Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Техника быстрого чтения с высоким запоминанием. Скорочтение. Способ «зеленой точки»

Сейчас жизнь протекает в бешеном темпе и требует практичного подхода к трате драгоценного времени. Поэтому сейчас так популярны методики тайм-менеджмента и скорочтения. Развитие скорочтения - уже не прихоть, а необходимый навык , который важно освоить каждому, независимо от возраста. Вопреки распространенному заблуждению, скорочтение не является каким-то «фантастическим даром» и освоить технику могут не только единицы. На самом деле, это просто как для детей, так и для взрослых, главное - время и терпение в ходе обучения.

Как освоить скорочтение в домашних условиях

Чтобы научиться быстро читать, не обязательно заниматься в специализированных учебных учреждениях, достаточно выделить немного свободного времени для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Современная доступность информации позволяет найти необходимые материалы: упражнения, книги, правила и секреты скорочтения. С помощью полученной информации можно легко составить график занятий и найти методики, которые подойдут именно вам. Выбор методик, в первую очередь, зависит от возраста учащегося - для взрослых и детей существуют некоторые различия при обучении скорочтению.

Методики скорочтения для взрослых

Желание обучаться скорочтению в зрелом возрасте - похвальное стремление. Простой навык экономит уйму времени, которое можно использовать для других важных дел. Однако взрослым ученикам приходится бороться с уже сформировавшимися привычками при чтении, что совсем не облегчает процесс обучения. Тем не менее, при сильной мотивации и способности концентрировать внимание на процессе учебы, можно с легкостью развить скорочтение в любом, даже самом зрелом возрасте.


Методика Андреева

Андреев О.А. является основоположником метода быстрого чтения в СССР. В 70-х годах обучал руководящих работников Московской Государственной Думы по собственноручно разработанной методике скорочтения.

В 80-х годах создал школу по обучению скорочтения, работающую и по сей день. Школа всесторонне подходит к процессу обучения. После окончания пройденных курсов выпускники могут:

  • Поднять скорость чтения в 5-10 раз.
  • Увеличить качество понимания текста и продолжительность его хранения в памяти.
  • Повысить интерес к обучению, освоить эффективную технику подготовки и сдачи зачетов/экзаменов.

Чтение слов наоборот

Методика позволяет развить концентрацию мыслей и тренировать внимание - навыки, которые пригодятся не только в умении быстро читать. Тренировки начинаются с коротких слов, постепенно переходя к длинным и сложным.

Главное достоинство данной техники - она не требует специальной подготовки или материалов, ею можно заниматься в любом месте.

Например, в общественном транспорте по пути на работу или домой.

Подавление артикуляции

Подавление позволяет заметно снизить время, затраченное на прочтение нового текста, поскольку исключается проговаривание слов, на которое тратится большая часть времени в процессе чтения. Проговаривание заставляет мозг обрабатывать не только прочитанный материал, но и речевую информацию, поэтому нагрузка на мозг увеличивается, а скорость чтения уменьшается.

В среднем, чтобы научиться подавлять артикуляцию, требуется около 20-ти часов чтения с использованием специального упражнения - отбивание определенного такта карандашом или ручкой. В качестве современного аналога можно использовать специальные программы - метрономы, которые способствуют подавлению артикуляции.

Вертикальное чтение

Методика помогает человеку развить периферическое зрение, т.е. во время чтения взгляд читателя движется не по привычной горизонтальной траектории, а вертикально по центру страницы.

Простое на первый взгляд занятие (перевод взгляда из начала к концу строки и обратно) на самом деле отнимает время в процессе чтения.

Научиться читать вертикально можно, используя таблицы Шульте или проводя вертикальную линию прямо по центру текста, а затем читать, сосредоточив взгляд на ней. Лучше всего начинать с узких текстов, вроде газетных колонок, постепенно увеличивая формат.

Чтение по диагонали

Сложнее всего при скорочтении по диагонали отвыкнуть проговаривать мысленно читаемый текст. Методика учит воссоздавать прочитанную информацию с помощью образов и символов . С помощью данной техники не получится прочитать любимую книгу, но она станет отличным помощником студентам, чей плотный учебный план располагает малым количеством времени для чтения.

Чтение происходит от верхнего левого угла и заканчивается в правом нижнем, останавливая взгляд на ключевых фразах. Таким образом, на одну страницу уходит не более 20 секунд.

Методики скорочтения детям

Не существует единого мнения, в каком возрасте лучше всего начинать осваивать с детьми методики скорочтения. Одни специалисты аргументируют раннее начало занятий тем, что детям в средней и старшей школе сложнее «переламывать» сформировавшиеся неправильные навыки чтения.

Другие специалисты рекомендуют учиться в зрелом возрасте, когда окончательно формируются центры головного мозга, отвечающие за сосредоточение внимания. Это позволит эффективнее работать со скоростью чтения, поскольку процесс, главным образом, базируется на развитом внимании ученика.

Ниже приведена подборка самых эффективных методик для детей любого возраста .

«Пристрельная» методика

Техника учит ребенка отличать важное от ненужного во время чтения любого текста. С помощью серии упражнений можно научиться быстро просматривать текст и находить в нем основную важную информацию.

Данная методика особенно помогает ребенку при прочтении большого объема литературы в период обучения в школе.

Также она позволяет овладеть «сутью» любого текста при жестком ограничении по времени. В будущем ребенок сможет читать любой объем информации автоматически, исключая ненужные куски, и «забирать» из текста только полезные знания.

Чтение через слово

Методика основывается на способности находить в тексте ключевые слова и фразы . Благодаря им ребенок может сформировать и сохранить в голове основной смысл прочитанного текста. Таким образом, память сохраняет больший объем важной информации, избегая запоминания ненужных фактов или описаний.

Развитие зрительной памяти

Развитие скорочтения напрямую зависит от способностей головного мозга. Данная методика позволяет развить у детей способность запоминать увиденное, а потом узнавать знакомые слова и фразы в новом тексте. Этот навык позволяет ребенку осиливать незнакомый текст гораздо быстрее и эффективнее, поскольку он может читать целыми словами и фразами, вместо проговаривания по слогам. Кроме способности быстро читать, развитая зрительная память в будущем помогает детям во многих сферах жизни.

Фоточтение

Данная техника подойдет тем детям, кто уже усвоил основные методы по развитию скорочтения. Суть методики - просматривание текста с определенной скоростью .

Такое умение позволяет ребенку за короткое время просматривать большое количество информации и выделять только необходимую ее часть.

Это чтение является поверхностным, поэтому не подходит для усвоения информации, но отлично помогает при ее поиске.

Методика Лысенко

Автор методики Лысенко О.В. является педагогом с 20-летним стажем. Разработанная ею техника позволяет обучать маленьких детей чтению за короткий промежуток времени. Ребенок формирует фонематический слух и может делать звуковой анализ. Дети учатся читать тексты, не разделяя слова на слоги, и постепенно увеличивают скорость чтения.

Секреты скорочтения

От себя могу сказать, что скорочтение является обязательным навыком в современном мире как для взрослого человека, так и для ребенка.

Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное - не успевает за растущим объёмом цифровой информации.

Между тем, с седьмого класса, то есть примерно в 13–14 лет, мозг готов осваивать более быстрые скорости чтения. Вот несколько приёмов, которые помогут развить навык скорочтения.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую - по трём, третью минуту - по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после - что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель - дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

«Лабиринт»

Ещё одна важная составляющая процесса чтения - способность длительное время концентрировать внимание.

Этот поднавык тренируется с помощью знакомых с детства головоломок-лабиринтов.

Попробуйте одним только взглядом найти выход из этой ловушки.

Возвратные движения глаз

При чтении мы часто возвращаемся к уже прочитанной части текста. Это отрицательно влияет на понимание и снижает скорость.

Чтобы не перечитывать одно и то же, проводите пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения. Выглядит «по-детски», зато очень эффективно.

Техника «Сбор урожая»

Этот приём также описан в книге Павла Палагина.

Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».

Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

Три шага техники «Сбор урожая»:

  1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
  2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
  3. Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.

При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык. А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).

На протяжении многих веков люди получали большую часть необходимой им информации благодаря чтению. Несмотря на многовековой стаж появления печатной продукции, потребность в высокой скорости прочтения появились лишь у современных людей.

Главным стимулом стал чрезмерно возросший объем информации, для восприятия и освоения которой требуются ускоренные методы. Скорость зачитывания текстов среднестатистического человека не превышает показателей в 500-700 печатных знаков в минуту, что вызывает определенные сложности в освоении материала и требует большего времени для его прочтения.

Методы быстрого чтения – в чем заключается секрет?

Само упоминание техники быстрого прочтения у многих вызывает резонные вопросы о том, за счет чего можно увеличить скорость? Знание и применение ряда простых правил позволит существенно увеличить скорость восприятия прочитанного материала, и позволит изучить основные методы и принципы. Большая часть методик осуществляется за счет устранения проблем, возникающих вследствие ряда факторов и привычек. И так, давайте рассмотрим основные проблемы, мешающие нам прочитывать необходимый материал с необходимой скоростью.

Под понятием регрессия подразумевают сопровождение глазами прочитанного текста в обратном направлении с целью прочитать строку еще раз. Данная проблема считается наиболее распространенной, ошибочно считать, что такой метод больше способствует запоминанию. Многие читатели автоматически перечитывают текст дважды, даже не концентрируя на этом своего внимания. Среднестатистическое повторное зачитывание происходит приблизительно 10-15 раз на каждых 1000 слов текста, при этом подразумевается, что человек возвращается на начало строки, начиная ее читать заново.

В данном случае могут существовать и обоснованные повторы, обусловленные возникновением новых мыслей и идей, такая категория повторов получила терминологию реципация . Её главной задачей является детальное осмысление материала, что требует дополнительного прочтения текста. Правила скорочтения помогают сделать применение этого способа эффективным подспорьем на завершающем этапе прочтения.

Регрессии побуждают взгляд совершать поступательные движения в обратном направлении, при этом обоснованной необходимости для этого не существует. Если такое будет продолжаться в каждой прочитанной строчке, то читателю придется перечитывать текст дважды, соответственно скорость чтения будет ниже на аналогичный показатель. Такие регрессии являются важнейшим недостатком, снижающим скорость чтения, чаще всего, возвраты глаз являются необоснованными.

Причина возникновения регрессии, проста до банальности – чаще всего – это просто сила привычки, возникшая при чтении сложных текстов или простой невнимательности, когда возникает необходимость в повторе. Простой отказ от регрессий позволит увеличить скорость чтения до двух раз, и правильность восприятия текста до трех раз. Теперь, когда скорость чтения существенно возросла, можно переходить к следующему этапу.

Чтение без использования артикуляций

В данное понятие попадает непроизвольное использование языка и губ, автоматическое повторение прочитанного «про себя». Движение речевых органов оказывают непосредственное влияние на быстроту прочтения, существенно затормаживая процесс. Интенсивность подобных движений определяется навыками, привычкой и высоким показателем сложности конкретного текста. С раннего детского возраста такой навык развивается в неправильном направлении, что автоматически влияет на появление артикуляций.

Для большинства людей сложно признать наличие у них такого понятия как артикуляция, хотя со стороны мы часто слышим как человек «бубнит» что-то во время чтения. Благодаря современным методам исследования, удалось выяснить, что такое явление как артикуляция есть практически у каждого, рентген съемка показала активность элементов глотки отвечающих за произношение звуков. Возможность исключения проговаривания слов даже мысленно, считается наиболее рациональным методом научиться читать быстро.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам быстрого чтения с индивидуальной программой

Если у вас существует убеждение в том, что вы не проговариваете слова, на самом деле это не так, сама методика школьного обучения была построена таким образом, что артикуляция (проговаривание вслух) было привито со школьной скамьи. Переучиваться гораздо сложнее, чем учиться заново, но основные приемы быстрого чтения позволят кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону.

Методы решения проблемы повторения прочитанного материала

Существует несколько техник обучения, позволяющих справиться с существующим дефектом, что дает возможность повысить скорость чтения:

  • Если проговаривание проходит с движением мимической мускулатуры, шепотом, или другими производимыми звуками, следует просто взять какой-то предмет в зубы, лучше всего подойдет карандаш. Степень сжатия его и неприятные чувства при этом, научат вас держать под контролем любые механические движения, и вы сможете устранить процесс повтора, мешающий быстрому чтению;
  • Повторение слов в мыслях считается более сложным дефектом, так как здесь задействован мозговой центр речи. Применимый метод для искоренения данного недостатка получил название «клин клином». Его смысл сводится к тому, что речевой и двигательный центры мозга соседствуют, поэтому тренировать чтение следует под определенный ритм (не музыкальный), делая во время чтения ритмические движения. На первый взгляд выглядит сложно, но довольно эффективно и действенно.

Основы быстрого чтения с использованием алгоритма интеграла

Основной задачей, которую преследует скорочтение, является не количество получаемых печатных знаков, а эффективность и оптимизация полученной информации, ее усвояемость и восприятие прочтенного текста. То есть книга должна быть не просто прочтена, но зафиксирована в памяти, осмыслена и понята. Люди не задумываются над скоростью прочтения текста, в итоге читают его медленно во всех ситуациях. Существует определенное правило, на его основании, техника прочтения и восприятия материала, должны соответствовать поставленным задачам. Индивидуальная программа и её выполнение позволяет в необходимый для этого момент переключаться и увеличивать показатели скорочтения.

Вертикальное движение глаз

При прочтении любого материала используется ограниченный угол зрения, возникающий участок текста фиксируется взглядом, после чего информация анализируется в мозге. Традиционный метод чтения позволяет разово зафиксировать не более 2-3 слов, после чего глаз делает новые скачки и последующие фиксации. Соответственно расширение поля зрения позволит одновременно получить больший объем информации, а снижение количества остановок позволит сделать процесс чтения более эффективным. Освоивший данный метод человек, за одну фиксацию воспринимает уже не несколько слов, а целую строку, предложение, а при развитии навыка даже абзац.

Такое чтение позволит не просто повысить скорость, но и увеличит восприятие материала, так как мозгу не потребуется собирать цельное предложение из отдельных фраз и фрагментов. Смысл текста станет больше понятным, что будет способствовать лучшему восприятию и запоминанию.

Еще одним существенным недостатком можно считать движение глаз вдоль строки, такие посылы отнимают время и силы, вызывая быструю усталость. Вертикальное прочтение позволит избежать таких движений, экономно расходуя силы и время в процессе прочтения материала. Движение взгляда по вертикали дает возможность развить методы быстрого прочтения и улучшить качество усвоения.

Выделение доминанты или главного значения прочтенного текста

Проблема восприятия прочитанного текстового материала может быть связана с трудностью восстановления связующих составляющих предметов и имеющимися о них знаниями. Читая несложный текст, мы получаем восприятие на основании уже имеющегося багажа знаний, понимаем уже известный смысл и значение слов, ассоциируя их с собственным восприятием. С текстами трудными для восприятия, несущими поток новой информации, дело обстоит сложнее, здесь требуется установка новой логической цепочки, выстроенной в пространстве и времени.

Процесс осмысления прочитанного материала в такой ситуации требует концентрации внимания, достаточного багажа знаний и навыков их применения, а также должного владения некоторыми приемами мышления. Стремление запомнить текст вызывает естественное желание его понять, для чего используются следующие приемы. Выделяются ключевые опорные пункты в тексте, а также используется антиципация.

Принцип выявление опорных пунктов в смысловой цепочке происходит следующим образом. Весь текст делится на части, в каждой из них выделяется свой смысл, что улучшает восприятие прочитанного и способствует запоминанию. В качестве опорного элемента текста может быть любое понятие, связанное с ним. В их качестве могут выступать какие-либо второстепенные детали, термины или ассоциации, облегчающие запоминание.

В качестве опоры может служить любая ассоциация, сжатая информация несущая в себе общую смысловую нагрузку. Смысл данного метода сводится к необходимости понимания главной идеи написанного, выделения важных и значимых фраз. Таким образом, из текста выделяется центральное понятие и главная идея, что в итоге позволяет собрать ассоциированные понятия в одну общую идею, что является главным принципом общего понимания текста. Данный прием позволяет получить общее понимание текста без потери его смысловой нагрузки.

Другим важным приемом увеличения скорости чтения является антиципация или предвосхищение дальнейшего текста на основании смысловой догадки. Также можно определить это понятие как психологическое предвидение текста расположенного в дальнейшем. В основе лежат приемы определения логического развития событий, за счет результата анализа предыдущих событий. Антиципация обеспечивает ожидание процесса, еще в те моменты, когда предпосылок для этого не существует.

Практиковать такое явление возможно лишь в случае продуктивной работы мышления, для чего следует развить определенные навыки. Здесь читатель сосредотачивает свое внимание на целостном содержании написанного текста, а не на его конкретных частях. Основой применения метода является понимание общего содержания прочитанного, но не его частей отдельно.

Необходимость полностью сосредотачиваться на выполнении определенной работы позволяет делать ее более качественно (внимательно). Навык управления своим вниманием во время чтения является ключевым элементом быстрого чтения и полноценного восприятия материала. Медленное чтение дает возможность переключать внимание на посторонние предметы, что препятствует полноценно осваивать полученную информация. Следовательно, чем быстрее мы читаем, тем лучше понимаем прочитанный материал. Если человек думает в процессе чтения о чем-то постороннем, это может стать причиной перечитывания целого отрывка текста заново.

Дневная норма и выполнение обязательств

Принятым стандартом чтения считается несколько информационных газет, научный или технический журнал и около ста страниц художественной литературы. Выполнение такой программы позволит освоить и усовершенствовать навык чтения в быстром темпе и даст возможность постоянно поддерживать необходимую «форму». Идеальным вариантом выполнения всех существующих методик являются курсы упражнений по развитию таких навыков.

Сейчас жизнь протекает в бешеном темпе и требует практичного подхода к трате драгоценного времени. Поэтому сейчас так популярны методики тайм-менеджмента и скорочтения. Развитие скорочтения - уже не прихоть, а необходимый навык , который важно освоить каждому, независимо от возраста. Вопреки распространенному заблуждению, скорочтение не является каким-то «фантастическим даром» и освоить технику могут не только единицы. На самом деле, это просто как для детей, так и для взрослых, главное - время и терпение в ходе обучения.

Как освоить скорочтение в домашних условиях

Чтобы научиться быстро читать, не обязательно заниматься в специализированных учебных учреждениях, достаточно выделить немного свободного времени для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Современная доступность информации позволяет найти необходимые материалы: упражнения, книги, правила и секреты скорочтения. С помощью полученной информации можно легко составить график занятий и найти методики, которые подойдут именно вам. Выбор методик, в первую очередь, зависит от возраста учащегося - для взрослых и детей существуют некоторые различия при обучении скорочтению.

Методики скорочтения для взрослых

Желание обучаться скорочтению в зрелом возрасте - похвальное стремление. Простой навык экономит уйму времени, которое можно использовать для других важных дел. Однако взрослым ученикам приходится бороться с уже сформировавшимися привычками при чтении, что совсем не облегчает процесс обучения. Тем не менее, при сильной мотивации и способности концентрировать внимание на процессе учебы, можно с легкостью развить скорочтение в любом, даже самом зрелом возрасте.


Методика Андреева

Андреев О.А. является основоположником метода быстрого чтения в СССР. В 70-х годах обучал руководящих работников Московской Государственной Думы по собственноручно разработанной методике скорочтения.

В 80-х годах создал школу по обучению скорочтения, работающую и по сей день. Школа всесторонне подходит к процессу обучения. После окончания пройденных курсов выпускники могут:

  • Поднять скорость чтения в 5-10 раз.
  • Увеличить качество понимания текста и продолжительность его хранения в памяти.
  • Повысить интерес к обучению, освоить эффективную технику подготовки и сдачи зачетов/экзаменов.

Чтение слов наоборот

Методика позволяет развить концентрацию мыслей и тренировать внимание - навыки, которые пригодятся не только в умении быстро читать. Тренировки начинаются с коротких слов, постепенно переходя к длинным и сложным.

Главное достоинство данной техники - она не требует специальной подготовки или материалов, ею можно заниматься в любом месте.

Например, в общественном транспорте по пути на работу или домой.

Подавление артикуляции

Подавление позволяет заметно снизить время, затраченное на прочтение нового текста, поскольку исключается проговаривание слов, на которое тратится большая часть времени в процессе чтения. Проговаривание заставляет мозг обрабатывать не только прочитанный материал, но и речевую информацию, поэтому нагрузка на мозг увеличивается, а скорость чтения уменьшается.

В среднем, чтобы научиться подавлять артикуляцию, требуется около 20-ти часов чтения с использованием специального упражнения - отбивание определенного такта карандашом или ручкой. В качестве современного аналога можно использовать специальные программы - метрономы, которые способствуют подавлению артикуляции.

Вертикальное чтение

Методика помогает человеку развить периферическое зрение, т.е. во время чтения взгляд читателя движется не по привычной горизонтальной траектории, а вертикально по центру страницы.

Простое на первый взгляд занятие (перевод взгляда из начала к концу строки и обратно) на самом деле отнимает время в процессе чтения.

Научиться читать вертикально можно, используя таблицы Шульте или проводя вертикальную линию прямо по центру текста, а затем читать, сосредоточив взгляд на ней. Лучше всего начинать с узких текстов, вроде газетных колонок, постепенно увеличивая формат.

Чтение по диагонали

Сложнее всего при скорочтении по диагонали отвыкнуть проговаривать мысленно читаемый текст. Методика учит воссоздавать прочитанную информацию с помощью образов и символов . С помощью данной техники не получится прочитать любимую книгу, но она станет отличным помощником студентам, чей плотный учебный план располагает малым количеством времени для чтения.

Чтение происходит от верхнего левого угла и заканчивается в правом нижнем, останавливая взгляд на ключевых фразах. Таким образом, на одну страницу уходит не более 20 секунд.

Методики скорочтения детям

Не существует единого мнения, в каком возрасте лучше всего начинать осваивать с детьми методики скорочтения. Одни специалисты аргументируют раннее начало занятий тем, что детям в средней и старшей школе сложнее «переламывать» сформировавшиеся неправильные навыки чтения.

Другие специалисты рекомендуют учиться в зрелом возрасте, когда окончательно формируются центры головного мозга, отвечающие за сосредоточение внимания. Это позволит эффективнее работать со скоростью чтения, поскольку процесс, главным образом, базируется на развитом внимании ученика.

Ниже приведена подборка самых эффективных методик для детей любого возраста .

«Пристрельная» методика

Техника учит ребенка отличать важное от ненужного во время чтения любого текста. С помощью серии упражнений можно научиться быстро просматривать текст и находить в нем основную важную информацию.

Данная методика особенно помогает ребенку при прочтении большого объема литературы в период обучения в школе.

Также она позволяет овладеть «сутью» любого текста при жестком ограничении по времени. В будущем ребенок сможет читать любой объем информации автоматически, исключая ненужные куски, и «забирать» из текста только полезные знания.

Чтение через слово

Методика основывается на способности находить в тексте ключевые слова и фразы . Благодаря им ребенок может сформировать и сохранить в голове основной смысл прочитанного текста. Таким образом, память сохраняет больший объем важной информации, избегая запоминания ненужных фактов или описаний.

Развитие зрительной памяти

Развитие скорочтения напрямую зависит от способностей головного мозга. Данная методика позволяет развить у детей способность запоминать увиденное, а потом узнавать знакомые слова и фразы в новом тексте. Этот навык позволяет ребенку осиливать незнакомый текст гораздо быстрее и эффективнее, поскольку он может читать целыми словами и фразами, вместо проговаривания по слогам. Кроме способности быстро читать, в будущем помогает детям во многих сферах жизни.

Фоточтение

Данная техника подойдет тем детям, кто уже усвоил основные методы по развитию скорочтения. Суть методики - просматривание текста с определенной скоростью .

Такое умение позволяет ребенку за короткое время просматривать большое количество информации и выделять только необходимую ее часть.

Это чтение является поверхностным, поэтому не подходит для усвоения информации, но отлично помогает при ее поиске.

Методика Лысенко

Автор методики Лысенко О.В. является педагогом с 20-летним стажем. Разработанная ею техника позволяет обучать маленьких детей чтению за короткий промежуток времени. Ребенок формирует фонематический слух и может делать звуковой анализ. Дети учатся читать тексты, не разделяя слова на слоги, и постепенно увеличивают скорость чтения.

Секреты скорочтения

От себя могу сказать, что скорочтение является обязательным навыком в современном мире как для взрослого человека, так и для ребенка.

Методик по скорочтению в наше время появилось очень много. Сказать какая из них лучшая вы можете только сами. Выбрать именно ту что подходит Вам. Методики по скорочтению вы можете найти в книгах, на курсах, скачать в интернете. Многие из предлагаемых автором методик быстрого чтения можно использовать онлайн. Разработаны специальные упражнения и тренинги на расширение угла зрения, увеличение концентрации на тексте, развитии памяти.

Нужно ли больше читать и зубрить?

Те кто зубрит не самые успешные и сообразительные люди. Вы слышали что-либо о жизненных успехах школьных отличников?

Никак не оставляет меня желание научиться читать быстрей! Дело в том, что быстро читать - необходимость. По роду своей деятельности мне приходиться читать много литературы, документов и т.д. Но я просто физически не успеваю всего того, что должен сделать. А, мои успехи в скорочтении оставляют желать лучшего.

О методиках скорочтения

Динамическое чтение - это набор приемов, позволяющих существенно увеличить скорость чтения скорочитателя без большой потери понимания прочитанного. Следует, в частности иметь в виду, что официально не существует официального разделения между "медленным" и «скоростным» методами чтения по той причине, что много читателей используют подходящие для них, упражнения чтения.

Основные приемы скорочтения

  • Устранение, регрессии, остановок, возвратных движений глаз . При классическом способе чтения распространены перечитывания, а это значительно замедляет скорость чтение и снижает коэффициент усваивания информации.
  • Отработка привычки мгновенного выделения главной мысли текста , отсекания ненужной информации и чтения полезной и эффективной информации.
  • Подавление внутренней артикуляции - выработка новой стратегии чтения: . Средний читатель имеет необходимые навыки визуального чтения. Например, сразу декодируются логотипы, («Nike», «Pepsi», "Ford", "GM"). Очень многие знакомые словосочетания, воспринимаются картинкой. При этом следует знать, что непонятные слова нужно читать декодируя слова в звуковые образы, то есть проговаривать текст.
  • Просмотровое чтение . «Просматривание» без внимательного фокусирования на тексте с малой значимостью.
  • Расширения поля охвата зрения . Применяют специальные тренинги (например, таблица «Шульте»), направленные на расширение угла зрения до двух-трех слов, страницы. Благодаря этому навыку, читающий за одну фиксацию взгляда, может охватить гораздо большее информации, чем читатель, не обладающий подобным навыком.
Существует множество, школнаправлений, методик, курсов, тренирующих навык скорочтения. Большинство из них базируются на перечисленных выше методиках скорочтения.

Любые упражнения, развивающие ваш мозг, ваше мышление – это очень полезно! Особенно хорошо, когда это очень различающиеся упражнения. Тогда можно быть уверенным, что будут развиваться различные функции вашего мышления. А все это приведёт к тому, что вы изменитесь качественно.

Упражнение убивает сразу двух зайцев - расширяет угол зрения, что является одним из условий овладения навыком быстрого чтения. Второй заяц - вхождение в состояние транса при занятиях. Глаза расфокусированны, устремлены вперед. Все признаки транса.

Каждый может научиться скорочтению без курсов и без бесполезной траты денег

А теперь воспользуемся технологией визуализации и запишем фразу "ученый малый, но педант" . Все ссылки идут на прямые тексты.

Скорочтение не приемлемо, если наша задача глубоко прочувствовать мироощущение книги. Любой психоаналитик объяснит, насколько важны «несущественные» детали, как много информации они несут.

Век информационных технологий наступил давно и с каждым днём данные и знания начинают иметь всё большую ценность, при этом технические мощности компьютеров и средств передачи данных увеличиваются постоянно, а ресурсы человеческого мозга по-прежнему используются лишь в незначительной степени. Почему же все чаще люди хотят развивать свои способности.

Напишите статью. Теперь сожмите его в два раза, затем еще в два. Повторяйте до тех пор, пока не останется одно-два слова. В парной технологии есть такой алгоритм работы пары учеников, - он называется "поабзацное чтение". В нем каждый имеет один текст.

Перед прочтением литературы сделайте ее небольшой обзор – узнайте, о чем она и в каком жанре написана. Просмотрите аннотацию и содержание. Чтобы не загружать память ненужной информацией, определитесь - какие именно части книги Вы будете читать. Читать лучше в спокойной обстановке, в отсутствие отвлекающих предметов. В комнате должно быть светло. Помните, что информация усваивается хуже, если поблизости работает телевизор, радио или играют дети. Спина должна находиться в прямом положении.

Тренировка диагонального чтения

Кто из людей обладал навыком быстрого чтения?

Он одним из первых предложил некоторые техники скорочтения. Ими овладели Наполеон Бонапарт, Александр Сергеевич Пушкин, Джон Кеннеди. Они обладали лучшими методиками скорочтения

На что вождь отвечал, что конечно, читает иначе он бы не смог получить всех знаний, которые у него сейчас существуют. Один из проверенных способов скорочтения заключается в движении глаз слева направо со скоростью одна строчка в минуту. В наибольшей степени скорость чтения снижает мысленное проговаривание текста. Скорочтения, требует повышенной концентрации.

Как читал книги Гитлер

У Адольфа Гитлера была своя техника быстрого чтения. Он брал в руку книгу, журнал, научную статью и открывал на последней странице. Если видел что-то стоящее, то читал ее. Из воспоминаний секретаря Адольфа Гитлера нам известно, что вождь очень сожалел о том, что не может прочесть ни одну художественную книгу, так как в его обязанности входит лишь прочтение научной литературы. Известный холерик Александр Сергеевич Пушкин обладал феноменальной памятью. Он помнил биографии известных вплоть до точных дат, названия географических объектов. Читал произведения он очень быстро.

Карл Маркс и быстрое чтение

Любил загибать страницы книг и на их полях ставить пометки и Карл Маркс. Президент Рузвельт был просто влюблен в скорочтение . Он за один присест мог прочесть всю книгу. Оноре де Бальзак рассказывал своим современникам том, с какой легкостью ему удается прочесть сразу восемь предложений, и при этом выделить из них одно ключевое.

Увлечение даже самотестированиями тормозит развитие. Тестирования нужны для понимания того, что происходит. Достаточно было случаев в практике, когда абсолютное отсутствие улучшений было связано именно с нарушением запрета на частые домашние самотестирования.

Теодор Рузвельт о быстром чтении

Все тексты разные. Теодор Рузвельт читал одновременно по два предложения, а потом легко мог пересказать текст, иногда даже дословно. Максим Горький имел уникальные способности. Он в совершенстве овладел техникой скорочтения и когда брал свежий номер журнала, резал странички и читал текст, словно «рисуя» зигзаг. Прочитав один журнал, брался за новую литературу. Эта техника получила название - скорочтение по диагонали. Чтобы повысить быстроту восприятия текста применяется комплекс методик по скорочтению.Каждый работает в паре с партнером короткое время по одному и тому же алгоритму. Ученики меняют партнеров много раз, пока не проработают свои тексты полностью. В результате каждый получает "очень сжатый и выпуклый полифонический" материал своего текста.

Можно ли научиться быстро читать билиберду?

Попробуйте открыть сайт с арабской вязью или китайской грамотой, и вы будете испытывать те же самые чувства - "смотрю в книгу - вижу фигу".

Те кто любит запоминать не очень любят думать. Возможно ли запомнить историю КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза)? Пожалуйста! От проговаривания я давно избавился и в отличие от многих моих знакомых без особых усилий и регрессий почти нет всегда стараюсь скользить по тексту вертикальным взглядом. Но проблема заключается в том, что мне постоянно хочется скользить по тексту быстрее и быстрее.

Те, кто пересдавал, сдались заранее. Сначала они сдались и себе доказали, что они не способны. Например, неспособны запомнить или сдать экзамен, а уж потом эту фразу им сказал преподаватель.