Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Содержания стадий производства об административных правонарушений. Стадии и сроки производства. Специфические субъекты административного правонарушения

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Подготовка к рассмотрению дела;

Анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

Принятие и оформление решения (постановления) по делу;

Доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

Обжалование, опротестование постановления;

Подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

Рассмотрение жалобы (протеста);

Решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

Пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Обращение постановления к исполнению;

Реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

Окончание производства по исполнению постановления (решения).

Вопрос 38: Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении.

Возбуждение административного дела – первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания.

Поводами к возбуждению дела являются : непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителе; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о. личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в полицию.

Административное расследование

Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам об административных нарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию деликта. В этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к деликвенту предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на сигнал об административном нарушении.

Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом.

Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и с помощью материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов), получаемых в результате задержания деликвента, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол, который составляется о каждом нарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение. Очевидно, что он имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его в другие государственные органы.

Дело, по которому проведено расследование, направляется:

    органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений;

    в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;

    на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;

    командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.

Производство по административным правонарушениям развивается во времени как последовательный ряд закономерно связанных между собой процессуальных действий. В этом смысле оно проходит несколько сменяющих друг друга этапов или стадий:

1) возбуждение дела об административном правонарушении;

2) рассмотрение административного дела, и вынесение постановления по нему (разрешение дела);

3) пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении (обжалование или опротестование постановления);

4) исполнение постановления по делу.

Первая стадия - возбуждение административного дела - первоначальная стадия административного производства. Поводами к возбуждению дела являются:

Непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами составлять протоколы о факте совершения административного правонарушения;

Материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Сообщения и заявления физических и юридических лиц;

Сообщения в средствах массовой информации.

Поводами к возбуждению по ст.14.12, 14.13, 14.21-14.23 являются так же, сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве- собрания (комитета) кредиторов. Дело возбуждается хотя- бы при наличии одного факта.

Дело считается возбуждённым с момента :

Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства (ст.27.1);

Составления протокола или постановления прокурором;

Вынесение определения о возбуждении дела при необходимости административного расследования. При предупреждении и наложении штрафа на месте, протокол не составляется.

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела указаны в гл.23.1- 23.61 (их 60) Кодекса об административных правонарушениях, а в ст.28.3 –должностные лица имеющие право составлять протоколы (81 должностное лицо).

Статья 28.3 перечисляет должностных лиц имеющие право составлять протоколы об административном правонарушении, органы уполномоченные осуществлять контроль, надзор, выдачу лицензий (ст. 14.1,19.20) члены избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.2-5.4, 5.6, 5.9-5.16); члены комиссий по делам не совершеннолетних и защите их прав (5.35-5.37, 6.10); инспектора Счётной палаты РФ (5.17,5.18, 5.21,15.14-15.16; ч.1 ст.19.4. ч.1 ст19.5); должностные лица государственных внебюджетных фондов (15.3, 15.4,ч.1 ст.15.6,15.18).

При неточном составлении протокола недостатки устраняются в течении 3 суток и материалы отправляются обратно судье, должностному лицу или органу рассматривающий дело в течении суток. При прекращении дела (ст.24.5) выносится постановление в соответствии ст. 29.10 Кодекса.

Вторая стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29 Кодекса)- центральная стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Данная стадия включает;- подготовку дела и рассмотрение дела об административном правонарушении.

Судья,должностное лицо выясняет следующие вопросы:

Относится ли дело к их компетенции рассмотрения дела (ст.32.1-23.61 Кодекса предусматривает полномочия судей, органов и должностных лиц рассматривать дела об административных правонарушениях);

Правильно ли составлены протоколы и иные материалы;

Имеются ли обстоятельства рассмотрения дела судьёй, органом или должностным лицом(являются родственником правонарушителя, потерпевшего, представителем физического и юридического лица; лично или косвенно заинтересован в разрешении дела);

Имеются обстоятельства исключающие производство по делу;

Достаточно ли материала для его рассмотрения;

Имеются ли ходатайства и отводы(подаётся заявление).

После подготовки дела выносится определение,(постановление) к рассмотрению дела:

О назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц указанных в ст.25.1-25.10 ; или об отложении рассмотрения дела;

О возвращении протокола в случае его не правильного составления и неполноты предоставленных материалов;

О передаче протокола и других материалов по подведомственности, либо при отводе судьи(должностного лица, коллегиального органа), при наличии обстоятельств в ст.24.5(обстоятельства исключающие производство).

В случае не явки без уважительных причин лица без которого дело не может быть рассмотрено, судья,орган, должностное лицо выносят постановление о приводе (мера принуждения) указанных лиц.

Дело о правонарушении рассматривается по общему правилу:- по месту его совершения или по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство; по месту нахождения органа рассматривающего дело; дело по не совершеннолетнему рассматривается по месту его жительства. При рассмотрение дела связанного с лишением права управлять транспортным средством, может быть рассмотрено по месту регистрации транспортного средства. Дело об административном правонарушении по которому проводилось административное расследование (за нарушение таможенных правил, валютного законодательства и.др.) , рассматривается по месту нахождения органа.

Сроки. Дело по административному правонарушению рассматривается в течении 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении. В случае установления дополнительных обстоятельств рассмотрение дела может быть продлено судьёй, должностным лицом, органом, но не более чем на месяц. О продлении выносится определение.

Дело по которому предусмотрен административный арест рассматривается в день получения протокола(мелкое хулиганство, распитии спиртных напитков и появление лица в общественном месте в пьяном виде и др.), а в отношении лиц подвергнутому административному задержанию –не позднее 48 часов с момента его задержания.

Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст. 29.7 КоАП РФ), является центральной стадией административного производства. Здесь принимается решение, в котором компетентный государственный орган (должностное лицо) официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру наказания.

В некоторых случаях законодательством предусмотрены более короткие сроки: так, материалы о мелком хулиганстве, распитии спиртных напитков или появлении в общественных местах в пьяном виде рассматриваются начальником органа внутренних дел в течение суток.

Рассмотрение дела об административном проступке осуществляется, открыто в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В его отсутствии это возможно лишь в случаях, когда имеются сведения о том, что гражданин своевременно извещен о времени и месте рассмотрения, но от него не поступило ходатайство, об отложении разбирательства. В ряде случаев присутствие правонарушителя при рассмотрении дела обязательно: это требование относится к лицам, которые задержаны за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения и к которым дважды в течение года применялись меры административного воздействия. Несоблюдение этого требования влечет за собой признание постановления о наложении взыскания недействительным. Если нарушитель не является по вызову, он может быть подвергнут приводу (ст. 27.15 КоАП РФ).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает:

Объявляется, кто рассматривает дело и какое дело подлежит рассмотрению;

Кто и на основании какого закона привлекается к ответственности;

Устанавливается факт явки лиц участвующих в процессе;

Проверяются полномочия представителей, защитника;

Уточняется,об извещении участников процесса;

Разъясняются права и обязанности;

Рассматриваются заявления, отводы.

Дело может быть отложено к рассмотрению по определённым обстоятельствам, тогда выносится определение:

Поступило заявление об отводе судьи, должностного лица, коллегиального органа;

При отводе специалиста, переводчика, эксперта когда их отвод препятствует рассмотрению дела;

Истребовании других материалов;

Вынесении определения о приводе лица;

Выносится определение о передачи дела по подведомственности.

При продолжении рассмотрении дела оглашается Протокол об административном правонарушении.

предмет доказывания;доказательства и оценка доказательств. Предметом доказывания являются обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении:

Наличие события административного правонарушения;

Лицо, совершившее противоправное деяние, за которое Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

Виновность или не виновность лица (объективная истина);

Обстоятельства, смягчающее ответственность;

Характер и размер причинённого ущерба;

Обстоятельства исключающие производство по делу;

Иные обстоятельства, имеющее значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами могут служить любые факты, на основании которых судья, должностное лицо, орган в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения; виновность лица привлекаемого к ответственности и иные обстоятельства.

Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами; заслушивается объяснение лица в отношении которого ведётся производство и объяснения других лиц; показания потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта; показаниями технических средств, вещественными доказательствами и иными материалами (например, взятием проб, документы (фото- и киносъёмки, звукозаписи, видеозаписи, информационных базах данных); поручения и запросы по делу; истребование сведений и.др.

Из всех данных предмета доказывания, делается вывод- оценка доказательств :- то есть, суд,судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Только на основе оценки доказательств устанавливается объективная истина – признать лицо (физическое или юридическое) в отношении которого ведётся административное расследование -виновным (виновное) либо не виновен (не виновное). Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Могут осуществляться и другие процессуальные действия.

Рассмотрение дела об административном правонарушении - цен­тральная стадия производства, в рамках которой наиболее проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть раскрыто на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых, прежде всего, вопрос об органах /должностных лицах/, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Если ранее мы рассмотрели должностные лица которые вправе составлять протокол об административном правонарушении, то ст.23.1-23.61 Кодекса предусматривают полномочия судей и органов рассматривать дела о об административных правонарушениях и должностных лиц этих органов.

Дела рассматриваются:

Судьями и мировыми судьями;

Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов(например, ст.23.34 «Органы осуществляющие государственный пожарный надзор» по ст.8.32,11.16,20.4 –и их должностные лица;- главные государственные инспектора и их заместители РФ(в субъектах РФ, и.т.д. до районного звена); а так же уполномоченными органами исходя из функций и задач в соответствии с Положениями о них утверждённые Президентом РФ и Правительством РФ(органы контроля, надзора и другие, например, инспекции).

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, являются: -протокол, постановление и определение.

После рассмотрения дела коллегиальным органом - составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении(например, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). В нём указывается: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа; событие рассматриваемого дела; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела (отсутствующих);отводы и ходатайства, результаты их рассмотрения; объяснения, показания и заключения лиц участвующих в процессе; документы исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывается председательствующим в заседании и секретарём заседания.

Постановление могут быть двух видов:

О назначении административного наказания;

О прекращении производства по делу.

В постановлении о прекращении производства выносится в случаях:

Объявления устного замечания(ст. 2.9);

Прекращение дела и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания, если в действиях содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшее постановление;

Дата и место рассмотрения дела;

Сведения о лице в отношении которого рассмотрено дело;

Обстоятельства. установленные при рассмотрении дела;

Статьи настоящего Кодекса или субъекта РФ предусматривающие ответственность, либо основания прекращения дела;

Мотивированное решение по делу. Если имел место имущественный ущерб, то указывается его размер, порядок и сроки его возмещения.

Срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении указывается изъятые предметы и вещи, документы на которые наложен арест и решение по ним, если в отношении их не применено иное (конфискация или возмездное изъятие).

А именно:

Вещи и документы не изъятые из оборота -передаются в собственность государства;

вещи, изъятые из оборота передаются соответствующим организациям или уничтожаются;

Документы, являющиеся вещественным доказательством хранятся в деле в течении всего срока хранения дела, либо передаются установленным порядком заинтересованным лицам;

Изъятые ордена, медали, знаки подлежат возврату владельцу, а если он не известен в Администрацию Президента РФ.

Постановление подписывается судьёй, должностным лицом или председательствующим в заседании коллегиального органа, вынесшими постановление.

За постановление вынесенное коллегиальным органом голосует большинство его членов (считается принятым) присутствующих в зале.

Ввиду того, что отмеченные производства - варианты юрисдикционных производств вообще, соответственно им присуща общая стадийность, о которой шла речь раньше. В то же время, определены характерные особенности, присущие именно рассмотрению дел об административных правонарушениях. Различают такие четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:

Первая стадия - возбуждение дела об административном правонарушении.

Выявление факта правонарушения;

Составление протокола об административном правонарушении;

Возбуждение дела;

Направление материалов для рассмотрения за подведомственностью.

Важное место в процессе производства занимает составление протокола об административном правонарушении. В протоколе отмечаются:

Дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;

Сведения о личности нарушителя;

Место, время совершения и суть административного правонарушения;

Нормативный акт, который предусматривает ответственность за это правонарушение;

Фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть;

Объяснение нарушителя;

Другие сведения, необходимые для решения дела.

Если правонарушением причинен материальный вред, об этом также отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, которое совершило правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, которое совершило правонарушение, имеет право дать объяснение и замечание относительно содержания протокола, которые добавляются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Во время составления протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности (ст. 256 КУоАП).

Вторая стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении.

Во время этой стадии имеют место такие процессуальные этапы:

Подготовка дела к рассмотрению;

Слушание дела.

Важные обстоятельства, на которые целесообразно обратить внимание в анализе стадии рассмотрения дела, - место и сроки рассмотрения дела. Относительно первого вопроса отметим такое.

Дело об административном правонарушении в зависимости от вида правонарушения рассматривается:

а) по месту его совершения;

б) по месту учета транспортных средств или по месту жительства нарушителей (когда правонарушение совершено водителем).

Законами Украины может быть предусмотрено и другое место рассмотрения дела об административном правонарушении (Ст. 276 КУоАП).



Относительно второго вопроса (сроки) стоит отметить, что ст. 277 КУоАП свидетельствует об определенных сроках рассмотрения дел об административных правонарушениях:

Пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (большинство правонарушений);-

Семидневный срок (например, нарушения, связанные с эксплуатацией топливно- и энергоиспользующего комплекса);

Пятидневный срок (например, изготовление, хранение самогона и аппаратов для его производства);

Трехдневный срок (скажем, незаконная торговая деятельность);

На протяжении суток (например, нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины).

Обстоятельства, которые необходимо выяснитьь при рассмотрении дела об административном правонарушении:

Было ли совершено административное правонарушение;

Виновато ли лицо в его совершении;

Подлежит ли оно административной ответственности;

Есть ли обстоятельства, которые смягчают и отягчают ответственность;

Причинен ли имущественный вред;

Есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудовому коллективу;

Другие обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения дела.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.

По делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) выносит одно из таких постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о применении мер влияния относительно несовершеннолетних;

3) о закрытии дела (cm. 284 КУоАП).

Постановление должно содержать:

Наименование органа (должностного лица), который вынес постановление, дату рассмотрения дела;

Ведомости о лице, относительно которого рассматривается дело;

Изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

Указание нормативного акта, который предусматривает ответственность за административное правонарушение;

Принятое по делу решение.

Четвертая стадия - обжалование и опротестування постановления по делу об административном правонарушении. Эта стадия не является обязательной. Во время этой стадии могут иметь место такие процессуальные этапы:

Обжалование постановления;

Опротестування постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана на протяжении десяти дней со дня вынесения постановления. Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если другое не установлено законами Украины.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) постановление административной комиссии - в исполнительный комитет соответствующего совета или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным;

2) решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета - в соответствующий совет или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным;

3) постановление другого органа (должностного лица) о наложении административного взыскания - в высший орган (высшему должностному лицу) или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным.

Постановление об одновременном наложении основного и дополнительном административных взысканий может быть обжаловано по выбору лица, относительно которого оно вынесено, в порядке, установленном для обжалования основного или дополнительного взыскания.

Жалоба подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении, если другое не установлено законодательством Украины. Жалоба, которая поступила, на протяжении трех суток посылается вместе с делом органу (должностному лицу), правомочному ее рассматривать.

Лицо, которое обжаловало постановление об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины (cm. 288 КУоАП).

Необходимо знать, что, в соответствии с нормами действующего законодательства, постановление местного суда (судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.

Варианты решений, которые принимает орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменяет постановление и посылает дело на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и закрывает дело;

4) изменяет меру взыскания в границах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтоб взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело посылается на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Пятая стадия - выполнение постановления о наложении административного взыскания.

Постановление о наложении административного взыскания является обязательным для выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (cm. 298 Купап). Не подлежит выполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению на протяжении трех месяцев со дня вынесения.

2. Производство в административных судах - это судебное разбирательство дел по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий. Этот вид производств имеет место в деятельности административных судов - относительно нового вида судопроизводства Украины. Деятельность административных судов по решению дел административной юрисдикции регулируется нормами Кодекса административного судопроизводства Украины (дальше - КАСС).

Какие же дела решает административный суд? Компетенция административных судов распространяется на:

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;

2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождение, освобождение от публичной службы;

3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в частности делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения административных договоров;

4) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

5) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Компетенция административных судов не распространяется на публично правовые дела, среди которых:

1) отнесенные к юрисдикции Конституционного Суда Украины;

2) которые надлежит решать в порядке уголовного судопроизводства;

3) о наложении административных взысканий;

4) относительно отношений, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции (ст. 17 КАСС).

Важно обстоятельство, на которое целесообразно обратить внимание, - обжалование решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, как основной предмет обращения к административному суду в целом вписывается в предложенную раньше формулу деятельности административных судов, которые рассматривают дела типа «человек против государства». Именно поэтому дела об административных правонарушениях не являются предметом рассмотрения административных судов, потому что здесь действует другой принцип - «государство против человека (имеется в виду правонарушитель)».

Кратко остановимся на стадиях производства в административных судах по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий.

Первая стадия -начало производства в административном деле. В процессе имеют место в первую очередь обращение лица с административным иском и открытие производства в административном деле.

В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, которое считает, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений. В определенных законом случаях в административный суд также может обратиться субъект властных полномочий.

Судья после получения искового заявления выясняет:

1) подано ли исковое заявление лицом, которое имеет административную процессуальную дееспособность;

2) имеет представитель надлежащие полномочия (если исковое заявление подано представителем);

3) отвечает исковое заявление требованиям, установленным КАСС;

4) подлежит ли исковое заявление рассматривать в порядке именно административного судопроизводства;

5) нет ли других оснований для возвращения искового заявления или отказа в открытии производства в административном деле, установленных этим Кодексом.

Вопрос об открытии производства в административном деле судья решает не позже следующего дня после поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения (cm. 107 КАСС).

Вторая стадия - рассмотрение дела, во время которого имеют место такие процессуальные этапы:

Предварительное судебное заседание;

Судебное разбирательство дела.

Предварительное судебное заседание проводится с целью выяснения возможности урегулирования спора до судебного разбирательства дела или обеспечения всестороннего и объективного решения дела на протяжении установленного срока.

Предварительное судебное заседание проводится судьей, который осуществляет подготовку дела к судебному разбирательству, при участии сторон и других лиц, которые принимают участие по делу.

Для урегулирования спора суд выясняет, не отказывается ли истец от административного иска, не признает ли ответчик административный иск, и разъясняет сторонам возможности относительно примирения.

Если спор не урегулирован, то суд:

1) уточняет исковые требования и возражения ответчика против административного иска;

2) выясняет вопрос о составе лиц, которые будут принимать участие по делу;

3) определяет факты, которые необходимо установить для решения спора и которые из них признаются сторонами, а которые надлежит досказывать;

4) выясняет, какими доказательствами стороны могут обосновать свои доводы или возражения, и устанавливает сроки для их предоставления;

5) совершает другие действия, необходимые для подготовки дела к судебному разбирательству.

Судебное разбирательство дела. Административное дело должно быть рассмотрено и решается в пределах разумного срока, но не больше двух месяцев с дня открытия производства по делу. Судебное разбирательство административного дела осуществляется на судебном заседании с вызовом лиц, которые принимают участие по делу, по окончании подготовительного производства.

Лицо, которое принимает участие в деле, имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела при его отсутствии. Если такое ходатайство заявили все лица, которые принимают участие в деле, судебное разбирательство дела осуществляется в порядке письменного производства (cm. 122 КАС).

Третья стадия - принятие решения по делу.

Судебные решения по делам, которые рассматривают административные суды, бывают двух видов:

1. Постановление - судебное решение, которым суд решает спор в сущности.

2. Постановление - судебное решение, которым суд останавливает или закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или принимает решение относительно других процессуальных действий, ходатайств.

Во время принятия постановления суд решает:

1) имели ли место обстоятельства, которыми обосновывались требования и возражения, и какими доказательствами они подтверждаются;

2) есть ли другие фактические данные, которые имеют значение для решения дела, и доказательства для их подтверждение;

3) какую правовую норму надлежит применить к этим правоотношениям;

4) надлежит ли удовлетворить исковые требования или отказать в их удовлетворении;

5) как распределить между сторонами судебные расходы;

6) есть ли основания допустить немедленное выполнение постановления;

7) есть ли основания для отмены мероприятий по обеспечению административного иска.

Четвертая стадия - пересмотр судебного решения в апелляционном и кассационном порядке. Отмеченная стадия имеет факультативный характер.

Судом апелляционной инстанции в административных делах является апелляционный административный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого находится местный административный суд (местный общий суд как административный суд или окружной административный суд), который принял решение.

Заявление об апелляционном обжаловании и апелляционная жалоба подаются на протяжении десяти дней.

Судом кассационной инстанции в административных делах является Высший административный суд Украины. Кассационная жалоба подается на протяжении одного месяца после вступления в силу судебного решения суда апелляционной инстанции непосредственно в административный суд кассационной инстанции.

Пятая стадия - выполнение судебного решения в административном деле.

Постановление суда, которое набрало законную силу, является обязательным для лиц, которые принимают участие в деле, для их правопреемников, а также для всех органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных или служебных лиц, других физических лиц и подлежит выполнению на всей территории Украины (ст. 255 Купап).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение…………………………………………………………………………...2

Основная часть:

Глава 1. Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях……………………………………............................................4

Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

2.1. Возбуждение дела об административном правонарушении……………..7

2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении…………….9

2.3. Пересмотр постановления и решения…………………….......................11

2.4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении…………………………………………………………….......13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы……………………………………………...16

Введение

Актуальность темы исследования.

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти.

Производство по делам об административных правонарушениях определяется как правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности. В первом случае это совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения конкретных дел, возникающих в связи с совершением административных правонарушений; во втором - урегулированный административно-процессуальными нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении стадий производства по делам об административных правонарушениях.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи :

1. дать понятие стадии производства по делам об административных нарушениях;

2. рассмотреть стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Объект исследования - стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением стадий производства по делам об административных правонарушениях.

Глава 1. Понятие стадии производства по делам об административных право нарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях - одно из производств административно-юрисдикционного процесса. Некоторые ученые-административисты к производству по делам об административных правонарушениях сводят весь административно-юрисдикционный процесс, понимая под ним разрешение дел об административных правонарушениях, т.е. деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению этих дел, или преимущественно по рассмотрению дел об административных правонарушениях, применению санкций.

Традиционно стадия понимается как часть процесса и равно входящего в него производства. В общетеоретическом аспекте "стадия" - это период, определенная ступень развития. В юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами.

Как и любая разновидность юридического процесса, производство по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд сменяющих друг друга фаз развития (стадий).

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции). М., 2007. С. 25. .

После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой: последующая, как правило, начинается лишь поле того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Анализ норм КоАП РФ позволяет вести речь о четырех стадиях производства по делу об административном правонарушении:

· возбуждение дела об административном правонарушении,

· рассмотрение дела об административном правонарушении,

· пересмотр постановления и решения (факультативная стадия),

· исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

В производстве по делу об административном правонарушении каждая стадия играет свою роль. Специфика заключается в том, что большинство из них по отношению к стадии рассмотрения - обеспечивающие Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 235. . Например, первоначальная стадия производства призвана обеспечить процесс рассмотрения дела посредством сбора доказательств, процессуального оформления материалов и направления их по подведомственности компетентному органу. Стадия пересмотра направлена на обеспечение законности в порядке обжалования или опротестования принятых постановлений. А стадия исполнения направлена на реализацию уже вынесенного постановления по делу.

Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

1) стадия - самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;

2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;

3) стадия - совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). На каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий;

4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;

5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;

6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.

Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой - качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления

Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2008. С. 95. .

Все стадии производства по делам об административных правонарушениях взаимосвязаны, объединены общими задачами, указанными в ст. 24.1 КоАП РФ. К ним относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Большая часть этих задач решается на первых двух стадиях производства.

Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2007. С. 48. .

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;

4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2007. С. 103. .

2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении

По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:

1) относится ли оно к его компетенции (т.е. дело возбуждено по факту совершения правонарушения, перечень которых дан в ч. ч. 1 и 2 ст. 28.1 КоАП РФ; исключений, содержащихся в ч. 3 этой же статьи, нет);

2) нет ли оснований для самоотвода;

3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством, см. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Общее правило - дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела Кузякин Ю. П. Специальные знания в производстве по делам об административных правонарушениях. М., 2006. С. 50. . Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

2.3 . Пересмотр постановления и решения

Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения Попов Л.Л. Административное право. М., 2007. С. 183. .

Конституционным основанием стадии пересмотра являются ст. 33, 45 и 46 Конституции РФ, гарантирующие каждому человеку государственную защиту и самозащиту своих прав, включая право на обращение с жалобой в государственные и муниципальные органы и на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти.

Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл. 30 КоАП РФ. Для оспаривания постановлений, определений и решений, принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела, законодатель предусмотрел институт не общей, а специальной административной и специальной судебной жалобы (специального судебного порядка), следовательно, другие процессуальные механизмы признания незаконными вышеназванных юрисдикционных актов здесь не применяются, за исключением тех случаев, когда суд вынужден воспользоваться аналогией процессуального закона. Возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы вытекает из конституционного принципа доступа к правосудию, поскольку такое определение препятствует дальнейшему продвижению дела. Другие виды процессуальных определений, выносимые на стадии пересмотра, - об отказе в удовлетворении ходатайств, об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств - не могут выступать в качестве самостоятельного предмета судебного разбирательства, поскольку носят промежуточный характер, непосредственно не ограничивая материальных прав участников, следовательно, обжалуются либо опротестовываются вместе с итоговым решением по жалобе (протесту) Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2007. С. 39. .

Стадия пересмотра постановления и (или) решения по делу, как правило, состоит из следующих этапов: подачи жалобы или протеста; подготовки дела к пересмотру; слушания дела; вынесения решения по делу; доведения решения до сведения заинтересованных лиц. Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела в порядке надзора. До вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно обжалование - когда оспаривается постановление суда общей юрисдикции, в том числе мирового судьи. Максимальное - трехкратное обжалование - допускается в отношении постановления административного органа: вышестоящему органу, в районный и вышестоящий суд.

В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида - в административном и в судебном порядке. Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная основа и основополагающие правовые и организационные принципы.

2.4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления (определения) по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, т.е. через 10 дней после вынесения постановления, определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения решения судом кассационной инстанции), протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2007. С. 41. .

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Судья, вынесший постановление о назначении административного наказания, приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.

Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, вынесшим постановление, в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

Лица, заинтересованные в разрешении вопросов, указанных в ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.

Заключение

Итак, мы рассмотрели стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Самостоятельность производства по делам об административных правонарушениях обусловливается такими причинами, как:

· споры из отношений власти и принуждения по своему существу чужды гражданскому разбирательству с его принципами устности, равенства сторон, состязательности, материального интереса;

· особенности самого производства, заключающимся в упрощенной процедуре.

Процедура разрешения дел об административных правонарушениях по КоАП РФ максимально приближена законодателем к традиционному для современного российского процесса уровню судопроизводства. Те принципы судопроизводства, о целесообразности соблюдения которых ранее говорились лишь в научных трудах, теперь стали буквой нового закона.

Список используемой литературы:

Нормативные правовые акты:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 08.11.2008) // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

Литература:

1. Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 928.

2. Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2007. С. 672.

3. Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2007. С. 280.

4. Попов Л.Л. Административное право. М., 2007. С. 704.

5. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2008. С. 728.

6. Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2007. С. 559.

7. Кузякин Ю. П. Специальные знания в производстве по делам об административных правонарушениях. М., 2006. С. 184.

8. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции). М., 2007. С. 60.

Подобные документы

    Производство по делам об административных правонарушениях как правовой институт и вид административно-процессуальной деятельности. Стадии производства, возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении, пересмотр постановления и решения.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2010

    Возбуждение дела об административном правонарушении и установление фактических обстоятельств. Рассмотрение и вынесение постановления об административном правонарушении по делу, применение мер процессуального обеспечения производства. Оценка изъятых вещей.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2016

    Основные задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Административное производство и его основные виды. Задачи и основные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Основания, цели и варианты доставление нарушителя. Особенности рассмотрения дела об административном правонарушении.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2014

    Исследование понятия и принципов производства по делам об административных правонарушениях. Ознакомление с порядком возбуждения дела, обжалования и опротестования решения, вступления в силу и исполнения постановлений судей об административном наказании.

    контрольная работа , добавлен 29.08.2010

    Понятие, требования, стадии и правовые основы производства по делам об административных правонарушениях. Доказательства в производстве. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Виды и задачи производств.

    лекция , добавлен 12.10.2008

    Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права. Техника и методика возбуждения дела об административном правонарушении, порядок обжалования и рассмотрения жалоб и претензий.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2009

    Общая характеристика административного производства в Российской Федерации: понятия, задачи и принципы. Стадии и участники этого процесса. Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении. Исполнение и пересмотр вынесенных постановлений.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2009

    Обзор порядка производства по делам об административных правонарушениях. Стадия обжалования решения по делу об административном правонарушении как механизм реализации субъектом права на защиту своих интересов. Опротестование прокурором решений по делам.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2016

    Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушений в сфере потребительского рынка. Основания и поводы для возбуждения дела об административном правонарушении. Принятие обеспечительных мер в форме промежуточного решения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях однозначным образом ситуации также не разрешил, поскольку в нем имеются лишь разделы, посвященные возбуждению дела, его рассмотрению, пересмотру и исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. Это предполагает отнесение стадии производства по делам об административных правонарушениях к категории теоретической, подверженной обсуждению, различному толкованию и конструированию.

Стадии в производстве по делам об административных правонарушениях - его главные звенья, характеризующие логику и последовательность действий при рассмотрении и разрешении дел. Каждая стадия в производстве наполнена процессуальными действиями (этапами), объединенными ближайшей целью и задачами.

Для признания какой-либо части административно-процессуальной деятельности в качестве самостоятельной стадии необходимо ее соответствие четко установленным критериям:

  1. относительная самостоятельность;
  2. логическая взаимосвязь с этапами и другими стадиями производства;
  3. наличие собственных целей и задач, неисполнение которых препятствует реализации следующей стадии и дальнейшему нормальному развитию всего производства;
  4. наличие специфического круга участников;
  5. особый процессуальный порядок реализации процессуальных действий, образующих самостоятельную стадию;
  6. завершение путем принятия итогового процессуального акта, влекущего переход дела в следующую стадию.

Под стадией понимается сравнительно самостоятельная часть производства, которая имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные процессуальные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом , который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия.

Введение административного расследования как особой процессуальной формы является новеллой КоАП РФ. Здесь административное расследование можно рассматривать в узком смысле, поскольку оно проводится по отдельным категориям дел и не во всех случаях. Нормативно такое административное расследование закреплено в ст. 28.7 КоАП РФ. В частности, в ней говорится, что в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях , законодательства о рекламе , о выборах и референдумах , законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регу-лирования, законодательства о защите прав потребителей , об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, таможенного дела, экспортного контроля , государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат , проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (в том числе на стадии возбуждения дела об административном правонарушении) при наличии перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является второй стадией производства, в которой отражается сущность правоприменительной деятельности. Она выступает в качестве главной стадии, поскольку в ходе ее осуществления принимается акт (постановление) о признании субъекта (физического либо юридического лица) виновным в совершении административного правонарушения и назначаются меры административного наказания . Можно утверждать, что все стадии производства по отношению к стадии рассмотрения являются обеспечивающими.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие по нему решения и включает в себя следующие этапы.

1. Подготовка дела к рассмотрению. На данном этапе судья, орган или должностное лицо изучает его, разрешая при этом вопрос о том, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Если судья, орган, должностное лицо установит, что поступившее дело относится к его компетенции, то дело принимается к рассмотрению. В противном случае материалы дела направляются по подведомственности. Когда имеет место двойная подведомственность, дело рассматривает тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило.

Помимо этого в рамках данного этапа осуществляется проверка качества протокола, иных материалов дела, достаточность имеющихся материалов для их рассмотрения, а также наличие ходатайств и отводов.

2. Анализ собранных материалов, обстоятельств дела, доказательств. Порядок проведения второго этапа регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ. В ходе него делаются соответствующие объявления, выясняются необходимые сведения, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства, в необходимых случаях выносятся определения, а также осуществляется оценка собранных по делу доказательств, т.е. устанавливаются их достоверность, относимость, допустимость, достаточность.

Под достоверностью понимается способность дать истинное знание о событии и иных юридически значимых обстоятельствах правонарушения. Относимость определяется связью доказательства с предметом доказывания, его способностью служить средством познания тех обстоятельств, которые составляют предмет доказывания. Допустимость определяется тем, насколько соответствуют требованиям закона источник, условия, способы его получения и фиксации. Достаточность определяется тем, в какой мере собранные по делу доказательства дают возможность установить все предусмотренные законом обстоятельства дела на том уровне знания о них, который необходим для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении - 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. В необходимых случаях срок рассмотрения может быть продлен субъектом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение. Если санкция нормы предусматривает в виде административного наказания административный арест, то дело рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Местом рассмотрения дела об административном правонарушении по общему правилу является место его совершения. В установленных законом случаях дело может быть рассмотрено по месту.

  • жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • учета транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. В случае совершения административного правонарушения несовершеннолетним, а также в его отношении дело подлежит рассмотрению по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

3. Принятие решения (вынесение постановления или определения) по делу. По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое бывает двух видов. постановление и определение. Помимо этого, субъектом административной юрисдикции в необходимых случаях может быть внесено в соответствующую организацию либо должностному лицу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

По делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих постановлений.

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении дела производством.

Или вынесено одно из следующих определений.

  • о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;
  • о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

4. Доведение решения до сведения заинтересованных лиц. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Точная фиксация момента окончания данной стадии имеет важное процессуальное значение, поскольку является исходным условием для начала последующих стадий.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является третьей стадией производства, в рамках которой дело рассматривается вновь. Наличие или отсутствие стадии пересмотра зависит от лиц, которые наделены правом подачи жалобы или протеста по делу.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Выделяются четыре этапа данной стадии.

1. Обжалование, опротестование постановления. Субъекты, обладающие правом подачи жалобы, указаны в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а адресаты жалобы - в ст. 30.1 КоАП РФ. Закон устанавливает возможность.

  • выбора между обращением в суд и административный орган;
  • одновременного обращения с жалобой в вышестоящий орган (должностному лицу) и в суд;
  • обжалования решений суда ;
  • неоднократного обжалования решения по жалобе.

Порядок подачи жалобы установлен ст. 30.2 КоАП РФ. Согласно ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Предметом жалобы является постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В жалобе содержатся доводы со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты, которые, по мнению лица, подающего жалобу, уполномоченное должностное лицо должно было при рассмотрении дела об административном правонарушении применить, но не сделало этого либо применило неправильно, подтверждая свои доводы имеющимися в деле доказательствами. Жалоба должна завершаться изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанций. Обжаловать постановление по делу об админист-ративном правонарушении имеет право лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник и представитель.

Протест подается прокурором в связи с нарушением требований закона при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Подача жалобы в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП РФ, приостанавливает процедуру реализации нормы об административной ответственности . До вынесения окончательного решения по данной жалобе постановление по делу не вступит в законную силу. Обращение с жалобой в иной орган (например, в прокуратуру) не влечет подобных последствий. Постановление по делу об административном правонарушении в этом случае вступает в законную силу в общем порядке по истечении срока обжалования.

Срок обжалования составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока последний может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу. Если ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении отклонено, гражданин вправе использовать любой иной порядок обжалования, предусмотренный действующим законодательством.

2. Проверка законности и обоснованности постановления. Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично. При ее рассмотрении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Срок рассмотрения жалобы составляет 10 суток со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу, а если к правонарушителю применено административное наказание в виде административного ареста - в течение суток.

Проверка законности постановления означает выяснение того, соответствует ли оно закону, причем не только в части его формы, внешней стороны, ссылок на нормы КоАП РФ и законов субъектов РФ, но и по существу, т.е. в аспекте использования допустимых законом доказательств, правильности их оценки. Проверяются законность не только решений, вынесенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, но и законность действий государственных органов и должностных лиц на стадии возбуждения и административного расследования дела (соблюдены ли гарантированные законом права участников производства, соответствует ли содержание процессуальных документов требова-ниям закона и т.д.).

Проверка обоснованности постановления означает проверку соответствия выводов, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении, фактическим обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу и проверенным в ходе его рассмотрения компетентным органом. Одним из важнейших компонентов обоснованности постановления явля-ется его мотивированность, касающаяся всех важнейших составляющих постановления: суждений о вине лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу об административном правонарушении, квалификации его деяния, назначенного наказания.

При необходимости не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в порядке и сроки, установленные ст. 30.1-30.3 КоАП РФ.

3. Вынесение решения по жалобе. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается в письменной форме и должно содержать те же сведения, что и постановление по делу об административном правонарушении. Как процессуальный документ решение по результатам рассмотрения жалобы состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В резолютивной части решения должны быть четко сформулированы выводы и конкретные основания, по которым изменяется или отменяется постановление.

4. Реализация решения. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях могут быть в порядке надзора обжалованы лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, или опротестованы прокурором субъекта РФ, его заместителями, Генеральным прокурором РФ и его заместителями в соответствии со ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях . Заключительной стадией производства является стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, которая регламентируется двумя главами (гл. 31 и 32) раздела 5 КоАП РФ. Выделение данной стадии в отдельный раздел свидетельствует об ее автономности в структуре производства по делам об административных правонарушениях.

Любой правоприменительный процесс завершается не только принятием решения по делу, а фактическим его исполнением. Задачами исполнительного производства являются обеспечение исполнения вынесенного постановления, защита законных прав и интересов физических и юридических лиц, предупреждение административных правонарушений, воспитание граждан в духе уважения и соблюдения законов, прав других граждан, ответственности перед обществом .

В процессе исполнения постановления о наложении административного наказания осуществляется реализация административной ответственности, поскольку правонарушитель фактически претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера.

Исполнение постановления начинается с момента его вступления в законную силу. Согласно ст. 31.1 КоАП РФ это происходит:

  • после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
  • после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  • немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

1. Возбуждение исполнительного производства. На постановление, вступившее в законную силу, уполномоченным органом или должностным лицом возбуждается исполнительное производство.

2. Доведение постановления до сведения правонарушителя. В рамках данного этапа лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного наказания - правонарушитель уведомляется о возбуждении в отношении него исполнительного производства и информируется о порядке исполнения назначенного административного наказания.

3. Обращение постановления к исполнению. Срок обращения постановления к исполнению установлен ст. 31.3 КоАП РФ и составляет 3 суток со дня вступления постановления в законную силу или со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение. На этом этапе юрисдикционный орган направляет вынесенное постановление органу-исполнителю и осуществляет контроль за правильностью его исполнения в дальнейшем.

4. Приведение постановления в исполнение. После обращения постановления к исполнению (передачи его компетентным органам) начинается этап приведения постановления в исполнение, т.е. деятельность, непосредственно направленная на принудительное исполнение постановление. Суть данного этапа состоит в действиях уполномоченных на то органов и должностных лиц, направленных на реализацию предписаний, содержащихся в постановлении. Конкретный вид административного наказания обусловливает специфику осуществления этих действий. Постановление о назначении административного наказания реально исполняется органами, должностными лицами, которые уполномочены на это.

К компетенции субъекта, вынесшего постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об ад-министративном аресте, лишении специального права или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев.

Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

Согласно ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания должно быть приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Кроме того, предусмотрена возможность прерывания течения указанного срока давности на неопределенный период, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения наказания.

Помимо фактического исполнения административного наказания исполнительное производство подлежит прекращению в случае.

  1. издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  2. отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  3. смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;
  4. истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
  5. отмены постановления.

Инициаторами прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания при наличии перечисленных правовых оснований могут выступать судья, орган, должностное лицо, которые вынесли или исполняют данное постановление, а также лицо, привлеченное к административной ответственности, его законный представитель, законный представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, защитник и представитель.

После исполнения постановления о наложении административного наказания оно с пометкой возвращается в суд, орган, должностному лицу, вынесшим постановление. Окончание исполнения означает и окончание производства по делу об административном правонарушении.