Error: не определено #11234. Типы семей. Формы и типы семьи. Кризисные явления современной белорусской семьи. Отношение к браку Особенности современной белорусской семьи
Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Типы семей. Формы и типы семьи. Кризисные явления современной белорусской семьи. Отношение к браку Особенности современной белорусской семьи

В настоящее время современная Беларусь все больше ассоциируется с советским прошлым. Накапливая мнения о том, что нужно сохранять преемственность поколений, социально-гуманитарные науки приходят к выводу, что нельзя «перескакивать» через исторические периоды слишком резко. Это может привести к коммуникационным проблемам взаимодействия поколений, их конфликтам. Понятия «традиции» и «традиционное» в некоторой степени ассоциируются со стереотипами, возвращающими нас в далекое прошлое. Говоря о прогрессе и развитии, надо заново переосмыслить и недавнее советское прошлое: понять, что же было хорошим в то время, что являлось важным, что нужно сегодня возродить, а что - оставить в нашей памяти.

С точки зрения современных исследователей советская семья была достаточно устойчивым институтом, в котором, как в зеркале, отражались приоритеты, ценности, ориентации и потребности советской эпохи. Перестройка 1990-х годов стала ощутимым вызовом для жизни семьи, а существенным признаком, характеризующим ее развитие, стала депопуляция населения. Сегодня эта проблема в Беларуси рассматривается как главная демографическая угроза, влияющая на социально-экономическое и культурное развитие страны.

Согласно переписи 2009 г., в республике насчитывалось 45% семей с детьми в возрасте до 18 лет, по данным переписи 1999 г. их было 56%.

Очевидная разница в количестве жителей республики, а значит, и в составе семейного населения, указывает на проблемы, резко обозначившиеся именно в последние десятилетия: малочисленность и малодетность белорусских семей.

Минчанка Ирина, родившая сына в 1991 году, вспоминает, что в ее многоквартирном доме были только два ребенка: ее сын и девочка из соседнего подъезда. Они вместе росли, вместе играли, затем пошли в детсад и школу. Всякий раз они с матерью этой девочки сетовали: «Это же надо, никто не рожает детей». И приходили к выводу: наверное, не то время, люди не знают, что будет дальше. Действительно, в те годы резко упала рождаемость населения. И основной причиной стала неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие понятных перспектив.

Еще в 1960-70-е годы в нашей республике стали ощутимыми миграционные процессы: это способствовало увеличению количества горожан и уменьшению числа жителей сельской местности.

По сути, в 1970-е годы выходцы из сел на территории страны составляли около 50% городского населения. Прибывали переселенцы и из других республик. Этнокультурная картина республики 70-80-х годов прошлого века выглядела так: белорусы – около 70%, русские - 20%, украинцы – 4%, евреи – 3,7% и др. По переписи 1999 г. белорусов стало уже 80%, русских – почти 20%. Согласно этносоциологическому исследованию, проведенному Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН РБ в 1980-х годах в 17 белорусских городах, большинство новоселов белорусских городов были переселенцами из других мест. Большинство жителей представляли первое поколение горожан, где удельный вес белорусов был довольно высоким. Сейчас ситуация несколько иная – но все же главная тенденция остается в силе: города Беларуси наполнены переселенцами из сел, малых и больших городов, других мест. Огромной популярностью пользуется Минск. Красота, безопасность и «вечная молодость» Минска притягивают, как магнит, сотни и тысячи наших соотечественников.

Преемственность

Следует отметить, что в советское время проблематика семьи не была приоритетной в научных исследованиях. В 70-е годы прошлого века известный исследователь рабочей семьи белорусов, этнограф Владимир Иванов отмечал, что семей с детьми по сравнению с прежними послевоенными годами становилось меньше. Он писал об укореняющейся новой традиции – снижении количества детей в семьях. Как только человек переезжал в город, он считал, что рожать детей надо меньше. Но нельзя сказать, что из-за смены места жительства белорусы вовсе отказывались от традиций. Как правило, многие молодые пары жили с родителями и иногда даже с бабушками и дедушками, которых они перевозили с собой в городские квартиры. В таких семьях, конечно, фиксировалось сохранение традиций преемственности поколений.

Острой проблемой современной Беларуси, как и других стран, остается высокий уровень разводов молодых пар. Отмечаются новые причины разводов, к примеру, вмешательство родителей супругов. Многие социологические исследования выявляют, что одной из главных причин развода наряду с пьянством и изменами является чрезмерная опека младших поколений старшими.

Сегодня многие молодые мужчины и женщины считают, что жить со старшим поколением невозможно. Автономное проживание семьи становится неотъемлемой чертой уклада жизни, ценностных представлений молодых поколений об отношениях между родственниками. Прочно вошедшие в быт каждой белорусской семьи Интернет и мобильная связь вполне успешно играют роль посредника, соединяющего многие семьи, живущие в разных городах и странах.

Многодетная семья

Исследуя проблематику отношения к многодетным семьям, надо сказать, что как в советское время, так и сейчас оно было и остается неоднозначным.

Женщина 65 лет, врач по профессии, вспоминает: «Когда видела на улице мамашу с коляской, а рядом с ней еще троих малышей, становилось не по себе: мать неухоженная, худая, а дети чумазые и неопрятные. Сердце сжималось. Жалкое зрелище». Подобное представление было довольно распространенным. Но оно, видимо, являлось отражением традиций белорусского народа: с одной стороны, многодетность поощрялась в обществе, с другой – осуждалась. Поощрялась в том случае, если дети из многодетных семей являлись хорошим примером для других - получили образование, престижную работу, поддерживали родственные связи и всякими способами показывали сообществу свои устои: взаимопомощь, поддержку, взаимовыручку.

Действительно, в традиционных ценностных установках белорусов прочно устоялось мнение о том, что многодетная семья более жизнеспособна: дети из многодетных семей рано приобщались к труду, уважали родителей, старших членов семьи, были преданы своей малой родине. Вместе с тем в народе жила убежденность в трудной доле многодетных семей, сложностях жизненного пути из-за социальной неустроенности и бедности.

А что же сейчас? По данным переписи 2009 г., в Республике Беларусь 5% многодетных семей. Причин, по которым семьи не становятся многодетными, достаточно. Одна из них – распространение в обществе духа потребительства, накопительства и стремления к наслаждениям. А ведь рождение ребенка потребует от родителей изменения привычного уклада жизни, привычек. Немногие отваживаются на такой важный шаг, как рождение 3-4 детей. Многие молодые пары в буквальном смысле берут калькулятор и подсчитывают, во сколько им обойдется появление малыша. И это заставляет их задуматься и… отложить рождение.

Как менять ситуацию? Быстрых и реальных изменений, очевидно, ожидать не следует – нужно, как и в прежние времена, стремиться формировать социальную сбалансированность общественного развития и устремленность взглядов разных поколений в одном направлении. Сейчас – в сторону увеличения численности детей в семьях, а в будущем и нас – жителей Беларуси.

I. Кризисные явления современной белорусской современной семьи. Отношение к браку

II. Методологическая часть

Список литературы

I. Кризисные явления современной белорусской современной семьи. Отношение к браку

Анализ проблемной ситуации:

Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье. Конечно, этот процесс изменения ее состоит в связи с изменением всей остальной общественной жизни. Нередко замечаются некоторые кризисные явления, происходящие с семьей.

Проблема:

уход от старых семейных традиций, формирование новых измененных отношений в семье по мере того, как изменяются основы современного общества.

Аспекты проблемы:

все быстрее и быстрее растущий процент разводов и "разлучений от стола и ложа";

уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами "законного брака";

рост "внебрачных" союзов мужчины и женщины;

падение рождаемости детей;

освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений;

уничтожение религиозной основы брака;

все более и более возрастающая роль государства (государственных органов) в воспитании детей и охране семьи и брака.

Цель исследования:

Проанализировать причины ослабления семьи и признаков падения ее современных "устоев".

Задачи:

Выявить кризисные моменты, влекущие за собой разложение и ослабление белорусской семьи.

Проанализировать процентное соотношение между числом зарегистрированных браков и разводов.

Раскрыть понятие брак (официально зарегистрированный и фактический).

Рассмотреть влияние церкви на брачные и семейные отношения.

Указать на ослабление функций семьи. Роль матери и отца в воспитании детей.

Проследить, как осуществляется охрана и брака государством.

Объект: белорусская семья как социальный институт.

Предмет: проблема семейно-брачных отношений.

Интерпретация основных понятий.

Ключевым понятием в данном исследовании является термин "брак".

БРАК - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Беларуси признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Следует различать некоторые формы брака.

ГРАЖДАНСКИЙ БРАК - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Иногда гражданским браком называют также фактический брак.

ЦЕРКОВНЫЙ БРАК - в православии одно из таинств, брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам.

ФАКТИЧЕСКИЙ БРАК - фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке.

Понятие "брак" неразделимо с понятием "семья". Но семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Существует множество определений понятия "семья". Следующая интерпретация наиболее точно раскрывает его суть.

Семья - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семью создают отношения родитель-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь ввиду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству, и даже партнерству или сожительству.

Системный анализ.


БЛОК-СХЕМА

Дальнейшее существование семьи в современных принудительных формах становится весьма трудным. Выделение основных аспектов проблемы служит признаком падения современных "устоев" семьи, применительно же к факту ослабления семейной связи оно является неопровержимым доказательством.

Одним из проявлений кризиса семьи является - развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике ежегодно расторгалось примерно 1,5% от их общего количества всех браков и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:

1. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности.

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15% женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.

Так, используя данные последних десяти лет видим: 1990г. - 99229 зарегистрированных браков, 1995 г. - 77027, 2000 г. – 62485 г., 2009 г. - 90444.

Число разводов: 1990 г. - 34986, 1995 г. - 42119, 2000 г. - 43512, 2009 г. - 40164.

При этом уделяется не малое значение возрасту вступления в брак. Средний возраст мужчин и женщин, желающих вступить в брак возрастает. Статистические данные такие: в 90-м - 24,2, в 2000г. - 25,0, 2009г. - 25,9 лет. Для женщин: 90-й год - 22,5, 95г. - 22,1, 2000г. - 22,8, 2009г.23,8 года. Отмечается также и то, что возраст повторного вступления в брак также возрастает. На это воздействуют в первую очередь экономические, социальные факторы, влияние общественного мнения, формируемого с изменением жизни всего государства.

Одновременно и причиной ослабления семьи, и в то же время признаком ее распада служит факт уменьшения деторождения в браке. Иметь детей и быть отцом и матерью для семьи до сих пор было нормой. Семья без детей была исключением, чем-то ненормальным. Что же наблюдается в последние десятилетия? Рождаемость постепенно падает. В "моду входят" "бездетные" браки, иметь детей считается теперь "неудобным и непрактичным" по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети - "роскошь", стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения. Мотивы приводятся разные. Но, как они ни разнообразны, факты остается фактом: процент брачной рождаемости падает.

Потеря религиозной основы брака и семьи имеет громадное значение. То, что раньше было божеским установлением, стало обычным человеческим учреждением; то, что раньше окружено было ореолом святости, превратилось в дело рук человеческих; посягательство на брак, раньше бывшее грехом и преступлением, теперь стало вопросом житейского удобства. Разрыв или осквернение брака прежде означали оскорбление божественного установления и заповедей, теперь превратились в обычное явление. Если раньше трудно было решиться на разрыв, то теперь все лишние препятствия пали. Говоря коротко, исчезновение религиозного характера брака дало возможность более легко и лишь с точки зрения удобства рассматривать и относиться к нему. Благодаря гражданскому браку исчез один из рычагов, ранее принуждавших более строго и серьезно относиться и уважать "от Бога данную" связь.

Падение родительской власти над детьми - такова та основная черта, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей. Если раньше семья была единственной или главной воспитательницей, школой и опекуном, то теперь эта роль семьи должна исчезнуть. И действительно, на наших глазах мы видим, как государство мало-помалу отнимает у семьи ее воспитательные, учительские и опекунские функции и берет их в свои руки. Раньше все это принадлежало семье; теперь государство берет это на себя. Раньше последнее не вмешивалось в хозяйничанье родителей, теперь все больше и больше врывается в эту сферу, требует у родителей отчета, накладывает на них ряд обязанностей и говорит: "это ты не можешь делать, это не имеешь права, то-то должен делать" и т.д.

Гипотезы:

Социально-экономическое развитие страны влияет на изменение семейно-брачных отношений и их формы.

В современном обществе происходит трансформация функций семьи и появлению новых.

Женщина, получив равные права с мужчиной, меняет свое поведение по отношению к семье и воспитанию детей.

Государство, беря на себя опеку над семьей, освобождает родителей от исполнения некоторых функций, что имеет ряд положительных и отрицательных сторон.

II. Методологическая часть

2.1 Обоснование выборочной совокупности

Выборка по исследованию носит объективный невероятностный характер, так как построена с определенной целью - изучить отношение к браку у населения республики старше 18 лет. Лица старше 18 лет могут более адекватно обосновать свою позицию, так как более вероятно, что они приближены к периоду брачного выбора в отличие от несовершеннолетних граждан. Поэтому генеральная совокупность взята в количестве 8 137 000 человек. По характеру изменения единицы отбора выборка будет многоступенчатой. Разделение идет по типу населенного пункта (город, сельская местность), где проживает данный респондент. исходя из этого добавляется разделение и по полу и по возрасту (от 18 до 29, от 30 до 49, от 50 и старше). Мужчины и женщины, как правило, имеют разные точки зрения, касающиеся данной темы. Также различия наблюдаются у старшего (состоящих в браке продолжительное время) и младшего поколений (недавно вступивших в брак или еще нет). По способу отбора выборка независимая (переменная).

Проведя необходимые статистические расчеты, выборочная совокупность составила 1536 человек. Для проведения опроса городских жителей понадобится взять случайно отобранных 1140 человек, из сельской местности - 396 человек; 768 женщин и столько же мужчин. Данные приведены ниже в таблице.


Выборочная совокупность основана на статистических данных, полученных при переписи населения Беларуси с 08.10.2009г. по 02.11 2009г. Данные получены по состоянию на 00: 00 часов 02.11 2009г.

Уважаемый респондент, предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым с целью изучения отношения к браку . Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме. Анкета проводится анонимно.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. Кроме того Вы можете предложить ответы непредусмотренные в анкете.

Ваш возраст

Ваше семейное положение

Женат (замужем)

Холост (не замужем)

Разведен (а)

Вдовец (вдова)

Где Вы проживаете?

областной центр

районный центр

городской поселок

Отдаете ли Вы предпочтение "гражданскому" (фактическому без регистрации в государственных органах) браку?

Как Вы считаете, в каком возрасте нужно вступать в брак мужчине?

После 30 лет

Как Вы считаете, в каком возрасте нужно вступать в брак женщине?

После 30 лет

I. В каком возрасте Вы вступили в брак? __________

II. В каком возрасте планируете вступить в брак? ___________

Как Вы относитесь к вступлению в брак в раннем возрасте (до 18 лет)?

Очень хорошо

Скорее хорошо, чем плохо

Очень плохо

Скорее плохо, чем хорошо

Затрудняюсь ответить

Что Вы считаете главным при выборе партнера для создания семьи?

Вероисповедание

Личные качества. Если да, то какие? __________

Материальное положение

Национальность

Социальное положение

Уровень образованности

Другое ___________

Что Вы вкладываете в понятие "счастливый брак"? (выберите не более 5 вариантов ответа)

Взаимопонимание

Гармоничные сексуальные отношения

Наличие детей

Независимое материальное положение

Отдельное проживание от родителей

Совместное времяпровождение

Уважение

Другое ____________

Считаете ли Вы важным сегодня обряд венчания?

Затрудняюсь ответить

Как Вы считаете, кто должен быть главой в семье?

Супруги должны быть равноправны

Как Вы считаете, должен ли мужчина зарабатывать больше чем женщина?

Не всегда

Имеете ли Вы детей? (если не нет, переходите к вопросу №17)

Сколько у Вас детей?

Более 3-ех

Как Вы считаете, может ли наличие детей спасти семью от развода?

Затрудняюсь ответить

Кто из членов Вашей семьи больше времени уделяет воспитанию детей?

Бабушки и (или) дедушки

Старшие братья, сестры

Другие родственники______________

Отметьте по 5-бальной шкале на каком уровне, на Ваш взгляд, осуществляется взаимосвязь "семья-государство"? (большему значению соответствует больший уровень шкалы)


Спасибо Вам за откровенные ответы.

Список литературы

1. Кодекс РБ о браке и семье: симв. и доп. По состоянии на 1 авг. 2009г. - Минск: НАЦ. Центр правовой информ. РБ, 2009г.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) от 24 ноября 1996г. Мн. 2003г.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Медков. Социология семьи. М. 1996г.

4. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. М., 1994г.

5. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М., 1937г.

6. Ковалевская И.А. Трансформация понятия "гражданский брак". Архангельск, 2009 г.

7. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998.

8. Смелзер Н. Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992, с. 79.

9. Бокун Н.Ч. Методы выборочных обследований. Мн., 1997г.

10. Мучник И.Б., Петренко Е.Э. Территориальная выборка в социологических исследованиях. М. 1980г.

Сегодня поговорим о семье, о её значении для каждого белоруса, о том, какие изменения она претерпела со временем. Возможно, мы иначе понимаем значение и важность брачных отношений, чем наши праотцы и праматери. А если иначе, то это не значит, что хуже?

Чем дорожила традиционная белорусская семья?

С емья для белорусов, испокон веков,– это основа не только быта, но и всей жизни, и воспитанию ребёнка в семье, как продолжателю рода, уделялось всегда особое внимание. Во главе семьи стоял отец – «бацька» (белорусское слово, до сих пор не утерявшее всеобщего распространения и применения), который являлся защитником и добытчиком. Женщина всегда шла рука об руку с мужем, но при этом подчинялась мужу. Она тоже исполняла свою часть обязанностей – распорядительница и хозяйка, заботливая мать и терпеливая хранительница домашнего очага. В белорусских семьях почиталась многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Младенцу в первые годы жизни уделялось большое внимание, мать тщательно ухаживала за ним, берегла от бед и болезней. Ребёнок рос в заботе и внимании со стороны всех родных, ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки. При этом детей вряд ли можно было назвать избалованными и изнеженными, так как к воспитанию в белорусской семье подходили строго, с определёнными требованиями. Родители личным примером учили трудолюбию, терпению и уважению к старшим. И нтересный факт: разделение обязанностей по половому признаку отразилось на быте белорусов - металлические и деревянные изделия назвали «мужскими», а плетёные и тканевые – «женскими». Надо сказать, что белорусы всегда ценили натуральные материалы, а их одежду не спутаешь ни с какой другой. Здесь огромную роль сыграло географическое расположение и природные условия. Лён, произраставший на белорусских землях, имел высокую ценность. Возвращаясь к теме воспитания детей, стоит заметить, что отношение ко всем детям было одинаковое, большую часть времени они находились под опекой матери. Авторитет старшего поколения – отдельная тема, он был непререкаемым. Бабушек и дедушек слушались, старались угодить, а обращались при разговоре только на «Вы». В целом, семья для белорусов была главным богатством, которым только может обладать человек.

А что теперь?

Ведь выросло столько поколений людей, произошло столько событий, и неудивительно, что взгляды на семью и семейные ценности слегка видоизменились. Так какая она, современная семья в Беларуси? Какие приоритеты ставит? С какими трудностями сталкивается и какие проблемы решает?

М олодая пара, средний возраст от 23 до 27 лет, один или двое детей, оба работают. Это портрет рядовой семьи практически в любой стране СНГ. И современная Беларусь здесь не исключение. После распада Советского Союза наметилась тенденция на своего рода европеизацию семьи. Попытки быть похожими на западные семьи ведут к переориентации семейных отношений. Финансовая составляющая стала главенствующей. Однако сложное экономическое положение в середине 90-х и последующих годах так и не позволило белорусской семье стать полноценным европейским семейством. Впрочем, это вряд ли так необходимо.

Эволюция в белорусской семье

Согласно статистике заметно снизился рост вступления в брак молодых людей в возрасте до 25 лет. Количество разводов, тем не менее, у таких браков относительно низкое. Это объясняется тем, что люди более осознанно и вдумчиво подходят к со< зданию семьи, а так же имеют уже в своем роде небольшой опыт построения отношений с противоположным полом. Развод стал довольно характерным явлением для современной Беларуси. По статистике, каждая пятая женщина в возрасте до 30 лет разведена, имея при этом ребёнка. Каждая третья из этого количества повторно выходит замуж. Если сравнить общее количество браков и разводов в 1995 и 2017 годах в республике, то соотношение следующее: 1995 г.– 77 027 (брак) и 42 119 (развод), 2017 г. – 66 215 (брак) и 32 006 (развод). В «эпоху гендерного равенства» женщина не уступает в правах мужчине. В тяжёлых жизненных ситуациях она, наоборот, берёт на себя бремя ответственности за свою семью. Не обойти и роль отцов в современном мире. Они, как и прежде, много работают, порой уезжают в другие страны на заработки, всячески решают проблемы своей семьи… Но и часто уходят от проблем в семье. Проблема, которая не знакома белорусской семье в прошлом, – мать-одиночка после развода.

А как же многодетность?

В отличие от традиционных белорусских семей, распространёнными стали семьи с одним ребёнком. В этом-то белорусская семья тоже стала походить на европейскую. Несмотря на госпрограмму о поддержке и помощи многодетным семьям в Беларуси, льготное кредитование на постройку жилья, медицинское обслуживание, деторождение в стране неуклонно падает… Свою роль сыграли экономический, психологический и социальный факторы. По результатам проведения многочисленных опросов, современные белорусские родители, имея одного ребёнка в семье, хотели бы в будущем иметь ещё одного или двоих, что свидетельствует о том, что приверженность к большему количеству детей в семье осталось. Также довольно много белорусских женщин стало рожать в незарегистрированном браке. В одном из выступлений Председатель Минтруда и соцзащиты отметила, что «незарегистрированные союзы остаются популярными, особенно у молодёжи. Степень значимости брака возрастает в том случае, когда пара решает родить ребёнка».

Воспитанию детей в современном мире по-прежнему уделяется важное значение. Дети разносторонне развиваются с младенчества. Мать и отец выступают любящими и заботливыми родителями. Обучению отводиться решающая роль. Но в условиях города трудовое воспитание детей стало проблематичным. К тому же домашний труд уже не так категорично делится на мужской и женский. Роль старшего поколения в семье возрастает. В тоже время в обществе, к сожалению, традиционные ценности сегодня пересматриваются. Примеры неуважения к старшим, равнодушия к пожилым родителям стали обыденными… Вместе с тем появились такие понятия, как «неблагополучные семьи», «приёмные семьи», «трудные подростки», «подростковая преступность» (более подробно – в следующих выпусках газеты).

С урбанизацией и всё большим уходом от натуральных продуктов питания современная белорусская семья очень мало внимания стала уделять своему здоровью. К сожалению, все чаще и чаще можно встретить прогуливающихся с колясками мам, выкуривающих сигарету. В противовес приятно видеть семейную пару, ведущую здоровый образ жизни. Совсем другое дело! Хотя в целом активный отдых и спорт в современной Беларуси очень популярен.

От автора. Современная семья в Беларуси – это, в большей степени, ответственная, любящая и заботливая ячейка общества. А как много достойных примеров семей, прошедших через трудности, но сохранивших любовь и уважение друг к другу; многодетных; воспитавших почётных граждан страны и т.д. И ставку надо делать именно на такие семьи. На них и стоит равняться. Тем более с нынешним скрупулёзным подходом государства к семейной политике, когда не семья для государства, а государство для семьи. Не так ли?

Мурат АННАМУРАДОВ.

Белорусские традиции обусловлены многонациональностью этой удивительной страны: издавна здесь соединились культуры литовских племен, русского, польского, еврейского и украинского народов. Однако, несмотря на это, у белорусов есть свои, присущие только им, обычаи и традиции. Особенно почитаемы в стране обряды, связанные с древнеславянскими языческими праздниками, такими как Ивана Купала, Масленица, Встреча весны, и другие. В наше время, такие традиции, связанные с явлениями природы и временами года, тесно переплелись с христианскими, и сформировали общую национальную культуру Белоруссии.

Знаете ли вы, откуда произошло название «Белоруссия»?

Белоруссия раньше называлась «Белой Русью». Это название дал ей царь Алексей Михайлович, во второй половине 17 века, оккупировав эти территории. Слово «белая» в данном случае означает «законная», то есть часть Руси, которая официально присоединена к ней.


Семья в Белоруссии, это – основа всего, и воспитанию ребенка в семье уделялось самое пристальное внимание. В семьях белорусов приветствуется многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Большое внимание уделялось тщательному уходу за малышом в первые годы жизни. Ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки, старались всячески сделать так, чтобы дитя почаще улыбалось. Воспитание в белорусской семье было требовательным и строгим, а родители личным примером учили детей трудолюбию, терпению, и уважению к старшим. Физическое наказание применялось крайне редко, а ребенку, который плачет, готовы были купить любую игрушку. Характерным было равное отношение ко всем детям, которые находились большую часть времени под опекой матери. Непререкаемым был авторитет бабушек и дедушек, их слушались, старались угодить во всем, и всегда обращались только на «вы». Детей же было принято называть ласково и нежно: солнышком, зайчиком, ласточкой или цветочком. В целом, семья для белорусов была и есть главным богатством, которым только может обладать человек.


Традиции Белоруссии

Свадебные белорусские традиции


Свадьбы были разрешены лишь в определенные периоды года. В другое время они были под строгим запретом, например в период с 7 по 21 января, а также во время постов и в период сбора урожая.


Обряд женитьбы проходил у белорусов в три этапа:

  • предсвадебный (сватовство и помолвка);
  • сама свадьба (вяселле);
  • послесвадебный (пироги и медовый месяц).

Каждый этап сопровождался своими обязательными ритуалами. Свататься, к примеру, можно было лишь в понедельник, четверг или субботу. Сваты, в количестве 5-6 человек, приходили в дом невесты с подарками и сладостями. Шутливый разговор заканчивался прямым вопросом: согласна ли девушка на свадьбу, и если все прошло успешно, будущие родственники с двух сторон выпивали бутылку, после чего в нее засыпали зерно, в честь будущей богатой жизни молодых.


Перед свадьбой у невесты обязательно проходил девичник, на котором будущая жена прощалась со своей свободой, беззаботной жизнью и плела вместе с подружками красивые венки. В день свадьбы в доме жениха накрывали стол белоснежной скатертью На столе должны были стоять хлеб, вода и свеча. В это время невесту одевали в свадебный наряд, и готовили к выкупу. С шутками, прибаутками и песнями молодые ехали венчаться, после чего праздновали это событие весело и шумно. Медовый месяц начинался с 9 дня после бракосочетания, и продолжался 30 дней.


Кулинарные традиции белорусов


Белорусская кухня – это сочетание сытости, простоты и многообразие способов приготовления одних и тех же (желательно местных) продуктов. До наших дней дошло большое количество древних рецептов, которые являются основой кухни белорусов. Картофель появился в Белоруссии лишь в конце 17 века, а до этого здесь были популярны зелень, бобовые, злаки, ягоды и фрукты, а также большое количество приправ – тмин, льняное семя, горчица, кориандр и хрен. Мясо не было основной пищей, предпочтение отдавалось овощам и изделиям из муки. Блюда из речной рыбы готовили на праздники или в выходные.


Кулинарные изыски белорусского народа

Совет

Если вам посчастливится побывать в Белоруссии, обязательно попробуйте традиционный местный бездрожжевой хлеб. Это необыкновенно вкусно, ведь в него добавляют лен, орехи или семена подсолнечника. Пекут такой хлеб в печах, подкладывая для ароматности кору дуба или листья фруктовых деревьев.


Вывод:

Белоруссия – самобытная древняя страна, в традициях которой пересеклись культурные обычаи многих народов. Уникальное сочетание языческих и христианских ритуалов находит свое воплощение в обрядах этой страны. Белорусы – гостеприимный, доброжелательный и веселый народ, бережно хранящий свою историю, и оберегающий свои обычаи.


Традиции и обряды Белоруссии

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

История становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси:

АР
С213 Сатолин, В. Н. (Владимир Николаевич).
История становления и развития законодательства о браке
и семье Беларуси:Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.01 -
Теория права и государства; История права и государства;
История политических и правовых учений /В. Н. Сатолин;
Науч. рук. А. М. Абрамович; Белорусский государственный
университет. -Минск,1997. -20 с.-Библиогр. : с. 17.3 ссылок
70,00 руб. Материал(ы):
  • История становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси.
    Сатолин, В. Н.

    Сатолин, В. Н.
    История становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность темы исследования определяется недостаточной научной разработкой истории становления и развития законодательства о браке и семье в Беларуси. Если вопросы правового регулирования брачно-семейных отношений на территории нашего государства в эпоху феодализма в литературе уже освещались, то этого нельзя сказать о более позднем периоде, когда белорусские губернии входили в состав Российской империи. В немногочисленных публикациях, относящихся к этому времени, содержится лишь краткая характеристика обычаев жителей сельской местности Беларуси, которые обусловливали брачно-семейные отношения. Что же касается первого десятилетия существования Советской власти в Беларуси, то по истории регулирования рассматриваемых отношений научных исследований в это время практически не проводилось.

    Вместе с тем исторический анализ проблем правового регулирования брачно-семейных отношений в Беларуси на всех этапах развития государства необходим в первую очередь для того, чтобы использовать многовековой народный опыт для правильного ориентирования законодательной политики, нацеленной на укрепление семьи и всех ее институтов.

    Кроме того, знание истории становления и развития законодательств о браке и семье является важной составной частью обшей правовой культуры юристов.

    Таким образом, актуальность рассматриваемых вопросов, их важное историческое и практическое значение, недостаточная теоретическая разработка отдельных периодов истории правового регулирования брачно-семейных отношений в Беларуси предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования. Оно является, по существу, первой попыткой исторического анализа становления и развития законодательства о браке и семье на территории Беларуси и его источников.

    Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на изучение доступных источников, трудов предшественников и современных исследователей, составить целостную картину становления и развития законодательства о браке и семье, действовавшего на территории Беларуси.

    В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

    Исследование основных факторов, обусловивших формирование и развитие законодательства о браке и семье на протяжении всего исследуемого периода;

    Анализ важнейших источников в плане содержащихся в них норм, регулирующих брачно-семейные отношения;

    Определение основных тенденций правового регулирования брачно-семейных отношений.

    Основные методы диссертационного исследования: конкретно-исторический, описательный, логический, сравнительный, системный.

    Теоретические положения работы опираются на использование трудов Я. М. Бранденбургского, М.Ф. Владимирского-Буданова, И. Гавзе, М. И. Горчакова, С. П. Григоровского, A.M. Гуляева, М. Довнар-Запольского, А. И. Загоровского, Ф. И. Леонтовича, Г. К. Матвеева, К. Неволина, Н.М. Никольского, А. С. Павлова, А. И. Пергамент, А. П. Сапунова, Е Д. Спасовича, Н. Н. Тарусиной, А. Терещенко, Г. Ф. Шершеневича, Я.Н. Щапова, Н. Г. Юркевича, И. А. Юхо, М.Н. Ясинского.

    Следует отметить, что нормативно ограниченный объем диссертационных работ такого рода, стандартов, который^ мы вынуждены соблюдать, не позволили охватить всю историю становления и развития законодательства о браке и семье вплоть до настоящего времени. Мы вынуждены были остановиться на 1927 г., когда был принят и вступил в действие первый белорусский кодекс законов о браке, семье и опеке.

    Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка научного исследования истории становления и развития брачно-семейного законодательства Беларуси, основных его источников, раскрыта роль и значение церкви, ее взаимодействие с государством при регулировании отношений, связанных с браком и семьей.

    Научная новизна результатов конкретизируется в основных положениях, выносимых на защиту.

    1. Становление законодательство о браке и семье в Беларуси происходило на фоне борьбы языческих обрядов и христианских норм, насаждаемых священнослужителями, пришедшими к восточным славянам из Византии, которые руководствовались в своей деятельности при-

    несенными оттуда сборниками церковно-светского законодательства.

    2. С распространением христианства брачно-семейные отношения наших предков постепенно начинают упорядочиваться и получать некую законосообразность. Появляются первые законодательные акты, определяющие место и статус церкви в обществе, ее юрисдикцию (Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав Смоленского князя Ростислава). Все вопросы, связанные с браком и семьей, постепенно начинают отходить к компетенции церковных судов.

    3. Во времена Великого княжества Литовского значение норм обычного права при регулировании брачно-семейных отношений снижается. На первое место выходят нормы так называемого писаного права, содержащиеся, главным образом, в Статутах 1529, 1566 и 1588 годов. Однако в том, что касалось брака, порядка его заключения и расторжения, важную роль играли церковь и религиозные предписания.

    4. Законодательство царской России было в основе своей построено на неравноправии женщины, на главенствующем положении мужа и отца в семье, на униженном и бесправном статусе внебрачных детей.

    5. В первые годы существования советской власти в Беларуси

    регулирование отношений, связанных с браком и семьей, осуществлялось путем рецепции (заимствования) соответствующих норм из законодательных актов РСФСР, направленных на секуляризацию брака, на уравнивание прав мужчины и женщины в брачно-семейных отношениях, на ликвидацию бесправного положения внебрачных детей, на упрощение бракоразводного процесса. Практика применения первых законодательных актов Советской власти в Беларуси показала, что закрепленные в них положения (в первую очередь направленные на ликвидацию церковных браков) воспринимались далеко не всеми и не сразу. Влияние церкви и религиозных убеждений было сильным и сказывалось достаточно долго.

    6. В середине 20-х годов в республике проводится работе по кодификации законодательства о браке и семье, которая заканчивается принятием в марте 1927 года первого в истории Беларуси кодекса законов о браке, семье и опеке. Кодекса 1927 года закреплял новые, социалистические принципы регулирования брачно-семейных отношений, которые легли в основу всего дальнейшего белорусского советского законодательства о браке и семье.

    Личный вклад соискателя в исследование заключается в том, что им изучены и проанализированы научная литература, архивные материалы и законодательные акты о браке и семье, действовавшие на территории Беларуси с древнейших времен. В результате проведенного исследования сделаны самостоятельные выводы.

    Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории и истории государств и права юридического факультета Белорусского государственного университета, где было проведено ее обсуждение.

    Оиубликованность результатов. Результаты исследований нашли свое выражение в трех статьях, опубликованных в журнале "Вестник БГУ".

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, четырех глав и заключения. Полный объем диссертации составляет 10? страниц машинописного текста, список литературы - 6 страниц.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    В первой главе "Брак и семья у восточных славян" дается общая характеристика брачно-семейных отношений. Ссылаясь на известные сведения, содержащиеся, главным образом, в Повести Временных лет, соискатель полагает, что у восточных славян в языческую эпоху не было единых, общих для всех форм бракосочетания.

    Рассматривая процедуру заключения брака, автор отмечает, что бракосочетание у восточных славян сопровождалось различными обрядами. У полян, например, существовал обряд, по которому невеста в знак будущей покорности должна была разуть жениха.

    Заканчивалось бракосочетание пиром, "с плясанием и гудением". Обязательная принадлежность брачных торжеств, как, впрочем, и всех "игрищ" скоморохи, гусли, трубы. И, конечно же, не обходилось без меда

    Выходя замуж при жизни отца, братьев девушка получала от них приданое, величина которого зависела от достатка семьи, из которой она выходила.

    После свадьбы молодая жена получала от.мужа или вообще от главы семьи, в которую она входила, так называемое "вено", т.е. своего рода ее обеспечение.

    Известно также, что некоторые наиболее могущественные и знатные выходцы из славянских племен, кроме жен имели еще и наложниц. Особенно много наложниц (800) было у князя Владимира. Вместе с тем в работе отмечается любовь и привязанность славянских жен к своим мужьям, да и вообще супружеская верность славян во времена язычества.

    Исследуя внутрисемейные отношения, существовавшие у наших предков в дохристианский период, диссертант разделяет точку зрения о том, что отношения между супругами в индивидуальном браке первоначально строились в соответствии с принципом, по которому муж являлся владыкой жены, а жена его рабой.

    Важным событием в истории восточных славян, в том числе тех, которые находились на территории современной Беларуси, явилось официальное признание в 988 году христианской веры. Автор подробно останавливается на том, как происходило распространение новой религии, какие изменения произошли в этой связи в брачно-семейных отношениях наших предков.

    Для выполнения своих традиционных функций (литургическая деятельность, совершение таинств, пропаганда веры, миссионерство и пр.) созданная церковная организация нуждалась" в соответствующих правовых нормах. Эти же нормы были нужны ей и для судебно-административной деятельности, и прежде всего в сфере брачно-семейных отношений. Но о законодательной деятельности первых князей в этой области в церковных уставах и других источниках ничего не говорится. Оставалось, следовательно, воспользоваться уже готовыми нормами, созданными для тех же целей в Византии.

    Соискатель высказывает предположение, что и церковное управление вообще, и церковный суд в частности основывались на греческих нормативных актах, принятых нашими предками в готовом виде вместе с христианской верой. Кроме того, уже в церковных уставах Владимира и Ярослав имеются ссылки на "Греческий Номоканон". С течением времени, когда среди священнослужителей стали появляться выходцы из местного населения, встал вопрос о славянских переводах греческих Номоканонов. Первые переводы были сделаны уже в XII веке и получили название Кормчей книги.

    В диссертации показаны изменения в сфере брачно-семейных отношений и их правовом регулировании в связи с утверждением церковной организации и христианизацией восточных славян. С точки

    зрения христианства брачные союзы, создававшиеся похищением или покупкой невест, были уже немыслимы. Вместо них вводился ранее неизвестный нашим предкам церковный порядок совершения бракосочетания. Однако церковное оформление браков у восточных славян приживалось длительно и трудно.

    Вступив в посредничество при заключении браков, христианская религия и церковь установила ряд условий признания брачного союза состоявшимся и законным. Церковь запретила браки между троюродными братьями и сестрами. Не допускались браки христиан с иноверцами, а также с некрещенными местными жителями. Запрещалось многоженство и ограничивалось (не более двух) количество последовательно заключенных браков. После принятия христианства, под влиянием канонических предписаний и византийского законодательства, расширяются личные и имущественные права жены в семье.

    Глава II - "Брачно-семейные отношения и их правовое регулирование в Великой княжестве Литовском" посвящена исследованию регламентации этих отношений в Великом княжестве Литовском.

    Касаясь источников права рассматриваемых отношений, автор отмечает, что в XIII веке основными были нормы местного обычного и Церковного права. Но уже начиная с XIV века, когда государство окрепло, развивается и законодательная деятельность князей, получившая наиболее яркое выражение в таких нормативных актах как привилеи.

    Дальнейшее развитие законодательства о браке и семье отражают Статуты ВКЛ 1526, 1566 и 1588 годов. В них впервые в истории Беларуси предприняты попытки систематизировать нормы так называемого писаного права, касающиеся брачно-семейных отношений.

    Однако Статутами были урегулированы далеко не все стороны брачно-семейных отношений. Некоторые из них, в частности связанные с оформлением брака, личными правоотношениями между супругами, между родителями и детьми, усыновление и др., затрагивались частично, другие - вообще остались за их рамками. Пробелы в законодательстве этого периода восполнялись, с одной стороны, передававшимися из поколения в поколение обычаями, а с другой - нормами церковного права, изложенными в Кормчей книге.

    Церковь и государство в рассматриваемый период еще допускали

    "неосвященные", невенчанные брачные союзы, но только до тех пор, пока по этому поводу не возникали споры. В случае их возникновения суды всегда отдавали преимущество церковному браку.

    Автор исследует условия заключения брака, к которым относились: несостояние в другом официальном браке, достижение брачного совершеннолетия (13-15 лет для лиц женского пола и 18 лет - мужского), отсутствие между брачующимися отношений родства и свойства. В некоторых случаях для того, чтобы вступить в брак, требовалось получить согласие родителей, либо родственников и даже органов власти.

    Законодательством Великого княжества Литовского устанавливались сроки траура, в течение которых вдове запрещалось вступать в брак после смерти мужа. Цель этих сроков - "чтобы святое супружество и добропорядочность сохранилось и для известности плода", т. е. установление происхождения ребенка. Продолжительность "траурных" сроков составляла 6 месяцев и они касались только женщин, причем женщин только шляхетского происхождения. За нарушение установленного запрета женщина лишалась вена от предыдущего брака, либо выплачивала денежный штраф.

    Рассмотрение дела по существу в церковном суде, в ходе которого устанавливалась вина каждого из супругов, либо уважительные причины, на основании которых принималось решение о расторжении брака и предусматривались последствия этого расторжения;

    Вынесение светским судом окончательного решения о разводе и назначение сроков его исполнения.

    Нетрудно заметить, что функции церковного и светского суда были различны.

    Исследуя имущественные отношения между супругами, автор не соглашается с мнением Владимирского-Буданова М. Д. о том, что период XIV - XVII вв. в Великом княжестве Литовском был периодом господства общности семейного имущества. По мнению диссертанта в имущественно-правовом положении супругов в это время главенствовал режим раздельности имущества. Муж и жена не только обладали общим имуществом, которым пользовались совместно, но и имели раздельную собственность. Они могли самостоятельно заключать всевозможные сделки, однако по своим обязательствам каждый из супругов

    отвечал самостоятельно собственным имуществом.

    Достаточно подробно в работе освещена процедура закрепления правового положения вдов по законодательству Великого княжеств Литовского. Это и понятно. Оставшись вдовой, женщина получала временные права на все или на часть имущества бывшего мужа в зависимости от состава семьи, завещания мужа и других обстоятельств. Нормы, содержащиеся в Статутах, ясно показывают, что закон стеснял наследственные имущественные права вдов, не имевших записи вена, а права бездетной вдовы на владение имуществом фактически отменялись. Хотя эти стеснения не касались записанного вена, которым вдова пользовалась пожизненно, в законодательных актах прослеживается тенденция даже ""веновные" имения заменять денежным эквивалентом, т.е. ликвидировать права женщин на владение землей.

    В диссертации анализируется также личные и имущественные правовые взаимоотношения родителей и детей в Великом княжестве Литовском. Законодательными актами закреплялся принцип раздельности их имущества. При жизни родителей дети не имели права на их имущество, равно как и родители не имели права на имущество детей.

    Законодатель по-разному определял "судьбу" имущества родителей. Все имущество матери, как движимое, так и недвижимое, если она не оставила завещания, переходило к детям независимо от пола и в равных долях. Отцовское же наследство (при отсутствии завещания) переходило только к сыновьям или родственникам по линии отца. Таким образом, имущественные права детей не были равными, они зависели от пола. Также не были одинаковыми имущественные права матери и совершеннолетних детей.

    Законодательное оформление в Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов получил и институт опеки, который в то время выполнял две функции: имущественную, т.е. охрану оставшейся без надлежащего надзора фамильной, собственности, и воспитательную - заботу о воспитании детей, не могущих получить его от родителей вследствие смерти или по другим причинам.

    В третьей главе - "Краткая, характеристика законодательства о браке и семье, действовавшего на территории Беларуси в копир XVIII - начале XX веков" - автор останавливается на мероприятиях,

    которые проводило царское правительство с целью укрепления своей власти на присоединенных белорусских землях, анализирует законодательные акты, регламентирующие брачно-семейные отношения в это время. Особое внимание уделяется опеке и попечительству.

    В работе отмечается, что законодательство о браке и семье в царской России не являлось самостоятельной отраслью. Отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье, регулировались нормами, содержащимися в книге первой, тома X, части 1 Свода законов гражданских - "О правах и обязанностях семейственных", а также многочисленными церковными постановлениями. Более тесное, чем в странах Западной Европы, смыкание юридических норм с каноническими предписаниями - одна из характерных особенностей регламентирования брачно-семейных отношений в Российской империи.

    В сельской местности Беларуси в регулировании брачно-семейных отношений важную роль по-прежнему играло обычное право. Автор разделяет существующую точку зрения, что закон тогда еще не утвердился здесь в качестве основного источника законодательства о браке и семье.

    Диссертантом исследуются условия заключения брака. Первым таким условием являлось достижение определенного возраста, (18 лет для мужчин и 16 - для женщин). Таково было общее правило, но из него делались исключения: в необходимых случаях епархиальным архиереям предоставлялось право снижать брачный возраст, но не более, чем на полгода

    В работе отмечается, что у белорусов в XIX веке практика раннего вступления в брак встречалась достаточно редко. В возрасте 15-16 лет вступали в брачный союз преимущественно женщины. Согласно материалам переписи 1897 года, в белорусских губерниях таких случаев насчитывалось 300, причем вступление в брак девушек этой возрастной группы больше характерно для Полесского региона,

    в частности, для мозырщины.

    Так называемые неравные браки, когда женщина выходила замуж за мужчину на много лет старше себя, на Беларуси также не получили большого распространения. Как правило, муж был старше жены на 1-5 лет (60%) или на 6-10 лет (18,2%). Семьи, где муж и жена были ровесниками, составляли примерно 9,2%. Относительно редкими были случаи, когда жена была старше мужа: от 1 до 5 лет - 4,9 %, на 6-10 лет - 1,3%.

    Второе условие требовало взаимного согласия лиц, вступающих в брак. Однако свободному заключению брака препятствовали многочисленные запреты и ограничения. Это: наличие предыдущего не-расторгнутого брака; отсутствие согласия родителей или других указанных в законе лиц; различие вероисповеданий; наличие между вступающими в брак отношений родства и свойства определенной степени; достижение предельного брачного возраста (80 лет); принадлежность к духовному сану или монашеству; запрещалось вступать в четвертый по счету брак, а также с безумными и сумасшедшими и др. Законодательство, действовавшее на территории Беларуси, устанавливало и признавало законной только одну форму брака - церковную. Церковь, выполнявшая в то время и функции государственных органов, производила регистрацию браков. Заключение брака должно было происходить в соответствии с правилами и обрядами той церкви, к которой принадлежали лица, вступающие в брачный союз. Основным документом, подтверждающим создание семьи, являлись приходские (метрические) книги.

    Вместе с тем, для белорусских крестьян значение акта, скрепляющего брачные отношения, по-прежнему имело не венчание, а свадьба. Соискатель согласен с мнением М. Довнар-Заполье кого, что для крестьян церковное венчание не играло существенной роли и его совершали лишь потому, что этого требовал священник.

    Анализируя условия прекращения брака, автор подчеркивает, что все дела о расторжении брачных союзов, как и признание их законности или недействительности, а также рассмотрение других споров, вытекающих из брака и принадлежности к семье, рассматривались в духовных судах.

    Исследуя личные правоотношения супругов в царской России, автор отмечает, что эти отношения были построены на началах неравенства в правах и обязанностях мужа и жены. Главой семьи признавался муж. Ему предписывалось любить свою жену, уважать, защищать и содержать ее.

    В сельской местности Беларуси глава семьи назывался хозяином. По существовавшим традициям хозяин распределял между членами семьи хозяйственные обязанности, отвечал за поведение детей, их воспитание. Он являлся хранителем и распорядителем всех общесемейных денежных средств, хотя, впрочем, иногда этим заведовала и жена - хозяйка.

    Вместе с тем хозяин как глава семьи должен был соблюдать общие интересы семьи, и только в этом случае остальные ее члены ему подчинялись. Всякая несправедливость с его стороны, неумелое распоряжение имуществом и денежными средствами, пьянство и т.п. неминуемо влекли за собой общий протест членов семьи, который мог закончиться разделом, либо (что было крайне редко) все дела передавались в руки кого-либо другого, чаще всего - старшего сына.

    Законодательство Российской империи вменяло жене в обязанность повиноваться своему мужу, любить и слушаться его, "оказывать ему всякое угождение и привязанность". При вступлении в брак женщина лишалась права выбора фамилии, замужней женщине ограничивалось право избирать по своему усмотрению место жительства, заниматься учебной либо другой деятельностью.

    Однако в белорусской семье положение женщины нельзя назвать угнетенным. Хотя закон, как и обычай, обязывали женщину повиноваться мужу, на практике это повиновение не являлось слепым, это было повиновение младшего члена семьи старшим. Раздельность личного имущества, разделение труда, узаконенное обычаем участие в общих делах - все это обеспечивало женщине определенную самостоятельность и устраняло поводы для семейных раздоров.

    Имущественные отношения характеризовались раздельностью имущества супругов. Им предоставлялось право самостоятельно распоряжаться своим имуществом и вступать в сделки между собой. Законом не устанавливалась ответственность одного из супругов за долги другого.

    Семейно-правовые отношения между родителями и детьми были основаны на утверждении родительской власти. Дети, независимо от пола и возраста, находились, по существу, под бесконтрольной опекой своих родителей. Дореволюционное законодательство закрепляло полную раздельность имущества родителей и детей.

    При исследовании вопросов, связанных с правовым положением родителей и детей, автор особое внимание уделяет так называемым "незаконнорожденным" детям. Государство и церковь, вмешиваясь в сферу отношений мужчины и женщины, нетерпимо относились к детям, рожденным вне брака. Однако закон под предлогом защиты святости брак-а и неприкосновенности семейного очага обрушивался всей тяжестью прежде всего на тех, кто меньше всего был повинен в нарушении этой "святости" и "неприкосновенности" - детей.

    О том, насколько острой и больной для Беларуси являлась проблема "незаконнорожденных" детей, можно судить " на примере Минской губернии. Во второй половине XIX века здесь на 20 родившихся детей в местечках, селах и деревнях, приходится 1 "незаконнорожденный" ребенок, в городах эти показатели были намного выше (на 8 - 1). Правда, в Петербурге, как впрочем и в Женеве, картина была еще хуже. Там 1 "незаконнорожденный" приходился на 5 родившихся.

    Основным средством улучшения положения внебрачных детей в рассматриваемый период являлось узаконение. Суть его заключалась в том, что дети, рожденные вне брака, могли быть узаконены последующим браком их отца и матери. Узаконенные таким образом дети полностью приравнивались в правах к детям, рожденным в браке. Установление отношений между родителями и детьми возможно было и через усыновление.

    Автором рассматривается еще один институт, который был тесно связан с брачно-семейными отношениями и которому незаслуженно мало уделялось внимания в советской литературе. Это - опека и попечительство. Опека являлась государственным институтом и имела целью защищать как личные, так и имущественные права опекаемых. Диссертант отмечает, что основной особенностью (и недостатком) организации органов опеки и попечительства в царской России являлась их сословность. В отличие от стран Западной Европы, где существовали общие, единые для всех сословий опекунские учреждения, здесь каждое сословие имело свои особые органы опеки и попечительства, что вызывало большие неудобства на практике.

    В четвертой главе "Становление законодательства о браке и семье Белорусской ССР" автор исследует нормативные акты о браке и семье, принятые в первое десятилетие Советской власти.

    Советское государство уже в первые месяцы стало преобразовывать семью на принципах и законах, присущих социалистическому обществу; оно отделило церковь от государства, тем самым лишив ее возможности влиять на брачно-семейные отношения. Законодательными актами, изданными в 191? - 1918 гг. действие старых дореволюционных норм в области рассматриваемых отношений отменялось. .Была проведена секуляризация актов гражданского состояния, закреплялось равноправие супругов. Провозглашалась свобода расторжения

    брака; сам бракоразводный процесс максимально упрощался и освобождался от многочисленных препятствий и ограничений. Враки, заключенные до издания советских законов, приравнивались к зарегистрированным.

    Как отмечается в работе, российский Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года (сокращенно - КЗАГС) был актом, действие которого распространялось и на территорию Беларуси, которая не подверглась оккупации в 1918-1920 гг. Белорусская ССР, объявившая в январе 1919 года о своей самостоятельности и независимости, по существу таковой тогда не стала и поэтому пользовалась первоначально законодательством Российской Федерации, в том числе и в области брачно-семейных отношений.

    КЗАГС РСФСР 1918 года действовал в Белоруссии вплоть до 1927 года. Чтобы обеспечить правильное, с учетом условий БССР, применение норм этого кодекса, правительственные органы республики неоднократно принимали соответствующие постановления и циркулярные указания. Так, 29 сентября 1920 года Военно-революционный комитет Советской Социалистической Республики Белоруссии, которому принадлежала вся полнота власти на освобожденной от оккупантов территории республики, издал приказ N 40 "О семейных разделах". Этим приказом устанавливалось, какие споры, возникающие при расторжении браков, были подведомственны суду, а какие - ведению других государственных органов.

    29 мая 1925 года ЦИК и СНК БССР приняли постановление, которым утверждался порядок разбирательства дел о расторжении браков и выдаче содержания нуждающемуся супругу и детям.

    Вместе с тем основным законодательным актом в области рассматриваемых отношений, действовавшим на территории Белоруссии, по-прежнему оставался КЗАГС РСФСР 1918 года. Однако в нем наряду с безусловно положительными сторонами, довольно скоро обнаружились и существенные недостатки: не полно в этом нормативном акте регламентировались взаимоотношения супругов, родителей и детей, а такой важный институт как усыновление, Советской властью совсем не признавался и оставался не урегулированным нормами права.

    Соискатель подробно освещает процесс подготовки и принятия первого в Белоруссии Кодекса законов о браке, семье и опеке.

    Летом 1926 года проект этого законодательного акта был разработан народным комиссариатом юстиции и внесен в СНК БССР, а затем поступил на рассмотрение 3-й сессии ЦИК БССР VII созыва. Но 30 июня 1926 года 3-я сессия ЦЖ БССР после бурных выступлений приняла постановление, которым проект Кодекса передавался в округа для обсуждения трудящимися массами.

    Основная дискуссия при обсуждении проекта Кодекса развернулась по вопросу об оформлении брака. В ходе ее выяснились две противоположные точки зрения: одни считали правильным сохранение в проекте положения об обязательной государственной регистрации брака, другие считали регистрацию брака необязательной и выступали за легализацию фактического брака.

    По мнению автор, нежелание части жителей Советской Белоруссии оформить свои брачно-семейные отношения соответствующим образом объясняется, прежде всего, политикой по отношению к церкви и церковным бракам. Верующее в массе население бывшей Российской империи, воспитанное на религиозных представлениях не могло, да и не хотело в одночасье отказаться от старых и принять новые правила регистрации брачных союзов. Требовалось время, чтобы люди осознали необходимость регистрации своих брачно-семейных отношений в соответствующих органах Советской власти. Безусловно, увеличению количества фактических (незарегистрированных) брачных отношений способствовали и широко распространенные тогда теории "отмирания семьи" и "свободной любви" при социализме.

    Проект, а затем и Кодекс законов о браке, семье и опеке Белорусской ССР пошли по пути признания фактического брака. Фактические брачные отношения признавались в том случае, если лица, в них состоящие, взаимно признавали друг друга супругами или если супружеские отношения между ними устанавливались судом.

    Другие положения проекта этого Кодекса вызвали значительно меньше возражений и прошли без особых изменений. 27 января 1927 года постановлением IV сессии ЦИК БССР VII созыва первый в истории Белоруссии Кодекс законов о браке, семье и опеке был утвержден и вступил в действие 1 марта 1927 года.

    По структуре и основным положениям белорусский кодекс 1927 года во многом напоминал Кодекс о браке, семье и опеке Российской Сидерации 1926 года. При этом названия их абсолютно идентичны. По мнению соискателя, такая схожесть кодексов БССР и РСФСР объясня-

    ется, прежде всего, единством социально-экономических и политических задач, решаемых советскими республиками в то время. Кроме того, российский кодекс был утвержден в введен в действие раньше белорусского и являлся, впрочем, как и Семейный Кодекс Украинской ССР 1926 года, основным источником КЗоБСО Белоруссии 1927 года.

    ВЫВОДЫ

    1. Регулирование семейных взаимоотношений осуществлялось с древних времен. Первоначально поведение в браке и семье определялось обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Юридические обычаи не только предшествовали появлению письменных законодательных памятников, но и долго являлись основной, господствующей формой регулирования отношений, связанных с браком и семьей.

    2. У восточных славян в языческую эпоху каких-либо единых правил брачно-семейных отношений не было. Вопросы вступления в брак, его расторжения, как, впрочем, и все другие внутрисемейные отношения, разрешались в зависимости от того, к какому племени принадлежали муж и жена и какие обычаи у этого племени существовали.

    3. Принятие христианства и последовавшая за этим христианизация местного населения произвели крутой переворот в брачно-семейных отношениях наших предков. Теперь эти отношения, с одной стороны, регулировались старыми, не везде одинаковыми, но пользующимися большим авторитетом обычаями, а, с другой, - ранее не известными, не всем и не во всем понятными и доступными и поэтому с трудом приживавшимися нормами византийского законодательства. Несомненно, однако, что эти новые нормы (переработанные и приспособленные к местным условиям) оказали в целом благоприятное воздействие на брачно-семейные отношения и весь семейный уклад восточно-славянского общества, особенно той его части, которая приняла христианство и руководствовалась в повседневной жизни каноническими предписаниями.

    4. В Великом княжестве Литовском институты брака и семьи достигли новой, более высокой степени разработанности и стали намного совершенней. Прежде всего это касается имущественных отношений между супругами, между родителями и детьми, а также опе-

    ки. Весь этот комплекс отношений в основном попадал в сферу действия светского гражданского законодательства. Что же касается других институтов, например, института Срака и всех связанных с ним вопросов, - формы брака, условий его действительности и расторжения, - то здесь наиболее сильно сказывалось влияние церкви и обычного права Одновременное регулирование брачно-семейных отношений нормами гражданского, церковного и обычного права - одна из характерных особенностей этих отношений в рассматриваемый период.

    5. Законодательство о браке и семье Российской империи, в состав которой в конце XVIII века вошла территория Беларуси, имело ярко выраженный конфессиональный характер. В отличие от некоторых стран Западной Европы, где уже утвердился гражданский брак, российский Свод законов гражданских признавал законной только церковную форму брака. Дореволюционное законодательство было построено на главенствующем положении мужав семье, на бесправном положении внебрачных детей, на унижающих достоинство человека правилах развода. В белорусских губерниях в этот период еще продолжали действовать нормы обычного права.

    6. В первой фазе развития Советского государства основной задачей в области рассматриваемых отношений явилась радикальная перестройка прежнего законодательств о браке и семье и установление новых, более демократических принципов построения семьи.

    7. Брачно-семейное законодательство было первой отраслью советского законодательства, в которой была осуществлена кодификация правовых норм, причем в отличие от царской России, где законодательство о браке и семье представляло собой часть гражданского законодательства, первая кодификация советского законодательств о браке и семье проводилась как кодификация самостоятельной отрасли права

    8. В первые годы Советской власти регулирование брачно-семейных отношений на территории Беларуси осуществлялось путем применения законодательных актов РСФСР, основным из которых являлся КЗАГС 1918 года. Этот кодекс не только воспроизводил отправные положения советского законодательства о браке и семье, закрепленные в первых декретах, но и развил их, обеспечив более конкретное и полное регулирование семейных отношений. Он ввел ряд основных институтов, установил некоторые положения, отличавшиеся от су-

    шествовавших ранее.

    9. Принятый в 1927 году первый Кодекс законов о браке, семье и опеке Белорусский ССР устранил пробелы и недостатки в регулировании отношений, связанных с браком и принадлежностью к семье. С изменениями и дополнениями он действовал на территории Беларуси более 40 лет.

    1. Сатолин В.Н. О сфере регулирования законодательства о браке и семье // Веснiк БДУ. 1989. Серыя 3. № 2.

    2. Сатолин В.Н. Законодательство о браке и семье, действовавшее на территории Белоруссии в Первые годы Советской власти // Becнiк БДУ. 1990. Серыя 3. № 3.

    3. Сатолин В.Н. Первая кодификация законодательства о браке и семье Белорусской ССР // Веснiк БДУ. 1991. Серыя 3. № 1.

    САТОЛИН Владимир Николаевич

    История становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси

    Брак, семья, усыновление, опека, попечительство, прекращение брака, условия и препятствия к заключению брака, развод, личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей, государство, церковь, венчание, церковное право, законодательство о браке и семье, кодекс.

    Актуальность темы определяется той ролью, которую семья выполняет в государстве и обществе, отсутствием специальных исследований по истории становления и развития правового регулирования брачно-семейных отношений на территории Беларуси, необходимостью совершенствования законодательства о браке и семье.

    Автор ставит целью составить целостную картину становления и развития законодательства о браке и семье Беларуси, его основных институтов, показать роль и значение церкви, ее взаимодействие с государством при регулировании брачно-семейных отношений. Это одновременно составляет и научную новизну диссертации, поскольку такое исследование проводится в белорусской юридической литературе впервые.

    Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы как в нормотворческой деятельности при совершенствовании действующего законодательства о браке и семье, так и при подготовке учебников и учебных пособий по истории государства и права Республики Беларусь, семейного права.. Материалы диссертации могут применяться в учебном процессе на юридических факультетах высших учебных заведений.

    Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в трех опубликованных автором работах.

    САТОЛІН УЛАДЗМІР МІКАЛАЕВІЧ

    ГІСТОРЫЯ СТАНАУЛЕННЯ I РАЗВIЩЯ ЗАКОНАДАУСТВА АБ ШЛЮБЕ I СЯМ"I БЕЛАРУСІ.

    Шлюб, сям"я, усынауленне, апекз, апякунства, спьгаенне шлюбу, умовы і перашкоды да эаключэнню шлюбу, раэвод, зсабістыя і мае-масныя адносіны мужз і жонкі, бацькоу і дэяцей, дэяржзва, царк-ва, вянчанне, царкоунае права, законадауствз аб пшобе і сям"і, кодэкс.

    Актуальнзсць тэмы выэначаецца той роляй, якую сям"я выконвае у дзяржаве і грамадстве, адсутнасцю спецыяльных даследаванняу па гісторыі станзулення і рзэвіцця прававога регулявання шлюбна-ся-мейных адносін на тэрыторыі Беларусі, неабходнзсцю удзсканалення эаканздауства зб сям" і і шлюбе.

    Аутар стзвіць свзей мэтай склзсці (даць) цэлзсную карціну станаулення і раэвіцця эаконодауства зб шлюбе і сям*і нз Белзрусі, яго асноуных інстытутау, пакзэаць ролю і энзчэнне царквы, яе уэземздэеянне э дэяржавзй пры рэгуляванні шлюбнз-сямейных адносін. Гэта аднзчасова складзе і нзвуковую нзвіэну дысертацыі, паколькі такое даследаванне праводзіцца у беларускай юрыдычнай літарзтуры упершыню.

    Практычнае эначэнне работы эаключзецца у тым, што асноуныя палажэнні і вывады, якія утрымліваюцца у ей, могуць быць выкарыс-тзны як у норматворчай дэейнасці пры удасканаленні дэеючагз эака-надаустЕЗ аб шлюбе і сям* і, так і пры падрыхтоуцы падручнікау і вучэбных дапаможнікау па гісторыі дэяржзвы і прзвз Рэспублікі Белзрусь, сямейнага правз. Матэрыялы дысертацыі могуць выкарыстоу-ваццз у вучэоным прзцэсе нз юрыдычных факультэтзх вышэйшых нзву-чальных устаноу.

    Аснсуныя палачэнні і Еыьады, сфармуліраваныя у дысертацыі, энапшлі адлюстраванке у трох апублікаваных аутарам працах.

    Vladimir N. Satolin

    The History of the Establishment and the Development of Family Law in Belarus.

    Marriage, family, adoption, custody, guardianship, the abandon of wedlock, conditions and hindrances to marry, divorce, personal and property relations of matrimony, parents and children relations, state, church, religious wedding, the Church Law, The Family Law, The Code.

    The urgency of the theme is defined by the role that the family playes in the state and in the society, the absence of the special researches in the history of the establishment and the development of law adjustment in matrimony relations on the territory of Belarus and the necessity of perfection of the Family Law.

    The author"s aim is to compile the picture of the establishment and the development of the Family Law in Belarus, it main institutions, to show the role and the significance of the church, it relationship with the state at the adjustment the matrimonial relations. This, at the same time, composes the scientific innovation of the thesis, as such research is made in byelorussian legal literature for the first time.

    The practical significance of the work is contained in the main propositions and conclusions which can be used as in law making activity in perfection of the Family Law, so as in the preparing" the handbooks and textbooks in the History of State and Law in the Republic of Belarus in the Family Law.

    The material of the thesis can be used during the educational process at the Law faculties in the higher educational establishments.

    The main propositions and conclusions, formulating" in the thesis, are represented in the three works published ty the author

Информация обновлена :22.06.2018

Сопутствующие материалы:
| Персоны