Error: не определено #11234. Правопреемство государств в международном праве: понятие, виды, международно-правовое регулирование. Правопреемство государств в отношении международных договоров Правопреемство государств в отношении международных организаций
Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Правопреемство государств в международном праве: понятие, виды, международно-правовое регулирование. Правопреемство государств в отношении международных договоров Правопреемство государств в отношении международных организаций

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство - сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.- Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства. Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом.

Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия, захват чужой территории.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).

Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора». Подписание государством-предшественником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным образом, рассматривается как выражение его намерения распространить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового независимого государства явилось бы несовместимым с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, «новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоятельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязательство, которое имеет для него силу в соответствии с международным правом независимо от договора.

Государства, возникшие в результате освобождения их народов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей ответственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присоединился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые государства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отношении которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров устанавливает также условия преемства обязательств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между.новым независимым государством и другим государством-участником, если: а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность (ст. 24).

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).

Когда же часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, презюмируется следующее решение: а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника; б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника (ст. 34).

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику. Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе: а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится; б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях; в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях (ст. 18).

Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая собственность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).

Государственные архивы являются частью государственного имущества. В связи с этим правила правопреемства в отношении государственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Та часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией - объекта правопреемства - должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28).

Когда государство разделяется и прекращает свое существование и на бывшей его территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).

Однако проблема целостности архивных фондов, исключительная важность содержащейся в них информации порождают определенную специфику этого вопроса. Поэтому Венская конвенция 1983 г., касаясь разделения государства, устанавливает при решении вопроса принцип справедливости и учета всех соответствующих обстоятельств. Подробнейший подход определен при правопреемстве нового независимого государства. В частности, в определенных Конвенцией случаях он предусматривает возможность заключения соглашений между новым независимым государством и государством-предшественником по поводу перехода или надлежащего воспроизведения частей государственных архивов последнего «таким образом, чтобы каждое из этих государств могло самым широким и справедливым, насколько это возможно, образом извлекать пользу из этих частей государственных архивов государства-предшественника» (ст. 28). Соглашения подобного рода не должны наносить ущерб правам народов государств-участников на развитие, на информацию об их истории и на их культурное достояние. При этом государство-предшественник обязано предоставить новому независимому государству достоверные архивные сведения, которые касаются титулов на территорию или границы последнего или необходимы для выяснения смысла определенных документов государства-предшественника, переходящих к новому независимому государству. Государство-предшественник обязано также сотрудничать с государством-преемником в деле возвращения ему любых архивов, принадлежащих территории - объекту правопреемства - и рассеявшихся в период зависимости.

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств само по себе не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому она однозначно исходит из того, что, когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику. В остальных случаях, т. е. при передаче части территории государства, отделении части или частей его территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник либо государства прежнего субъекта) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение, заключенное новым независимым государством, не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и осуществление этого соглашения не должно подрывать основ экономического благосостояния данного государства. Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает как новое независимое государство в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части или частей территории другого государства либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст. 37- 38, 40-41).

2. Право убежища в международном гуманитарном праве. Виды убежища

Под правом убежища понимается юридически закрепленная возможность получения лицом разрешения на проживание в предоставляющем убежище государстве. Обычно использование такой возможности вызвано преследованием лица по политическим, религиозным и иным мотивам в государстве, гражданином которого это лицо является или на территории которого постоянно проживает. Законодательство РФ признает право убежища за иностранными гражданами и лицами без гражданства.

В международном праве нет специальных правил применительно к предоставлению убежища и пользованию им. Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит такого рода нормы. Можно отметить положение Всеобщей декларации прав человека, не являющейся, однако, нормативным актом. Согласно ст. 14, «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем». Но это право не признается и не может быть использовано при совершении лицом неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Подобный подход проявлен и в Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.

Поскольку основанием для обращения лица и предоставления ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера (в соответствии с упомянутой декларацией ООН государство, представляющее убежище, само формирует его основания), во многих государствах принят термин «политическое убежище». Российская Федерация, как сказано в ч. 1 ст. 63 Конституции, «предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

Понятие территориального убежища ориентировано на использование лицом территории другого государства с учетом его законодательства.

В рамках локального регулирования (Конвенция об убежище 1928 г., принятая на конференции американских государств) допускается, хотя и с определенными условиями, убежище, предоставляемое «политическим правонарушителям» в дипломатических или консульских представительствах и на военных кораблях, но лишь на ограниченное время с последующим выездом с территории преследующего государства. Такая практика именуется дипломатическим убежищем.

Однако общий принцип дипломатического и консульского права сформулирован в конвенциях о дипломатических сношениях и консульских сношениях следующим образом: помещения представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями (соответственно ч. 3 ст. 41 и ч. 2 ст. 55).

Лица, получившие убежище в каком-либо государстве, имеют на его территории статус иностранных граждан, если, конечно, им не предоставлено гражданство этого государства. В Российской Федерации получение убежища на ее территории считается обстоятельством, облегчающим прием в гражданство РФ (ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве).

Но независимо от статуса, лица, получившие убежище, пользуются правовой защитой предоставившего им убежище государства. На этой основе в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г., ссылка на общепризнанные принципы и нормы сопровождается словами: «с учетом государственных интересов Российской Федерации». Российская Федерация предоставляет такое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Поэтому в случае преследования лица за действия, признаваемые в Российской Федерации преступлением или противоречащие целям и принципам ООН, политическое убежище не предоставляется.

3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО): цели, компетенция и органы

Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization) - учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации - воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов - идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.

В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержала ООН.

Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации (также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

Конвенция состоит из 18 Глав (Annexes), которые перечисляются в основной статье - Чикагская конвенция.

И у ИКАО, и у ИАТА есть собственная система кодов для аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырехбуквенные коды аэропортов и трехбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX = KLAX). В Канаде, аналогично, к коды ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всем остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).

ИКАО также отвечает за выдачу цифробуквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полетов.

ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трехбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названия авиакомпании. Например, код для Aer Lingus - EIN, а позывной - Shamrock, для Japan Airlines International код - JAL, позывной - Japan Air. Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован «EIN111», а произнесен по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать», рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен «Japan Air Сто одиннадцать». ИКАО отвечает за стандарты для регистрации самолетов, включающие цифробуквенные коды, обозначающие страну регистрации.

Высшим органом является Ассамблея с представительством всех членов ИКАО. Собирается не реже раза в три года. Совет является постоянным органом ИКАО, подотчетный Ассамблее, управляемый Президентом, который избирается Ассамблеей на три года. В Совете представлены 33 государства.

Подразделы:

Аэронавигационная комиссия;

Авиатранспортный комитет;

Юридический комитет;

Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;

Финансовый комитет;

Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;

Комитет по кадрам;

Комитет по техническому сотрудничеству;

Секретариат.

Региональные бюро

Европа и Северная Атлантика (Париж);

Африканское (Дакар);

Ближневосточное (Каир);

Южно-американское (Лима);

Азиатско-тихоокеанское (Бангкок);

Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико);

Восточно-африканское (Найроби).

Список литературы

    Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.

    Венская конвенция о праве международных договоров от 1969 г.: Вступила в силу 27.01.1980 // СССР присоединился к Конвенции с оговорками и заявлением (Указ Президиума ВС СССР от 04.04.1986 N 4407-XI). Грамота о присоединении сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 29.04.1986. Конвенция вступила в силу для СССР 29.05.1986.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Правопреемство в международном праве
Рубрика (тематическая категория) Право

Под правопреемством понимается переход международных прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику. Момент правопреемства означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за определенную территорию.

Основаниями для правопреемства признают˸

Возникновение нового государства в результате социальной революции;

Возникновение нового государства в результате национально-освободительной борьбы;

Объединение государств;

Разделение государства;

Отделение части или частей территории государства.

Объектами правопреемства являются˸ 1) государственная территория; 2) государственная собственность; 3) права и обязанности, вытекающие из международных договоров; 4) государственные долги; 5) государственные архивы; 6) членство в международных организациях.

Институт правопреемства в отличие от международно-правового института признания кодифицирован. Вопросы правопреемства государств урегулированы в двух международных конвенциях˸

Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года.

Венской конвенции о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов1983 года.

В Венских конвенциях о правопреемстве нашли отражение важные положения, сложившиеся в международной практике. В частности они исходят из принципа, в силу которого вопросы правопреемства прежде всего решаются путем соглашения между заинтересованными сторонами, а положения конвенций применяются в случае ᴇᴦο отсутствия. Кроме того, нормы конвенций применяются только к правопреемству, осуществляемому на базе действующего международного права, т.е. не должна быть правопреемства в случае агрессии, аннексии или оккупации. Не регулируют данные конвенции и вопросы правопреемства в случае возникновения нового государства в результате социальной революции.

Однако, несмотря на то, что институт правопреемства кодифицирован, нормы названных конвенций применяются лишь в качестве международных обычаев, отражающих общепризнанную практику, т.к. данные соглашения пока не вступили в силу . Они не ратифицированы необходимым для вступления в силу количеством государств.

Российская Федерация в них также не участвует. Распад СССР повлек за собой принятие ряда соглашений по вопросам правопреемства между странами СНГ. К их числу можно отнести Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР 1992 г., Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР 1992 г., Решение глав СНГ по вопросам правопреемства 1992 г. и другие. Принимая эти соглашения, государства-преемники СССР руководствовались нормой Венской конвенции 1978 г., установившей, что вопросы правопреемства могут решаться по договоренности между заинтересованными сторонами.

Правопреемство в международном праве - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правопреемство в международном праве" 2015, 2017-2018.

  • - Тема 5. ПРИЗНАНИЕ И ПРАВОПРЕЕМСТВО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

    Цели и задачи изучения темы: 1. Дать понятие признания в современном международном праве. 2. Рассмотреть различные теории международно-правового признания. 3. Изучить виды и формы признания, его юридические последствия и значение. 4. Выявить проблемы... .


  • - Правопреемство в международном праве

    Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами междуна­родного права, прежде всего государствами, заключенных ими меж­дународных договоров, международных обязательств в отношении территории,...

  • 3. Международное право как корпоративное право международного сообщества
  • Вопрос 4. Понятие и виды норм в международном праве. Иерархия норм. Jus cogens. Принципы lex specialis и lex posterior.
  • Вопрос 5. Структура международного права. Фрагментация и диверсификация как тенденции институционального развития международного права.
  • Вопрос 6. Понятие и юридическое содержание основных принципов международного права.
  • Вопрос 7. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Агрессия как международное преступление. Определение агрессии.
  • Вопрос 13. Действие и применение международных договоров. Толкование договоров. Оговорки к договорам.
  • Вопрос 14. Недействительность международных договоров. Приостановление и прекращение международных договоров.
  • Вопрос 15. Субъекты международного права: понятие, объем правосубъектности, виды.
  • Вопрос 16. Государство как субъект международного права: понятие и свойства. Суверенитет, юрисдикция.
  • Вопрос 17. Иммунитет государств, теории иммунитета.
  • Вопрос 18. Несовершенные международные лица: нации и народы, квазигосударственные образования.
  • Вопрос 19. Признание в международном праве: теории и доктрины, виды и формы.
  • Вопрос 20. Правопреемство в международном праве: теории и виды.
  • 4. Учение о трех статусах:
  • 3 Этапа: 1этап. Приянятие учредительных документов м.Б. В двух формах:
  • 2 Этап: создание материальной структуры для этих целей, используются специально подготовленные органы
  • Вопрос 23. Организация Объединенных Наций: Устав, компетенция, членство. Главные органы.
  • Вопрос 24. Европейский союз: членство, структура, учредительные документы и органы.
  • Вопрос 25. Феномен наднациональности в международном праве (на примере Евросоюза). Правовые акты органов Евросоюза. Понятие европейского права.
  • Вопрос 26. Развитие институциональной структуры Европейского союза в свете Лиссабонского договора.
  • Вопрос 27. Шенгенское пространство: понятие, базовые документы, основные принципы и правила
  • Вопрос 28. Содружество независимых государств: компетенция, членство, учредительные документы, органы, акты.
  • Вопрос 29. Суды в международном праве. Международный Суд оон: структура и компетенция.
  • Вопрос 30. Гражданство: понятие, способы приобретения и утраты. Бипатриды. Апатриды.
  • Вопрос 31. Основные межд. Акты о правах чел-ка. Характеристика екпч.
  • Вопрос 32. Юрисдикция еспч: особенности и пределы. Условия приемлемости жалоб. Юр.Сила решений.
  • Вопрос 33. Еспч: структура и порядок судопроизводства.
  • Вопрос 34. Соотношение мп и национального права (нп).
  • Вопрос 35. Имплементация мп в национальной правовой системе: понятие, концепции.
  • Вопрос 37. Понятие и виды ответственности в мп. Responsibility, liability. Абсолютная ответственность.
  • Вопрос 38. Международное правонарушение (пнш) как основание ответственности и его элементы.
  • Вопрос 39. Меры ответственности. Возмещение, контрмеры, санкции, реторсии.
  • Вопрос 40. Основания освобождения от ответственности. Процедура призвания к ответственности.
  • Вопрос 41. Международное уголовное право: понятие, виды преступлений. Международные уголовные суды.
  • Вопрос 42. Правовая помощь по уголовным делам. Экстрадиция: понятие и процедура (на примере европейской конвенции о выдаче 1957 года).
  • Вопрос 43. Международные столкновения и их виды, мирные средства разрешения междунродных споров.
  • Вопрос 44. Универсальная коллективная безопасность: роль совета безопасности оон, миротворческие силы оон.
  • Вопрос 45. Коллективная безопасность в рамках обсе. Меры доверия.
  • Вопрос 46. Виды территорий в международном праве, их статус. Статус арктики и антарктики.
  • Вопрос 47. Понятие государственной территории. Государственные границы: понятие и порядок установления.
  • Вопрос 48. Виды морских пространств по их территориальному режиму: внутреннее море, территориальное море, прилежащая зона.
  • Вопрос 49. Виды морских пространств по их территориальному режиму: исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, международный район морского дна.
  • Вопрос 50. Дипломатические представительства: виды, порядок создания и функции. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • Вопрос 51. Консульские учреждения: виды и функции. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • Вопрос 53. Начало войны и его правовые последствия. Участники вооруженных конфликтов
  • Вопрос 54. Запрещение или ограничение отдельных средств и способов ведения войны
  • Вопрос 55. Защита раненых, больных, военнопленных и гражданских лиц
  • Вопрос 57. Особенности правового статуса государств и иных субъектов международного экономического права.
  • Вопрос 58: Международное торговое право. Гатт. Система вто.
  • Вопрос 59. Бреттон-Вудская валютно-финансовая система.
  • Вопрос 60. Международно-правовая охрана воздуха и озонового слоя, охрана климата
  • Вопрос 61. Правовой режим воздушного пространства. Концепция «открытого неба»
  • Вопрос 62. Правовое регулирование международных полетов. Права и свободы воздуха.
  • Вопрос 20. Правопреемство в международном праве: теории и виды.

    Правопреемство – институт МП, регулирующий переход с учетом основных принципов и международно-правовых норм, определенного комплекса международных прав и (или) обязанностей, от предшественника к преемнику. Субъектами МП, участвующими в международном правопреемстве, являются государства и международные организации.

    Элементы правопреемства (виды) : 1)Фактическое правопреемство - смена суверенитета государства-предшественника над определённой территорией суверенитетом государства-преемника. Его возникновение возможно в силу появления определенных юр. фактов, называемых фактическими ситуациями: 1) передача (получение) одним гос-вом определенной части своей территории другому независимому гос-ву; 2) отделение определенной части гос. территории; 3) объединение одного гос-ва с другим (возникновение федерации, инкорпорация гос-ва); 4) появление нового независимого гос-ва путем: а) приобретения суверенитета на ранее зависимой территории; б) распада государства на два и более субъекта МП; в) образование независимого гос-ва на части гос. территории, отделившейся от гос-ва-предшественника (при отделении субъекта федерации). 2) Юридическое правопреемство - переход определенного комплекса международных прав и (или) обязанностей от предшественника к преемнику, реализующийся в процессе разграничении объектов правопреемства : 1) объекты фактического правопреемства: государственная территория; 2) объекты юридического правопреемства: членство в международных организациях, государственная собственность, государственные долги, государственные архивы, международные договоры. Теории правопреемства : 1) Негативная теория (А. Кейтс) выдвинута в н. XX в. Суть теории - в полном отсутствии континуитета (непрерывности государства как субъекта международного права и непрерывности международных государственных обязательств) международной правосубъектности государства. Поэтому когда власть и суверенитет одного государства сменяются другим, международные договоры предшественника перестают действовать. Из этих же позиций исходят сторонники концепции «табула раса» (чистая доска) с той лишь разницей, что государство-преемник начинает свое существование без любых обязательств, вытекающих не только из международных договоров. 2) Теория универсального правопреемства (Г. Грoций) выдвинута в XVII-XIX вв. Согласно концепции государство-преемник продолжает международную личность своего предшественника. Разновидностью теории универсального правопреемства стала доктрина континуитета, сторонники которой считали, что весь комплекс международных прав и обязанностей государства-предшественника в полном объеме переходят к его наследнику, выступающем тем же субъектом, что и предшественник. По своей сути концепция теории континуитета, обосновывая тождественность международной правосубъектности государств, является отрицанием международного правопреемства.

    Вопрос 21. Индивид как субъект МП: основные точки зрения. Понятие прав и свобод человека в МП. Классификация прав и свобод (поколения, фундаментальные и иные, абсолютные и относительные, учение о трех статусах)

    Т.зр.: 1) индивид ни при каких условиях не м.б. субъектом МП (Фердросс, Тункин, Черниченко)

    2) индивид не субъект МП, но участник отдельных международных отношений (Шуршалов, Калашкарян)

    3) индивид не субъект МП, но дестинатор (адресат…букв.«назначение») или бенифициар (выгодоприобретатель) МП (Колосов, Лукашук)

    4) индивид субъект МП с ограниченной правосубъектностью (Игнатенко, Тиунов, Бякешев, Ковлер)

    ВЫВОД- индивид - экстраординарный субъект МП, т.к. он выступает в международных отношениях, когда его права нарушены или когда его привлекают к ответственности.

    Т.о. правосубъектность индивида м.б.: 1. охранительной; 2. процессуальной.

    Права и свободы человека - основополагающие международно-признанные и защищающие права и свободы, отражающие закрепляющие и гарантирующие положения человека в обществе.

    Права человека и свободы - юридическое отражение человека в обществе.

    Защита прав человека – обязанность государства перед международным сообществом.

    Классификация прав и свобод:

    1. «Поколения прав» – т.е. по времени возникновения:

    I . с 1215 начало XX в. личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость (право на жизнь и свободу, на свободу совести, мысли, на безопасность, гласное и законное рассмотрение дела судом, на управление делами государства, свободу передвижения и т.д.)

    НПА: Великая хартия вольностей 1215; Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт1679; Билль о правах 1689; Декларация прав человека и гражданина (Франции 1789 г.)

    США: Декларация независимости США (1776 г.); Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1781 г.

    II . начало XX в. – 1970 социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения (право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.)

    НПА: Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)

    III . 1970-настоящее время права коллективные: право на мир, на разоружение, ядерную безопасность, на здоровую окружающую среду, на развитие и др .(надгосударственный, наднациональный характер)

    НПА: Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы XX в.

    2. По возможности ограничения прав выделяют фундаментальные (основные: пр. на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на безопасность) и иные.

    3. По кругу обязательных субъектов, кот. не могут нарушать это право выделяют:

    абсолютные - субъективные права, обладателям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц. Им корреспондирует обязанность всех иных лиц воздерживаться от совершения действий, ущемляющих А.п. ограничение или временное приостановление не допускается ни при каких обстоятельствах (пр. на жизнь, не подвергаться пыткам, насилию, св. совести, право на судебную защиту, защита чести)

    относительные – м.б. ограничены или временно приостановлены в случае введения режима безопасности, ЧС

    (социальное обеспечение, защита от безработицы)

    Круг субъектов международных отношений постоянно меняется. Возникают новые государства, другие прекращают свое существование, в связи с чем возникает вопрос правопреемства.

    Во правопреемством в международном праве принято понимать переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования первого или изменения суверенитета над территорией. Чаще правопреемство возникает в случае прекращения государств, поэтому мы сосредоточим свое внимание именно на правопреемстве государств. Хотя в истории известны случаи правопреемства международных организаций и других субъектов международного права. Так, ООН является правопреемницей Лиги Наций.

    Как указано выше, правопреемство чаще возникает в случаях прекращения существования государства, его разделения, выделения из него другого государства, передачи части территории другому государству, объединение государств. Некоторые ученые сюда также относят и случай, когда в государстве происходит социальная революция, а также в случае капитуляции последней.

    В правоотношениях правопреемства принято выделять два основных субъекта: государство-предшественницы (вследствие прекращения, отделения или разделения которой ее права и обязанности переходят к другому субъекту) и государство правопреемницу (которая приобретает вышеназванные права и обязанности).

    Что касается объектов правопреемства, то, как правило, выделяют: правопреемство в отношении международных договоров; правопреемстве в отношении государственной собственности; Правопреемство по долгам, правопреемство в отношении государственных архивов и ряд других.

    На протяжении существования этого института международного права ученые произвели несколько концепций правопреемства, в частности:

    1. Универсального (полного) правопреемства - согласно которой государство отождествляют с юридическим лицом, состоит из единства трех элементов: территории, населения и публичной власти. Соответственно, в случае правопреемства к новому государству переходят все права и обязанности, связанные с ними элементами.

    2. Частичного правопреемства - согласно которой государство-предшественник сохраняет все права и обязанности, которые не связаны с суверенитетом над определенной территорией, все остальные обязательства переходят к государству-правопреемнику.

    3. "Tabula rasa" ("чистой доски" или "чистого листа") - согласно которой новообразованная государство не отвечает по обязательствам государства-предшественника, поскольку переход прав и обязанностей не происходило.

    Кроме того, существуют и другие подходы, в частности "континуитета", при котором одно государство считается продолжателем другой. При этом вопрос правопреемства вообще может не возникать. Так, например, Россия получила прав и обязанностей СССР в ООН именно как государство - продолжательница Советского Союза.

    Теперь вопрос правопреемства регулируются обычным правом. Хотя и были разработаны два договора в этой сфере, а именно: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 p., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8квитня 1983 p., Однако ни один из приведенных документов не вступил удию, поскольку не набрал достаточного количества ратификаций.

    39. Понятие правопреемства в международном праве. Основания правопреемства. Виды и формы правопреемства государств

    40. Правопреемство государств в отношении международных договоров

    41. Международно-правовое регулирование правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов

    42. Правопреемство Украины в связи с распадом СССР

    38. Институт правопреемства государств в международном праве. Источники института правопреемства

    Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

    При правопреемстве различают: государство-предшественника (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемника (государство, сменившее предшественника).

    Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизации, объединение или разделение государств, передача части территории второму государству.

    В рамках ООН были приняты две конвенции - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, от государственных архивов и от государственных долгов 1983 г ., но они набрали незначительное количество ратификаций (Украина их ратифицировала). Советом Европы разработано Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г., статьи 18-20 которые посвящены правопреемственности государств.

    Вопросы международного правопреемства возникает в случае объединения нескольких государств в новое, единое государство, разделения одного государства на несколько новых государств, отделение от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства (или государств), при вхождении одного (или нескольких государств) к составу второго государства, вследствие деколонизации и в других случаях.

    Объектами международного правопреемства могут выступать международные договоры, государственная собственность, государственные долги, гражданство, членство в международных организациях и многое другое.

    39. Понятие правопреемства в международном праве. Основания правопреемства. Виды и формы правопреемства государств

    Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) в результате возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории.

    Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим.

    Правопреемство возникает :

    • при распаде федерации;
    • при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);
    • при социальных революциях;
    • при распаде колониальной системы.

    Объектами правопреемства могут быть:

    1. территория;
    2. договоры;
    3. государственная собственность;
    4. государственные архивы;
    5. государственные долги;
    6. членство в международных организациях.

    Основаниями правопреемства государств являются: социальные революции, деколонизация, объединение государств, передел государства, отделение от государства части территории и передача части территории одного государства другому.

    Объектами действия норм правопреемства могут быть: государственная территория, государственная собственность в стране и за рубежом, международные соглашения, участником которых был субъект международного права, прекратил существование или изменил статус, государственные долги, государственные архивы, государственные границы, членство государств в международных организациях.

    Существуют следующие формы правопреемства :

    - Полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником УССР);

    - Неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросам ядерного оружия);

    - Отсутствие правопреемства (tabula rasa - чистая доска) - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан - Индия объявила о принятии на себя всех долгов, принадлежащих территории Пакистана, хотя обсудила возможность следующих регрессных требований в Пакистан).

    Учитывая, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 / далее: Венская конвенция 1978 / (Украина присоединилась к данной конвенции. 17 сентября 1992) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 / далее: Венская конвенция 1983 / (Украина присоединилась к данной конвенции 17 ноября 1992). Эти конвенции пока не вступили в силу, поэтому их нормы применяются в качестве международных обычаев

    Виды:

    • правопреемство международных договоров;
    • правопреемство государственной собственности;
    • правопреемство государственных архивов;
    • правопреемство государственных долгов.

    40. Правопреемство государств в отношении международных договоров

    Правопреемство государств относительно международных договоров Венская конвенция 1978 регулирует правопреемство только относительно договоров, заключенных в письменной форме, и только между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и другими субъектами международного права действуют обычные нормы.

    Конвенция закрепляет следующие правила правопреемства относительно договоров:

    а) в случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa чистой доски »): новое государство не связано с договорами, заключенными бывшими государствами-метрополиями;

    б) новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта правопреемства;

    в) новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если к моменту правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).

    Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении данной территории:

    а) договоры государства-предшественника утрачивают силу;

    б) договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.

    Двусторонний договор, находящийся в силе, в отношении территории - объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилась об этом с контрагентом или это следует из ее поведения.

    При объединении двух или нескольких государств, права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

    При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

    О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитария договора и / или его участникам.

    41. Международно-правовое регулирование правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов

    Венской конвенцией 1983 установлены правила правопреемства в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

    Согласно Конвенции государственная собственность - это имущество, а также права и интересы, что на момент правопреемства принадлежали согласно внутреннему законодательству государства-предшественника, этому государству.

    Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе ее деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему законодательству, и такие, которые хранятся под ее контролем в качестве архивов для различных целей.

    Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

    Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила:

    а) При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:

    • все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;
    • часть архивов, касающихся соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;

    б) При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:

    • недвижимое имущество, находящееся на его территории, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественику и находится за рубежом. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;
    • архивы, принадлежащих ее территории, а также часть других архивов, необходимых для нормального управления.

    Государственные долги к правопреемнику не переходят.

    в) При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги.

    г) При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

    • недвижимое имущество, находящееся на данной территории, а также все связанное с ней движимое имущество и часть другого движимого имущества (в справедливой доли);
    • часть архивов, касающихся данной территории, а также другие архивы, необходимые для управления ею;
    • государственный долг (в справедливой доли).

    д) При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:

    • недвижимое имущество, находящееся на их территории, а также движимая собственность, принадлежащая ей;
    • часть архивов, касающихся данной территории, а также другие архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;
    • государственный долг (в справедливой доли).

    42. Правопреемство Украины в связи с распадом СССР

    Вопрос о правопреемстве в отношении договоров Союза ССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР выступает в качестве одного из важнейших последствий прекращения существования Советского Союза.

    Украина в лице своих высших органов власти определила правопреемство в тех случаях, когда в силу международного права это подлежит разрешению односторонним волеизъявлением, а в других случаях - путем заключения соответствующих международных соглашений.

    Односторонним волеизъявлением установлена непрерывность государства Украина, ее территориальная преемственность в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года. Этот документ закрепляет существование Украины как суверенного национального государства в существующих границах, деятельность его высшего представительного органа, который имеет исключительное право выступать от имени всего народа - Верховной Рады УССР, на основе верховенства Конституции. Здесь же провозглашались установки украинского гражданства, территориальное верховенство республики на всей ее территории, экономическая самостоятельность и право осуществления внешних сношений.

    В Декларации объявлялось правопреемство на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесоюзных алмазном и валютном фондах и золотом запасе, созданный благодаря усилиям народа Республики.

    Дальнейшее развитие эта тенденция получила в Законе Украины от 12 сентября 1991 «О правопреемстве». Согласно этому Закону:

    • с момента провозглашения независимости Украины высшим органом государственной власти в Украине была ее Верховная Рада;
    • до принятия новой Конституции Украины действовала Конституция УССР;
    • законы и другие акты УССР действовали на территории Украины при условии, если они не противоречили законам Украины, принятым после провозглашения независимости Украины
    • органы государства, сформированные на основе Конституции СССР, действовавших до создания органов государства на основе Конституции Украины;
    • государственной границей Украины был ее государственную границу в составе СССР по состоянию на 16 июля 1990;
    • Украина подтверждала свои обязательства по международным договорам, которые были ратифицированы УССР до провозглашения независимости Украины, и провозглашала себя правопреемником прав и обязанностей по договорам СССР, не противоречащие Конституции Украины и интересам Республики;
    • Украина не несла ответственности по кредитным договорам СССР, были подписаны после 1 июля 1991 без согласия Украины;
    • все граждане СССР, постоянно проживающие на момент провозглашения независимости Украина на ее территории, становились гражданами Украины.

    При заключении международных договоров по различным аспектам правопреемства Украина выходила из своих национальных интересов.

    Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 содержит гарантии государств-участников СНГ по выполнению международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Время каждое государство СНГ должно право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 года о участие государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 года, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 государства-правопреемника СССР, в том числе и Украина, подтвердили свое участие в этих договорах по их территорий и с учетом их национальных интересов.

    Каждое из государств СНГ, в том числе и Украина, согласились с тем, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией, самостоятельно вступали (кроме Украины и Белоруссии) в ООН, становились участниками различных международных договоров.

    Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросам правопреемства в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 года Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 года была создана комиссия по правопреемстве в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР (например, Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 года, Соглашение глав государств-участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 года, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 года, Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 года и др..). Украина является участницей большинства из этих договоров.

    Так, 6 июля 1992 года между Украиной, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом. Предметом соглашения была вся движимая и недвижимая собственность и инвестиции за пределами территории СССР, находившейся во владении, пользовании и распоряжении СССР, его органов или других структур, под его контролем или юрисдикцией. Под собственностью, в частности, понималась: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнение работ по международным соглашениям СССР и др.. Эта собственность делилась в процентах - от 0,70 (для Туркменистана) до 61,34 (для Российской Федерации). Украина получила 16,37%. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77% и настоящим Соглашением не рассматривалась.

    В этот же день 1992 года между теми же субъектами с участием Украины было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР. Общим принципом этого соглашения стало провозглашение целостности архивных фондов бывшей Российской империи и Союза ССР. Соглашением предусматривался переход под юрисдикцию государств-участников СНГ государственных архивов и архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящиеся на их территории. Стороны настоящего Соглашения имеют право на возвращение тех фондов, образовавшихся на их территории и в разное время оказались за их пределами. Кроме того, предусмотрена возможность использования государствами-участниками на основе заключения специальных двусторонних соглашений архивов, находящихся в распоряжении любого участника, путем доступа к ним или получения копий.

    В 1992-1994 годах были заключены двусторонние соглашения между Украиной, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Российской Федерацией, Таджикистаном, Узбекистаном - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства относительно внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР.