Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Попал в яму на дороге мои действия. Что делать, если попал в яму на дороге. Какие повреждения дороги допустимы

Увеличилось втрое. Такие данные привел в эфире «Милицейской волны» заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Олег Понарьин. За зиму дорожное полотно износилось, а с самого начала весны на магистралях и во дворах появилось огромное количество ям.

Чиновники Минтранса обещают реагировать на обращения граждан через мобильное приложение «Карта убитых дорог», которое вскоре будет интегрировано с информационной системой ведомства. Но обращаться за возмещением стоимости ремонта поврежденного в автомобиля по-прежнему придется самостоятельно.

Какие ямы считаются допустимыми

С сентября прошлого года в России действует обновленный ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры и временные рамки на устранение повреждений покрытия. Яма может иметь длину не более 15 см, глубину — не более 5 см, площадь — не более 60 кв. сантиметров. Если превышен любой из параметров, попавший в яму автомобилист имеет право на компенсацию от дорожников. Кроме того, закон регламентирует и четкие временные рамки на устранение повреждений покрытия: от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги.

Также ГОСТ регламентирует допустимые глубину и длину колеи (2 см и 7 м соответственно на участке полосы движения длиной 100 метров). Такие колеи должны устраняться в срок от 5 до 14 суток.

Что может случиться при попадании в яму

Чаще всего от повреждений дорожного покрытия страдают диски и шины. Стоимость правки стальных составляет несколько сотен рублей, а в случае с легкосплавными счет идет на тысячи. Например, в специализированных сервисах группы РЛД ремонт осевого смещения 17-дюймового диска обойдется в 2200 руб., а ремонт бокового повреждения колеса той же размерности — 2500 рублей. При этом фирменный колесный диск размерностью 17 дюймов может стоить от 10 до 20 тыс. рублей.

В более тяжелых случаях, объясняет технический эксперт сервиса CarFix Олег Чирков, можно повредить элементы подвески. «В зависимости от силы удара могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора, рычаг и верхняя опора амортизатора, ШРУС, рулевой наконечник и тяга, а также рулевая рейка», — говорит специалист.

Замена рычага или ШРУСа обойдется в сумму от 2000 руб., амортизатора — около 1500 руб., рулевой рейки — от 3000 до 7000 руб. в зависимости от конструкции узла. Общая сумма ремонта с учетом запчастей может достигать нескольких сотен тысяч.


Как правильно оформить ДТП

Автоюрист Сергей Смирнов утверждает, что оформлять повреждения автомобиля нужно так же, как при любом другом , но справок и документов при этом может потребоваться больше. Необходимо вызвать сотрудников ДПС, попытаться найти свидетелей и сделать фотографии места аварии.

«Дополнительно составляется протокол осмотра проезжей части, дорога и знаки проверяются на соответствие техническим стандартам. Если, например, размер ямы не соответствует ГОСТу или отсутствуют знаки, гаишники, как правило, сразу выносят решение о виновности дорожных служб. Они должны вынести постановление о привлечении к ответственности должностного лица или организации», — объясняет Смирнов.

Юрист рекомендует обязательно сделать фотографии места ДТП и упомянуть их наличие в описании ДТП с указанием места и времени съемки. Также инспектор должен зафиксировать данные об освещенности участка, наличии предупредительных знаков и ограждений при проведении ремонтных работ. Пострадавшему нужно получить копии этих документов — они понадобятся при обращении за возмещением.

Следующий этап — при помощи эксперта нужно определить размер ущерба, причем на осмотр необходимо вызвать телеграммой представителей ответственной организации. Другой вариант — составить иск после ремонта с суммой фактически понесенных затрат, которые должны подтверждаться документами, но в этом случае ответчик вправе оспорить сумму.


Можно ли обойтись без оформления аварии

Применить при отсутствии другого участника ДТП не получится, утверждает Сергей Смирнов. А вот ждать сотрудников ГИБДД на месте необязательно, добавляет юрист: «Сотрудники ДПС стараются не выезжать на простые аварии. Водитель может самостоятельно все зафиксировать, составить схему и сфотографировать место ДТП. Хорошо, если с собой окажется линейка или рулетка для измерения размеров ямы».

После зарисовки и фотографирования водитель должен отправиться на ближайший или в дежурную часть ГИБДД. При наличии полиса каско все зависит от условий договора, добавляет Смирнов. Юрист напоминает, что совсем без справок страховщики обычно возмещают либо самые простые повреждения, либо делают ремонт только одного кузовного элемента, а при попадании в яму часто возникают скрытые повреждения. Кроме того, договор страхования часто не покрывает повреждения шин и дисков.


Куда обращаться за возмещением

Информацию о том, кто именно владеет дорогой, должны предоставить сотрудники ГИБДД, утверждает юрист. «Это может быть, например, местное жилхозяйство, федеральные трассы находятся в ведении Росавтодора, а за платные магистрали отвечает госкомпания «Автодор». Незакрытый или сломанный люк — зона ответственности Водоканала, переезды обслуживает РЖД», — перечисляет варианты Смирнов.

Требование о возмещении ущерба нужно направить именно той организации, в зоне ответственности которой произошло ДТП. Она может возместить ущерб как сама, так и через страховую компанию, в которой застрахована ответственность компании. Если же пострадавший имеет полис каско, то обращаться ему нужно к своему страховщику, который возьмет на себя дальнейшие хлопоты по разбирательству с ответчиком.

Если виновник не отвечает на претензии, придется обращаться в суд. Помимо справки о ДТП, акта осмотра дорожного полотна и результатов технической экспертизы, в суд нужно будет отправить исковое заявление и копию претензии, на которую ответчик не отреагировал.


Могут ли водителя признать виновником ДТП

В спорах с дорожными службами, рассказывает юрист, последние могут ссылаться на нарушение водителем пункта 10.1 ПДД, который предписывает ехать с учетом состояния дорожного полотна. Но для того, чтобы доказать вину водителя, необходимо проведение трасологической экспертизы, которая покажет, имел он техническую возможность избежать аварии или нет.

На практике, отмечает Сергей Смирнов, вину водителя доказать сложно, но подобные споры часто приводят к компромиссным судебным решениям. «Показания трасологической экспертизы, доказывающие, что водитель явно не учитывал дорожную обстановку и мог избежать аварии, заставят суд пересмотреть сумму выплаты. Скажем, если сумма ущерба машине составила 100 тыс., то суд может присудить к выплате лишь половину», — объясняет юрист.

Дороги во многих российских городах являются некачественными, поэтому нередко на них появляются многочисленные крупные ямы. Это нередко приводит к тому, что если водители двигаются по дороге со скоростью, превышающей 50 км/ч, то они могут попасть в яму и серьезно повредить колесо или другие части автомобиля.

Хотя дорожные службы постоянно проводят ремонтные работы и ограждают наиболее опасные участки, такие случаи встречаются достаточно часто.

В ГОСТе имеются определенные нормативы, при соответствии которых допускается наличие на дороге определенных ям.

Допустимыми параметрами ям являются:

  • ее длина должна находиться в пределах 15 см;
  • ширина не должна превышать 60 см;
  • глубина должна быть не больше 5 см.

Нормативы на повреждения на дорогах. Фото: b1.m24.ru

Если имеющаяся на дороге яма соответствует вышеуказанным условиям, то она может находиться на покрытии до того момента, пока не будет увеличена в размерах, поэтому придется ее заделывать, на что дается не больше 10 дней.

Важно! Срок, в течение которого устраняются ямы, зависит от многих факторов, так как на это влияет загруженность дорожной службы, влажность покрытия на дороге и другие критерии.

Также этот ГОСТ содержит данные о рельсах железной дороги или трамвайных путей, так как не допускается, чтобы какие-либо элементы из металла были выше покрытия больше, чем на 2 см, а иначе дается всего два дня дорожным службам, чтобы устранить проблему.

Крышки, располагаемые на канализационных ямах, должны при повреждении заменяться в течение трех часов, а максимум на это дается все один день.

Но в большинстве ситуаций данная проблема устранятся в течение более длительного промежутка времени.

Что делать, если попали в яму на дороге? Смотрите видео:

Условия, при которых можно обращаться в страховую

Как подать иск в суд

Если добровольно вопрос решить не получается, то подается иск в суд. Образец искового заявления в суд на дорожников можно скачать ниже бесплатно.

Для этого уплачивается госпошлина, размер которой зависит от стоимости ремонта:

  • до 20 тыс. руб. – 4% от стоимости иска, но не меньше 400 руб.;
  • от 20 до 100 тыс. руб. – 800 руб. + 3%;
  • от 100 до 200 тыс. руб. – 3,2 тыс. руб. + 2%;
  • от 200 тыс. руб. до 1 млн. руб. – 5,2 тыс. руб. + 1%;
  • свыше 1 млн. руб. – 13,2 тыс. руб. + 0,5%.

Если суд выигрывает истец, то эта сумма взыскивается с ответчика, но первоначально истец должен оплатить ее самостоятельно.

К иску и квитанции прикладываются документы о ДТП и отчет, выданный независимым экспертом.

Как не попасть в яму

Чтобы не возникало необходимости судиться с дорожными службами, сами водители должны быть аккуратными на дороге, а также пользоваться определенными советами, предотвращающими возможное попадание в яму.

К ним относится:

  • весной надо быть особенно осторожным во время управления машиной, так как в это время обычно на дороге имеется много ям;
  • при наличии воды на дороге надо уменьшить скорость;
  • не надо объезжать яму после непосредственного приближения к ней, поэтому важно совершить маневр заранее.

Таким образом, попадание в яму – это ДТП, при котором может наноситься серьезный вред машине.

Он может быть компенсирован дорожными службами, если грамотно оформить происшествие, правильно составить иск и подготовить другие документы.

Обычно такие судебные разбирательства заканчиваются тем, что суд становится на сторону истца.

Крылатая фраза о том, что в России есть две: беды дураки и дороги, актуальна и по сей день. И если с первым еще можно поспорить, то со второй проблемой не получится. Каждый год, особенно весной, на отечественных дорогах можно видеть ямы различной глубины и ширины. Как результат разорванные колеса, погнутая ось, диск, пробитая подвеска, оторванный бампер, глушитель.

Несчастные автомобилисты с расстроенным лицом подсчитывают стоимость предстоящего ремонта и на чем свет клянут дорожные службы, которые летом приводили дороги в порядок и латали ямы. Но видно, то ли битум не тот, асфальтная крошка не та, то ли дождей осенью много было, то ли морозы жуткие зимой стояли, то ли машины слишком тяжелые ездили — вот и не выдержало дорожное покрытие.

Непобедимые ямы вернулись снова, а вместе с ними и риск повреждения транспортного средства. Можно ли найти виновных и призвать к ответу? Есть ли выход?

Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить вероятность повреждения автомобиля:

  • Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
  • Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
  • Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.

Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.

Попадание в яму — это ДТП или нет

Правила дорожного движения РФ пункт 1.2 дают следующее определение ДТП: «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

В результате дорожного дефекта машина получила повреждение, вам как владельцу нанесен материальный вред. Этот случай полностью попадает под определение ДТП. Из-за того, что дорожное происшествие произошло не в результате столкновения двух транспортных средств и отсутствует вторая сторона происшествия без приезда сотрудников ГИБДД не обойтись (правило евро-протокола). Поэтому смело звоним по номеру 112 и ожидаем их приезда.

Инспектор ГИБДД должен сделать необходимые замеры ямы, ее длины, ширины, глубины. И если хотя бы один из параметров будет выше максимально допустимых по закону, то можно (и нужно!) привлечь виновную организацию, должностные лица дорожных эксплуатационных организаций к ответственности (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 12.34).

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) и возмещению понесенного водителем ущерба.(Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 1064.Общие основания ответственности за причинение вреда).

Что считается ямой на проезжей части дороги

Допустимые размеры ям на дорожном полотне регламентируются Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221)

Пункт 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

Канализационные люки должны быть все плотны закрыты. Согласно 3.1.10 Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. Разбитые крышки, решетки в обязательном порядке должны быть обозначены и ограждены соответствующими дорожными знаками, заменены на пригодные в течении не более трех часов.

Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна

Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:

  • Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
  • На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
  • Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
  • Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
  • Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
  • Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
  • Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.

Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.

В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ. Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Страховые выплаты за ущерб ТС

Тип страховки определит дальнейшие действия. Хорошо, если у вас КАСКО. Тогда, получив справку о ДТП на месте происшествия или в отделе ДПС нужно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.

Сложнее, если у вас полис ОСАГО. Придется воспользоваться услугами независимой страховой компании. Ее эксперты установят повреждения и сделают калькуляцию их устранения. Причем, ремонт машины придется отложить до момента окончания экспертизы, а в случае обращения в суд, — до получения судебного решения.

Кто несет ответственность за трещины и выбоины на дорогах

Следующий шаг — определить организацию, обслуживающую данный участок дороги. Информацию можно получить или у сотрудника, оформляющего ДТП, или у инспектора ГИБДД по организации движения. В крайнем случае, обратиться в районную администрацию. Будьте готовы к тому, что ответственное юридическое лицо вы найдете не сразу и с этим возможны трудности. Никто не захочет отвечать и будет «переводить стрелки».

Когда реквизиты виновной организации будут установлены, необходимо вызвать ее представителя для участия в проведения экспертизы транспортного средства. Обязательно сделать это письмом или телеграммой с уведомлением.

Отсутствие уведомленных представителей на экспертизе никак не повлияет на ее правомерность, а вот в суде может дать преимущество потерпевшей стороне. Конечно, виновник происшествия может не согласиться с результатами заключения экспертов, это его право. Собирайте материалы, все фиксируйте и пишите досудебную претензию.

Если положенная вам сумма не велика, то есть шанс получить ее спокойно, без обращения в судебные инстанции. Если нет, ремонт автомобиля придется отложить до окончания судебного процесса (возможно назначение дополнительной экспертизы).

И хотя в 90% случаев закон оказывается на стороне водителей, многие предпочитают не обращаться за правосудием. Слишком много сил, времени это отнимает, проще самому заменить колесо или диск. Такая безнаказанность отвратительной работы дорожных служб и приводит к грустному постоянству ям на наших дорогах.

Проведение независимой экспертизы ущерба ТС

После того, как нашли ответчика, необходимо установить размер нанесенного ущерба — сделать независимую техническую экспертизу (сейчас много таких учреждений, оказывающих такие услуги).

Ее осуществляют в присутствии представителей обвиняемой стороны, о чем руководство организации извещают письмом с указанием места и времени ее проведения. Важен факт получения приглашения, поэтому письмо должно быть заказным с уведомлением. А вот придет представитель на экспертизу или нет – для потерпевшей стороны не важно.

Как возместить ущерб

Для того что бы быть твердо уверенным в возмещении ущерба через суд необходимо собрать пакет документов, гарантировано подтверждающий вину дорожных служб. Для этого вызываем экипаж ГИБДД, позвонив на бесплатный номер 112. В ожидании их приезда нужно найти свидетелей происшествия, записать их контактные данные и показания, сделать фотографии выбоины, прилегающей территории, повреждений транспорта с разных сторон.

После приезда ГИБДД и составления протокола, проверьте правильность и достоверность указанных в нем сведений. Особое внимание обратите на размеры ямы, именно они будут решающим фактором в суде.

Взыскание стоимости ремонта ТС через суд

Процедура обращения в суд предполагает добровольное возмещение ущерба ответчиком. Для этого потерпевшая сторона отправляет заказным письмом с уведомлением (обязательно) досудебное требование (необходимо приложить копии материалов по делу). Если в течение указанного в претензии времени материальный ущерб не будет возмещен, можно обращаться в суд, при этом придется заплатить госпошлину.

Дату проведения судебного процесса назначит секретарь. Он же письменно уведомит об этом вас и вашего ответчика. Защищать свои интересы можно, воспользовавшись помощью юриста, или представлять себя на судебном разбирательстве самим. Все зависит от степени уверенности в себе и знания закона. В случае положительного решения суда, все расходы по госпошлине, независимой технической экспертизе, услугам адвоката полностью возместит сторона ответчика.

Суда можно было бы избежать, если бы машина была застрахована по полису КАСКО. Тогда для возмещения ущерба достаточно получить справку о дорожном происшествии из ГИБДД. При определенных условиях договора, даже она не понадобилась бы!

Госпошлина при взыскании ущерба ТС через суд

Для обращения в суд за взысканием с ответчика суммы понесенного ущерба необходимо собрать документы о ДТП, получить результаты независимой технической экспертизы, оплатить государственную пошлину.

Ее размер определяет Налоговый Кодекс РФ (Часть 2, Раздел VIII, Глава 25.3):

  • до 20000 руб. — 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
  • от 20001 руб. до 100000 руб. — 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20000 руб.;
  • от 100001 руб. до 200000 руб. — 3200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100000 руб.;
  • от 200001 руб. до 1 000000 руб. — 5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200000 руб.;
  • свыше 1 000000 руб. — 13200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.

Реквизиты для оплаты госпошлины можно найти на сайте суда, в который подаются документы, ее уплата истцом (потерпевшей стороной) является обязательной. Госпошлина будет возвращена ответчиком вместе с другими расходами в случае положительного решения суда.

Как правило, при обращении в суд, правосудие оказывается на стороне водителей. Денежный ущерб за повреждения, затраты на экспертизу и судебный процесс полостью возвращаются. Финансовая сторона вопроса решается удовлетворительно. Но нужно быть готовым к тому, что потерпевший не сможет отремонтировать и ездить на машине до вынесения решения суда.

Водитель вынужден будет потратить большое количество времени и сил на сбор документов, определение ответчика, проведение экспертизы, поэтому можно понять тех, кто при незначительном ущербе, решает проблему самостоятельно. Не ищет виновных и не призывает к ответственности. Возможно, поэтому на наших дорогах ямы будут еще очень долго «радовать» глаза водителей и вызывать их «веселые» реплики.

Нередко водителям приходится сталкиваться с ямами на дороге. При этом многие случаи заканчиваются причинением ущерба автомобилю. Что делать в таком случае? Куда жаловаться, если попал в яму на дороге и пробил колесо?

Когда повреждения дороги считают допустимыми?

Государство разработало специальный ГОСТ, по которому определяется, является ли повреждение дороги нормой или уже требуются ремонтные работы. Допустимыми считаются ямы, которые имеют следующие параметры:

  • Длина не более 15 см.
  • Ширина менее 60 см.
  • Глубина не больше 5 см.

Если на дороге образуется углубление с параметрами, не соответствующими ГОСТу, то дорожные службы обязаны устранить его в течение 10 дней. Точный срок зависит от загруженности конкретной дороги, ее важности и иных параметров. Также они обязаны устранять лед на проезжей части в течение 4-6 часов.

Отдельное внимание стоит уделить канализационным ямам. Нередко крышки с них слетают, и водители попадают колесами в них, что влечет значительные повреждения. За люками требуется следить особенно тщательно. Нарушения должны быть устранены в течение 3 часов, максимум на протяжении дня.

Данные положения законодательства важно знать всем водителям, чтобы суметь отстоять свою правоту при возникновении конфликтных ситуаций.

Когда и куда жаловаться?

Жаловаться на работу дорожных служб можно, если водитель попал в яму, которая по своим размерам считается недопустимой. Перед тем, как подавать жалобу или писать претензию, следует выполнить некоторые действия. Стоит рассмотреть процедуру подробнее.

Поиск свидетелей

Если дорога оживленная, то найти свидетелей не составит труда. Следует собрать как можно больше показаний, подтверждающих, что состояние дороги не отвечает требованиям ГОСТ. Важно найти именно очевидцев происшествия, которые видели, как все произошло, с какой скоростью двигался водитель, соблюдал ли правила ПДД.

Также свидетели должны подтвердить, что повреждения на машине возникли именно по причине попадания в углубление дорожного покрытия.

Фиксация места происшествия


Место ДТП важно зафиксировать с помощью камеры. Можно сделать, как фотографии, так и видеозапись. Снять можно с помощью любого аппарата. Обычно под рукой всегда оказывается телефон. Но лучше если будет отдельная камера, которая на фото показывает дату съемки.

Нужно сделать фото на средней дистанции. Это позволит запечатлеть сведения о длине тормозного пути, присутствии в близости знаков. Также сфотографировать вблизи, чтобы было максимально отображено состояние дорожного покрытия.

При фотографировании необходимо обязательно установить знаки аварийной остановки!

Вызов сотрудников ГИБДД

После фиксации происшествия следует вызвать сотрудников ГИБДД. Иногда водители сталкиваются с тем, что работники инспекции отказываются выезжать на место ДТП и предлагают зафиксировать все самостоятельно. В этом случае следует записать ФИО, должность инспектора и подать жалобу на него в вышестоящие инстанции.

До приезда сотрудников ГИБДД требуется находиться на месте, уезжать никуда нельзя. Важно проконтролировать действия работников, передать им собранные показания свидетелей. Особенно нужно проследить за составлением протокола, чтобы в нем были отображены достоверные сведения.

Оценка причиненного ущерба

Перед тем, как требовать возмещения ущерба из-за ямы на дороге, нужно оценить размер причиненного вреда. Для этого следует обратиться к оценщику. Можно выбрать любого на свое усмотрение, подобных организаций существует множество. К эксперту есть смысл обращаться, если ущерб тяжелый.

Если же проблема только в поврежденной резине или деформированных дисках, то можно самостоятельно оценить степень вреда и стоимость ремонта.

При обращении в оценочную компанию заключается договор, после чего оплачиваются услуги эксперта. Затем проводится непосредственно оценка повреждений автомобиля, на основании чего выносится заключение. В нем должна обязательно стоять подпись оценщика.

Обращение в дорожную службу


Зная стоимость предстоящего ремонта, можно смело идти к виновнику ДТП – дорожной службе. В первую очередь следует попытаться решить вопрос без привлечения судебного органа. Требуется направить претензию дорожникам с просьбой возместить ущерб добровольно.

Подача иска в суд

Если дорожная служба не признает свою вину и отказывается возмещать вред, причиненный из-за их недобросовестного отношения к исполнению своих обязанностей. Суду нужно представить все собранные доказательства, можно также привлечь юриста, который грамотно отстоит права своего клиента.

Если суд вынесет решение в пользу пострадавшего лица, то виновник должен будет возместить ущерб в полном объеме.

Что нужно учитывать?

При фиксации места происшествия и доказывании своей правоты в суде нужно обязательно учесть то, что плохое состояние дороги еще не является гарантией того, что водителю возместят компенсацию ущерба. Здесь очень важно доказать, что водитель выполнил все необходимые действия по предотвращению ДТП.

Если не будет достаточно доказательств, дорожная служба может обвинить владельца машины в том, что он не соблюдал необходимый режим движения, превышал скорость, был невнимателен при движении, притормозил слишком поздно и так далее. В результате никто ничего не выплатит.

Ведь правила дорожного движения гласят, что при плохом состоянии дорожного покрытия требуется соблюдать определенные ограничения по скорости. Во время движения водитель должен максимально оценивать дорогу. Если наблюдается впереди яма, автомобилист должен своевременно сбавить скорость и объехать препятствие.

Если же водитель не соблюдал осторожность да еще и нарушал ПДД, то в суде это сыграет не в пользу пострадавшего. Тогда компенсации ущерба можно не ждать.

Водителю важно доказать, что он предпринял все меры по предотвращению ДТП, но это не помогло. Либо доказать, что углубление невозможно было заметить вследствие погодных условий или из-за движения в темное время суток. К примеру, шел дождь, и яму залило, из-за чего ее не было видно.

Как избежать попадания в яму?


Лучше предупредить попадание в яму на дороге, чем потом тратить время и нервы на доказывание своей правоты. К тому же не всегда удается добиться возмещения причиненного ущерба. Поэтому следует соблюдать следующие рекомендации:

  • Ездить внимательно, оценивая состояние дороги. Это позволит своевременно выявить углубление и объехать его.
  • При дождливой погоде нужно двигаться на небольшой скорости, так как ямки заполняются водой, и их становится сложно заметить.
  • Не следует пытаться объехать яму в последний момент. В противном случае повреждения не избежать.
  • Держать дистанцию между машинами побольше, особенно при плохих погодных условиях.

Такие простые правила помогут предотвратить дорожное происшествие. Если же аварии избежать не удалось, то нужно все зафиксировать и потребовать возмещения вреда.

ВОПРОС ОТВЕТ
Да, если эта яма не обозначена знаками.
В протоколе ГАИ должно быть зафиксировано:
— отсутствие предупреждений у опасной ямы;
— указание размеров ямы в схеме ДТП;
— наличие двух понятых.
Да, это необходимо для установления ответчика в случае судебного процесса.
Обращаться в прокуратуру и в суд.
— получить в ГАИ документы о факте происшествия;
— заказать экспертизу для оценки ущерба и уведомить о ее дате виновного;
— на основании заключения экспертизы написать письмо с требованием добровольного перечисления компенсации;
— если виновный не удовлетворит требование в течение месяца, можно подавать в суд.

Дорожное покрытие во многих российских городах зачастую не отличается высоким качеством, которое снижается ещё больше на участках, удалённых от центральных магистралей.

Существенную опасность представляют собой ямы и выбоины, появляющиеся в сезон дождей из-за воздействия влаги и резких температурных перепадов.

Такие дефекты образуются очень быстро, буквально в течение суток, и поездка даже по хорошо знакомой трассе рискует обернуться повреждением автомобиля.

Попадание в яму — это ДТП или нет?

Согласно пункту 1.2 ПДД, дорожно-транспортным происшествием называется событие, произошедшее в процессе перемещения по дороге транспорта и с его участием в результате которого пострадали люди или был причинён материальный ущерб автотранспортному средству, строениям или грузам.

Так как автомобиль до въезда в дорожную яму совершал движение и в результате дефекта полотна получил различные механические повреждения, то подобный случай подпадает под определение ДТП.

Последствиями такой аварии могут стать пробитые колёса, погнутые диски, оторванный бампер или глушитель, сломанная подвеска, повреждения в двигателе, о которых сигнализирует загоревшийся чек, вмятины и царапины на кузове.

Не каждый просадок, выбоина, насыпь, канава или открытый люк могут стать поводом для взыскания компенсации. Предельное значение характеристик эксплуатационного состояния дорожного полотна устанавливает в России ГОСТ. Его требования определяют, что ямы не должны быть больше 15 см. длиной, 60 см. шириной и 5 см. глубиной. Превышающий эти параметры дефект обязан быть устранён дорожной службой в течение 10 суток.

Доказательства для суда

Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.

Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.

На фотографиях важно отобразить:

  • координаты места аварии (название улицы, номер дома);
  • пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
  • все видимые механические повреждения;
  • дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
  • общее состояние дороги, тормозной путь;
  • отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.


Фотографировать лучше всего с разных ракурсов и расстояний. Как показывает практика, предоставление суду чётких подробных фотографий с места ДТП увеличивает шансы на возмещение ущерба за повреждённый автомобиль или вред, нанесённый здоровью граждан.

Нужно ли вызывать ГИБДД

Водитель, попавший в дорожно-транспортное происшествие из-за дефекта покрытия на трассе должен выполнить ряд мер, которые определены Правилами дорожного движения.

А именно:

  • незамедлительно остановить транспортное средство, задействовать световую сигнализацию и установить знак аварийной остановки;
  • позвонить в ГИБДД и проинформировав о случившемся, оставаться на месте до прибытия патруля ДПС.

Приехавшие сотрудники дорожной полиции обязаны зафиксировать происшествие, составить схему аварии, замерить яму. Если размеры помехи не соответствуют ГОСТ, инспектор должен составить акт о выявлении недостатков в содержании дороги для последующего привлечения виноватых в халатности дорожников или должностных лиц к административной ответственности.

При необходимости инспекторы ГИБДД могут помочь с контактами организации, на которую будет выписываться штраф.

К протоколу, составленному инспектором, в обязательном порядке должна прилагаться объяснительная водителя. В ней важно указать тот факт, что препятствие, ставшее причиной аварии, возникло внезапно и не смотря на все принятые автомобилистом меры, избежать наезда не удалось.

Свидетели

Если в результате происшествия никто из людей не пострадал, водитель должен сразу же обеспокоится вопросом поиска и сбора доказательств вины работников дорожной службы. Необходимо опросить других водителей, пассажиров или случайных прохожих, находившихся в определённый временной промежуток поблизости и записать их координаты.

На суде свидетели смогут обрисовать общую картину случившегося, подтвердить сведения о том, что автолюбитель ехал с допустимой на данном участке дороги скоростью, соблюдая ПДД. Охарактеризовать действия участника ДТП и сотрудников автоинспекции.


Если не удалось найти очевидцев самого момента происшествия, то можно привлечь свидетелей, способных подтвердить последствия аварии.

Обращение в дорожную службу

Согласно Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автодорог, ответственными за их состояние, являются исполнительные органы государственной власти, администрация муниципальных образований, юридические и физические лица.

Отвечать за причинение ущерба из-за некачественного дорожного покрытия могут также обслуживающие организации, работающие по контракту с федеральной или местной администрацией.

К установленному виновнику необходимо обратиться с претензией на возмещение ущерба, причинённого автомобилю по причине неудовлетворительного состояния полотна и уведомлением о проведении независимой экспертизы.

На кого подавать в суд

Для того чтобы получить информацию о службе, отвечающей за содержание конкретного участка дороги, следует обратиться к сотруднику ГИБДД, составлявшему протокол. При подаче иска в судебные органы важно выяснить фактический, юридический адреса организации, её полное наименование, должность и контактные данные компетентного представителя.

Если инспектор по каким-либо причинам отказывается выдавать нужные сведения, допустимым будет обращение с жалобой в прокуратуру. Её работники не только истребуют всю необходимую информацию, но и самостоятельно направят дело в суд.

Чаще всего судиться приходиться с районной администрацией или дорожной службой, которые иногда становятся соответчиками в рамках одного дела. В этом случае, суд сам определит кто конкретно будет компенсировать ущерб.

Независимая экспертиза

После нахождения ответчика, важно установить размер причинённого ущерба с помощью независимой технической экспертизы. Эта процедура осуществляется в присутствии представителя ответчика. Организация должна быть заранее оповещена заказным письмом или телеграммой с последующим уведомлением о получении. Осмотр проводят в автосервисе или гараже, в котором есть условия для выявления явных и скрытых дефектов.


Результаты осмотра повреждённого транспортного средства экспертом отражаются в специальном акте, в котором указывается приблизительная сумма стоимости ремонта автомобиля. В документе должны стоять подписи всех присутствующих при экспертизе лиц.

Если водить попал в яму на дороге и только пробил колесо или погнул диск, то привлекать оценщика не обязательно. Достаточно взять у сотрудника дорожной полиции справку с описанием причинённого в аварии ущерба.

Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование проводится уже после процедуры оценки повреждений «поймавшего» дорожную яму автомобиля. Требование о добровольном возмещении вреда необходимо направить в ответственную за происшествие организацию заказным письмом с приложением копий документов о ДТП и актом осмотра. На этом этапе помимо компенсации за повреждение машины, можно требовать и оплату за проведение независимой экспертизы.

Как показывает практика, досудебное урегулирование спора с дорожными службами происходит редко. Защитить свои права и отсудить положенную компенсацию можно подав исковое заявление в компетентные органы.

Взыскание через суд

В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск подаётся в суд общей юрисдикции по месту нахождения организации-ответчика или её филиала. При этом потребуется оплатить госпошлину в размере, зависящем от стоимости иска, но не менее 400 рублей. Эта сумма, если дело будет выиграно, взыскивается с ответчика.

В заявлении указывается наименование судебного органа, персональные данные сторон процесса, обстоятельства произошедшего с описанием причинённого вреда, доказательства правомерности претензий, требования и цена иска.

К прошению необходимо приложить следующие документы:

  • справку о факте ДТП из полиции;
  • протокол, составленный сотрудником ГИБДД на месте происшествия;
  • постановление об административном правонарушении;
  • акт оценки полученного материального ущерба;
  • копию досудебной претензии;
  • фотографии повреждённого транспортного средства и дорожного покрытия;
  • свидетельские показания;
  • чеки на эвакуацию автомобиля, почтовые и иные расходы, квитанцию об оплате госпошлины.

В большинстве случаев, при достаточной доказательной базе, суд принимает сторону водителя. Ущерб, нанесённый транспортному средству, затраты на проведение экспертизы и судебные расходы оплачиваются ответчиком. Но для того чтобы предотвратить ДТП, сохранить деньги и время на поиск справедливости важно соблюдать простые правила: следить за погодными условиями, снижать скорость перед лужами и участками с признаками ремонта и объезжать явные дефекты на дорожном полотне.