Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Уполномоченный по делам религий и национальностей. Значение совет по делам религий в православной энциклопедии древо Уполномоченный по делам религий в ссср

2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей

Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и национальностей (далее – Уполномоченный), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.

Уполномоченный по делам религий и национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и вышеупомянутым Положением.

В соответствии с указанным Положением основными задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата в религиозной сфере являются:

1. участие в разработке и реализации государственной этноконфессиональной политики;

2. обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации;

3. подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

4. контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;

5. рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;

6. в пределах своей компетенции участие в разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь;

7. внесение предложений по совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;

8. оказание по просьбе религиозных организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

9. исследование и прогнозирование религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений;

10. предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения религиозным чувствам.

Указанное Положение определило, что Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии с возложенными задачами:

участвует по поручению Совета Министров в разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет министров Республики Беларусь;

определяет механизмы реализации актов законодательства, относящихся к его компетенции;

дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере своей компетенции;

организует научные исследования, совместно с заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных процессов и межконфессиональных отношений;

изучает зарубежный опыт;

готовит прогнозы развития этноконфессиональной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу;

содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;

обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные фонды, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов, ввозимых в Республику Беларусь;

осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий и духовных учебных заведений;

выносит письменные предупреждения религиозным объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;

обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации в случае нарушения ею законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу;

дает заключения по вопросам согласования мест размещения земельных участков для строительства культовых строений;

принимает участие в рассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций;

по просьбе религиозных организаций оказывает необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других государственных органов.

Уполномоченный и его аппарат в соответствии с Положением, имеют довольно широкие права:

взаимодействовать с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными юридическими, а также физическими лицами;

направлять в установленном порядке информацию, предложения в Совет Министров Республики Беларусь;

давать разъяснения и заключения по видам и формам религиозной деятельности по запросам государственных органов;

вносить предложения об отмене принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями постановлений и иных решений, противоречащих законодательству в сферах свободы совести, вероисповедания, а также ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;

запрашивать и получать в установленном порядке государственные статистические отчеты, а также иные сведения, справки и материалы у органов государственного управления, религиозных организаций об исполнении и применении законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции;

сотрудничать в установленном порядке с соответствующими органами и организациями других государств и международными организациями, вести переговоры и подписывать международные договоры в соответствии с национальным законодательством;

выступать государственным заказчиком по республиканским целевым программам, научным исследованиям, создавать временные творческие и научные коллективы;

проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания, выставки, фестивали и иные массовые акции и мероприятия;

осуществлять в установленном законодательством порядке информационно-издательскую деятельность, учреждать свои средства массовой информации.

Уполномоченный и его аппарат осуществляют свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, а также с местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь. Руководители структурных подразделений по делам религий и национальностей облисполкомов и Минского горисполкома назначаются исполкомами на должность и освобождаются от должности по согласованию с Уполномоченным.

Заместитель Уполномоченного назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь.

Уполномоченный:

руководит деятельностью аппарата, в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на аппарат задач и осуществление им своих функций;

распределяет обязанности и устанавливает степень ответственности заместителя и руководителей структурных подразделений центрального аппарата за реализацию направлений его деятельности;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Комитета в пределах установленных численности, фонда оплаты труда и средств на его содержание;

утверждает положения о структурных подразделениях и должностные обязанности работников центрального аппарата, положения и уставы организаций и учреждений, подчиненных Уполномоченному;

в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом органа, открывает счета в банках, заключает договоры;

в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата и руководителей подчиненных учреждений и организаций;

в пределах своей компетенции подписывает постановления и издает приказы.

При Уполномоченном образуется коллегия в составе Уполномоченного (председатель коллегии) и его заместителя по должности. В ее состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие руководящие работники аппарата Уполномоченного, а также работники иных государственных организаций.

Численность коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии, касающиеся внутриотраслевой деятельности Уполномоченного, проводятся в жизнь приказами Уполномоченного.

В случае возникновения разногласий между Уполномоченным и членами коллегии при принятии решений Уполномоченный проводит в жизнь свое решение, информируя об этом Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии также имеют право сообщать свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

При Уполномоченном могут создаваться экспертные и консультативные советы из числа работников центрального аппарата Уполномоченного, представителей других республиканских органов государственного управления, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений для выработки рекомендаций по соответствующим направлениям деятельности Уполномоченного. Персональный состав экспертных и консультативных советов и положения о них утверждаются Уполномоченным.

Уполномоченный имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, расчетные счета в банке.

2.3 Отдел по делам религий

Отдел по делам религий является структурным подразделением в аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей. Руководит отделом Начальник отдела. Его штатная численность составляет пять человек.

Основными задачами, которые выполняет отдел в процессе осуществления своей деятельности, являются:

1. подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

2. проверка и контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;

3. рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;

4. содействие гармоничному духовному развитию граждан Республики Беларусь, сохранению и углублению традиций взаимотерпимости всех религиозных конфессий страны;

5. исследование и прогнозирование религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений, предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения к религиозным чувствам;

6. участие в разработке, организации исполнения и контроля за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь и государственных программ в религиозной сфере;

7. обобщение практики применения законодательства, а также внесение предложений по его совершенствованию;

8. обеспечение конституционных гарантий свободы совести, условий и возможностей исповедовать религию, иметь доступные места богослужений, объединению в религиозные организации и деятельности этих организаций;

9. содействие участию религиозных организаций в международных религиозных движениях, форумах, деловых контактах с международными религиозными центрами и зарубежными религиозными организациями;

10. международное сотрудничество по вопросам, относящимся к религиозной сфере.

11. изучение и анализ конфессиональной ситуации, процессов и явлений, происходящих в религиозной среде и национальных общностях, предотвращение проявлений религиозного превосходства и неуважительного отношения к религиозным чувствам граждан;

12. оказание помощи областным и местным исполнительным и распорядительным органам в осуществлении контроля за соблюдением и применением законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений;

13. подготовка предложений для принятия решений по вопросам государственно-церковных отношений.

В соответствии с возложенными задачами отдел по делам религий:

· участвует в осуществлении контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений, священнослужителями, религиозными организациями, а также исполнительными и распорядительными органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами;

· организует работу по рассмотрению идей духовного единения, веротерпимости, уважения к истории, культуре, традициям совместного проживания;

· оказывает по просьбе религиозных организаций необходимую помощь в решении вопросов, относящихся к компетенции областных и местных исполнительных и распорядительных органов;

· готовит и вносит на рассмотрение Уполномоченного материалы о регистрации уставов религиозных общин;

· обеспечивает Уполномоченного, Совет Министров, Администрацию Президента Республики Беларусь информационно-аналитическими материалами по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций;

· оказывает консультативно-методическую помощь работникам областных, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

· проводит работу по разъяснению верующим, священнослужителям, а также гражданам требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений;

· обобщение и распространение опыта работы комиссий, содействие контролю за исполнением законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях при областных, районных и городских исполнительных комитетах;

· ведет учет религиозных организаций, культовых зданий;

· информирует Уполномоченного по делам религий и национальностей, Совет Министров Республики Беларусь, Администрацию Президента Республики Беларусь об конфессиональной ситуации в республике, а также о фактах нарушения законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений;

· рассматривает обращения граждан;

· решает в пределах своей компетенции иные вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций.

Начальник и другие работники отдела по делам религий Уполномоченного по делам религий назначается на должность Уполномоченным по делам религий и национальностей.

Начальник отдела:

· осуществляет общее руководство отделом в соответствии с Положением об отделе по делам религий;

· организовывает работу штатных единиц отдела по всем направлениям деятельности в соответствии со стоящими задачами;

· организовывает и контролирует работу по составлению перспективного и текущего планов работы отдела и комиссий содействия контролю за исполнением законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях при областных, городских и районных исполкомах области;

· обеспечивает подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях аппарата Уполномоченного;

· анализирует и прогнозирует ситуацию в конфессиональной сфере в области;

· при необходимости готовит предложения по обеспечению стабильности ситуацию в конфессиональной сфере и представляет их руководству;

· обеспечивает контроль за исполнением в области законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений, религиозными организациями, государственными и иными учреждениями, должностными лицами, гражданами;

· осуществляет контроль за работой религиозных учебных заведений, воскресных школ, а также оздоровительных лагерей, создаваемых религиозными объединениями в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· организует профилактическую работу по упреждению возникновения и преодолению влияния деструктивных, псевдорелигиозных и незарегистрированных религиозных групп;

· принимает участие в организации социологических и других научных исследований по проблемам конфессиональных отношений;

· осуществляет координацию взаимодействия отдела с другими подразделениями Уполномоченного, иными органами государственной управления, связь с судебными и правоохранительными органами, прокуратурой по вопросам исполнения законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений в области;

· обеспечивает взаимодействие со средствами массовой информации по освещению деятельности отдела;

· лично рассматривает всю поступающую корреспонденцию, письма, жалобы, заявления граждан и направляет их для исполнения;

· осуществляет консультативную деятельность, ведет личный прием граждан;

· обеспечивает повышение уровня компетентности штатных работников и актива, регулирующих конфессиональные отношения;

· обеспечивает контроль за исполнением штатными работниками отдела должностных обязанностей, исполнительной и трудовой дисциплины;

· готовит и представляет руководству предложения о поощрении работников отдела за добросовестное и качественное исполнение должностных обязанностей;

· создает условия для исполнения работниками отдела должностных обязанностей и при необходимости ходатайствует перед руководителем об их улучшении.

Как уже отмечалось ранее, помимо начальника в состав отдела входят также 2 консультанта, главный специалист и специалист 1 категории, которые назначаются на должность Уполномоченным по делам религий и национальностей.

Консультанты:

· регистрируют уставы религиозных организаций;

· осуществляют контроль за исполнением в области законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений, религиозными организациями, государственными и иными учреждениями, должностными лицами, гражданами;

· подготавливают материалы для заседаний и координируют деятельность Экспертного совета;

· участвуют в заседаниях Экспертного совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей;

· дают экспертную оценку деятельности религиозных организаций, консультируют по другим вопросам, касающимся свободы совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций.

· ведут учет иностранных священнослужителей и монашествующих лиц, приглашаемых религиозными объединениями и центрами из-за рубежа в Республику Беларусь;

· осуществляют работу во взаимодействии межрайонной паспортно-визовой службой при УВД;

· участвуют в профилактической работе по недопущению появления и преодолению влияния деструктивных, псевдорелигиозных и незарегистрированных религиозных групп;

· принимают участие в подготовке материалов, выносимых на заседаниях Уполномоченного;

· осуществляют консультативно-методическую деятельность;

· участвуют в осуществлении контроля за распределением гуманитарной помощи, получаемой религиозными организациями;

· ведут учет религиозных организаций, кадров священнослужителей и монашествующих, культовых зданий;

· координируют работу комиссий содействия контролю за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях при областных, городских, районных исполнительных комитетах.

Главный специалист:

· осуществляет контроль за исполнением в области законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений, религиозными организациями, государственными и иными учреждениями, должностными лицами, гражданами;

· ведет учет иностранных священнослужителей и монашествующих лиц, приглашаемых религиозными объединениями и центрами из-за рубежа в Республику Беларусь;

· осуществляет работу во взаимодействии межрайонной паспортно-визовой службой при УВД;

· участвует в профилактической работе по недопущению появления и преодолению влияния деструктивных, псевдорелигиозных и незарегистрированных религиозных групп;

· принимает участие в подготовке материалов, выносимых на заседаниях Уполномоченного;

· участвует в осуществлении контроля за распределением гуманитарной помощи, получаемой религиозными организациями;

· ведет учет религиозных организаций, кадров священнослужителей и монашествующих, культовых зданий;

· координирует работу комиссий содействия контролю за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях при областных, городских, районных исполнительных комитетах.

· ведет вопросы делопроизводства в отделе;

· осуществляет консультативно-методическую деятельность;

· заведует архивом, библиотекой и видеотекой;

· по поручению руководства выполняет другую работу в пределах полномочий.

В целом, на отдел возложена работа по координации деятельности государственных органов в конфессиональной сфере, анализу и прогнозу ситуацию в конфессиональной сфере в области осуществляет регистрацию религиозных организаций. Сотрудники отдела осуществляют контроль за исполнением в области законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений, религиозными организациями, государственными и иными учреждениями, должностными лицами, гражданами, рассматривают вопросы, касающиеся деятельности религиозных организаций, обращения граждан и организаций.


Отраслей права, составляющих объектную сферу настоящего исследования, проблема противоречий автором рассматривается в рамках правового регулирования миграционного процесса в России96. При этом основные исследовательские усилия связаны с административно-правовым управлением, собственно - правом (международным и российским), информатизацией и всесторонним обеспечением миграционного процесса. ...

Рэквізiты

Прыняты:

Постановлением Совете министров Республики Беларусь 15 июля 2006 г. № 891 "Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате"

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

15.07.2006 № 891

1. Уполномоченный по делам религий и национальностей назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь.

2. Уполномоченный по делам религий и национальностей осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.

3. Деятельность Уполномоченного по делам религий и национальностей обеспечивает аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей (далее - аппарат). Работники аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, кроме технического и обслуживающего персонала, являются государственными служащими.

4. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 2, ст. 18), настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь.

5. Основными задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата являются:

участие в разработке и реализация государственной политики в этноконфессиональной сфере;

обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации;

подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;

рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций, государства и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам;

в пределах своей компетенции участие в разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь, внесение предложений по совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;

охрана и содействие в реализации прав граждан Республики Беларусь различных национальностей в сферах культуры, образования, языка, информационного обеспечения, оказание помощи в просветительской деятельности общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам;

оказание по просьбе религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий и представителями национальных общностей;

организация содействия и помощи в удовлетворении национально-культурных потребностей белорусов и выходцев из Беларуси, проживающих за рубежом (далее - соотечественники за рубежом), укреплении их связей с Республикой Беларусь;

исследование и прогнозирование религиозной и этнополитической ситуации, динамики и тенденций национальных процессов, межнациональных и межконфессиональных отношений, предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения к религиозным и национальным чувствам;

международное сотрудничество по вопросам, относящимся к его компетенции.

6. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии с возложенными задачами:

участвует по поручению Совета Министров в разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь;

определяет механизмы реализации актов законодательства, относящихся к его компетенции;

дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации актов законодательства в сфере национальных отношений в целях содействия реализации прав в национально-культурном развитии граждан Республики Беларусь различных национальностей и соотечественников за рубежом;

участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания, защиты прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере его компетенции;

организует научные исследования, совместно с заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных процессов, межнациональных и межконфессиональных отношений, изучает зарубежный опыт, готовит прогнозы развития этноконфессиональной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу, разрабатывает практические рекомендации в сфере этноконфессиональных отношений;

совместно с заинтересованными органами государственного управления, научными организациями и общественными объединениями разрабатывает комплексные программы развития этноконфессиональной сферы, содействия национально-культурному развитию национальных общностей в республике и соотечественников за рубежом;

содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;

принимает участие в работе по распространению идей веротерпимости, национального согласия, уважения к истории, культуре и языку национальных общностей республики, их многовековым традициям совместного проживания;

содействует работе средств массовой информации, изданию и комплектованию фондов учебной, учебно-методической и художественной литературы на языках национальных общностей страны, а также информационному обеспечению соотечественников за рубежом;

участвует в подготовке и проведении национальных и религиозных праздников, дней культуры, литературы и искусства, культурно-массовых, благотворительных и спортивных мероприятий;

создает экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы, утверждает положение о нем, определяет порядок назначения и проведения указанной экспертизы;

назначает и обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы вероучений, соответствующих им культовых практик и уставов при создании религиозных организаций, исповедующих ранее не известные в Республике Беларусь вероучения, а также при осуществлении деятельности религиозных организаций;

обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные фонды, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов, ввозимых в Республику Беларусь;

осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей, монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий и духовных учебных заведений;

ведет Государственный реестр религиозных организаций и определяет перечень сведений, подлежащих включению в этот Государственный реестр;

выносит письменные предупреждения религиозным объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;

обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации в случае нарушения ею законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу. При этом вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного решения;

дает заключения по вопросам согласования мест размещения земельных участков для строительства культовых строений;

принимает участие в рассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, по просьбе религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, оказывает необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других государственных органов;

осуществляет контакты и координационные связи с государственными органами других государств в этноконфессиональной сфере;

выполняет иные функции в соответствии с законодательством.

7. Уполномоченный по делам религий и национальностей в пределах своей компетенции имеет право:

взаимодействовать с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными юридическими, а также физическими лицами;

направлять в установленном порядке информацию, предложения в Совет Министров Республики Беларусь;

давать разъяснения и заключения по видам и формам религиозной деятельности по запросам государственных органов;

вносить предложения об отмене принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и религиозными организациями постановлений и иных решений, противоречащих законодательству в сфере свободы совести, вероисповедания и национальных отношений, а также ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;

запрашивать и получать в установленном порядке государственные статистические отчеты, а также иные сведения, справки и материалы у органов государственного управления, религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, об исполнении и применении законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции;

сотрудничать в установленном порядке с соответствующими органами и организациями других государств и международными организациями, вести переговоры и подписывать международные договоры в соответствии с национальным законодательством;

привлекать для решения поставленных перед ним задач внебюджетные финансовые средства и материально-технические ресурсы в порядке, установленном законодательством;

выступать государственным заказчиком по республиканским целевым программам, научным исследованиям, создавать временные творческие и научные коллективы;

проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания, выставки, фестивали и иные мероприятия;

осуществлять в установленном законодательством порядке информационно-издательскую деятельность, учреждать свои средства массовой информации.

8. Уполномоченный по делам религий и национальностей и должностные лица его аппарата имеют право при исполнении своих служебных обязанностей посещать в установленном порядке государственные и религиозные организации, общественные объединения и иные юридические лица, а также проводимые ими мероприятия в целях ознакомления с документами, материалами, информацией, относящимися к его компетенции.

9. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, а также с местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь.

В структуру облисполкомов и Минского горисполкома входят структурные подразделения, осуществляющие государственно-властные полномочия по делам религий и национальностей. Утверждение положений об указанных структурных подразделениях, назначение и освобождение от должности их руководителей осуществляются соответствующими исполкомами по согласованию с Уполномоченным.

10. Уполномоченный по делам религий и национальностей возглавляет аппарат, имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Советом Министров Республики Беларусь.

11. Уполномоченный по делам религий и национальностей:

руководит деятельностью аппарата, в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций;

распределяет обязанности между своим заместителем и руководителями структурных подразделений аппарата;

утверждает штатное расписание аппарата в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;

утверждает положения о структурных подразделениях и должностные обязанности работников аппарата;

действует без доверенности, в установленном порядке распоряжается денежными средствами, открывает счета в банках, заключает договоры;

в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата;

в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, подписывает постановления и приказы коллегии;

реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

12. В аппарате образуется коллегия в составе 5 человек. В состав коллегии входит Уполномоченный по делам религий и национальностей (председатель коллегии) и его заместитель по должности. По решению Совета Министров Республики Беларусь в ее состав могут входить другие руководители структурных подразделений аппарата, а также работники иных государственных органов.

Решения коллегии реализуются приказами и постановлениями Уполномоченного по делам религий и национальностей.

В случае возникновения разногласий между Уполномоченным по делам религий и национальностей и членами коллегии при принятии решений Уполномоченный по делам религий и национальностей реализует свое решение, информируя об этом Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии также имеют право сообщать свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

13. При Уполномоченном по делам религий и национальностей могут создаваться консультативные советы из числа работников аппарата, представителей других государственных органов, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений для выработки рекомендаций по соответствующим направлениям деятельности Уполномоченного по делам религий и национальностей.

Персональный состав консультативных советов и положения о них утверждаются Уполномоченным по делам религий и национальностей.

14. Финансирование Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата осуществляется в установленном законодательством порядке.

15. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат являются юридическим лицом, которое имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также счета в банке.

Во второй половине XX века в СССР действовали разные государственные органы, которые занимались вопросами церкви и религий. Так, 14 сентября 1943 года был создан Совет по делам Русской православной церкви, а 19 мая следующего года появился Совет по делам религиозных культов. В 1965 году после окончания Хрущёвской антирелигиозной кампании эти два органа были в соединены в один, который стал называться Советом по делам религий при Совете Министров СССР и просуществовал до 14 ноября 1991 года, когда последний был лишён своих функций и упразднён 1 .

Для более полного анализа работы Совета в последний период его существования представляется интересным изучить весь период с 1985 по 1991 год, который включает в себя все три этапа перестройки. Но и в этом период можно выделить один ключевой момент – 1988 год, который стал не только ярким отражением процессов перестройки, но и являлся юбилейным, поскольку в тот год отмечали 1000-летие введения христианства на Руси. В определённый момент (об этом скажем позже) это событие из церковного переросло в церковно-государственное, и устроением празднеств занимался Совет по делам религий.

Изучение деятельности СДР позволяет дать характеристику церковной ситуации и государственной политики по отношению к церкви того времени и объяснить особенности положения церкви и её взаимоотношений с государством в нынешнее время, которые являются во многом следствием происходящего в предыдущие десятилетия.

Во время изучения этой тематики было сделано три «шага» – необходимо было увидеть в общем историческую ситуацию церкви и государства в 1988 году и в предшествующие годы; далее – понять, каковы основные вопросы и задачи, которые стояли перед Советом по делам религий в указанный период; затем было изучено и охарактеризовано основное содержание документов ГАРФ (Государственного архива Российской Федерации) по изучаемой теме.

Архивных документов немало, целый фонд Р-6991 так и называется «Совет по делам религий». Можно назвать также и авторов, которые так или иначе касались этой тематики, занимались или продолжают заниматься ею. Например, такие учёные и историки как М. В. Шкаровский, Д. В. Поспеловский, В. А. Цыпин. Среди тех, кто сейчас занимается вопросом работы СДР можно назвать д.и.н. И. И. Маслову, к.б.н. А. К. Вишневского. Но зачастую архивы представляют собой материал, отражающий только одну сторону, один взгляд – взгляд со стороны самих работников государственного аппарата. Поэтому важно было изучить вопрос работы Совета с опорой и на другие, хоть и немногочисленные материалы.

Исторический аспект жизни церкви и государства в 1988 году

Говоря об историческом аспекте жизни церкви и государства в 1988 году, нужно понимать, что любой период времени в истории связан с конкретными людьми и событиями, которые в это время происходили. Со стороны правительства значимой фигурой был, конечно, глава государства – М.С. Горбачёв, со стороны Совета по делам религий самой яркой личностью изучаемого периода был К.М. Харчев, председатель Совета с 1984 до 1989, а со стороны Православной церкви – патриарх Пимен (Извеков).

1985-1987 годы, предшествующие году юбилейному, стали поворотным моментом для верующих в государстве. И действительно о 1985-1987 годов и государственные, и церковные деятели свидетельствуют как о поворотном моменте для верующих в государстве 2 . Говоря о русской действительности, архиеп. Михаил (Мудьюгин) отмечает, что во второй половине 80-х положение Церкви улучшилось, и она «получила значительно большую свободу действий» 3 , впрочем делая акцент не на изменении ситуации, а на неподготовленности церкви к этим изменениям.

Но важно понимать, что стало причиной такого поворота. Как это описывает Д. В. Поспеловский, в то время разрастался кризис, в связи с чем, руководитель государства, М. С. Горбачёв нуждался в поддержке народа, интеллигенции, к тому же надо было показать Западу, что во внешней политике нашего государства нет агрессивности и при этом идут процессы демократизации во внутренней политике, а веротерпимость – это один из признаков такого процесса 4 . Или, как пишет Г. Штриккер в своём сборнике:

«Слабые стороны его [Горбачёва] положения заставили его вовлекать бывших граждан второго сорта в процесс перестройки» 5 . О том же в интервью говорит и председатель СДР К. М. Харчев: «Морального авторитета у государства не стало, оно оказалось вынужденным идти и занимать его, где только можно – в первую очередь у церкви – благо, ценности там вечные. И вот здесь-то всё и изменилось» 6 .

Самыми значимыми процессами, которые повлияли на ход 1988 года, были: расцвет перестройки, а также подготовка и проведение торжественных празднеств в честь 1000-летия Крещения Руси, которое, на самом-то деле, расценивалось не как сугубо церковное событие, как это предполагал патриарх и специальная юбилейная комиссия, созданная в 1981 году, но и как общегосударственное.

Патриарх Пимен и специальная юбилейная комиссия предполагали, что празднование 1000-летия Крещения Руси станет важным церковным событием, и с просьбой о разрешении праздновать 1000-летие патриарх обратился к главе государства в 1982 году. Поскольку на тот момент обострилась холодная война, Рейган назвал СССР «империей зла», которая угрожает религии во всём мире, государству было выгодно показать, как оно помогает церкви, тогда было дано согласие и уже в 1983 году церкви передали для празднований помещение Данилова монастыря и оказали содействие в его ремонте, а вскоре Харчев С. М., председатель СДР, предложил для большей выгодности сделать это событие общегосударственным 7 .

Важным историческим моментом многие называли встречу М. С. Горбачёва с Патриархом Пименом 29 апреля 1988 года 8 которая состоялась по инициативе Синода (в отличие от подобной встречи митрополитов со Сталиным, где инициатором был он, а у первых не было практически возможности подготовиться).

Основные празднества по поводу юбилея Крещения Руси прошли с 6 по 17 июня 1988 года в Москве и других местах Советского Союза.

В связи с перестройкой и усилением акцента государства на демократизации и исполнении принципа свободы совести для церкви стала более благоприятной ситуация с издательским делом. На страницах печатных изданий можно было увидеть как светская печать защищает права верующих и разоблачает власти, которые эти права нарушают, и даже публикует апологетические по отношению к церкви статьи, при этом Харчев признает факт гонения на верующих 9 , но в печати можно увидеть и обвинения верующих в том, например, что эмигрантская печать использует подготовка к событию 1000-летия в антисоветских целях и «настойчиво повторяет» мысль о том, что христианство играет важную роль для русской культуры и что русская культура «якобы и родилась-то в самой русской церкви» 10 . Газеты «Правда Востока» и «Коммунист» писали о том, что христианские традиции вступают в противоречие с нравственными ценностями, являясь «религиозным дурманом», а Крещение Руси было всего лишь политическим актом 11 и пр.

На фоне происходящих событий с 1988 года одни процессы начинаются почти с нуля, другие активизируются: возрождаются приходы, воскресные приходские школы 12 , семинарии, возводятся церкви, регистрируется больше религиозных обществ, увеличивается объём печати религиозной литературы. В отчётах за 1988 год представлены следующие цифры: 6893 прихода, из которых более 4 тысяч на Украине 13 .

Основные вопросы и задачи Совета по делам религий в 1988 году

Главной обобщающей задачей являлось Совета по делам религий при СМ СССР было «проведение в жизнь новой политики государства в отношении церкви» 14 , как об этом говорит председатель Совета. У СДР были постоянные задачи, как например, контроль СДР за тем, как РПЦ влияет на верующих через богослужения, как проходят церковные праздники 15 , работа с приходским духовенством и иерархами 16 , защита от нарушения конституционных основ отношений церкви и государства 17 . Но были и особые, новые задачи, возникшие именно в связи с событиями 1988 года, среди которых: подготовка и проведение торжественных празднеств в связи с 1000-летием Крещения Руси (от орг. части до рассмотрения вопросов об Уставе РПЦ), регистрация религиозных обществ (ранее СДР тоже этим занимался, но не в таком объёме), контроль за изданием и ввозом духовной литературы, вопросы духовного образования.

Подготовка и проведение торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси . Первой и главной, из таких задач была подготовка и проведение торжественных празднеств в связи с 1000-летием Крещения Руси, во время которых состоялся Поместный Собор. С этими событиями был связан целый ряд задач. На СДР было бесконечное количество дел по организации празднеств и Собора. В архивах можно найти бумаги о выделении продуктов на праздник, мебели, бумаги, стройматериалов, бензина, запросы транспорта для организации праздника и для перевозки пассажиров, кассет, тех.средств, мест в гостинице, списки участников, запросы на аккредитацию и пр. 18 Но Совет также реагировал на «движения» церкви указами. Например, в марте 1988 года, опасаясь осложнения внутриполитической ситуации из-за столь бурной подготовки к 1000-летию введения христианства на Руси, Совет обратил внимание председателей республиканских СДР и уполномоченных «на необходимость усиления бдительности и профилактической работы с верующими, особенно “экстремистски настроенными”» 19 . При подготовке к грядущему собору Совет также рассматривал вопросы о проекте Устава РПЦ, о проведении Патриархией Предсоборного архиерейского совещания.

Регистрация религиозных обществ. В 1988 году важными были вопросы регистрации религиозных обществ, передачи им молитвенных домов, церквей или разрешения на строительство зданий для молитвенных целей. В конце 1987 – начале 1988 те, кто контролировал работу аппарата Совета по осуществлению и совершенствованию контроля за соблюдением законодательства о культах и выполнением постановлений ЦК КПСС (это и есть Совет по делам религий) пишут отчёт, в котором отражены неудовлетворительные результаты. Приведём ниже часть отчёта:

«…решения ЦК партии до конца выполнены не были (…). Совет по делам религий и поныне оценивает свою деятельность по внешним формальным показателям состояния и тенденций религиозности в стране, положив в ее основу количество зарегистрированных, а не фактически действующих общин…. Одним из следствий этого является широкое распространение незарегистрированных и неконтролируемых религиозных общин. Количество их составляет несколько тысяч» 20 .

Изучая документы к протоколам всех заседаний 1988 года, создаётся впечатление, что на заседаниях обсуждали и решали исключительно этот вопрос. За период 1988 года открыто более 200 религиозных обществ 21 .

Контроль за изданием и ввозом духовной литературы. Совет по делам религий активно занимается вопросом духовной литературы и издательской деятельности. В ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси было издано очень много разных материалов для продажи и подарков. В марте 1988 года Совет по делам религий даёт разрешение увеличить на будущий год тираж религиозных изданий, а также ввоз из других стран христианской литературы и техники для печати, ксерокопий литературы.

А при подготовке к июньским торжествам для того, чтобы у гостей не сложилось превратное мнение об отношении советского государства к религии, Харчев пишет письмо на таможню с описанием ситуации, что будет прибывать много гостей и просит «в качестве исключения не препятствовать провозу некоторого количества религиозной литературы, церковной утвари, пластинок, видеокассет, атрибутики» 22 .

Духовное образование. Совет осуществлял также контроль за процессами, связанными с духовным образованием и, соответственно, с духовными образовательными учреждениями. В 1988 году в связи с открытием приходов обостряется дефицит духовенства.

Открывается Духовной академии Грузинской православной церкви с 4-х годичным сроком обучения и количеством учащихся до 20 23 , предполагается открытие семинарии в Сибири, Поволжье, Западной Украине, Белоруссии 24 , разрешается создание при Одесской духовной семинарии «класса по подготовке для внешнепредставительской деятельности лиц из числа духовенства епархии, преподавателей и учащихся семинарии, церковного актива» 25 .

Характеристика содержания документов по деятельности Совета по делам религий в 1988 году, находящихся в архиве ГАРФ г. Москва

Большую часть информации о деятельности СДР можно почерпнуть из документов, которые находятся в архивах РФ. Фонд Государственного Архива РФ (ГАРФ) Р-6991 «Совет по делам религий». Всего этого 1988 года касается 310 документов, из которых 64 составляют документы к протоколам заседаний Совета. Остальное – это письма, переписки, в том числе в связи с Собором и 1000-летием Крещения Руси с ЦК КПСС, с Советом Министров, с Верховным Советом СССР, приказы по основной деятельности Совета о назначениях, постановке на учёт автомобилей, о распоряжениях в связи с праздниками на предприятии, о курсах повышения квалификации работников, телеграммы-вызовы уполномоченных, переписки с Советом при делах министров РСФСР и при СМ других республик (это в основном жалобы, ответы на жалобы, заявления верующих из областей об открытии церквей, регистрации религиозных обществ, строительстве церквей, сообщения о переадресации решения вопросов, сообщения о том, что заявление направлено на рассмотрение); переписки с разными министерствами, с прокуратурой, с издательствами.

Отдельно имеется 4 тома документов о подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси. Здесь диапазон видов документов широкий – от покупки переносных туалетов и заказа ковровых дорожек до проекта Устава РПЦ. Конечно, есть отчёты из разных областей и республик о том, как прошли празднования. Много писем Харчева в институты с просьбой выделить переводчиков, машинисток. В четвёртом томе находятся отчёты К.М. Харчева о каждом дне празднования (с 4 и до 17 июня) с пометкой «для внутреннего пользования» 26 .

В отдельное дело собраны документы об участии Совета в разделе «Церковь и религия в СССР» павильона CCCР на всемирной выставке ЭКСПО, в том числе «Отчет представителя МП настоятеля Троицкой Церкви на Ленинских горах г. Москвы прот. Сергия Суздальцева о работе в разделе «Церковь и религия в СССР» на Всемирной выставке ЭКСПО-88 в г. Брисбене, Австралия; с 3 сентября по 25 октября выставку посетило больше 3 млн. человек, никто не прошёл мимо (…) Основные вопросы, которые задавали: Свободна ли религия в СССР? Сколько прав храмов открыто? Каковы взаимоотношения РПЦ с правительством? Как готовят церковных служителей? Сколько духовных семинарий, академий, монастырей в СССР? Как отпраздновали 1000? Как проходит перестройка? Каковы взаимоотношения РПЦ с другими религиями?» 27 и далее пишет, как отвечал на эти вопросы.

Есть журналы разных религиозных организаций, документы о ремонте и строительстве духовных академий или молитвенных зданий.

В целом документы содержат бытовую информацию протокольного типа, но особенно важными и интересными представляются дела, содержащие отчёты о мероприятиях, газетные вырезки и фотографии, если таковые попадаются. Интересно также увидеть организационную сторону подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, участие Совета в этом деле. Отчёты Совета и о Совете дают оценку его деятельности, и всегда важно увидеть оценки с разных сторон.

При изучении архивных документов о деятельности СДР становится видна включённость и отношение Совета к церковным вопросам. Однако, всегда остаётся вопрос достоверности и полноты представленной информации.

1 В декабре 1991 г. Постановлением государственного Совета ССС № ГС-13 от 14 ноября 1991 г. «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления в СССР» СДР при КМ СССР был упразднён, и с 1 декабря 1991 г. его деятельность прекращена. См. : Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. №50. Ст.1421.

2 См., напр., Поспеловский. С.390, 414; Шкаровский, доклад, п.13; Интервью…, 188; Маслова, 92.

3 Михаил (Мудьюгин), архиеп. Русская православная церковность. Вторая половина XX века. М. : ББИ, 1995. С. 115–116.

4 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. С. 387.

5 Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Штриккер Г. Режим доступа: http://vishegorod.ru/download/Schtrikker-RPZ-1917-1991.pdf

6 Харчев К. М.: «Церковь повторяет ошибки КПСС». Интервью последнего «министра религий» СССР. Режим доступа: http://www.rusglobus.net/komar/index.htm?church/harchev.htm&1

7 Миланский эдикт Советского государства. 1000-летие Крещения Руси стало праздником представителей всех религий. Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_religii/2013-08-07/1_edict.html

8 См., напр., Шкаровский, гл.19, Интервью…, с. 183, Поспеловский. C.398.

9 Там же. С. 389-390.

10 Ипатов А. Православие и русская культура: вымыслы и действительность // Наука и религия. 1985. №6. С. 44.

11 Шкаровский М. В. Доклад на конференции "Парадоксы Православия" в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г. Режим доступа:http://old.spbda.ru/news/a-1546.html . Док.243, 246.

12 Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. С. 413.

13 Там же. С. 409.

14 Интервью председателя Совета по делам религий при Совмине СССР Харчева К. М., данное 17 сентября 2008 г. ответственному редактору газеты «НГ-религии» М. Смирнову // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. Ред. А. И. Филимонова. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. C. 177.

16 Вишневский А. К. Совет по делам религий и Русская Православная Церковь при патриархе Пимене (1971–1990) // Церковь и время. М. : ОВЦС МП, 2012. №4 (61). С. 231-238.

17 Интервью. С. 178.

19 Маслова И. И. Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь (1965 - 1991 г.г.) // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. Ред. А. И. Филимонова. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. C. 97.

20 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3579. Л. 59-61.

21 Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. C.409.

22 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3667. Л. 59.

23 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3602. Л. 1.

24 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3673. Л. 75.

25 Там же. С. 228.

26 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3668. 247 л.

27 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3669. 17 л.

союзный орган, образованный в 1965 в целях последовательного осуществления политики Сов. государства в отношении религий. Государственный контроль за соблюдением требований сов. законодательства о религиозных культах - одна из основных гарантий свободы совести в СССР. До Великой Отечественной войны 1941-45 центральным органом, ведавшим контролем за соблюдением этого законодательства, являлась Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме СНК СССР; в 1943 были созданы Совет по делам русской православной церкви, а в 1944 - Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР. В 1965 они преобразованы в единый орган - Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

Совет контролирует соблюдение Конституции СССР, гарантирующей свободу совести, правильное применение и исполнение законов СССР, касающихся религиозных отправлений; проверяет соблюдение законодательства о культах религиозными объединениями, центральными и местными религиозными организациями; принимает решения о регистрации и снятии с регистрации молитвенных зданий и домов; даёт разъяснения по законодательствам о культах; выносит обязательные предписания об устранении нарушений этого законодательства; осуществляет связь между правительством СССР и религиозными организациями в случаях возникновения вопросов, требующих разрешения правительства СССР. Совет имеет в союзных и автономных республиках, а также в краях и областях уполномоченных, которые ему подчиняются. Свои обязанности они исполняют в тесном взаимодействии с республиканскими, краевыми и областными органами Советской власти. Совет содействует религиозным организациям в осуществлении международных связей, участии в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами.

В. Г. Фуров.

  • - в 1857-82 совещательный орган по общегосударственным делам под председательством императора; в 1905-17 высший государственный орган, объединял и направлял деятельность различных ведомств, во главе - председатель...

    Русская энциклопедия

  • - руководящий орган Комитета государственной безопасности, состоящий из Председателя КГБ при Совете Министров СССР, его заместителей, руководящих работников центрального аппарата КГБ и его органов на местах...

    Контрразведывательный словарь

  • - отраслевой орган советского государственного управления, действующий на правах союзно-республиканского министерства и обеспечивающий охрану государственной безопасности СССР. На КГБ при Совете Министров...

    Контрразведывательный словарь

  • - Религиозная общественная организация, входящая в состав "Церкви Объединения"...

    Религиозные термины

  • - 1) в царской России в 1857-1882 гг. совещательный орган по общегосударственным делам под председательством царя; в 1905-1917 гг. высший орган власти, объединял и направлял деятельность различных ведомств...

    Словарь юридических терминов

  • - название правительства в Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Перу, Польше, Португалии, Турции и ряде других государств...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - распространенное наименование правительства во многих государствах. В Российской Федерации также использовалось длительное время. В настоящее время официальное наименование - Правительство РФ...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - 1) название правительства во многих государствах. В СССР в 1946-90 СМ СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Союза ССР, формировался Верховным Советом СССР...

    Политология. Словарь.

  • - в царской России - высший правительственный орган. Создан в период подготовки и проведения бурж. реформ 60-х гг. 19 в. Первоначально С. м. был учрежден неофициально...
  • - 1917 по 15 марта 1946 - Совет Народных Комиссаров, Совнарком) - высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти, правительство Союза ССР. Правительство первого в мире рабоче-крест. гос-ва впервые было...

    Советская историческая энциклопедия

  • - I учрежден в 1861 г., по мысли кн. Горчакова, для рассмотрения дел, которые требуют не только Высочайшего утверждения, но и личного присутствия Государя при обсуждении их. Учреждение С. министров вызвано было...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в дореволюционной России, высший правительственный орган. Учрежден 12 ноября 1861 для обсуждения дел общегосударственного характера, материалов и годовых отчётов о деятельности министерств и ведомств...
  • - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, правительство СССР. Образуется Верховным Советом СССР на 1-й сессии очередного созыва в составе председателя, первых заместителей,...

    Большая Советская энциклопедия

  • - союзно-республиканский орган централизованного руководства делом социалистического учёта и статистики в СССР. Создано в 1918...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) название правительства во многих государствах. 2) В России в 1857 - 82 совещательный орган по общегосударственным делам под председательством императора...

    Современная энциклопедия

  • - 1) название правительства во многих государствах...

    Большой энциклопедический словарь

Из книги Власов. Два лица генерала автора Коняев Николай Михайлович

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР товарищу СТАЛИНУ И.В.Считаем целесообразным дело по обвинению предателей Власова, Малышкина, Трухина и других активных власовцев в количестве 11 человек заслушать в закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР под

«За правдивость готов нести ответственность» Письмо А. Е. Голованова в ЦК КПСС Л. И. Брежневу и в Совет Министров СССР А. Н. Косыгину

Из книги Дальняя бомбардировочная... автора Голованов Александр Евгеньевич

«За правдивость готов нести ответственность» Письмо А. Е. Голованова в ЦК КПСС Л. И. Брежневу и в Совет Министров СССР А. Н. Косыгину 8 апреля 1975 г. Уважаемые товарищи!Остаются считанные дни до того, когда вся наша страна будет отмечать тридцатилетие Победы над

Глава XII Внутреннее положение в России. Неустойчивость положения правительства. Отчужденность между правительством и народным представительством. Занятие Горемыкиным поста председателя совета министров. Раскол в совете министров. Мои ходатайства перед Государем. Перемены в составе правительства. Ре

Из книги Воспоминания автора Сазонов Сергей Дмитриевич

Глава XII Внутреннее положение в России. Неустойчивость положения правительства. Отчужденность между правительством и народным представительством. Занятие Горемыкиным поста председателя совета министров. Раскол в совете министров. Мои ходатайства перед Государем.

Из книги Мечты и свершения автора Веймер Арнольд Тынувич

В Совете Министров республики Снова по отраслевому принципу. - Заместитель председателя Совмина. - Сказывается инерция. - Господство социалистических производственных отношений. - Проблемы сельскохозяйственного строительства.Благодаря повседневной заботе

Приложение 30 Из объяснительной записки П. А. Судоплатова в Совет Министров СССР

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Приложение 30 Из объяснительной записки П. А. Судоплатова в Совет Министров СССР 7 августа 1953 г. Совершенно секретно Докладываю о следующем известном мне факте. Через несколько дней после вероломного нападения фашистской Германии на СССР, примерно числа 25–27 июня 1941 года,

Из книги Лубянка, ВЧК-ОГПУ-КВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ 1917-1960, Справочник автора Кокурин А И

КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР март 1954 г. - февраль 1960 г Решение о выделении органов государственной безопасности из МВД СССР в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 10 февраля 1954 г. (П 50/11). 12 марта 1954 г. Президиум ЦК КПСС принял решение об основных

№ 1 ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИЯХ СОВЕТОМ МИНИСТРОВ СССР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ МИНИСТРОВ НЕКОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВ

автора История Автор неизвестен -

№ 1 ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИЯХ СОВЕТОМ МИНИСТРОВ СССР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ МИНИСТРОВ НЕКОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВ 22 марта 1946 г. В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР Совет Министров СССР назначил: 1) По Министерству иностранных дел - заместителями Министра: Вышинского А.Я. (по общим

№ 49 ПИСЬМО И.П. МАРКОВА В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР, ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС, ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен -

№ 49 ПИСЬМО И.П. МАРКОВА В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР, ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС, ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР [Не позднее 17 мая 1957 г. ]СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССРПРЕЗИДИУМУ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССРПРЕЗИДИУМУ ЦК КПССПРЕЗИДИУМУ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССРВношу предложение о присвоении

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

автора Артизов А Н

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР 16 июля 1954 г.№ 127с/0391/078Во исполнение указаний директивных органов приказываем:1. Директиву МГБ СССР и Прокуратуры СССР № 66/241 сс от 26 октября 1948

№ 36 ДИРЕКТИВА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСОВ ГРАЖДАН О СУДЬБАХ РЕПРЕССИРОВАННЫХ, ПРИГОВОРЕННЫХ К ВЫСШЕЙ МЕРЕ НАКАЗАНИЯ

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 36 ДИРЕКТИВА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСОВ ГРАЖДАН О СУДЬБАХ РЕПРЕССИРОВАННЫХ, ПРИГОВОРЕННЫХ К ВЫСШЕЙ МЕРЕ НАКАЗАНИЯ 24 августа 1955 г.№ 108ссПредседателям комитетов госбезопасности при Советах Министров союзных и

БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ Из книги РАЗВЕДЧИК КЕНТ автора Полторак Сергей Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Следственного Отдела КГБ при Совете Министров СССР Из архива ФСБ РФ. КопияТом 10. Л. д. 236-238ЗАКЛЮЧЕНИЕГород Москва 26 января 1961 года.Ст. следователь Следственного Отдела КГБ при Совете Министров СССР капитан ЛУНЕВ, рассмотрев материалы архивно-следственного

Из книги Первая атомная автора Жучихин Виктор Иванович

"Совет Министров СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Занимавшийся вопросами религий на территории Союза Советских Социалистических Республик в период с по 1991 годы .

Совет по делам религий был создан в декабре 1965 года, по окончании хрущёвской антирелигиозной кампании в результате слияния двух органов, подведомственных Совету министров СССР - Совета по делам Русской православной церкви (образован 14 сентября 1943 года) и Совета по делам религиозных культов (образован 19 мая 1944 года). Основной целью нового учреждения стало «последовательное осуществление политики Советского государства в отношении религий , контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах» .

Совет принимал решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий и домов, осуществлял связь между правительством СССР и религиозными организациями. На местах имел подчинённых ему уполномоченных лиц. Все служители культа в СССР для осуществления своей профессиональной деятельности должны были иметь регистрацию Совета. Несмотря на формально декларируемое невмешательство государственных органов в дела религиозных организаций, Совет пытался контролировать их органы управления, в частности Святейший синод Русской православной церкви. Заместитель председателя Совета В. Фурсов, отчитываясь перед ЦК КПСС за период 1974 - начало 1975 годов, утверждал: «Синод находится под контролем Совета. Вопрос подбора и расстановки его… членов был и остается всецело в руках Совета… Ответственные сотрудники Совета проводят систематическую воспитательно-разъяснительную работу с членами Синода, устанавливают с ними доверительные контакты» .

В связи со вступлением в силу закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях в СССР» от 1 октября 1990 года институт Уполномоченных Совета по делам религий был упразднен . Постановлением Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 года, Совет по делам религий был упразднён. В некоторых регионах в процессе упразднения Совета были созданы структуры, выполнявшие его функции. Например, распоряжением Совета министров Башкирской ССР от 16 ноября 1990 года аппарат Уполномоченного Совета по делам религий был преобразован в Совет по делам религий при Совете министров Башкирской ССР, причем действовавший на тот момент Уполномоченный А. Н. Муратшин стал его председателем