Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Основные правила при работе медперсонала с кровью. Работа с кровью или другими биологическими жидкостями. Физические методы стерилизации

Правила по охране труда и ТБ направлены на предупреждение опасных и вредных производственных факторов, связанных с особенностями работы в лаборатории, основные из них следующие:

1. Химические факторы – возникают при работе с реактивами.

2. Физические факторы – возникают при работе с приборами и аппаратами.

3. Биологические факторы – возникают при работе с инфицированным биологическим материалом.

В лаборатории нужно соблюдать следующие общие требования:

1. Работать только в спецодежде – халате, колпачке и сменной обуви.

2. Приступать к работе только после вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте. Повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в 6 месяцев.

3. Перед работой внимательно ознакомиться с методикой проведения анализа и в соответствии с этим подготовить свое рабочее место.

4. Перед работой следует убедиться в том, что:

· правильно уяснена методика,

· правильно подготовлены приборы и оборудование,

· взятые вещества соответствуют методике анализа,

· все расставлено так, чтобы было удобно достать, не вставая с места, и самое необходимое находится в пределах оптимальной рабочей зоны, соответствующей размаху согнутой в локтевом суставе руки.

5. Работать только на закрепленном месте.

6. Рабочее место содержать в чистоте, не загромождать его не нужными предметами.

7. Во время работы соблюдать тишину, порядок и чистоту.

8. Не допускать торопливости, невнимательности, беспорядочности и неряшливости.

9. Не покидать рабочее место во время проведения анализа, не оставлять без присмотра включенные приборы.

11. Соблюдать правила ТБ при работе с кислотами, щелочами, летучими и ядовитыми веществами, инфицированным материалом, нагревательными приборами.

12. Соблюдать правила противопожарной безопасности.

13. Не наклоняться близко над склянками с реактивами (правильно нюхайте!).

14. Работать с реактивами только над столом.

15. Пипетировать вещества только пипеткой с грушей или дозатором.

17. Не пробовать на вкус в лаборатории любые вещества, даже если они кажется вам знакомыми.

18. В лаборатории запрещается принимать пищу!

19. После работы обязательно вымыть руки с мылом!

20. После работы убрать все приборы и реактивы по местам, выключить все электроприборы, закрыть форточки, краны водоснабжения и протереть рабочий стол.

21. Уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Профилактика профессиональных заражений, связанных с работой с инфицированным материалом, является одной из важнейших задач в работе лаборанта. Меры профилактики сводятся к максимальному предотвращению контактов кожи и слизистых оболочек с кровью и другими биологическими жидкостями, для чего необходимо придерживаться следующих правил:

1. Работать в спецодежде: халате, шапочке, сменной обуви, резиновых перчатках. При угрозе разбрызгивания крови работать в очках, маске, клеенчатом фартуке.

2. Повреждения на коже (порезы, царапины) перед работой нужно обязательно заклеить лейкопластырем.

3. Запрещается пипетирование биологического материала ртом. Обязательно нужно использовать автоматические пипетки или резиновые груши.

5. В случае загрязнения рук кровью их следует немедленно обработать тампоном, смоченным 1 % раствором хлорамина или 70 % раствором спирта в течение 2 минут, а затем вымыть проточной водой с мылом и протереть индивидуальным полотенцем.

6. При загрязнении кровью перчаток, их протирают тампоном, смоченным в 3 % растворе хлорамина или 6 % перекисью водорода.

7. При загрязнении стола кровью, его немедленно протирают дезраствором дважды с интервалом 15 минут.

8. После работы перчатки дезинфицируют в течении 60 минут в одном из дезинфицирующих растворов.

9. После работы поверхность рабочего стола обязательно продезинфицировать – промыть ветошью смоченной в одном из дезрастворов.

10. Лабораторный инструментарий, иглы, капилляры, предметные стекла, кюветы ФЭКа, пипетки, резиновые груши и т.д. после работы должны подвергаться дезинфекции и стерилизации.

11. Для дезинфекции можно применять следующие растворы:

· Хлорамин 3 %.

· Перекись водорода 6 %.

· Моющий раствор (0,5 % раствор СМС и 6 % перекись водорода).

· Осветленный раствор хлорной извести 0,6 %.

· Сульфохлорантин 0,5 %.

· Дезоксон-1 0,5% и т.д.

· В настоящее время в лаборатории могут применяться другие, более современные дезинфицирующие средства.

Практическая работа

«Правила работы с лабораторным оборудованием».

Цели практической работы:

· изучить особенности техники безопасности при работе в биохимической лаборатории;

· закрепить умения работать химической пипеткой, мерным цилиндром и др. лабораторной посудой;

· закрепить умения готовить растворы приблизительной концентрации.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектируйте в тетрадь правила техники безопасности при работе в биохимической лаборатории и правила работы с биологическим материалом в КДЛ.

2. Оборудуйте рабочее место для практической работы согласно методике работы.

3. Выполните практическую работу.

4. Оформите результаты работы в тетради по плану:

· Название работы.

· Задание к работе.

· Рисунок.

· Наблюдения, расчеты, уравнения реакций и т.д.

5. Сделайте вывод по работе.

6. Ответьте на предложенные вопросы.

Задание № 1. Работа с пипетками.

· Подготовьте пипетки с резиновой грушей на 1 мл или на 2 мл.

· Вспомните, как определяется цена деления мерной посуды.

· Подготовьте 5 пробирок и баночку с водой.

· Налейте в каждую пробирку по 4 мл воды, используя груши на 1 или 2 мл. Работайте медленно. Помните, в работе лаборанта очень важна аккуратность и точность!

· Слейте всю воду из пробирок в мерный цилиндр, и измерь количество воды.

· Если воды в цилиндре меньше или больше, чем 20 мл, то повторите всю операцию с самого начала.

· Если воды в цилиндре ровно 20 мл, то приступайте к выполнению следующего задания.

Задание № 2. Приготовление растворов.

· Произведите расчеты, необходимые для приготовления следующих растворов:

1. 20 мл 5 % раствора сульфата меди.

2. 25 мл 10 % раствора гидроксида натрия.

3. 25 мл 5 % раствора серной кислоты.

· Приготовьте один из предложенных растворов.

· Напишите алгоритм приготовления растворов приблизительной концентрации.

Ответьте на вопросы:

1. Какой биологический материал можно использовать для биохимических исследований?

2. Чем отличается цельная кровь, сыворотка и плазма крови?

3. Как определить цену деления мерной полсуды (на примере цилиндра или пипетки).

4. Как правильно работать со спиртовкой и другими нагревательными приборами.

5. Фильтрование: приборы, правила проведения, промывание осадков.

Биологическую опасность, или риск для здоровья людей и окружающей среды,могут представлять инфицированныеорганизмы или биологический материал, содержащий микроорганизмы или токсины биологического происхождения.

Биологическая безопасность – порядок осуществления лабораторных исследований и специальное оснащение микробиологических лабораторий, которые защищают персонал лабораторий и окружающую среду при работе с потенциально инфекционными микроорганизмами.

Уровень биобезопасности – уровень мер предосторожности, необходимых при работе с потенциально опасными биологическими агентами. Различают 4 уровня биобезопасности (табл. 1). В зарубежных странах более высокий номер уровня биобезопасности означает возрастающий риск при выполнении лабораторных исследований.

Таблица 1

Характеристика уровней биобезопасности

Уровень биобез-

опасности

Описание

Оснащение лабораторий

Микроорганизмы

(наиболее низкий)

Биологические агенты, которые обладают минимальным риском для персонала и окуружающей среды.

Не требуется специального оснащения. Должны быть приспособления для мытья рук, легко обеззараживаемые рабочие поверхности, прочная мебель, окна с противомоскитными сетками, отсутствие автоматической вентиляции, личная защитная одежда (перчатки, халаты), автоматические дозаторы, защита глаз и лица, автоклавы, безопасные центрифуги.

Agrobacterium radiobacter

Bacillus thuringiensis

Escherichia coli K12

Lactobacillus acidophilus Micrococcus leuteus

Pseudomonas fluorescens

Serratia marcescens

Aspergillus niger

Биологические агенты, обладающие потенциальным риском для персонала и окружающей среды. Часто вызывают серьёзные заболевания, эффективное лечение и профилактика которых доступны.

Оснащение соответствует классу 1. Требуются строгие меры предосторожности при проведении процедур, при которых могут создаваться инфекционный аэрозоль или брызги. Особые меры предосторожности применяют в отношении острых и режущих предметов.

Bacillus subtilis

Borrelia burgdorferi

Clostridium difficile Mycobacterium other than tuberculosis

Salmonella

Staphylococcus aureus (MRSA и VRSA)

Streptococcus pneumonia

в. гепатитов A , B , C

в. гриппа A

в. кори

в. эпидемического паротита

прионы

генетически модифицированные организмы

Биологические агенты, которые могут вызывать серьёзные или потенциально летальные заболевания в результате ингаляционного заражения, в отношении которых существуют вакцины и способы лечения.

Боксы безопасности 2 класса

Bacillus anthracis

Coxiella burnetii

Mycobacterium tuberculosis

Rickettsia rickettsii

Salmonella typhi

в. атипичной пневмонии (SARS )

в. венесуэльского лошадиного энцефаломиелита

в. жёлтой лихорадки

в. лихорадки долины Рифт

в. лихорадки Западного Нила

в. лихорадки Пятнистых гор

в. натуральной оспы

Plasmodium falciparum Trypanosoma cruzi

4(наиболее высокий)

Опасные и экзотические агенты, вызывающие тяжёлые заболевания, в отношении которых не разработаны вакцины и способы лечения.

Боксы безопасности 3 класса или «костюмы космонавтов» с автономной системой подачи воздуха.

Y . pestis

вирусы геморрагических лихорадок (в. крымской геморрагической лихорадки (вирус Конго), в. Ласса,

в. лихорадки Денге,

в. Марбург, в. Мачупо,

в. Хунин, в. Эбола,

Хантавирусы)

в. птичьего гриппа (H 5 N 1)

В Республике Беларусь и России по степени опасности для человека и окружающей среды также выделено 4 группы возбудителей инфекционных заболевани, однако, наоборот, более низкий номер группы означает возрастающий риск при выполнении лабораторных исследований.

I группа – возбудители ООИ: чумы, натуральной оспы, геморрагических лихорадок (Ласса, Эбола и др.).

II группа – возбудители высококонтагиозных бактериальных, грибковых и вирусных инфекций: сибирской язвы, бруцеллеза, туляремии, холеры, сыпного тифа, бластомикоза, бешенства, СПИДа, гепатитов В и С и др., ботулотоксины и столбнячный токсин.

III группа – возбудители других инфекций: коклюша, столбняка, ботулизма, туберкулёза, трихомониаза, малярии, лейшманиоза, гриппа, полиомиелита, герпесвирусы и др.

IV группа – условно-патогенные (возбудители газовой гангрены, клебсиеллы, стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка, некоторые кандиды и аспергиллы, амебиаза, аденовирусы, ротавирусы, энтеровирусы и др.) и непатогенные микроорганизмы.

Аттенуированные штаммы возбудителей I–II групп относятся к микроорганизмам III группы патогенности, а аттенуированные штаммы III–IV групп – к IV группе патогенности.

Работа с материалом, содержащим микроорганизмы I–II групп патогенности, требует соблюдения строгих мер безопасности для предупреждения случаев внутрилабораторного заражения, выноса инфекции за пределы лаборатории и предупреждения контаминации окружающей среды, поэтому исследования проводятся в специально оборудованных режимных микробиологических лабораториях специально обученным и вакцинированным персоналом (если существуют вакцины).

Работа с материалом, содержащим микроорганизмы III–IV групп патогенности, регламентируется Санитарными правилами «Безопасность работы с микроорганизмами III–IV групп патогенности и гельминтами», которые приняты к исполнению на территории РБ Постановлением Главного государственного санитарного врача № 40 от 27.07.2000 года. Исследования проводятся в бактериологических лабораториях при лечебно-профилактических учреждениях и при центрах гигиены и эпидемиологии.

В зависимости от выполняемых исследований, микробиологические лаборатории подразделяют на диагностические, производственные и научно-исследовательские. В соответствии с типами микроорганизмов, изучаемых в микробиологических лабораториях, выделяют бактериологические, вирусологические, микологические и протозоологические лаборатории.

В зависимости от уровня безопасности работы с микроорганизмами микробиологические лаборатории подразделяют на четыре группы риска.

I группа – лаборатории особого режима (максимально изолированные) с высоким индивидуальным и общественным риском.

II группа – режимные лаборатории (изолированные) с высоким индивидуальным и низким общественным риском.

III группа – базовые (основные) лаборатории с умеренным индивидуальным и ограниченным общественным риском.

IV группа – базовые (основные) лаборатории с низким индивидуальным и общественным риском.

На практических занятиях студенты работают с микроорганизмами IV группы патогенности. Учебный практикум кафедры микробиологии считается учебной микробиологической лабораторией, где необходимо соблюдать следующие правила:

1. В помещение бактериологической лаборатории нельзя входить без специальной одежды - медицинского халата и шапочки, запрещается приносить в практикум верхнюю одежду. Запрещается посещение студентов, работающих в лаборатории, посторонними лицами. Каждый студент должен работать на закреплённом за ним рабочем месте. Во время работы в лаборатории следует соблюдать тишину, порядок и чистоту.

2. В помещении бактериологической лаборатории категорически запрещается принимать пищу, курить, использовать косметические средства. Ежедневная тщательная уборка помещения производится влажным путём с применением дезинфицирующих жидкостей.

3. В каждой группе назначается постоянный дежурный студент, который осуществляет контроль за поддержанием чистоты и порядка студентами группы на рабочих местах.

4. Всё необходимое для работы на занятии (чашки, пробирки, пипетки, бактериальные петли) студенты берут на специальном столе, туда же ставится выполненная на занятии работа. Пробирки и чашки с инфицированным материалом обязательно подписывают (характер материала, название культуры, дата, № группы, ф. и. о. исследователя). После окончания работы рабочее место должно быть приведено в полный порядок.

5. Перед выполнением работ и после завершения необходимо вымыть руки с мылом. Весь материал, поступающий в лабораторию, должен рассматриваться как инфицированный.

Работа с биоматериалами проводится в резиновых перчатках. Запрещается прикасаться к биоматериалу и микробным культурам руками.

Если контакт с кровью или другими биологическими жидкостями произошел с нарушением целостности кожных покровов (укол, порез), пострадавший должен:

– снять перчатки рабочей поверхностью внутрь;

– выдавить кровь из раны;

– обработать повреждённое место (70% спиртом, или 5% йодом, или 3% раствором перекиси водорода, или другим разрешенным антисептиком);

– руки вымыть под проточной водой с мылом;

– на рану наложить пластырь;

– надеть напальчник;

– при необходимости продолжить работу, надев новые перчатки.

При отсасывании жидкого материала необходимо пользоваться резиновыми грушами, при этом пипетки должны быть закрыты ватными тампонами. Пипетирование ртом строго запрещено!

6. Посевы проводят у спиртовки, фламбируя при этом края пробирок, петли, шпатели!

Запрещается держать вблизи работающих спиртовок легковоспламеняющиеся материалы и вещества, оставлять без присмотра работающие спиртовки. Перед зажиганием спиртовки необходимо удостовериться, что её корпус исправен, фитиль выпущен на нужную высоту и распущен, а горловина и держатель фитиля сухие. Фитиль должен плотно входить в направляющую трубку держателя (иначе возможна вспышка паров внутри спиртовки и взрыв). Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя зажигать одну спиртовку от другой. Гасить спиртовку нужно, накрывая пламя фитиля колпачком, если это невозможно – залить водой. Задувать пламя запрещается.

7. При работе с биоматериалами необходимо пользоваться инструментами (петлями, шпателями, пинцетами, иглами). Инструменты, имевшие контакт с инфицированным материалом, фламбируются в пламени спиртовки, или полностью погружаются в емкости с дезраствором.

По окончании работы использованная стеклянная посуда и ватно-марлевые пробки сбрасывается в раздельные биксы. Ежедневно посуда, в которой содержался инфицированный материал, поступает в мойку после предварительной стерилизации автоклавированием.

8. Окрашивание препаратов проводится в специально отведённых местах. Отработанные предметные стёкла помещаются в эксикатор.

9. Микроскоп – точный оптический прибор, требующий строгого соблюдения правил работы с ним:

– поднимают конденсор до уровня предметного столика;

– открывают диафрагму;

– регулируют яркость встроенного осветителя или освещают поле зрения при помощи зеркала (при малой освещенность используют вогнутое зеркало, при достаточной – плоское);

– на предметное стекло с окрашенным препаратом наносят каплю иммерсионного масла, в которую под контролем глаза осторожно погружают объектив;

– поднимая тубус, смотрят в окуляр и вначале макро-, а потом микровинтом устанавливают чёткое изображение объекта;

– по окончании работы поднимают тубус, снимают препарат, марлевой салфеткой удаляют иммерсионное масло с фронтальной линзы объектива;

– микроскоп ставят в шкаф.

9. При аварии с посудой, содержащей инфицированный материал, или проливании жидкого инфицированного материала надо сообщить преподавателю. Немедленно проводится дезинфекция контаминированных поверхностей и предметов:

– осколки стекла помещают в бикс,

– на место аварии наносят дезраствор, время экспозиции 5–10 мин,

– затем дезраствор вытирают влагопоглощающей тканью.

Проводят антисептическую обработку контаминированных частей тела – мытьё с мылом.

10. При работе с электрооборудованием и электроприборами запрещается проверять наличие напряжения пальцами, переносить включённые приборы, находящиеся под напряжением, пользоваться неисправным элекрооборудованием и электропроводкой. При нарушении правил работы с электрооборудованием и электроприборами возможно поражение людей электрическим током и возникновение пожара.

11. В начале каждого семестра преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с микробными культурами, биоматериалами, спиртовками и электроприборами. Инструктаж фиксируется в журнале личной подписью студента и заверяется подписью преподавателя.

ВНИМАНИЕ! С целью профилактики внутрибольничных инфекций запрещается посещение занятий на клинических базах в халате, в котором студент работал в микробиологической лаборатории!

В целях предупреждения инфицирования мед. персонала необходимо рассматривать всех пациентов как потенциально инфицированных парентеральным гепатитам и ВИЧ – инфекцией или другими переносимыми с кровью и биологической жидкостью вирусными заболеваниями, и следует строжайшим образом соблюдать меры предосторожности.

1. Избегать случайных травм инструментами, инфицированными потенциально зараженным материалом и контакта открытых поражений кожи с биологическими материалами: кровью, спермой, вагинальными выделениями, спинно – мозговой жидкостью, синовиальной, плевральной, брюшной, перикардиальной, околоплодной жидкостью. Концентрация вируса низка или не обнаруживается в выделениях носовой полости, слюне слезах, рвотных массах, моче.

  • Не сгибайте, не ломайте иглы после их использования и не надевайте на них колпачки до обработки.
  • Колющие и режущие предметы не передавать из рук в руки, а класть в нейтральную зону.
  • Обработку острых предметов и игл проводить отдельно от других инструментов.
  • Обработку острых, режущих инструментов и игл проводить в перчатках.
  • Одноразовые режущие- и колющие предметы после дезинфекции складывать в непрокалываемые контейнеры, сделанные из плотного картона, пластмассы или металла, которые впоследствии утилизуются или идут в переработку.

2. При работе с образцами крови, жидкостями, экскрементами и секретами организма пациентов, а также с материалами и объектами, подвергающиеся загрязнению ими, пользоваться перчатками и желательно менять их после каждого пациента, использовать только целые перчатки из латекса достаточной толщины.

3. Не забывайте тщательно мыть руки и кожу сразу после контакта с жидкостями организма, а также перед и после выполнения манипуляции. Руки должны быть тщательно вымыты, даже если до этого были одеты перчатки. Забор крови проводить одноразовыми шприцами,

4. Пользуйтесь спец. одеждой – халатом, колпаком, маской, очками, водонепроницаемым фартуком и др.

5. Кровь и другие биологические жидкости должны иметь специальную маркировку, при транспортировке все образцы должны быть помещены во второй контейнер или герметичную сумку (спец. контейнер).

6. Необходимо соблюдать максимальную осторожность при заборе крови, при работе с пробирками, заполненными кровью. Не допускать разбрызгивания крови. При разбрызгивании крови следует быстро очистить загрязненную поверхность дезинфицирующим раствором (ОСТ 42-21- 2-85).

7. Шприцы, иглы, колющий и режущий инструментарий многоразового использования обрабатывается по ОСТу 42-21-2-85 и приказу № 408.

8. Важно ограничить инъекции и другие чрезкожные процедуры, сокращение числа ненужных инъекций является важным мероприятием для защиты как медицинских работников, так и пациентов.

9. Использованные тампоны с кровью, иглы, шприцы и другой инструментарий погружать в 3 % раствор хлорамина на 1 час или 6 % перекись водорода на 6 часов, одноразовый инструментарий в 5% раствор хлорамина.

10 . Неукоснительно соблюдать режим дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации!

11 . Соблюдать бельевой режим – белье менять по мере загрязнения, регулярно, но не менее 1 раза в 7 дней, Загрязненное белье пациента подлежит немедленной замене.

Смотрите также:

ОСНАЩЕНИЕ: Маркированный инвентарь 2 ведра («Дезинфицирующее средство» и «Вода») швабра («Процедурный кабинет») кастрюли или контейнеры, ветошь (для различных предметов отдельная!) дезинфицирующее средство (р-р хлорамина). АЛГОРИТМ Проводится не реже 2-х раз в день влажным способом с применением 3% р-ра хлорамина или 3% р-р перекиси водорода + 0,5% моющее средство. Обработать вертикальные и горизонтальные поверхности...

ПОКАЗАНИЯ: отсутствие возможности или наличие противопоказаний для приема лекарственных средств внутрь и парентерально; местное воздействие на воспалительные процессы в толстой кишке; судороги; резкое возбуждение. ОСНАЩЕНИЕ: Стерильные: резиновый баллончик; лотки; газоотводная трубка; шпателя; емкости для шпателей; перчатки маска; клеенчатый фартук; дополнительный промаркированный халат "Для клизм"; пеленка; вазелин; клеенка; фантом...

Цели: Краткосрочная: пациент продемонстрирует знания о способах улучшения сна через 2 дня. Долгосрочная: пациент отметит улучшение сна к концу недели. Характер сестринских вмешательств: Медсестра проведёт беседы с пациентом о способах улучшения сна по 10 минут ежедневно в течении 3-х дней. Медсестра обеспечит чистоту, тишину, и свежий воздух в палате (температура воздуха в палате 18-20). Медсестра будет следить за соблюдением...

В общем виде алгоритм забора, маркировки и транспортировки биологических материалов можно представить следующим образом:

1) вымыть руки;

2) асептически подготовить место работы;

3) взять пробу с соблюдением требований асептики, надеть перчатки, если это необходимо; не кашлять, не чихать, не разговаривать;

4) получить достаточное количество материала;

5) собрать и транспортировать материал в стерильном контейнере;

6) прикрепить этикетку с указанием ФИО пациента, диагноза, отделения, палаты, даты и времени получения материала, цели исследования;

7) правильно хранить и быстро доставлять материал в лабораторию.

Взятие отдельных видов биологического материала производится следующим образом:

I Сбор мочи

1. Объяснить пациенту цель обследования, получить его согласие;

2. Женщинам подмыться тщательно кипяченой водой с мылом, проводя рукой от лобка к крестцу;

3. Осушить правую и левую половые губы и наружное отверстие мочеиспускательного канала;

4. Мужчине взять половой член, отодвинуть крайнюю плоть и вымыть водой с мылом, осушить головку полового члена;

5. Взять емкость для сбора мочи;

6. Первая порция мочи выпускается в унитаз, на анализ берут вторую порцию;

7. Закрывают емкость с мочой и отправляют на анализ.

II.Сбор мокроты

1.Объяснить цель исследования;

2. Накануне вечером почистить зубы;

3. В стерильную посуду, после откашливания не касаясь краев банки сплюнуть мокроту, сразу же закрыть крышку;

4. Мокроту доставить на анализ не позднее двух часов после сбора.

III. Сбор кала

1. Объяснить цель исследования;

2. Вариант 1. Взятие кала из прямой кишки стеклянной палочкой: Надеть перчатки, левой рукой раздвинуть ягодицы, правой рукой взять из пробирки стеклянную палочку, ввести вращательными движениями в прямую кишку на глубину 6-8 см., извлечь палочку и поместить в пробирку с консервантом.

3. Вариант 2. Взятие кала после опорожнения кишечника. В сухое чистое судно опорожняется кишечник. Стерильным шпателем взять кал, слизь, гной в стерильную банку. Отправить в санбаклабораторию.

IV. Мазок из зева

2. Материал берется натощак или не ранее чем через 2 часа после еды, питья, полоскания горла;

3. Попросить пациента широко открыть рот;

4. Левой рукой придавить шпателем корень языка;

5. Правой рукой осторожно ввести стерильный тампон и снять налет на границе пораженного участка. Материал поместить в стерильную пробирку;

V. Мазок из носа

1. Объяснить цель обследования;

2. Левой рукой приподнять кончик носа;

3. Правой рукой взять стерильную палочку с ватным тампоном и вращательными движениями ввести в носовой ход на глубину 1-2см;

4. Полученный материал помещают в стерильную пробирку;

7. Литература

Основная

    Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т. Уход за хирургическими больными: учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. ––288 с.

    Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –192 с.

    Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие для медицинских вузов. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2008. –416 с.

Дополнительная

    Вебер В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для медучилищ. –М.: Медицина. –2001. –496 с.

    Венцел Р.П. Внутрибольничные инфекции (пер. с англ.) –М.: Медицина. –1990.

    Общий уход за больными: учебное пособие /Под ред. В.Н.Ослопова и О.В.Богоявленской. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2006. –400 с.

    Основы асептики и ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. В.И.Оскреткова. –Ростов-на-Дону: Феникс. –2007. –608 с.

    Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. А.А.Глухова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –288 с.

    Садикова Н.Б. Тысяча советов медсестре по уходу за больными. –Минск: Современный литератор. –2002. –832 с.

    Уход за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. Б.С.Суковатых. –М: МИА. –2007. –496 с.

    Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными (пер. с венгер.) –Будапешт. –Издательство Академии наук Венгрии. –1988.

Учебно – методический комплекс

Раздел 3

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

Тема 3.11.

Разработала преподаватель Дрючина Н.В.

согласовано

на заседании ЦМК

Протокол №_____

от «___»_______2013г.

Председатель ЦМК

Боркун Н.М..

Оренбург 2013 г.

Лекция.

Тема 3.11. «Лабораторные и инструментальные методы исследования»

Студент должен иметь представление:

О работе клинико -диагностической лаборатории ЛПУ;

О работе эндоскопического кабинета.

Студент должен знать:

Основные виды лабораторных исследований;

Цели предстоящих лабораторных исследований;

Технику безопасности при работе с биологическим материалом;

Основные виды инструментальных методов исследования;

Цели предстоящих инструментальных исследований;

Подготовку пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной системы;

Подготовку пациента к ультразвуковым методам исследования органов брюшной полости и органов малого таза;

Должностные обязанности медицинской сестры эндоскопического кабинета.

План лекции

1.Основные виды и цели предстоящих лабораторных исследований;

2.Техника безопасности при работе с биологическим материалом;

3.Цели предстоящих инструментальных исследований;

4.Основные виды инструментальных методов исследования;

5.Подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной системы;

6.Подготовка пациента к ультразвуковым методам исследования органов брюшной полости и органов малого таза;


7 Должностные обязанности медицинской сестры эндоскопического кабинета.

Лекция.

Тема 3.11. «Лабораторные и инструментальные методы исследования»

1) Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) - обязательное отделение любой поликлиники или больницы, и, чем крупнее лечебное учреждение, тем более многопрофильна его лаборатория. Современный врач, практически любого профиля, не может работать без точных качественных показателей состояния систем и органов, обмена веществ, защитных резервов организма и т.д., так как на их основе устанавливается диагноз, контролируется течение заболевания и эффективность терапии.

Современные методы медицинских исследований могут быть разделены на две основные группы – лабораторные и инструментальные.

Лабораторные методы состоят в исследовании химических и физических свойств биологических жидкостей и тканей, проб окружающей среды (смывы с поверхностей, пробы воды, почвы, воздуха и др.), а также исследование и идентификация микроорганизмов (бактериология и вирусология), с целью выявления патогенных и условно-патогенных для человека и животных микроорганизмов и разработки методов специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.

Основные виды и цели предстоящих лабораторных исследований:

- Взятие мазка из зева и носа.

Определение флоры в полости носа и зева с лечебной, диагностической целью и с целью выявления бактерионосительства.

- Общий анализ мокроты

ЦЕЛЬ: Определение степени воспалительного процесса в бронхолёгочной системе.

- Анализ мокроты на бактериологическое исследование .

ЦЕЛЬ: Определение микрофлоры и чувствительности к антибиотикам

- Анализ мокроты на микобактерии туберкулеза

ЦЕЛЬ: Подтверждение диагноза «Туберкулёз лёгких»

- Общий анализ мочи .

Определение функционального состояния мочевыделительной системы.

- Анализ мочи по Нечипоренко .

- Анализ мочи по Амбурже.

Количественное определение содержания форменных элементов в моче (лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров).

- Анализ мочи на сахар .

Подтверждение диагноза сахарного диабета.

- Анализ мочи для бактериологического исследования .

Определение характера и интенсивности бактериурии, определение степени микробной обсемененности почек.

- Анализ мочи по Зимницкому .

Определение концентрационной способности почек (плотности мочи).

- Анализ мочи на диастазу .

Определение функционального состояния поджелудочной железы

-Копрологическое исследование кала.

Определение переваривающей способности различных отделов пищеварительного тракта.

- Кал на яйца гельминтов .

Подтверждение глистной инвазии;

- Кал на скрытую кровь .

Выявление скрытого кровотечения из органов желудочно-кишечного тракта.

- Кал на простейших .

Выявление инвазии простейших

- Кал для бактериологического исследования .

Анализ кишечной микрофлоры, выявление больных или бактерионосителей дизентерией, сальмонеллезом, брюшным тифом.

- Взятие крови из вены для биохимического исследования.

ЦЕЛЬ: диагностическая (определение в крови общего белка и белковых фракций, протромбина, фибриногена, билирубина, холестерина, остаточного азота, сулемовую и тимоловую пробы и др) - для подтверждения врачебного диагноза.

-Взятие крови из вены для исследования на ВИЧ

ЦЕЛЬ: определение наличия антител к вирусу иммунодефицита человека.

-Взятие крови из вены для исследования на RW (реакция Вассермана)

ЦЕЛЬ: подтверждение диагноза «Сифилис».

- Общий анализ крови

ЦЕЛЬ: изучение количественного и качественного состава форменных элементов крови:

Определение количества гемоглобина;

Определение числа эритроцитов;

Расчет цветового показателя;

Определение числа лейкоцитов и соотношение отдельных форм

среди них;

Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ).

У некоторых больных в зависимости от характера заболевания про-

Изводят дополнительные исследования: подсчет ретикулоцитов, тром-

боцитов, определение времени свертывания.

Правила техники безопасности при работе с биологическим материалом.

1. Избегайте непосредственного контакта с биологическими жидкостями. Работайте в резиновых перчатках. Не допускайте боя лабораторной посуды и травм осколками стекла.

2. Обеззараживайте выделения пациентов перед сливом в канализацию.

3. Тщательно дезинфицируйте лабораторную посуду, судно и мочеприемники, петли для забора кала и др.

При попадании выделений пациента на руки следует вымыть руки с мылом, а затем обработать в течение 2-х минут тампоном, смоченным 70% спиртом, и через пять минут ополоснуть проточной водой.

При попадании биологических жидкостей в глаза следует промыть их проточной водой и закапать 1% раствор сульфацила натрия.

ЗАПОМНИТЕ!

В экскрементах, носоглоточных выделениях, мокроте, моче и рвотных массах концентрация ВИЧ крайне низка или ВИЧ не обнаруживается, в связи с этим риск инфицирования при контакте с указанным биологическим материалом возможен лишь при наличии примеси крови.

Однако соблюдать общие меры предосторожности необходимо в любом случае, так как это позволяет предотвратить передачу от пациентов других инфекционных агентов.