Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Международное частное право субъекты стороны. Международное частное право. Основные понятия. Правовое положение российских граждан за рубежом

Понятие субъекта международного частного права. Основные и не основные субъекты. Государство как субъект международного частного права. Иммунитет государства. Понятие международных диагональных правоотношений. Юридические лица – субъекты международного частного права. Общая характеристика и виды юридических лиц в России и в зарубежных странах.

Физические лица – субъекты международного частного права. Правовое положение иностранцев на территории России. Правовое положение российских граждан за границей. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Международные организации – субъекты международного частного права. Транснациональные корпорации.

Субъект международного частного права - лицо, обладающее по международному частномy праву способностью осуществлять права и юридические обязанности (физическиe и юридическиe лица, а также государство)

Основными субъектами являются такие акторы, международные отношения которых всегда регулируются нормами МЧП. К этой группе субъектов относятся физические лица, юридические лица, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные организации, политические партии, муниципалитеты, субъекты федераций.

^ Неосновные субъекты - это государство, международные межгосударственные организации и нации, которые борются за свою независимость. Данные образования участвуют в основном в международных публичных отношениях и становятся субъектами МЧП только в том случае, когда они вступают в отношения с невластными субъектами или властными, но не суверенными субъектами (например, с субъектами федераций). Если государство вступает в отношения с другим государством, то такого рода отношения регулируются нормами международного публичного права. Но если государство заключает контракт с юридическим лицом, то такого рода отношения будут регулироваться нормами МЧП. Это так называемые диагональные отношения.

В системе международных отношений центральное место занимает государство. Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Но государство может быть и субъектом частноправовых отношений, которые характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собственности. С одной стороны, участие государства не меняет сущности частноправовых отношений, но с другой - властная природа и суверенитет государства не могут не сказаться на его правовом положении.

Государство - политическая организация, которая занимает главенствующее положение в международном праве.



Государство характеризуется тремя признаками: определенная территория (пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства); население (индивиды, находящиеся и проживающие в пределах определенной территории); государственная власть, с помощью которой осуществляется государственный суверенитет.

Государство как основной субъект международного частного права обладает суверенитетом. Суверенитет является неотъемлемым свойством государства, который представляет собой верховенство государства на своей территории, независимость на своей территории и равноправие во взаимоотношениях с другими государствами.

Государство обладает универсальной международной правоспособностью: государство создает нормы международного права; устанавливает ответственность за их нарушение; определяет международный правопорядок и т. д.

Государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты (физические лица, юридические лица) гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Государство имеет права и обязанности:

Основные права: право на независимость; право на мир; право на международное сотрудничество; право на участие в международных договорах без какой-либо дискриминации; право на коллективную или индивидуальную самооборону и др.

Основные обязанности: суверенное государство должно уважать суверенитет и интересы других суверенных государств; государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства. Это исходит из общего принципа международного права - равный не имеет власти над равным, т.е. государства равны, независимо от величины их территории, населения, экономического и культурного развития и т.д., разрешать все споры мирным путем; не применять силу и угрозы силой против территориальной целостности и политической независимости других государств; выполнять свои международные обязательства; уважать и не нарушать права человека; обязанность поддерживать индивидуально или совместно с другими государствами международный мир и безопасность и др.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами».

Из этой статьи следует три положения:

государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений;

государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений;

нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях (п. 2 ст. 124), по аналогии, применяются и к государству.

государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т.е. его юрисдикции.

Существует два варианта определения иммунитета государства в зависимости от того, с позиций какого государства его рассматривать: либо с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, либо с позиции принимающего государства. В целом это будут две стороны одного и того же явления.

1. Иммунитет - это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.

2. Иммунитет - это частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции при сохранении ограничений в отношении действий и имущества иностранного государства, т.е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими государственными органами в отношении иностранного государства.

Не во всех случаях участия государства в международных частноправовых отношениях оно обладает правом на иммунитет. Об этом праве можно говорить лишь тогда, когда данное частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства: или спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе, или имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства и т.д.

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из следующих элементов: судебного иммунитета; иммунитета от применения мер по предварительному обеспечению иска; иммунитета по принудительному исполнению судебного решения; иммунитета собственности государства; иммунитета от применения иностранного права.

Судебный иммунитет - юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства.

Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения. В отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства.

Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.

Иммунитет от применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, т.к. он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок.

Функциональный иммунитет. Этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт властвования, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в т.ч. и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

Ограниченный иммунитет. Уже из названия ясно, что данный вид иммунитета исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа (критерия) - деления деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в т.ч. универсальной.

Статья 127 Гражданского кодекса РФ гласит, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Под национальностью юридического лица понимается личный закон организации и ее государственная принадлежность.

Критерии определения «национальности» юридических лиц решаются по-разному в различных государствах:

Критерий инкорпорации - юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно создано.

2. Критерий оседлости - юридическое лицо принадлежит тому государству, где находится его правление, административный центр.

3. Критерий центра эксплуатации - юридическое лицо принадлежит тому государству, где осуществляется его основная хозяйственная деятельность.

Понятие «национальность» юридического лица не имеет и не может иметь того значения, которое оно имеет в применении к физическому лицу. «Национальность» означает в применении к физическому лицу его гражданство - государственную принадлежность.

В соответствии со ст. 1202 Гражданского кодекса РФ:

1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

требования к наименованию юридического лица;

вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранным юридическим лицом признается такое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе, в соответствии с законодательством указанного государства, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

Правовое положение иностранных юридических лиц определяется торговыми договорами, договорами об избежании двойного налогообложения и т.д.

Наиболее распространенными правовыми режимами в сфере экономической деятельности для иностранных участников являются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 ГК. «Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо».

Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении «национальности» юридического лица из критерия инкорпорации.

Согласно п. 2 ст. 1202 на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

статус организации в качестве юридического лица;

организационно-правовая форма юридического лица;

требования к наименованию юридического лица; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в т.ч. вопросы правопреемства;

порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей.

В торговых договорах с иностранными государствам определяется,

во-первых, к какому государству относится соответствующее юридическое лицо, поскольку там устанавливается принцип определения «национальности» юридических лиц;

во-вторых, предусматривается взаимное признание правосубъектности этих юридических лиц;

в-третьих, содержатся правила о режиме юридических лиц, о режиме наибольшего благоприятствования или национальном режиме. По торговым договорам иностранным юридическим лицам обычно предоставляется режим наибольшего благоприятствования.

Термин «физические лица» применяется в гражданском законодательстве и в международных соглашениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить этих субъектов частноправовых отношении от лиц юридических. С позиций МЧП к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства. Это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. Для проблематики международного частного права имеет значение и определение понятий беженца и переселенца.

Положение иностранцев в России определяется, прежде всего, Конституцией РФ (принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

Согласно Конституции иностранные граждане и лица без гражданства обладают в РФ правами и обязанностями наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовое положение беженцев в России определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г., а также Федеральным законом «О беженцах».

Под беженцем в Законе «О беженцах» понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны, не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений, либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Положение иностранцев в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ 1993 г. В соответствии с ч. 3 ст. 62 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Использование иностранными гражданами своих прав в Российской Федерации не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц.

Важное значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы общего международного права зафиксированы в следующих актах:

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, 1948 г. В этой декларации провозглашаются основные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, политические и гражданские права, право на свободу мысли, совести, религии и другие личные права). Зафиксированы основные принципы: принцип свободы, принцип равенства и др. Всеобщая декларация содержит нормы, носящие декларативный характер, т.е. рекомендательный, но, несмотря на это, декларация играет важную роль в утверждении прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,16 декабря 1966 г.) и др.

В этих двух актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина по отношению к Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Иностранный гражданин подчиняется праву своего государства, а также праву государства, на территории которого он находится.

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» дает следующие понятия: гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства; двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со ст. 6 «Двойное гражданство» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» предусматривает следующее:

Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом (свидетельством), подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «О средствах массовой информации» определил ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание (ст. 19.1.). Такие ограничения заключаются в следующем:

Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителем теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин либо лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации, либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1195 Гражданского кодекса РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Данная статья определяет две коллизионные привязки: привязки к закону гражданства лица и привязки к закону места жительства лица.

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами.

В соответствии со ст. 19 Гражданского кодекса РФ, в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления об этом своих должников и кредиторов, гражданин несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Не допускается приобретение прав и обязанностей под именем другого лица.

В соответствии со ст. 1199 Гражданского кодекса РФ опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство.

Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем).

Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечитель определяется по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву.

Статья 1201 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

Международные организации

Для того, чтобы существовать в гражданско-правовых отношениях, международные организации наделяются правами юридического лица. Его образование санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН – юридическое лицо штата Нью-Йорк (США), ЮНЕСКО – французское юридическое лицо, МОТ, ВОЗ и др. – юридические лица кантона Женева, МВФ – юридическое лицо федерального округа Колумбия, МАГАТЭ – австрийское юридическое лицо. Хозяйственная деятельность международных организаций носит достаточно широкий характер. Например, МАГАТЭ, будучи специализированным учреждением ООН, осуществляет наряду с контролем и координацией сотрудничества государств непосредственные научные исследования в области ядерной энергетики -> программа перепоручение проведения исследований национальным институтам -> договоры, которые имеют гражданско-правовую природу.

Международные организации становятся правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое, как правило, указывается в ее учредительных документах. В этой связи правосубъектность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира межгосударственной (межправительственной) институции.

К субъектам МЧП относятся (или по крайней мере могут ими быть) практически все акторы международных отношений. Все субъекты подразделяют на две большие категории: основные и не основные . К основным относятся все не суверенные акторы международных отношений (физические лица и юридически, транснациональные корпорации, международные неправительственные организации, общественные организации, субъекты федераций, административные единицы унитарных государства, общественные организации, парламентарии, религиозные организации, политические партии и др.). К не основным относятся те субъекты, которые при вступлении в международные отношения не всегда являются субъектами соответствующего права. Государства, международные межгосударственные организации, которые являются основными субъектами публичного и межгосударственного права являются субъектами МЧП в том случае, когда они вступают в отношения с другими - основными субъектами (не суверенными). Специфическим статусом обладают международные межгосударственные организации, которые, по сути, создаются другими не основными участниками – государствами. От части их можно отнести скорее не к участникам международного публичного прав, а к субъектам права транснационального.

Физические лица являются одной из самых многочисленных категорий субъектов МЧП. Они обладают различным статусом: собственные граждане , иностранные граждане и апатриды . Можно выделить и таких физических лиц, обладающих специфическими признаками как беженцы, диссиденты и др. Однако все они относятся больше к подкатегориям граждан, иностранных граждан или апатридов, нежели обладают относительно самостоятельным статусом по отношению к ним. Собственные граждане – те лица, которые имеют паспорт гражданина данного государства. Все остальные – или иностранцы (граждане или поданные другого государства) или лица, не имеющие гражданства какого-либо из признанных государств (апатриды). Граждане обладают соответствующим правовым режимом, который установлен для них данным государством. Правовой режим представляет собой совокупность норм права, которые определяют правовое положение соответствующего лица. Иностранные граждане всегда находятся под двойной юрисдикцией. Они обязаны соблюдать нормы государства – место его пребывания (независимо от того – постоянно или временно он там находится). При этом иностранный гражданин не теряет правовой связи со своим собственным государством (это может проявляться, например, во время проведения выборов в государстве иностранного гражданина или в его патронаже посольством или консульством на иностранной территории). У апатридов , по сути, нет государства, которое бы их защитило. Поэтому их правовой статус определяется только нормами государства – места его пребывания. Правовой режим иностранцев устанавливается самостоятельно каждым государством и является их собственной компетенцией. Главное – чтобы такой режим не умолял их права и не нарушал общепринятые международные стандарты, которые закреплены в основополагающих международных договорах и конвенциях. В доктрине выделяют четыре основных вида правовых режимов иностранцев: национальный режим , режим наибольшего благоприятствования , преференциальный режим и специальный режим . Большинство государств в своем законодательстве пытаются указать, что иностранцы пользуются национальным режимом (обладают таким же объемом прав и обязанностей, как и собственные граждане – в частности, в РФ). Однако на практике это далеко не так. Поэтому сомнительным и, по сути, фиктивным является установление государством национального режима для иностранцев. Режим наибольшего благоприятствования является договорным режимом (предусматривается в международном договоре). Он фактические, по сути, является международным). Как правило, такой режим предоставляется в области воздушных сообщений, в морском судоходстве, в торговых отношениях и т.д. Международными договорами устанавливается формулировка такого режима, как «наиболее благоприятствующего» по сравнению с национальным режимом. Ввиду этого он является очень неопределённым по своему содержанию. Также неопределённым является круг лиц, в отношении которых такой режим устанавливается. Он никогда не распространяется на все права и обязанности и носит ограниченный характер (устанавливается для определённой области правого регулирования). Преференциальный режим предполагает для иностранцев определённые привилегии или льготы на территории данного государства. На сегодняшний день, такого режима практически ни где не существует. В основном, примеры использования такого режима можно черпать из истории (например, в свое время в Китае). Преференциальный режим может устанавливаться в приграничных областях сопредельных государств. Там граждане имеют определенные преференции (безвизовый режим, свободный доступ для пересечения границы, возможность трудиться) на сопредельной территории иностранного государства. Но при этом устанавливаются четкие границы, в которых такой режим применяется. Соответственно, им пользуется лишь ограниченное количество людей, которое проживает на соответствующей территории прилегающего государства. Поэтому преференциальный режим имеет, как правило, ограниченное действие. Ввиду того, что формально декларированный национальный правовой режим не действует в отношении иностранцев, имеет смысл говорить о специальном правовом режим. По сути, специальным правовым режимом и обладают иностранные граждане и апатриды.

Юридическое лицо также является основным субъектом МЧП. Однако буквально понятие юридического лица используется не во всех государствах (например, во многих используется термин корпорация), поэтому в дальнейшем обозначение таких лиц «юридическими» будет номинальным. Ввиду этого на практике возникает множество проблем, связанных с детерминированием и регламентацией таких субъектов МЧП. Несмотря на это, все эти организационно-правовые формы обладают общими чертами : представляют собой объединение физических лиц ; самостоятельно выступают в хозяйственном обороте под своим именем (в том числе и в международных отношениях); государство не отвечает по их обязательствам, а они не отвечают по обязательствам государства ; регистрация производится по законам государства, где они создаются . Юридические лица представляют собой институционные образования (искусственно созданные субъекты). Условно выделяют юридические лица частного (как правило, созданные для извлечения прибыли) и публичного права (к ним относят, как правило, созданные не для извлечения прибыли – некоммерческие организации, публичные органы). Первые, в свою очередь, в тех странах, где существует отдельно торговый кодекс, можно подразделить на юридические лица гражданского и юридические лица торгового права. Юридические лица частного права можно разделять и по другим критериям: по собственности (государственные, с частным капиталом, с иностранным капиталом и со смешанным капиталом); по организационно-правовой форме (ООО, АО и т.д.) и другие. Особую категорию составляют так называемые «совместные » предприятия, которые совмещают в себе национальный и иностранный капитал. Они могут создаваться двумя путями: по внутреннему праву (юридические лица по российскому праву – создаются по закону об иностранных инвестициях и их правовой режим несколько отличен от режима для российских юридических лиц; для них ухудшений в правовом положении быть не может, особый порядок валютного регулирования, особые таможенные правила и др.); по международному договору (или международные хозяйственные организации (МХО); в зависимости от договора – двусторонние и многосторонние ). Нельзя отнести МХО к международным межгосударственным организациям, так как они создаются для получения прибыли, поэтому и отнести их к субъектам международного публичного права мы не можем. Однако МХО являются основными участниками международного частного права. Деятельность таких организаций, за исключением ряда правоотношений (например, трудовых правоотношений, которые регулируются законодательством страны в котором находится предприятие), регулируется заключенным международным (двусторонним или многосторонним) договором и прилагаемым к нему уставом (для создаваемой организации). Все возникающие споры, связанные с МХО, рассматриваются только государствами-участниками соответствующего международного договора. Отдельно стоит отметить юридические лица, создаваемые международными организациями (например, Экономическое Сообщество Западноафриканских Государств, в которых участвуют на ряду с государствами, организации и физические лица – в том числе капиталом). На практике примеров таких юридических лиц практически нет. Особым видом юридического лица является «Европейская компания» (Регламент Совета ЕС № 2157/2001 от 8.10.2001 г.) – представляет собой публичное общество с ограниченной ответственностью, уставный капитал должен быть не менее 120 000 евро. Структура такой организации может быть двухуровневой (общее собрание акционеров, наблюдательный и исполнительный орган) или одноуровневой (управляющий орган). Члены органов Европейской компании назначаются на срок свыше 6 лет, решения принимаются простым большинством голосов. Основной идеей создания такой организационно-правовой формы было стремление к тому, чтобы деятельность такой компании регулировалась исключительно правом ЕС. Однако, реализация такой идеи не удалась и, фактически, деятельность Европейской компании регулируется и правом ЕС и правом страны-участницы. Кроме того, в Регламенте остался неурегулированным вопрос об участии работников в управлении предприятием. Впоследствии, ЕС был также принят Регламент о «Европейском кооперативе». У юридических лиц, как у других субъектов МЧП, имеются как права, так и обязанности. Соответственно, в предусмотренных случаях они будут нести и ответственность. Ввиду двойного регулирования деятельности юридических лиц в МЧП, уголовную (в российском праве в отношении организаций не предусматривается), гражданской и административную (в том числе налоговая) ответственность они будут нести в определённых случаях как по нормам международного права (например, санкции Совета Безопасности ООН), так и по нормам внутреннего права. Международная ответственность, если обратиться к практике, как правило, касается не государств, а физических и юридических лиц этих стран. Нормы об ответственности организаций в МЧП вытекают ни только принципов международного права, но и непосредственно закреплены в некоторых международных конвенциях (например, Конвенция о борьбе с коррупцией). В частности, в рамках ООН в 1999 г. было принято, так называемое, «Глобальное Соглашение» (Global Compact), которое содержит 10 основных принципов функционирования бизнес-сообщества (в том числе транснациональных корпораций). Однако этот и другие подобные международные акты непосредственно ответственности не предусматривают. Несмотря на это, другие члены бизнес-сообщества, в случае нарушения принципов одним из них, будут вводить определенные санкции экономического характера (прекращение торговли, расторжение договоров и др.) в отношении нарушителя. Таким образом, ответственность юридических лиц в МЧП может содержаться в обычной норме. Кроме того, ответственность организаций может быть также предусмотрена актами саморегулирования юридических лиц (различными, заключаемыми между ними договорами, контрактами и соглашениями).

Термин транснациональные корпорации появился достаточно давно, однако общего и единообразного толкования этого определения нету. Первые транснациональные корпорации появились в 19 веке в результате вывоза капитала из США в Великобританию (компании «Зингер», «Кольт»). Активное появление и распространение таких корпораций началось после Второй мировой войны. На данный момент, считается, что 80 % международного торгового оборота дают транснациональные корпорации. Общими чертами таких организаций являются: международные объединения производства и капиталов ; управление из единого центра (холдинговая компания); ответственность холдинга за деятельность дочерних предприятий . Можно выделить основные критерии организации (юридического лица), которые дают основание причислять ее к транснациональным-корпорациям: число стран, в которых действует корпорация (минимум составляет от двух до шести и более стран); определенное число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации; определенный размер капитализации, которого достигла корпорация; минимум доли иностранных операций в доходах или продажах корпорации (как правило, 25 %); владение не менее 25 % голосующих акций в трех или более странах; интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации. Ввиду существенного влияния таких корпораций на мировом рынке, их выделяют среди остальных юридических лиц в особый субъект МЧП. Некоторые определяют их в качестве конгломерата юридических лиц (так как их юридический статус в различных правовых системах определяется по-разному). Однако, не стоит упускать тот факт, что фактическое руководство всем этим конгломератом осуществляется «головной фирмой» корпорации, которая также несет ответственность за деятельность созданных ею предприятий. При этом их существование несет как негативные, так и позитивные последствия для экономик стран, в которых они действуют. Структура транснациональной корпорации, в общем, представляет собой следующее: головная фирма (президент, совет директоров, оперативные службы), региональные центры (например, европейский, североамериканский и т.д.), зональные центры (например, восточноевропейский), предприятия (непосредственно расположенные в самых разных уголках планеты). Помимо «Глобального соглашения», международным сообществом были приняты и другие международные акты, положения которых были посвящены транснациональным корпорациям (например, «Хартия экономических прав и обязанностей государств» 1979 г.). Вопросами транснациональных корпорация занималась также МОТ (так называемая, «Трехсторонняя декларация»), ОЭСР и др. Многие из указанных выше актов, принятых в отношении деятельности ТНК, в основном не обладают юридической обязательностью и носят, как правило, декларативный характер. Таки образом деятельность ТНК с правовой точки зрения особым образом полноценно не регламентирована и по большей части регулируется теми же нормами, что и деятельность всех юридических лиц в МЧП. В частности, их деятельность регулируется в основном внутренним правом и нормами обычного права. Однако, в последнее время количество актов специального регулирования в отношении таких образований стало расти (например, судебные прецеденты по делам, связанным с «Бхопальской катастрофой» в части ответственности «головной фирмы» за непосредственно расположенные в регионах предприятия). Это обусловлено в том числе значительным влиянием ТНК на различные глобальные проблемы (надлежащие условия труда, экологическая состояние и др.). Данный факт говорит о наличии определенной тенденции, свидетельствующей о все большем признании в правовом сообществе ТНК в качестве самостоятельного субъекта МЧП.

Во внутреннем и международном праве государства обладают определенными иммунитетами и привилегиями . Считается, что есть три вида иммунитетов: судебный (государству иск предъявить нельзя), иммунитет от предварительного обеспечения исков , иммунитет от предварительного исполнения решений . Наличие этих иммунитетов говорит о том, что в отношении государства, по общему правилу, нельзя: предъявить иск; в случае подачи иска, осуществить предварительное обеспечение; в случае вынесения решения, предварительно исполнить. На данный момент нельзя говорить, что данные иммунитеты государства являются абсолютными (теория абсолютного иммунитета ). В частности, в соответствии с частью 1 статьи 401 ГПК РФ, предъявление иска к иностранному государству и принятие по отношению к его имуществу мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда не допускаются (если только компетентные органы соответствующего государства не дадут своего согласия). Однако существует и теория функционального иммунитета государства, которая появилась в США. В отношении иностранных государств в отечественном АПК такая концепция имеет свое проявление (статья 251). Такой же подход разделяет и проект единого процессуального кодекса гражданского судопроизводства. Регламент института международного права «О компетенции судов в делах против иностранных государств и государей» от 1891 года допускал иски к предприятиям, являющимся собственностью государства. Длительное время единственным актом на международном уровне, посвященном данной проблематике, является Европейская конвенция об иммунитетах государств, принятая Советом Европы в 1972 году (на данный момент его участниками является только 8 европейски государств; РФ подписала ее в 2006 года, но в силу она не вступила). В 2004 была открыта для ратификации конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств, но на настоящий момент она в силу так и не вступила (недостаточное количество ратификаций). В соответствии со статьей 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьей 2014 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом. Однако, стоит особо отметить, что субъекты РФ (и другие территориальные публично-правовые образования в РФ и других государства) в международном праве такими государственными иммунитетами не обладают.

Международные межгосударственные организации относятся к числу неосновных субъектов МЧП и их правовое положение во многом сходно положением государств (в частности, они обладают соответствующими иммунитетами), так как осуществляя основную деятельность в качестве субъектов публичного права. Совсем иным правовым положением обладают международные неправительственные организации. Иммунитеты и привилегии у них отсутствуют. Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует договорных правил в отношении таких организаций (Страсбургская конвенция о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций от 24 апреля 1986 года). Вся их деятельность регулируется исключительно обычными нормами.

_____________________________________________________________________________

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность положения субъектов международного частного права состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

Субъекты международного частного права – это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом».

К числу субъектов международного частного права относятся:

· физические лица (граждане; лица без гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство – бипатриды);

· юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

· государства

В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица. Это не значит, что государство с государством не может заключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами международного публичного права. В случае возникновения спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст.33 Устава ООН в Международном суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства – обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство. Государственный суверенитет означает верховенство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права. В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным и иммунитетом – изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств:

· судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);

· иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);

· иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);

· иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства).

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.

· нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

· международные межправительственные организации

Международные межправительственные организации (ММО), относясь к субъектам международного публичного права, большей частью вступают в отношения не гражданско-правового характера. Их участие в сделках, также как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия со стороны «контрагента» физического или юридического лица. В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры, опосредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие. Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях международных межправительственных организаций системы ООН. Секретариатом ООН были разработаны специальные правила по заключению контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения контрактов.

Помимо участия в качестве субъекта МЧП, ММО ООН оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в рамках которой был разработан целый ряд проектов международных конвенций (в том числе, о международных чеках, о международных простых и переводных векселях). Коллизионным вопросом, возникающим в связи с деятельностью ММО, является выбор применимого права при регулировании гражданско-правовой сделки. Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее содержания. Как правило, эти вопросы решаются в договорах, заключаемых ММО с юридическими и физическими лицами, участвующими в сделке. Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с государствами, на территории которых находятся соответствующие штаб-квартиры этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух субъектов международного публичного права, которое должно регулироваться международным публичным правом – соответствующими международными договорами. С другой стороны, многие вопросы гражданско-правового характера не регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международных договорах. Это обстоятельство делает необходимым решать вопросы, являющиеся специфическими и существующие в рамках МЧП: в частности, делать выбор компетентного правопорядка. В договорах, заключаемых ММО с государством, содержится отсылка к применимому праву. Очень часто таким правом «объявляется» национальное право государства места нахождения штаб-квартиры организации. Так, например, Международной Организацией Труда, Всемирной Организацией Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключены договоры на аренду зданий в Женеве. В договорах содержалась норма, указывающая, что рассмотрение споров будет осуществляться по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки на национальное право имеются в договорах МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского правительства. Однако, это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая международным иммунитетом, часто не считают нужным «зависеть» от конкретной правовой системы. При таком решении вопроса применимым будет «комплексное» право: некоторые правоотношения будут регулироваться по-прежнему национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие –внутренними правилами, выработанными самой организацией.

· Государственно-подобные образования , являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция и главы римско-католической церкви).

Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права – с другой.

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные и межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного права. Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то с другой стороны для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом».

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви) .

Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.



В моей работе будут рассмотрены основные субъекты МЧП, которые имеют свое правовое положение, их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные юридические категории. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических - личный статус и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категориями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций

36. Коллизионные вопросы права собственности и иных вещных прав.

Гражданское право классифицирует объекты вещного права, определяет правовое положение вещи в зависимости от принадлежности ее к определенному виду, устанавливает содержание права собственности и других вещных прав, порядок возникновения и прекращения этих прав, причем эти многочисленные вопросы по-разному решаются в праве разных государств, что порождает многообразные коллизии, когда вещные отношения выходят за рамки одного государства.
К середине XlX в. сложились две системы перенесения права собственности: консенсуальная – английское и французское право, и система традиции – германское право.
Для перенесения права собственности по консен-суальной системе достаточно было иметь согласие сторон, для традиционной требовалось иметь совокупность двух юридических фактов: согласие сторон и фактическую передачу вещи.
В Кодексе Наполеона ст. 1583 определяется, что переход права собственности осуществляется в силу самого соглашения, это означает, что переход имеет место незамедлительно, когда между продавцом и покупателем заключен договор купли-продажи.
Настоящая концепция в общей форме находит свое отражение в английском законе о продаже товаров 1979 г. Английское право является системой, которая придерживается правила, в соответствии с которым право собственности переходит, когда договаривающиеся стороны намереваются его перенести. Если намерение сторон не ясно, судья прибегнет к критерию «толкование намерения сторон», согласно этому критерию английское право оказывается смешанной системой, не строго придерживающейся правила о соглашении сторон.
Старейший коллизионный принцип – закон места нахождения вещи – предписывает применение права того государства, где находится вещь. Служит исходным началом почти для всех коллизионных норм Гражданского кодекса, определяющих право, применимое к праву собственности и другим вещным правам на имущество.
Под правом страны, где имущество находится (п. 1 ст. 1205 ГК РФ), имеется в виду фактическое, действительное место нахождения соответствующего имущества вне зависимости от места нахождения собственника данного имущества, от того, где выданы или находятся правоустанавливающие документы на это имущество, от того, в какой стране данное имущество взято на учет или зарегистрировано (исключение составляют суда и космические объекты, подлежащие государственной регистрации). Характерной чертой современного вещного статута является его единство, поскольку он распространяется на любое имущество. Сфера применения весьма обширна. Прежде всего вещным статутом регулируется юридическая квалификация вещи, т. е. движимая/недвижимая, делимая/неделимая, главная и принадлежность, оборотоспособная и изъятая из оборота.



Закон места нахождения вещи также определяет основания возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 1206 Гражданского кодекса РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав. Из общего правила есть три признаваемых во многих государствах исключения: 1) касается вещи в пути: при установлении вещного статута берется либо место отправления, либо место назначения вещи; 2) касается водных, воздушных судов, космических объектов: их вещный статут определяется чаще всего местом регистрации; 3) касается имущества ликвидированного юридического лица: статут определяется личным законом юридического лица.


Виды и краткая характеристика источников международного частного права

Для современного МЧП характерны следующие основные источники:

    • внутригосударственное законодательство;
    • международные договоры;
    • санкционированные обычаи;
    • судебная практика.

Внутригосударственное законодательство в области МЧП действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов. В России нет единого кодифицированного акта по международному частному праву. Одним из основных нормативных актов, представляющий на сегодняшний день источник МЧП РФ в виде национального закона, являются ГК РФ (3 часть).

К международному частному праву относится раздел VI состоящий из 3-х глав (66, 67, 68) и включающих коллизионные нормы:

    • о выборе правовой системы при решении вопросов о правоспособности и дееспособности иностранцев;
    • об определении “национальности” юридических лиц;
    • о возмещении ущерба при деликтных обязательствах;
    • о регулировании наследственных правоотношений и т.д.

Другой источник МЧП в российской правовой системе в области семейного права является раздел VII Семейного Кодекса РФ 1995г. “Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства”. Помимо перечисленных источников МЧП в их состав необходимо включить и другие специальные законы, регулирующие гражданские правоотношения, осложненные иностранным элементом.

Международные договоры Российской Федерации были включены в российскую правовую систему Конституцией 1993г., позднее аналогичное положение закреплено в Законе РФ “О международных договорах Российской Федерации” 1995г.

Международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих их. По существу, международные договоры в области МЧП регулируют правоотношения с участием юридических и физических лиц – субъектов внутреннего права, но обязательства по договорам возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами. Государства-участники могут выполнять свои международные обязательства путем прямого внедрения международного договора в свое внутреннее право или же путем издания отдельных внутригосударственных актов на его основе.

Под обычаем понимается единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике и имеющее обязательную юридическую силу. В отличие от обычая единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике, но не имеющее юридической силы, именуются обыкновением. Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят не писанный характер. Сложность природы обычая заключается в том, что определить четкую границу признания его юридически обязательным очень сложно. В российской правовой системе закрепляются следующие понятия: “обычай делового оборота” (ст. 5 ГК), “национальный обычай” (ст.19 ГК), “местный обычай” (ст. 221 ГК). Национальный правовой обычай будет источником МЧП лишь в том случае, если он будет представлять правило, направленное на решение коллизионной проблемы.

Российская правовая система относится к романо-германской правовой семье, для которой судебная практика не является формально-юридическим источником права, суды не наделены законодательной властью и поэтому их решения не создают норм права. Но это нисколько не умаляет роли судебной практики в развитии и совершенствовании законодательства. Более того значение судебной и арбитражной практики в международном частном праве велико, что связано с трудностями применения коллизионных норм, в том числе, и норм иностранного права, так как истинное содержание права раскрывается посредством практики его применения “у себя на родине”. В странах англо-саксонской системы права судебная практика, а точнее судебный прецедент рассматривается как источник международного частного права. При этом под судебным прецедентом принято понимать конкретное судебное решение, за которым государством признается сила закона.

Субъекты МЧП

К субъектам МЧП принято относить:

    1. физических лиц (граждане, лица без гражданства - апатриды, иностранные граждане, лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
    2. юридических лица (отечественные, иностранные и международные - в том числе международные неправительственные организации);
    3. государства;
    4. нации и народы, борющиеся за свободу и независимость и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов;
    5. международные межправительственные организации;
    6. государственно-подобные образования, являющиеся субъектами МПП (например, Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви);

Субъекты, указанные в п.п. 1 и 2, являются участниками правоотношений МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении.

Субъекты, указанные в п.п. 3-6, только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: другой стороной в правоотношении или контрагентом по сделке будет один из субъектов, включенных в п.п. 1 или 2.

Государство как субъект международного частного права

Государство будет субъектом МЧП, отличие от физических и юридических лиц, только при участии с другой стороны в правоотношении физического или юридического лица. В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом – изъятием из-под действия национальной правовой системы. Таким образом, особенность правового режима государства как участника частноправовых отношений заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции. Необходимо различать полную и ограниченную юрисдикции. Иммунитет государства и его собственности является одним из старейших институтов как внутреннего, так и международного права и может быть выражен формулой “равный над равным не имеет власти”. Различают несколько видов иммунитета государств:

  • судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого);
  • иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность применения любых мер по предварительному обеспечению иска, например, наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);
  • иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);
  • иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства);
  • иммунитет от применения иностранного права, часто называемый иммунитетом сделок с участием государства, так как чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих их сделок.

Различают абсолютный, функциональный и ограниченный иммунитет. Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме на любую его деятельность и собственность. Теория функционального иммунитета дифференцированно подходит к осуществляемым государством функциям и проявляется в следующем: если государство действует как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, если же государство выступает в качестве частного лица (занимается коммерческой деятельностью), то тогда оно иммунитетом не обладает. Ограниченный иммунитет в отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа – в зависимости от властной либо частной деятельности государства, не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом.

Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях закреплено в главе 5 Гражданском кодексе РФ. От имени РФ в гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компетенцией. Согласно, Конституции РФ, органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, а также федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, департаменты и др.) Помимо РФ, в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать субъекты РФ, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.