передается имущество, отличное от основных средств, то оформляется следующая бухгалтерская запись:

      Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т. д. - на

      основании акта приема-передачи;

      Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - отражена в составе прочих доходов разница между остаточной стоимостью и оценкой независимого оценщика на основании бухгалтерской справки и акта приема-передачи.

      Списание добавочного капитала, образовавшегося при приобретении имущества за счет целевых средств, оформляется проводкой: Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - на основании бухгалтерской справки.

      1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

      2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

      3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

      4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.

      5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

      6. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

      7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

      8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

      9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02: приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н.

      10. Письмо Минфина России от 30.04.2008 № 03-05-05-01/29.

      11. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-05-05-01/23.

      12. Письмо Минфина России от 17.12.2010 № 03-07-11/491.

      Договор на право оперативного управления имуществом

      на право оперативного управления имуществом

      в лице, действующего на основании, именуемый в дальнейшем «Администрация », с одной стороны, и в лице, действующего на основании, именуемый в дальнейшем «Учреждение », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор », о нижеследующем:

      1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

      1.1. На основании свидетельства № от « » 2014 года Администрация передает, а Учреждение принимает по настоящему Договору имущество (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью кв.м., расположенное по адресу на праве оперативного управления. Для использования под: . Характеристики помещения указаны в выписке из технического паспорта БТИ № от « » 2014 года, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.

      2. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА

      2.1. Срок действия Договора на право оперативного управления устанавливается с « » 2014 года по « » 2014 года.

      2.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента регистрации его в установленном законом порядке.

      3. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА

      3.1. Передача имущества в оперативное управление производится по Акту приемки-передачи. Акт передачи помещения оформляется в соответствии с действующими нормативными документами, регистрируется в установленном законом порядке, заверяется сторонами и хранится в деле по оформлению Договора.

      3.2. Данное нежилое помещение учитывается на балансе Учреждения.

      4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

      4.1. Права и обязанности Администрации.

      4.1.1. Администрация имеет право: контролировать использование по назначению и сохранность переданного в оперативное управление Учреждению имущества.

      4.1.2. Администрация вправе изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядится по своему усмотрению.

      4.1.3. В случае необоснованного отказа владельца городской собственности (или прежнего балансодержателя) передать нежилое помещение на баланс новому владельцу, Администрация принимает меры к его осуществлению в соответствии с действующим законодательством.

      4.2. Права и обязанности Учреждения.

      4.2.1. Учреждение имеет право:

    • владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом в пределах очерченных требованиями законодательства, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества;
    • обратиться в ГорБТИ с целью изготовления технического паспорта.
    • 4.2.2. Учреждение обязано:

    • содержать нежилое помещение в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;
    • производить капитальный и текущий ремонт, переоборудование помещений, связанные с деятельностью Учреждения, за свой счет в сроки, установленные территориальным управлением или муниципальным округом, (но не более 2-х лет) в соответствии с документацией, разработанной в специализированной проектной организации;
    • не производить никаких перепланировок и переоборудования помещения, связанных с деятельностью Учреждения, без письменного разрешения Администрации;
    • обеспечить беспрепятственный доступ в нежилое помещение представителей органов исполнительной власти и административных органов с целью проверки документации и контроля за использованием помещений;
    • не совершать действий, препятствующих инвентаризации нежилого помещения, переданного по настоящему Договору;
    • Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, производить:

    • продажи, безвозмездной передачи другому лицу, передачи в аренду;
    • вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ;
    • отдавать в залог имущества;
    • производить других действий, которые могут повлечь за собой отчуждение государственной собственности;
    • 4.2.3. Учреждение не вправе передавать права оперативного управления другим юридическим и (или) физическим лицам.

      5. ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

      5. Договор может быть расторгнут:

    • по соглашению сторон;
    • при ликвидации или реорганизации сторон в соответствии с действующим законодательством;
    • Нежилые помещения могут быть изъяты у пользователя в установленном порядке в случае нарушений условий эксплуатации и использования, несвоевременно вносимых платежей или несвоевременного их освоения (ремонта, согласно гарантийным обязательствам).

      6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

      6.1. Настоящий Договор заключен в двух экземплярах (соответствующим образом прошнурованный, пронумерованный и заверенный Администрацией) один хранится у Учреждения, второй в Администрации.

      6.2. При изменении реквизитов стороны обязаны уведомить друг друга в письменном виде заказными отправлениями.

      6.4. Внесение в Договор каких-либо иных дополнительных имущественных требований, помимо внесенных в распорядительные документы, не допускается.

      6.5. Споры, возникающие по Договору, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

      6.6. С момента вступления в силу настоящего Договора предыдущие документы на право владения имуществом и условия их заключения считаются недействующими. Другие изменения в Договор вносятся только дополнительным соглашением подписанным сторонами заключившими Договор.

    Документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления, предусмотрены ст. ст. 18 и 21 Закона о госрегистрации недвижимости. Госпошлина за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не уплачивается. Следовательно, документ об уплате госпошлины не представляется. Созданное недвижимое имущество должно быть поставлено на кадастровый учет одновременно с государственной регистрацией объекта. Исключение составляют случаи, когда кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое разрешение в регистрирующий орган представляет уполномоченный орган. Если документы на недвижимость не представлены или содержащееся в них описание не позволяет идентифицировать объекты недвижимости, в регистрации может быть отказано. Если от имени учреждения или казенного предприятия действует руководитель, то необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица. Рекомендуем также представить учредительные документы либо их копии, удостоверенные нотариусом или заверенные самим руководителем. Вместе с тем требовать их регистратор не вправе. Представителю собственника, учреждения либо казенного предприятия, который действует по доверенности, нужно подать оригинал и копию доверенности. Доверенность от учреждения или казенного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Доверенность от учреждения, которое является органом власти, или от органа, осуществляющего полномочия собственника, нотариально не удостоверяется, если составлена на бланке органа и скреплена печатью и подписью руководителя. В случаях, когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано. Лицо, подающее документы, должно также предъявить документ, удостоверяющий личность. Если документы направляются по почте, то к ним прилагается копия документа, удостоверяющего личность. Учреждение или казенное предприятие представляет документ, подтверждающий полномочия заявителя без доверенности действовать от имени данного юридического лица, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, для полноты сведений о юридическом лице рекомендуем подать следующие документы: - свидетельство о госрегистрации юридического лица (для юрлиц, зарегистрированных с 1 января 2017 г., - лист записи ЕГРЮЛ); - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; - информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата; - учредительные документы (устав, положение). Документы на регистрацию права на имущество, которое передано в оперативное управление собственником, подает представитель собственника. Если объект недвижимости построило само учреждение или казенное предприятие, подать документы может его представитель. Документы на регистрацию права на имущество, которое перешло к учреждению или казенному предприятию в порядке реорганизации или было присуждено судом, может подать представитель учреждения (предприятия). В случае, когда объект приобретен по сделке, заявление подается представителем учреждения или казенного предприятия совместно с представителем другой стороны такой сделки. Если право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки, заявление может подать нотариус или его уполномоченный работник, либо любая из сторон сделки.

    Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права хозяйственного ведения (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    Формы документов


    Форма: Заявление в арбитражный суд о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения (или: оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования) на имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию
    (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)

    Судебная практика : Регистрация права хозяйственного ведения

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Регистрация права хозяйственного ведения

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    2.2. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, может ли лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, сдать его в аренду до государственной регистрации такого имущественного права, существует две позиции судов.

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

    Нормативные акты : Регистрация права хозяйственного ведения

    1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.


    Перечень необходимых документов, направляемых заявителем в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации прав, определен Законом № 122-ФЗ. В целях государственной регистрации права оперативного управления организации (учреждения) на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций путем передачи органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика организации (в случае, если ранее указанные права не были зарегистрированы в установленном Законом № 122-ФЗ порядке), в качестве документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя (организации) на объект, может быть представлена копия решения органа, осуществляющего полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования, о закреплении объекта на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организацией.

    Право оперативного управления на объекты недвижимости: порядок регистрации

    В силу положений пункта 2 статьи 8.1 и статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности, иные вещные права на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента такой регистрации (с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним). В целях государственной регистрации права оперативного управления на объект организации, являющейся правообладателем земельного участка (и, соответственно, правообладателем созданного объекта), указанная организация (от ее имени иное лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности) обращается с заявлением в орган государственной регистрации (его территориальный орган).

    Документы необходимые для прекращения права оперативного управления

    Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы. Процедура передачи имущества Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником.

    Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

    Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи.
    В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества. Выводы Право оперативного управления объектами недвижимости является одним из видов имущественных прав.
    Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.

    Регистрация прекращения права оперативного управления

    А мы, как Право хозяйственного ведения, право оперативного управления 2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

    Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

    Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость

    Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

    • Транспорт: передача в оперативное управление

    311. Подлежит ли право оперативного управления регистрации в качестве права или в качестве обременения права собственности? Указанный вопрос возник в практике ФАС СЗО (см.
    постановление от 18.12.2002

    Важно

    NА56-21117/02) в связи с отказом в регистрации права оперативного управления за учреждением. Свой отказ регистрирующий орган мотивировал тем, что запись о таком праве вносится в соответствии с п.6 ст.12 и п.2 ст.13 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество в подразд.


    III ЕГРП в качестве записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, а в конкретном случае право собственности на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано.

    Post navigation

    Хотя регистратор должен запрашивать это разрешение у органа, уполномоченного его выдавать, рекомендуем представить данный документ. Если документы на недвижимость не представлены или содержащееся в них описание не позволяет идентифицировать объекты недвижимости, в регистрации может быть отказано.
    Документ о полномочиях представителя на подачу заявления Если от имени учреждения или казенного предприятия действует руководитель, то для подтверждения его полномочий необходимы учредительные документы либо их копии, заверенные нотариусом или самим руководителем. Рекомендуем также представить приказ, распоряжение или иной документ о назначении руководителя, однако требовать его регистратор не вправе.
    Представителю собственника, учреждения либо казенного предприятия, который действует по доверенности, нужно подать оригинал и копию доверенности.

    В случае осуществления на основании пункта 13 статьи 241 Бюджетного кодекса бюджетных инвестиций в объект организацией в рамках полномочий государственного заказчика, переданных ей органом власти, не осуществляющим в отношении указанной организации функции и полномочия учредителя или права собственника имущества Российской Федерации, предложение о закреплении объекта в оперативное управление в соответствующий федеральный орган исполнительной власти может быть представлено органом власти, являющимся государственным (муниципальным) заказчиком, либо на основании письменного согласия указанного органа - организацией. Для консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г.

    Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд. Порядок регистрации прав Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в оперативное управление.

    Внимание

    Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено.

    При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи. Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг.

    Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка. Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.