Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Унификация норм международного частного предполагает. §1. Проблема унификации и гармонизации в международном частном праве. Первые попытки международно-договорной унификации норм о статусе юридических лиц. Виды коллизионных норм

Закономерность современного общества – интернационализация всех сфер жизнедеятельности человека. Интернационализация права - сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния.

Проявляется в двух взаимосвязанных, но различных по своему содержанию процессах – унификация и гармонизация права.

1.Понятие унификации и ее виды.

Когда речь идет об экономической интеграции политически независимых государств, неизбежно возникает потребность в унификации и гармонизации законодательства. Об этом, в частности, свидетельствует история Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданного на основе Римского договора 1957г.

Законодательная деятельность органов ЕЭС, направленная на унификацию права, привела к более высокой ступени интеграции - Европейскому союзу. Актуально это и для стран-участниц СНГ.

Унификация (uniefacere – делать единым) права – создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств.

Унификация права – означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм посредством принятия международных договоров, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Особенность унификации – она происходит в двух правовых системах – в международном праве и во внутреннем законодательстве с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

1. Международно-правовая сфера: на первом этапе – достигается соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений – оформляется международным договором, являющиеся обязательным для данных стран. Результат – унифицированные нормы – международно-правовые нормы, обязательные только для государств – сторон соответствующего договора.

2. Национально-правовая сфера: международный договор обязывает государства обеспечить применение правовых норм, предусмотренных международным договором. Нормы международного договора должны стать частью национального (внутреннего) права государства, т.е. должны быть «санкционированны» им должна быть придана юридическая сила национального права. Процесс восприятия называется или «трансформация» или «национальная имплементация».

Международные организации по унификации права:

1. Гаагская конференция по МЧП

2. Римский институт по унификации частного права



3. Комиссия ООН по праву международной торговли

4. Международная морская организация ИМО

5. Международная организация гражданской авиации ИКАО

6. Международная организация труда МОТ

7. Всемирная организация интеллектуальной собственности ВОИС

Унификация в МЧП существует в двух формах:

Виды унификации:

1. По способу правового регулирования частно-правового отношения, осложненного иностранным элементом:

Коллизионно-правовая унификация (Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1956г., Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений 1691г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г.);

Материально-правовая унификация (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г.);

Смешанная унификация: унификация и коллизионного и материального права (Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.).

2. По кругу субъектов, участвующих в международном соглашении:

Универсальную, предназначена для всех государств, открыты для всеобщего участия (Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о международном финансовом лизинге 1988г);

Региональную (локальная) – унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (Кодекс Бустаманте 1928г., конвенции стран СНГ, конвенции, принятые в рамках права ЕС).

3. По предметному кретерию, в зависимости от того в какой вид частно-правовых отношений входят унифицированные нормы: унификация семейного, наследственного, трудового права, транспортного, обязательственного, права собственности, права интеллектуальной собственности, международных перевозок, иных внешнеэкономических сделок, унификация гражданского процессуального права.



Гармонизация МЧП .

Наиболее гибким способом международно-договорной унификации права в условиях экономической интеграции является унификация, основанная на принципе регулирования, содержащемся в международном договоре. В данном случае речь идет о достижении гармонии взаимодействия национально-правовых систем, то есть о гармонизации законодательства.

Гармонизация права - способ международно-договорной унификации права, основанный на обязательстве государства при разработке национального законодательства следовать определенному направлению (принципу) правового регулирования, сформулированному в международном соглашении. Гармонизация, являясь процессом сближения права различных государств, достигается не посредством заключения международных договоров, а путем добровольного согласия государств на ориентацию собственного национального правового регулирования на единые типовые рекомендательные модели.

Примером может выступить разработка разделов, посвященных МЧП, в государствах СНГ, использовавших для создания Гражданских кодексов Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ в качестве рекомендательного акта. Примером унификации законодательства в международных торговых договорах, основанной на способе гармонизации законодательства в области правового регулирования внешней торговли и иностранных инвестиций, может быть назван международный договор о создании североамериканского экономического регионального объединения НАФТА, Римский договор о создании ЕЭС.

Гармонизация означает, что государство, следуя указанному в договоре направлению (принципу) правового регулирования, абсолютно самостоятельно, в соответствии с законодательной компетенцией, основанной на его конституции, определяет содержание нормы или системы норм правового регулирования, а также их место в своей правовой системе.

Виды гармонизации:

1.Стихийную и целенаправленную.

Стихийная гармонизация осуществляется принудительным методом. Пример: навязывание права государства-метрополии колониально зависимым странам.

Целенаправленная гармонизация осуществляется путем рецепции – заимствования одним государством у другого определенной системы правовых норм с целью сближения правовых систем различных государств.

1. Одностороннюю и взаимную.

Односторонней гармонизации одно государство приспосабливает свое право к праву другого государства, например, в Бельгии действует Гражданский кодекс Франции 1804г. (Кодекс Наполеона).

Взаимной гармонизации несколько государств, используя международные типовые законы, принимают правовые акты, содержащие одинаковые нормы (Модельный гражданский кодекс стран СНГ).

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-1.jpg" alt="> Унификация и гармонизация международного частного права: понятие, виды ">

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-2.jpg" alt=">Историко-правовой аспект международной унификации частного права n Ф. К. фон Савиньи «Система"> Историко-правовой аспект международной унификации частного права n Ф. К. фон Савиньи «Система современного римского права»: сформировано представление о «пространственных границах власти правовых норм над правоотношениями» - новая теория коллизионного права n В дальнейшем идеи Савиньи были развиты в работах его последователей Л. фон Бара, А. Пилле, Е. Цительмана n В русской правовой доктрине идеи существования общепринятых начал в международном частном праве были высказаны в работах таких известных ученых, как Ф. Ф. Мартене, А. Н. Мандельштам, Л. А. Комаровский

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-3.jpg" alt=">Историко-правовой аспект международной унификации частного права n В 1865 г. первый конгресс"> Историко-правовой аспект международной унификации частного права n В 1865 г. первый конгресс специалистов по торговому праву (Шеффилд) изучил возможности унификации некоторых разделов морского права. n В 1877 г. Международная ассоциация права осуществила первую унификацию в области морского права, приняв Йорк-Антверпенские правила об общей аварии. n в Берне были приняты конвенции об авторском праве (1886 г.) и о железнодорожных перевозках грузов (1890 г.), в Брюсселе - конвенция по морскому праву. n В 1888 -1889 гг. состоялся Первый Южноамериканский международный конгресс в Монтевидео, где были приняты девять договоров, представляющих собой «всеобъемлющий кодекс международного частного права, регулирующий отношения с иностранным элементом в гражданском, гражданско-процессуальном, торговом, уголовном и уголовно-процессуальном праве» .

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-4.jpg" alt=">Историко-правовой аспект международной унификации частного права n 1939 -1940 гг. в Монтевидео"> Историко-правовой аспект международной унификации частного права n 1939 -1940 гг. в Монтевидео состоялся Второй Южноамериканский международный конгресс, где были приняты девять конвенций, призванные заменить предыдущие. n В 1893 г. начала работу Гаагская конференция по международному частному праву, перед Первой мировой войной были подписаны несколько конвенций, имевших своим объектом область коллизии законов. Среди них - Конвенция об урегулировании законов в области заключения брака (1902 г.), Конвенция об урегулировании коллизий законов и о юрисдикции относительно разводов и судебного разлучения супругов (1902 г.) и Конвенция о коллизиях законов относительно личных и имущественных отношений супругов (1905 г.).

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-5.jpg" alt=">Историко-правовой аспект международной унификации частного права n Движение продолжалось и в дальнейшем"> Историко-правовой аспект международной унификации частного права n Движение продолжалось и в дальнейшем привело к принятию Гаагских конвенций о заключении брака и признании его недействительным (1976 г.), о признании развода и судебного разлучения супругов (1970 г.) и многих других международных соглашений в сфере частного права. n Процесс международной унификации, начавшись в конце XIX в. , к середине XX в. набрал обороты, и сегодня, в XXI в. , унификационное движение охватывает очень широкий круг вопросов частного права.

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-6.jpg" alt=">Теоретический анализ понятия унификации международного частного права ">

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-7.jpg" alt="> ПРАВОВАЯ УНИФИКАЦИЯ – ЭТО… «процесс выработки единообразных (унифицированных) норм в"> ПРАВОВАЯ УНИФИКАЦИЯ – ЭТО… «процесс выработки единообразных (унифицированных) норм в международном частном праве» (А. И. Абдуллин) «создание в праве разных государств единообразных по содержанию норм путем использования международно- правовых средств и влияния разных правовых систем друг на друга» (А. Л. Маковский) «сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств» (Г. К. Дмитриева) «движение к гармоничному взаимодействию различных правовых систем или как взаимодействие национально- правовых систем, уже достигнувшее определенной степени гармонии» (в широком смысле) и «применительно к унификации исключительно гражданского законодательства - создание единообразных норм права» (в узком смысле) (Н. Г. Доронина)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-8.jpg" alt="> Правовая унификация - правотворческий процесс, направленный на создание во внутреннем праве различных"> Правовая унификация - правотворческий процесс, направленный на создание во внутреннем праве различных государств норм, согласованных, не противоречащих другу, схожих между собой, причем содержание их может не быть идентичным (Сафронова С. С.)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-9.jpg" alt=">Этапы международного правотворчества 1. Познание социальных факторов, формирование международно-правовой позиции государств, намерение субъектов"> Этапы международного правотворчества 1. Познание социальных факторов, формирование международно-правовой позиции государств, намерение субъектов вступить в правотворческий процесс 2. Согласование воль государств в отношении содержания правил поведения, принятие международного договора и, соответственно, международно-правовых обязательств государствами 3. Процесс признания государствами этого правила в качестве национально-правовой нормы

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-10.jpg" alt="> Понятие правовой унификации Семантический аспект унификации «Union» -"> Понятие правовой унификации Семантический аспект унификации «Union» - соединяю, «facere» - делать сочетаю = «делать сочетаемым» , то есть существующим вместе, одно наряду с другим, в согласовании

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-11.jpg" alt=">Правовая унификация - это правотворческий процесс, направленный на создание единых или единообразных правовых норм"> Правовая унификация - это правотворческий процесс, направленный на создание единых или единообразных правовых норм не только с целью исключения противоречий и различий между национальными правовыми системами, либо международно- правовыми нормами, но и с целью создания новых норм, восполняющих существующие пробелы в регулировании некоторых специальных вопросов.

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-12.jpg" alt="> Соотношение категорий «унификация права» , «униформизация права» и «гармонизация права» в"> Соотношение категорий «унификация права» , «униформизация права» и «гармонизация права» в широком смысле в узком смысле унификация гармонизация униформизация

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-13.jpg" alt=">Классификация международной унификации и гармонизации частного права ">

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-14.jpg" alt="> Виды унификации международного частного права 1. В"> Виды унификации международного частного права 1. В зависимости от способа правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом: n унификация коллизионного права (Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений, 1961 г. , Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.) n унификация материального частного права (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. , Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г.) n смешанная унификация (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. , Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. и др.)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-15.jpg" alt=">2. По предмету регулирования: унификация обязательственного права унификация права собственности "> 2. По предмету регулирования: унификация обязательственного права унификация права собственности унификация интеллектуального права унификация наследственного права унификация семейного права унификация транспортного права унификация трудового права унификация гражданского процессуального права и др. 3. По субъектам унификации: универсальная (Конвенцию об исковой давности в международной купле- продаже товаров 1974 г.) региональная (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.) двусторонняя

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-16.jpg" alt="> 4. По правовому способу (методу) осуществления: договорная"> 4. По правовому способу (методу) осуществления: договорная прямая косвенная (в международном договоре (государства-участники устанавливаются завершенные м/д договора обязываются по своей форме правовые нормы, установить в своем законодат-ве готовые к применению прав. норму, содержание которой в системе внутреннего права определено в этом договоре государств – участников договора) с > или

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-17.jpg" alt="> Виды гармонизации МЧП 1. По целям: Стихийная (в процессе различного"> Виды гармонизации МЧП 1. По целям: Стихийная (в процессе различного взаимодействия государств: войны, колонизации, рецепции) Целенаправленная (заимствование опыта наиболее развитых правовых систем бывшими социалистическими странами, в т. ч. Россией) 2. По субъектам: Односторонняя (право одного государства адаптируется к праву другого государства) Взаимная (меры к сближению права принимаются на согласованной основе)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-18.jpg" alt="> Виды гармонизации МЧП 3. По способу: осуществляемая исключительно с использованием"> Виды гармонизации МЧП 3. По способу: осуществляемая исключительно с использованием национально-правовых средств (всегда односторонняя) осуществляемая с использованием международных средств, в том числе международно-правовых (в форме резолюций международных органов и организаций, в частности создание модельных или типовых законов: подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже, Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-19.jpg" alt="> Критерий Унификация Гармонизация 1. Круг участников Универсальная, Односторонняя или"> Критерий Унификация Гармонизация 1. Круг участников Универсальная, Односторонняя или региональная, взаимная двусторонняя 2. Форма Юридически Национально- и обязательный для международно- государств- правовые механизмы, участников договор не обеспеченные юридическими обязательствами государств 3. Результат Создание одинаковых Сближение правовых или единообразных систем разных норм во внутреннем государств, праве разных устранение государств противоречий

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-20.jpg" alt="> Критерий Унификация Гармонизация 4. Природа и место "> Критерий Унификация Гармонизация 4. Природа и место Унифицированные Развитие общих норм в национальной нормы в национального права правовой системе национальном праве выступают как специальные 5. Механизм Унифицированные Гармонизированные применения при материальные нормы не снимают регулировании снимают коллизионную международных коллизионный вопрос проблему частноправовых и применяются отношений непосредственно

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-21.jpg" alt=">Критерий Унификация Гармонизация 6. Значение Наиболее способствует Как более простой"> Критерий Унификация Гармонизация 6. Значение Наиболее способствует Как более простой и сближению права, так как более «мягкий» создает одинаковые или процесс, не единообразные нормы в праве связывающий разных государств. Но государства практика свидетельствует, что жесткими государства неохотно юридическими связывают себя жесткими обязательствами, юридическими оказывается более обязательствами. Многие предпочтительной и принятые конвенции реально десятилетиями не вступают в способствует силу или действуют в сближению права незначительном круге государств

права - это создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального "законодательного" органа, принимающего юридически обязательные "законы" для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств . В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах - в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т.д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права - в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объясняется его спецификой.

Будучи частью внутреннего права государства, оно по своей природе экстравертно . Его объектом являются отношения международного характера, т.е. выходящие за пределы одного государства: частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объективную потребность в их единообразном правовом регулировании.

Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой результативности унификации в международном частном праве. Национальное право часто оказывалось неспособным регулировать отношения с международными характеристиками. Особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере. В дальнейшем речь будет идти только об унификации в международном частном праве.

Особенности правого механизма унификации права

Как уже говорилось, процесс унификации права протекает в двух правовых системах - и в международном праве, и в национальном. На первом этапе достигается соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений. Достижение соглашения и принятие договора с текстом соответствующих норм не означает, что унификация права состоялась.

Любой международный договор, независимо от того, какому конкретному вопросу он посвящен, регулирует отношения между государствами и обязывает только государств-участников. В равной степени это относится и к договору, направленному на унификацию права. Венская конвенция 1980 г. регулирует не договор купли-продажи, а отношения между государствами по поводу единообразной регламентации купли-продажи, она обязывает государства обеспечить применение предусмотренных Конвенцией соответствующих правовых норм. Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре, станут частью национального (внутреннего) права государств, можно говорить об унификации права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств - участников договора появились одинаковые правовые нормы.

Иначе говоря, нормы международного договора должны быть "санкционированы" государством для применения их в национально-правовой сфере, т.е. им должна быть придана юридическая сила национального права. Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами национального права. Восприятие международно-правовых норм национальным правом государств - второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью национально-правовых механизмов.

Таким образом, унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии). На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Трудно переоценить значение этой стадии. Собственно на этом этапе создаются единообразные нормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.

Принятие международного договора и соответственно международно-правовых обязательств государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами . По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора. Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происходит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.

Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы , т.е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.

Восприятие международно-правовых норм национальным правом называется либо трансформацией , либо национальной имплементацией . Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт. В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: "...Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы. Поэтому данное правило можно рассматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в которых участвует Россия или в которых она будет участвовать, придается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например в ст. 7 ГК РФ).

Конституционное правило конкретизируется в иных законах и прежде всего в Федеральном законе о международных договорах 1995 г., предусматривающем правовые процедуры, в силу которых договор становится обязательным для России [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права. 1996. № 3 (13)]. Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо правовых актов Президента или Правительства (например, постановление Правительства о присоединении). Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы международных договоров вводятся в российскую правовую систему [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1]. Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в форме федерального закона, то его нормы будут обладать юридической силой федерального закона; если договор вводится подзаконным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.

Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии: первая проходит в международно-правовой сфере и завершается принятием международно-правовых унифицирующих норм ; вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм . Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам: во-первых, международно-правовым договором, во-вторых, национально-правовыми актами (законами и подзаконными актами).

Заканчивая рассмотрение вопроса об особенностях правового механизма унификации права, следует подчеркнуть еще одну особенность современного процесса унификации. Он имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XX в., что является отражением общей тенденции роста роли международных организаций.

Существуют международные организации, специализирующиеся на унификации права: Гаагская конференция по международному частному праву, Римский институт по унификации частного права, Комиссия ООН по праву международной торговли (см. об этих организациях гл. 3 настоящего учебника). Чаще международные организации, обеспечивающие сотрудничество между государствами в конкретных областях, занимаются также унификацией права в этих областях, например Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия международных договоров, направленных на унификацию права.

Виды унификации

Существует несколько классификаций унификации в зависимости от критерия, положенного в ее основу.

Первая классификация сопряжена со способом правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом. Двум способам регулирования - коллизионно-правовому и материально-правовому - соответствуют унификация коллизионного права и унификация материального частного права. По этому критерию можно выделить и третий вид унификации - смешанной , когда один международный договор предусматривает унификацию и коллизионных, и материальных норм.

Примерами унификации коллизионных норм являются Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1956 г., Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений, 1961 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др. (к ним относится большинство конвенций, принятых в рамках Гаагской конференции по международному частному праву). Россия участвует только в вексельной конвенции.

Примерами унификации материальных частноправовых норм являются Женевская конвенция относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. (Россия участвует во всех трех).

В качестве примеров смешанной унификации можно привести конвенции по авторскому праву: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. и др. (Россия в них участвует).

Вторая классификация основана на предметном критерии , в зависимости от того, в какой вид частноправовых отношений входят унифицированные нормы. По этому критерию выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материальных), предназначенных для регулирования отношений, являющихся предметом отраслей, подотраслей, институтов частного права. Например, унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального права, наследственного, семейного, транспортного права и т.д. Сюда же относится и унификация гражданского процессуального права. По предметному критерию удобнее всего показать реальное состояние унификации международного частного права, ее успехи и, напротив, отставание в каких-либо областях. Подробно раскрывается содержание унификации по предметному критерию в соответствующих главах учебника.

Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отношений. Главным образом унифицированы правовые нормы, регулирующие: договор международной купли-продажи (Венская конвенция 1980 г., Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.); новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.); международные расчеты, международные перевозки. Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, международный коммерческий арбитраж. Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно связаны с национальными историческими, культурными, религиозными особенностями, успехи унификации незначительны.

Особое положение в классификационном ряду унификации занимают договоры об оказании правовой помощи. В них содержатся унифицированные нормы по гражданскому процессу (подсудность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений и др.), и значит, их можно включить в классификацию по предметному критерию. Однако часто такие договоры содержат унифицированные коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений и отдельные материальные частноправовые нормы. Следовательно, их можно отнести к смешанной унификации в широком смысле слова, включающей и первую, и вторую классификацию.

Третья классификация связана с классификацией международных договоров , прежде всего основанной на их субъектном составе. По субъектам международные договоры делятся на многосторонние (в том числе универсальные и региональные) и двусторонние. В зависимости от этого различают унификацию универсальную, региональную, двустороннюю.

Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Например, Венская конвенция 1980 г. открыта для присоединения всех государств (ст. 91). Региональная (или локальная) - это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (например, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований).

Результаты региональной и двусторонней унификации, как правило, более существенны. Так, Россия за редким исключением не принимает участия в универсальных договорах, направленных на унификацию коллизионных норм в различных сферах частноправовых отношений, в основном разрабатываемых Гаагской конференцией по международному частному праву. Отметим, что эти договоры вообще не получили большого распространения и универсальными их можно назвать лишь формально, исходя из их предназначения для всех государств. Реальный результат их действия весьма далек от "универсальности". Вместе с тем Россия является участницей большого числа двусторонних договоров о правовой помощи. В результате в нашей стране действуют унифицированные на двусторонней основе коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений, что создает более благоприятные условия для сотрудничества между соответствующими государствами.

Россия принимает активное участие и в региональной унификации, осуществляемой в рамках СНГ [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2]. 15 сентября 1992 г. Межпарламентская ассамблея приняла специальный документ - Основные направления сближения национальных законодательств государств - участников Содружества. В нем указан широкий круг областей, в которых необходимо сближение законодательства: экономические связи, транспорт, статус хозяйствующих субъектов, трудовые права, инвестиции, патентное право и др. [Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права. Императивные нормы JUS COGENS. Тбилиси, 1982] Отметим наиболее важные договоры, принятые государствами - членами СНГ в области унификации частного права. Это Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников СНГ 1998 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., Соглашение о защите прав инвесторов 1997 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г.

Существенных результатов достигла унификация права, осуществляемая между странами Латинской Америки. Прежде всего это Кодекс Бустаманте 1928 г., о котором говорилось в гл. 3 настоящего учебника. До сих пор этот договор остается непревзойденным унифицирующим актом в области коллизионного права. Помимо круга государств - юридических участников Кодекса его положения применяются и в других латиноамериканских государствах в силу "разумности и целесообразности". Начиная с 1975 г. каждые пять лет проводятся конференции по международному частному праву, на которых было принято более 20 конвенций, унифицирующие и коллизионные, и материальные, и процессуальные нормы. На конференции в Мехико в 1994 г. была принята Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам, которая заняла важное место в системе коллизионного регулирования обязательств по международным коммерческим контрактам.

  • В Трудовом кодексе найдите примеры (не менее 10), иллюстрирующие реализацию принципов трудового права. Подберите решения Конституционного суда РФ, основанные на этих принципах.
  • Виды статусов индивидуальных субъектов административного права.
  • Понятие гармонизации. Унификация и гармонизация.

    Причины унификации.

    Механизм унификации.

    Виды унификации: по способу правового регулирования, предмету, субъектному составу.

    Юридическая силы норм МЧП.

    Гармонизация в узком смысле. Различия унификации и гармонизации.

    Виды гармонизации.

    Примеры гармонизированных актов.

    Гармонизация права – процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нём.

    Гармонизация и унификация – взаимосвязанные процессы, но различные.

    Гармонизация в широком смысле слова объединяет унификацию и гармонизацию в узком смысле слова.

    Унификация права – сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определённого круга государств.

    Таким образом, унификация – правотворческий процесс, который происходит в двух правовых системах – международном праве и внутреннем праве государства.

    Необходимость унификации вызвана следующими причинами :

    1. Наличие иностранного элемента вызывает заинтересованность государств в урегулировании подобных отношений.

    2. Национальное право неспособно урегулировать отношения с иностранным элементом.

    Особенности правового механизма унификации :

    1. Этап достижения соглашения между государствами по поводу единообразного регулирования отношений.

    Оформляется соглашение международным договором, который закрепляет обязанность государств единообразно урегулировать конкретное отношение. Данные нормы можно назвать унифицируемыми (а не унифицирующими как у Г.К. Дмитриевой на стр. 103), поскольку они ещё не унифицированы, но должны стать таковыми.

    2. Выражение согласия на обязательность международного договора (трансформация (национальная имплементация) права, - по Г.К. Дмитриевой) – придание международно-правовым нормам юридической силы, в результате чего они становятся составной частью российской ПСО.

    В результате появляются унифицированные нормы, то есть одинаковые, полностью совпадающие по содержанию.

    Способы имплементации различны. В России международно-правовым нормам придаётся национально-правовой характер пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ и соответствующими нормами ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

    Виды унификации :

    1. В зависимости от способа правового регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом:

    а) унификация коллизионного права: Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательств 1956 г.,

    б) унификация материального частного права: Женевская конвенция относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. ,

    в) унификация смешанная, когда международный договор унифицирует и материальные, и коллизионные нормы: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г .

    2. В зависимости от того, в какой вид частноправовых отношений входят унифицированные нормы (предметный критерий ): обязательственное право, право собственности, интеллектуальное право, наследственное, семейное, транспортное право и т.д. Например, Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.

    3. По субъектному составу :

    а) двусторонняя;

    б) многосторонняя:

    Универсальная – предназначена для всех государств, то есть такие договоры открыты для присоединения всех государств (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.),

    Региональная (локальная) – унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (например, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований – СНГ, Европейский Союз, Союз Американских Государств).

    Двусторонняя унификация даёт более всего результатов. Россия, как правило, принимает участие именно в двусторонних или локальных договорах.

    Универсальные договоры, например, Гаагские конвенции о браке и семье, получили незначительное распространение. Они «универсальны» весьма условно, поскольку мало применяются.

    Россия принимает участие в региональной унификации. СССР – в рамках СЭВ. Ныне действуют Общие условия поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 годов в ред. 1991 г. (ОУП СЭВ), Конвенция о разрешении арбитражным путём гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г.

    В рамках СНГ Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.

    Юридическая сила норм МЧП определяется в соответствии со следующими правилами:

    1. Коллизия между унифицированными нормами и нормами внутреннего права решается в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Нормы международного договора являются специальными по отношению к таким же нормам внутреннего права, поэтому имеют приоритет (lex specialis derogat lex generalis).

    2. В случае конфликта между коллизионными и материально-правовыми унифицированными нормами применяются унифицированные материально-правовые нормы, поскольку они не требуют решения коллизионного вопроса и применяются непосредственно, минуя стадии выбора компетентного правопорядка.

    3. В случае конфликта норм универсального, регионального и двустороннего характера применяются сначала нормы двусторонние, затем, если их не достаточно, применяются нормы региональные и, наконец, универсальные.

    Причём если универсальный договор содержит императивные нормы, то включать в региональные и двусторонние договоры нормы, противоречащие им, нельзя, поскольку они не будут иметь юридической силы.

    Гармонизация в узком смысле – это процесс заимствования норм права одним государством у другого государства или взаимно несколькими государствами друг у друга.

    Различия гармонизации в узком смысле и унификации права:

    1. Унификация – установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, то есть в форме договора. В них формулируются обязательные для всех присоединившихся государств нормы.

    Гармонизация – более простой и более «мягкий» процесс, который не опосредуется твёрдыми международно-правовыми обязательствами. Часто это односторонний процесс, но даже если гармонизация осуществляется с использованием международно-правового механизма, он не сопровождается юридическими обязательствами.

    2. Различие формы приводит к различным результатам. Унификация ведёт к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных государств, а гармонизация – лишь к сближению права, устранению противоречий: нормы разных государств могут быть полностью идентичны текстуально, но различны в применении.

    3. Унифицированные нормы выступают в национальном праве как специальные, поскольку связаны с международным договором. А в процессе гармонизации происходит развитие национального права. Эти нормы не отличаются от иных национальных норм и применяются в общем порядке.

    4. Унифицированные нормы снимают коллизионную проблему и применяются непосредственно. Гармонизированные нормы не снимают коллизионную проблему и применяются после решения коллизионного вопроса.

    5. Международный договор может играть роль в гармонизации, если его нормы в качестве рекомендательных заимствуют государства, не являющиеся стороной этого договора. В данном случае договор выступает типовой моделью, а не императивом.

    Государства неохотно связывают себя жёсткими правилами, поэтому гармонизация наиболее удобный вариант сближения права.

    Виды гармонизации:

    1. В зависимости от наличия или отсутствия цели:

    Стихийная – осуществляется в процессе взаимодействия между государствами без наличия специальной цели заимствования (например, в результате войны).

    Целенаправленная – взаимодействие государств с целью заимствования права (например, рецепция).

    Часто при рецепции воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. Ставится цель не только перестройки своего права, но и достижение сближения, то есть гармонизация своего права с правом других государств, так как серьёзные расхождения в праве препятствует успешному взаимодействию между странами.

    2. В зависимости от согласованности воли участников:

    Односторонняя – право одного государства адаптируется к праву другого государства. Осуществляется при помощи национально-правовых средств.

    Взаимная – участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права. Осуществляется при помощи международных, в том числе международно-правовых средств.

    Например, создание модельных и типовых законов.

    Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подготовила Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Он одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам для принятия соответствующих законов.

    В указанном примере отсутствует унификация по двум причинам:

    2. Государства адаптируют его нормы к своему национальному праву, внося в него нужные изменения. В результате появляются похожие законы, но не одинаковые. В любом случае, данный закон мы будем применять только после решения коллизионного вопроса.

    Примеры гармонизированных актов:

    1. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «О международных кредитовых переводах» 1992 г.

    2. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 г.

    3. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «О трансграничной несостоятельности» 1997 г.

    4. Модельный гражданский кодекс СНГ 1994-1996 годов и т.д.


    См.: Лунц Л.А. Курс международного частного права. В 3-х т. Т. 1. М.: Спарк, 2002. С. 535.

    Шамсиев Х.Р. Вопросы международного частного права в практике урегулирования внешнего государственного долга в отношениях между странами СНГ // Международное частное право: современная практика. Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М.: ТОН-Острожье, 2000. С. 127.

    Гражданское право. Учебник. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 1998. С. 68-70.

    Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров (комментарий к законодательству и практике разрешения споров). М.: ИНФРА-М., 2001. С. 30.

    Канашевский В.А. Международное частное право. Учебник. М.: Международные отношения, 2006. С. 64.

    Там же. С. 66.

    Рамзайцев Д.Ф. О значении обычаев в международной торговле // Международные торговые обычаи. М.: Внешторгиздат, 1958. С. 7.


    | | | | | | | 8 | права , ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация - более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. В данном параграфе будет идти речь собственно о гармонизации.

    Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права , его конечный результат.

    Гармонизация права - не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права , и получил особую актуальность в наше время.

    Гармонизация права осуществляется стихийно и целенаправленно . Суть стихийной гармонизации в том, что в процессе взаимодействия между государствами возникало похожее или единообразное регулирование . Такое взаимодействие могло принимать любые формы, в том числе и насильственные. Например, постоянные войны приводили к распространению права завоевателей на территории покоренных народов (правда, известны случаи, когда завоеватели воспринимали более развитое право покоренных, например, варвары воспринимали право павшей Западной Римской империи). Колонизация сопровождалась принудительным импортом европейского права на колонии. К стихийной гармонизации следует отнести и заимствование опыта других государств, в результате происходило сближение права , хотя такая цель и не ставилась.

    Одним из способов гармонизации права является рецепция - одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права . Исторически известна крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами, что привело к формированию единой системы (школы) континентального права . Известны заимствования кодексов гражданского права (например, Кодекс Наполеона был введен в Бельгии, еще в советский период Монголия заимствовала ГК Российской Федерации). Подобные случаи следует отнести к стихийной гармонизации, так как при этом не ставилась цель сближения права .

    Рецепция широко распространена и в наше время. Причем на рубеже веков она все чаще становится целенаправленным способом гармонизации права . Речь идет прежде всего о бывших социалистических странах, в том числе о России, которые используют рецепцию для перестройки своих правовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики. Особенность этой рецепции заключается в том, что воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. При этом ставится цель не только перестройки своего права , но и достижения сближения, т.е. гармонизации своего права с правом других государств, так как серьезные расхождения в праве препятствуют успешному взаимодействию между странами.

    Гармонизация может быть односторонней или взаимной . При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого государства. Все перечисленные варианты гармонизации относятся к односторонней. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права .

    Выделение взаимной гармонизации связано еще с одной ее классификацией: во-первых, гармонизация, осуществляемая исключительно с использованием национально-правовых средств, и во-вторых, осуществляемая с использованием международных средств, в том числе международно-правовых. Гармонизация на национально-правовой основе всегда односторонняя: государство в свое национальное право вводит отдельные нормы иностранного права , или целые комплексы норм, или целые законы.

    Взаимная гармонизация - это относительно новый способ, получивший большое распространение к концу XX в., и осуществляется он преимущественно с помощью механизмов международных, включая межправительственные, организаций. Это характерная черта современного процесса гармонизации права . Она происходит в форме резолюций международных органов и организаций. Успехом пользуется такое средство, как создание модельных или типовых законов. Примером подобной гармонизации на универсальном уровне может быть подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Он одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам для принятия соответствующих законов. Ряд государств приняли национальные законы о международном коммерческом арбитраже: Австралия, Болгария, Венгрия, Канада, Украина и др. (см. об этом в гл. 20). К числу этих государств относится и Россия, принявшая соответствующий Закон в 1993 г.

    Означают ли рассмотренные факты, что в определенном круге государств произошла унификация норм права , регулирующих международный коммерческий арбитраж ? Следует ответить отрицательно. Типовой закон имеет рекомендательный характер, он используется государствами в качестве основы для своего законодательства. При этом государства адаптируют его нормы к своему национальному праву, внося в него нужные изменения. В результате появляются похожие законы, но не одинаковые . Происходит сближение права разных государств, но не унификация .

    Кроме Типового закона о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ разработал еще несколько типовых законов: "О международных кредитовых переводах" 1992 г., "Об электронной торговле" 1996 г., "О трансграничной несостоятельности" 1997 г.

    На региональном уровне необходимо отметить Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ в 1994-1996 гг. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ. Он состоит из систематизированных норм, предназначенных для регулирования соответствующих отношений. Этот модельный акт также не является юридически обязательным документом. Он служит лишь основой для национальных правовых актов, что привело к созданию похожих, но не одинаковых законов, т.е. к сближению, гармонизации права , но не унификации (кодексы были приняты в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане). Такой вывод подтверждается Регламентом Межпарламентской Ассамблеи СНГ, ст. 15 которого раскрывает природу модельного акта: под модельным законом понимается рекомендация законопроекта Ассамблеей парламентам стран-участниц, принимаемая в целях согласования правовой политики и сближения законодательства .

    Исходя из изложенного можно сделать несколько выводов относительно различий между унификацией и гармонизацией права .

      Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т.е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация - более простой и более "мягкий" процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это односторонний процесс. Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать, осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

      Различие формы приводит к различным результатам. Только унификация ведет к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных государств, а гармонизация - лишь к сближению права, к устранению противоречий: нормы разных государств могут быть похожими, даже словесно совпадающими, но разными.

      Природа и место норм в национальной системе, созданных в процессе унификации и гармонизации, также отличны. Унифицированные нормы в национальном праве выступают как специальные, поскольку вся их жизнь, от создания до прекращения, связана с международным договором. Отсюда особый порядок их применения. Напротив, в процессе гармонизации происходит развитие национального права. В него включаются нормы (либо заимствованные у других государств, либо предусмотренные типовыми законами или другими международными актами), адаптированные к национальной правовой системе, принимаемые в форме национальных законодательных актов. Они ничем не отличаются от других норм национального права и применяются в общем порядке. Они получают реальное содержание в контексте национального права. Это может привести к тому, что даже одинаковые по форме нормы будут иметь разное содержание в праве разных государств.

      Отсюда и различный механизм применения тех и других норм при регулировании трансграничных частноправовых отношений. Унифицированные материальные нормы снимают коллизионный вопрос и применяются непосредственно. Гармонизированные нормы не снимают коллизионную проблему. Каково бы ни было реальное сближение права разных государств, как обширны бы ни были совпадения в праве (например, Кодекс Наполеона во Франции и в Бельгии; см. об этом в "гл. 1" курса), коллизии между ними возникают: при регулировании частноправовых отношений с международными характеристиками прежде всего необходимо выбрать применимое право.

      Иногда международный договор становится основой гармонизации. Речь идет о государствах, не участвующих в договорах. Нет никаких препятствий для неучаствующих государств включить нормы договора в свое национальное право. Но в этом случае договор действует в качестве не юридически обязательного акта, а типовой модели.

    1. Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества. С одной стороны, казалось бы, что унификация наиболее способствует сближению права, так как только она создает одинаковые нормы в праве разных государств. Но практика свидетельствует, что государства неохотно связывают себя жесткими юридическими обязательствами. Многие принятые конвенции десятилетиями не вступают в силу или действуют в незначительном круге государств. Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует сближению права.