Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Синонимы план-конспект урока по русскому языку на тему. Введение в тему

Тема урока : «Синонимы».

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1.Образовательные: познакомить с определением синонимов; с различными оттенками значений синонимов, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; с ролью синонимов в речи; со словарями синонимов.

2. Практические: совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову; употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений и стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:

    Образовательные:

развивать умение формулировать определение понятий;

развивать умение находить синонимы в тексте;

формировать умение использовать синонимы в речи;

развивать умение различать синонимы в тексте;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения;

учить различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивать умение подбирать синонимы к слову.

    Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

    Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные : целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку;

учебник, словари русского языка (орфографический, толковый, синонимов); карточки индивидуальные.

Методы и приемы : словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Постановка учебной задачи.

    Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

    Минута релаксации

    Закрепление изученного материала.

    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока.

    Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Принцип психологической комфортности.

Приветственное слово учителя.

- Добрый день, ребята. Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся.

    Актуализация прежних знаний .

    Ответьте на вопросы:

- Что такое лексика? - Какая наука о языке изучает лексику? - Какие слова называются однозначными? многозначными? - Что такое омонимы? - Что такое антонимы? 2. Выпишите словосочетания с многозначными словами в первый столбик, а с омонимами во второй. вид на море – вид спорта шелковое полотно – полотно конвейера курносый нос – нос самолёта свадебный наряд – наряд милиции кузнечный горн – звонкий горн вращающийся вал – городской вал ловить мяч – ловить момент лист бумаги – капустный лист
    Вызов. Формирование новых понятий и знаний.
    Словарная работа.
Громада, громоздить, громоздкий, громадный. ____________________ Громада – огромный предмет, что-нибудь очень большое. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)
    Лексическая разминка.
Задание: подберите к данным словам другие прилагательные, которые характеризуют предмет, обозначая его признак – большой размер. Громоздкий, громадный,…
    Знакомство с новыми понятиями.
Синонимы слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом . Могут быть синонимические ряды существительных (работа – труд – дело – занятие) ; прилагательных (влажный – мокрый – сырой) ; глаголов (бежать – спешить – торопиться) ; наречий (тут – здесь) ; фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом) .

Перемена.

Что случилось в пятом классе? Что за шум здесь, что за гам? Скачут Таня, Витя, Саша, Прыгают Наташа с Машей. Засмеялись Толя с Пашей, Прыснули от смеха Даши, Захихикал и Захар. Мимо парт несётся Сонька, А за ней бежит Алёнка, Мчатся, никого не видя, Женька, Оля, Надя, Дима, И летят во весь опор Лена, Галя и Егор. А в сторонке, у окошка, Очень тихо, про себя, Учит правило, наверно, Ученик – отличник Гена. Что же здесь произошло? Это просто ПЕРЕМЕНА! Словом, всё здесь хорошо! Найти синонимы в этом стихотворении.
4. Использование синонимов в художественных текстах. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла. Уговорились я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-то-пама… Нет, ги-попо-тото-попама… Нет, ги-тото-попо-потама… Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота И побежали мы вдвоём Взглянуть на ги… на бегемота. Мы чаще так его зовём. Я думаю, гиппопотама Зовут так трудно для того, Чтоб сторож из глубокой ямы Пореже вызывал его. С.Я.Маршак
    Физкультминутка.
    Осмысление. Формирование новых умений и навыков.
    Работа с упражнением в учебнике.
    Отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака.
1)большущий исполинский огромный большой 2)божественный красивый роскошный прекрасный
    Практическое упражнение по подбору синонимов.
скупой
Задание. Подберите синонимы к следующим словам: скупой, кидать, очи, спешить, неприятель, товарищ.
Проверьте себя: скупой
    Практическое упражнение.
Задание. Найдите в ряду синонимов разговорные и просторечные слова:
Болтать – разговаривать Порицание – головомойка Бродить – болтаться Дуться – сердиться Искать – копаться Задание. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже . 1) Партизаны отразили все... противника. Вся природа ждала... весны (атака, наступление). 2) Учитель регулярно проводил... с родителями. Он оплатил на почте... по телефону (беседа, разговор). 3) Из окна открывался красивый... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

VI. Рефлексия . Ответьте на вопросы: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются синонимами? - Что такое синонимический ряд? - Будут ли являться синонимами следующие слова: интерес, интересный, интересоваться ? - Будут ли являться синонимами следующие слова: чудесный, красота?

Тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову БЫСТРО? А) бегло Б) стремительно В) быстрый 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый - человеколюбие Б) лёгкий – воздушный - невесомый В) молодость – юность – молодеть
    Домашнее задание.

Тема урока: Синонимы – слова, близкие по значению.
Тип урока : Открытие нового знания.
Мотивация учащихся: проблемная ситуация, «открытие» новых знаний через формулировку учебных вопросов и поиск их решения.
технология сотрудничества (групповая)
Цель урока: расширение представлений о синонимах.
Задачи:
Предметные:
- умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить слова – синонимы в тексте и отличать их от однокоренных слов;
- работать со словарём;
- подбирать родственные слова, определять части речи;
- использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании небольшого текста.
Метапредметные:
Создать условия для развития у учащихся:
- умения принимать и сохранять учебную задачу;
- умения определять общую цель и пути её достижения;
- навыков работы с учебной книгой;
- навыков активного использования речевых средств для развития коммуникативных и познавательных задач;
- готовности слушать собеседника и вести диалог;
- умения выделять информацию из словаря в соответствии с учебной задачей.
Обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс» автор Н.В.Нечаева, 2013г., часть 2.
Примечание: ЛУУД – личностные УУД
РУУД – регулятивные УУД
КУУД – коммуникативный УУД

Ход урока:

I Организационный момент
Включение в деловой ритм урока.
- Здравствуйте. Ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к работе.
II. Актуализация знаний
На доске:
Труд, плакать, дело, рыдать, смелый, отважный.
- Рассмотрите запись. Что вы можете сказать о данной записи?

Какую «работу» выполняют слова в нашей речи?
- Распределите слова на три грамматические группы.
- Что можно сказать о группах слов?
(Каждая группа обозначается карточками с названиями частей речи).
III. Новый материал. Определение темы урока, постановка проблемных вопросов.
- Синонимы – это и есть тема урока. На какие вопросы по теме урока хотели бы сегодня найти ответы?
1. Работа по учебнику
- Вернёмся к словам. Напомните, почему ваш товарищ назвала эти слова синонимами.
(На доске появляются записи- опорные слова, которые помогут «собрать» правило, что такое слова – синонимы:синонимы, слова близкие по смыслу.
_ Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу ещё одним словом – синонимом, используя словарь – синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарём?
На доске:
Имена сущ. Имена прилаг. Глагол
труд смелый плакать
дело отважный рыдать
работа храбрый реветь
- Проанализируйте группы слов. Что ещё можете сказать о синонимах?
На доске:синонимы, слова близкие по смыслу,они относятся к одной части речи.


- Сделайте вывод, используя опорные слова.
- Откройте учебник с.60, прочитайте правило… Совпал ли ваш вывод с выводом учебника.
- Что ещё нового узнали из статьи.
- Вспомните, какие вопросы о синонимах ставили перед изучением темы…
- Вы нашли на уроке ответы на эти вопросы?
IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику - упр.321
- Познакомьтесь с заданием 321.Прочитайте выразительно.
- Определите основную мысль стихотворения.
- О чём оно?
-Что рассказывается об осинке?
- Спишите, так как в учебнике, проговаривая слова орфографически.
- Подчеркните грамматическую основу, укажите части речи.
- Докажите, что слова «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет» - синонимы.
- Можно ли утверждать, судя из ваших выводов, что эти глаголы имеют один смысл - это слова родственные?
- В словаре - синонимов найдите синонимы к слову «дрожать».
- Как вы думаете, зачем столько много синонимов?
- Хорошо. Давайте вернёмся к стихотворению и найдём существительные к схеме: корень суффикс окончание.
Запишите их и разберите.
V. Физминутка
Покажем действиями стихотворение.
V. Применение новых знаний
- Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте предложения. Что заметили?
Текст на карточках в таблице слева:
Мальчик упал с дерева.
Кот перекатился через себя и упал на землю.
Подъёмный кран, издавая громкий скрежет железа, упал с корабля в реку.
- Ой, обратно упал – сказал продавец апельсинов неведомому зверьку».
Слова на карточке в таблице справа:
чебурахнуться
свалиться
рухнуть
шмякнуться
- Попробуйте заменить глаголы синонимами и запишите предложения. Воспользуйтесь словами в списке.
- Как лучше звучит, как было или как вы зачитывали?
- Почему? Зачем нужны слова – синонимы?
- Откройте словарь – синонимов на стр. 3, найдите и прочитайте пятый абзац. Найдите ту информацию, где говорится о роли синонимов.
VI. Рефлексия
- Какое открытие вы сделали?
- Всем ли было комфортно на уроке?
- Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
VII. Итог
- Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. Оцените свою работу на ступеньках успешности.
Д./з. упр. 325

Скачать Конспект урока русского языка, 2 класс. Синонимы

1. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлых занятиях.

Как называются:

Все слова языка (лексика).Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Молодцы!

2. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики.

Отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

Что же за зверек такой заяц? (СЛАЙД )

В мире насчитывается 32 вида зайцев, их ближайшими родственниками являются пищухи и кролики. Зайцы обитают на всех континентах, кроме Антарктиды.

У зайцев не бывает каких-либо жилищ – они не роют норы и не делают никаких других укрытий. Но эти животные имеют постоянные участки обитания, которые покидают только в бескормные годы при массовой миграции.

У нас наиболее известны два вида зайцев – беляк и русак. Свои названия они получили из-за разницы в окраске: беляк в зимнее время имеет чисто-белый окрас, только кончики ушей остаются черными.

3. Все вы прекрасно знаете, что заяц является героем многих художественных произведений и мультфильмов. Каждый писатель описывает зайца по-разному.

Сейчас д ля наблюдений вам предлагается отрывок из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка – уральского писателя-

«Сказка про храброго зайца…».

Каждому из вас я раздаю текст, с которым вы будете работать. Полина прочитает этот текст вслух, а вы все внимательно его послушаете и ответите на вопросы.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

4. Назовите глаголы движения, характеризующие поведение зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? О чем они нам говорят? Об одном и том же?

(Собрались, сбежались, приплелись).

Конечно, значит, об одном и том же можно сказать по-разному.

5. Интересно ли вам будет узнать значение этих глаголов?

Как вы думаете, что значит каждое из этих слов?

Собрались – сошлись в одном месте,

Сбежались – быстро собрались,

Приплелись – пришли медленно.

6. Следовательно, перед нами слова одной и той же части речи – глаголы.

Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.

7. Как вы думаете, в каких стилях речи могут употребляться данные слова?

Собраться – стилистические нейтральное слово, т.е. может употребляться в научном, художественном и разговорном стилях.

А вот слова сбежались и приплелись относятся к разговорному стилю.

8. О словах, обозначающих одно и то же явление, предмет или действие мы и будем говорить сегодня на уроке.

9. Может быть, кто-то из вас знает, как они называются?

Такие слова называются синонимами.

10. Следовательно, тема нашего урока:…….

«Синонимы, их роль в речи».

11. Давайте запишем тему в тетрадь, в оставленную вами строчку.

(Запись на доске и в тетрадях)

12. В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: (запись на обратной стороне доски).

Синонимы – это … (примеры)

Роль синонимов в речи…

Елена Ковшова
Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы»

По развивающей системе Л. В. Занкова. Синонимичность в словах , пословицах, произведениях искусства.

Урок русского языка во 2 классе "Синонимы "

Тип урока : урок «открытия» нового знания

Предметные : создать условия для развития у учащихся умения :

Использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

Определять роль синонимов в речи ;

Находить слова-синонимы в тексте ; определять группу синонимов опираясь на правило ;

Правильно употреблять синонимы в речи ;

Работать со словарями;

Личностные :

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД :

Уметь анализировать объекты;

Выделять общие признаки;

Формулировать понятие;

Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

Обобщать;

Искать информацию в словарях;

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Регулятивные УУД :

Уметь определять тему и формулировать цель урока с помощью учителя ;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Высказывать своё предположение.

Оборудование :

Учебник «Русский язык » 2 класс , автор Н. Нечаева, 2 часть;

Словарь синонимов , антонимов М. Львов; Орфографический словарь С. Ожегов;

Презентация; ЭОР по русскому языку 2класс ;

I. Организационный момент

Здравствуйте.

Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, обращая внимания на орфограммы. Прокомментируйте.

Следующей строкой запишем - КАБИНЕТНОЕ ДЕЛО

Что вас смутило?

II Постановка цели и задач. Целеполагание

Давайте запишем обе строки : кабинетное дело и классная работа .

Кто может объяснить и доказать что можно либо нельзя так писать?

Затруднения? В чём?

Определите тему урока

СИНОНИМЫ

Что мы знаем о синонимах ?

Если мы знаем определение, то какова цель нашего урока ?

Грамотно использовать синонимы в речи .

III Получение нового знания

Правильно. В конце урока вы сможете доказать , почему мы пишем "классная работа ", а не иначе.

Если возникают сомнения и затруднения в подборе слова или его объяснении, то к чему мы обращаемся? (к словарю)

"Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке" - сказал французский писатель А. Франс

Какими словарями мы уже умеем пользоваться?

С сегодняшнего дня мы будем учиться работать со словариком синонимов и антонимов для начальной школы, автор М. Львов

Прочтите слова на доске. Вам необходимо подобрать как можно больше синонимов . А выбрать их из ряда слов на слайде.

Если возникнут сложности - обратитесь к словарю.

I ряд II ряд III ряд

Глаз, труд, взирать, занятие, трудный, зоркий, глядеть, дело, остроглазый, служба, пялиться

Работать будем по рядам. Каждый ряд записывает только свой столбик.

О чём надо помнить, подбирая синонимы ?

Давайте проверим. (Дополнительные вопросы отвечающим - оценивание)

В каждом столбике записаны синонимы , верно? Значит я могу выбрать любое из записанных слов и вставить в предложение, в текст?

Давайте проверим предположение. Прочтите текст.

Подтвердились предположения? Что смутило?

Сделайте вывод. (Из списка синонимов надо выбирать тот , который наиболее точно выражает мысль)

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

К лоске пойдёт и исправит ошибки.

Пока у доски работает., мы обратимся снова к тексту. Найдите во 2 предложении слово, в котором все согласные буквы обозначают твёрдые звуки. (Друг)

Подберите к нему синонимы .

Отлично. Откроем учебник с. 62, упр. 325

Обратите внимание на значок. Обсудите задание в парах.

Запишите все предложения, правильно употребляя слова.

5 минут на работу.

Проверьте сами себя.

Если всё верно на полях поставьте плюс, одна ошибка полуплюс, во всех остальных случаях минус.

ФИЗМИНУТКА

А вы знаете, что великий русский художник Иван Иванович Шишкин очень любил русскую природу и с удивительной точностью описывал, рисовал увиденное.

Перед вами 4 картины. Что изображено?

Обратите внимание,что названия у картин разные. Соотнесите название и картину и объясните свой выбор.

Сделайте вывод. (Поэты, писатели и художники из множества синонимов выбирают то , которое наиболее верно и точно передаёт нужный оттенок смысла)

А как вы думаете пословицы могут быть синонимами ? Как?

РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

Соедините русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов. Будьте готовы доказать свою точку зрения, объяснив значение их значение.

Объясните значение.

Как же надо подбирать синонимы ?

А сейчас индивидуальная работа. У каждого на парте своя цветовая карточка. Выполняя задание задумайтесь : для чего нужны синонимы в речи ?

Соберите листочки.

Предположите какую оценку вы получите. Какие варианты получились у ребят, выполняющих задание на красных карточках? На синих карточках?

Хорошо. Возвращаемся к нашему спору. Почему мы пишем "классная работа ", а не иначе. Отчего это зависит? Где узнать лексическое значение?

Определений много, я выбрала только то, что поможет решить наш спор.

Докажите.

Хорошо. Запишите домашнее задание. Упр. 326

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 1 классе «Правописание слов с заглавной буквой» Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Здравствуйте, ребята.

«Изменение имен существительных по числам». Конспект урока русского языка в 3 классе Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 39 Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель урока:.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.

Разделы: Преподавание русского языка

Цели урока:

    Образовательная : создать условия для систематизации знаний о синонимах и их функции в тексте.

    Развивающая: создать условия для развития умения употребления синонимов в речи.

    Воспитательная: способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.

Тип урока: урок-практикум

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и умений.

Давайте вспомним, что такое синонимы. Приведите примеры синонимов.

(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)

Чем отличаются друг от друга синонимы?

(Синонимы отличаются друг от друга различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать – жаждать); разными оттенками значения (хотеть, желать – “ощущать потребность в чем-либо, преимущественно более близком и доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к чему-то более отдаленному), стремиться – “настойчиво добиваться чего-либо в действиях); разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть – разговорные).

Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)

Какие типы синонимов вам известны?

(Приводится ряд примеров, на основе которых учащимся можно было бы сделать следующий вывод и сформулировать правило.

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома ).

Приведите по три собственных примера всех этих разновидностей синонимов.

(Правило и примеры записываются в тетрадях).

Послушайте предложение и скажите, какую цель преследовал автор, используя целый ряд синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)

(В тетрадях записывается вывод: в художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому называется градацией).

Попробуйте составить свои примеры, используя данный прием.

3. Совершенствование имеющихся и формирование новых умений.

Упр.1. Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

(Л.Кассиль)

Приду*майте свое подобное предложение, описав ситуацию движения людей за окном.

Упр.2. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания или предложения.

Известныйнейтральный стилистический оттенок, популярный разговор, знаменитыйофиц, прославленный, славный разговорный, знатный торжественный, именитыйвозвышен-поэтич, мировой.

Продолжите работу самостоятельно: подберите синонимы к следующим словам, составьте сами синонимический ряд слов и укажите, чем будет отличаться каждый из синонимов. Особое внимание обращайте на стилевое отличие.

Голова, рука, глаза, синяк; ходить, писать, прикрыть; худощавый, смешной.

Упр.3. Отредактируйте отрывок. Исправьте стилистические ошибки, усильте экспрессивность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.

Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую под сундуком тряпку и положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому кирпичному заводу.

Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.

Упр.4. Объясните подбор синонимов в следующем отрывке из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц…

- Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи. Улыбнулись даже старые зайцы…

Создайте собственный текст небольшого объема, насыщенный синонимами, выбрав в качестве сюжета рассказ о забавном случае в походе либо о трудностях, с которыми вы столкнулись в походе. Возможно использование собственного сюжета.

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий - гре ческий!

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры - очертания!

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

3. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

    Мы знакомы домами. 3) Родина - наш общий дом.

2)В одном переулке стояли дома. 4) Летом мы были в доме отдыха

4. В каком ряду представлены синонимы?

    жизненный – житейский 2) высокомерие – надменность 3)высокий – низкий

4) комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

5. В каком ряду не все слова являются синонимами?

а) чахнуть, угасать, таять

б)одобрять, хвалить, хвастаться

в)хитрить, лукавить, лицемерить

г)устать, измучиться, изнемочь

6. Какая пара слов не является антонимами?

а) густой, редкий

б)радоваться, горевать

в)ускорение, замедление

г)цветок, дерево

7. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?

    Я увидел явные очертания гор.

    Это была явная ложь.

    Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

    Ребенок этот был явным вундеркиндом.

8. В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический?

    реальное направление в живописи

    реальная действительность

    проводить реальную политику

    добиться реальных успехов

4. Рефлексия.

Каковы наши достижения в решении учебной задачи урока?

Какие проблемы возникали в процессе работы?

5. Домашнее задание.

Подберите ряды синонимов из сказок А.С. Пушкина, стихов С. Есенина, русских былин. Оформите свое высказывание в виде рецензии на выбранное произведение.