Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (вкладов, долей) в уставном капитале коммерческих организаций. Правовое регулирован

1.Государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений осуществляются Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его полномочиями, определенными законом.
2.С целью предупреждения монопольного положения отдельных субъектов хозяйствования на рынке создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования, приобретение их активов, долей (акций, паев) хозяйственных обществ, а также образование объединений предприятий или преобразование органов власти в указанные объединения в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляются при условии получения согласия на это Антимонопольного комитета Украины. Основания для дачи согласия на концентрацию субъектов хозяйствования определяются законом.
3.В случае если субъекты хозяйствования злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины имеет право принять решение о принудительном делении монопольных образований. Срок выполнения такого решения не может быть меньше шести месяцев.
4. Принудительное деление не применяется при:
невозможности организационного или территориального обособления предприятий или структурных подразделений;
наличии тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений, если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия (объединения и т. п.) составляет менее тридцати процентов.
5.Реорганизация монопольного образования, подлежащего принудительному делению, осуществляется по усмотрению субъекта хозяйствования при условии устранения монопольного положения этого образования на рынке.
6. Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения в установленном законом порядке рассматривают дела о недобросовестной конкуренции и другие дела о нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства, предусмотренные законом.
7.Решения Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений могут быть обжалованы в суд. Убытки, причиненные незаконными решениями Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, возмещаются из Государственного бюджета Украины по иску заинтересованных лиц в порядке, определенном законом.
1.В ст. 1 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 г., с учетом изменений, внесенных Законом Украины «О внесении изменений к некоторым законам Украины по вопросам защиты экономической конкуренции» от 20 ноября 2003 г., Антимонопольный комитет Украины признан государственным органом со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок. Особенности специального статуса Антимонопольного комитета Украины обусловливаются его задачами и полномочиями, в том числе ролью в формировании конкурентной политики, и определяются Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», другими актами законодательства и заключаются, в частности, в особенном порядке назначения и отстранения Председателя Антимонопольного комитета Украины, его заместителей, государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины, глав территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины, в специальных процессуальных принципах деятельности Антимонопольного комитета Украины, предоставлении социальных гарантий, охране личных и имущественных прав работников Антимонопольного комитета Украины на уровне с работниками правоохранительных органов, в условиях оплаты труда.
В соответствии со ст. 3 упомянутого Закона основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части осуществления: 1)государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращения, выявления и пресечения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции; 2)контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен (тарифов) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий; 3)содействия развитию добросовестной конкуренции; 4)методического обеспечения применения законодательства о защите экономической конкуренции; 5)контроля по созданию конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере государственных закупок.
Антимонопольный комитет Украины - это государственный орган, который на профессиональном уровне, целенаправленно обеспечивает в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства.
Согласно части 4 ст. 4 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, интересов субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений осуществляются органами Антимонопольного комитета Украины. К ним принадлежат: Антимонопольный комитет Украины, постоянно действующие и временные административные коллегии Антимонопольного комитета Украины, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, административные коллегии территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины.
2.Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования рассматривается как превентивное мероприятие монополизации товарных рынков, нарушением антимонопольно-конкурентного законодательства субъектами, которые наделены значительной рыночной властью, направлен на поддержку и защиту конкуренции, прав потребителей. В соответствии с частью 1 ст. 22 Закона «О защите экономической конкуренции» государственный контроль за концентрацией субъектов хозяйствования осуществляют органы Антимонопольного комитета Украины.
Антимонопольно-конкурентное законодательство Украины не содержит определения понятия «концентрация субъектов хозяйствования». В части 2 ст. 22 Закона «О защите экономической конкуренции» и Положении о порядке представления заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предыдущем получении разрешения на концентрацию субъектов (Положение о концентрации) хозяйствования, утвержденном распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19 февраля 2002 г. № 33-р, перечислены те действия субъекта(ов) хозяйствования, которые подпадают под следующие понятия: 1) слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного субъекта хозяйствования к другому; 2) получение непосредственно или через других лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования; 3) непосредственное или опосредствованное приобретение, получение в собственность иным способом или получение в управление долей (акций, паев), обеспечивающих достижение или превышение 25или 50% голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.
Статья 24 отмеченного Закона содержит ряд предельных показателей, превышение которых требует предварительного разрешения Антимонопольного комитета Украины или административной коллегии Антимонопольного комитета Украины на осуществление концентрации. Так, если совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров участников концентрации, с учетом отношений контроля, за последний финансовый год, в том числе за границей, превышает сумму, эквивалентную 12 млн евро, определенную по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины, действовавшему в последний день финансового года, и при этом: стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров, в том числе за границей, не менее как у двух участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро, определенную по курсу Национального банка Украины, действовавшему в последний день финансового года, у каждого, и стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров в Украине хотя бы одного участника концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро, определенную по курсу Национального банка Украины, действовавшему в последний день финансового года; в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 22 этого Закона и другими нормативно-правовыми актами, независимо от совокупной стоимости активов или совокупного объема реализации товаров участников концентрации, когда доля на определенном рынке товара какого-либо участника концентрации или совокупная доля участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает 35 %, и концентрация происходит на этом или смежном с ним рынке товара, то действия, которые являются концентрацией этих субъектов хозяйствования, требуют обязательного разрешения. Более того, участники концентрации обязаны воздерживаться от действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и невозможности возобновления начального состояния. Порядок расчета данных предельных показателей устанавливается Антимонопольным комитетом Украины, с учетом частей 2-4 ст. 24 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».
Концентрация без получения соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета Украины, если наличие такого разрешения необходимо, в соответствии с п. 12 ст. 50 Закона признается нарушением законодательства о защите экономической конкуренции и влечет ответственность, установленную законодательством (см. также главу 28 ХК).
Кабинет Министров Украины может дать разрешение на концентрацию, если позитивный эффект для общественных интересов отмеченной концентрации превышает негативные последствия ограничения конкуренции. Кабинет Министров Украины не вправе дать разрешение, если ограничения конкуренции, обусловленные концентрацией, не являются необходимыми для достижения цели концентрации или представляют угрозу для системы рыночной экономики. Процедура согласования с правительством действий субъектов хозяйствования определена Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования» от 28 февраля 2002 г. № 219. Процедура контроля за выполнением этого разрешения предусмотрена распоряжением Антимонопольного комитета Украины «Об утверждении Порядка осуществления контроля за выполнением решения Кабинета Министров Украины о предоставлении разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования» от 29 августа 2003 г. № 328-р.
3-5. В частях 3-5 комментируемой статьи предусмотрена такая санкция за злоупотребление субъектом хозяйствования монопольным (доминирующим) положением на рынке, как его принудительное деление. Принудительное деление субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, предусмотрена также в ст. 53 Закона «О защите экономической конкуренции». В Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции, одобренной Постановлением Верховной Рады Украины от 21 декабря 1993 г., отмечено, что принудительное деление является радикальным средством, которое нуждается во взвешенных действиях и может быть осуществлено при определенных условиях: зафиксировано злоупотребление монопольным положением на рынке соответствующего товара; в результате монопольного положения определенного хозяйствующего субъекта возникают барьеры для вступления на рынок других хозяйствующих субъектов; отсутствует тесная технологическая связь между предприятиями, структурными подразделениями (единицами), входящими в состав хозяйствующего субъекта; предприятия, структурные подразделения (единицы) самостоятельно производят товары одинаковой потребительской стоимости. Признано также, что принудительное деление является неоправданным, если концентрация производства направлена на повышение его эффективности, сохранение и развитие экспортного потенциала государства и когда эффект масштаба производства, невзирая на увеличение рыночной власти хозяйствующего субъекта, приводит к экономии для потребителей и повышению качества продукции.
Решения о принудительном делении принимают органы Антимонопольного комитета Украины, план самой реорганизации определяется субъектом хозяйствования, относительно которого принято такое решение.
6.Дела о нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства рассматривают органы Антимонопольного комитета Украины. В частности, территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины действуют на основании Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» и Положения о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины, утвержденного распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 23 февраля 2001 г. № 32-р.
Процедура рассмотрения дел о нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства предусмотрена Законом Украины «О защите экономической конкуренции» (разделы УП-1Х), а также подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности, распоряжением Антимонопольного комитета Украины «О внесении изменений и дополнений во Временные правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Украины» от 29 июня 1998 г. № 169-р, распоряжением Антимонопольного комитета Украины «О Положении о порядке проведения проверок сдерживания законодательства о защите экономической конкуренции» от 25 декабря 2001 г. № 182-р.
В соответствии со ст. 35 Закона «О защите экономической конкуренции» рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции начинается с принятием распоряжения о начале рассмотрения дела и заканчивается принятием решения о деле.
Органы Антимонопольного комитета Украины начинают рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции: по заявлениям субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав в результате действий или бездействия, определенных Законом как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции; по представлениям органов государственной власти и местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции; по собственной инициативе органов Антимонопольного комитета Украины.
Субъект хозяйствования не может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, если истек срок давности привлечения к ответственности. Ход срока давности останавливается на время рассмотрения органами Антимонопольного комитета Украины дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
В ст. 49 отмеченного Закона названы основания закрытия рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции: дело не подлежит рассмотрению в Антимонопольном комитете Украины, его территориальном отделении; не установлен ответчик или его местонахождение; ответчик - юридическое лицо ликвидирован; уже рассмотрено или рассматривается органами Антимонопольного комитета Украины дело на тех же основаниях относительно того же ответчика; не доказано совершение нарушения; есть другие основания, предусмотренные законом.
7.Общий порядок обжалования решений органов Антимонопольного комитета Украины определен в ст. 60 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Заявитель, ответчик, третье лицо имеют право обжаловать решение органов Антимонопольного комитета Украины полностью или частично в хозяйственном суде в двухмесячный срок со дня получения решения. Принятие хозяйственным судом к рассмотрению заявления о признании недействительным решение органа Антимонопольного комитета Украины, как правило, не прекращает его исполнения, кроме случаев, определенных в частях 4 и 5 этого Закона (см. также комментарий к ст. 257 ХК Украины).
Если хозяйственный суд устанавливает незаконность принятого органами Антимонопольного комитета Украины решения (распоряжения, постановления) и в результате такого решения субъекту хозяйствования причинен ущерб, то он должен быть возмещен из Государственного бюджета в порядке, установленном законом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовые основы и государственная поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности. Понятие систематического осуществления монополистической деятельности. Условия привлечения к ответственности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2009

    Возникновение антимонопольного законодательства. Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства. Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2007

    Понятие и сущность конкуренции и монополии, их классификация. Нормативно-правовая основа конкуренции в России. Генезис и основные направления развития антимонопольного законодательства на современном этапе. Правовое положение антимонопольного органа.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2018

    Понятие и законодательное регулирование конкуренции. Монополистическая деятельность как антипод конкуренции. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Монополистическая деятельность и основные формы недобросовестной конкуренции. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Необоснованность препятствования созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2009

    Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность, признаки; характеристика отдельных видов. Правовое регулирование противодействия недобросовестной конкуренции. Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об искажениях конкуренции.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2012

    Правовые источники регулирования и состояние конкурентных отношений на товарном и финансовом рынках. Предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Основные полномочия Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

Плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее также - проверяемое лицо). Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10 , , - 17.1 , - настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

2. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:

1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.

3. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

4. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

5. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.

5.1. По основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 настоящей статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

6. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.

7. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки должен содержать следующие сведения:

1) наименование антимонопольного органа;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, адрес места нахождения или места жительства проверяемого лица;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

8) даты начала и окончания проведения проверки.

9. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В действующем законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.

Административная:

Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления. Для органов государственной власти установлен запрет на издание актов (в том числе нормативных) совершение действий, ограничивающих конкуренцию, или которые могут привести к ограничению конкуренции.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности

Недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Уголовная ответственность:

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Монополистическую деятельность можно подразделить на монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов управления.

Таким образом, монополистическая деятельность обладает рядом признаков, позволяющим отграничить ее от иной деятельности субъектов монополистической деятельности. Первым из них является противоправность. Монополистическая деятельность в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности (экономической, административной, уголовной, гражданской). Следовательно, осуществление такой деятельности противоречить нормам права.

Вторым признаком является то, что монополистическая деятельность может быть как активной, то есть осуществляться путем совершения действий, так и пассивной, то есть осуществляться путем бездействия.

Третьим признаком является специфический субъектный состав. Монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности. Следовательно, ее субъектами не могут быть граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Четвертой особенностью является ее антиконкурентный характер. Монополистическая деятельность направлена на ограничение, устранение или недопущение конкуренции на товарном рынке, защищая этим положение субъекта на товарном рынке и его монопольно высокие прибыли.

И, наконец, монополистическая деятельность наносит вред как другим субъектам хозяйствования, так и потребителю, потребности которого в сущности является осью всей предпринимательской деятельности.

Монополистическая деятельность может осуществляться как индивидуально (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке), так и коллективно (соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции).

Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на республиканском или местном товарных рынках, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Все способы злоупотребления таким положением можно разделить на 4 группы:

  • - действия против конкурентной среды. Например, создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;
  • - ценовые манипуляции. В частности, необоснованное и преднамеренное повышения цен. В этой связи вводится понятие монопольной цены, под которой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью - необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение. Монопольные цены могут быть монопольно высокими, монопольно низкими и монопсонически низкими.
  • - навязывание потенциальным контрагентам кабальных условий сделок. Например, заключение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора;
  • - дискриминация потенциальных контрагентов, то есть применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В законодательстве не определен исчерпывающий перечень способов злоупотребления доминирующим положением, поэтому антимонопольный орган квалифицирует деятельность субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на рынке, исходя из фактических обстоятельств.

Монополистическая деятельность органов управления. Монополистическая деятельность органов управления наиболее социально опасна, поскольку она осуществляется с использованием государственных властных полномочий. Выделяют следующие формы такой деятельности:

  • - соглашения (согласованные действия) с другими субъектами хозяйственной деятельности;
  • - незаконное ограничение деятельности субъектов предпринимательства;
  • - дискриминация субъектов предпринимательства;
  • - нарушение принципа свободы договора;
  • - создание препятствий возникновению и существованию конкурентной среды.

Этот перечень не является закрытым. Таким образом, антимонопольный орган всесторонне оценив деяния государственных органов может признать их монополистической деятельностью, если будут установлены все ее признаки.

Правовые средства антимонопольного регулирования

Для осуществления деятельности по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в Республики Беларусь в системе органов государственной власти создано специальное ведомство - Департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики. Основными направлениями его деятельности являются

  • - контроль за действиями субъектов хозяйственной деятельности;
  • - общая и специальная превенция;
  • - ограничение и пресечение монополистической деятельности;
  • - привлечение к ответственности нарушителей антимонопольного законодательства;
  • - обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков;
  • - содействие и развитие добросовестной конкуренции;
  • - защита прав субъектов предпринимательства и потребителей.

Кроме того, данное ведомство формирует и ведёт Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках.

Реализуя свои функции антимонопольный орган в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; принимает в установленном порядке меры по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; осуществляет государственный контроль за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов; оказывает содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; регулирует цены на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий; определяет категории потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) устанавливает минимальный уровень их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах. Перечисленная деятельность антимонопольного органа называется мерами антимонопольного регулирования

Следующей мерой антимонопольного регулирования, заслуживающей внимания является контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией субъектов хозяйственной деятельности, основной целью которого является предупреждение возникновения и предотвращение усиления доминирующего положения на товарных рынках. Объектами названного контроля являются создание, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов; а также преобразование государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на рынках.

Поскольку нарушение антимонопольного законодательства наносит вред не только конкретным субъектам хозяйствования и потребителям, но и обществу в целом, поэтому помимо деятельности уполномоченных государственных антимонопольных органов справедливым является введение общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, который осуществляется общественными организациями (объединениями) потребителей, а также другими общественными объединениями, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Одним из правовых средств антимонопольного регулирования является привлечение к ответственности нарушителя антимонопольного законодательства. За нарушение антимонопольного законодательства установлены различные виду юридической ответственности, которые даже могут применяться одновременно. Правонарушитель может быть привлечен одновременно к экономической и гражданско-правовой ответственности, а его должностные лица в зависимости от тяжести правонарушения - к административной или уголовной ответственности.