Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Правовой статус муниципального служащего. Курсовая работа: Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации Антикоррупционными элементами правового статуса муниципальных служащих

Правовой статус муниципальных служащих включает права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, гарантии и ответственность.

В научной литературе различают общегражданские и служебные права и обязанности служащих . Каждый муниципальный служащий обладает правами и несет обязанности человека и гражданина наравне с другими гражданами. Кроме того, для успешного осуществления своих функций по муниципальной службе муниципальный служащий наделяется специальными служебными правами и обязанностями, которыми другие граждане не обладают.

Основные права и обязанности муниципального служащего предусмотрены в ст. 11 и 12 Закона о муниципальной службе в РФ. К основным правам муниципального служащего относятся:

  • 1) право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
  • 2) право на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • 3) право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
  • 4) право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • 5) право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
  • 6) право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
  • 7) право на получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
  • 8) право на защиту своих персональных данных;
  • 9) право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
  • 10) право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • 11) право на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
  • 12) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

Помимо закрепленных в законодательстве служебных прав, на муниципальных служащих возлагается ряд обязанностей. Обязанности муниципального служащего представляют собой юридически закрепленную меру должного поведения. Муниципальный служащий обязан:

  • 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
  • 3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;
  • 4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
  • 5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • 6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи;
  • 9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства РФ в день выхода из гражданства РФ или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
  • 10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Законом о муниципальной службе в РФ и другими федеральными законами;
  • 11) уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Как уже говорилось, муниципальная служба связана с осуществлением публичной власти. Поэтому жизненно необходимы правовые препятствия возможных злоупотреблений властью. В этих целях законом установлены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Такие ограничения и запреты направлены не на ущемление гражданских прав муниципальных служащих, а на обеспечение независимости их служебной деятельности, нормальных условий работы аппарата муниципальной службы.

В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

  • 1) замещать должность муниципальной службы в случае:
    • а) избрания или назначения на государственную должность РФ либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы;
    • б) избрания или назначения на муниципальную должность;
    • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профсоюза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
  • 2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • 3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • 4) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;
  • 5) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
  • 6) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
  • 7) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • 8) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
  • 9) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • 10) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • 11) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
  • 12) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
  • 13) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;
  • 14) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • 15) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Кроме того, ст. 13 Закона о муниципальной службе в РФ закреплены ограничения, связанные с муниципальной службой. В частности, предусматриваются случаи, при которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе (в случае признания недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации; признания не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) и др.). Также предусматривается, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Неотъемлемым элементом юридического статуса муниципальных служащих являются гарантии их прав. Гарантии юридических прав принято определять как условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту) .

В соответствии с Законом о муниципальной службе в РФ муниципальному служащему гарантируются:

  • 1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;
  • 2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
  • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • 4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;
  • 5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • 6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • 7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • 8) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Так, Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 г. № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе» в качестве дополнительной гарантии закрепляет, что при расторжении трудового договора (контракта) с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 г. № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» муниципальному служащему дополнительно гарантируются переподготовка и повышение квалификации за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования с сохранением денежного содержания на период обучения по замещаемой должности, обязательность получения его согласия на перевод на другую должность муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи с командировками, приемом на муниципальную службу, переводом на должность муниципальной службы в другой орган местного самоуправления, направлением на муниципальную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Для обеспечения трудовой дисциплины муниципальных служащих установлена дисциплинарная ответственность. За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Следует отметить общую тенденцию последних лет на ужесточение законодательных требований к муниципальному служащему в целях противодействия коррупции и повышения престижа муниципальной службы.

Меры по противодействию коррупции являются одним из наиболее важных направлений развития муниципальной службы. С. Н. Бра- тановский и М. Ф. Зеленов разделяют меры по противодействию коррупции, существующие на государственной и муниципальной службе РФ в настоящее время, на пять основных групп:

  • 1) антикоррупционные ограничения:
  • 2) антикоррупционные запреты;
  • 3) антикоррупционные требования к служебному поведению;
  • 4) антикоррупционные обязанности;
  • 5) антикоррупционные процедуры .

В 2008 г. Закон о муниципальной службе в РФ был дополнен нормами об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе. Понятие «конфликт интересов» закреплено в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. В настоящее время в муниципальных образованиях действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, которые рассматривают спорные вопросы относительно сведений о доходах и имуществе муниципальных служащих, случаи осуществления служащими деятельности, не совместимой с их статусом, и другие факты нарушений законодательства о муниципальной службе.

В 2013 г. в Закон о муниципальной службе в РФ была включена ст. 14 2 , которая дополнила статус муниципальных служащих требованиями к служебному поведению. Это этические нормы, возведенные в ранг закона, соблюдение которых обеспечит повышение авторитета муниципальной службы. Закон обязывает служащих проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа, и др.

Указанные требования к служебному поведению получили развитие в муниципальных правовых актах. Например, решением городской Думы города Салехарда от 15 ноября 2013 г. № 74 был утвержден Кодекс профессиональной этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования город Салехард, целью которого является установление этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета муниципального служащего, доверия граждан к органам местного самоуправления и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения муниципальных служащих .

Необходимо отметить, что повышение престижа муниципальной службы в настоящее время является одной из актуальных проблем местного самоуправления. Е. С. Шугрина, отмечая, что «назрела необходимость комплексного, системного решения данного вопроса», указывает, в частности, такие направления повышения престижа муниципальной службы, как усиление защищенности должностных лиц органов местного самоуправления, муниципальных служащих; создание позитивного имиджа местного самоуправления, муниципальных служащих и информационная открытость; формирование единого кадрового пространства и др.

  • См.: Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.М„ 1994. С. 145.
  • См.: Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 194.
  • См.: Братановский С. Н., Зеленов М. Ф. Виды и особенности мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе // Государственнаявласть и местное самоуправление. 2016. № 2. С. 34-39.
  • См.: Официальный сайт муниципального образования город Салехард. URL:http://www.salekhard.org.
  • См.: Шугрина Е. С. Основные направления повышения престижа муниципальнойслужбы //Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 82-91.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF THE MUNICIPAL EMPLOYEE

Svetlana Obidina

student 1-go course group 51 correspondence courses The Crimean branch of the RGUP

Russia , Crimea

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется правовой статус муниципального служащего, его особенности, основные элементы и юридическое закрепление в Федеральном законе от 2 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».На основании краткого анализа действующего законодательства по вопросу статуса муниципального служащего автором выявляются некоторые недостатки и предлагаются меры по их устранению.

ABSTRACT

The article analyzes the legal status of the municipal employee, its features, basic elements and legal consolidation in the Federal law dated 2 March 2007 № 25-FZ "On municipal service in the Russian Federation". Based on a quick analysis of the current legislation on the status of the municipal employee, the author reveals some of its shortcomings and proposes measures for their elimination.

Ключевые слова: муниципальная служба, муниципальный служащий, правовой статус, права и обязанности, ограничения, запреты, служебное поведение, гарантии, профессиональная этика, публично-правовое регулирование, совершенствование законодательства.

Keywords: municipal service, municipal employee, legal status, rights and duties, restrictions, prohibitions, service behavior guarantees, professional ethics, public and legal regulation, improvement of legislation.

Муниципалитет – это государственная саморегулируемая административная единица, с чётко ограниченной территорией и, проживающим на данной территории населением. Различают два вида муниципальных административных единиц – объединение выборных органов местного управления и самоуправления, и самоуправляющаяся община с правами юридического лица.

Муниципальная служба–профессиональная деятельность граждан, которая устанавливается на стабильной основе в соответствующей службе, заключаемых с помощью трудового договора.

Муниципальный служащий – это профессиональный гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность и, обеспечивающий реализацию местного управления.

Особенность муниципальной службы в том, что она наделена особым правовым статусом, которая выражает их правовую и публичную сущность в области профессиональной деятельности и, выполняющая функции управления. В настоящее время предпринимаются попытки о совершенствовании специалиста в этой области, так как ежедневно требуются более высококвалифицированные профессионалы, решающие и осуществляющие вопросы, входящие в их власть. В нашем законодательстве вопрос о рассмотрении правового статуса считается немаловажным.

В Российской Федерации правовой статус муниципального служащего образовался недавно. В 1993 году, в Конституции Российской Федерации, после закрепления принципа самостоятельности местного самоуправления, он выделился из системы органов государственной власти. .

Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей гражданина или юридического лица, предусмотренных законодательством. Многие авторы расходятся во мнении по данному вопросу, но практически все они считают, что основу правового статуса составляют надлежащие права и обязанности муниципального служащего. Таким образом, правовой статус муниципального служащего определяет в себе права и обязанности, возложенные на них, а также запреты, ограничения и меры ответственности за неосуществление и ненадлежащее выполнение обязанностей и, соблюдение запретов и ограничений, связанных с муниципальной службой.

Юридическое закрепление статуса муниципального служащего было закреплено Государственной Думой 17 декабря 1997 году, в Федеральном законе от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» в гл.2 данного Федерального закона. Статья 10, действовавшего Федерального закона, содержала лишь отсылочную норму о том, что права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с этим Федеральным законом, иными Федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. 01 июня 2007 года закон утратил силу, так как приняли ФЗ от 02.03.2007 года №25 – Ф3 «№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». . В этом законе гл.3 указанно содержание « Правовое положение (статус) муниципального служащего», где предусмотрены - ст.11 « Основные права муниципального служащего», ст.12 « Основные обязанности муниципального служащего», ст.13 « Ограничения, связанные с муниципальной службой», ст.14 « Запреты, связанные с муниципальной службой», ст. 14.1 « Требования к служебному поведению муниципального служащего», ст. 14.2 « Предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», ст.15 « Предоставление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»».

По мнению авторов, квалифицировать нормы о правах служащих, установленные настоящим Федеральным законом и закрепленные в ст.11 «Основные права муниципального служащего» (здесь включены – ознакомление с документами, устанавливающие его права и обязанности на муниципальной службе; обеспечение организационно-технических условий, требующихся для проведения должностных обязанностей; оплата труда и различные расчеты в соответствии трудового законодательства муниципальной службы и трудового договора; отдых, предоставление выходных и не рабочих праздничных дней, а также, ежегодный оплачиваемый отпуск; получение в определенном порядке сведений и данных, требуемых для реализации должностных обязанностей; повышение квалификации; сохранность своих персональных данных; ознакомление со всеми материалами своего личного дела; объединение для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; рассмотрение отдельных трудовых конфликтов, включая, обжалование нарушений в суд; пенсионное обеспечение), можно по сферам правового регулирования, выделив права служащих:

Осуществление, связанных с профессиональной деятельностью;

В области карьерного роста;

В социальной сфере.

Немаловажным звеном правового статуса муниципального служащего являются его обязанности. В ст.12 Федерального закона ФЗ № 25 обусловлены его основные обязанности: соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, устав и правовые акты муниципального образования и их исполнение; выполнение должностных обязанностей, в соответствии с должностной инструкцией; при исполнении должностных обязанностей, соблюдать права, свободу и законные интересы гражданина, не зависимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других положений, а также, права и законные интересы организаций; следовать в установленном органе местного самоуправления и аппарате избирательной комиссии муниципального образования, правилам внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, порядок работы со служебной информацией; поддерживать уровень квалификации, необходимый для положенного исполнения должностных обязанностей; не разглашать любую тайную государственную информацию, охраняемая федеральным законом, также сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе, информация, касающаяся личной жизни и здоровья граждан и задевающие их честь и достоинство; беречь государственное и муниципальное имущество; предоставлять в положенном порядке, предусмотренные законодательством РФ, сведения о себе и членах своей семьи; сообщить работодателю в этот день о выходе из гражданства РФ или о приобретении иностранного гражданства; соблюдать ограничения, выполнять обязанности, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами; сообщать работодателю, в письменной форме, о личном интересе при исполнении должностных обязанностях, которые могут привести к конфликту интересов и принять меры для их предотвращения.

Из этого следует, что большая часть этих обязанностей носит формальный характер и ничего по существу не вносит в правовой статус муниципального служащего, так как, работая в органах местного самоуправления на основе трудового договора, на него распространяются все права и обязательства работника. В ст.21 Трудового кодекса РФ есть описание «… добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором…» и такое же, аналогичное, обязательство «… соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и законы федеральные, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и прочие муниципальные акты, обеспечивая их исполнение…». Здесь напрашивается аргументированный вывод, что любой гражданин РФ обязан соблюдать все вышеперечисленные нормативные акты, а не только муниципальный служащий, так как ст.15 ч.2 Конституции РФ удостоверяет, что граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

К правовому статусу муниципального служащего можно отнести лишь следующие обязанности, которые действительно отражают его особенность:

Предоставлять в установленном порядке, предусмотренные законодательством РФ, сведения о себе и членах своей семьи, а также, сведения о полученных им доходах и, принадлежащем ему, на праве собственности, имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

Сообщать работодателю о личной заинтересованности, при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по их предотвращению;

Сообщить работодателю, в этот день, о выходе из гражданства РФ или о приобретении иностранного гражданства;

Соблюдать ограничения, выполнять обязанности, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Лишь они, главным образом, отражают статусный и публичный характер муниципальной службы, и особые требования, предъявляемые к лицам её осуществляющим. И это логично, ведь именно правовой статус муниципального служащего, в большей степени, отражает его положение как публичного лица, обладающего властными полномочиями, и различающая его деятельность от обычной трудовой деятельности, а также от обычного работника.

В федеральном законодательстве не достаточно уделено внимание правовой и социальной защите муниципальных служащих, которые бы создавали поток и закрепление наиболее профессиональных и исполнительных сотрудников, защищая права и законные интересы граждан.

Следует, что не достаточно разработаны правовые и социальные гарантии в настоящем законодательстве о муниципальной службе, являются не достигнуты совершенства, а также выделение закона в самостоятельную главу 3 «О муниципальной службе в РФ», а также выделение закона в самостоятельную главу 3 «О муниципальной службе в РФ» не есть элементами правового статуса муниципального служащего, при этом государственные гарантии считаются связывающим звеном всех имеющихся прав и обязанностей служащего. Наряду с этим, за ними закрепляют отличительные особенности правового положения муниципального служащего, как отдельной категории граждан РФ и поэтому, непосредственный существующий перечень подлежит обязательному включению в состав элементов правового статуса муниципального служащего.Не менее значимый недостаток в том, что нет закрепления правовой культуры и профессиональной этики в качестве одного из звеньев правового статуса муниципального служащего, хотя именно это и является его морально-этической основой. На сегодняшний день в функционировании муниципального служащего немаловажную роль приобретает моральная составляющая. Нынешний управленческий аппарат невообразимо представить без правильных разработанных, твердо установленных и обязательных правил, в том числе и моральных. Поэтому социально-экономическое реформирование общества и морально-нравственные характеристики муниципальных служащих приобретают особую значимость, так как нездоровая моральная атмосфера в органах местного самоуправления способна существенно испортить любые благие намерения властей.

Принятие Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 « Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» является одним из важных шагов, так как определяет нравственную сторону профессиональной деятельности государственных служащих и устанавливает нормы служебного поведения. . Также было одобрено решение президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010года (протокол № 21), . а в Федеральном законе от 02.03.2007 года №25 ФЗ « О муниципальной службе в РФ» ст.14.1 и 14.2. Примерно, в Законе ст.14 п.9 не разрешается « допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности», в ст.12 ч.2 « муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение»; в ст.15 п.1.1 « муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, обязан предоставлять сведения о своих расходах и о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в специальном для этого порядке и форме, которые установлены для предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе» и другие. Все же многие вопросы остаются открытыми и не закрепленными на законодательном уровне, к примеру, злоупотребление правом, совершенствование моральных стимулов деятельности муниципальных служащих, защита нравственности. Исходя из этого, нужно внести и закрепить на правовом уровне вышеперечисленные элементы (гарантии, правовая культура и профессиональная этика) в состав правового статуса муниципальных служащих.

Из вышеизложенного нужно сделать вывод о том, что проблема понимания, разработки и законодательного закрепления правового статуса муниципального служащего считается одним из приоритетных и важных направлений, что позволит создавать наиболее лучшие условия для выполнения служебных обязанностей, так как из-за таких нюансов невозможно создать эффективную систему государственного управления в стране.

Список литературы:

  1. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – М.: Компания «КонсультантПлюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399, свободный. – Загл.с экрана
  2. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. – М.: Администрация Президента России, 2017. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/18458свободный. – Загл. с экрана.
  3. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. – М.: Администрация Президента России, 2017. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/11868, свободный. – Загл. с экрана.
  4. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – М.: Компания «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=220986, свободный. – Загл. с экрана.
  5. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – М.: Компания «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505, свободный. – Загл. с экрана.
  6. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник-4-издание. – М.: Норма: ИНФА-М, 2012.-256 с.
  7. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. - 286
  8. Кленов С.Н.Правовое обеспечение государственного и муниципального управления [Текст] : учеб.пособие / С. Н. Клёнов, П. Е. Кричинский, С. Н. Новиков. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 267 с.

Правовой статус муниципального служащего определяется федеральными законами, актами органов региональной власти, и органов местного самоуправления. В чем его особенности? Какие права и обязанности у служащего? Какие ограничения установлены законом?

Законодательное регулирование

Перечень нормативных актов, регулирующих правовой статус муниципального служащего, достаточно широк.

  • Конституция РФ.
  • Конституции и уставы субъектов.
  • Федеральный закон «Об основах организации местного самоуправления».
  • Федеральный закон «О муниципальной службе».
  • Региональные законы об организации местного самоуправления.
  • Региональные законы о муниципальной службе.
  • Закон «О борьбе с коррупцией».
  • Региональные акты, регулирующие борьбу с коррупцией.
  • Акты, регулирующие контроль доходов и расходов государственных и муниципальных служащих.

Указанный перечень раскрывает понятие и правовой статус муниципального служащего.

Надо отметить, что региональные акты написаны по единой схеме, серьезного различия между ними не наблюдается. По одним правилам строится оплата труда.

Определение муниципальной службы

Муниципальная служба - это работа или профессиональная деятельность служащего на должности в органе муниципалитета. Прием на работу осуществляется путем заключения контракта при условии соответствия гражданина требованиям законодательства. Ниже рассмотрим особенности их заключения.

От имени муниципальной администрации действует ее глава, одновременно возглавляющий совет депутатов. Наименование должностей и органов может отличаться, с учетом особенностей местности.

Кто такой муниципальный служащий?

Органы власти, в том числе и муниципальные, реализуют полномочия, предоставленные законом. Если кратко, правовой статус муниципального служащего распространяется на всех, кто имеет непосредственное отношение к реализации данных полномочий.

Работники, выполняющие чисто технические функции, муниципальными служащими не считаются.

Конкретный перечень должностей, относящихся к муниципальной службе, устанавливается нормативными актами региональных властей, согласно методическим указаниям центральных органов власти. Тем не менее, периодически возникают споры об отнесении должностей к муниципальной службе.

Вопрос не праздный, т. к. правовой статус муниципального служащего связан с многочисленными требованиями и ограничениями. Их неисполнение служит основанием привлечения к административной и даже уголовной ответственности. Несоблюдение одного единственного требования стоило многим работы.

На кого статус не распространяется

Статус муниципального служащего не распространяется на следующие категории лиц:

  • депутатов;
  • членов выборных органов;
  • выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • членов избирательных комиссии, образованных в муниципалитете, и действующих в качестве юридических лиц;
  • председателя, его заместитель, аудитора контрольно счетного органа муниципального образования.

Соотношение государственной и муниципальной службы

Формально Конституция провозглашает отделение муниципальных органов от государственных структур. В то же время законы содержат положения, отражающие соотношение правового статуса муниципального и государственного служащего. Под государственными служащими подразумеваются гражданские служащие.

Военные и представители судов, прокуратуры обладают собственным статусом в качестве чиновников, их деятельность считается особым видом государственной службы.

Что же есть общего между чиновниками муниципальных и исполнительных органов власти:

  • единство квалификационных требований;
  • единство накладываемых ограничений и обязательств в связи с прохождением службы;
  • единые требования к процессу подготовки кадров, профессиональному обучению;
  • равнозначность стажа на государственной и муниципальной службе;
  • соотношение оплаты труда и пенсионного обеспечения, а также обеспечения их родных в случае потери кормильца.

Таким образом, правовые статусы государственного и муниципального служащего идентичны, разницу нельзя назвать существенной.

Соотношение статуса служащих на территории субъекта

Оно заключается в соотношении требований к лицам, занимающим государственные и муниципальные должности. Так, например, при переходе лица на службу в другой орган сохраняется ранее наработанный стаж, и он, более того, продолжает свое течение.

Федеральное законодательство выделяет несколько категорий служащих государственных органов:

Так вот, соотношение правового статуса муниципального и гражданского государственного служащего федерального органа установлено федеральным законом. Соотношение между статусом, в частности, должностями государственных служащих субъекта и муниципалитетов прописывается в региональном нормативном акте.

Численность и наименование должностей

Решением муниципального совета определятся штатная численность администрации. Наименование должностей служащих берется из перечня утвержденного региональными органами власти. Он принимается в форме закона.

Квалификационные требования

Закон устанавливает, что для занятия должности претендент должен обладать уровнем образования, опытом и некоторыми дополнительными навыками. Стаж работы обычно не имеет значения. Например, на некоторые руководящие должности назначают граждан, имеющих определенный стаж или опыт работы. Согласно типовым квалификационным требованиям, назначение на старшие и младшие должности производится без учета опыта работы или службы.

При объявлении конкурса желающие подать документы признаются равными. Но те, кто имеет стаж именно государственной или муниципальной службы, все же, получают преимущество. Оно прямо прописано в региональном законодательстве. 1 год службы приравнивается к 2 годам опыта работы вне чиновничьего аппарата.

Таким образом, правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего приравнены в части учета стажа службы.

В числе квалификационных требований нормативными актами устанавливается умения работать с информацией (проще говоря, умение пользоваться ПК и программами для выполнения своих обязанностей). Конкретика определяется должностными обязанностями человека.

Министерством труда и социальной политики приняты типовые квалификационные справочники. На их основе регионами и разрабатываются собственный набор требований.

Надо сказать, что и в этом плане правовое регулирование статуса муниципального служащего в отдельных регионах не отличается. Если претендент не соответствует требованиям, его не допускают к конкурсу на замещение.

Выявление факта несоответствия квалификационным требованиям после принятия на работу влечет за собой увольнение.

Дополнительные требования

Вне зависимости от должности закон обязывает иметь представление о содержании целого пакета документов:

  • Конституцию.
  • Конституционные федеральные законы, федеральные законы имеющие отношение к его деятельности.
  • Устав или Конституцию субъекта.
  • Региональные законы, регулирующие его деятельность или имеющие к ней отношение.
  • Подзаконные нормативные акты, имеющие отношение к его службе.

Все пункты, кроме двух последних, зависят от того, какие акты и в каком объеме приняты в субъектах.

Оплата труда

Оплата труда муниципальных служащих финансируется из местного бюджета. Зарплата состоит из оклада и надбавок. За классы и стаж производятся дополнительные выплаты. Их размер не так велик. Начинающий служащий на момент написания статьи получает в среднем 15 тыс. руб. в месяц. Постепенно его доходы увеличиваются.

Если в бюджете в конце года остаются дополнительные средства, то их часть тратится на премирование сотрудников. Размер премий каждый год варьируется.

Какими правами обладают служащие

Составляющей частью правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации являются его права и обязанности. В части прав закон устанавливает следующие пункты:

  • знакомство с инструкциями, должностными регламентами, актами, описывающими качество работы чиновника;
  • создание организационно-технических условий для выполнения обязанностей;
  • оплата труда и иные выплаты согласно положениям законодательства;
  • отдых согласно ТК и нормативным актам, устанавливающим праздники;
  • получение материалов и информации нужной для осуществления деятельности;
  • участие в конкурсе на замещение иной должности;
  • получение дополнительного образования за счет бюджета согласно муниципальным нормативным актам;
  • защита персональных данных согласно действующему законодательству;
  • знакомство с материалами личного дела, приобщение его объяснений;
  • право на участие в профессиональных союзах, их создание, защиту прав и интересов как работника;
  • занятие другой оплачиваемой деятельностью, если это не повредит выполнению должностных обязанностей (исключение составляет глава муниципальной администрации, работающий по контракту).

Обязанности служащего

Правовой статус или положение муниципального служащего налагает на него следующий перечень обязанностей:

  • соблюдение Конституции страны, субъекта, законов, иных актов, принятие мер к их исполнению;
  • действовать согласно утвержденной инструкции;
  • поддержание уровня квалификации;
  • сохранение прав, свободы, интересы граждан независимо от их имущественного положения, расы, отношения к религии, пола, а также права и интересы организаций;
  • охрана сведений, составляющих тайну (как государственную, так и частной жизни), ставших ему известными при исполнении обязанностей;
  • сохранение имущества, предоставленного для исполнения обязанностей;
  • предоставление сведений о себе и членах своей семьи согласно действующему законодательству;
  • сообщение о выходе или потере российского гражданства;
  • сообщать о приобретении иностранного гражданства;
  • выполнять ограничения, запреты, обязательства, налагаемы в связи со статусом.

Законность его действий

Закон устанавливает обязательность выполнения поручений вышестоящего начальства. В то же время он предписывает отказываться от выполнения поручений, выходящих за рамки законодательства. Если служащий считает, что приказ или поручение не соответствуют закону, он обязан сообщить об этом в письменном виде. Письменное подтверждение поручения или приказа, полученное после, обязывает сказать "нет".

Согласие на незаконные действия повлечет последствия, согласно законодательству, как для начальника, так и для подчиненного. Факт приказа не освобождает от ответственности.

Ограничения, налагаемые по службе

Особенности правового статуса муниципального служащего заключаются в дополнительных требованиях к ним:

  • признание недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • назначение наказания по приговору суда, исключающего продолжение работы на должности;
  • отказа пройти процедуру проверки для допуска к государственной или иной тайне, если принятие на должность касается использования соответствующих сведений;
  • выявление болезни, которая делает невозможным продолжение работы согласно специальному перечню (расстройства настроения, эпилепсия, пристрастие к наркотикам и т. д.);
  • отказ от прохождения ежегодной диспансеризации;
  • близкое родство или свойство с главой администрации, если выполнение обязанностей связано с непосредственным ему подчинением;
  • прекращение гражданства РФ или иной страны, гражданин которой вправе занимать муниципальные должности;
  • получение права постоянного проживания на территории другой страны;
  • предоставление ложных сведений или подложных документов при поступлении на работу;
  • необоснованное не прохождение военной службы по призыву (если только она не была пройдена по контракту).

Запреты, налагаемые на муниципального служащего

Если ограничения связаны с обстоятельствами, делающими невозможность нахождения на службе, то запреты касаются поведения и ведения дел имущественного характера.

Сюда включается невозможность продолжения работы в случае избрания на оплачиваемую должность в профсоюзе, ином органе.

Запрещено одновременное занятие должности муниципальной и государственной службы.

Целый ряд ограничений налагается в участии в общественных организациях и владении имуществом. Например, нельзя даже принимать участие в общем собрании членов ТСЖ, жилищного кооператива и иных некоммерческих организаций.

Запрещено принимать участие в управлении коммерческими организациями. Нельзя иметь на руках ценные бумаги (должны быть переданы третьим лицам).

Фактически запрещается представлять интересы третьих лиц.

Исключения предусматриваются и разрешаются на усмотрение главы муниципальной администрации в случаях, предусмотренных региональными и федеральными законами.

Запрещено получать вознаграждение от кого-либо в связи со своей деятельностью. Подарки, полученные в связи со службой, передаются в орган местного самоуправления и могут быть выкуплены.

Разного рода почетные звания, награды разрешено получать при согласии руководителя.

Исключением является право управления политическими партиями и объединениями. Одновременно с этим, нельзя использовать собственное служебное положение для создания преимуществ движениям и политическим партиям.

В рамках органов муниципального уровня запрещается создавать религиозные структуры.

Ограничения после увольнения

Окончания службы налагает на гражданина дополнительные обязанности. В частности, он обязан не разглашать сведения, полученные при выполнении обязанностей.

В течение двух лет после оставления должности запрещается занимать должности в негосударственных организациях из специального перечня, если комиссия по этике поведения не даст соответствующего разрешения.

Все требования подобного рода кажутся чрезмерными. Однако все они направлены на избежание неправомерного использования полномочий или связей с целью обогащения или по причине иного интереса.

Административно-правовой статус муниципального служащего

В данном термине отражены принципы регулирования деятельности служащих муниципалитетов, их права, обязанности, ограничения, наложенные законами.

Ряд ограничений и запретов установлены относительно процедуры поступления на службу и ее прохождения.

Они не затрагивают права служащего как работника. Исключение составляет участие в забастовках. В отличие от сотрудников иных организаций, в силу значимости их деятельности, они не вправе защищать свои права таким образом.

На муниципальных служащих наложены дополнительные ограничения в части участия в управления коммерческими предприятиями, участия в деятельности кооперативов (ТСЖ, строительные кооперативы, садоводческие товарищества и т. д.)

Таким образом, элементы правового статуса муниципального служащего затрагивают самые разные сферы жизни.

Существует мнение, что на сегодня государство избыточно присутствует в экономике и других сферах общественной жизни общества. Тем самым не удается найти оптимальный способ организации органов власти и регулирования статуса муниципальный служащих в частности.

Правовое положение муниципального служащего определяется в федеральном законодательстве (Конституция РФ, Законы и др.), в законах и нормативно-правовых актах субъектов Федерации, а также в уставах и иных правовых актах муниципальных образований.

Возможность физического лица вступать в качестве муниципального служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по муниципальной службе связана с наличием у него правового качества, которое называется правосубъектность. Правосубъектность муниципального служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной муниципальной должности и составляет основу правового статуса муниципального служащего, который включает в себя три основных элемента: права, обязанности и ответственность и дополнительных - ограничения и гарантии.

Основной правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Согласно разграничению полномочий в сфере регулирования муниципальной службы федеральные законы не содержат их конкретного перечня, он устанавливается законодательством субъектов Федерации. При этом надо иметь в виду, что он не является исчерпывающим, а определяет только основные из них. Дополнительно к ним муниципальные образования в своих уставах могут отражать и другие права и обязанности исходя из местных условий и традиций, специфики муниципального образования (экономическое развитие, специализация экономики) и других факторов.

Административно-правовой статус муниципального служащего имеет свои особенности:

    права и обязанности муниципального служащего устанавливаются в пределах компетенции органа местного самоуправления;

    носит производный характер - деятельность муниципального служащего подчинена осуществлению задач и функций органа местного самоуправления, в котором он проходит службу;

    права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах населения муниципального образования и государства;

    предписания муниципальных служащих обязательны для исполнения на территории данного муниципального образования всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и их форм собственности;

    реализация прав и обязанностей гарантируется государством;

    ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности муниципальной службы.

Должностные обязанности муниципального служащего являются производными от задач, функций и полномочий органа местного самоуправления, обеспечить исполнение которых и должна муниципальная служба.

Служебные права и обязанности подразделяются на:

для всех муниципальных служащих :

Относящиеся к существу служебной деятельности по осуществлению местного самоуправления (обеспечивать соблюдение и защиту Конституции РФ, законом государства, прав и законных интересов граждан на территории данного муниципального образования и др.);

Сопутствующие статусу муниципального служащего (не совершать действий, подрывающих авторитет муниципального служащего, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.).

специальные , связанные с конкретными должностями и сферами деятельности органа местного самоуправления.

Среди прав, предоставленных Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. и Законом Московской области муниципальному служащему предоставлены следующие права:

Знакомиться с документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

Посещать в установленном порядке предприятия и учреждения независимо от форм собственности для исполнения обязанностей по службе;

Принимать решения в пределах своей компетенции;

Продвигаться по службе и на повышение денежного содержания с учетом квалификации и профессиональных качеств;

Повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;

Выходить в отставку, получать пенсионное обеспечение и др.

У казанными выше законодательными актами установлены следующие обязанности муниципального служащего:

Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и субъектов Федерации, нормативно-правовых актов муниципального образования;

Добросовестно исполнять должностные обязанности и распоряжения вышестоящих руководителей (в пределах их компетенции);

Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;

Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;

Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.

Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 (ст.11) устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с муниципальной службой. Для муниципального служащего не допускается:

Занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

Быть депутатом (законодательного) представительного органа, а также членом иных выборных органов местного самоуправления;

Состоять членом органа управления коммерческой организации;

Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в муниципальном органе;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждение (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) за исполнение служебных обязанностей в их интересах;

Получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

Принимать участие в забастовках;

Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. муниципальное имущество и служебную информацию;

Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и с целью образования их структур в органе местного самоуправления и др.

К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся также нормы устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего.

За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей муниципальный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. Под ответственностью муниципального служащего понимается обязанность муниципального служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение. В отношении муниципальных служащих предусмотрены следующие виды ответственности:

    Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);

    Административная – за совершение административных правонарушений;

    Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;

    Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.