Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

В п андросов. Сотрудники института востоковедения ран. Отдел истории и культуры Древнего Востока

1803 - 20 октября 1841

статистик, редактор и издатель Российской империи

Биография

Василий Петрович Андросов родился в 1803 году в городе Рославле Смоленской губернии. Получив первоначальное образование в смоленской гимназии, Василий Андросов в период с сентября 1819 по июль 1824 год учился на отделении нравственных и политических наук (юридический факультет Московского университета). В 1824 году, награждённый золотой медалью, он вышел из университета со степенью кандидата.

Уже первая его научная публикация, «Рассуждение о Кантовой философии» («Вестник Европы», 1826) - принесло ему известность в мире московских учёных.

Будучи назначен помощником директора в открывшейся Земледельческой школе, В. П. Андросов принимал деятельное участие в её устройстве, а также преподавал в ней в 1825-1827 годах географию и статистику; в то же время, по желанию президента общества сельского хозяйства князя Д. В. Голицына , Андросов написал для учеников земледельческой школы «Хозяйственную статистику России » (Москва, 1827 г.), в которой все разбросанные данные тогдашнего отчизноведения он систематически сгруппировал в одно стройное целое. Книга эта, отзыв о которой давали академики Шторх и Герман, удостоена была посвящения Императору Николаю І и напечатана на казённый счёт, причем сам автор был награждён бриллиантовым перстнем.

В 1828 году участвовал в редакции русскоязычного литературно-критического журнала М. Г. Павлова «Атеней». С 1835 года редактировал «Московский наблюдатель», а затем (со 2-й книжки) стал и издателем этого журнала, но журнал не пользовался большим успехом у читателей и он передал его через 3 года в другие руки. Помимо этого, Андросов печатался в «Земледельческом журнале».

В 1829 году Андросов был назначен секретарем, образовавшегося тогда в Москве, комитета по сортировке русской шерсти, и с 1831 года издавал «Журнал для овцеводов» - в то время весьма известный и распространенный в России. Написал на конкурс рассуждение под заглавием «О Политической Экономии и Народном Праве».

В 1832 году, состоя чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе, по поручению князя Д. В. Голицына , Андросов создал важнейшую свою работу, получившую название «Статистическая записка о Москве».

В конце своей жизни занимался собиранием материалов для истории цивилизации России.

Василий Петрович Андросов скоропостижно скончался в Москве 20 октября 1841 году на 39 году жизни и был погребён на Ваганьковском кладбище.

Спустя почти полстолетия после его смерти, в начале XX века, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» так описывал этого человека на своих страницах:

Избранная библиография

Помимо перечисленного издал:

  • «Статистическая записка о Москве» (Москва, 1832 г.)
  • «Производимость и живые силы» (1835 г., ч. I, стр. 33-52);
  • «Свеклосахарное производство в России» (1835 г. ч., І, стр. 551);
  • «Статистические записки о внешней торговле России», сост. Григорием Неболсиным (1836 г., ч. 6, стр. 161);
  • «Как пишут критику» (1836 г., ч. VI, стр. 470);
  • «О "Ревизоре" Гоголя» (1836 г., ч. VII, стр. 120)

(1803-1841)

В. П. Андросов был автором ряда работ экономико-географического характера, из которых более крупными являются «Хозяйственная статистика России» и «Статистическая записка о Москве». В научных работах он стремился проводить передовые для своего времени общественно-политические взгляды. Андросов не ограничивался пересказом фактического материала, а старался давать его анализ. Работа его о Москве ярко описывает этот город, каким он был в 30-х годах XIX в. Она выделялась в то время среди работ о городах России, являясь оригинальным исследованием, показывающим новые пути в изучении городов.

В. П. Андросов родился в Рославле Смоленской губернии. По окончании гимназии в Смоленске он, как отличный ученик, был направлен в Московский университет, который окончил в 1824 г. Литературную деятельность начал в том же году в «Земледельческом журнале». При открытии земледельческой школы Московского общества сельского хозяйства Андросов поступил в нее преподавателем географии и статистики, где работал до 1829 г. В 1827 г. он был помощником директора школы, выдающегося русского ученого-агронома проф. М. Г. Павлова. По поручению Московского общества сельского хозяйства Андросов составил для учеников, школы «Хозяйственную статистику России», опубликованную в 1827 г. С 1830 г. он работал секретарем комитета для сортировки шерсти; с 1833 г. до смерти был издателем и редактором «Журнала для овцеводов»; в 1832 г. опубликовал «Статистическую записку о Москве».

В 30-х годах Андросов входил в философско-литературный кружок в Москве, возглавлявшийся Н. В. Станкевичем. Как и все члены этого кружка, он резко отрицательно относился к крепостному строю России. Андросов критиковал существовавшие тогда крепостнические порядки, возмущался их несправедливостью; его ум, как указывают современник», «работал в сторону обличения». С 1835 г. в течение трех лет он был редактором и издателем журнала «Московский наблюдатель», в котором участвовали Белинский, Станкевич и члены его кружка. В этом журнале Андросов помещал статьи на разнообразные темы, в том числе давал отзывы о выходивших статистико-экономических работах. В 1833 г. он опубликовал работу «О предметах и настоящем состоянии экономии политической», в которой впервые на русском языке был дан обзор развития экономических идей, констатирован кризис современной ему политической экономии и изложена его точка зрения на ряд экономических вопросов. Умер Андросов в 1841 г., всего 38 лет от роду, от чахотки.

В работах экономико-географического характера он стремился, поскольку это было возможно по цензурным условиям того времени, давать анализ конкретным материалам и делать из них обобщения и выводы. В этом отношении он шел по пути , который в своем «Начертании статистики Российского государства» (1818–1819) не только излагал факты, но и давал им оценку. «Факты, числа важны, – писал Андросов в «Московском наблюдателе» в 1836 г. (ч. VI, стр. 166), – но важнее вывод: на нем только упирается ум, отсюда дорога к улучшению. Цифра изменяется: надобно отметить причину этого изменения и отметить с мыслию. Понять окончательное выражение густой колонны чисел не так легко, как многим кажется: надобно, чтобы этот волнующийся пар цифр сгустился, чтобы эта колонна превратилась в результате работы статистика или в утешительную очевидность, или в угрожающее сомнение...»

В предисловии к «Хозяйственной статистике России» Андросов критикует немецкую «камеральную статистику» и отмечает, что в результате включения ее родоначальником Ахенваллем в статистику «многих предметов», наука «потеряла в определенности». В связи с этим Андросов старается точно ограничить свою задачу – он «излагает настоящий быт народной промышленности». Для составления «Хозяйственной статистики России» Андросов широко использовал существовавшие тогда литературные источники, в особенности работы К. И. Арсеньева. Пользовался он также трудами Вольного экономического общества, описаниями путешествий по России, изданными Академией наук в XVIII в., и различными журнальными статьями.

В начале работы описывается природа России: горы, равнины, воды, почвы, климат – и дается оценка природных условий с точки зрения сельского хозяйства. Далее дается подробное описание народного хозяйства России по отдельным отраслям с указанием особенностей губерний, а иногда и уездов. Андросов устанавливает плотность населения по губерниям и отношение «класса производящего к непроизводящим». При описании сельского хозяйства он отмечает губернии и уезды с наиболее благоприятными условиями для той или иной культуры. В условиях режима Николая I Андросов не мог писать о крепостном праве, как главном препятствии к развитию страны, но он отмечал бедность крестьян: «во многих местах полуденной России три крестьянина нередко имеют один общий плуг, а потому полей своих в надлежащее время обработать не могут» (стр. 85). Указывает он на хищническое истребление лесов в России (лесопромышленниками), «вырубающими их до последнего дерева» (стр. 107). Андросов сопоставляет данные о лесах его времени с данными генерального межевания конца XVIII в. по отдельным частям России и приходит и заключению о большой вырубке лесов в стране, что «грозит общему благу» (стр. 108). «Россия, – пишет он (стр. 24), – занимая обширное пространство на севере и на юге, необходимо должна иметь и многие полосы различные положением, слоями земли, степенью плодоносия и обработанностью». По состоянию науки того времени он выделяет семь полос: 1) Североевропейская полоса, 2) Волжская возвышенность, 3) земли Балтийские, 4) Уральская полоса, 5) земли низкие, 6) Карпатская полоса, 7) Сибирь с разделением на четыре части с севера на юг. Характеризуя природные особенности полос, Андросов кратко отмечает различия в их сельскохозяйственном использовании. Разделение России на полосы с учетом ряда природных особенностей, проведенное им, предшествовало более детальному разделению страны на полосы «Земледельческой газетой» в 1834 г. Оно показывает понимание Андросовым зональных особенностей в географии сельского хозяйства нашей страны.

В разделе промышленности Андросов описывает географию ископаемых ресурсов и промышленных предприятий с указанием их продукции. Подробно по отдельным частям страны им описываются также торговля и транспорт.

Особенно интересной работой является его «Статистическая записка о Москве». Москва неоднократно описывалась в различных изданиях и до работы Андросова. В 20-х годах XIX в. был опубликован ряд путеводителей по Москве. Но во всех этих изданиях Москва описывалась в чисто справочном стиле. В работе же Андросова описание Москвы впервые сопровождается анализом, обобщениями и выводами. «Записка о Москве» начинается с раздела «Физическая топография», в котором описываются: рельеф, почвы, воды и климат Москвы. Раздел заканчивается главой «Взгляд на улучшение физической топографии Москвы», в которой, в частности, указывается на загрязнение Москвы-реки сточными водами города и красильными заведениями и отмечается, что Москва «богатая водой, бедна водой хорошей» (стр. 3). Второй раздел записки «Политическая топография», в котором выясняется заселенность города и принадлежность домов по сословиям. Указывается, что Москва за последние годы «теряет старинный свой характер» и из «сборного места провинциального дворянства, куда оно съезжалось некогда проживать зимы» (стр. 46), она превращается в купеческий город, и купцам принадлежит большая часть каменных домов.

Описывая различные части Москвы, Андросов отмечает в них роль того или иного сословия. Здесь же он дает «общий взгляд» на тогдашнюю Москву: «...необъятное протяжение; громады зданий, заслоняющие одне другие; улицы неровные; извилистые, коленчатые переулки; дома, то готовые выдвинуться на улицу, то скрытые в глубине широких дворов, заросших травой, обращенные фасадами в разные стороны; близкое соседство великолепной пустоты и тесноты заразительной, пышности и бедности; обширные неправильные площади; во многих местах одичавшие, уединенные сады; пруды; церкви с мрачной архитектурой, с широкими монастырями, на которых нередко из-под травы выказываются развалившиеся старинные надгробные камни; разнообразные палисады, опрятно выкрашенные, из-за которых часто выглядывают капустные гряды: все это живо, ярко, пестро» (стр. 50 и 51).

Подробно описывается население Москвы. Из населения города, составлявшего в 1830 г. 305,6 тыс. человек, половина дворовые и крестьяне, в числе которых 3/4 крепостных. Одна шестая часть населения города представлена высшими сословиями. При этом Андросов отмечает, что «количество дворовых людей вне соразмерности с общей потребностью». На одного дворянина приходится 12 дворовых, при этом много домов имеют по сотне и более дворовых. Приводя данные о смертности, Андросов поясняет, что «в классе бедном, особенно между ремесленниками, смертность наибольшая» (стр. 71). Убыль населения не восстанавливается рождаемостью. Андросов отмечает, что если бы в России не было такой большой смертности, «если бы положение общественное благоприятствовало сохранению населения, то Россия скоро бы заселила свои степи». По ряду показателей он сравнивает Москву с Парижем и Лондоном. Особо описывает Андросов промышленность Москвы и ее размещение по частям города. В этом разделе своей работы он пишет: «Москва служит только центром мануфактурной области, объемлющей не только всю Московскую губернию, но и большую часть селений в губерниях, смежных с оною. Область сия, не имеющая ни малейшего отношения к политическому разделению губерний, требует особенной карты и описания, без чего едва ли вполне можно видеть всю производимость московских мануфактур» (стр. 156–157).

Таким образом, Андросов рассматривает Москву не изолированно, а в связи со всем ее промышленным окружением, для которого она служит организующим центром.

«Записка о Москве» Андросова появилась раньше описания Петербурга А. П. Заблоцким-Десятовским, разработанного под руководством К. И. Арсеньева и опубликованного в 1836 г. Оба описания одинакового типа, но описание Петербурга по количеству привлеченных материалов является более широким. В то же время в «Записке о Москве» Андросова намечается подход к социальному анализу экономики крепостной России; такого рода анализ через двадцать лет получил широкую реализацию в трудах Д. П. Журавского.

«Записка о Москве» привлекла к себе внимание журналов того времени, поместивших о ней ряд отзывов. Особый характер работ Андросова сравнительно с распространенными в то время формальными, чисто справочными описаниями был ясно виден его современникам. Так, в одной из статей, посвященных Андросову, указывается, что он «сообщил статистике высшее значение, исторгнув ее из колен цифр и таблиц, показав примеры живых приложений и представив отношение статистики к политике». В этом именно и заключается основная историческая заслуга Андросова в процессе развития экономической географии в нашей стране.

Список литературы

  1. Никитин Н. П. Василий Петрович Андросов / Н. П. Никитин // Отечественные экономико-географы XVIII-ХХ вв. – Москва: Государственное учебно-педагог. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1957. – С 141-145.

Валерий Павлович Андросов (род. 12 сентября 1950) - российский буддолог, историк, специалист по древнеиндийскому буддизму. Доктор исторических наук, профессор. Директор Института востоковедения РАН, руководитель Отдела истории и культуры Древнего Востока ИВ РАН.

Биография

Валерий Павлович Андросов в 1978 году окончил философский факультет Московского государственного университета. В 1981 году - аспирантуру Института востоковедения Российской Академии наук. В 1997 году ему было присуждено учёное звание профессора (истории культуры). Длительное время возглавляет Отдел истории и культуры Древнего Востока ИВ РАН. С июля 2015 года является директором Института востоковедения РАН.

Отзывы

Положительные

Научно-теоретический журнал Религиоведение относит В. П. Андросова к «видным учёным».

Доктор философских наук, профессор истории философии и заместитель директора по научной работе ИМБиТ СО РАН С. Ю. Лепехов, рассмотрев в своей обзорной статье книгу Андросова «Учение Нагарджуны о срединности», оценил её как «очень важную и своевременную» работу и как заметное событие на уровне российской и мировой буддологии. Также Лепехов отметил, что он так же, как и востоковед, индолог и академик РАН Г. М. Бонгард-Левин, считает книгу «творческой удачей автора». В то же время Лепехов отметил, что у работы Андросова есть и некоторые не очень существенные недостатки. В частности, он указал на спорный перевод автором термина «скандхи» как «совокупность дхармо-частиц», на проблемы с переводом мантр и на отсутствие пояснения в приложении некоторых содержащихся в работе терминов.

Буддолог Е. В. Леонтьева отмечает, что монография Андросова «Учение Нагарджуны о срединности» является монументальной и полезной для специалистов и остальных читателей. Также Леонтьева обращает внимание на то, что ряд оригинально переведённых понятий книги («дхармо-частица», «самосущее существований» и другие) или ранее не встречались в литературе, или часто использовались сто или более лет назад. Леонтьева считает такие спорные переводческие моменты проявлением творческого процесса и приводит мнение буддолога Стивена Бэтчелора, отмечавшего, что «миру нужны поэтические переводы сутр вместо тех напыщенных текстов, которые иногда встречаются на Западе».

Критические

Рецензенты доктор исторических наук и востоковед М. И. Воробьёва-Десятовская и доктор философских наук и профессор ЮНЕСКО Е. П. Островская, рассматривая статью Андросова «Буддология» в энциклопедии «Философия буддизма», находят её «явно неудачной», например, из-за «вопиющей несуразности указанных временных рамок» при определении периода функционирования отечественной буддологии. В то же время в другом источнике Андросова того же года по поводу временных рамок указанной темы сказано «с 30-50-х гг. XIX в.», а не XX в., как в энциклопедии «Философия буддизма».

Кандидат философских наук, главный редактор фонда «Карма Еше Палдрон» Б. И. Загумённов в журнале «Буддизм России» рассмотрел книгу Андросова «Учение Нагарджуны о срединности» и указал на спорные моменты перевода. Например, Загумённов указал на такие термины: «буддийское вероучение (=христианизация), доктрина (может ли, например, христианин сказать о своей религии: моя доктрина?), инструкции (вместо „наставления“), мастера (вместо учителя), Закон (вместо „Дхарма“, или Учение) и т. п., а также совершенно невозможные „дхармочастицы“ и особи».

Журналист, публицист, историк и критик Илья Смирнов в беседе на радио «Свобода», посвященной энциклопедическому словарю Андросова «Индо-Тибетский буддизм», согласился с тем, что книга является «очень полезной», но высказался против совмещения в книге «исследования и проповеди», приведя в пример некоторые цитаты из книги, в том числе цитату про архатов «Все они способны творить то, что мы зовем чудесами» и цитату про Будду «по большому счёту, Будда не только всё знал, но и всё умел».

Научные работы. Монографии

  • Нагарджуна и его учение. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. - 270 с. ISBN 5-02-016494-1.
  • Алмазная сутра - Доржди джодва. На старокалмыцком., калмыцком и русском языках. Перевод со старокалм. - А. В. Бадмаева, с санскр. - В. П. Андросова. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во. 1993, 156 с.
  • Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. - М.: Восточная литература РАН, 2000. - 800 с. ISBN 5-02-018115-3.
  • Словарь индо-тибетского и российского буддизма. Главные имена, основные термины и доктринальные понятия. Учебное пособие для студентов. - М.: Вестком, 2000. - 200 с. ISBN 5-9200-0006-6.
  • Индийский буддизм. История и учение: вопросы методологии и источниковедения. Серия Российские исследования по мировой истории и культуре, Том 12. The Edwin Mellen Press/ Printed in the United States of America, 2000. 418 с. ISBN 0-7734-3348-1.
  • Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. - М.: «Восточная литература» РАН, 2001. - 508 с. ISBN 5-02-018236-2.
  • Учение Нагарджуны о Срединности. Исследование и перевод с санскрита «Коренных строф о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика»). Пер. с тибетского «Толкования Коренных строф о Срединности, [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]» («Мула-мадхьямака-вритти Акутобхайя»). М.: «Восточная литература» РАН, 2006. 847. ISBN 5-02-018488-8.
  • Его Святейшество Далай-лама XIV. Доброта, ясность и постижение сути. Пер. с английского и примечания В. П. Андросова. Изд.2-е, перераб. и дополненное. М.:Открытый мир, 2007. 445 с. ISBN 5-9743-0035-1.
  • Буддийская классика Древней Индии, Слово Будды и трактаты Нагарджуны в переводах с палийского, санскритского и тибетского языков с толкованиями. М., Открытый мир, Ганга, 2008. 510 с. ISBN 978-5-9743-0094-3.
  • Марпа и история Карма Кагью: «Жизнеописание Марпы-переводчика» в историческом контексте школы Кагью. (В соавторстве с Е. В. Леонтьевой). М.: Открытый мир, «Алмазный Путь», 2009. 507 с. ISBN 978-5-9743-0134-6.
  • Буддийская классика Древней Индии, Слово Будды и трактаты Нагарджуны в переводах с палийского, санскритского и тибетского языков с комментариями. М., Алмазный путь, Открытый мир, 2010. 510 с. (Переиздание) ISBN 978-5-94-303-032-1.
  • Марпа и история Карма Кагью: «Жизнеописание Марпы-переводчика» в историческом контексте школы Кагью. (В соавторстве с Е. В. Леонтьевой). М.: Алмазный Путь,Открытый мир, 2010. 507 с. (Переиздание) ISBN 978-5-9430-30383.
  • Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография. М., Ориенталия, 2011. - 448с. ISBN 978-5-91994-007-4.
  • Алмазная сутра, или Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей [тьму невежества], как удар молнии. Польза «Ваджраччхедика праджня парамита сутры». Духовно-просветительское издание на калмыцком и русском языках А. В. Бадмаева; перевод с санскрита на русский язык «Алмазной сутры», примечания и Послесловие В. П. Андросова; пер. с тодо-бичиг на русский язык «Польза Ваджраччедики» А. Г. Сазыкина. Элиста: ЦРО Калмыцкий Центральный Буддийский монастырь «Геден Шеддуб Чой Корлинг», 2012. 320 с. ISBN 978-5-9904087-2-2.

Валерий Павлович Андросов (род. 12 сентября 1950) - российский историк, профессор, доктор исторических наук.

Валерий Павлович в 1978 году окончил философский факультет Московского государственного университета. В 1981 году - аспирантуру Института востоковедения Российской Академии наук. В 1997 году ему было присуждено учёное звание профессора (истории культуры).

Андросов В. П.: все книги автора

Издание посвящено творчеству Второго Будды, основоположника Великого Пути (Махаяна) - индийского провозвестника Нагарджуны (II–III вв.). Содержит исследование и первый полный перевод на русский язык главного произведения Нагарджуны "Мула-мадхьямаку-карику". Этот труд лег в основу махаянского буддизма Индии, стран Дальнего Востока и Центральной Азии.

В первой части книги автор подводит итог 40 лет исследовательской деятельности в буддологии, затрагивая актуальные проблемы Малой, Великой и Алмазной колесниц индийского буддизма. Во второй части даются комментированные переводы с санскрита 12 глав «Гухья-самаджа-тантры», считающихся старейшими, и начальных глав «Хеваджра-тантры», что делается впервые в отечественной науке.

Нет в наличии

Сообщить о поступлении

В книге рассказывается, как доктринально изменялось восприятие образа Будды в текстах Малой, Великой и Алмазной колесниц, какие откровения оно порождало в умах гениальных последователей Учения, содержится ответ на вопрос, в состоянии ли современная наука охватить и объяснить эту гигантскую сокровищницу мыслей и интуитивных всплесков.

Нет в наличии

Сообщить о поступлении

Монография посвящена творчеству Второго Будды, основоположника Великого Пути (махаяна) - Нагарджуны (Н-Ш вв.). После краткого исследования источников о жизни и творчестве Нагарджуны публикуются переводы 12 его трактатов, в том числе буддийского лексикона «Дхарма-санграха».

Нет в наличии

Сообщить о поступлении

Вошедшие в этот сборник тексты, расположенные по принципу "от простого к сложному", демонстрируют как этические, социально-идеологические, философские, так и религиозно-мистические, сакрально-культовые воззрения Будды, Нагарджуны и всего древнего буддизма.

Нет в наличии

Сообщить о поступлении

Монография д-ра ист. наук, проф. В. П. Андросова, в которую вошли более 700 толкований буддийских терминов, содержит обширную информацию о философии, истории, мифологии буддизма, о его главных деятелях и литературных источниках.


Жизнь и деяния Будды Шакьямуни, Учение и судьбы сокровенного наследия - ведущие темы монографии, рассматриваемые через призму канонической и постканонической литературы буддизма.

В книге рассказывается, как доктринально изменялось восприятие образа Будды в текстах Малой, Великой и Алмазной колесниц, какие откровения оно порождало в умах гениальных последователей Учения, содержится ответ на вопрос, в состоянии ли современная наука охватить и объяснить эту гигантскую сокровищницу мыслей и интуитивных всплесков.

Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты

Монография посвящена творчеству Второго Будды, основоположнику Великого Пути (махаяна) — Нагарджуны (II-III вв.). После краткого исследования источников о жизни и творчестве Нагарджуны публикуются переводы 12 его трактатов, в том числе буддийского лексикона «Дхармасанграха».

Каждый перевод предваряется вводной статьей и сопровождается автокомментариями Нагарджуны, если таковые сохранились, а также толкованиями знаменитых буддийских комментаторов и ученых-буддологов.

В приложение вошли перевод «Алмазной сутры» из цикла сутр «Совершенствования мудрости» («Праджня-парамита»), провозвестником которых является Нагарджуна, и Словарь индо-тибетского и российского буддизма.

Буддизм. Словарь

В словаре освещается широкий круг тем, связанных с историей и современным состоянием буддизма.

В нем нашли отражение основные понятия, направления, течения этой мировой религии, ее нравственные, социально-политические и правовые концепции и идеи. В словаре рассказывается о международных буддийских организациях.

Буддизм: история и культура

Книга представляет собой сборник статей, посвященных историко-философским аспектам буддийского учения, а также вопросам социально-исторических условий распространения буддизма в странах Азии, его влияния на литературу и искусство.

Статьи написаны на материале индийских, ланкийских, японских, китайских, тибетских и корейских источников. Значительное внимание уделено взаимодействию культур Азии в древности и средневековье.

Буддийская классика Древней Индии. Слово Будды и трактаты Нагарджуны

Перевод с пали, санскрита и тибетского языков с комментариями.

Вошедшие в этот сборник тексты, расположенные по принципу «от простого к сложному», демонстрируют как этические, социально-идеологические, философские, так и религиозно-мистические, сакрально-культовые воззрения Будды, Нагарджуны и всего древнего буддизма. Хотя этим воззрениям уже тысячи лет, они хранят такую нравственную силу, такие тайны Духа, что остаются актуальными и в реалиях современного мира.

Главное и существенное новшество книги — это представление и изложение всей колоссальной системы догматики раннего буддизма и Махаяны словами самих основоположников — Будды и Нагарджуны.

Публикуемый труд — новое слово не только в российской индологии и буддологии, но и в мировом востоковедении. Книга представляет интерес не только для буддистов и специалистов по буддологии, но и для всех тех, кто интересуется духовными традициями Востока.

Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь

Монография доктора исторических наук, профессора В.П.Андросова, в которую вошли более 700 толкований буддийских терминов, содержит обширную информацию о философии, истории, мифологии буддизма, о его главных деятелях и литературных источниках.

Читатели найдут в словаре статьи, относящиеся не только к древности Индии и Тибета (включая традиционный тибетский буддизм народов России), но и очерки, касающиеся существования этой культуры в других странах от минувших веков до современности.

Марпа и история Карма Кагью: «Жизнеописание Марпы-переводчика» в историческом контексте школы Кагью

Книга посвящена Марпе-лоцаве (1012-1097) — великому йогину, духовному наставнику, переводчику и родоначальнику школы Кагью тибетского буддизма, вошли произведения разных жанров: предисловие ламы Оле Нидала, современного учителя традиции Карма Кагью, перевод с тибетского языка классического жития, или намтара, Цанг Ньёна Херуки (Tsang Nyon Heruka, 1452-1507), описывающего жизненный путь Марпы, очерк об индийской Ваджраяне, эссе об истоках тибетской систематики тантр и школы Карма Кагью, словник индо-тибетской терминологии, общая библиография ко всему тексту.

Книга представляет безусловный интерес для тибетологов, буддологов и всех тех, кто интересуется тибетским буддизмом и мистическими учениями Востока.

Учение Нагарджуны о срединности

Книга содержит исследование и первый полный перевод на русский язык главного произведения Второго Будды — Нагарджуны (II-III вв.).

Этот труд лег в основу махая некого буддизма Индии, стран Дальнего Востока и Центральной Азии. Ныне его изучают монахи, ученые-буддологи и историки философии всего мира.

Также публикуются и исследуются переводы и других важных текстов Нагарджуны, раскрывающих смыслы и значения сокровенных учений о пустотности, иллюзорности, абсурдности логического познания, двух истинах, о странствиях сознания в череде рождений и т.д. Завершает книгу Словарь, значительно расширенный и измененный по сравнению со Словарем в монографии того же автора «Буддизм Нагарджуны» (М., 2000).