Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Правовое положение иностранных лиц без гражданства. Правовое положение иностранцев. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в наследственных отношениях

В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 г.).

Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам РФ (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан РФ), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Закон устанавливает порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.

Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением потерритории России, при измененении места жительства регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.

В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.

Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством РФ для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны. Ежегодно постановлением Правительства РФ утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем визы.

Закон устанавливает, что временное проживание иностранцев по квоте Правительства РФ разрешается на три года. Но некоторые категории получают разрешение без учета квоты (состоявшие в гражданстве СССР или родившиеся в России, имеющие детей, состоящих в гражданстве РФ, состоящие в браке с гражданином РФ и др.).

В целях борьбы с нелегальной эмиграцией Российской Федерацией в марте 2007 г. ратифицировано Соглашение с Европейским Сообществом о реадмиссии, предусматривающее выявление и возвращение лиц, которые не соответствуют условиям въезда на территорию Российской Федерации или на территорию одного из государств ЕС либо условиям пребывания или проживания на данных территориях.

Российская Федерация — правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 23 июля 2010 г.).

Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрошенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

Основы правового положения неграждан в Российской Федерации

Иностранные граждане — это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе).

Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно, присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами, от договоров России с тем или иным государством. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранец, проживающий в России, должен иметь доход, позволяющий содержать себя и семью.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.

Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти. Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо — в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2003 г. квота составляла 530 тыс. человек, на 2004 г. — 213 тыс. с резервом 20 тыс. 332 человека), на 2006 г. — 329 300, на 2008 г. — 140 790 человек (с распределением по субъектам РФ), на 2009 г. — первоначально 3,9 млн, но затем это число сокращено. До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительства РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу (вместо прежнего разрешения). При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ - иммиграционная карта.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд.

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, как говорилось выше, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограничено иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно- территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.). Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках.

Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация - административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы — МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. (всего девять министерств и ведомств).

Право на политическое убежище

Политическое убежище в России предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Оно не предоставляется, если действия, совершенные лицами, просящими убежища, признаются в России преступлением, противоречат целям и принципам ООН, а также если это лицо представило заведомо ложные сведения, имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется, прибыло из страны с устоявшимися демократическими традициями в области защиты прав человека или с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища подается на имя Президента РФ. Предоставление политического убежища осуществляется указом Президента РФ. Лицу, получивщему убежище, выдается свидетельство и оформляется вид на жительство. Такое лицо пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ с учетом ограничений, установленных законами или международными договорами РФ.

Выдача () граждан РФ не допускается, как и в других странах. Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

Согласно статье шестьдесят второй (параграф третий) Конституции РФ «Иностранцы, а также граждане, не имеющие гражданства пользуются на территории РФ правами и несут обязанности в том же объёме, что и граждане РФ, кроме тех случаев, что установлены Федеральным законодательством или же международным договором РФ. Положения третьей части устанавливают фактические конституционные базисы правового статуса иностранцев, а также лиц, не имеющих гражданство РФ. Согласно Федеральному закону от двадцать пятого июля 2002 года «О правовом положении иностранцев в РФ» иностранным гражданином считается лицо, которое не имеет российского гражданства, но имеющее доказательство подданства (гражданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, которое не является российским гражданином и которое не имеет фактических доказательств своей принадлежности к подданству иного государства.

  • Иностранцы равны перед законом вне зависимости ни от чего. Все иностранные граждане, находящиеся на территории РФ должны соблюдать её законы.
  • Иностранцы, постоянно проживающие в РФ могут работать на тех же основаниях, что и граждане РФ.
  • Иностранцы имеют право на образование, собственность, пенсии, пособия, охрану здоровья, а также отдых.
  • Кроме того, иностранные граждане могут вступать в разные общественные объединения и профсоюзы.
  • Иностранцам гарантируется неприкосновенность жилища и личности, а также свобода совести.
  • Иностранцы не имеют права голосовать.
  • Они не имеют права занимать государственные должности.
  • Они не несут воинских обязанностей.
  • Иностранцы могут передвигаться по территории РФ, а также выбирать место жительства.
  • Могут устанавливаться различные ограничения в интересах государственной безопасности.
  • При совершении преступления на территории РФ иностранцы подлежат ответственности наравне с гражданами РФ.

Все вышеперечисленные положения также распространяются и на лиц, которые не обладают гражданством, если другое не предусматривается законодательством, однако они не затрагивают иммунитетов и привилегий сотрудников и глав иностранных консульских и дипломатических представительств, а также иных лиц, которые установлены международными договорами и законодательством.

Конституция (а именно, статья шестьдесят три) РФ предоставляет убежище (политическое) в соответствие с общими нормами международного права. Согласно ей, не допускается выдача лиц, которые преследуются за политические убеждения, а также за действия, которые не признаются законами РФ как преступные. За другие преступления выдача осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством и пр.

31. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Иностранный гражданин – лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

Лицо без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России как российский гражданин. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица, права страны его пребывания.

Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания.

Индивидуальный статус иностранца, лица без гражданства в стране пребывания – статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят подвижный характер, изменяются под влиянием многих обстоятельств.

Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет следующее:

1) каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное перемещение и свобода выбора места жительства;

2) каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;

3) упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

В соответствии с национальным режимом ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 2. 6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц 1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства 1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.2. Личным законом

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц в России Именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.Лица

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц 1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности 1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

§ 1 Правовое положение иностранных лиц в российском гражданском процессе В гражданском судопроизводстве иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в суды в

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ Иностранные юридические лица могут осуществлять самые разные действия на территории РФ: заключать сделки на территории России с российскими лицами в отношении имущества, находящегося в России; заниматься

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Статья 334. Нарушение правил трудоустройства иностранных граждан или лиц без гражданства (1) Трудоустройство иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Молдова, не имеющих вида на жительство с целью трудовой деятельности,

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

89. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ Отношение к понятию юридическое лицо неоднозначно. По одной теории (Савиньи), действительным субъектом права может быть только человек.Юридическое лицо – это искусственно созданный посредством простой фикции

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

99. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ основывается на нормах Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О

Из книги автора

Порядок изменения гражданства детей. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства Гражданство ребенка следует гражданству родителей. У детей от 14 до 18 лет изменяется с их согласия, поскольку они уже обладают частичной дееспособностью. Если родители, лишенные

Иностранными в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами . Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных (неприкосновенность и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и , трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции , т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть... выдан другому государству ». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело - выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве , осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в России помимо граждан проживает огромное количество иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Россия является многонациональной страной. Следовательно, хотелось бы рассмотреть права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

Объектом исследования выступили правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федераций.

Предметом исследования выступили иностранные граждане и лица без гражданства.

Теоретической базой работы послужили труды учёных-юристов (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Игнатенко Г.В, О.И. Тиунов, Т.Я., Хабриева и др). Основной вывод из вышеуказанных работ заключается в том, что иностранцы и лица без гражданства обладают практически всеми правами, что и граждане РФ, они имеют право на жизнь, на осуществление своей трудовой деятельности, право на отдых и другими правами, за исключением политических прав. Также Российская Федерация поощряет оформление гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства. Иностранные граждане несут ответственность, за нарушения и нелегальное нахождение на территории России, что приводит выдворению или депортацией из страны.

Нормативная база курсовой работы состоит из Конституции РФ, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ о въезде и выезде на территорию РФ»

Методологию написания работы составляет комплексное применение общенаучных методов познания: диалектического, формально-логического, сравнительно-правового, системного и иных методов научного познания

Цель данной работы является - на основе анализа теоретических работ, законодательства и практики рассмотреть основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, выявить не ущемляются ли их права на территории РФ. Не нарушают ли их права законодательству Российской Федераций.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

.Изучение понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства.

2.Изучение правового статуса иностранных граждан и апатридов.

.Рассмотрение основных прав, свобод и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства

.Рассмотреть порядок приобретения гражданства, вид на жительство, или разрешение на временное проживание.

.Изучить ответственность иностранцев

.Рассмотреть в каких случаях и кем применяется депортация или выдворение из страны

Курсовая работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка используемых нормативно-правовых актов и литературы.

1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

.1 Понятия, основные права, свободы и обязанности иностранного гражданина и лица без гражданства

гражданство иностранец трудовой жительство

Иностранный гражданин согласно ст. 2 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федераций» это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Главный принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. В соответствий с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федераций, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Выделяются две категории иностранных граждан: постоянно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации. В их статусе есть определенные различия.

Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство. Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству.

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры. Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

К числу особенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации относится отсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления и местном референдуме. Иностранные граждане не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускаются передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

При соблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц.

Основной вывод из вышеуказанного состоит в том что, иностранные граждане и лица без гражданства, обладают всеми правами что и граждане России, кроме политических прав, они не могут избирать и быть избранными, участвовать в выборах, и занимать государственные должности, также они не являются военнообязанными.

1.2 Политическое убежище

В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранцам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В этом случае, Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При наличии ряда оснований политическое убежище не предоставляется: если действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, или лицо виновно в совершении действий, которые признаются в России преступлением, или противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»); если лицо представило заведомо ложные сведения; если лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Ходатайство на имя Президента о предоставлении политического убежища направляется в территориальный орган Федеральной миграционной службы России. Этот орган рассматривает вопрос, запрашивает заключение Министерства Внутренних Дел, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением. Комиссия вносит свои предложения Президенту для принятия им решения. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется вид на жительство.

Получившее политическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на политическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории России; приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).

Подводя итог к вышесказанному можно выделить несколько ключевых моментов, касающихся политического убежища:

.Политическое убежище предоставляется в соответствии с нормами международного договора.

.Основанием предоставления политического убежища является преследование и угроза жизни

.Политическое убежище не предоставляется, в случае если лицо нарушило закон, вредит интересам граждан РФ.

.Лицу, которому предоставляется политическое убежище оформляется вид на жительство, в федеральной миграционной службе.

.Иностранцы и лица без гражданства, получившие убежище несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Есть иные правила, являющимися основанием для предоставления или отказа в политическом убежище.

1.3 Правовой статус беженцев

Основной формой предоставления защиты иностранным граждан в РФ является признание их беженцами в соответствий с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 г. №4528-1 «О беженцах»

Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждении находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться ею вследствие таких опасении; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В соответствий с положением закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности, может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство на границе, либо на территории РФ. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения ФМС России.

Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок 5 дней, рассмотрение по существу до 3 месяцев.

Статус беженца предоставляется сроком до 3 лет. Ежегодно беженец проходит переучет.

Лица, ищущие убежище в РФ, получившие статус беженца, политическое или временное, имеют доступ на внутренний рынок труда. Они могут работать без получения специального разрешения.

Таким образом, беженцы имеют такие же права, как и граждане Российской Федерации.

.4 Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» под иностранным работником понимает иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора.

При этом законодательство РФ разрешает иностранному гражданину зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, который однако, не относится к категории иностранной рабочей силы.

Иностранный гражданин может быть признан в Российской Федерации иностранным работником, если отвечает следующим условиям:

.Достиг возраста 18 лет;

.Пребывает в РФ временно;

.Имеет разрешение на осуществление трудовой деятельности;

.Осуществляет деятельность на условиях трудового или гражданско-правового договора.

Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ, как и во многих других государствах имеет разрешительный характер и требует разрешения - документа, подтверждающего право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Это обязательное условие для легализации правового статуса иностранного работника на территории РФ.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и прочее. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеютправонасоциальныепособия,правонаотдых.
В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России.
Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договоромРоссийскойФедерацией.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», КТМ РФ, ВоздушнымкодексомРФ.

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использованиеиностранныхработников.

Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов,работающихвпериодканикул.

Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временноепроживание.

В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительныйпорядокпоступлениянаработу.

Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС, МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец - подтверждение на право работы в России.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу.

Иностранный гражданин, достигший восемнадцати лет, может получитьразрешениенаработу,еслион:

зарегистрирован в России как индивидуальный предприниматель;

привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями. Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутоговышеразрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданами РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняютсянормамроссийскогозаконодательства.

Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работникигдефактическизаключаетсятрудовойдоговор.

В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в России предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РФ законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальномтрудовомдоговорескаждымизних.

2. Въезд и выезд иностранцев и лиц без гражданства

Въезд на территорию России и выезд регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также международными договорами РФ. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранцев паспорт и виза (возможны дополнительные требования. В зависимости от цели въезда в РФ и пребывания в России иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. Государства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между правительством РФ и правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997 года граждане одного государства могут выезжать и передвигаться по территории другого без виз при наличии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство России или Украины.

Упрощенный порядок пересечения границы может предусматриваться для граждан, обладающих дипломатическими или служебными паспортами или паспортом моряка, жителей приграничных территории, для туристических групп, участников программ культурных обменов и международных спортивных мероприятий и др.

3. Разрешение на временное проживание и вид на жительство

Разрешение на временное проживание - документ, предоставляющий иностранному гражданину или лицу без гражданства право на проживание в стране в течение срока его действия и оформленный в установленном законодательном порядке.

Разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы.

Органами, уполномоченными на выдачу разрешение на временное проживание как правило являются органы внутренних дел и миграционные службы.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года без возможности продления.

Государством могут устанавливаться квоты на выдачу такого рода разрешений.

РВП выдается иностранцам:

·В пределах квоты- иностранцам, которые выразили желание его получить и вошли в квоту.

·Вне квоты- иностранцу, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в гражданстве СССР или родившемуся на территорий РФ;

·Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына и дочь - граждан РФ;

·Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя гражданина РФ;

·Состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;

·Осуществившему инвестиции в РФ в установленном Правительством размере;

·Поступившему на военную службу - на срок его военной службы;

·Участнику государственной программы переселения соотечественников, и членам его семьи, переселяющимся с ним;

·Имеющему ребенка-гражданина РФ;

·Имеющему совершеннолетних сына или дочь - граждан РФ, признанных недееспособными или ограниченным в дееспособности; А также:

·Не достигшему возраста 18 лет, который получает данное разрешение вместе с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в первой части списка (п. 2), либо по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина РФ;

·достигшему возраста восемнадцати лет, но признанному в иностранном государстве недееспособным либо ограниченным в дееспособности, который получает данное разрешение вместе с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в первой части списка (п. 2), либо по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина РФ;

·в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Вид на жительство на территории РФ

Вид на жительство - документ на право проживания в данном государстве, выдаваемый гражданам иностранных государств.

Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории РФ, что установлено ст. 8 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в РФ. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительства данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждаются Правительством РФ.

Реализую суверенную волю, Россия в законодательном порядке устанавливает основания отказа либо аннулирования вида на жительства (ст. 9).

Вид на жительство и разрешение на временное проживание, это документы позволяющие временно, но законно находится на территории Российской Федерации, они оформляются в федеральной миграционной службе.

4. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Предусматривается ответственность за нарушения установленных правил пребывания и проживания иностранных граждан в Российской Федерации. Вплоть до административного выдворения иностранного гражданина за пределы страны. Привлекаются к ответственности и работодатели, нарушившие установленный порядок использования труда иностранных граждан, а также должностные лица организаций, принимающих иностранных граждан, виновных в нарушениях законодательства РФ, связанных с регистрацией, оформлением необходимых документов и иных требований закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами.

Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в РФ, или они могут быть высланы из страны. В отношении нелегальных иммигрантов применяется их выдворение из пределов Российской Федерации.

4.1 Депортация и выдворение

Депортация (от лат.depotatio-вывоз). Принудительное перемещение лица за пределы государства, другими словами - ссылка, изгнание. Как правило, применяется по отношению к лицам иностранных государств или лицам без гражданства, пребывающим на территории государства без соответствующего разрешения, а также к иным категориям «нежелательных лиц».

Административно-восстановительные меры в миграционном праве, прежде всего, проявляются в депортации лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, лишении статуса беженца или вынужденного переселенца в случае предоставления недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия решения, а также в других случаях.

Важное место в системе мер административного принуждения занимает административная ответственность как вид юридической ответственности, включающая, в том числе административное выдворение иностранных граждан (лиц без гражданства).

Депортация согласно ст. 2, 31 и 34 Закона «О правовом положении иностранных граждан» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Субъектами депортации могут быть только иностранные граждане или лица без гражданства.

Порядок применения депортации строго регламентирован. Текущее законодательство устанавливает, что иностранный гражданин подлежит депортации в случаях:

а) если срок проживания или временного пребывания иностранному гражданину сокращен и он не выехал из Российской Федерации в течение 3 дней;

б) если аннулировано разрешение на временное проживание или вид на жительство и иностранный гражданин не выехал из Российской Федерации в течение 15 дней

Следует отметить, что депортация не является видом административного наказания, применяемого к иностранным гражданам (лицам без гражданства). Это особый инструмент государственного принуждения, применение, которого прежде всего направлено на обеспечение безопасности и охрану здоровья иных граждан. Для применения депортации в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства) наличие события правонарушения не обязательно. По общему смыслу существующего законодательства основанием для депортации служит само пребывание иностранного гражданина в государстве, создающее угрозу как всему обществу, так и отдельным его членам.

Депортация иностранных граждан (лиц без гражданства) характеризуется следующими особенностями:

Это мера государственного принуждения, направленная на ограничение прав и свобод иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации.

Субъектами депортации выступают только иностранные граждане и лица без гражданства.

Депортация за пределы Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства) осуществляется только на основании решения компетентного органа исполнительной власти.

Не является видом административного наказания.

Депортация применяется как за правомерное, так и за неправомерное деяние (бездействие).

Административное выдворение. Российское административное законодательство относит административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства к мерам административной ответственности и определяет, что административное выдворение представляет собой принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом

Это один из видов административного наказания, который применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Основная цель применения этой меры состоит в наказании иностранных граждан и лиц без гражданства за совершенные ими на территории Российской Федерации административные правонарушения.

принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы России;

контролируемый самостоятельный выезд указанных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Рассматривая его как вид административного наказания, безусловно, можно сделать вывод, что основанием его применения является административное правонарушение. Составы административных правонарушений, совершение которых влечет вынесение постановления об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, содержит Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). К ним относятся:

нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ);

нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ);

нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ);

незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ);

нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ);

несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ);

представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП РФ);

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства характеризуется следующими особенностями:

Это мера административного принуждения, направленная на ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Субъектами административного выдворения выступают только иностранные граждане и лица без гражданства.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется на основании совершенного административного правонарушения.

Решение об административном выдворении принимается и осуществляется в одностороннем порядке. Назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Постановление об административном выдворении выносится без согласования с государством, гражданином которого является лицо, оно может только уведомляться об этом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Исполнение решения об административном выдворении предполагает либо контроль за выездом, который осуществляется за счет средств выдворяемого или физического (юридического) лица, которое его пригласило, либо принудительное перемещение через Государственную границу за пределы Российской Федерации.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что административное выдворение и депортация представляют собой специальные средства государственного принуждения: первое является мерой административного наказания и применяется только за совершенное административное правонарушение; второе есть разновидность мер защиты, применяемых исключительно по отношению к иностранным гражданам в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного благополучия и здоровья.

Следует также упомянуть о таком специфическом методе административно-правового регулирования, как институт нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации, который является одним из эффективных средств миграционной политики России. Его основное отличие от депортации и административного выдворения в том, что на принятие такого решения не влияет сам факт нахождения иностранного гражданина на территории РФ. Его основанием является сама возможность (угроза) въезда и пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации. Депортация является лишь обеспечительной мерой воздействия по отношению к исполнению решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации.

Правом принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации обладают:

МВД России

ФСБ России

Минобороны России

Минздравсоцразвития России

Росфинмониторинг

СВР России

Минюст России

МИД России

ФМС МВД России

Депортация, и административное выдворение не единственное средство реализации миграционной политики Российской Федерации, однако их применение является довольно суровыми мерами по отношению к иностранным гражданам (лицам без гражданства) в связи с тем, что влекут за собой неблагоприятные последствия в виде ограничения последующего въезда в Российскую Федерацию в течение длительного срока - 5 лет, а также могут быть связаны с кратковременным ограничением личной свободы и свободы передвижения при их исполнении. В связи с этим велика их не только административная, но и профилактическая роль в формировании должного правомерного поведения соответствующих субъектов - иностранных граждан (лиц без гражданства).

Депортация и административное выдворение являются одним из источников статистических данных, свидетельствующих об эффективности механизма миграционной политики государства и качественных изменениях процессов, происходящих в миграционной сфере

Таким образом, указанные меры государственной миграционной политики следует считать объективным условием непосредственного воздействия на общественные отношения в сфере миграции, а также важным правоприменительным средством реализации уполномоченными органами миграционной политики Российской Федерации.

Заключение

Российская Федерация является многонациональной страной. В России проживает огромное количество иностранных граждан и лиц без гражданства. Подводя итоги данной курсовой работы хочется выделить основные моменты:

.Иностранные граждане находясь на территории России обладают всеми правами и обязанностями, наравне с гражданами Российской Федерации, кроме политических.

.Въезд и выезд из РФ осуществляется визой.

.Для постоянного и временного проживания оформляются вид на жительство и разрешение на временное проживание сроком на 3 года

.За нарушение и не соблюдение норм установленных государством, иностранец или лицо без гражданства выдворяется из страны сроком на 5 лет.

Написание данной курсовой работы помогло мне не только углубить и закрепить полученные в процессе обучения знания, но и получить практические умения и навыки в работе с нормативными и научными материалами, навыки в использования диалектических принципов познания социальной действительности, положений системного подхода к анализу социально - правовых явлений и частнонаучных методов исследований: историко-правового, сравнительно-правового, формально-логического, статистического и иных методов научного познания.

Список используемой литературы

1.Богославский М.М. Международное частное право. Трудовые права иностранцев. - 2005. - 416 с.

2.Игнатенко Г.В. Тиунов О.И. Международное право. - М.: Норма, 2009. - 784 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.-608 с.

Петренко А.В. Конституционное право России. Конспект лекции.-М.:АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.-160 с.

Смоленский М.Б. Мархгейм. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 445, с.

Ткач М.И. Популярный юридический словарь энциклопедический словарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 315, c. - (Cловари).

Хабриева Т.Я. Миграционное право. Теория и практика. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2008. - 336 с.

Похожие работы на - Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства