Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

В чем специфика педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Вопросы и задания

Следует разграничивать термины «педагогическая профессия», «педагогическая специальность» и «педагогическая квалификация». Профессия – это вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности. Специальность – это вид занятий в рамках этой профессии. Квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая профессия особенная по своей сути, значимости, сложности и противоречивости. По классификации Е. Климова педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым и личностным качествам, по сложности психологической напряженности и эмоциональной нагрузке близка к деятельности артиста, ученого, писателя. Но учительскую профессию из ряда других выделяют прежде всего по повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу руководящих одновременно. Имея целью своей профессиональной деятельности становление и преобразование (формирование) личности ребенка, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального, физического развития, формированием внутреннего мира ребенка.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность представителей других профессий типа «человек – человек» также требует взаимодействия с людьми, но в педагогической деятельности это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять, удовлетворить запросы ученика, помочь ему в становлении его личности. Педагогическая деятельность сначала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных отношений в педагогическом процессе и подчеркивает важность моральных аспектов.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой – профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной области. Поэтому педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Специфическим является и результат педагогической деятельности – человек, способный к дальнейшему саморазвитию и жизнетворчества.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистический характер педагогической профессии . В целостном педагогическом процессе учитель решает две задачи – адаптации и гуманизации. Адаптивная функция связана с подготовкой ученика к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества, а гуманистическая – развитием личности воспитанника, его творческой индивидуальности.

Гуманистическая педагогика рассматривает знание как средство и условие осознания человеком своего места в жизни, воспитание у нее чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждения. Ее главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию, смирению.

Коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек – человек» результат, как правило, являются продуктом деятельности одного человека – представителя профессии (например, продавца, библиотекаря, врача и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействия в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. Результат воспитания зависит от единства усилий педагогического коллектива, психологического климата в нем, т.е. настроения его членов, их работоспособности, психического и физического самочувствия.

Творческий характер педагогической профессии является ее важнейшей особенностью. Уровень творчества деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий педагог умеет принимать оригинальные решения, использует новаторские формы и методы работы. Творчество педагога проявляется не только при нестандартном, оригинальном решении педагогической задачи, но и при решении задач общения с учащимися, их родителями, коллегами по работе. Следует отметить, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, к изучению опыта лучших школ и педагогов.

Вопросы и задания

1. Какова история возникновения педагогической профессии?

2. В чем сложность и ответственность профессии педагога?

3. Чем обусловлен творческий характер педагогической профессии?

4. Почему педагогическую профессию часто сравнивают с профессиейактера, режиссера?

ТЕМА 39: ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

1. Профессиональные и личностные требования к педагогу.

2. Основные противопоказания к выбору педагогической профессии.

Следует разграничивать термины «педагогическая профессия», «педагогическая специальность» и «педагогическая квалификация». Профессия – это вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности. Специальность – это вид занятий в рамках этой профессии. Квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая профессия особенная по своей сути, значимости, сложности и противоречивости. По классификации Е. Климова педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым и личностным качествам, по сложности психологической напряженности и эмоциональной нагрузке близка к деятельности артиста, ученого, писателя. Но учительскую профессию из ряда других выделяют прежде всего по повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу руководящих одновременно. Имея целью своей профессиональной деятельности становление и преобразование (формирование) личности ребенка, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального, физического развития, формированием внутреннего мира ребенка.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность представителей других профессий типа «человек – человек» также требует взаимодействия с людьми, но в педагогической деятельности это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять, удовлетворить запросы ученика, помочь ему в становлении его личности. Педагогическая деятельность сначала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных отношений в педагогическом процессе и подчеркивает важность моральных аспектов.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой – профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной области. Поэтому педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Специфическим является и результат педагогической деятельности – человек, способный к дальнейшему саморазвитию и жизнетворчества.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистический характер педагогической профессии . В целостном педагогическом процессе учитель решает две задачи – адаптации и гуманизации. Адаптивная функция связана с подготовкой ученика к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества, а гуманистическая – развитием личности воспитанника, его творческой индивидуальности.

Гуманистическая педагогика рассматривает знание как средство и условие осознания человеком своего места в жизни, воспитание у нее чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждения. Ее главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию, смирению.

Коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек – человек» результат, как правило, являются продуктом деятельности одного человека – представителя профессии (например, продавца, библиотекаря, врача и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействия в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. Результат воспитания зависит от единства усилий педагогического коллектива, психологического климата в нем, т.е. настроения его членов, их работоспособности, психического и физического самочувствия.

Творческий характер педагогической профессии является ее важнейшей особенностью. Уровень творчества деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий педагог умеет принимать оригинальные решения, использует новаторские формы и методы работы. Творчество педагога проявляется не только при нестандартном, оригинальном решении педагогической задачи, но и при решении задач общения с учащимися, их родителями, коллегами по работе. Следует отметить, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, к изучению опыта лучших школ и педагогов.

Вопросы и задания

1. Какова история возникновения педагогической профессии?

2. В чем сложность и ответственность профессии педагога?

3. Чем обусловлен творческий характер педагогической профессии?

4. Почему педагогическую профессию часто сравнивают с профессиейактера, режиссера?

ТЕМА 39: ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Человек, имеющий педагогическую профессию, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог.Часто это зависит от учреждения, в котором человек работает: воспитатель – в детском саду, учитель – в школе, преподаватель – в техникуме, училище, вузе. Педагог – родовое понятие по отношению ко всем другим перечисленных понятий.

Педагог – это специалист, имеющий специальную подготовку и профессионально осуществляет (выполняет) учебно-воспитательную работу в различных образовательно-воспитательных системах.

Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения определенной системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

Выделяют профессиональные и личностные требования к личности педагога.

Профессиональные требования к личности педагога:

Психолого-педагогическая подготовка;

Методическая подготовка (знание методики преподавания своего предмета);

Специальная подготовка (специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Личностные качества, которыми должен обладать педагог:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Высокая требовательность к себе;

Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Учитывая, что педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек-человек» и ее особенностью является то, что объектом и субъектом педагогического труда является человек, то людям, выбирающим эту профессию должны быть свойственны: умение руководить, учить; слушать и воспитывать; широкий кругозор; речевая культура, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, его поведения; проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше, способность к сопереживанию, высокая степень саморегуляции.

Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Такие противопоказания могут быть и психологического плана. Противопоказания - это утверждения о том, какие занятия не рекомендуются или категорически недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях, особенностях характера.

Противопоказаниями к выбору педагогической профессии являются слабая нервная система, дефекты и невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку. Но самым главным противопоказанием является отсутствие желания работать с людьми, сосредоточенность только на собственном «Я».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности педагогической профессии

Учительская профессия - особая профессия, прежде всего в том, что ее объектом и продуктом педагогической деятельности является человек, духовность растущего человека, его внутренний мир.

Профессия учителя самая древняя, но и самая современная в мире. Ее специфика выражается в постоянном общении с детьми, поэтому ведущей стороной педагогической мастерства учителя является умение правильно поправить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый мог полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд характеризуется как специфическое общественное явление:

1) педагогический труд состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств;

2) педагогический труд - это процесс взаимодействия между учителем и учащимися;

3) в педагогическом труде различают объект труда и субъект труда, но учащийся выступает здесь не только объектом, но и субъектом, т.к. он является не пассивным созерцателем педагогического процесса, а активным его участником.

Процесс обучения и воспитания преобразует не только учащихся, но и самого педагога, воздействуя на него как личность. Важнейшая особенность педагогического труда в том, что это процесс взаимодействия людей.

В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда - человек. В педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе, в настоящее время важность педагогической профессии все более повышается.

Введение в педагогическую деятельность

Тема 1: Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога.

1. Сообщение студентам знаний о возникновении и развитии педагогической профессии. Изучить современные подходы к гуманизации педагогической деятельности.

2. Развивать внимание, умение находить главное, анализировать; формировать умение конспектировать лекционный материал.

3. Способствовать формированию интереса к выбранной профессии.

Основные понятия: педагогическая деятельность, структура и компоненты педагогической деятельности, цель педагогической деятельности, гуманизация образовательного процесса (гуманистическая природа педагогической деятельности).

Методы: словесные.

Форма проведения: лекция.

1. Возникновение и развитие педагогической профессии.

2. Перспектива педагогической профессии.

3. Образовательные услуги в современном мире.

4. Гуманистическая природа педагогической деятельности.

5. Задачная структура педагогической деятельности.

6. Личность педагога как основное средство педагогической деятельности.

Литература:

1. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999.

4. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

5. Митина Л.К. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

6. Мижериков Введение в педагогическую деятельность.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, учителей, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.

Литература:

1. Вержеловский С.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М., 1983.

2. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

3. Котова И.В., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Р-н-Д, 1997.

I. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.

II. Напишите сочинение на тему: «Мой любимый учитель», «Мой идеал учителя» и др.

1. Возникновение и развитие педагогической профессии

В глубокой древности берет свои истоки педагогическая деятельность. Передача накопленного опыта предшествующими поколениями еще в дородовой общине была включена в трудовую деятельность (здесь дети учились собирательству, охоте, рыболовству, домоводству). По мере совершенствования орудий труда появилась возможность привлекать к этому членов общины. Сначала это были больные и старики, освобожденные от трудовой деятельности и осуществлявшие присмотр за детьми, хранение огня. Позже в общине появляются уважаемые люди, умудренные опытом. Их прямая обязанность - передача опыта, нравственное воспитание, подготовка к жизни.

Воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии всегда объективно, т.к. общество не сможет существовать и развиваться, если бы молодое поколение не обладало суммой знаний накопленных предыдущим поколением и само бы начинало все сначала.

Слово «воспитатель» происходит от слова «питатель» - воспитывать, вскармливать, а современное слово «воспитатель» - определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо.

Слово «учитель» появилось позже, когда человечество осознало, что знание есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений.

Деятельность эта получила название - обучение.

Древний Вавилон - учителя-жрецы.

Древняя Греция - наиболее талантливые, умные вольнонаемные граждане - дидаскалы, педаномы.

Древний Рим - государственные чиновники (их назначал сам император).

Древний Китай - учителя-мудрейшие.

Киевская Русь - обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. Киевский князь Рюрик сам учил детей (нравственности, целомудрию, трудолюбию и т.д.).

В Древней Руси учитель - самый уважаемый человек, его называли мастером.

Со временем в обществе выделилась социально-профессиональная группа людей, основная обязанность которой - целенаправленная передача опыта, культуры. Во все исторические периоды подчеркивалась специфичность учителя, его особая значимость для общества.

Учитель - это воспитатель, наставник.

Задачи школы существенно менялись на разных этапах развития общества. Передовые мыслители рассматривали учителя как, прежде всего - воспитателя, однако государство недооценивало единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, направленные на то, чтобы понять и удовлетворить запросы людей.

2. Перспективы педагогической профессии

В наше время больше принято говорить о функциях и обязанностях учителя, нежели о внимании к нему и, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что учительство - это передовой класс и констатировать факт возрастающей роли педагогической профессии.

Изменение социально-экономических условий жизни и повышенный спрос на высококвалифицированное обучение и воспитание приводит к появлению новых педагогических специальностей.

Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и решения определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности.

Дифференциация педагогических специальностей:

1) по различным предметным областям знаний, науки, культуры и т.д. (литература, русский язык, экономика, физика, информатика и т.д.);

2) с учетом возрастных периодов развития личности (дошкольник, младший школьник, подросток и т.д.);

3) с учетом особенностей развития личности, связанного с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственно неполноценный и т.д.);

4) по направлениям воспитательной работы (эстетическая, трудовая, нравственная и т.д.).

3. Образовательные услуги в современном мире

Услуги - это деятельность, выполняемая для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей.

Педагогические услуги - это деятельность обучающего и воспитывающего характера по удовлетворению чьих-либо потребностей.

Изменилась эпоха - изменились услуги.

В настоящее время закон РФ «Об образовании» предусматривает реформирование всей системы образования и создание образовательных учреждений различных типов (школы, гимназии, лицеи, частные школы различных профилей и направлений). Каждое образовательное учреждение может определять объем учебного времени каждого предмета, их углубленное изучение, учитывая образовательные запросы родителей и учащихся.

4. Гуманистическая природа педагогической деятельности

Общество нуждается в педагогах-демократах, гуманистах, которые (отличаются) ориентируются не на научный предмет, а на личность воспитанника.

Педагогическая профессия связана с двумя функциями:

џ адаптивная - связана с приспособлением учащихся к требованиям современной социокультурной ситуации, к запросам общества.

џ гуманистическая - связана с развитием личности учащихся, его творческой индивидуальности.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии, но и выступает субъектом образовательного процесса, т.е. он признает право и за учащимися быть им субъектами. В условиях доверительного общения и сотрудничества он должен быть способным довести учащихся до уровня самоуправления.

педагог квалификация

5. Структура педагогической деятельности

Смысл педагогической профессии заключается в деятельности, которая называется педагогической деятельностью - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культуры, опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Эту деятельность осуществляют педагоги, родители, организации.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет цель, мотивы, действия.

Педагоги выделяют в структуре педагогической деятельности основные компоненты.

Кузьмина Н.В .:

1) конструктивный;

2) организаторский;

3) коммуникативный.

Конструктивная деятельность состоит из:

а) конструктивно-содержательной (отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);

б) конструктивно-оперативной (планирование своих действий и учащихся);

в) конструктивно-материальной (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность - система действий, направленная на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организация совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанником, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Щербаков А.И .: конструктивный, организаторский, исследовательский компоненты (сформулировать совместно со студентами).

6. Личность педагога - основное средство педагогической деятельности.

Виды педагогической деятельности:

1. воспитательная работа (направлена на организацию воспитательной среды и управление деятельностью учащихся с целью решения задач гармонии развития);

2. преподавание - вид воспитательной деятельности, направленный на управление познавательной деятельностью учащихся.

Это 2 стороны одного процесса - педагогического (таблица).

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Учителя нового типа должно характеризовать:

– высокая гражданская ответственность и социальная активность;

– любовь к детям;

– подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

– высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

– потребность в постоянном самообразовании;

– физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Особое место в профессионализме учителя имеет направленность его личности.

I. Профессиональная направленность включает:

1) интерес к профессии (положительное эмоциональное отношение к детям, родителям и педагогической деятельности);

2) педагогическое призвание (склонность к педагогическому делу, основа - любовь к детям);

3) профессионально значимые качества:

а) педагогический долг и ответственность (высшее проявление педагогического долга);

б) самоотверженность;

в) педагогический такт;

г) педагогическая справедливость;

II. Познавательная направленность:

1) ее основу составляют духовные потребности и интересы (потребность в знаниях, любовь к предмету);

2) культура научно-педагогического мышления - это наиболее общая характеристика познавательной направленности.

В педагогической науке деятельность, технология и мастерство понятия одного рода. Все они характеризуются высоким уровнем профессиональной подготовки. Их связующим звеном является творчество и общая культура учителя.

Педагогическая деятельность - это особый вид педагогической деятельности, который реализуется от поколения к поколению как передача социального опыта материальной и духовной культуры.

Педагогическая деятельность - это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающегося.

Предмет и продукт педагогической деятельности - личность ребенка и его гармоничное развитие.

Педагогическая деятельность предусматривает социализацию каждого ученика, включение его в общественные межличностные отношения в овладении общественным опытом.

Система деятельности учителя включает разные виды деятельности:

1) преподавание;

2) воспитательная работа.

Функции педагогической деятельности:

1. Гностическая - связана с накоплением знаний о целях обучения и воспитания, методах, возрастных и психологических особенностях детей, знание методики.

2. Проектировочная - перспективное планирование педагогических задач и способов их решения (планирование урока, плана воспитательной работы).

3. Конструктивная - это установление того или иного типа отношений с учителем и учащимися, с группой учеников, с коллегами.

4. Коммуникативная - выражается в типе отношений педагога с учениками.

5. Организаторская - организация поэтапного характера действий.

Исходя из особенностей педагогической деятельности, можно выделить следующие бинарные группы педагогических задач:

Ш аналитико-рефлекторные (задачи анализа и рефлексии, целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений и т.д.).

Ш конструктивно-прогностические (задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общими целями педагогической деятельности).

Ш организацио-деятельностные (задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетание многообразных видов педагогической деятельности).

Ш оценочно-информационные (задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка).

Ш коррекционно-регулирующие (задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса).

Выделенные группы задач являются типичными для учителя как субъекта профессиональной деятельности, но они предполагают творческое индивидуально-личностное решение.

Уровни педагогической деятельности:

1. репродуктивный (умение делать все только по образцу). Такому учителю трудно дается все новое.

2. адаптивный (умение педагога приспосабливаться к новым требованиям жизни).

3. творческий (способность педагога к необычным действиям).

Педагогические ситуации и педагогические задачи.

Распространенными понятиями в педагогической деятельности являются педагогические ситуации и педагогические задачи.

Педагогические ситуации - это совокупность условий и обстоятельств, требующих от учителя быстрого принятия верного решения.

Они подразделяются на стихийно возникающие в ходе обучения и специально созданные педагогом. Они подразделяются на 4 вида (автор - Брюйн де Поль):

1) ситуация-иллюстрация - какой-то конкретный пример, образец предлагается для демонстрации;

2) ситуация-упражнение - в предлагаемой для демонстрации ситуации, обучаемые должны выявить какие-либо элементы;

3) ситуация-оценка - предлагаемая проблема уже решена, а ученик должен ее оценить.

4) ситуация-проблема - разыгрывается ситуация и ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения, педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Педагогическая задача - осознание педагогом ситуации, постановка целей и реальных условий их достижения.

Процесс решения педагогической задачи представляется как поиск выхода из затруднения в характере взаимодействия с учащимися. Этот процесс состоит из этапов:

I. анализ ситуации, характера затруднений, выявление противоречий;

II. формулировка педагогической цели;

III. поиск путей и средств достижения цели;

IV. анализ результатов;

V. анализ ошибок и возможных трудностей решения этой задачи.

1. Усвоить ведущие понятия: педагогическая деятельность, структура и компоненты педагогической деятельности, педагогическая задача, педагогические ситуации, гуманизация образовательного процесса.

2. Способствовать развитию основных учебных навыков.

3. Способствовать формированию интереса к будущей профессии.

Методы: диалогическое общение, устный и письменный опрос, работа с литературой.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Проверочная работа для самоконтроля

Вопросы для обсуждения:

а) Откуда берет свои истоки педагогическая деятельность?

б) В чем на Ваш взгляд заключается особенность профессиональной деятельности педагога?

в) Раскройте сущность гуманистической природы педагогической деятельности.

г) Сформулируйте основные функции педагогической деятельности.

д) Раскройте структуру педагогической деятельности (работа у доски).

3. Работа по методикам исследования склонностей студентов к педагогической деятельности (работа с тестами).

4. Решение педагогических ситуаций выбора профессии.

5. Выполнение творческой работы: «Современный учитель, кто он?».

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание:

1) подобрать пословицы и поговорки о педагогической профессии.

2) найти и выписать высказывания о педагогической профессии.

3) подготовка по материалам лекции.

4) самодиагностика личностных качеств.

Формы работы студентов:

џ беседа по предлагаемым вопросам.

џ работа (индивидуальная) с тестами.

џ работа над предлагаемыми педагогическими ситуациями.

џ работа с дополнительной литературой.

Формы контроля:

Ш ответы на устные и письменные вопросы.

Ш выполнение тестовых заданий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История зарождения педагогической профессии. Великие педагоги прошлого. Особенности педагогической профессии. Коллективный характер педагогической деятельности. Творческая природа труда учителя. Перспективы развития профессии в современном обществе.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2017

    Гуманистическая природа и специфика педагогической деятельности, главное условие ее возникновения. Ее функции, субъект и объект, конструктивный, организаторский и коммуникативный структурные компоненты. Понятие, условия и стадии педагогического общения.

    презентация , добавлен 14.11.2014

    Понятие о самоопределении педагога. Система ценностей педагогической деятельности. Иерархическая структура педагогической направленности учителя. Мотивы выбора профессии. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами.

    лекция , добавлен 26.03.2014

    Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2012

    Знакомство с историей возникновения педагогической профессии. Анализ отличительных особенностей педагогической деятельности: человековедческий характер профессии, гуманистическая направленность. Рассмотрение особенностей творческой деятельности учителя.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2016

    Сущность категории "профессия", ее характеристики. Противопоказания к выбору профессии учителя. Человек как объект педагогической профессии. Специфические требования к профессии учителя, критерии их классификации. Понятие педагогической профессии.

    презентация , добавлен 13.11.2016

    Сущность и своеобразие педагогической профессии. Профессиональная педагогическая деятельность, её виды. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к нему. Изучение пригодности к педагогической деятельности.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2009

    Теоретические основы педагогической профессии как института современного общества. Содержание педагогической профессии. Социальный статус педагогической профессии. Национальный проект "Образование" как средство модернизации российского образования.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2011

    Общая характеристика и особенности педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Российская система образования. Методы и логика педагогического исследования. Формы, методы, задачи воспитания, его закономерности и принципы.

    шпаргалка , добавлен 24.12.2009

    Возникновение и развитие педагогической профессии. Педагогические способности, функции и свойства личности учителя. Оценка качества работы педагога в урочной и внеурочной деятельности. Анализ персональной результативности учебно-воспитательного процесса.

Педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Ведущая задача педагога - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенностью профессии учителя по сравнению с другими специальностями является то, что объект его деятельности отличается исключительной динамичностью, сложностью и многообразием своих проявлений. Поэтому профессия требует от учителя и специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. А как руководитель, он должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки: человековедческой и специальной .
Функции (обязанность, назначение) педагога многообразны, однако среди них можно выделить три основные: обучающую, воспитывающую и общественно-педагогическую. Учитель прежде всего учит, т.е. помогает детям овладевать обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка с учителем, личность последнего, воспитательная работа - все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т.е. реализуется воспитательная функция.
Следует отметить, что в традициях русской интеллигенции учитель никогда не ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Русский учитель - это просветитель, общественник. Участие в многочисленных школьных и общественных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями - это, как правило, общественная добровольная деятельность, т.е. выполнение общественно-педагогической функции.
Одной из особенностей педагогической профессии является огромная зависимость результатов труда от личности педагога. По этому поводу Константин Дмитриевич Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и недостаткам учителя.
Характерной чертой работы учителя является необходимость постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны учителю.
Особенностью педагогической профессии является то, что педагогическая деятельность осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.
И еще об одной особенности педагогического труда: учитель - это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Педагогическая профессия – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями.

В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде. По мере совершенствования орудий труда от тяжёлой работы освобождались старики и инвалиды, которым община поручала присматривать за детьми и обучать их самому необходимому. Постепенно объём необходимых знаний и опыта стал столь велик, что воспитание детей смогли осуществлять лишь наиболее знающие, опытные и уважаемые члены общины. Эти люди и образовали особую социальную группу воспитателей, наставников молодёжи.

Вся история возникновения и становления педагогической мысли и педагогической деятельности тесно связана с изменениями, происходящими в обществе. С возникновением семьи как социального института часть обязанностей по воспитанию детей была возложена на родителей. Появление письменности также повлияло на развитие педагогической деятельности, поскольку письменность позволяла дольше сохранять знания, чем память человека. С появлением государства возникла потребность в массовом обучении и воспроизводстве различных специалистов (прежде всего воинов для защиты и расширения земель и чиновников для государственно-бюрократического аппарата), поэтому в государствах начали формироваться системы образования.

У разных народов в различные исторические эпохи складывались определённые требования к уровню образованности, и педагогическая деятельность всегда являлась средством, сохранения и приумножения накопленных человечеством знаний.

Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).

1. Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.

2. Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.

3. За педагогической профессией в обществе исторически закреплены две основных функции: адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением (адаптацией) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный и творческий характер.

5. Особенности взаимодействия педагога с ребёнком заключаются в том, что педагог, во-первых, управляет процессом образования, воспитания и развития , во-вторых, стремится удовлетворить образовательные потребности ученика .

6. Результаты педагогической деятельности – это сформированные им у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Иначе говоря, труд педагога оценивается по достижениям его учеников .

Коллективный характер педагогической деятельности проявляется в том, что…

Результат деятельности – личность – является итогом труда нескольких субъектов (педагогов, семьи, социального окружения, самого ребёнка), образовательный процесс осуществляется в подавляющем большинстве случаев в коллективе воспитанников, который является мощным фактором воспитания;

Образовательный процесс направлен на подготовку личности к пребыванию в коллективе и обществе.

Творческий характер труда педагога проявляется в различных компонентах педагогической деятельности: в анализе педагогической ситуации, в постановке и решении педагогических задач, в организации своей деятельности и деятельности учащихся. Если педагог использует новые, нестандартные, формы и способы деятельности, находит и применяет оригинальные решения стоящих перед ним задач образования, воспитания и развития учащихся, то он проявляет педагогическое творчество .

Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах (, и др.). Творчески работающий учитель способен выбрать оптимальное сочетание способов передачи учащимся знаний и опыта, т. е. адаптировать (приспособить) передаваемые детям знания и опыт к своим индивидуальным особенностям и особенностям своих учеников, не уклоняясь от поставленных целей. При этом результат педагогической деятельности может быть лучше, чем прежде, или такой же результат достигается с меньшими затратами.

Основой педагогического творчества является творческий потенциал личности педагога , который формируется на основе накопленного педагогом жизненного опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, а также новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития.

Деятельность педагога, направленная на реализацию профессиональных целей и задач, называется педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа .

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Преподавание - это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Для понимания сущности педагогической деятельности выделим её субъект и объект . Субъект и объект – общенаучные понятия. В любой деятельности субъектом принято называть того, кто совершает действие, а объектом – того, кто испытывает воздействие . Объектом может быть как человек, живое существо, так и неодушевлённый предмет. Таким образом, субъект воздействует на объект, преобразует его или изменяет пространственно-временные условия пребывания объекта.

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – личность ребёнка. Однако такое разграничение субъекта и объекта педагогической деятельности весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, ребёнок является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения .

Педагог и ребёнок являются участниками педагогического процесса .