Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Что ожидать приставам в году. Фссп готовит реформу: чьи долги перейдут коллекторам. Мнения специалистов о последствиях реформы фссп

Министерством юстиции уже давно заявлялось о том, что Федеральная служба судебных приставов должна реформироваться, потому что выполняемая работа на соответствует реальности. Власти планируют с помощью реформ увеличить эффективность приставов. Как вы заметили последнее время в службе проводились изменения и в ближайшем будущем будут еще новации.

Минюстом анонсировалось что уже в 2017 году будут проверки квалификации служащих. Главное требование – высшее юридическое или экономическое образование. Если работник не будет соответствовать, то он получит должность ниже или же вообще оставят без нее.

Данные изменения позволят увеличить профессионализм службы в целом. Отсеятся служащие, которые некачественно выполняют свою работу. Новации будут также и в полномочиях судебных приставов, количества работников и заработной платы за работу. Результаты можно будет увидеть уже в 2018 году.

Изменениями будут затронуты большинство аспектов работы ФССП. Под сокращение могут попасть практически 5600 работников, которые по предварительным данным не получили высшее образование по нужным направлениям. Конечно у руководства есть мнение, что нагрузка на работников, которые останутся, будет велика и им будет тяжело справляться с объемом работы.

Правительство уверяет, что благодаря реформе будут только хорошие результаты и служба станет современнее и привлекательнее для квалифицированных специалистов

Итак, какие же изменения ждут службу в 2018 году? Давайте остановимся на основных моментах:

  1. Разделение приставов на исполнителей и работающих в судах. Благодаря этому будет четкое распределение обязанностей, что позволит упростить несение службы и ответственность за итоги. Также будет создана категория должностей пристава-дознавателя.
  2. Если работник пройдет все квалификационные проверки, то ему будет присвоена специальная категория, благодаря которой оклад будет повышен, присвоены гарантии социального значения и разнообразные поощрения.
  3. Планируется оптимизировать состав штата, что повлечет сокращение. Небольшие управления и отделы могут объединить. Данное направление реформы будет осуществляться для оптимизации бюджета службы. Чиновники придерживаются мнения, что сокращение не приведет к снижению эффективности работы, но у экспертов и представителей службы противоположное мнение.
  4. Расширение полномочий. В 2017 году работники Федеральной службы судебных приставов уже начали регулировать коллекторский рынок. Планируется увеличение возможностей приставов.

Таким образом полностью отдав деятельность коллекторов под контроль службы. Также исполнители начали принимать решения по распоряжению документаций на автомобили.

Должник, у которого сумма задолженности превышает 10 тысяч рублей, постановлением судебного пристава может быть лишен водительских прав. Возможно в будущем такие возможности приставов будут расширяться, например будет запрещаться сдача экзаменов в ГИБДД и регистрация транспортных средств и товарных знаков.

Представители Министерства юстиции считают, что реформа будет больше привлекать молодых специалистов, не желающих нести службу в ФССП по причине небольшой заработной платы.

Чиновники обещают, что зарплата будет увеличена сначала на 50%, а позже на 100%. Также работникам должно будет предоставлено оздоровление, медицинская помощь по страховке, а также служба будет оплачивать поездки на курорты. Одним из главных ожидаемых результатов – современная и эффективная служба.

Недостатки реформы

Заявления и реформе конечно очень оптимистичны, однако непосредственно работники службы сомневаются в ее успехе.

  • Во-первых, как сопоставится сокращение числа работников и расширение полномочий. Данный вопрос может привести к еще большей текучке кадров.
  • Во-вторых, финансирование реформы. Для организации нормальной деятельности службы необходимо более 1,6 миллиардов рублей; для организации рабочих мест – около 147,5 миллионов рублей; для выплаты заработной платы служащим – примерно 10 миллионов рублей ежемесячно. С иронией относятся и к обещаемому увеличению заработной платы в нынешней экономической ситуации. Среди экспертов бытует мнение, что оклад могут увеличить на 5-6 %, но не более, ведь не стоит забывать, что на начальном этапе реформирования понадобятся около 9,9 миллиардов рублей.

  • В-третьих, возникает вопрос относительно повышения требований к квалификации. Данное решение может также повлиять на постоянную смену работников. Если будут уволены сотрудники, которые не подходят, а зарплаты не повысят и не предоставят необходимые социальные гарантии, то служба будет парализована.

Эксперты считают, что начало реформе должно положить повышение престижа ФССП, а не сокращение штата

Также ходят слухи, что премиальный фонд будет состоять из средств, взысканных с должников. Если это направление будет реализовано, то приставы будут действовать жестче, а иногда будет доходить и до превышения полномочий.

С учетом изложенного к вопросу реформирования службы относятся с настороженностью. Если принятые решения будут непродуманными, то появится множество сложностей и проблем. Однако правительство уверено, что реформа Федеральной службы судебных приставов необходима и озвученные вопросы пойдут на пользу. Также уверяют, что все недостатки будут исправляться во время изучения экспертами и в ходе непосредственного применения новаций.

Конечно, результаты появятся со временем, и говорить сразу об эффективности реформы нельзя.
Сами же сотрудники службы надеются, что правительство будет принимать правильные решения и условия работы будут улучшены.

Видео-новость

Судебные приставы в нашей стране являются государственными гражданскими служащими. Своей трудовой деятельностью они обеспечивают работу судов и исполнение судебных предписаний, в том числе в принудительном порядке. По сути, это и есть два основных направления их деятельности. Существует Федеральная служба судебных приставов, должностные обязанности, полномочия и задачи которой регламентируются соответствующим законодательством и Конституцией РФ.

Орган исполнительной власти, коим является эта служба, выполняет на самую простую, а, порой, опасную работу. Это, безусловно, должно оцениваться государством соответствующей оплатой труда. Также, в последнее время ведется активная борьба с коррупцией, а одним из важных требований, обеспечивающих ее успешность, является создание достойных условий труда государственным служащим. Людей, согласных работать за копейки на одном энтузиазме на благо Родины не так много, что логично.

Большинству сначала надо обеспечить себя, своих близких, удовлетворить базовые потребности, и лишь потом задумываться о высоких идеалах. И упрекнуть граждан, выполняющих такого рода работу, в подобном расчете сложно. Потому одними из самых актуальных тем, касающихся госслужащих, является обсуждение актуальных доходов, возможных сокращений, а также . Именно эти вопросы, а также причины, приведшие к нынешней ситуации, мы и рассмотрим в статье.

Реформа 2012

Многим известно, что с 2012 года государственная система обеспечения бюджетных организаций претерпевает ряд серьезных изменений. Реформы здравоохранения, культуры, пенсионная, образования объединены общей датой подписания соответствующего Указа Президента РФ – май 2012 года, и потому зачастую обозначаются как «майская» реформа. В соответствии с регламентированной последовательностью изменений, в период с 2013 по 2018 год планировалось осуществить два этапа изменений, направленных на повышение качества предоставляемых услуг населению и улучшение условий труда. Кроме подготовки, первый этап также предусматривал реорганизацию госучреждений, оптимизацию.

Были установлены законодательно новые условия и требования, которым должны соответствовать все работающие структуры: нагрузка, территория обслуживания, численность населения, получающего услуги и стандарты предоставляемых услуг. Во многих случаях это сопровождалось и продолжает сопровождаться сокращениями и закрытием неэффективных организаций. Первыми пострадали от такой оптимизации учреждения в небольших населенных пунктах. Второй этап подразумевал пересмотр требований к сотрудникам, оказывающим услуги, сами услуги и поднятие зарплаты судебному приставу и остальным работникам этой сферы до более высоких величин, также определенных законом.

Актуальная ситуация ФССП

В 2014 году был подписан Указ, касающийся вопросов Федеральной службы судебных приставов, регламентирующий, кроме прочего, оклады и численность штата. К нему ежегодно принимаются поправки с учетом актуальных временных изменений.



Так вот, согласно поправкам 2011 года, на 2012 год было установлено число людей, работающих в центральном аппарате ФССП 683 единицы, а сотрудников территориальных органов – 84 352 единицы. В изменениях Указа на этот год численность определена так: 615 работающих в центральном аппарате и 75 737 сотрудников территориальных органов. Цифры говорят сами и не требуют комментариев: за 4,5 года было сокращено около 8 600 сотрудников. Касаемо вопроса, будет ли сокращение судебных приставов в 2017 году, однозначного ответа пока нет.
Предыдущие поправки вносились в декабре, в этом году их также стоит ждать в конце. Однако уменьшение количества сотрудников все же весьма вероятно, но об этом ниже.

Начисление заработной платы приставам

Прежде, чем обсуждать повышение зарплат в судебной системе в 2017 году в РФ, стоит отметить, что в текущем году зарплата сотрудников ФССП, как и раньше, состоит из нескольких составляющих: окладная часть, должностная надбавка, ежемесячное поощрение, районный коэффициент. Индексируется и повышается обычно окладная составляющая, поскольку остальные величины напрямую от него зависят.

Не принимая в расчет повышающие коэффициенты, можно рассчитать доходы приставов в этом году, основываясь на данных официального портала ФССП:

  • 4541 рубль – оклад;
  • 4541 рубль – ежемесячное поощрение в размере оклада;
  • От 2 724 до 4 086 рублей – надбавка от 60 до 90% окладной части.
То есть судебный пристав получает от 13168 рублей без учета надбавок за чин. Данная цифра актуальна для новых сотрудников, работающих до полугода. Далее им присваивается чин, и зарплата увеличивается минимум на 1000 рублей. Также имеются надбавки за особые условия службы, за работу на Дальнем Востоке, на Севере. В столице также действуют повышающие коэффициенты. Меньшие доходы имеют обеспечивающие специалисты, или помощники: их оклады составляют от 2 500 до 3 650 рублей плюс поощрение и надбавка. Большие доходы – у руководителей.

Так, в результате усреднения руководящих, северных и обычных зарплат, получается, что в среднем доходы судебных приставов составляют чуть меньше 30 000 рублей.

По отношению к прошлому году размер окладов в ФССП изменился на 5,5%, то есть была проведена индексация, как и большинству граждан.

Изменения 2017

Многие сотрудники ФССП ждут будущего года – на это период ожидается повышение зарплат. Но пока не ясно, каков же будет размер повышения – то ли снова индексация на размер инфляции, то ли более серьезное повышение, в пределах 10-30%. Конечно же, индексация зарплат судебных приставов в 2017 году, равно как и остальным государственным служащим, будет проведена. Уже известно, что в плане бюджета на будущий год эти цифры заложены. А вот с большим повышением связано немало противоречивой информации. С одной стороны – нагрузка на работников увеличивается в связи с проводимой оптимизацией, требования повышаются. Стало быть, и зарплата должна расти. С другой – нехватка бюджетных средств не позволяет разово поднять всем зарплату на значительные цифры. Бюджета едва хватает на индексацию. Посему приходится изобретать иные способы для того, чтобы оценить труд служащих по достоинству. Так, согласно информации из СМИ, Министерство юстиции подготовило Законопроект, с предложением увеличить оклады за счет взысканных средств. Вроде как и затрат из бюджета не будет, и сотрудники будут замотивированы, и оклады подрастут. Но это проект, и будет ли он принят – еще не известно.

Однако некоторые гарантированные нововведения уже озвучиваются. Так, с 2017 года вступает в силу закон, согласно которому все принимаемые и уже работающие сотрудники должны иметь высшее образование . Под обновленные критерии не попадает порядка 5,5 тысяч человек. Они будут сокращены или им предложат должность помощника судебного пристава с соответствующей должности зарплатой: помощники могут работать без высшего образования или обучаться. Есть предположения, что повышение денежного содержания федеральным госслужащим в судебной системе в 2017 году ожидается именно за счет высвободившихся средств.

Заключение

Что будет с зарплатой судебных приставов в России – вопрос, актуальный для многих. И ответить достаточно сложно, и тому множество причин. Правительство РФ еще 4 года назад запланировало изменения, чтобы исправить, наконец, ситуацию с неприлично низкими доходами бюджетников и служащих. Непредвиденные обстоятельства 2014-2015 года вмешались в процесс, и отложили их на некоторый срок. Стабилизация экономической ситуации может повлиять на даты пересмотра заработных плат. К слову, многие эксперты, и российские, и зарубежные, ожидают этого в будущем году.

Подводя итог, можно сказать, что увеличение зарплаты судебному приставу в 2017 году в России гарантированно произойдет на величину прогнозируемой инфляции – 5%, и возможно увеличатся оклады до 30%. Но лишь в случае, если будут изысканы для этого средства. Пока есть несколько возможных источников, среди которых перевод сотрудников, не имеющих высшего образования, на должности помощников с понижением зарплат и повышение за счет взысканных средств. Пока же остается ждать конца года и официальной, законодательно подтвержденной информации.

Часть функций судебных приставов в ближайшее время могут передать частным коллекторским агентствам. У ФССП еще нет четкого плана, как и когда это сделать, однако тема уже обсуждается на самом высоком уровне. Глава российской службы приставов Дмитрий Аристов поднял вопрос взаимодействия государственной и частной систем принудительного исполнения на Девятой Международной научно-практической конференции.

По словам главного российского пристава, нагрузка на российских приставов постоянно увеличивается, поэтому было бы логично передать часть работы частным организациям. Об этом говорят уже больше года - в 2017 году идею отдать должников коллекторам называли «признанием неэффективности работы ФССП», а министр юстиции Александр Коновалов называл ситуацию с исполнением судебных решений «катастрофой» из-за того, что исполненные судебные производства сокращались.

Оптимизировать работу ФССП предлагается путем привлечения частных коллекторов. Им точно не разрешат заниматься исполнением всех решений, но кое-какие могут им передать - например те, которые принимаются в третейских судах. При этом «частников» пустят взаимодействовать только с юридическими лицами, граждан точно реформа не коснется.

Надо понимать, что частные агентства работают на прибыль. Готовы ли мы отдать взыскания с наших граждан по судебным решениям коммерческим людям, которые будут работать на извлечение прибыли, - это большой вопрос, поэтому по физическим лицам вопрос не будет рассматриваться в принципе. Что касается юрлиц: какие споры могут быть переданы - это те споры, которые передавались для рассмотрения в третейские суды. Тогда уже стороны заключили соглашение о рассмотрении спора в негосударственной судебной системе, поэтому я думаю, что возможно будет передать их исполнение в частные руки.

Главный пристав РФ Дмитрий Аристов

Пока невозможно говорить о сроках реформы, потому что не готов не только документ, но и его концепция. ФССП пока общается с экспертами и обсуждает идею со службами взыскания из других стран. Каким в итоге будет проект, не берется предсказывать даже глава службы приставов. «Мы изучаем мнение экспертного сообщества, уже есть отзывы от коллекторов на инициативу, они очень разные», - признает он.

Какие еще изменения ждут службу приставов

Во-первых, это внедрение новых электронных технологий, чтобы каждый человек мог в режиме онлайн отслеживать движение по своему исполнительному производству. «Для этого у нас уже существует личный кабинет стороны исполнительного производства», - напомнил Аристов. Проект пока работает в тестовом режиме, для полноценного его функционирования не хватало законодательного регулирования. ФССП ожидает, что скоро оно появится: несколько месяцев назад депутаты Ирина Яровая и Андрей Исаев внесли в Думу законопроект, где расписана процедура работы с личным кабинетом. «Я считаю, что это очень удобно и надо это использовать», - заключил глава ФССП.

Во-вторых, служба приставов постепенно перейдет на электронный документооборот с судами. «С 1 апреля этого года у нас полноформатный обмен всеми решениями с , а в том числе более 400 участков мировых судей в Москве также обмениваются с нами решениями исключительно в электронном виде», - рассказал Аристов. Это оперативный способ, и он исключает возможность фальсификации решений судов и исполнительных документов.

Однако у электронного документооборота есть и проблема, которая заключается в том, что большинство решений в ФССП на исполнение поступают из мировых судов, которые финансируются из бюджетов регионов и поэтому создать какой-то единый механизм на всю страну нельзя. «Я уже обратился ко всем главам субъектов Российской Федерации, именно чтобы они дали поручение мировой юстиции выйти с нами на заключение соглашений по электронным форматам по образу Москвы», - сказал Аристов.

Еще один проект ФССП связан с искусственным интеллектом. Несколько месяцев назад Россия взяла у банка развития БРИКС кредит на совершенствование судебной системы. В кредитном договоре у ФССП есть свой раздел, на его базе служба приставов создаст свою систему с искусственным интеллектом. «Пристав не будет заменен роботом, решения юридически значимые всегда будет принимать человек», - объяснил глава ведомства. Система будет работать с большими данными, ее создадут в течение трех-четырех лет. Она облегчит доступ граждан к информации об исполнительном производстве.

Как идет взаимодействие с коллекторами сейчас

В России есть 210 организаций, которые имеют 500 филиалов, то есть в сумме в стране 710 объектов коллекторской деятельности. ФССП постоянно проверяет их работу и считает свои проверки успешными. Но так обстоят дела только с добросовестными коллекторами из специального реестра. Проблемы есть с рынком так называемых «серых коллекторов».

Борясь с «серой» зоной, ФССП действует на основании обращений граждан, правоохранительных органов и СМИ, но у службы приставов ограниченные полномочия. «У нас были проблемы: мы не могли собирать доказательственную базу «по серым коллекторам». Буквально недавно вступил в силу закон, который позволил нам проводить административное расследование в рамках КоАП. Теперь мы можем запрашивать информацию даже у операторов связи, чтобы понимать, на кого зарегистрирован тот или иной номер, и привлекать этих лиц к ответственности, проводить расследование и выходить в суд за наказанием», - рассказал главный пристав. Он отметил, что работа по борьбе ведется, но проблема все еще стоит остро.

Судебные приставы - должностные лица, в ведении которых находятся принудительное исполнение постановлений и обеспечение установленного порядка проведения заседаний. Их деятельность регулируется федеральным законом № 118, который был принят еще в 1997 г. По мнению многих чиновников, в том числе руководства самого ФССП, он давно нуждается в изменении.

О новых разработанных законопроектах, призванных коренным образом поменять положение судебных приставов и сменить действующий ФЗ № 118, Минюст рапортует ежегодно, начиная с 2007 г. Текст документов, как и результат, не меняется. Так будет или нет проведена реформа ФССП в 2016–2019 гг.?

ФЗ № 118 о судебных приставах

Федеральный закон № 118 от 21.07.1997 содержит положения:

  • о территориальной и кадровой структуре ФССП;
  • о требованиях к кандидатам в приставы и процедуре занятия должности;
  • о полномочиях руководящих должностных лиц ФССП;
  • о правах, обязанностях, задачах приставов разных категорий;
  • о социальном, финансовом и материальном обеспечении работы ФССП.

Помимо закона, деятельность судебных приставов регулирует ФЗ № 229 от 02.10.2007. Он содержит процедуры исполнительского производства, сроки, порядок ареста и реализации имущества и т. д. Общие положения о Федеральной службе, ее задачах, территориальной и кадровой структуре описаны в Указе Президента № 1316 от 13.10.2004 г.

Основной ФЗ № 118 был принят еще в 1997 г. Последняя редакция относится к июню 2019 г. Все планы по поводу замены этого ФЗ более новым, который кардинальным образом изменит статус ведомства с гражданского на правоохранительный, а также введет новую систему мотивации, остались на уровне разговоров. В феврале 2019 г. была принята последняя на сегодняшний момент попытка внести на рассмотрение Госдумы, законопроект «О ФССП». Далее обсуждения на одном заседании Правительства он не прошел. Таким образом, в конце 2019 г. действующей остается редакция ФЗ № 118 от 03.07.2016 г.

Федеральный закон критикуется с 2007 г. Существующая система позволяет добиваться исполнения только 50 % постановлений о взыскании, из них половина - это внесудебные решения. Причина невыполнения планов - плохая мотивация приставов, большая текучка кадров на фоне постоянного увеличения нагрузки. Каким образом государство планирует исправить это положение?

ФССП сегодня

ФССП - подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.

ФССП выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает деятельность судов (доставляет ответчиков, охраняет залы заседаний, арбитров, свидетелей и присяжных, помогает в розыске и дознании и т. д.);
  • принудительно приводит в исполнение судебные и иные акты (взыскивает долги по налогам, алиментам, штрафам, возмещениям);
  • исполняет в пределах своей компетенции решения судов по уголовным делам.

Сотрудники Федеральной службы имеют право входить в помещения, в том числе жилые (а при необходимости и вскрывать их), проверять документы у подозреваемых, проводить личный досмотр. Приставы-исполнители вправе также запрашивать и получать сведения о должнике от работодателя, задерживать и арестовывать имущество, оценивать, учитывать и реализовывать его. При розыске гражданина информация о нем ищется через другие госведомства (налоговую, миграционную службу) и по иным каналам, в том числе с помощью социальных сетей и родственников.

Все требования ФССП должны беспрекословно выполняться; в противном случае уклонистам грозит административная ответственность. Если действия приставов кажутся гражданину или организации незаконными, они вправе оспорить их у вышестоящих сотрудников службы или в суде.

В приставы берут граждан России от 21 года, обладающих достаточной квалификацией, личными и деловыми качествами, физическим и психологическим здоровьем. Перед приемом на работу кандидаты проходят тестирование на предмет алкогольной и наркотической зависимости. Каждый судебный пристав, вступивший в ряды ФССП, приносит присягу верности.

Сотрудники ФССП - должностные лица на гражданской службе. В соответствии с этим, они получают классные чины (юрист или советник юстиции, если требование к должности - высшее юридической образование, которое скоро станет обязательным для исполнителей).

Приставы, обеспечивающие функционирование судов, после прохождения специальной подготовки вправе носить оружие на службе. Исполнители, если необходима защита при изъятии вещей, привлекают к работе сотрудников МВД.

Необходимость перемен

Изменения, которые планирует провести Министерство юстиции, касаются разных сторон деятельности ФССП:

  • кадрового состава;
  • вознаграждения за работу;
  • расширения полномочий судебных приставов;
  • перевода ФССП с гражданской структуры в правоохранительную.

Все эти реформы описаны в законопроекте, который Минюст уже несколько лет пытается провести через Госдуму. Так, сейчас зарплата и соцпакет рядовых работников Федеральной службы сравнимы с тем, что получает за свою работу охранник в супермаркете (15–20 тыс. руб. оклада в зависимости от региона), при этом нагрузка на приставов возрастает из-за текучки кадров и увеличения количества исполнительных дел. После изменений сотрудникам ведомства будут даны дополнительные отпуска и надбавки к зарплате за выслугу лет (от 10 % к окладу), за допуск к гостайне (до 65 %), за выполнение плана (до 100 %).

Процент от взысканного пойдет также на формирование Фонда развития ФССП. Средства из него будут идти на социальные льготы приставов: расширенную медстраховку, санаторно-курортное лечение, образование.

Законопроект предусматривает обязательное требование к кандидатам в ФССП - диплом юриста или экономиста. Сотрудники, которые не имеют высшего образования, будут уволены или переведены на низшие должности помощников (секретарей). Кроме того, всех соискателей планируют проверять на детекторе лжи. Уклонистам от армии по неуважительным причинам в приставы хода не будет.

Планируется также изменить статус службы с гражданской на правоохранительную с введением новых званий и разрешением использовать оружие и физическое давление гораздо чаще, чем сейчас. Прежде всего это касается приставов, которые обеспечивают функционирование судов.

Согласно законопроекту, планируется ввести новую должность - пристав-дознаватель. В его компетенции будет проведение досудебного расследования по делам, отнесенным УПК РФ к преступлениям малой или средней тяжести.

Законопроект предусматривает изменение механизма исполнения постановлений. Например, предлагается забирать имущество лиц, которые аффилированы с должником (то есть взаимосвязаны: супруг, дети, родители), понижать социальный статус уклониста и привлекать к поиску и взысканию негосударственные организации. Речь идет не о коллекторах, а о частных детективах и адвокатах (аналог «охотников за головами» в США).

Часть из этих планов была принята в 2019 г. (требование высшего образование для судебных приставов-исполнителей), часть - предположительно будет в 2019 и 2019 гг.

Реформирование ФССП: перспективы

О необходимости преобразования ФССП, как и других государственных гражданских служб, говорится и в Указе Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403. В качестве основных направлений реформирования в документе установлены:

  • повышение зарплаты и престижа госслужбы;
  • упрощение исполнительской деятельности за счет введения электронного документооборота, что позволит приставам проделывать большую часть работы, не выходя из кабинета;
  • совершенствование процедур набора персонала, повышения его квалификации и профессионального роста.

На проведение мероприятий дается срок до 2019 г.

Крупномасштабные перемены, по самым скромным подсчетам, обойдутся государству в 9,5 млрд руб. Началу реформ мешает недостаточность бюджета. Минфин пока не готов платить за такие реорганизации, поэтому законопроект второй год не переходит из Правительства на обсуждение в Госдуму.

Перевод службы в разряд правоохранительных структур повлечет расширение ее полномочий на оперативно-розыскную деятельность, доставление подсудимых, применение физической силы и оружия (в настоящее время для осуществления таких методов воздействия судебные приставы-исполнители вызывают сотрудников полиции). У Министерства юстиции появится своя силовая структура.

Это неизбежно повлечет за собой необходимость расширения штата. Но в 2019 г., когда вступит в силу закон об обязательном образовании для приставов, каждый четвертый сотрудник ФССП покинет службу как несоответствующий требованиям. Таким образом, в ходе проведения реформ неизбежно случится кадровый кризис, выраженный в уменьшении количества специалистов при увеличении нагрузки на них.

Частично рост зарплаты предполагается обеспечивать процентами от исполнительского сбора. Половина этой суммы будет идти на премии особо отличившихся приставов. Это улучшит условия труда работников ФССП, замедлит текучку кадров. По оценкам, зарплата сотрудников вырастет в 2,6–3 раза. Законопроект, как и остальные, не прошел дальше обсуждения в Правительстве, и на рассмотрение в Госдуму даже не вносился. Некоторые боятся, что зависящая от размера взысканного система мотивации превратит судебных приставов в новых коллекторов, которые «выбивают» долги не всегда правовыми методами.

Планы, которые ранее рассчитывали привести в жизнь к началу 2019 г., продлены до 2020 г. Сейчас реформирование Федеральной службы входит в госпрограмму «Юстиция». Она предполагает, кроме прочего, улучшение социальных и материальных гарантий для приставов хотя бы до уровня МВД, ФСБ и других правоохранительных структур. Поэтапные финансирование и реализация имеют гораздо больший шанс на успех, чем резкое и кардинальное изменение существующего ФЗ № 118.

Нововведения 2019 г.

В 2019 г. была реорганизована территориальная структура ФССП. Так как в некоторых подразделениях службы осталось менее 300 человек, финансирование руководящих отделов в отдельных районах и городах признано нерациональным. Теперь местные отделения в субъекте РФ действуют под началом единого регионального аппарата управления, расположенного в административном центре. Соответственные изменения в ФЗ № 118 были приняты 30 декабря 2015 г.

В феврале 2019 г. начала действовать норма, по которой пристав может ограничить должника в специальном праве, в том числе в праве управлять машиной. Это не означает изъятие водительского удостоверения, лишь приостановление его действия. Такую меру не применяют к тем, для кого авто - единственный источник существования или обеспечения жизнедеятельности его и его семьи, инвалидам и гражданам, чей долг не превышает 10 тыс. руб. О возможном ограничении должник узнает из заказного письма-уведомления. Однако вручать копию постановления положено лично, под подпись или в присутствии двух понятых. Наказание за езду в этот временного отстранения - арест или реальное лишение прав на срок до года.

В работу приставов-исполнителей был внедрен электронный документооборот. Граждане, должники и взыскатели, смогут подавать заявления через личный кабинет, а также следить за исполнением постановлений. Онлайн-сервис на сайте ФССН интегрирован с порталом госуслуг.

Исполнительное производство по делам теперь требует гораздо меньше времени: раньше оно тратилось на коммуникации между ведомствами (пересылку писем) и заполнение бумаг (ходатайств, жалоб, отводов) вручную. Кроме того, уменьшились служебные расходы (в 2015 г. только на почтовые марки было потрачено 1,25 млн руб. В 2019 г. эта цифра, по подсчетам, сократится вдвое). Большую часть работы приставы-исполнители делают, не выходя из кабинета. Соответствующие поправки об электронном документообороте вносились в ФЗ № 118 с 2014 г., но только два года спустя работа над созданием единого информационного пространства между Федеральной службой и судами была завершена.

Планы на 2017–2019 гг.

В 2019 г. будут приняты поправки к ФЗ № 118 об обязанности судебных приставов вести реестр коллекторских агентств и о надзоре за их деятельностью. В ведомстве планируется создать новое структурное подразделение - управление по контролю. Из «выбивателей» долгов на законных основаниях продолжат работу лишь те, кто занимался этим раньше профессионально и «непринудительно». По оценкам, из более чем полумиллиона таких организаций останется лишь 10 тысяч. На практике это означает, что между выкупом долга у банков и МФО до суда над должником будет проходить гораздо меньше времени, чем сейчас, однако, действия коллекторов будут контролироваться и оставаться в рамках закона.

Реформы обойдутся ведомству в 1,6 млрд руб., в том числе на зарплаты новым работникам. Планируется увеличить штат Федеральной службы на 1 тыс. человек. Поправки в закон о судебных приставах, скорее всего, будут приняты в январе 2019 г.

Требование о высшем юридическом или экономическом образовании для кандидатов в приставы-исполнители, которое было введено в ст. 3 ФЗ № 118 еще в 2014 г., приостановлено до 2019 г. Связано это с тем, что такая перемена повлечет за собой кадровые перестановки и увольнения, чего в настоящее время ФССП себе позволить не может. На фоне ограничения бюджета и увеличения трат на надзор за коллекторами неизвестно, будет ли реформирована система вознаграждения сотрудников в ближайшие два года.

Необходимость перемен в Федеральной службе понимают его руководители и на себе ощущают рядовые приставы. Однако, из-за дефицита средств радикальных изменений ни в 2019 г., ни в следующем году не произойдет. По мнению экспертов, реальное улучшение может дать только реализация программы «Юстиция», которая предполагает плавные и поэтапные реформы вплоть до 2020 г.

В 2019 году грядет очередная реформа: на этот раз изменения должны коснуться Федеральной службы судебных приставов. Однако конкретная дата, когда часть функционала ФССП может быть передана частным коллекторам пока не называется.

Текущая ситуация

Глава ФССП поднял вопрос о возможности дальнейшего взаимодействия систем исполнительной власти на разных уровнях в рамках частно-государственного партнерства. По мнению Дмитрия Аристова, нагрузка на ведомство растет в геометрической прогрессии, и для оптимизации работы службы, потребуется обратиться за помощью к частным организациям. Сегодня в стране насчитывается порядка 710 компаний, так или иначе связанных с коллекторской деятельностью – 210 головных офисов и 500 представительств. И за работой каждого подобного учреждения необходимо следить судебным приставам, попутно разбираясь с проблемой «серого» коллекторства.

Вопрос о возможном реформировании сферы поднимался неоднократно. Дело в том, что законодательный акт, регулирующий работу судебных приставов, – ФЗ № 188 от 21 июля 1997 г. – не претерпевал изменений с момента принятия. За последние 20 лет в стране произошло немало социально-экономических преобразований, и логично предположить, что реформы ФССП в 2019 и 2020 годах, вероятнее всего, произойдут. Если обратиться к последним новостям, то пока правительство РФ не дает четкой информации по поводу сроков грядущих корректировок. Но можно проследить логическую цепочку предпосылок, которые позволяют судить о возможности скорых перемен:

  • В 2016 г. служащие СП были отнесены к особой категории госслужащих, что согласно ФЗ №397 от 22 ноября 2016 г. сопровождается применением специальных званий, наград и премий.
  • Чтобы служить в данном учреждении, необходимо наличие диплома высшего учебного заведения. Квалификационные требования установлены ст. 12 ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. Исходя из положений данного документа, занимать должность специалиста или руководителя могут только граждане с высшим юридическим или экономическим образованием. Лица без соответствующего диплома могут претендовать лишь на роль технического специалиста. По подсчетам экспертов, сегодня в ведомстве работает порядка ¼ кадров, не имеющих профильного образования. Это означает, что в случае реформирования порядка 5,5 тыс. сотрудников рискуют остаться без занимаемой должности.
  • Идет работа по оптимизации службы. Так, на сегодня появилось 3 категории служащих: дознаватели, судебные приставы по ОУПДС и приставы-исполнители. Все это говорит о сужении полномочий с целью повышения эффективности деятельности ведомства. Кроме того, речь идет о снижении численности кадрового состава региональных отделений ФССП с целью экономии бюджетных денежных средств. Благодаря созданию крупных территориальных департаментов, численность кадров может сократиться более чем в 2 раза в расчете 300 сотрудников на 1 регион РФ.
  • В 2019-2020 гг. идет речь о пересмотре функционала служащих, которые смогут самостоятельно распоряжаться водительскими правами должников. Для приостановки действия водительского удостоверения достаточно будет направить уведомление об этом собственнику ТС. Сумма задолженности при этом должна быть выше 10 тыс. руб. В будущем полномочия ведомства только расширятся в данном направлении: в итоге должники не смогут сдавать экзамены в ГИБДД, ставить на учет приобретенные автомобили и регистрировать номерные знаки.
  • Для привлечения специалистов в службу судебных приставов выделяются средства для формирования соцпакета, в который включаются санаторно-курортное лечение, страхование жизни и здоровья и прочие «бонусы».

Чего ожидать в 2019 году

Приятной новостью для служащих ФССП является возможное повышение заработной платы к 2020 году. По предварительным данным, средний оклад сотрудников ведомства может увеличиться в 1,5-2 раза. Если на сегодня уровень заработной платы составляет 27-32 тыс. руб. для госслужащих СП, то в 2020 г. приставы будут получать порядка 50 тыс. руб. с учетом рангов, званий и доплат.

Рост ФОТ планируется достичь за счет взыскания сумм долгов и увеличения % от исполнительского сбора, по сообщению Совета Федерации. Несмотря на возможный рост зарплат, эксперты прогнозируют отток кадров за счет увеличения нагрузки на госслужащих, а также ужесточения квалификационных требований к специалистам ФССП.

Планируется продолжить внедрение новых технологий для автоматизации работы исполнительного производства. Уже с 1 апреля 2018 г. в Москве с Мосгорсудом обмен документации производится в электронном виде, что позволяет сделать систему более прозрачной. Осталось решить вопрос автоматизации в регионах, но это процесс долгий и весьма затратный.

Трудности реформирования

Основными проблемами в 2019 г. остаются:

  • Нехватка финансирования – на реформу потребуется выделить порядка 9,5 млрд. руб., что говорит о необходимости привлечения частных инвестиций.
  • Сложности в проведении аттестации кадров согласно новым требованиям.
  • Оптимизация кадрового состава, которая может привести к тому, что тысячи людей останутся без работы.
  • Возможность злоупотребления обязанностями сотрудниками ведомства из-за непонятной ситуации с распределением бонусов, которые планируется выплачивать служащим за счет увеличения взысканий с должников.