Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Админ ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности на предприятии. Что такое административное правонарушение

Какая предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

За нарушение требований законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственнсоти. В отношении виновных лиц, нарушивших требования пожарной безопасности, в зависимости от последствий следующие виды наказаний:

  1. Дисциплинарное взыскание;
  2. Административное наказание;
  3. Уголовное наказание.

I. Дисциплинарное взыскание

Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдении этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

II. Административное наказание

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010г. №195-ФЗ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

  1. главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
  2. главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
  3. главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
    1. главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители; (п. 3.1 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)
  4. государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
  5. государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
  6. государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
  7. государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору. (п. 7 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)

3. Должностные лица, указанные в пунктах 5 — 7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2006 N 97-ФЗ)

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности. (п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 КоАП РФ.

Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только КоАП РФ.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, а именно:

  1. нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —
    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  3. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, (в ред. Федеральных законов от 03.03.2008 N 21-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  5. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  7. разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
  8. неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.
  9. невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 114-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
  10. заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
  11. нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, - (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  12. нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
  13. нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
  14. нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ), Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.

III. Уголовное наказание

Уголовное наказание за нарушение требований пожарной безопасности осуществляется статьями уголовного кодекса Российской Федерации:

Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества

  1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
  2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)

  1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
    наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
  2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
  3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

  1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности - (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
  2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия - (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности . Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа - усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2020 году.

Правонарушения

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)

1 500 р. - 2 000 р.

3 000 р. - 4 000 р.

70 000 р. - 80 000 р.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 р. - 3 000 р.

5 000 р. - 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

90 000 р. - 100 000 р.

Повторное совершение административного правонарушения

4 000 р. - 5 000 р.

15 000р.- 20 000р. или дисквалификацию на срок до трех лет

150 000 р. - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи

1 000 р. - 1 500 р.

6 000 р. - 15 000 р.

50 000 р. - 200 000 р.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 30 000 р.

400 000р. -500 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

2 000 р. - 3 000 р.

6 000 р. - 15 000 р.

ИП 20 000 - 30 000р.
ЮЛ 150 000 - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

3 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 20 000 р.

150 000р. -200000 р.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

4 000 р. - 5 000 р.

20 000 р. - 30 000 р.

ИП 40000 р. - 50 000р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
ЮЛ 200 000 р. - 400 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 р. - 5 000 р.

40 000 р. - 50 000 р.

350 000 р. - 400 000 р.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

не предусмотрено

15 000 р. - 20 000 р.

90 000 р. - 100 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

1 500 р. - 2 000 р.

7 000 р. - 10 000 р.

120 000 р. - 150 000 р.

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

  • Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для Должностных лиц и Индивидуальных предпринимателей - от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц - от 350 000 руб. до 400 000 руб.
  • Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц - от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Кто имеет право привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).

За что предусмотрена ответственность?

Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать добровольным пожарным;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:

  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
  • НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.

Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.

Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • "НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

За несоблюдение противопожарного режима в России предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Последствия привлечения к ней имеют не только имущественный, но и личный неимущественный характер. Как не допустить негативных факторов нарушения требований пожарной безопасности? Кто ответственен за пожарную безопасность в случае заключения договора аренды и сколько времени есть на обжалование незаконных предписаний органов государственного пожарного надзора? На эти вопросы ответим в нашем обзоре.

Ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности на объектах защиты

Начнем издалека: каковы же источники ответственности за несоблюдение требований ПБ?

Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон «О пожарной безопасности»), - это состояние защищенности личности, имущества и общества от пожара. Для сохранения этого состояния в государстве разработаны специальные технические и социальные условия, контролируемые уполномоченными органами.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции, имуществу, зданиям, сооружениям, транспорту, оборудованию) излагаются в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Статья 5 этого документа предусматривает существование на каждом объекте защиты систем обеспечения пожарной безопасности, среди которых:

    системы предотвращения пожара;

    системы противопожарной защиты;

    комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В сфере пожарной безопасности права и обязанности возникают не только у граждан, но также у физических лиц-предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц.

В частности, статья 37 Закона «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций выполнять законные требования должностных лиц органов ГПН, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, вести соответствующую документацию, обучать своих работников, создавать и обеспечивать подразделения пожарной охраны.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, закрепленные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, на уполномоченных должностных лиц организации возлагают организацию производства и содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов для обеспечения пожарной безопасности.

Ответственность же за нарушение требований пожарной безопасности, согласно статье 38 Закона «О пожарной безопасности» возлагается на собственников имущества, его пользователей, ответственных за обеспечение ПБ и должностных лиц организаций в пределах их компетенции.

Нарушение государственного противопожарного режима приводит к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

В рамках дисциплинарной ответственности, согласно трудовому законодательству, работнику грозит замечание, выговор или увольнение.

Минимальная административная ответственность за правонарушения в этой сфере для должностного лица - 6–15 тыс. рублей, предпринимателя - 20–30 тыс. рублей, юридического лица - 150–200 тыс. рублей, эксперта при проведении аудита ПБ ненадлежащего качества или ложной оценки пожарного риска - 15–20 тыс. рублей, либо дисквалификация от года до 3-х лет. За халатность в отношении пожарной безопасности, повлекшую причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, в КоАП РФ для юридических лиц предусмотрен штраф от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей и приостановление деятельности.

Физические лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, согласно статье 291 Уголовного кодекса РФ, могут быть ограничены в свободе, направлены на принудительные работы и лишены свободы до 7 лет с запретом заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

В результате, ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности в организациях затрагивает и интересы предприятия (поскольку допускает существенные штрафы и приостановление деятельности для юридического лица) и интересы его руководителей (предполагает негативные личные имущественные и неимущественные последствия для физических лиц).

Ситуация усугубляется, когда лицо не имеет возможности лично контролировать противопожарный режим, например, принадлежащее на праве собственности помещение сдается во временное пользование организации, к которой лицо не имеет отношения. Как избавить себя от риска ответственности за нарушение ПБ в условиях предоставления недвижимости в аренду? Об этом пойдет речь ниже.

Арендодатель или арендатор: на кого и в каких случаях возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

Отношения, возникающие в условиях предоставления недвижимого имущества в аренду, регулируются Гражданским кодексом РФ. Согласно статье 606, имущество во временное пользование за плату передается от арендодателя нанимателю на основе договора аренды. По общему правилу, условия этого договора определяются сторонами в индивидуальном порядке. Гражданским кодексом императивно регулируются лишь существенные условия соглашения: его предмет (совокупность информации, позволяющей идентифицировать помещение) и размер арендной платы. Вопросы же возложения ответственности за пожарную безопасность законодательно в ранг существенных не возведены, соответственно, согласовываются в добровольном порядке. Принцип свободы договора, применяемый в гражданских правоотношениях, утверждает, что, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Таким образом, стороны договора аренды могут, но не обязаны определять субъекта и объем ответственности за пожарную безопасность в договоре.

С точки зрения, арендодателя, безусловно, выгоднее это условие выдвинуть в ранг существенного и закрепить в установленной форме. В такой ситуации положения статьи 38 Закона «О пожарной безопасности»:

«ответственным за нарушение требований пожарной безопасности (…) являются собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом»,

и нормы статьи 5 Технического регламента:

«собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты (…) на законном основании (…) должны в рамках реализации мер пожарной безопасности (…) разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности»

Именно он, соответственно, будет обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений в декларации пожарной безопасности, и исполнять законные требования государственных инспекторов пожарного надзора.

Такое утверждение подкреплено судебной практикой. В частности, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, подчеркнул, что существенным является то, кто именно (арендодатель или арендатор) взял на себя ответственность по обеспечению требований пожарной безопасности. Для иллюстрации Верховный Суд РФ привел закрепленное в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации обязательство по утверждению инструкции о мерах пожарной безопасности. Фактически, если эта инструкция утверждена руководителем арендатора, то он и ответственен за пожарную безопасность, и, соответственно, несет ответственность за ее нарушение.

Выявление нарушений требований пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора

Выявление нарушений требований пожарной безопасности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», возложено на государственных инспекторов по пожарному надзору уполномоченных государственных органов.

С 2016 года в России осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности. Она затрагивает, в том числе, и сферу пожарной безопасности. Реформа акцентирует внимание на профилактике как основном действующем механизме обеспечения противопожарного режима в стране. Внедрение риск-ориентированного подхода предполагает сокращение проверок субъектов хозяйствования (минимум на 30–50 %) за счет классификации их по уровню риска потенциального причинения вреда.

Риск-ориентированный подход предусматривает определение категории конкретного объекта по заранее установленным критериям и проведение плановых проверок с периодичностью, определенной для каждой категории. Так, например, для категории высокого риска установлена периодичность один раз в 3 года, а для категории умеренного риска - один раз в 10 лет. При этом, для объектов низкой категории риска плановые проверки не предусмотрены.

Проведение проверок субъектов хозяйствования регламентировано, в том числе, Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644. В этом документе определена четкая последовательность действий органов государственной власти при проведении проверки. В частности, закреплены такие полномочия:

    осуществлять анализ сведений по документам о правообладании объектом защиты;

    визуально осматривать помещения;

    отбирать образцы для исследования;

    опрашивать лиц;

    истребовать документы;

    проводить экспертизы.

Окончание проверки ознаменовывается составлением акта. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности проверяющий выдает предписание об устранении нарушений или предписание по устранению несоответствий. Предписание содержит сведения о правообладателе объекта защиты, перечень установленных нарушений и сроках их устранения. Невыполнение требований органов государственного пожарного надзора в установленный срок влечет привлечение лиц к ответственности, предусмотренной законом.

Возникает вопрос, как быть, если правообладатель не согласен с результатами проверки? Можно ли их обжаловать и какие последствия это будет иметь?

Обжалование предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке ПБ в организации: порядок, сроки, приостановление исполнения предписания

Порядок осуществления проверок органами государственного пожарного надзора регламентируется также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ тщательно регулирует отношения между органами государственного власти и субъектами хозяйствования во избежание нарушения прав последних.

Одним из возможных вариантов поведения юридического лица или предпринимателя в случае несогласия с результатами проверки и, соответственно, предписанием об устранении выявленных нарушений, закон называет возражение. Порядок реализации этой формы защиты уточнен в Административном регламенте. Пункты 128 и134 Административного регламента разъясняет, что для обжалования решения органа государственного пожарного надзора, необходимо в течение 15 дней с момента его принятия в письменном виде обратиться, на выбор:

    к руководителю органа, выдавшего распоряжение о проверке;

    к руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.

Срок рассмотрения такой жалобы - 15 рабочих дней со дня регистрации. Важно, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, описанном выше, его действие не приостанавливается. Это означает, что выражение несогласия не убережет лицо от возможной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного пожарного надзора, предусмотренной частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ.

Второй возможный вариант поведения субъекта, несогласного с предписанием - обратиться в суд. Это закреплено, в частности, статьей 219 КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что делать это необходимо в административном порядке. Срок такого обжалования - 3 месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, т.е. с даты ознакомления с предписанием. Преимуществом судебного обжалования является возможность суда, согласно части 2 статьи 85 КоАП РФ, приостановить действие оспариваемого решения.

Гарантия положительных результатов проверки состояния пожарной безопасности на объекте - полная готовность к ней. Важно иметь не только необходимую документацию и оборудование, но и обеспечить готовность персонала к правильным действиям в случае возникновения пожара. Один из возможных вариантов решения этой проблемы - обращение в коммерческую организацию, предоставляющую лицензированные услуги в сфере пожарной безопасности. Лидерами рынка в этой области являются компании, обеспечивающие комплексную безопасность объекта: они берут на себя ответственность за все процессы, начиная от проектирования систем пожарной охраны, заканчивая их обслуживанием и ремонтом.

Соблюдая закон, мы оберегаем себя от множества негативных последствий. Даже если мы не согласны с логикой установленных правовых положений, их следует исполнять. Законы совершенствуются, и мы - вместе с ними. Попытки саботажа, как показывает опыт, заканчиваются плачевно. Поэтому, вместо того, чтобы сгоряча вступать в разбирательства или игнорировать законодательство, следует подумать о том, что мы реально можем сделать для того, чтобы защитить себя и общество от разрушительных пожаров.

Альянс «Комплексная безопасность» работает на российском рынке с 2000 года. За это время компания заработала позитивную репутацию среди многих клиентов крупного, среднего и малого бизнеса. Альянс специализируется на проектировании, монтаже и техническом обслуживании систем противопожарной защиты. Приоритетными направлениями деятельности компании также являются технический аудит, подготовка объектов защиты к взаимодействию с контролирующими органами, тендерное сопровождение объектов, бюджетирование, в том числе, на стадии технико-экономических обоснований.

«Огонь, вода, медные трубы…» - в сказке пройти через эти испытания должен каждый. Но что стоит человеку встретиться с этими стихиями в обычной жизни? Например, безудержный огонь нередко наводит страх на жителей той местности, в которой происходят подобные возгорания и влечет за собой материальный ущерб и телесные повреждения. Безответственное, порой и наплевательское отношение к пожарной безопасности может неминуемо привести к очень печальным последствиям, унести сотни жизней неповинных людей. Один из страшных случаев довелось пережить совсем недавно - когда пламенем была охвачена довольно крупная площадь ТЦ в Кемеровской области. Какие же требования предъявляет закон в этой сфере, и какова ответственность за нарушение правил пожарной безопасности? Об этом расскажем далее.

Пожар и безопасность

Эти понятия противоречивы, поскольку пожар, т.е. массовое неконтролируемое распространение пламени, всегда представляет угрозу для человека. Вместе с тем данные термины образуют собой устойчивое словосочетание - «пожарная безопасность», под которой в законе понимается ситуация защищенности лиц, вещей, всего населения и государства от огненного нашествия.

Нормативными документами предусмотрены специальные социальные или технические условия, предъявляемые к определенным объектам. Их необходимо соблюдать в целях вышеуказанной безопасности.

Для предупреждения бесконтрольного распространения огня должны проводиться специальные меры защиты, т.е. действия по выполнению законных требований в данной области. Неисполнение или некачественное соблюдение указанных правил в ФЗ № 69 именуется как нарушение требований пожарной безопасности.

По закону

Правоотношения в рассматриваемой сфере регулируются следующими нормативными актами:

  1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  2. ФЗ № 69 1994 года «О пожарной безопасности».
  3. ФЗ 123 о пожарной безопасности 2008 года (технический регламент).
  4. УК РФ.
  5. Иные подзаконные нормативные акты.

Положения вышеуказанных документов в интересующей сфере подробнее будут рассматриваться далее.

Технический регламент

Сейчас же стоит отметить такой не очень известный документ, который был принят в 2008 году, - ФЗ 123 о пожарной безопасности.

Положения данного технического регламента нужно обязательно соблюдать в следующих ситуациях:

1. На стадии проектирования, капитального ремонта, реконструкции, строительства, технического перевооружения и обслуживания, изменения функционального назначения, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

2. При оформлении, принятии, применении и исполнении техрегламентов, которые содержат в себе правила об «огненной» безопасности, а также иных актов в данной сфере.

3. В условиях разработки техдокументации на объекты защиты.

Субъекты

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в силу положений закона несут:

  • хозяева имущества;
  • главы федеральных органов ИВ, МСУ;
  • лица, которые обладают, эксплуатируют и распоряжаются имуществом, в т.ч. начальники предприятий;
  • граждане, назначенные ответственными;
  • должностные лица в рамках соответствующего круга полномочий.

Формы вины

Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность.

Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.

Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей.

Ответственность: виды

В настоящее время выделяют следующие виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности:

  • дисциплинарная,
  • административная,
  • уголовная.

Может быть и иной вид ответственности, если он предусмотрен соответствующим нормативным документом.

Какой из этих пунктов будет назначен виновнику, зависит от конкретной ситуации и определенных последствий, которые уже выявились или могли бы быть. Разберем отдельно каждый из обозначенных типов.

Административная

Это наиболее распространенный вид ответственности в данной сфере.

Основания для ее наступления можно представить двумя группами:

  1. Возникающие из-за нарушений требований правил безопасности.
  2. По причине неисполнения предписаний органов Государственного пожнадзора.

Первая группа подробно регламентируется ст. 20 4 КоАП РФ. Субъектами являются физические, юридические, должностные лица, ИП. Данная статья предусматривает санкции за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения, административного штрафа, приостановления деятельности, дисквалификации.

Размеры санкций (в руб.) и иные виды наказаний по данной статье приведены в таблице ниже.

Особый режим

Как видно из таблицы, более суровое наказание предусмотрено в условиях специального антипожарного режима, который устанавливается по решению госорганов или органов МСУ в случаях повышения огненной опасности.

На время введения данного законодательства выдвигаются дополнительные правила безопасности:

  • сплочение граждан для локализации воспламенений за границами населенных пунктов;
  • ограничение на походы в лес;
  • установление иных мер, которые способствуют нераспространению пожаров на города, поселки, деревни и пр.

Отдельные нюансы

Повышенный размер штрафов за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен при выявлении более серьезных последствий: наличие возгорания и его результата - вреда имуществу, здоровью человека. Для юридических лиц при причинении вреда здоровью гражданина в тяжкой степени возможен такой вид наказания, как приостановление деятельности на максимальный срок - до 90 суток. Избрать такую меру вправе суд.

Статьей также привлекается ответственность производителей товаров, поставщиков за невыполнение обязательного требования по прописыванию в техдокументации веществ, изделий, предметов, сведений об их пожарной опасности или, наоборот, информации о мерах по предотвращении возможного возгорания. Карается данное нарушение штрафом: ДЛ - 15- 20 тыс. руб., ЮЛ - 90-100 тыс. руб. Например, вы купили баллон с лаком для волос, а там нет инструкции насчет долгого его нахождения под прямыми солнечными лучами, возле огня и пр. Значит, производитель или поставщик автоматически становится нарушителем, а вы - возможным пострадавшим.

Отдельно кодекс прописывает ответственность за нарушение норм пожарной безопасности на морских, водных, железнодорожных или воздушных транспортных средствах (ст. 11.16), в лесах (ст. 8.32). Если, к примеру, ваши действия привели к возникновению лесного пожара, то готовьтесь выложить до 5 тысяч рублей, для юрлиц - до 1 миллиона.

Обязательные указания органов ГПН

К следующей группе нарушений требований пожарной безопасности КоАП РФ относит неисполнение предписания ГПН (ст. 19.5).

Ответственность наступает при соблюдении условий:

  • предписания органа основаны на законе;
  • сотрудник ГПН имеет соответствующие полномочия;
  • есть соответствующие нарушения;
  • пропущен установленный срок для исполнения.

Субъектами выступают те же лица, которые перечислены в ст. 20.4 КоАП РФ. Санкцией статьи предусмотрены виды наказаний:

  • штраф,
  • дисквалификация,
  • адм. приостановление деятельности.

Более подробно раскроем их в следующей таблице. В ней приведена градация наказаний по ч. 12, 13, 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Дисквалификация - это лишение лица правомочия замещать должности в органе управления юрлица, в т.ч. исключение права на медицинскую или фармацевтическую деятельности.

Как мера наказания применима не только к руководящему составу, но и к тем, кто исполняет распорядительные, организационные, административные и хозяйственные функции.

Уголовная

Помимо административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности законодатель предусмотрел и более суровый вид - уголовное наказание. Основной чертой преступлений в отличие от правонарушений является их общественная вероятность ущерба. Вид наказания зависит от формы вины и тяжести наступивших последствий.

Противоречащие закону действия прописаны в ст. 167, 168, 219 УК РФ. В последней рассматриваются преступления, где объектом выступает жизнь и здоровье человека, а форма вины - неосторожность. Субъект в этом случае должен обладать следующим - на нем лежит бремя соблюдения правил безопасности, т.е. он наделен такими обязанностями, которые соответствуют за пожарную безопасность.

Санкции статьи 219 УК РФ приведены в таблице ниже.

Санкции ст. 167, 168 УК РФ

В поименованных статьях приводятся иные категории преступлений, основным объектом посягательства выступает имущество, но может быть в силу масштабности и здоровье человека (ч. 2 ст. 167). Форма вины - умысел, неосторожность.

Виды уголовных санкций ст. 167, 168 УК РФ приведены в таблице.

Вид наказания

Умышленное уничтожение порча чужого имущества со значительным ущербом*

То же самое по причине хулиганства общеопасным способом (поджог) повлекли по неосторожности смерть или др. тяжкие последствия

Уничтожение/порча постороннего имущества в крупном размере** по неосторожности (с источниками повышенной опасности)

до 40 000 з/п или доход за период до 3 мес.

До 120 000 з/п или доход за период до 1 г.

Принудительные работы (ПР)

Обязательные работы

Работы исправительные

Лишение свободы (ЛС)

Ограничение свободы

* значительный ущерб законом определяется исходя из имущественного положения потерпевшего, но не менее 5 тысяч руб.

** 250 тысяч рублей и больше.

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в отдельных случаях выглядит весьма устрашающе, ведь на кону зачастую стоят жизнь и здоровье. В статьях прописаны меры наказаний по максимуму, в реальности только суд вправе назначить конкретное наказание, исходя из конкретных данных дела, личности подсудимого, наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств и пр.

Дисциплинарная

Наиболее мягкий вид ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, применяется в сфере деловых и производственных правоотношений. Поэтому он регулируется нормами трудового законодательства.

Обычно к данному виду требований привлекают лиц, которые замещают соответствующие должности и ознакомлены с приказом о назначении ответственным за пожарную безопасность.

Среди документов, нормы которых нарушаются, могут быть:

  • приказы;
  • регламенты;
  • инструкции;
  • правила;
  • распоряжения и др.

Поскольку конкретных санкций за нарушения в данной сфере ТК РФ не содержит, то меры взыскания напрямую зависят от работодателя, а также от тяжести наступивших последствий, если таковые уже возникли.

Можно выделить следующие разновидности:

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание, что огонь - это природная стихия, которая при попустительском, легкомысленном отношении может нанести непоправимый ущерб, унести жизни неповинных людей. Ведь даже самое строгое наказание не сможет вернуть все на круги своя. Именно поэтому таким мерам предосторожности нужно уделять особое внимание, тщательно выявляя возможные отхождения от постановлений, а также путем контроля назначенных лиц. Для этого законом и предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Если же вам все же пришлось ощутить на себе ее бремя, не ленитесь обращаться к специалистам.