Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы хозяйственной деятельности предприятий. Организационно-правовые формы предприятий: экономические проблемы выбора и функционирования Факторы влияющие выбор организационно правовой формы

Введение

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями -- сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать, из чего можно выбирать. Попробуем разобраться в основных формах предпринимательской деятельности.

Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы предприятия

Предпринимательство, как сфера экономической деятельности людей, характерна для рыночных отношений, или она существует, по крайней мере, когда национальная экономика содержит элементы рыночного хозяйства. Можно сказать, что рыночный механизм и предпринимательство неотделимы друг от друга.

Рыночный механизм может существовать только при наличии трех условий:

1. частной собственности;

2. конкурентной среды;

3. возможности свободного заключения договоров.

Одновременно это является и основными условиями осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательство можно определить, как свободную, основанную на экономической целесообразности, деятельность людей, направленную на извлечение прибыли.

Гарантией свободы хозяйственной деятельности является база, на которой она основана - частная собственность, т.к. только она может дать экономическую независимость людей. В свою очередь, свободу деятельности гарантирует возможность самостоятельно выбирать сферу приложения своих усилий в результате беспрепятственного заключения договоров. Одновременно рационализирует деятельность предпринимателей наличие конкуренции.

Свобода производства, однако, не может быть неограниченной. Это связано с наличием в национальной экономике таких сфер, которые определяют деятельность всего общества в целом (оборона, экология) или отдельных групп населения (дети, старики, инвалиды), которые требуют или концентрации ресурсов, или ограничения свободы хозяйственной деятельности.

Любое государство, можно сказать, определяет правила поведения предпринимателей при помощи законодательства, а также большого числа подзаконных нормативных актов. Конечно, такое законодательство разрабатывается достаточно долго и, как правило, методом проб и ошибок.

В России предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом. В соответствии с этим кодексом любой гражданин России свободен в выборе своих устремлений в области хозяйствования, за исключением тех сфер, которые в данный момент могут оказывать негативное воздействие на национальную экономику в целом, на отношения в области морали, этики, культуры и т.д.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы предприятия зависит от личных пристрастий и вкусов, но все-таки, главным образом, определяется объективными условиями: сферой деятельности, наличием капитала, а также положительными и отрицательными сторонами самих организационных форм предприятий.

Фирма, предприятие, компания - это общие названия, которые используются по отношению к любому или почти любому хозяйствующему субъекту. Эти названия указывают лишь на то, что хозяйствующий субъект обладает правами юридического лица, но сами права при этом остаются неизвестными или нераскрытыми. Другими словами, понятие «фирма» или его синонимы не отражают организационно-правового статуса предприятия, а именно этот статус и должен интересовать предпринимателя при организации своего предприятия.

Что же означает организационно-правовая форма предпринимательской деятельности? Прежде всего, предприниматель должен определить требуемый для его деятельности уровень и объем возможных прав и обязательств. Это зависит от профиля и содержания будущей деятельности, круга потенциальных партнеров и существующего законодательства. Например, одно дело, когда предприниматель планирует осуществить какой-либо разовый проект или несколько разовых проектов и другое дело, если предприниматель готовится к долговременному циклическому осуществлению одного и того же проекта. С другой стороны, предпринимательская идея может осуществиться достаточно изолированно. Например, консалтинговая фирма! Или реализация предпринимательской идеи невозможна без тесной кооперации с другими фирмами.

При осмыслении этих проблем первое, что должен сделать предприниматель - это принять решение о правовом статусе предприятия. Правовая форма определяет уровень ответственности предприятия перед партнером, а также уровень, и объем прав по отношению к государству и партнерам. Правовая форма предприятия в зависимости от организационно-правовой формы закрепляется в различных документах:

1. Если предприятие получает статус юридического лица, то правовая форма предприятия закрепляется в уставе и может дополняться договором учредителей.

Основные признаки, присущие юридическому лицу, следующие:

1) учреждение согласно законодательству;

2) наличие организационного единства;

3) обладание необходимым обособленным имуществом;

4) самостоятельная имущественная ответственность;

5) право выступать от своего имени в хозяйственном обороте;

6) возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

7) может быть истцом и ответчиком в суде.

2. Если предпринимательская деятельность осуществляется без образования юридического лица, то права и обязанности указываются в договоре учредителей.

Устав, договор учредителей необходимы для государственной регистрации предприятия и внесения его в государственный реестр.

В соответствии с законом государственную регистрацию предпринимательской деятельности осуществляет Федеральная регистрационная служба.

Второй важнейший вопрос, который решает предприниматель - это вопрос о форме образования уставного капитала учреждаемого предприятия. Это также зависит от профиля и содержания предпринимательской деятельности, собственных возможностей, масштабов деятельности, уровня конкуренции. Например, для внедрения в автомобильную промышленность США, требуется стартовый капитал не менее 800 тыс. долларов. При этом предприниматель должен решать вопрос и о форме собственности. Это связано с тем, что частная форма собственности может существовать в различных видах, например индивидуальная, долевая, акционерная.

В зависимости от названных факторов уставный капитал может образовываться в виде денежных средств, в виде имущественных взносов (земля, здания, оборудование, материальные ресурсы), в виде интеллектуальной собственности.

Третий вопрос, который необходимо решить предпринимателю - выбор наиболее эффективной формы организационного строения предприятия.

Большую часть возникающих предприятий можно отнести к категории мелких. Естественно, что организационное строение таких предприятий наиболее простое.

Свой выбор по всем указанным выше вопросам предприниматель основывает на хозяйственном праве. Хозяйственное право образует фундамент деятельности отдельных предпринимателей и лиц, объединенных в общества.

Хозяйственное право знает лишь вполне определенные формы обществ. Другие формы недопустимы. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в России могут существовать предприятия только в следующих организационно-правовых формах:

I. Хозяйственные товарищества и общества, в т.ч.:

1) полное товарищество;

2) товарищество на вере (командитное товарищество);

3) общество с ограниченной ответственностью;

4) общество с дополнительной ответственностью;

5) акционерное общество.

II Производственные кооперативы.

III Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

IV Некоммерческие организации:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные и религиозные организации;

4) учреждения;

5) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Любое юридическое лицо должно действовать или на основании устава или на основании устава и учредительного договора. Если юридическое лицо создается одним учредителем, то оно действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименования юридического лица, его местонахождение, порядок управления. В учредительных документах должны быть определены предмет и цели деятельности. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. В договоре должны быть также определены условия и порядок распределения прибыли и убытков, участия в управлении, условия выхода из состава учредителей.

Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь свое фирменное наименование.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Зеленов Михаил Фридрихович, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академического международного института, кандидат юридических наук, доцент.

В научной публикации освещаются аспекты, связанные с обстоятельствами, способствующими проявлению коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления. На основе анализа нормативного материала, позиций ведущих исследователей в данной сфере предлагается авторская концепция содержания организационно-правовых факторов, влияющих на правомерное поведение чиновников.

Ключевые слова: коррупция, государственная и муниципальная служба, ограничения, запреты, ответственность должностных лиц, руководящий состав, служебное поведение.

The organizational-legal factors promoting display corruption in executive power system

In the scientific publication the aspects connected with circumstances, promoting corruption display in public authorities and local government are shined. On the basis of the analysis of a standard material, positions of leading researchers in the given sphere the author"s concept of the maintenance of the organizational-legal factors influencing lawful behavior of official is offered.

Key words: corruption, the state and municipal service, restrictions, interdictions, responsibility of officials, an administrative board, office behavior.

Коррупция, как и всякое социальное явление, имеет свои корни и свои причины. При этом уровень коррупции тесно связан со стоимостью бюрократической процедуры: если бюрократическая процедура предполагает большие ресурсные затраты (время, финансовые ресурсы, усилия и т.п.), то становится востребованной коррупционная модель социальных отношений. В то же время совершенно очевидно, что только сложность и стоимость (в различных смыслах) бюрократических процедур не могут порождать коррупцию. В обществе, где мздоимство является нормой, а контроль и ответственность отсутствуют, коррупционная модель поведения может возникнуть даже там, где сложность "законных" бюрократических процедур не так высока; с другой стороны, даже при высокой сложности последних многочисленные причины (наличие жестких административных процедур, строгой юридической ответственности и т.п.) могут препятствовать коррупционным проявлением.

В связи с этим, учитывая, что целью государственной политики в данной области является формирование механизмов противодействия коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации на всех ее уровнях, представляется абсолютно необходимым остановиться на причинах (факторах), порождающих коррупцию в этой системе, для того чтобы определить возможные способы их если не устранения, то минимизации.

Вопрос о том, что порождает коррупцию и во властных структурах, и в обществе в целом, является достаточно хорошо освещенным в литературе. При этом нельзя не отметить, что специалисты, применительно к рассматриваемому вопросу, используют разную терминологию для обозначения детерминант коррупции: "причины коррупции", "предпосылки коррупции", "факторы коррупции". Идет ли в данном случае речь о явлениях одного порядка или их все же следует различать?

Как нам представляется, верным все же является второй подход. Предпосылка - это предварительное условие, исходный пункт чего-нибудь <1>. Причины коррупции следует отличать от их предпосылок, так как причины порождают коррупцию непосредственно, в то время как предпосылки влекут появление коррупции через одно или несколько промежуточных действий. Фактор (нем. Faktor, от лат. factor - "делающий, производящий") определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты <2>. В словаре Брокгауза и Ефрона фактор определяется как: 1) деятельная сила какого-либо явления; 2) математический множитель, член алгебраического выражения; 3) комиссионер; в типографии: надсмотрщик за работой, посредник по поставке материалов <3>. Таким образом, фактор также порождает какое-либо явление (в рассматриваемом нами случае коррупцию), а некоторые источники его прямо отождествляют с причиной.

<1> Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1940. Т. 3. С. 381.
<2> Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1263.
<3> Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 3 т. СПб., 1902. Т. 3. С. 346.

Представляется, однако, что применительно к коррупции между причинами и факторами не следует ставить знак равенства. Здесь следует использовать опыт криминологической науки, которая оперирует категориями: "причины преступности" и "факторы преступности". При этом второе традиционно рассматривается более широко, чем первое, так как "фактор" означает явление, представляющее криминологический интерес, имеющее определенное значение, влияющее на ход и результаты какого-то процесса" <4>. При дальнейшем анализе какие-то "факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими" <5>.

<4> Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С. 101.
<5> Там же.

Таким образом, категории "факторы преступности" и "причины преступности" рассматриваются как общее и частное (поскольку факторами преступности могут выступать не только ее причины, причины же всегда являются факторами). Представляется, что такой же подход применим и к вопросам возникновения коррупции. В научных целях, разумеется, можно использовать обе категории, приоритетность той или иной определяется целями, которые стоят перед исследователем. Если имеется необходимость проанализировать коррупционные явления как можно более детально, речь должна вестись о причинах, их порождающих. Если же ставится цель охватить как можно более широкий круг явлений, порождающих коррупцию, предметом анализа должны являться факторы коррупции.

Поскольку перед нами в рамках данного исследования в конечном счете стоит задача сформировать механизмы противодействия коррупции в системе исполнительной власти, ее решение должно опираться на выявление коррупционных факторов. Вместе с тем предметом нашего анализа в дальнейшем будут и факторы, и причины коррупции, во-первых, в силу того, что причины всегда выступают одновременно факторами, во-вторых, в силу того, что, как уже отмечалось выше, многие исследователи вообще не различают эти явления и пишут и о факторах, и о причинах, и о предпосылках коррупции.

Приступая к рассмотрению этого вопроса, прежде всего, отметим, что термины "коррупционные факторы" или "коррупциогенные факторы" достаточно активно используются в современном отечественном законодательстве. Так, ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <6> определяет, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Термин "коррупциогенный фактор" используется и в Постановлении Правительства РФ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <7>, а также в ряде иных документов. В то же время в федеральном законодательстве применительно к той же антикоррупционной экспертизе используется и термин "коррупционный фактор" <8>. Как справедливо отмечает О.Г. Дьяконова, "термины, несмотря на схожесть, являются различными: "коррупционный фактор" - источник, причина преступного использования предоставленных полномочий, а "коррупциогенность" - свойство предмета, позволяющее утверждать, что данный предмет включает в себя один или несколько коррупционных элементов, которые могут впоследствии при определенных обстоятельствах проявиться в качестве коррупционных, поэтому наиболее приемлемым следует признать термин "коррупционные факторы", а коррупциогенность можно определить как потенциальную возможность совершения коррупционных деяний (действий/бездействия)" <9>. Действительно, коррупциогенными могут быть нормы, но не факторы. Тем не менее, поскольку Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и сама Методика проведения этой экспертизы используют термин "коррупциогенные факторы", далее в работе применительно к антикоррупционной экспертизе будет использоваться именно этот термин.

<6> ФЗ от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.
<7> Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов") // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
<8> См., напр.: Приказ Роспечати от 01.12.2010 N 582 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям" (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2010 N 19502) // Российская газета. N 17. 2011; Приказ Росархива от 20.07.2010 N 53 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального архивного агентства" (вместе с "Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального архивного агентства") (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 N 18105) // Российская газета. N 188. 2010 и др.
<9> Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / Сост. Е.Р. Россинская. М.: Проспект, 2010. С. 38.

В то же время ставить знак равенства между коррупциогенными факторами, содержащимися в актах и проектах актов, являющихся предметом антикоррупционной экспертизы, и факторами коррупции в целом не следует. Как верно пишет В.А. Едлин, указанные "факторы довольно точно определяют основные причины коррупции, связанные с технической стороной исполнения законов. В действительности коррупциогенных факторов намного больше" <10>. Поэтому, хотя далее мы еще вернемся к коррупциогенным факторам, предметом анализа в рамках настоящей главы будет иной круг факторов.

<10>

Как уже отмечалось выше, круг факторов (причин) коррупции, выделяемых различными исследователями, достаточно широк. Так, к общим и основным причинам коррупции Л.Я. Драпкин и Я.М. Злоченко относят:

  • отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;
  • существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;
  • слабость, нерешительность, а иногда и полное политическое безволие государственной власти;
  • кадровую, техническую и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;
  • криминализацию значительной части политической элиты;
  • моральную деградацию определенных слоев общества;
  • минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жесткой по отношению к ним репрессии;
  • привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые находятся в руках бюрократов <11>.
<11> Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. Коррупция в сфере российской экономики: криминалистические и криминологические аспекты // Бизнес, менеджмент и право. 2003. N 4. С. 73 - 74.

По мнению О.И. Коротковой, основными причинами высокой коррупции являются двусмысленные законы; незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты; зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты; профессиональная некомпетентность бюрократии; кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); неанглосаксонская система права; религиозная традиция; культура страны в целом <12>. В.А. Едлин к таковым относит "нестабильность во власти; отсутствие надлежащего механизма контроля, исключающего применение принципа круговой поруки органов власти и ряда недобросовестных должностных лиц; уровень оплаты труда; менталитет граждан, стремящихся решить свои вопросы "быстро и без бумажек", и пр." <13>. В.Г. Клочков применительно к рассматриваемому вопросу пишет: "...основные причины разгула преступности и коррупции находятся в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как кризис и несбалансированность в экономических отношениях, высокие налоги, падение производительности труда, рост безработицы, бюджетный дефицит... Такому криминогенному состоянию способствует правовой нигилизм, который охватил некоторые органы трех ветвей государственной власти разного уровня, ухудшение исполнительской дисциплины, подбор, расстановка и воспитание кадров, несовершенная нормативно-правовая база, серьезные недостатки и просчеты в правоприменительной практике правоохранительных органов" <14>.

<12> Короткова О.И. Борьба с коррупцией - одна из основных задач органов государственной власти // Безопасность бизнеса. 2009. N 3. С. 27 - 30.
<13> Едлин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2010.
<14> Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2. С. 7.

Схожие причины коррупции в Российской Федерации отмечаются и зарубежными специалистами: низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); религиозная традиция; культура страны в целом <15>.

<15> См.: Lederman D., Loayza N.V., Soares R.R. Accountability and corruption: political institutions matter // Economics & Politics. 2005. Vol. 17. N 1. P. 1.

Как видим, большинство исследователей называют причин (факторов) коррупции достаточно много, относя к ним чуть ли не все пороки аппарата управления, да и общества в целом. При этом какой-либо систематизации причин (факторов) коррупции обычно не приводится. Научная ценность таких исследований вряд ли велика, да и сами они по своему качеству скорее напоминают взгляды на коррупцию обычного обывателя, чем серьезные научные исследования.

Показательно, что и в опросах граждан в качестве причин коррупции называются примерно те же: жадность и аморальность российских чиновников и бизнесменов - 70,1%; неэффективность государства, несовершенство законов - 63,1%; низкий уровень правовой культуры и законопослушания подавляющего большинства населения - 37,2%; широкое распространение клановости и семейственности в среде российских чиновников - 33,9%; правовая неграмотность самих чиновников - 13,7% <16>; "низкий" уровень борьбы - 45,6%; рост бюрократических барьеров - 17,1%; возможность ускорения решения вопросов - 16,3% <17>.

<16> См.: Правовые акты: антикоррупционный анализ: Научно-практическое пособие / Отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ; Волтерс Клувер, 2010. С. 56.
<17> См.: Соларев А. Чиновники самарской мэрии меняют кабинеты // Российская газета. 25.03.2008.

Большего внимания, на наш взгляд, заслуживают исследования, в которых, при всем многообразии причин (факторов) коррупции, делаются попытки их каким-либо образом систематизировать. Так, рядом исследователей все факторы коррупции подразделяются на:

  • фундаментальные (несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы);
  • правовые (слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, отсутствие необходимого контроля, неадекватные меры наказания за коррупционные действия, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов);
  • организационно-экономические (трудности управления большой территорией, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм, прочие формы дискриминации);
  • информационные (непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие офшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции);
  • социальные (клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация "дружеских связей", блат, традиция "дарения" подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования);
  • культурно-исторические (сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести) <18>.
<18> См., напр.: Полтерович В.М. Факторы коррупции. М., 1998; Бродман Г., Риканатини Ф. Корни коррупции. Важны ли рыночные институты? М., 2008; B. Begovic. Corruption: concepts, types, causes and consequences. CADAL, 2005 и др.

Несмотря на то, что к данной классификации тоже могут, на наш взгляд, быть предъявлены определенные претензии (прежде всего, с точки зрения ее оснований), она все же в большей степени позволяет ориентироваться в факторах коррупции и определить пути и средства их устранения. При этом несложно заметить, что приведенные подходы к классификации факторов коррупции имеют несомненное сходство с утвердившимися в отечественной криминологии подходами к факторам (причинам) преступности вообще <19>. И это вполне логично, так как, являясь видом социально негативного явления, коррупция имеет в целом те же корни, что и любое противоправное поведение, в том числе и преступное.

<19> Так, криминологами выделяются социальные, экономические, нравственные (культурные), биологические, правовые и иные причины и условия (факторы) преступности. См., напр.: Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2010; Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006; Чуфаровский Ю.В. Криминология в вопросах и ответах. М.: Велби, 2005 и др.

Разумеется, в настоящем диссертационном исследовании нас интересуют не все факторы коррупции, а только те, которые непосредственно связаны с организацией и функционированием исполнительной власти. Исследование, например, вопросов ментальности российских чиновников (и всего населения в целом) или несовершенства системы принятия политических решений, безусловно, очень интересно, но выходит за рамки работы.

В силу этого речь далее будет идти только о правовых или, точнее, организационно-правовых факторах. Под организационно-правовыми факторами коррупции в системе исполнительной власти здесь и далее в работе будут пониматься факторы, представляющие собой обусловленные самой организацией управленческой деятельности и юридически закрепленные возможности совершения должностными лицами коррупционных действий. Организационно-правовыми факторами коррупции в первую очередь являются:

  • неопределенность законодательства;
  • отсутствие четко закрепленных процедур совершения управленческих действий;
  • отсутствие необходимого контроля;
  • неадекватные меры наказания за коррупционные действия;
  • наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов, и др.

Несложно заметить, что в таком контексте организационно-правовые факторы коррупции в целом описываются широко известной "формулой коррупции", предложенной Робертом Клитгаардом:

К = М + С - П,

расшифровываемая как: Коррупция = Монополия + Свобода действий - Подконтрольность <20>.

<20> В некоторых вариантах формулы последним элементом ее называется не П - подконтрольность, а О - ответственность, что, на наш взгляд, принципиально не меняет ее сущности.

Применительно к системе исполнительной власти эта формула может быть несколько модифицирована и уточнена.

Элемент монополии в рамках системы государственного и муниципального управления означает монополию государственных и муниципальных чиновников на принятие решений. Иными словами, здесь можно вести речь о существовании исключительного управленческого ресурса.

Свобода действий - это юридически закрепленные полномочия должностных лиц дискреционного характера, т.е. полномочия действовать по усмотрению. Сами по себе дискреционные полномочия - объективно необходимый элемент исполнительно-распорядительной деятельности, однако их избыток, в отсутствие должного контроля и ответственности, действительно является важнейшим организационно-правовым фактором коррупции. В силу этого вопросы о критериях и пределах управленческого усмотрения будут рассмотрены нами в диссертации далее.

Отдельно следует остановиться на подконтрольности. Контроль является одним из основных способов обеспечения законности в системе исполнительной власти <21>. Государственный контроль, обладая определенными признаками, рассматривается как особая функция государства, выражающаяся в деятельности государственных органов, направленной на получение и анализ информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, обеспечения режима законности <22>.

<21> См., напр.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2008; Конин Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004; Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М., 2006.
<22> Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2005. С. 11.

Вместе с тем, как показывает практика, из-за высокой латентности коррупционных правонарушений традиционные формы контроля (проверки, ревизии, отчеты и т.п.) для противодействия ей не всегда являются эффективными. В связи с этим в законодательстве большинства стран мира, в дополнение к системе контроля собственно за законностью принимаемых государственными и муниципальными служащими управленческих решений, формируется дополнительная система контроля за самими служащими (точнее - за их доходами, расходами; их нахождением в потенциально коррупциогенных ситуациях и т.п.). В данном случае контроль направлен на предотвращение коррупции, но не напрямую, а путем выявления фактов, ей способствующих или о ней свидетельствующих. Следовательно, в данном случае речь идет о специальном антикоррупционном контроле. Такой контроль уместно также назвать замещающим.

Элементом обратной связи в системе противодействия коррупции выступает ответственность, которую можно рассматривать также как определенный итог контроля за коррупционными проявлениями в случае их выявления, при этом формы такой ответственности весьма разнообразны.

Критерии выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Необходимость выбора организационно-правовой формы возникает всякий раз при создании нового предприятия или же при преобразовании уже существующего.

К Основным, наиболее значимым факторам, влияющим на выбор организационно-правовой формы, относятся следующие группы факторов:

Организационные

Экономические

Социальные

Технические

Говоря об организационных факторах, прежде всего, стоит обращать внимание на количество учредителей предприятия. Это объясняется следующими причинами:

Количество учредителей, в соответствии с законодательством, определяет организационно-правовую форму создаваемого предприятия. Например, максимальное количество участников ООО и АО составляет не более 50 человек, количество учредителей производственного кооператива должно быть не менее 5, в то время как полное и коммандитное товарищества не ставят ограничений в числе задействованных лиц.

Организационные факторы для удобства можно свести в следующей таблице:

Количество учредителей

Характеристика учредителя

Организационно-правовая форма

Физическое лицо

Без создания юридического лица, ООО, ОДО, ЗАО

Юридическое лицо

ООО, ОДО, ЗАО

Государственный орган

Государственное предприятие

Муниципальный орган

Муниципальное предприятие

Несколько (ограниченное количество)

Физические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50), ПК(<5)

Юридические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50)

Физические и юридические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50)

Много (неограниченное количество)

Физические лица

Юридические лица

Примечание. Условные обозначения в таблице:

ООО - общество с ограниченной ответственностью; ОДО - общество с дополнительной ответственностью; ЗАО - закрытое акционерное общество; ОАО - открытое акционерное общество; ПТ - полное товарищество; ТНВ - товарищество на вере; ПК - производственный кооператив

Также следует учитывать существующие законодательные ограничения, заключающиеся в ограничении выбора организационно-правовых форм для некоторых видов деятельности (в финансовой сфере банки, страховые компании могут быть организованы только в форме акционерного общества); а также характере целей (кооперативы; есть виды деятельности, которые могут быть выполнены только в рамках некоммерческих или государственных предприятий).

Рассматривая группу экономических факторов, обуславливающих выбор той или иной организационно-правовой формы предприятия, стоит обратить внимание на размер уставных капиталов предприятий.

В данном случае ограничения распространяются на хозяйственные общества, например размер уставного капитала для ОАО должен составлять не менее 1000 МРОТ, а для ЗАО и ООО - не менее 100 МРОТ. В то же время, уставные капиталы других организационно-правовых форм предприятий (таких как производственные кооперативы, полные и коммандитные товарищества) не ограничены, что дает определенную свободу действий предпринимателям с данной формой организации.

При организации предприятия и выборе его правовой формы, учредителям стоит также учитывать степень имущественной ответственности, а также долю прибыли по личным вкладам.

Полное товарищество образуется несколькими вкладчиками (товарищами), которые несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам этого товарищества. К моменту учреждения полного товарищества каждый участник обязан внести не менее 50% своего вклада. Прибыть и убытки распределяются между соучредителями соразмерно с их вкладами.

Товарищество на вере образуется полными товарищами и ассоциированными участниками, последние не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ответственность только в пределах своих вкладов. Такой вкладчик имеет право получать часть прибыли (в соответствии с долей), знакомиться с годовыми отчетами и балансами, выйти из товарищества по окончании финансового года и получить свой вклад в порядке, предусмотренном в учредительном договоре, передать свою долю другому вкладчику или третьему лицу.? Имущество делится между участниками пропорционально доле в складочном капитале.

В обществе с ограниченной ответственностью (ООО), размер доли участника - это отношение номинальной стоимости доли к величине уставного капитала. Каждый участник общества имеет число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале. Действительная стоимость для каждого участника ООО соответствует части чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли. Собственники общества устанавливают порядок распределения прибыли. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или один раз в год распределять прибыль между участниками. В ООО доли в уставном капитале переходят к наследникам, но в уставе может быль предусмотрено, что участниками они становятся только с согласия остальных учредителей.

Участники общества с дополнительной ответственностью (ОДО) несут субсидиарную ответственность по обязательствам организации. Это значит, что в случае банкротства обязательства возмещаются сначала за счет имущества самого общества. Если этого недостаточно, то остаток возмещается за счет участников соразмерно с их долями в уставном капитале.

Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Если участники акционерного общества могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, то оно признается открытым (ОАО). Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать годовой отчет: баланс и отчет о прибылях и убытках.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Уставный капитал формируется из номинальной стоимости акций и определяет минимальный размер имущества акционерного общества, гарантирующего интересы его кредиторов. При учреждении все акции должны быть распределены среди учредителей. Акции делятся на два вида: привилегированные и обыкновенные.? Привилегированные акции - это акции с фиксированным дивидендом, владелец которых пользуется привилегиями по сравнению с владельцем обыкновенных акций. Привилегии могут выражаться в следующем:? - получение фиксированных дивидендов, не ниже оговоренного размера;? - получение большей доли имущества при ликвидации;? - выкуп этих акций эмитентом (организация, выпустившая акции) на льготных условиях.? Обыкновенные акции являются голосующими, т.е. их владелец может участвовать в собрании акционеров с правом голоса. При этом голосование осуществляется по принципу «одна акция - 1 голос». Дивиденды по обыкновенным акциям могут не выплачиваться вообще, и все остальные привилегии отсутствуют. Тем не менее, чем больше у владельца обыкновенных акций, тем больший вес имеет его мнение на собрании акционеров. По результатам деятельности акционерное общество выплачивает дивиденды (часть чистой прибыли) акционерам.

(По сравнению с ООО, акционерное общество обладает тем существенным достоинством, что оно может привлекать дополнительные инвестиции путем эмиссии и размещения дополнительных акций).

В производственном кооперативе права и обязанности участников по имуществу распределяются так же, как и в товариществе и обществе с ограниченной ответственностью.

Еще одной группой факторов, определяющих выбор огранизационно-правовой формы предприятия, являются технические факторы.

Важно учитывать объемы будущего производства: в таких областях хозяйства, как торговля (особенно розничная), транспорт (особенно автомобильный), сельское хозяйство и сфера обслуживания (особенно питание), преобладает индивидуальное предпринимательство, много небольших предприятий - товариществ и обществ с ограниченной ответственностью. В промышленности же, в информатике, научно-практической деятельности, финансах преобладают более крупные предприятия, которым лучше соответствует форма акционерного общества, закрытого или открытого типа. Особую область составляют оборонные предприятия (особенно по производству оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), представленные часто в виде государственных казенных предприятий.

Также следует учитывать, что чем сложнее выпускаемая продукция и чем ближе она к концу технологической цепочки (готовой продукции), тем крупнее предприятия и тем больший удельный вес составляют открытые акционерные общества. И наоборот, чем проще продукция и чем ближе к началу технологической цепочки, тем выше доля небольших предприятий - товариществ и обществ.

Размер производственного предприятия в свою очередь также объясняется следующими факторами. Выпуском новой продукции, особенно научно-технических новинок, занимаются обычно небольшие предприятия, действующие на свой страх и риск. В случае успеха они резко разрастаются и реорганизуются в открытые акционерные общества. Кроме того новинки зачастую подхватывают крупные фирмы, чтобы заработать на коммерциализации нового продукта.

Последним, но не менее значимым критерием являются социальные факторы.

К социальным факторам стоит отнести личностные характеристики предпринимателя - как опору на собственные силы, жажду успеха, стремление к независимости. Чем сильнее развиты эти качества в человеке, тем сильнее он стремится вести дело сам в качестве индивидуального предпринимателя. И наоборот, чем слабее развиты эти качества в человеке, тем более он предпочитает быть одним из партнеров, а то и просто получать дивиденды в качестве рядового акционера. Еще одно качество - склонность к риску. Если она сильна, то человек выбирает полную ответственность - личное дело, товарищество, если нет - предприятие с ограниченной ответственностью. Другой важный социальный фактор - наличие сработавшейся команды, а также доверие в коллективе учредителей. Если предпринимательской деятельностью начинает заниматься не один человек, а коллектив, то члены коллектива выбирают подходящую им организационно-правовую форму. На практике это часто бывает закрытое акционерное общество или хозяйственные товарищества (в последних доверие является необходимым элементом, так как участники несут ответственность, соразмерную их вкладам).

Знания о том, что такое организационно правовые формы юридического лица, понадобится в первую очередь тем, кто решил открыть свой бизнес. Получив информацию о том, какие они бывают будущему бизнесмену проще определить, какая форма ему подойдет для создания собственной компании.

Содержимое страницы

Пред выбором организационно-правовой формы, необходимо определиться со следующими вопросами:

  1. Каким образом будет финансироваться компания? Понадобиться ли привлечение инвесторов или инвестировать компанию будет только собственник.
  2. Собственник желает вести дело самостоятельно или нанимать директора, бухгалтера и других работников?
  3. Насколько крупный будет бизнес, какой предполагается месячный и годовой оборот?
  4. Какому расчету с контрагентами отдается преимущество: наличному или безналичному?
  5. Возможна ли продажа бизнеса в будущем?

От решения этих вопросов зависит форма ведения бизнеса, а также количество форм отчетности и периодичность их сдачи.

Что такое организационно-правовая форма предприятия

Перед тем, как перейти к рассмотрению организационно-правовых форм, необходимо понять, что это такое.

Организационно-правовые формы юридического лица (ОПФ) – это формы деятельности, которые закреплены непосредственно законодательством страны и определяют права, обязанности и порядок распоряжения активами юридического лица.

Главными критериями, по которым классифицируются юридические лица, являются:

  • Цели деятельности.
  • Формы собственности.
  • Права участников.
  • Состав владельцев.

Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности:

  • Коммерческие компании. Основная цель, которую они преследуют в ходе своей деятельности – получить прибыль, которую собственники компании распределяют между собой.
  • Некоммерческие организации. Они создаются не для получения прибыли, а если прибыль и возникает, то она не распределяется между учредителями, а тратится на уставные цели.

Классификация коммерческих организационно-правовых форм

Организационно правовые формы коммерческих организаций, в свою очередь, тоже подразделяются на несколько видов:

  • Хозяйственные товарищества – бывают полные и основанные на вере (ст.ст. 69,82 ГК РФ). Разница между ними в степени ответственности товарищей (участников). В полном обществе они отвечают по обязательствам общества всем своим имуществом, а в основанном на вере (коммандитном) – только в пределах своих вкладов.
  • Хозяйственные общества (ст.ст. 87, 96 ГК РФ) – , акционерные общества (АО). Капитал ООО состоит из вкладов участников и разделяется на доли, а в АО капитал делится на определенное количество акций.
  • Производственные кооперативы (ст. 106.1 ГК РФ) – в такие организации граждане объединяются добровольно на основе членства и паевых взносов. Основываются такие кооперативы на личном труде их членов.
  • Хозяйственное партнерство – встречается достаточно редко и практически не упоминается в ГК РФ, регулируется отдельным законом № 380-ФЗ.
  • Крестьянское хозяйство (ст. 86.1 ГК РФ)– объединение граждан для ведения сельского хозяйства. Основывается на их личном участии в бизнесе и имущественных вкладах.

К коммерческим структурам в соответствии со ст. 113 ГК РФ относятся также унитарные организации, которые встречаются двух видов:

  • государственные;
  • муниципальные.

Важно! Имущество унитарных предприятий признается неделимым и не может распределяться в случае их ликвидации.

Классификация форм некоммерческих организаций

Организационно правовые формы некоммерческих организаций предполагают, что денежная прибыль, получена в ходе их деятельности, идет на осуществление уставных целей и задач, зачастую это социальные, образовательные или гуманитарные цели. Некоммерческие организации имеют большое преимущество в том, что освобождены от уплаты большинства налогов. Этим охотно пользуются бизнесмены.

Некоммерческие формы организации выгодно основывать в сферах обучения, СМИ, сообществ по интересам. Они бывают таких вдов:

  • Потребительский кооператив (ст. 123.2 ГК РФ) – не принудительное объединение людей и их имущества для воплощения предпринимательской деятельности, совместных проектов.
  • Общественные и религиозные организации (ст.ст. 123, 26, 123.4 ГК РФ) – объединенная группа людей, по-своему желанию объединившихся для удовлетворения нематериальных потребностей (например, духовных, политических, профессиональных и т.д.).
  • Фонд (123.17 ГК РФ) – не имеет членства, организация, установленная юридическими лицами или/и гражданами, которая существует благодаря добровольным взносам. Ликвидировать такую организацию можно только по решению суда. Может имеет цели: благотворительные, культурные, социальные, образовательные.
  • Товарищество собственников недвижимости (ст. 123.12) – объединяет собственников квартир и других зданий, включая дачи и земельные участки, находящиеся в совместном пользовании.
  • Ассоциация и союз – основаны на членстве, создаются для представления общих интересов, включая общественно-полезные и профессиональные.
  • Казачьи общества – регулируются отдельным законодательством (№ 154-ФЗ). Созданы для добровольного несения службы.
  • Общины коренных жителей народов РФ малой численности (ст. 123.16 ГК РФ) – такие общины создаются с целью защитить исконную среду обитания и сохранить традиции народностей.
  • Учреждения (ст. 123.21 ГК РФ) – создаются для управленческих, социальных или культурных целей.
  • Автономные некоммерческие организации (ст. 123.24 ГК РФ) – предполагает оказание услуг в сфере образования. медицины, культуры, науки и т.д.

Вся информацию о каждой из форм хозяйствования, а также их плюсах и минусах, мы систематизировали в таблице:

Наименование ОПФ Краткое наименование Определение
Коммерческие организации Организации, основная цель которых - получение прибыли и распределение её между участниками
Хозяйственные товарищества Коммерческие организации, в которых вклады в складочный капитал разделены на доли учредителей
Полное товарищество ПТ Товарищество, участники которого (полные товарищи) от имени товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам не только своими вкладами в складочный капитал ПТ, но и принадлежащим им имуществом
Товарищество на вере ТНВ Товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется хотя бы один участник другого типа - вкладчик (коммандитист), который не участвует в предпринимательской деятельности и несет риск лишь в пределах своего вклада в складочный капитал ТНВ
Хозяйственные общества Коммерческие организации, в которых вклады в уставный капитал разделены на доли учредителей
Общество с ограниченной ответственностью ООО Хозяйственное общество, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск лишь в пределах своих вкладов в уставный капитал ООО
Общество с дополнительной ответственностью ОДО Хозяйственное общество, участники которого солидарно несут субсидиарную (полную) ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставный капитал ОДО
Открытое акционерное общество ОАО Хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, владельцы которых могут отчуждать принадлежащую им часть без согласия других акционеров. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций
Закрытое акционерное общество ЗАО Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций
Дочернее хозяйственное общество* (подвид хозяйственного общества, а не ОПФ) ДХО Хозяйственное общество признается дочерним, если принимаемые им решения в силу того или иного обстоятельства определяются другим хозяйственным обществом или товариществом (преобладающего участия в уставном капитале, согласно договору или иным образом)
Зависимое хозяйственное общество* (подвид хозяйственного общества, а не ОПФ) ЗХО Хозяйственное общество признается зависимым, если другое общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % Уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ООО)
Производственные кооперативы Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов (в паевой фонд кооператива)
Сельскохозяйственная артель (колхоз) СПК Кооператив, созданный для производства сельхозпродукции. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (работает в кооперативе и имеет право голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Рыболовецкая артель(колхоз) РПК Кооператив, созданный для производства рыбной продукции. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (работает в кооперативе и имеет право голоса); ассоциированный член (правом голоса наделяется лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Кооперативное хозяйство(коопхоз) СКХ Кооператив, созданный главами КФХ и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, для совместной деятельности по производству сельхозпродукции, основанной на личном трудовом участии и объединении их имущественных паевых взносов (земельные участки КФХ и ЛПХ остаются в их собственности)
Унитарные предприятия Унитарным признается предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия
Государственное (казенное) предприятие ГКП Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и созданное на базе имущества, находящегося в федеральной (государственной) собственности. Казенное предприятие создается по решению Правительства Российской Федерации
Муниципальное предприятие МП Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и созданное на базе государственной или муниципальной собственности. Создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления
Крестьянское (фермерское) хозяйство * (не является ОПФ) КФХ Правовая форма организации сельхозпроизводства, глава которой с момента её государственной регистрации признается индивидуальным предпринимателем, наделяется правом принятия всех решений по управлению ею, несет полную ответственность по её обязательствам. В рамках КФХ его члены объединяют свое имущество, принимают участие в его деятельности личным трудом. По обязательствам КФХ его члены несут ответственность в пределах своих вкладов
Некоммерческие организации Организации, не преследующие цель получение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками
Потребительский кооператив ПК Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Предусматривает 2 вида членства: член кооператива (с правом голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях)
Общественные и религиозные организации Добровольное объединение граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей организации. Участники не сохраняют право собственности на переданное организации имущество
Фонды Организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для реализации своих целей (в том числе путем создания хозяйственных обществ и участия в них)
Учреждения Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
Объединения юридических лиц Ассоциации (союзы), созданные юридическими лицами в целях координации предпринимательской деятельности и защиты своих имущественных интересов. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица

Какую ОПФ выбрать

Самыми распространенными формами хозяйствования являются ООО и АО.

Общество с ограниченной ответственностью ООО

Организационно правовая форма ООО – это общество, капитал которого состоит из вкладов его участников, они не несут риск потерь, связанных с деятельностью в размере своих вкладов.

Преимущества:

  • ООО создать проще, нежели другие ОПФ юридических лиц.
  • Ответственность учредителей ограничена размерами их вкладов.
  • Минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законом сравнительно не велик.
  • Как юридические лица ООО могут пользоваться банковскими кредитами, при этом их условия более выгоды, чем для .
  • Выбрав специальные формы налогообложения ООО может работать без бухгалтерского отчета (или вести его упрощенно) и платить налоги по .
  • Продать бизнес очень просто, достаточно изменить состав учредителей.

Недостатки:

  • Не исключены сложно решаемые разногласия между несколькими учредителями.
  • Необходимо больше финансов на создание ООО, чем для ИП.
  • Закрыть ООО сложнее, чем индивидуальный бизнес (ИП), часто это затягивается не на один месяц.
  • Важные решения требуют согласия всех учредителей.

Организации с ограниченной ответственностью подходят для компаний средних масштабов, планирующих большие обороты по банковскому счету и привлечение заемного капитала.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

Акционерное общество (АО)

Согласно Гражданскому кодексу РФ акционерное общество имеет уставный капитал, который разделен на определенное количество акций. Каждый акционер вправе рассчитывать на получение дивидендов и участие в управлении обществом

АО обязательно должно вести бухгалтерскую отчетность, при этом она должна публиковаться в открытом доступе. Каждый выпуск акций регистрируется в специальном реестре. Также существует необходимость вести реестр акционеров. АО должно иметь квалифицированного юриста и бухгалтера, для отслеживания любых изменений в законодательстве, во избежание нарушений, ибо это сулит большие штрафы.

АО находиться в более защищенном положении от рейдерских захватов, нежели ООО. Выход из состава учредителей акционерного общества прост – необходимо продать свои акции.

Такая форма хозяйствования подойдет крупному бизнесу – производственным и строительным компаниям, банкам и финансовым структурам.

Индивидуальное предпринимательство

Заниматься предпринимательством можно и не образовывая юридического лица. К такой форме хозяйственной деятельности относится индивидуальное предпринимательство (ИП). Данная форма деятельности проста и выгодна для малого и среднего бизнеса.

Частное предпринимательство, имеет свои преимущества и, конечно, недостатки, которые необходимо знать и учитывать:

Преимущества ИП:

  • Легче всего или же , нежели другие формы ведения бизнеса.
  • Открытие ИП предполагает минимальные затраты.
  • Бухгалтерский учет не нужен или предполагает упрощенную форму.
  • Налог можно платить по .
  • Есть только один владелец бизнеса – предприниматель.

Недостатки:

  • Владелец несет абсолютную ответственность всем своим имуществом.
  • ИП сложно взять кредит для бизнеса.
  • Юридическое объединение или разъединение капитала между партнерами осуществить сложно.
  • Зачастую необходимо выплачивать налоги, даже когда деятельность не производится или приводит к убыткам.
  • Некоторые контрагенты предпочитают работать с юридическими лицами.

Ведение такой формы деятельности преобладает у рыночных торговцев, небольших магазинов, салонов для оказания каких-либо услуг населению (например, парикмахерских) или интернет-магазинов.

Изменения, внесенные в ГК РФ, затронувшие организационно-правовые формы

1 сентября 2014 года произошли серьезные изменения в Гражданском кодексе РФ, которые существенно изменили классификацию ОПФ:

  • Теперь нет обществ с дополнительной ответственностью. Их создание больше не допускается в соответствии с требованиями ст. 66 ГК РФ.
  • В ООО не внесены значительные изменения, теперь это общество объединено с ОДО.
  • Появились новые понятия: унитарные и корпоративные предприятия. В корпоративных учредители могут участвовать в управлении и избираться в органы управления (например, ООО, АО и т.д.) В унитарных – учредителем является государство или муниципалитет (ГУП, МУП).
  • Закрытые и открытые акционерные общества сменились на публичные (ПАО) и непубличные (АО).

Акционерные общества, которые существуют как закрытые и открытые не должны перерегистрировать ОПФ по новым правилам. В то же время, при первом внесении изменений в учредительные документы они должны быть приведены в соответствие новым нормам Гражданского кодекса.

Наиболее популярная форма хозяйствования – ООО осталась без изменений.

Информацией об ОПФ и изменениях в законодательстве, связанных с созданием предприятий различных форм собственности необходимо владеть для выбора выгодной для вас организационно-правовой формы деятельности.

Криминогенные факторы организационно-правового характера представляют собой совокупность явлений, способствующих совершению рецидивных преступлений и препятствующих эффективной реализации мер противодействия преступности.

В их числе следует назвать динамично развивающееся законодательство и несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере борьбы с правонарушениями, что негативно отражается на выполнении оперативно-служебных задач, стоящих перед органами внутренних дел, и их взаимодействии с другими субъектами предупреждения преступности.

Так, постоянно изменяющееся уголовное законодательство требует от работников правоохранительной системы постоянного переосмысления накопленного опыта, ставя все новые и новые задачи при снижении штатной численности сотрудников данных структур, что приводит к чрезмерному повышению интенсивности труда и, как следствие, перегрузке личного состава. В последние годы к этому добавились сложности, связанные с реформированием МВД России, уголовноисполнительной системы, прокуратуры и Следственного комитета РФ в целях приведения системы правоохранительных органов в состояние, адекватное современным условиям и способности противодействовать криминалу.

Несовершенство, чрезмерно динамичное развитие уголовного законодательства, снижение профессионализма неизбежно порождают недостатки практики его применения - ошибки в квалификации, неточности статистического учета совершенных преступлений, высокий уровень латентной преступности, ошибки при избрании мер пресечения и назначении наказаний и др.

Наряду с иными факторами это обусловило не только высокий уровень рецидива, но детерминирует ряд серьезных недостатков в ресоциализации лиц, отбывших наказание.

Снижения рецидивной преступности нельзя добиться только запретительными мерами. Большинство освободившихся из мест лишения свободы нуждаются в социальной помощи, поскольку за время пребывания в условиях изоляции от общества они утратили социально полезные связи, многим из них приходится заново решать вопросы трудового и бытового устройства, освоения новых профессий, получения дополнительного образования.

Требует разрешения проблема алкоголизма и наркомании рецидивистов.

Ранее к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, применялись принудительные меры медицинского характера. Однако действующий УК РФ предусматривает возможность возложения обязанности пройти курс лечения от алкоголизма и наркомании. В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ суд при условном осуждении может назначить прохождение такого курса.

Анализ материалов следственно-судебной практики показывает, что при рецидиве преступлений, как правило, условное осуждение не назначается. Причем при опасном или особо опасном рецидиве это предусмотрено нормами уголовного законодательства (п. «в» ч. 1 ст. 73 УК РФ).

Таким образом, в настоящее время принудительные меры медицинского характера в отношении алкоголиков и наркоманов, которые в зарубежном уголовном праве именуются мерами безопасности и направлены на устранение опасного состояния лица, совершившего либо способного совершить общественно опасное деяние, не могут выступать в качестве эффективного средства профилактического воздействия на рецидивную преступность.

В качестве следующего существенного недостатка в ресоциализации лиц, отбывших наказание, следует назвать отсутствие эффективной законодательной основы реабилитационной помощи этой категории освобожденных.

Негативная ситуация сложилась с исполнением требований ст. 180 УИК РФ, обязывающей администрацию исправительного учреждения за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы в отношении каждого осужденного уведомить органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному им месту жительства. Данная норма уголовно-исполнительного законодательства объективно не может быть реализована в отношении осужденных, освобождаемых по амнистии, условно-досрочно, по болезни, вследствие издания закона, смягчающего наказание, в связи с помилованием и др.

Законодательство советской эпохи предусматривало обязательное обеспечение работой, а в необходимых случаях и жилой площадью лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Однако современное российское законодательство лишь в самой общей форме закрепляет права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство, другие виды социальной помощи.

Городские и районные прокуроры с сожалением отмечают, что даже в случае своевременного уведомления местных администраций о направлении в соответствующий населенный пункт освобождающегося из мест лишения свободы человека необходимая помощь по его трудовому и бытовому устройству органами местного самоуправления, как правило, не оказывается или ими принимаются формальные меры, в целом не меняющие неблагополучную ситуацию. После отбытия наказания в виде лишения свободы человек сталкивается с рядом проблем, которые одному решить крайне затруднительно. Это обстоятельство во многом предопределяет повторное совершение преступлений такими лицами.

Наблюдаются просчеты в контроле за лицами, привлекавшимися к уголовной ответственности, или ненадлежащее осуществление контрольно-профилактического воздействия.

Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в России был возрожден административный надзор за такими лицами. Этот закон регулирует правоотношения, связанные с осуществлением органами внутренних дел надзора за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также выполнением им обязанностей.

Вместе с тем задачи ресоциализации и постпенитенциарной адаптации поднадзорных лиц в данном законе не указаны и не возложены на соответствующие государственные органы. Это приводит к многочисленным проблемам, возникающим в процессе предупреждения рецидивной преступности, снижает результативность профилактической деятельности. В итоге, согласно официальным статистическим данным ГИАЦ МВД России, доля рецидивных преступлений в структуре преступности неуклонно растет и в 2015 г. достигла 52%.

Исследования, проводимые с 2008 г. ВНИИ МВД России совместно с ФОМ, ВЦИОМ, РГСУ, позволяют констатировать, что в России доля испытывающих опасность от противоправных действий со стороны рецидивистов и явных «уголовников» достаточно высока (53%), что свидетельствует о повышенной социальной напряженности.

Отсутствие эффективной деятельности по ресоциализации, социальной адаптации лиц, привлеченных к уголовной ответственности и освобожденных из мест лишения свободы, системной профилактической работы с ними нередко является причиной их социально-психо- логической деградации, вызывает отрицательные нравственно-психические реакции человека на неисполнение в отношении его правовых обязанностей, способствует распространению криминальной субкультуры и росту рецидивной преступности.

Отсутствие эффективной законодательной основы реабилитационной помощи отбывшим наказание лицам затрудняет процесс сотрудничества с государственными, муниципальными органами и трудовыми коллективами при осуществлении адаптации осужденных, их трудовом и бытовом устройстве.

К социально-психологическим факторам относятся:

  • - деградация моральных, духовно-нравственных ценностей человека, утрата значительной частью населения традиционных для России человеческих идеалов и духовно-нравственных ценностей;
  • - недостатки семейного воспитания, формирующие отрицательные черты и качества личности наиболее опасных преступников;
  • - психологическое отчуждение ребенка в семье, ухудшающее общую атмосферу и затрудняющее социальный контроль за несовершеннолетними;
  • - низкая нравственная позиция семьи, наличие в ней антиобщественных взглядов, отрицательные примеры родителей (алкоголь, жестокость и т.д.);
  • - недостатки обучения и воспитания в общеобразовательной школе;
  • - развитие «питейных» традиций и обычаев, способствующих алкоголизации населения;
  • - негативное влияние средств массовой информации, пропагандирующих насилие, жестокость;
  • - распространение в местах лишения свободы криминальных традиций и обычаев;
  • - отсутствие своевременного психологического или психиатрического вмешательства и др.