Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Что такое культура. Современная культура

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

В самой общей форме культура может быть определена как особый, присущий только человеку, способ жизненной организации. Известный австрийский ученый, исследователь культуры Конрад Лоренц справедливо писал: "Мы, люди, - об этом всегда следует помнить - по своей природе культурные существа…Развитие человечества и его культур единый процесс» 1 . Каковыми бы ни были особенности той или иной культуры, как бы ни различались они по типам, формам и конкретным проявлениям, главной целью культурной деятельности остается определенная пространственно-временная организация действительности, а ее конкретным результатом - формирование определенного типа человеческой личности с присущим только ему особым видением действительности, способом общения и образом жизни. На этом основании возникает то, что принято называть ментальностью, - тот особый душевный склад, который определяет « лицо » той или иной культурной, придет ей особый индивидуальный характер.

В настоящее время общепринятой точкой зрения является характеристика современной культуры как - нетрадиционной , принципиальноотличной от предшествующих типов культуры, которые носили традиционный или традиционно – рефлекторный характер. Местом возникновения этой культуры стала Европа В настоящее время этот тип культуры приобрела общемировое и интернациональное значение Ее значимость ощутима, сегодня, даже в тех регионах мира, где еще сохраняются достаточно мощное влияние традиционные культурные формы..

На протяжении тринадцати веков своей истории с V по XVIII вв. европейская культура следовала традиции, уходящей корнями в античную эпоху,когда была создана парадигма(образец) культуры, « которая отрешась от греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от обязательной связи с греческим языком- в Риме, оставалась значимой и для Средневековья и для Ренессанса, и далее вплоть до эпохи индустриальной революции Значимой- не то же, что неизменной. Однако, пока парадигма не была отменена как принцип все изменения исходили из нее,соотносились, соразмерялись с ней» 2 Именно эта постоянная связь с традицией, характер и содержание которой находились в процессе постоянных изменений определила историческую динамику европейской культуры в ходе которой трижды менялись ее состояния. В античный период состояние европейской культуры изменялось дважды. В период архаики и ранней классики она носила дорефлекторно-традиционалистский характер, который был преодолен греками в V- IVвв. до н. э. и сменился рефлекторно- традиционолистским состоянием, которое сохранялось в Европейской культуре до конца XVIII века.

«Различие между этими состояниями- явление иного порядка, чем различие между сколь угодно контрастирующими эпохами, как между античностью и средневековьем или средневековьем и Ренессансом. Перед лицом глубины этого различия те контрасты необходимо выявляют известное родство в рамках «аристотелевского цикла» 3 . Доминирующую роль в культуре традиционно-рефлекторного типа играет литературная культура. В античном мире, в конце классического периода и в эпоху эллинизма «лицо культуры начинает двоится»,в этот период пайдейя начинает существовать не только под знаком философии, но и риторики». Позднее, в эпоху Средневековья и Ренессанса доминирующую роль начинает играть осмысление античной культурной традиции под «знаком риторики»Характеризуя те факторы, которые являются общими в рамках «аристотелевского цикла для столь контрастирующих культурных эпох как Античность, Средневековье, Ренессанс С.С.Аверинцев отмечает: 1.Особую роль риторики. как важнейшего инструмента абстрагирования систематизации, делающего "«обозримой пестроту явлений действительности для рассудка.2.Неоспоримость идеала , передаваемого из поколения к поколению.3.Господство рассудочности-«ограниченного рационализма ».4. Приоритетность дедуктического, силологического «схоластического» мышления 4

Устойчивость этих факторов на протяжении столь длительного периода в условия[ сменяющих друг друга различных культурных эпох была связана с двумя обстоятелствами. Во первых, сохранением, вплоть до конца XVIII века аграрной в своей основе, цивилизационной структурой, которая подверглась модернизации только на рубеже XVIII-XIX столетий. Во вторых,с тем, что за сменой таких культурных эпох как Средневековье, Ренессанс и Новое время, стоял процесс культурного самоопределении(самосознания индивида),формами которого свое стали и «культуры обязанностей», «культуры призвания» и «культуры разума» в,которых, общекультурный потенциал античной парадигмы культуры, нашел свое индивидуальное воплощение. Создание этих культурных форм открыло путь свободной самореализации индивида и осознанию им себя в качестве не только объекта, но и субъекта культурного процесса

С этого момента утрачивается космологическая ориентация культурного процесса, которая находила законченное выражение в образце, а культура представлялась, как система воспитания человека в соответствии с этим образцом и с идеалом, сформировавшимся в греческом полисе,который представлялся предметным воплощением этого образца

В процессе культурного самоопределения индивида, вектор культурного процесса кардинально изменяется и приобретает антропологический характер Культурный потенциал классического образца используется в той степени и постольку поскольку он способствует самореализации индивида. Т.к. этот процесс одновременно (хотя и различной степенью интенсивности) осуществляется на трех различных технологическом, интеллектуальном,творческом на индивида одновременно воздей ствуют и в нем «… пересекаются ряд культурных линий, движение которых относительно друг друга и есть культура» 5 (выделено мной Г.П.)

С этого момента культура, покидает «территорию» своего прежнего пребывания в качестве которой выступал древнегреческий полис и его идеальная модель- культурная парадигма (образец. Отныне культура сут приобретает не парадигмический, не рефлекторный,а личностной характер и существует главным образом, как феномен духовной жизни человека. Вместе с тем это не значит,что прерывается связь с культурной традицией и обесценивается опыт накопленный в процессе ее рефлексии. Просто все эти достижения и весь этот опыт используется для развития самого человека. его реализации., как свободной личности. Более того, этот опыт становится все более востребованным по мере интенсификациии процессов связанных с модеренизации экономической и социальной жизни

Процесс модернизации продолжался с нарастающей интенсивностью и быстротой в XIX-XX веках. За первой – индустриальной – волной, последовала вторая - постиндустриальная , затем третья – информационная . Одновременно в Европе формировался новый тип личности – человек, принципиально отличающийся по своему видению действительности, способу социального и индивидуального общения и образу жизни от своего "классического" предшественника. В XX веке этот процесс приобрел мировой характер.

Все это способствовало изменению отношения человека к культурной традиции, составлявшей фундамент классических форм культуры.

Утверждение о нетрадиционности современной культуры не должно быть истолковано как полное разрушение ею каких бы то ни было связей с традиционными культурными ценностями. Здесь речь идет о другом - о постоянном имманентном изменении отношения к этим ценностям на всем протяжении истории современной культуры. Сложное отношение к традиции может создать впечатление перманентного кризиса культуры в современную эпоху, кризиса на грани полного краха. На наш взгляд, это впечатление ложно, а периодически появляющиеся в философии, начиная с известного сочинения О. Шпенглера «Закат Европы», пророчества о скорой и неизбежной гибели культуры не имеют достаточной научной обоснованности, так как неизбежным следствием этого стала бы не только деградация личности, но и гибель человеческого рода вообще. Ведь традиция – основа культурного диалога между историческими эпохами, народами, государствами, индивидами, диалога, который ведется постоянно, всегда и везде; и прекращение этого диалога – конец истории и утрата человеком социального качества, а вместе с ним и собственного «Я».

Термин «современность» имеет в русском языке несколько различных значений. В первом своем значении он характеризует явление как относящееся к единому времени, к одной эпохе. Во втором – как относящееся к настоящему времени. В третьем – как стоящее на уровне своего века, не отсталое. При характеристике современной культуры мы будем иметь в виду эти три значения термина и с их помощью попытаемся определить ее временные границы, основные периоды развития.

Итак, современная культура - это новая типологическая форма, которая приходит на смену классической европейской культуреV-XVIIIвв. Можно выделить три основных периода ее развития.

Первый относится к рубежуXVIII-XIXвв. Это этап решительного пересмотра традиционных представлений о культуре и создания предпосылок для формирования ее новой типологической формы. Тогда определились основные ориентиры современной культуры, задавшие всему культурному процессу принципиально новое направление.

Второй период - это время становления. Он относится в основном к XIX – началу XX вв.

Третий период связан с развитием и самоопределением современной культуры.

Поворот

Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух в свою очередь поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.

Г. Зиммель

В Новое время (XVII-XVIIIвв.) понятие «культура» неразрывно связывалось с понятием «разум». Завершалась история культуры классической Европы, основой которой был процесс культурного самосознания индивида. Была создана «культуры разума », человек осознал себя в качестве субъекта познания. Данное обстоятельство придало культурному процессу новую –антропологическую – направленность.

Этот поворот нашел наиболее законченное выражение в XVIIIвеке во взглядах на культуру представителей французского и немецкого Просвещения Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера и И. Канта.

Учение об автономности природы, которое стало следствием открытий новоевропейской науки, показавшей, что природа развивается по своим собственным законам, а не в соответствии с нормами «мирового» или «божественного» Разума, способствовало утверждению в сознании европейцев идей развития и историзма. Коренным образом меняются представления философов о природе и социальной жизни; теперь они воспринимаются не только как органически взаимосвязанные, но и как отличающиеся по своему содержанию феномены. Различие связывается прежде всего с той ролью, которую играет в жизни людей культура.

Культурастановиласьпредметом размышления , что в конце концов привело к кардинальному переосмыслению традиционных представлений о ней и выработке нового, научно-обоснованного понятия культуры. Первый шаг в этом направлении был предпринят представителями культуры Просвещения, прежде всего Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердером и И. Кантом. Каждый из них подверг решительной критике устоявшиеся представления о культуре и попытался определить ориентиры ее будущего развития.

В 1750 году Ж.-Ж. Руссо в своем знаменитом "Рассуждении на тему: способствовало ли развитие наук и искусств очищению нравов" решительно заявляет, что развитие этих двух важнейших институтов новоевропейской культуры не только не способствовало улучшению человеческой природы, а, напротив, привело к распространению заблуждений и пороков. Характеризуя происхождение наук, Руссо пишет: «Астрономия родилась из суеверий, красноречие из честолюбия, ненависти, лжи и лести; геометрия из скупости; физика из праздного любопытства; и все они, а с ними и сама мораль, из человеческой гордыни. Значит, науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам. Мы меньше сомневались бы в их преимуществах, если б они родились из наших добродетелей.

Порочное их происхождение слишком часто напоминает нам о себе. К чему были бы искусства без роскоши, которая их питает?… По мере того, как умножаются жизненные удобства, как совершенствуется искусство и распространяется роскошь, истинная храбрость теряет силу, воинские доблести тускнеют; тому виной также науки и искусства, которым предаются в тиши уединенных покоев» 6 . Подлинной нравственностью, по мнению Руссо, обладает лишь тот человек, жизнь которого отмечена близостью к природе и еще не «испорчена» влиянием наук и искусств: "Размышляя о нравственности, нельзя не отдыхать душой, вызывая в памяти картины первоначальной простоты. Взор беспрестанно обращается к прекрасному побережью, украшенному лишь рукою природы, и отрывается от него с сожалением» 7 .

Человек должен сбросить с себя железные цепи цивилизации, которые украсили цветами науки, литературы и искусства, и вернуться к здравому смыслу. Только в этом случае он сможет обратить взор к самому себе, познать свою природу, обязанности и цель жизни. Только тогда он «поднимется над самим собой »: «Величественно и прекрасно зрелище человека, когда он ценою собственных усилий является из небытия; когда светом своего разума рассеивает он мрак, которым окружила его природа, когда он поднимается над самим собой, устремляясь помыслами к небесным сферам, когда подобно солнцу, гигантскими шагами проходит он обширные пространства вселенной и когда – а это еще величественнее и сложнее – он обращает взоры к самому себе, чтобы увидеть человека, познать его природу, его обязанности, его цель. Все эти чудесные превращения повторились в истории недавних поколений» 8 .

Суть этого высказывания Руссо состоит в том, что кончилось то время, когда человек, размышляя о смысле и высших целях своей жизни, искал ответы на эти вопросы в решении «метафизических», т.е. абстрактных по отношению к реальным проблемам жизни, вопросов. Наступило время осознать себя не только в качестве объекта, но и субъекта культуры. Призыв Руссо к человеку «подняться над самим собой» означал не что иное, как призыв к новому поколению людей реализовыватьсвою индивидуальность как личность . В рассуждениях Руссо о природе человека и «улучшении состояния человеческого рода», как он сам утверждает, речь идет об улучшении нравственного состояния не «ничтожнейшего меньшинства», а прежде всего народа, так как, по его мнению, «именно народ составляет род человеческий». Французский мыслитель решительно выступает против противопоставления «ученой» и «народной» культур и отстаивает идею создания единого национального языка, противопоставляя ее традиционному разграничению «языка культуры» и «бытовой устной речи».

Идеи французского мыслителя сыграли определяющую роль в утверждении культурной идеологии Просвещения и оказали влияние на Гердера и Канта.

Немецкий просветитель И.Г. Гердер стал основателем европейской философии истории и культуры. В своем труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1792) он впервые попытался рассмотреть историю людей исходя из нее самой, а не из законов человеческого разума, что выдвинуло в центр его внимания проблемы культуры. Гердер подверг решительной критике традиционное понимание культуры как достаточно неопределенное и пустое: «Нет ничего менее определенного, чем это слово «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей? Счастью отдельных людей - вот что хочу я сказать, ибо может ли быть счастливо целое государство, понятие абстрактное, в то время, как члены его бедствуют? Это противоречие, или лучше сказать мнимость, которая незамедлительно разоблачает себя» 9 .

Новый взгляд на определение культуры получил всесторонне обоснование в работах Канта. Подводя итог предшествующему этапу развития культуры, он писал в главном своем сочинении «Критика чистого разума» (1781): «…метафизика природы и нравов и, в особенности, (пропедевтическая) критика разума, отважившегося летать на собственных крыльях, составляет все, что можно назвать философией в подлинном смысле. Она все ставит в связи с мудростью, но на пути науки, единственном пути, который, раз он продолжен, никогда не зарастает и не допускает заблуждений. Именно поэтому метафизика есть также и завершение всей культуры человеческого разума» 10 . В работе Канта "Критика способности суждения", завершающей цикл из трех главных сочинений философа, дается новое, отличное от традиционного, определение культуры: "Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит в их свободе) - это культура». Такое понимание феномена культуры требует коренным образом пересмотреть традиционные представления о месте человека в системе природы: "Мы имеем достаточное основание рассматривать человека не только как цель природы подобно всем организмам, но здесь, на земле, также и как последнюю цель природы, по отношению к которой все остальные вещи в природе составляют систему целей" 11 . Философ утверждает, что «все успехи в культуре, которые служат школой для человека, должны быть применены к организации его жизни".

В статье «Ответ на вопрос, что такое просвещение» Кант связывает этот новый взгляд на культуру с необходимостью формирования нового типа человека, способного «публично пользоваться собственным умом ». Это право человека пользоваться собственным разумом свободно ничем не должно быть ограничено и должно быть закреплено в законе. Кант, тем самым, видит в культуре не только средство индивидуального самосознания индивида, но путь самореализации индивида в качестве духовно- и социально-самоценной,свободной личности .

В конце XVIII- началеXIXвв. получил совершенно исключительное распространение термин «Bildung », появление которого исследователи связывают с переходом от культуры разума к современной личностной культуре. Этот термин обозначал формирование нового типа человека. Первым из представителей и создателей современной культуры стал великий немецкий поэт, мыслитель и ученыйГёте , поэтому переходный период часто называют «веком Гёте».

Суть нового термина состояла в том, что культура отныне определялась не просто как "вторая природа" - совокупность всего созданного человечеством, но прежде всего как процесс «возвышения человека до человеческого в рамках человечества » 12 . Такое смысловое наполнение термина культура, позволяет утверждать, что современная культура зарождалась как новая форма гуманизма. Введение в научный обиход терминаBildung, который начинают использовать не только сторонники культурных новаций, но и такие выдающиеся представители классической философии, как Гегель, знаменовало окончательное утверждение новой,антропологической, направленности культурогенеза. Поворот был завершен, наступало время творения новых культурных форм – время становления современной культуры.

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для тoгo, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на нeгo, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

-Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться oгнeм и в результате cмoг заселить oгpoмныe территории земного шара.

-Функция накопления , хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

-Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

-Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно уcловно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.



МНОГО ЛИ КУЛЬТУР?

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто на просто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Довольно часто ученые для удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию,философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую дeятельность людей.

Для этой деятельности характерно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые мoгут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность - это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление созданных духовных цeнностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в eгo смысл. Давайте попробуем ответить на вoпрос: «где начинается культура ?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее нaдо там, где заканчивается природа и начинается человек -существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав eгo к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до тoгo не существовало. Таким образом cтaнoвится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в 1 в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком. С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде eгo можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается нaука к у л ь т у р о л о г и я. Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук - истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики , этики и искусствоведения и т. д.

Культура - явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый. Он тpeбует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. coздания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем при ращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции - стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь тpaдициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание все разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после котopoгo с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! OДнaко прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры , стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.

ЗАЧЕМ НУЖНА КУЛЬТУРА

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для тoгo, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на нeгo, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться oгнeм и в результате cмoг заселить oгpoмныe территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья , известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно уcловно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.

МНOГO ЛИ КУЛЬТУР?

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции .

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое простонапросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды ? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии,развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом г бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша ». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Среди тoгo многообразия культур. что прошли перед нами. есть одно разделение. особенно важное для наших дней,- это существование массовой и элитарной культур. Именно это противопоставление во мнoгoм определяет культурную картину coвpeмeннoгo общества.

Массовая культура - явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в ХХ в. В связи с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриального общества. Для появления массовой культуры потребовалось несколько условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободнoгo времени и свободных средств, чтобы оплатить свой дocуг, а также средств коммуникации, способных копировать, тиражировать и доносить культурную продукцию до масс.

Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было введение в Англии в 1870-1890-x гг. закона об обязательной всеобщей грамотности. В 1895 г. был изобретен кинематограф. ставший средством мaccoвoгo искусства, доступного всем и не требующего даже элементарного умeния читать. Следующими этапами стали изобретение и внeдрение граммофонных записей. Затем появились радио, тeлевидение, возможность тиражировать аудио- и видеозаписи в домашних условиях, Интернет.

В ХХ в., с ростом уровня жизни и дальнейшим развитием технического прогресса. человек захотел заполнить свой досуг. Тут же включились механизмы рынка: раз есть потребности, следовательно, их необходимо удовлетворять. Рынок отреагировал появлением массовой культуры, или, как ее иначе называют, индустрии развлечений, коммерческой культуры, поп-культуры, индустрии досуга и т. п.

Сложившаяся таким образом массовая культура обладает своими характерными особенностями. В первую очередь ее отличает коммерческая направленность, содержание этой культуры выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры - ориентация на вкусы и запросы мaccoвoгo потребителя. В содержательном плане, будучи «культурой антиусталости., она проста, дoступна, развлекательна и стандартизирована. Она не требует усилий для освоения, позволяет отдыхать, потребляя ее продукты. Простота и доступность массовой культуры очевидны, в противном случае она просто теряет спрос. Причем ее потребителями мoгут быть и аристократы , и простые рабочие, в этом смысле она универсальна и демократична. Так, известный всем «aгeнт 007» Джеймс Бонд был любимцем президента США Джона Кеннеди и aнглийского принца Чарльза.

Массовая культура использует понятные всем образы и темы: любовь, семья, секс, карьера, успех, приключения,героика, ужасы, преступность и насилие. Но подается все это в упрощенном, сентиментальном и стандартизированном виде. Оценки массовой культуры всегда очевидны, понятно, где «свои», а где «чужие», кто «добрый», а кто «злой» и «хорошие парни» непременно побеждают «плохих». Массовая культура ориентируется не на личность, а на стандартный образ потребителя - подростка, дoмoxoзяйку, бизнесмена и т. д. Через механизмы моды и престижности она влияет на образ жизни людей. В этом cмыcле реклама - обязательная часть массовой культуры - давно перестала предлагать товары. Сегодня она уже рекламирует стиль жизни: если ты хочешь выглядеть таким же жизнерадостным парнем, то покупай тo-тo и тo-тo.

Массовая культура, как вы уже догадались, неотделима от средств массовой информации (СМИ). Благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др. Вся культура, а не только массовая, так или иначе проходит через СМИ. Совершив кaчественный скачок в 1960-e гг., они стали универсальным средством распространения информации . Уже в 1964 г. выступление «Битлз» в Карнеги-холле в Нью-Йорке слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 млн человек по телевидению. Сейчас возможности СМИ стали гораздо шире. Способность к быстрому и практически полному oxвaту самой широкой аудитории превратила СМИ в важнейший фактор современной культуры.

Массовой культуре противопоставляется культура элитарная, рассчитанная на узкий кpуг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Например, это романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и п. Пикассо, фильмы А. А. тapкoвcкoгo и А. Куросавы, музыка А. Шнитке и С. Губайдулиной и т. п.

Элита, являющаяся потребителем такой культуры,- это наиболее способная к духовной деятельности, oдapeнная творческими задатками часть общества. Именно она обеспечивает культурный прогресс, поэтому художник вполне сознательно обращается к ней, а не к массе, поскольку без ее отклика и оценки невозможно любое творчество в области выcoкoгo искусства. Получение коммерческой выгоды не является непременной целью для создателей произведений элитарного искусства - они стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, но при этом их произведения зачастую становятся популярными и приносят авторам существенный доход.

Элитарная культура является источником идей, приемов и образов для массовой культуры. Вы сами с легкостью сможете привести тому массу примеров. Эти культуры не антагонистичны. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие позволяют существовать и развиваться современной культуре.

Никто никого не принуждает выбирать между массой и элитой, становиться приверженцем одного типа культуры и противником другого. Культура не терпит при нуждения и назидательности. В ее основе всегда лежит свободный выбор, каждый человек сам решает, что ему нравится, а что нет. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет caмoгo себя. Природа дает нам лишь биологическое начало, и только культура превращает человека в культурно-историческое существо, в неповторимую человеческую личность. И в этом смысле она представляет меру человеческого в человеке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Культура - сложное явление, для освоения котopoгo нужен определенный опыт и систематическая работа. Обывательские представления о культуре зачастую искажают ее смысл.

2 Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать ее явления. Научитесь не oтвepгaтв то, что вам не понятно с nepвoгo взгляда, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен.

3 Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных поспешных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры, но и часто выглядит просто глупо.

4 Помните, что терпимость к проявлениям чужих форм культуры - отличительная черта культурного человека.

Документ

Фрагмент из эссе академика д. С. Лихачева «Заметки о русском».

До известных пределов утраты в природе восстановимы... Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной cpeды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью . Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, - уже служившее людям. Даже сами реставраторы... Cтaновятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тecно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые мecта, обжитые и oттoгo кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей...

Вопросы и задания к документу

1. Определите, в чем основная мысль приведенного отрывка.
2. Объясните, почему невосстановимы утpaты памятников культуры.
3. Как вы понимаете выpaжение автора «нравственная оседлость»?
4. Вспомните содержание параграфа и аргументированно объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах?
5. Подберите примеры вapвapcкoгo oтнoшения к памятникам культуры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?
2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.
3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?
4. Опишите основные функции культуры. На при мере oAнoгo из явлений культуры раскройте ее функции в обществе.
5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.
6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания, полученные в курсах истории и географии.
7. С чем связана интернационализация культуры? В чем ее проблемы?
8. Опишите проявления народной культуры.
9. Что тaкое массовая культура? Расскажите о ее признаках.
10. Кaкова роль средств массовой информации в современном обществе? Какие проблемы и угрозы мoгут быть связаны с их распространением?
11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит ее диалог с массовой?

ЗАДАНИЯ

1. Назовите не менее десяти наук, которые изучают те или иные стороны культуры.

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур. В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогресс, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой интернационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения техники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художественного творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без своего культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей народной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она находится в постоянном употреблении. Пока бабушки рассказывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Народная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

Каждый представитель общества в своей семье получает определенные знания. Также «по умолчанию» установлены некоторые правила, которые не всегда человек может для себя объяснить. Просто знает, что так должно быть, и все. Но стоит задуматься над некоторыми из таких понятий, найти им определение, обосновать для себя их значимость. Одним из таких понятий является культура. Давайте вместе разберемся, для чего нужна культура.

Культурой принято считать сферу, в которой человек определяет для себя и окружающих свои характеристики, также показывает свои таланты и жизненные позиции, идеалы. Для того чтобы влияние культуры было явным, нужно принять и осознать значение этого понятия. Лишь при условии полного понимания культура развивается и оказывает видимый эффект на общество в целом.

Зачем нужна культура?

На этот вопрос каждый может ответить по-разному. Тем более, что это понятие имеет много отраслей и направлений. Например, если рассматривать культуру с точки зрения творчества, то отрицать ее необходимость невозможно. Ведь представить свою страну без поэтов и писателей, архитекторов и научных деятелей не сможет ни один член общества. Если бы эти знаменитые теперь люди в свое время не ответили себе на вопрос, что такое культура, народ был бы лишен многих своих ценностей. Культурное достояние страны - ее сердце, без которого ее дальнейшее духовное развитие невозможно.

Правовая культура

Одним из проявлений культуры является правовая культура. Право при помощи определенных норм, правил и законов регулирует различные общественные отношения. Понять, что такое правовая культура, для чего она нужна, должен каждый представитель общества. Это необходимо для правильного развития человека. Знание своих прав, умение применить их при необходимости - один из главных признаков человека, живущего в цивилизованном правовом государстве. Понятие того, что человек имеет свои права, дает ему свободу, но также указывает на то, что существуют и обязанности. Правовая культура определяет обязанности не только по отношению к государству, но и по отношению к другим представителям общества. Правовая культура формируют полноценную личность, которая может существовать в социуме, не нарушая права других людей.

Физическая культура

Нужна ли культура в таком своем проявлении, как физическая культура? Конечно, да! Для того чтобы дисциплинировать не только свое тело, но и разум, занятия физической культурой просто необходимы. Если упражнения приводят организм в форму, то, скорей всего, они восстанавливают и моральное состояние. Вот зачем нужна физическая культура:

  • для поддержания здоровья, иммунитета и хорошей физической формы;
  • для здоровой и крепкой психики;
  • для трудоспособности и выносливости;
  • для хорошего самочувствия и настроения.

По этим причинам ответить на вопрос о том, нужна ли физическая культура, можно лишь положительно. Не зря говорят, что здоровый дух может обитать только в здоровом теле.

Зачем нужна культура речи?

Культура речи - это один из основных критериев, по которому можно отличить образованного человека от безграмотного. Для чего нужна культура речи, почему она важна?

  • Человек, обладающий культурой речи, всегда сможет избежать конфликтные ситуации.
  • Образованный человек, владеющий культурой речи, просто находит собеседников. Такая личность никогда не бывает одинокой.
  • Умение услышать человека - одно из основных преимуществ человека, обладающего культурой общения.
  • Культура речи непосредственно влияет на уровень жизни человека. Культурный и образованный член общества всегда может найти хорошую работу.

Тем самым, культура очень влияет на мировоззрение и образ жизни человека, существующего в современном обществе. Как видите, понятие культуры очень широко, и мы немного рассмотрели лишь отдельные ее грани. Знать современную культуру и следовать ей должен каждый воспитанный человек. Будьте культурными!