Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Развитие права в России в XVIII в.: источники права, попытки кодификации. История кодификации в россии Формирование новой системы права при Петре I

Попытки кодификации законов в Российской империи были начаты ещё в XVIII в. и продолжались при Александре I. Но только Николаю I, который привлек к кодификационной работе М. М. Сперанского, возглавившего Второе отделение С.Е.И.В. Канцелярии, удалось осуществить это начинание. Второе отделение провело огромную работу по розыску, сличению и упорядочению отдельных законодательных актов и правительственных распоряжений и подготовило два крупных издания. В 1830 г. вышло 46-томное (с несколькими томами указателей) Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), которое вобрало в себя свыше 80 тысяч актов, начиная с Соборного Уложения, которым открывался 1 том, и заканчивая законами 1825 г. (концом царствования Александра I), помещенными в последнем томе. Законодательные акты располагались в нем в хронологическом порядке (то есть по мере выхода).

В дальнейшем ПСЗ было продолжено и выпущено ещё два издания. Второе издание (54 тома) вобрало в себя законодательные акты 1826 - 1881 гг. Третье издание (16 томов в 18 книгах) обобщило законодательство, начиная с 1881 г. и заканчивая 1913 годом.

Наряду с ПСЗ было подготовлено и в 1832 г. издано ещё одно собрание – Свод законов Российской империи. В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу.

В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первой группе располагались Основные государственные законы, в которых характеризовалась организация публичной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и местные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характеризующие организацию управления и устройство казны (уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустройства (кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельскохозяйственный, почтовый, телеграфный и др.).

В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре, о ссыльных, о беглых и др., определявшие законодательное поле деятельности полиции.

Наконец, впервые в российском законодательстве были отделены друг от друга помещенные в разных томах законы гражданские (т. 10) и законы уголовные (т. 15).


Такой принцип соединения воедино разрозненных законов (инкорпорация) сохранялся на протяжении всех последующих переиздании Свода (в 1842, в 1857 гг.). В 1885 г. в Свод был введен ещё 16 том. содержащий процессуальное законодательство. Кроме того, в 1845 г. 15 том Свода, то есть законы уголовные, с некоторыми изменениями и дополнениями были изданы как «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». которое можно рассматривать как первый уголовный кодекс России.

Юридическая техника Свода законов основывалась на методике Ф. Бэкона, апробированной в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, основанные па одном действующем законе (указе), излагались словами указа без изменений. Статьи, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каждой статьей давались ссылки на указы, в нее вошедшие. Многосложные тексты сокращались, а из противоречащих друг другу выбирался лучший с точки зрения составителей или более поздний.

Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней империи.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти XVIIIв. были:

1. Регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регламентов: Кригс-комиссару (о выдаче жалованья в полках, 1711г.), Штатс-конторе (о государственных расходах 1719г.), Коммерц-коллегии (о торговле, 1719г.), Камер-коллегии (о государственных доходах 1719г.), Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий1720г.), Главному Магистрату (о городском устройстве, 1721г.), Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении, 1721г.). Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

2. Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью, и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупные политические события и акции, начало войны или подписание мира.

3. Именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения, относящиеся и адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.

4. Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом, и нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и административные предписания. Адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения Сената.

5. Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (1716г.-Воинский устав, 1720г.-Морской устав, 1729г.-Вексельный устав).

Для системы правовых источников в целом в данный период было характерным очевидное преобладание законодательной формы над судебной практикой и, особенно обычаем. Законодательная функция ассоциируется с волей монарха. В 1700-1703гг формируются Новоуказные книги, состоящие из актов, принятых после Новоуказных статей. Попытки синтезировать вновь принятые правовые нормы и нормы действующего Соборного Уложения осуществлялись на протяжении 1714-1718гг. Изменения, произошедшие в политической и государственной системе России при ее вступлении в период абсолютизма, привели к изменениям в сфере уголовного права. В начале XVIII в суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным Уложением 1649г и Новоуказными статьями. Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715г при создании «Артикула воинского».

Воинские артикулы состояли из 24 глав и 209 статей и были включены в качестве части второй в Воинский устав.

Юридическая техника Воинского устава достаточно высокая: законодатель впервые стремится использовать наиболее емкие и абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского права казуальной системы. Чтобы отдельная норма могла вобрать в себя максимально больше случаев, она дополняется особым толкованием. В « толке» либо конкретизируются правовые ситуации, уточняются обстоятельства, приводятся примеры и т.п. либо указывается на открытый характер нормы, дается свобода судебного толкования.

В декабрьском указе 1714г подчеркивался материальный характер преступного деяния: не только не исполнения воли государя, но наличие вреда для государства. В одном из приложений к Воинским артикулам отмечалось, что суды могут устанавливать наказания, применяя принцип аналогии. Меняется терминологическое определение преступного деяния: под ним стали понимать не «воровство», как ранее, а « злодейство», « проступок», « преступление». В Уставе Благочиния (1762г.) впервые проводится разграничение между проступком и преступлением. В Манифесте 1763г подчеркивается характер преступления как деяния, запрещенного законом.

В1682г именным указом усиливалась ответственность за преступный умысел, в Воинских артикулах по некоторым видам преступлений (квалифицированное убийство, поджег) умысел наказывался наравне с законченным преступлением.

Наказание и его применение характеризовалось рядом особенностей:

а) отсутствием индивидуализации: когда вместе с преступником или вместо него наказывались его родственники;

б) неопределенностью формулировок («по суду наказан будет», « по обстоятельствам дела наказан будет» и т.п. - неопределенность приговора усиливала общее состояние страха);

в) отсутствием формального равенства перед законом: разная ответственность за одно и то же преступление предусматривалась для представителей разных сословий - дворянина и крестьянина, офицера и солдата.

Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.

Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии.

Судебные органы были многообразными. В 1713г в губерниях учреждались ландрихтеры (местные судьи).

В1722г была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.

Новыми чертами организации судебной системы в первой четверти XVIII в. стали:

Коллегиальное устройство судов;

Попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной;

Учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокурора, фискалов, аудиторов);

Совмещение гражданской и военной инвестиции (аналогичная ситуация складывалась в сфере местного управления, где наряду с гражданскими органами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).

Гражданское право в первой четверти XVIII века в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Поэтому начинает более определенно преследоваться индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав. Закон как источник прав и обязанностей становится доминирующим, а традиционные и обычные нормы отходят на второй план.

Существенные преобразования произошли в области вещных прав. В положении Указа о единонаследии 1714 г устанавливался единый правовой режим для разных форм землевладения (вотчин и поместий) и вводилось единое понятие «недвижимость». Для сохранения комплектности дворянского земельного фонда затруднялся порядок отчуждения недвижимости и запрещался ее заклад. Продажа осуществлялась лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств («по нужде») и с уплатой высокой пошлины.

Другим средством для перераспределения имущественных ценностей в обществе являлись нормы наследственного права. Важнейшие изменения в эту область внес Указ о единонаследии 1714г («О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»).

Различалось наследование по завещанию и по закону. Наследователь мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения.

Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей.

В 1731 г главные положения Указа о единонаследии отменяются. С этого времени наследование по закону регламентируется следующим образом: недвижимость переходит ко всем сыновьям в равных долях, дочери получают одну четырнадцатую, а вдова-одну восьмую, из движимого имущества дочерям выделяется одна восьмая, а вдове-одна четвертая доля.

Указ о единонаследии внес изменения и в сферу семейного права. Был повышен брачный возраст для мужчин-до 20 лет, для женщин-до 17 лет.

В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным.

На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующих и начальства для военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии-для дворян. Крепостные вступали в брак с дозволения господ.

По закону требовалось свободное согласие брачующихся, что было подтверждено актом, запрещающим принудительные браки (1724г).

Признавался только церковный брак. С 1721г разрешено было заключать смешанные браки с христианами конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался.

В первой четверти XVIII в. формируется принцип законности. Место обычая и традиции окончательно занимает закон. Монарх как носитель и центр государственного интереса, глава законодательной, исполнительной и судебной власти воплощает идею законности. Игнорирование и неуважение закона стали рассматриваться как преступления. Соблюдение государственных установлений объявлялась важнейшей задачей всех органов власти и управления, должностных и частных лиц. Принципы законности были сформулированы в Указах « О хранении прав гражданских» (1722г), « О соблюдении благочиния во всех судебных местах» (1724 г) и « О важности государственных уставов» (1724г).

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверж­далась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существен­но изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и др.

В 80-х гг. XVII в. делались неоднократные попытки привести ряд «новоуказных статей» в систему и соответствие с Соборным Уложением. Давались указания по составлению проектов новых законов по делам, не урегулированным в действующем законодательстве.

Частичная систематизация отраслевых норм проводилась еще ранее: в 1667 г. утвержден Новоторговый устав, в 1669 г. - Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. - Но­воуказные статьи о поместьях, в 1680 г. - Новоуказные статьи о вотчинах, в 1681 г. - о вотчинных и поместных делах. В 1682 г. было принято Соборное деяние об отмене местничества - принципиально важный акт, изменивший систему формирования органов государствен­ного управления.

В XVII в. церковная юрисдикция по гражданским делам была весьма широкой. Церковные суды рассматривали споры о приданом и неустой­ках по брачным договорам, дела об усыновлении и праве наследования для усыновленных. По этим делам церковному суду были подсудны как миряне, так и духовные лица.

После проведения петровской церковной реформы юрисдикция цер­кви резко сократилась, сузился и" круг источников церковного права. Основным актом, регламентировавшим деятельность Церкви, стал Ду­ховный регламент, была свернута работа по систематизации церковного законодательства.

В первой четверти XVI1I в. можно отметить новые черты, свойствен­ные законодательству, - оно стало более четким по форме и менее казуальным, усилились черты юридического формализма и абстракт­ности. Письменное оформление законов и их публикация стали обяза­тельными. Впервые появилось указание на то, что закон не имеет обрат­ной силы, подчеркивается неукоснительность его исполнения., В отдель­ных указах определялся порядок систематизации (инкорпорации) норма­тивного материала.

Законодательная инициатива, принадлежавшая прежде всего мо­нарху, постепенно (в первой четверти XVIII в.) распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии. В составлении Табели о рангах наряду с монархом приняли участие Воен­ная, Адмиралтейская и Иностранная коллегии и аппарат Сената.



При составлении Устава воинского 1716 г. использовался целый ряд предварительно подготовленных актов: Строевой устав пехоты (1700), Уложение Шереметева (1702), Краткий артикул Меншикова (военно-уголовный закон 1706 г.), с 1712 г. сам Петр I принимал активное участие в разработке военно-уголовного законодательства.

Публикация и толкование законов возлагались на Сенат. Послед­ний предлагал свое толкование императору, принимавшему окончатель­ное решение по существу.

Большое число издаваемых актов требовало систематизации и ко­дификации. С1649 по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. в среднем ежегодно издавалось около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимо­исключающих норм.

Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последова­тельно. Дополнительные трудности создавали недостаточная информа­ция о новых актах, их несвоевременная публикация. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлени­ем. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

Монополия приказных людей на знание законов затрудняла процесс правоприменения. С конца XVII в. делались попытки расширить круг лиц, знакомых с законодательством, составлялся академический проект обучения «основам правосудия». Петровские преобразования потребова­ли более решительного формирования корпуса правоведов - был заим­ствован континентально-европейский путь их подготовки: не через прак­тику и опыт правоприменительной работы, а через обучение теоретичес­ким основам юриспруденции. Уже с конца X V I I в. принимались энергич­ные меры как для упорядочения законодательства, так и для развития теоретической юриспруденции.



Уже в 20-х гг. XVIII в. было издано несколько сводных хронологи­ческих собраний нормативных актов: указные книги за 1714-1718 и 1719-1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Работа по обобще­нию судебной практики была поставлена весьма слабо.

Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизировать правовые

нормы была предпринята учрежденной в 1700 г. Палатой об Уложении. Главной задачей органа стало привести в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалась в обновлении судебной и управленчес­кой практики путем включения в нее новых норм права.

Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был закончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (25 глав), но его нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об Уложении, была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже.

В 1714 г готовился пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывалось решать дела только на основе норм Уложения и не противоречащих ему указов. Специальной комиссии по­ручалось свести все последующие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

В 1718 г. в докладе Юстиц-коллегии было предложено в качестве источника новых правовых норм принять шведские законы, включив в единый свод Соборное Уложение, новые указы и шведский кодекс. В области поземельных отношений предлагалось использовать лифлянд-ские законы. Сенату было указано окончить кодификационную работу (с учетом иностранного законодательства) к концу 1720 г.

Источниками этой кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Большинство новых статей оказалось в разделах о земельном и вещном праве, в разделах уголовного права и судопроизводства осталось много старых норм. Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. Этой задаче посвящались и подбор новых норм, и изменение принципов толкования и применения закона.

С 1720 по 1725 г. Уложенной комиссией было проведено более двух­сот заседаний. Первоначально происходили параллельное слушание и разбор текстов Соборного Уложения 1649 г. и шведского Уложения. В 1721 г. было составлено более двухсот новых статей: о государственных и частных (партикулярных) преступлениях, о судебном процессе по гражданским делам, об уголовных преступлениях, о наследовании, бла­гочинии и городском управлении.

Формирование новой системы права

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Формирование новой системы права
Рубрика (тематическая категория) Право

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился˸ он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. (начала единоличного правления Петра I) было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. ежегодно издавалось в среднем около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последовательно.

Дополнительные трудности создавали плохо поставленная информация и публикация новых актов. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлением. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

Уже в 20-х годах XVIII в. было издано несколько сводных хронологических собраний нормативных актов˸ указные книги за 1714- 1718 и 1719-1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Весьма слабо была поставлена работа по обобщению судебной практики. Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) системати­зации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача включалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был за­кончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (двадцать пять глав), но ᴇᴦο нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об уложении была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовиться пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывается решать дела только на базе норм Уложения и не противоречащим ему указам. Специальной комиссии поручалось свести все последую­щие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

Формирование новой системы права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование новой системы права" 2015, 2017-2018.