Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Современные проблемы науки и образования. Безопасность в техносфере и техногенный риск Проблемы безопасности техносферы риск аварий и катастроф

Происшествие наступает при появлении полного набора факторов его возникновения. Чем больше появилось предпосылок к происшествию и чем более они существенны, тем выше риск.

Потенциальная опасность объектов техносферы проявляется в случае их аварий. Исходными событиями аварий являются аварийные ситуации – это сочетание условий и обстоятельств, создающих аварийные воздействия на объекты. Источники опасности могут быть внутренними и внешними .

Внутренние источники – низкая надежность оборудования и персонала:

Отказы технических устройств, влияющих на безопасность;

Ошибочные действия персонала;

Человеческий фактор;

Пожары и др.

Внешними источниками опасности для объектов техносферы являются:

Окружающая природная среда;

Другие объекты техносферы;

Само общество.

Виды и параметры аварийных воздействий на потенциально-опасные объекты при их эксплуатации определяются с помощью специально разрабатываемых моделей аварийных ситуаций с ними.

Основные элементы системы анализа техногенного риска приведены на рис. 3.15.

В зависимости от масштаба последствий различают инцидент, аварию и катастрофу.

Инцидент :

Отказ или повреждение технических устройств на опасном объекте;

Отклонение от технологического процесса;

Нарушение положений нормативных правовых документов.

Аварией считают происшествие, в результате которого повреждена или разрушена техника, без гибели людей.

Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, считаются катастрофой .


Рис. 3.15. Элементы системы анализа техногенного риска


Контрольные вопросы

1. Причины интереса к науке о риске в конце XX века

2. Задачи управления риском (рис. 3.1)

3. Объекты исследования риска (рис.3.2)

4. Допустимый или приемлемый риск

5. Классификация рисков по степени влияния на жизнедеятельность человека

6. Классификация рисков по объекту

7. Классификация рисков по местоположению источника опасностей

8. Классификация рисков по субъекту (источнику)

9. Классификация рисков по причине возникновения

10. Классификация рисков по возможности страхования

11. Принцип светофора (рис. 3.4)

12. Кривые Фармера (рис. 3.5)

13. Принцип ALARA (рис. 3.6)

14. Состав антропосферы

15. Человек как объект и субъект безопасности (рис. 3.7)

16. Безопасность объектов техносферы (рис. 3.8)

17. Задача обеспечения безопасности организации и источники опасности

18. Безопасность государства (рис. 3.10)

19. Риск как реализация опасности, два его свойства

20. Риск, как возможность реализации редких событий

21. Показатель риска технократической концепции

22. Индивидуальный риск (рис. 3.12)

23. Социальный риск – допустимый, пренебрежимый

24. Качественное описание характеристик последствий аварий – уровень последствий (табл. 3.1)

25. Количественное описание характеристик реализуемости рисков – уровень реализуемости (табл. 3.2)

26. Матрица качественно-количественных характеристик риска (табл. 3.3)

27. Качественное описание характеристик риска - пять категорий (табл.3.4)

28. Виды анализа риска

29. Идентификация, оценка и прогноз риска

30. Методы анализа риска (рис. 3.14)

31. Методики оценки и прогноза риска (табл. 3.5)

32. Внутренние и внешние источники опасностей техносферы

33. Элементы системы анализа техногенного риска (рис. 3.15)

34. Инцидент, авария, катастрофа?


4. СТРУКТУРЫ Системы управления рисками

Негативный результат опасного и чрезвычайно опасного взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности - негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе "человек - среда обитания".

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения .

Естественные опасности обусловлены климатическими и природными явлениями. Они возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере, а также от стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т. д.).

Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.), генерируя в среде обитания техногенные и антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т. п., а антропогенные - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

В настоящее время перечень техногенных, реально действующих опасностей значителен и включает более 100 видов. К распространенным, имеющим достаточно высокий уровень опасности, относятся производственные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др., а к травмирующим (травмоопасным) относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, части разрушающихся конструкций и др.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В быту нас сопровождает также большая гамма негативных факторов:

воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств;

вода с избыточным содержанием вредных примесей;

недоброкачественная пища;

шум, инфразвук;

вибрации;

электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств;

ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта);

медикаменты при избыточном и неправильном потреблении;

табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Разновидность опасностей, угрожающих личности, непрерывно увеличивается. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени, зависит от текущего состояния системы человек - среда обитания». На рис.3 показана характерная суточная миграция городского жителя (сотрудника промышленного предприятия) в системе "человек - техносфера", где размер радиуса условно соответствует относительной доле негативных факторов антропогенного и техногенного происхождения в различных вариантах среды обитания.

Рис. 3. Зависимость уровня негативных факторов, действующих на человека, от его суточной миграции:

БС - бытовая среда; ГС - городская среда; ПС - производственная среда

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные и реализованные (рис.4).

потенциальная опасность

реальная опасность

реализованная опасность

происшествие

чрезвычайное происшествие

катастрофа

стихийное бедствие

Рис. 4. Виды опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях "шум вреден для человека", "углеводородные топлива - пожаровзрывоопасны" говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что жизнедеятельность человека потенциально опасна . Оно предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Потенциальные опасности реализуются в определенных условиях, которые называют причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, в результате которых опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, например, экологический или экономический ущерб, травмы, заболевания и др.

Превращение потенциальной опасности в реальную происходит в результате протекания процесса: опасность – причины – нежелательные последствия (рис. 5).

Электрический ток

Электротравма

Нарушение изоляции проводов

Ядовитые вещества в воздухе рабочей зоны

Отсутствие средств для оздоровления воздушной среды, т.е. вентиляции

Отравление

работающих

(опасность) (причина) (нежелательное последствие)

Рис. 5. Превращение потенциальной опасности в реальную

Чаще всего нежелательные последствия вызывает комбинация нескольких опасностей. Нередко одна и та же опасность может реализовываться в нежелательное событие через разные причины.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на объект защиты (человека); она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью "Огнеопасно" представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна исчезает из зоны пребывания человека, она становится по отношению к этому человеку источником потенциальной опасности.

Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность.

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП ) - событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровья для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т. п.

Основное желаемое состояние объектов защиты - безопасное . Оно реализуется при полном отсутствии негативных воздействий опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности (потоки) снижены до предельно допустимых уровней воздействия.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Термин "безопасность" имеет практическое значение лишь применительно к системе "объект защиты - источник опасности". Отсутствие объекта защиты и, тем более, источника опасности переводит разговор о безопасности в беспредметную область.

Чтобы правильно оценить принадлежность процесса обеспечения безопасности к его исполнителю, необходимо термин "безопасность" всегда рассматривать в сочетании с системой "объект защиты - источник опасности". Пользуясь этой схемой, можно правильно оценить обстановку.

Однако одна и та же опасность может проявить себя в двух системах. Например, неисправные тормоза у автомобиля, и, как следствие, наезд на людей, техническая авария автомобиля или и то и другое одновременно. Вывод - опасность проявила себя в двух системах: не обеспечена безопасность пешеходов и автомобиля одновременно. В табл.2 представлены реально существующие системы безопасности человека.

1

В настоящее время к природным естественным опасностям прибавилась совокупность техногенных угроз, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и, главное, здоровье человека. Глобальный технический прогресс вывел человечество на такой уровень загрязнений природной среды, что люди оказались в чрезвычайно опасном экологическом кризисе, который повернуть назад уже невозможно. Несмотря на многочисленные исследования проблем безопасности, включая анализ, прогнозирование и управление рисками, интегрированные подходы к решению природоохранных задач отсутствуют. Необходим новый экологический императив, который привел бы к императиву нравственному, утверждающему принципы коэволюции человека и природы, а следовательно, изменению структуры ценностей человека, смены мировоззренческих основ. В статье показаны некоторые возможные пути решения проблем экологической безопасности в контексте современного цивилизационного процесс.

технобезопасность

экологический императив

анализ риска

экологическая парадигма

техносфера

1. Быков А. А. О проблемах техногенного риска и безопасности техносферы // Проблемы анализа риска. - 2012. - № 3. - С. 4–6.

2. Малинецкий Г. Г. Перспективы и технологии управления стратегическими рисками в первой половине XXI века // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. -2013. - Т. 3, №. 2(5). - С. 15-17.

3. Марков Ю. Е. Кризис человека как отражение глобальных проблем человечества //Вестник Томского государственного университета.-2007. - № 304. - С. 45–48.

4. Рубанова Е. В.Экологическая парадигма // Известия Томского политехнического университета. -2007. - Т. 3, №. 2. - С. 75–81.

5. Рубанова Е. В. Проблемы современного экологического образования // Известия Томского политехнического университета. -2009. - Т. 315, №. 6. - С. 205-209.

6. Моисеев Н.Н. Актуальные проблемы глобальной нравственности // Глобальная нравственность / под ред. Н.Н. Моисеева. - М.: ИИЦ «Экспресс», Изд-во НИИ Общей педагогики, 1989. – 123 с.

7. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М.: МНЭПУ, 1998. 226 с.

8. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. - М.: МГВП КОКС, 1995. 376 с.

9. Моисеев Н. Н. Экология и образование. - М.: ЮНИСАМ, 1996. 190 с.

10. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. Надежды на выживание человечества. - М.: Россия молодая, 1992. 367 с.

11. О природе ноосферного образования [Электронный ресурс]. URL:http://raen-noos.narod.ru/b-masl3.htm(дата обращения: 03.11.2009).

Стратегия устойчивого развития России предполагает поступательное движение к прогрессу техногенно-природных систем как основных адресатов повышения эффективности государственной экологической политики.

Однако, несмотря на множество механизмов экологического менеджмента, Россия в настоящее время не учитывает возможные сценарии развития государства и общества до 2030-2050 годов, то есть не имеет стратегического прогноза развития общества, экономики, энергетической системы .

Возникшая ситуация осложняется тенденцией расширения границ техносферы, а значит и усилением рисков техногенных катастроф. Масштабы последствий аварий, их количество постоянно растут. Важнейшей особенностью угроз катастроф в природно-техногенной сфере является невозможность их полного предотвращения и обеспечения гарантированной безопасности с нулевым риском. Анализ основных угроз, имеющих непосредственное отношение к национальной безопасности России, показывает, что их структура неоднородна.

При техногенных авариях и катастрофах возникают как отдельные, так и комбинированные поражающие факторы: отравление химически опасными веществами, бактериологическое заражение, радиационное излучение, взрывные и ударные волны, тепловое излучение, механическое повреждение, импульсные ускорения, электромагнитные нагрузки. Эти факторы воздействую на людей, объекты и окружающую среду. Н.Ф. Реймерсом сделан принципиальный вывод о том, что «...наступил момент, когда на человека воздействует... измененная человеком природа. Это - экологическая опасность. Эта опасность тем реальнее, чем выше технико-экономический потенциал и численность человечества» .

Таким образом, развитие техносферы усиливает риски и экологические катастрофы.

Анализ статистических данных показывает, что, хотя свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала, центр технических проблем лежитвсе-таки в области управления . Принципиально новый арсенал технологических средств, методологических, биотехнологических, нанотехнологических, в т.ч. новых подходов в природопользовании -должны создать возможности управления рисками в XXI веке.

Возможные подходы решения проблем экобезопасности в техносфере на технологическом этапе развития современного общества предсказаны академиком В.А. Легасовым более 20 лет назад. Им определены несколько существенных показателей, которые будут приоритетными для современного технологического общества. В частности, оно должно быть:

Существенно менее энерго- и ресурсоемким;

Осуществившим диверсификацию энергоисточников и энергоносителей;
- соблюдающим принцип примата науки над промышленностью и осуществляющим "фундаментализацию" научной армии;

Максимально осуществившим переход от монофункциональности к принципу многофункциональности, синергизма и безотходности;

Значительно усилившим роль человеческого фактора.

Кроме того, важный аспект технобезопасности связан с развитием в обществе ценностей и разнообразных достижений с сохранением культурного наследия наций и народностей России. Насаждение избытка современных технократических идей в образовании и воспитании молодежи привело к чрезвычайно опасному экологическому кризису. И при таком подходе исходное состояние природы прошлого уже никогда не может быть.

Еще Н.Н. Моисеев говорил о необходимости новой философии экологической безопасности. Потребительская, присваивающая цивилизация, сделавшая своим фетишем прибыль во имя еще большей прибыли, утратила право на существование, ибо не решила практически ни одной социально значимой задачи разумного человеческого общества. Необходима новая экологическая парадигма - синтез рациональных желаний человека с его нравственной ответственностью перед природой и собственным внутренним началом. Реализация экологического императива невозможна без переосмысления целей и стимулов жизни. Отметим, что в нашей стране с конца 90-х годов появились центры по безопасности и риску, интегрирующие мировой опыт в области техногенеза, исследующие природоохранные механизмы, которые выявляют, прогнозируют и управляют рисковыми факторами во всех сферах деятельности человека.

Методология анализа риска стремительно развивается. Существуют научные школы, специализированные кафедры в высших учебных заведениях, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов по риску и проблемам экобезопасности - Российское научное общество анализа риска, Русское общество управления рисками, Академия наук риска и др., издаются специализированные журналы по риску - "Проблемы анализа риска", "Управление риском" и другие.

Однако, оптимальных, единых подходов по вопросам проблем обеспечения технобезопасности в природоохранной политики России на сегодняшний день нет, и поэтому управление экологическим рисками приобретает особую актуальность.

Управленческие коррективы должны вести, в первую очередь, к принципиальным изменениям в самоорганизации человечества. Принцип потребительства, о котором говорилось выше, необходимо менять на «принцип солидарности», который невозможен без расширения сферы разума и духовности при внедрении культуры экобезопасности в методологию построения новых технологических систем для дальнейшего технического развития общества с минимальным риском аварий и катастроф.

Наступивший экологический кризис - это кризис человеческого эгоизма. Он ведет не только к угрозе полной потери ресурсообеспечения, но и ставит вопрос о существовании человечества в целом. Такие мыслители, как В. И. Вернадский, Тейяр де Шарден, Н. Н. Моисеев и др. явились первыми инициаторами смен парадигм в жизни человечества. Н.Н. Моисеев соотносит экологические кризисы с экономическими. Он подчеркивает, «что человечество следует «монополистической» установке в отношениях с окружающей средой, что и предопределяет появление экономических кризисов» .

Н.Н. Моисеев также полагает, что для этого необходимо научиться распознавать опасности и сущность угроз, осваивать новый образ мысли, чувств, жизни во всех её проявлениях, переходить к иной организации производительной деятельности. Цивилизационные подходы решения экологического, экономического, образовательного кризисов - это смена образа мыслей, мотивов, самокоррекционных устоев, разумная стратегия ресурсопотребления в масштабах не только России, но и всех стран («принцип солидарности»).

Такие стратегии управления были известны еще во времена Платона и Конфуция. «Разумные стратегии» предполагают идею «коэволюционных» отношений между человеком и природой. Об этом говорит Н. Н. Моисеев: «Стратегия будет касаться всех сфер жизни людей - технического развития, культуры, образования, нравственности... придется изменить всю систему общественных и межстрановых отношений, шкалы ценностей... в банальной трактовке устойчивого развитиявне контекста эпохи ноосферы каждая страна будет встречать и преодолевать кризисы, взлеты и падения, в непрерывных поисках, а это не устойчивое развитие....Требуется качественное совершенствование механизма эволюции и необходимо целенаправленное действие коллективного интеллекта... как инструмента самопознания и воли человека» .Стратегия разума - это выход из экологического и цивилизационного кризисов благодаря согласованным управленческим механизмам, культуре и духовности.

Формирование нового экологического императива должно быть связано и с парадигмой социального развития. Согласно представлениям некоторых экологов современности необходимы существенные изменения в мышлении человека . Подобные изменения возможны как в нравственном, так и в технологическом аспектах, причем первый из них является более значимым. Эту мысль высказывал и академик Н.Н. Моисеев:

Важно «осознание человеком необходимости опережающего решения нравственных проблем по сравнению с технологическим»;

Формирование единой общепланетарной нравственности, то есть утверждение экологического императива «не повреди биосферу»;

Недопущение войн, насилия в решении конфликтов;

Ощущение «общепланетарной общности».

Однако антропоцентризм неверно истолковывает «высоту» человека как венца творения Природы. Человек - «творит» природообустройство не с позиции ресурсосбережения, а с позиции ее неисчерпаемости. Это приводит лишь к отторжению общества самой природной средой. Природа при антропоцентрической экологической парадигме подчинена человеку, его практическим и эгоцентрическим интересам и целям. В такой системе отношения общества и природы приводят к безответственному и безнравственному порядку, точнее, беспорядку.

«Экологическая парадигма» представляет собой понятие, определяющее систему принципов и взглядов, ценностных и целевых мотиваций, которые характерны для эволюционного развития в системе «Человек-Природа-Общество».

Антропоцентрическая парадигма объявляет человека главным манипулятором природы. Природопользование подчинено прагматическим целям человека, а потому ресурсосбережение оказывается слабым звеном в деле охраны природы и экономном природопользовании.

Экологическая парадигма, которая должна прийти на смену антропоцентризма в период экологического кризиса на Земле, рассматривает человека и природу в гармонии, природопользование малоотходным, ресурсосберегающим, использующим альтернативные источники энергоносителей, развитие природы и человека в едином процессе коэволюции, что возможно при создании целостной, глобальной системы новых методологических, технологических, природоохранных мероприятий и технологий.

Кризис экономический вызывает кризис экологический и в свою очередь, кризис цивилизации, приводящий к кризису системы экологического образования и воспитания.Разделение абстрактного, логического и образного в мышлении человека через разграничение естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин сформировало фрагментарное видение реальной социальной и естественнонаучной картины мира так, что системность взглядов на общество и природу сменяется хаотичностью, отсутствием интегрированных подходов к их изучению.

Некоторые авторы предлагают «концепцию ноосферного образования». Концепция ноосферного образования - это система научно-технических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования, возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода .

Ноосферное образование должно вносить в систему высшего образования новый мировоззренческий аспект. Причем оно должно быть внедрено в программы и технических, и гуманитарных, и естественнонаучных направлений. Отсюда - ключевое звено ноосферного образования - синергетика естественнонаучных и философско-гуманитарных наук, основ духовной культуры, позволяющая интенсифицировать творчество человека, выводить «мозговой потенциал» на уровень «разумных стратегий».

Новая парадигма не отрицает былые ценности системы научных и практических знаний, но переориентирует их на установки, способствующие ресурсосберегающему природопользованию, гармонизации отношений людей друг с другом и природой.

Человек как пользователь природной среды должен адекватно оценивать не только свои технологические, технические и иные возможности, но и учитывать силы природы, которые мощнее человеческих. Однако в современных условиях не происходит переосмысление ценностей жизни и взаимосвязей между человеком и природой.

Дальнейшие перспективы и проблемы общества зависят от «разумных стратегий», предполагающих рациональное и бережное отношение к природе. Причем, «разум» этот должен быть еще и нравственным. Проблема выживания человека связана с оценкой глобальных проблем современности, одной из которых является сохранение уникальной человеческой личности. Это проблема и естественников, и философов, и гуманитариев. Человек в современную эпоху научно-технического прогресса находится в хаосе парадоксов и противоречий, связанных с научно-техническим, социальным и нравственным развитием. Обездушивание человека, межличностных отношений, потеря духовности каждого индивидуума привело к деморализации и дезорганизации во всех сферах и системах общества, социальноэкономических, культурных, политических, включая оборонные и банковские.

У человека остается одна альтернатива - сохранить свою человечность, гуманность к другому человеку, природе, миру в целом. Для этого необходимо менять нравственно-нормативные механизмы управления в системе «Человек-Природа-Общество», развивать творческие возможности и быть ответственными за свои действия.

В своей работе Марков Ю.Е. пишет, что «...прагматизм и «холодный» расчет становятся определяющими в межиндивидуальных отношениях, они вытесняют милосердие и сострадание, стремление прийти на помощь в трудную минуту - все, что не может принести материальную выгоду. Перманентное соперничество и конкуренция, пронизывающая все сферы общества, рождают зависть к успеху других, чувство личной обделенности и неудовлетворенности достигнутым: стремительный рост различных материальных благ, предлагаемых обществом потребления, лишает человека гедонистического возможности достичь удовлетворения от обладания малым. Самодостаточность и обособленность, оторванность от других членов общества, отсутствие отношений, основанных на дружбе и взаимном доверии, лишенных всякого материального расчета, неизбежно ведут к одиночеству» .

Интуитивно любой человек осознает свое «Я», свою судьбу, свои ценности и цели. Если это личное, внутреннее начало он теряет, происходит кризис собственного «я». Так же и в обществе: деформация и десистемность социально-экономических, политических, образовательных, культурных связей приводит к кризису цивилизации в целом.

Поэтому новые управленческие и образовательные идеи требуют иных образовательных структур, университетов, в которых осуществлялся бы синтез гуманитарного, технического и естественнонаучного знания. Для этого необходимо отражение идей новой экологической парадигмы в учебных программах высшей и средней школы, разработка новых, интегральных подходов в экологическом образовании при подготовке управленцев и специалистов всех сфер деятельности.

Россия имеет для этого духовно-интеллектуальные генетические истоки, мощные возможности культуры, практику управления в самом широком смысле этого слова. Только при таком синтезе новых методологий и опыта исторически проверенных идей самосохранения станет возможной стратегия устойчивого развития Отечества в контексте современного цивилизационного процесса.

Рецензенты:

Удочкина Л.А. д.м.н., профессор, заведующая кафедрой анатомии, ГБОУ ВПО "Астраханский ГМУ, г. Астрахань;

Фельдман Б.В., д.б.н., доцент, заведующий кафедрой биологии с основами ботаники, ГБОУ ВПО "Астраханский ГМУ, г. Астрахань.

Библиографическая ссылка

Аношкина Е.В., Сентюрова Л.Г. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОСФЕРЫ В СВЕТЕ НОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23503 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 0

Лекция № 2

Опасности техносферы

Опасности бывают естественного происхождения и антропогенного происхождения. Классифицируют опасности на механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

Методы анализа опасности:

· качественный позволяет идентифицировать источники опасности;

· количественный - это методы расчета вероятности и статистический анализ.

Рассмотрим качественный анализ. Он включает предварительный анализ опасности, анализ последствий отказов, анализ опасности с помощью дерева причин, анализ с помощью дерева последствий, анализ ошибок персонала, причинно-следственный анализ.

Количественные методы анализа:

p n ( E n ) - определение вероятности возникновения аварии. Количественный метод определяет опасности с помощью рисков.

Риск - это частота реализации опасности.

Частота определяется с учетом потенциальных опасностей и по числу реализовавшихся факторов риска.

Риски бывают индивидуальные, социальные, экономические, экологические, психологические.

R t = P ( t )/ L ( t ), P ( t ) - количество аварий, L ( t ) - число подобных технических систем, подверженных этому же фактору риска.

R Э = (В / П) * 100%, П = Д б - З б - В, У < Д - З б

Приемлемый риск - это такой низкий уровень опасности травматизма и инвалидности, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики и государство, и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями их достижения: R u = 1 * 10 -6

Профессиональный риск - это возможность повреждения здоровья или гибели человека, связанное с исполнением трудовых обязанностей.

Выделяет 22 уровня опасности:

· 1 уровень: образование, культура, здравоохранение;

· 22 уровень: добыча угля открытым способом.

Принципы обеспечения безопасности:

· ориентирующие:

1. принцип автоматизации, принцип роботизации;

2. принцип ликвидации опасности (когда опасные факторы заменяются на безопасные);

3. принцип снижения опасности - это не полностью ликвидация опасности, а снижение до безопасного уровня;

· технические:

4. принцип блокировки;

5. принцип вакуумирования - проведение технологических процессов при пониженном давлении по сравнению с атмосферным;

6. принцип слабого звена - это применение устройств, которые разрушаются и обеспечивают сохранность самой установки;

7. принцип флегматизации - применение ингибиторов (замедлителей);

8. принцип недоступности;

9. принцип экранирования - это установка преграды между человеком и источником опасности;

10. принцип защиты расстоянием;

· организационные :

11. принцип защиты временем - сокращение до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях воздействия опасности;

12. принцип информации;

  • 7. Закрытые повреждения мягких тканей.(ушибы, растяжения, вывихи суставов)
  • 8. Значение безопасности жизнедеятельности в жизни человека.
  • 9. Классификация защитных средств.
  • 1. Изолирующие средства:
  • 2. Средства защиты от теплового и светового воздействия электрической дуги;
  • 3. Средства защиты от падения при работе на высоте;
  • 10. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 11. Деятельность человека, ее основные формы
  • 12. Кровотечения, его виды. Как остановить кровотечение. Правила наложения жгута.
  • 13. Медико-техническая характеристика радиационных очагов.
  • 1) Очаг с преимущественными радиационными поражениями;
  • 2) Очаг с комбинированными поражениями;
  • 3) Очаг с преимущественными термическими поражениями.
  • 14. Медико-тактическая характеристика чс на химически опасных объектах.
  • 15. Медико-техническая характеристика эпидемических очагов.
  • 1. Благополучное состояние:
  • 1)Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных.
  • 1.Характеристика эпидемических очагов.
  • 2. Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран.
  • 3. Средства при болях в сердце:
  • 17. Метеорологические условия (микроклимат), их параметры и влияние на жизнедеятельность человека.
  • 18. Наложение повязок (демургия). Требования к первичной повязке.
  • 19. Образ жизни человека, его составляющие. Виды мотиваций к ведению «Здорового образа жизни».
  • 4) Двигательная активность.
  • 5) Закаливание:
  • 20. Общая характеристика защитных средств
  • 21. Организационная структура Всероссийской Службы Медицины катастроф (всмк). Ее основные задачи.
  • 22. Организация и способы защиты населения от чс.
  • 23. Организация оповещения населения ор чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения в мирное и военное время.
  • 1)Организация оповещения и информации населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях.
  • 2)В чрезвычайных ситуациях мирного времени подаются следующие сигналы:
  • 24. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности.
  • 25. Освещение, его виды и влияние на деятельность человека.
  • 26. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Роль самоконтроля.
  • 27. Основы рационального питания.
  • 28. Отморожения. 1-я помощь при холодовой травме.
  • 29. Понятие «адаптации». Стресс реакции человека на чс. Типы темперамента.
  • 30. Понятие «Здоровье». Факторы, влияющие на здоровье.
  • 31. Понятие «опасность», «безопасность». Антропогенные виды опасностей.
  • 32. Понятие «опасность», «безопасность». Антропогенные виды опасностей. Возможные глобальные катастрофы
  • 33. Понятие «опасность», «безопасность». Природные виды опасностей.
  • 34. Понятие «опасность», «безопасность». Техногенные виды опасностей.
  • 35. Понятие «Рана». Типы ран.
  • 36. Понятие «техносфера». Структура техносферы и ее основные элементы.
  • 37. Понятие «травма». Виды травм.
  • 38. Понятие «шок». Степени шока.
  • 39. Понятие «утомление», «переутомление».
  • 40. Правила оборудования бивака или укрытия.
  • 41. Основные принципы и способы защиты населения в чс.
  • 42. Проведение мероприятий по оказанию транспортировки пострадавшего на воде.
  • 43. Профилактика девиантного поведения
  • 44. Определение уровня психофизического состояния человека
  • 45. Работоспособность человека. Ее основные фазы.
  • 46. Рациональная организация рабочего места.
  • 47. Реанимация. Методика проведения реанимационной помощи. Искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца.
  • 50. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 51.Средства и методы для предупреждения и снятия стресса человека.
  • 52. Средства индивидуальной защиты. Порядок их использования.
  • 53. Термические повреждения. Ожоги, их степени. Химические ожоги. 1-я помощь при химических ожогах.
  • 54.Терморегуляция организма человека. Зоны комфорта и дискомфорта.
  • 55. Типы бинтовых повязок.
  • 56. Принципы классификации труда по степени тяжести и напряженности
  • 57. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования, основные положения.
  • 58. Характерные системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда.
  • 1)Искусственность, поскольку определяющую роль в создании среды имеет целенаправленная деятельность человека;
  • 59. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.
  • 60. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях мироного и военного времени.
  • 1. Виды медицинской помощи, их характеристика. Первоочередные меры 1-й медицинской помощи. Ответ:1)Первая медицинская помощь2)Доврачебная3)Первая врачебная4)Кваллифицированная5)Специализированная1)Первая мед помощь вкл в себя 3 группы мероприятийa)немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов,удаление пострадавшего из неблагоприятных условий-б)Оказание первой мед помощи пострадавшему в зависимости от характера и вида травмы,несчастного случия или внезапного заболеванияг)Организация скорейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждениеПервая медицинская помощь - это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях,несчастных случаях и внезапных заболеваниях.Она должна оказываться на месте происшествия до прибытия врача ии доставки пострадавшего в больницу.Первая помощь является началом лечения повреждений, так как она предупреждает такие осложнения,как шок,кровотечение,развитие инфекции,дополнительные смещения обломков костей и травмирование крупных нервных стволов и кровеностных сосудов.Следует помнить, что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь. При некоторых незначительных повреждениях медицинская помощь пострадавшему может быть ограничена лишь объемом первой помощи. Однако при более серьезных травмах (переломах, вывихах, кровотечениях, повреждениях внутренних органов и т. д.) первая медицинская помощь является начальным этапом лечения, так как после ее оказания пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.Первая медицинская помощь очень важна, но никогда не заменит квалифицированной (специализированной) медицинской помощи. Не следует пытаться лечить пострадавшего самостоятельно, а, оказав ему первую помощь, следует немедленно обратиться к врачу.2. Виды переломов костей, конечностей. Транспортная иммобилизация.

    Ответ:Переломы костей имеют свою специфику. Перелом кости – это нарушение целостности кости и окружающих ломких тканей, возникшее в результате механического фактора или патологического процесса в кости.В случае перелома необходимо определить сегмент, в котором находится центр перелома.Типичные виды переломов костей конечностей могут быть:1)простыми;2)многооскольчатыми (клиновидными) или сложными;3)внесуставными и внутрисуставными.Виды переломов костей по линии излома подразделяются на внутрисуставные, внесуставные, т.е. эпифизарные, метафизарные и дикфи-зарные. По линии излома виды переломов костей определяются: переломы без смещения поперечные, продольные, косые, косопоперечные, спиральные, оскольчатые, многооскольчатые, краевые, дырчатые, огнестрельные; переломы со смещением могут различаться по ширине, длине, под углом, ротационные.Основными симптомами переломов являются боль, деформация конечности, укорочение конечности, нарушение функции конечности, крепитация отломков, нарушение костной проводимости, усиление боли при осевой нагрузке, гемартроз при внутрисуставных переломах, который характеризуется сглаженностью контуров, флюктуацией.Особое место занимает клиническая классификация множественных и сочетанных травм. Все механические повреждения бывают сочетанные или комбинированные.К изолированной травме относят повреждения одного органа в пределах единой полости одного анатомического сегмента конечности или функционального образования в пределах одной анатомической области.В случае изолированной травмы могут возникнуть два вида повреждений: монофокальные и полифокальные.Монофокальные повреждения – это одиночные повреждения на одном участке:1)чрез– и надмыщелковый перелом плечевой кости;2)вывих костей предплечья;3)переломы бедренной кости на одном уровне;4)перелом большеберцовой кости и др.Полифокальные повреждения – повреждения в нескольких местах:1)вывих костей предплечья и отрыв надмыщелка плечевой кости;2)переломы диафиза бедренной кости на двух уровнях;3)места эпизефиолиза дистального отдела большеберцовой кости и перелом малоберцовой кости;4)переломы костей таза;5)переломы нескольких позвонков;6)переломы нескольких костей кисти.Транспортную иммобилизацию применяют с целью обездвиживания поврежденной части тела на период выноса (вывоза) пострадавшего с места получения травмы и транспортировки в лечебное учреждение.Предложено большое количество транспортных шин: лестничные, фанерные (лубки), специальные для бедра (шина Дитерихса), пластмассовые для иммобилизации нижней челюсти, а также созданные за последнее время пневматические шины и носилки иммобилизирующие вакуумные. При благоприятных условиях для транспортной иммобилизации могут быть использованы лонгетные гипсовые повязки, а также гипсовые кольца для лучшей фиксации транспортных шин.Основные правила наложения транспортных шин: обеспечение неподвижности не менее 2 суставов, расположенных выше и ниже поврежденного сегмента. Конечности придают функционально выгодное положение (если оно удобно для транспортировки). Шину моделируют по той части тела, на которую ее накладывают. На обнаженное тело шины накладывать не следует, их кладут на одежду или какую-нибудь другую мягкую прокладку; кроме того, надежно фиксируют бинтами или другим материалом. Кровоостанавливающий жгут не должен закрываться фиксирующим шину материалом. Конечность с наложенной шиной в холодное время года утепляют.Транспортная иммобилизация верхней конечности может осуществляться мягким материалом (косынкой или бинтом).

    3. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

    Техносфера - это часть биосферы, преобразованная людьми с помощью технических средств для удовлетворения социальных и экономических потребностей.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на территории после аварии, природного катаклизма, стихийного или техногенного характера, при которой возникает угроза жизни людей, их здоровью.

    ЧС техногенного характера, примеры: транспортные аварии, катастрофы, пожары, взрывы, аварии с выбросом радиации

    Виды опасностей в техносфере, их характеристика.

    Опасность – явление и процессы, которые в определенных условиях могут нанести вред здоровью человека или ущерб окружающей среде.

    Виды опасностей:

    - авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а так же к нанесению ущерба окружающей природной среде;

    - катастрофа – крупная авария с человеческими жертвами;

    - техногенная опасность – внутреннее состояние, присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, обладающему энергией. Высвобождение этой энергии в виде поражающего фактора может нанести ущерб человеку и окружающей среде.

    - промышленная авария – авария на производственном объекте, в технической системе или на промышленной установке.

    Источники аварий и катастроф в техносфере.

    Основными причинами крупных техногенных аварий и катастроф являются:

    1) отказ технических систем из-за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации;

    2) человеческий фактор: ошибочные действия операторов технических систем;

    3) высокий энергетический уровень технических систем;

    4) внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

    Конкретными причинами аварий и катастроф являются явления:

    Статическое электричество, приводящее к взрывам и пожарам;

    Разгерметизация баллонов и емкостей при перевозке сжатых и сжиженных газов;

    Старение систем и отдельных механизмов (снижение механической прочности);

    Нарушение технологического режима.

    Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т.п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.

    Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений.

    "