Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Шорохов как развиваются композиционные умения. Консультация «Формирование структурно-композиционных умений у старших дошкольников при обучении пересказу. Посредством лоскутной мозаики

Композиция. Понимание законов, принципов и средств композиции. Знакомство с различными видами художественной деятельности, с опытом работы мастеров.

Пошаговое развитие композиционного мышления младших школьников:

Одним из видов художественно-образного мышления является композиционное мышление. На это центральное в изобразительном искусстве понятие указывают такие педагоги и искусствоведы, как: Б.М. Неменский, А.В. Свешников, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов. Этот термин более наглядно определяет связь процесса изображения на плоскости и основных законов композиции.

Композиционное мышление направлено в первую очередь на изучение композиции и применение её закономерностей на практике. Н.Н. Волков даёт следующее определение ключевому понятию «композиции»: «Композиция произведения изобразительного искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла». По определению Ветровой И.Б., это понятие приобретает деятельностный характер: «Композиция – это способ и процесс восприятия и отражения окружающего мира в различных формах творческой деятельности».

Развитие мышления ребёнка происходит соответственно изменениям в его художественном восприятии исторического пространства-времени, на что указывают педагоги А.В. Бакушинский, И.Б. Ветрова, Б.М. Неменский, Т.В. Калинина и др. Такой подход ведёт к отождествлению детства ребёнка с «детством человечества». Развитие композиционного мышления ребёнка в сжатом виде проходит те же фазы развития, что и композиция в истории искусства. Процесс обучения ведётся от одной эпохи к другой, начиная с искусства Древнего Египта.

Рассматривая последовательно эпоху за эпохой, педагог знакомит с различными средствами композиции, в соответствии с изменяющимся уровнем мышления детей. Ребёнку надлежит создать «воображаемый музей» с эффектом присутствия известных достижений искусства, поскольку существуют, по мнению А.В. Бакушинского, «параллелизмы в типическом развитии человека индивидуальном и родовом, а также и в характере, особенностях обусловленной этим развитием художественной формы индивидуальной и родовой». Разделение на этапы развития композиционного мышления ребёнка в начальной школе находит своё подтверждение в теории развития художественных способностей по трём возрастным фазам, разработанной А.В. Бакушинским, крупнейшим отечественным теоретиком эстетического воспитания, соединившим в неразрывное целое проблематику современного искусствоведения, знания о развитии детского творчества, оригинальные исследования народного искусства и художественно-педагогическую практику.

Представим эту идею тождественности эволюции композиционных представлений в истории изобразительного искусства и эволюции изображения в детском рисунке в виде описания последовательных шагов.

1. Первый шаг , формирующий основы композиционного мышления в первом классе, соответствует эволюции самых древних композиционных представлений изобразительного искусства - в представления древнеегипетского искусства.

Мышление первобытного человека имеет примитивные формы основных мыслительных операций, отсюда свойственная этому типу сознания – нерасчленённость одушевлённого и неодушевлённого, естественного и сверхъестественного, познавательного и эмоционального, реального и желаемого. Мышление первобытных народов функционирует внутри восприятия, близко к практическим потребностям действия, насыщено плохо контролируемыми эмоциями. Зрительное восприятие происходит на близком расстоянии, что оставляет размеры, форму, цвет без изменения. С одной стороны, внешний мир созерцается как дом и подобие человека, а с другой, строгие геометрические формы помогают оберегать и упорядочивать этот мир.

Говорить с детьми о композиции в 1 классе надо на языке, понятном для них, указывая на аналогии с более изученным зрительным, тактильным, аудиальным восприятием; давая примеры из истории изобразительного искусства, в том числе русского народного; используя метод словесного рисования, а также специально подготовленную по теме сказку, включающую одно из понятий композиции. Тогда, на основе аналогий, понятных детям может родиться история-метафора про композицию.

Например, обучая рисованию животных и растений, можно предложить детям проиграть такую ситуацию, в которой «композиция» – это «дом». Белый прямоугольный дом на листе с 4 углами и магнитом, находящимся в центре. Дом разделён сеткой на отдельные пронумерованные комнаты, с перегородками между ними и лестницами между этажами. По комнатам путешествуют треугольники, квадраты или круги (по выбору). Самые лучшие комнаты находятся в комфортной центральной зоне дома – там больше всего жильцов. Маршруты их передвижения рисуются плавными линиями. В результате образуются узоры в виде знака-созвездия на небе, буквы или цифры. В зависимости от замысла меняется направление линий, их расположение по отношению к центру (вверх, в стороны и вниз), выкладывается схема в виде определённой буквы. Ребёнок должен перейти от фазы разрозненной схемы к «фазе схемы», которая предполагает, что он учится изображать предмет «как символ, как первичную схему».

Сравнивается правая и левая части дома, они могут быть зеркально похожи, как и само животное, как человек, видимые спереди, но могут быть ассиметричны, как животные, видимые сбоку. Далее переходим к контуру персонажа, выделяем его светлым на тёмном фоне или наоборот. Что будет с «животным», когда над ним взойдёт солнце? Изменится настроение, наступит праздник для глаз: светло-серый контур расцветится светлыми или тёмными, холодными или тёплыми цветами, а фон станет контрастным к нему.

Таким образом, в ходе выполнения графических упражнений учащиеся приближаются к определению особенностей композиции.

При выборе цветовой гаммы детям предлагается находить аналогии в природном окружении и работать в ограниченной палитре, с плоскостной передачей локального цвета. Мотивы изображений: геометрические орнаменты, построенные на основе ритмических повторов треугольника, квадрата, креста, с применением сетки; изображения, состоящие из пиктограмм, знаков и буквиц, имеющих символическое значение; растения; животные во фронтальной проекции, либо строго в профиль; схематическое изображение человека; элементы природного окружения.

2. Второй шаг , развивающий композиционное мышление во втором классе, соответствует эволюции композиционных представлений древнеегипетского искусства - в античные представления о композиции.

Античное искусство потеряло свою внутреннюю зависимость от мифа, оно стало подражанием реальной жизни и начало ориентироваться на социальную активность личности. Античные мастера, открыв существование теней, сделали изображение объёмным, с передачей нескольких градаций светотени. В античности признавалась мифологизация цветовых отношений, например, чёрно-белая гамма служила моделью разума.

На этом этапе дети учатся не только слушать мифы и сказки, но и делают свои замечания по развитию сюжета, ведут первые наблюдения природы. Представления о цвете начинают обогащаться трёхзвучием цветовой гаммы при знакомстве с 12-цветным кругом. В каждом упражнении детям предлагается смешивать основные и составные цвета, а также изменять светлоту цвета, этот навык в дальнейшем будет использоваться для передачи светотени. При этом развивается «вкус к цветам, добытым путем смешения, обычно не существующий в раннем возрасте и доставляющий теперь ребенку великую изобретательскую радость» . К упражнениям по декоративному рисованию добавляются орнаменты в круге на основе центральной симметрии; натурные зарисовки натюрмортов, состоящих из одного или двух предметов (фруктов, посуды). Постепенно цвет становится не самоцелью, а средством композиции. Рисование с натуры сопровождается не только зрительным, но и тактильным обследованием предметов. Основные мотивы рисования усложняются, выполняются однофигурные композиции с изображением человека. Как изображается фигура человека? Детский рисунок удивительным образом напоминает изображения древнеегипетских художников, свидетельствуя об аналогичной зрительно-двигательной установке психики на динамику восприятия: голова строится в профиль сначала с одним глазом, туловище и руки в фас, ноги - в профиль.

3. Третий шаг по развитию композиционного мышления в третьем классе, соответствует эволюции композиционных представлений античного изобразительного искусства в представления средневекового искусства.

Человек этой эпохи воспринимает красоту не только телесными органами, но и «духовным зрением», так как в нём раскрывается то, что в мире вещей представлено смутно. Основным принципом создания красоты считается то, что части должны составлять целое изображение. На основе метода «обратной перспективы» средневековые мастера передавали сферичность пространства, разворачивающегося вокруг человека.

В мышлении детей этого возраста начинает проявляться противоречие, как «отражение перелома мировосприятия, смены первичной двигательно-осязательной установки психики установкой зрительной». Внимание детей обращается на пространственные построения, вначале с элементами заслонения, затем перспективных построений предметов.

В сознании ребенка предметы, на которых сосредоточено больше внимания символически изображаются крупнее других, менее значительных. В результате в рисунках встречаются такие нелепости, как изображения человеческой фигуры выше дома, деревьев, а цветка, равного дереву. Поэтому в этот период приобретают важность такие средства композиции, как масштаб и пропорции, выражающие чувство меры, начинающее формироваться в ходе сравнения величин изображаемых вещей. На основе знакомых мотивов дети выполняют два сходных по теме рисунка: «Толстый и тонкий человек», «Крестьянский дом северного и поволжского типа», «Средневековая крепость и готический собор», в каждом парном изображении стремясь выделить изменение размеров по высоте и ширине у одинаковых деталей. Кроме того, дети рисуют многофигурные сюжетные композиции, передающие движение, светотень; иллюстрации к литературным произведениям.

4. Четвёртый шаг, развивающий композиционное мышление в четвёртом классе, соответствует эволюции средневековых композиционных представлений в изобразительном искусстве - в представления искусства Возрождения.

Эпоха Возрождения дала новый способ изображения – прямую перспективу. Это метод целостного глубинного видения пространства и объёма неподвижным зрительным аппаратом с помощью центрального проецирования. Правила линейной перспективы, иллюзорной передачи воздушно-световой среды, открытые в эпоху Возрождения, сделали возможным построение пространства любой глубины и удалённости. Вселенная у художников Возрождения становится бесконечной. У Леонардо да Винчи, А. Дюрера появляются первые формулировки законов композиции, практические руководства по использованию цвета, по перспективным построениям.

В сознании детей этого возраста происходит «изживание двигательно-зрительной установки психики», что проявляется в первых робких поисках иллюзорной проекции, «определяемой уже тем или иным углом зрения и неподвижным положением воспринимающего субъекта», дети вступают в «период зрительной установки психики».

Дети в этом возрасте способны устанавливать единичные причинно-следственные зависимости в отдельных рисунках. Всё чаще учащихся надо подводить к пониманию общих закономерностей композиции.

Новый уровень композиционного мышления у детей 10-11 лет находит выражение в том, что значительную роль в речи начинают играть специальные термины из теории изобразительного искусства. Усложнение и варьирование интенсивности познавательных процессов, сказывается в умении воспринимать и создавать объемно-пространственную форму; несложный сюжет; индивидуальный образ, например, сцену из повседневной и праздничной жизни, с использованием комплекса основных средств композиции, в том числе – простейших перспективных построений.

Таким образом, мышление школьников на занятиях по изобразительному искусству в современной начальной школе формируется на основе пошагового развития, учитывающего проявления «родового начала в творчестве детей», нашедшего подтверждение в исследованиях А.В. Бакушинского.

Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).

Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение - одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела - это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов - «Дама в голубом», Д. Жилинский - «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:

треугольник («Дама в голубом» - пирамидальная композиция), круг («день» - сферическая композиция), квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).

Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.

Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл - 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.

Даже самый способный человек не сможет продвинуться в своих начинаниях без хорошего образования. Однако, чтобы дать человеку такое образование, необходимо правильно обучать его, верно исполнять этот наитруднейший педагогический процесс. Важная задача школы - получать от учащихся глубочайшие и крепкие усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки, использовать их на практике. Исходя из этого, необходимо осуществить учебный процесс так, чтобы учащиеся отлично владели и пользовались изучаемым материалом. Все это требует глубокого осмысления теоретических основ обучения и выработки соответствующих умений.

Успех определенной деятельности зависит от умения. Как системное образование умение содержит знания, приемы, навыки, другие компоненты индивидуального опыта (чувственного, практического, интеллектуального, эмоционального, рефлексивного) субъекта. Оно основывается на знаниях и навыках человека, а также на ее готовности успешно выполнять определенную деятельность.

Умения у различных исследователей трактовались по-разному:

Способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н.А. Лошкарева, Д.Б. Эльконин);

Отдельная деятельность, направленная на достижение определенной цели (К. К. Платонов, В.В. Давыдов);

Качество личности (О.А. Абдулина).

Умения – это освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков.

Научение умением протекает благодаря постановке перед учащимися задач, требующих

применения усвоенных ими познаний. Учащиеся занимаются поисковой деятельностью различными методами: к примеру, методом проб и ошибок, преднамеренно, творчески применяя эвристические способы. В процессе решения они определяют тип задачи и усваивают надлежащие операции, предназначенные для их решения. Часто учащихся умышленно обучают умственной деятельности, нужной для применения знаний. На практике преподаватели пользуются разными путями формирования умений, скорее это происходит подсознательно.

Теперь перейдем к композиционным умениям, непосредственно к термину «композиция».

Во все времена изобразительное искусство занимало особое место в различных видах деятельности школьника. Важной задачей для учащегося является овладение композиционными умениями художественно-изобразительной деятельности. Знание и владение композиционными умениями должно закладываться с самого детства.

В основах изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает фактически любую изобразительную задачу.

Композиция (от лат. compositio - составление, связывание) - построение художественного произведения, обусловленное содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важная, организующая частица художественной формы, присоединяющая итоговой работе единство и целостность, соподчиняющая его компоненты друг другу и целому.

Одной из важных задач современного художественного образования является поднятие развития композиционных умений учащихся с целью формирования чувства прекрасного, формирование понимания ценить красоту и произведения искусства во всем их многообразии.

Этой проблемой занимались многие художники-теоретики, например, такие как С.Г. Ушакова1, Б. В. Раушенбах2, Е. В. Шорохов3 , Н. Н. Волков, О.Л. Голубева4 , Г. К. Савицкий и другие.

В данный момент проблема развития композиционных умений, ощущения композиции, чувства гармонии при восприятии мира чрезвычайно актуальна. Формирование композиционных умений помогает ребенку подмечать прекрасное и безобразное в жизни в изобразительном искусстве, искусстве в целом, воспринимать и созидать гармонию окружающего нас мира.

Известный художник Николай Николаевич Волков в своей книге «Композиция в живописи» писал, что в множестве композиционных задач, задача построения пространства есть одна из самых принципиальных.

Константин Федорович Юон говорил о том, что опыт мирового искусства в композиции успел наработать много точных способов (композиционных умений) для получения определенных эффектов. Художники различных эпох и народов наследственно пользовались этими данными, не впадая в шаблон и повторение.

Е. В. Шорохов упоминал в своей книге «Композиция» о том, что отыскать законы композиции и выстроить научную концепцию возможно только тогда, когда законы композиции не формируются исходя только из основы умозаключений, а станут исходить из на самом деле существующих объективных законов формообразования в природе и искусстве.

Для того, чтобы ярче и многограннее выражать своё видение мира в ученических работах, школьники на занятиях обучаются различным художественно-изобразительным техникам, необходимым для создания изображения. И одной из таких декоративных техник является «коллаж».

Коллажем, в настоящее время, все сильнее начинают пользоваться художники профессионалы в разных видах декоративного творчества в качестве технического приёма создания изобразительных и декоративных художественных произведений. Это достаточно быстрый и удобный метод эскизирования при выполнении поиска композиционных решений, способ оформления различных помещений (школ, детских учреждений и пр.), метод создания театральных декораций, проектирования костюма и конечно же при обучении в школе, детском саду и других образовательных учреждениях. Он, как самостоятельное художественное произведение обладает специфическими выразительными свойствами, а процесс его создания - многими художественно развивающими, образовательными и воспитательными функциями.

Использование техники "коллаж" на занятиях с учащимися профильных классов, является наиболее приемлемым для развития композиционных умений школьников, так как с помощью отдельных элементов, прикрепляемых на плоскость легче складывать и оформлять какие либо композиционные решения. А также постоянное взаимодействие с материалом помогает школьникам развивать эти умения в дальнейшем.

Исходя из вышесказанного, задача педагога содержится в развитии в детях остроты и тонкости восприятия находящегося вокруг нас мира, возможности творчески его осмыслить и проявить своё видение, свои чувства образным языком изобразительного искусства.

Список литературы

1. Голубева О.Л., Основы композиции, Издат. Дом.: «Искусство», М.: Изобраз. искусство, 2001;

2. Раушенбах Б. В. пространственные построения в живописи очерк основных методов изд. «наука»,Москва 1980;

3. Ушакова С. Г. Развитие композиционных умений студентов художественных факультетов университета [Электронный ресурс]: монография /- 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 147 с.;

4. Шорохов Е.В., Основы композиции, «Москва просвещение»1979, 303 с.

дипломная работа

1.1 Проблема развития композиционных умений учащихся 6 классов на занятиях по изобразительному искусству

Одной из важнейших задач современного художественного образования является повышение развития композиционных умений учащихся с целью формирования чувства прекрасного, развитие понимания ценить красоту и произведения искусства во всем их многообразии.

Этой проблемой занимались многие художники-теоретики, например, такие как Н. Н. Волков, Б. В. Раушенбах, Е. В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г. К. Савицкий.

Знаменитый художник Николай Николаевич Волков в своей книге «Композиция в живописи» писал, что среди композиционных задач, задача построения пространства является одной из самых важных. Пространство в картине - это и место действия, и существенный компонент самого действия. В этой среде вещам и людям может быть тесно и просторно, уютно и пустынно. В ней можно увидеть жизнь или только ее отвлеченный образ. Там - мир, в который мы могли бы войти, или особый мир, непосредственно закрытый для нас и открытый лишь «умственному» взору.

Константин Федорович Юон говорил о том, что опыт мирового искусства в композиции успел выработать множество точных методов (композиционных умений) для получения определенных эффектов. Художники разных эпох и народов преемственно пользовались этими верными методами, не впадая в шаблон и повторение.

Академик Е.В. Шорохов упоминал в своей книге «Композиция» о том, что найти законы композиции и построить научную теорию можно только тогда, когда законы композиции мы не будем конструировать на основе умозаключений, а будем исходить из реально существующих объективных законов формообразования в природе и искусстве.

Слово «композиция» происходит от латинского слова «composito», обозначающее сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое, приведение их в порядок,.

В первоначальном значении это слово имело довольно широкий смысл. Следует отметить, что уже в растительном мире встречаются два основных композиционных начала, с которыми мы постоянно имеем дело в искусстве - это симметрия и различные предметы, опирающиеся на формы, созданные природой и в какой-то степени подражающие ей.

Подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы и последовательно развивая их, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к действительности. Композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания и подчинении природы. Она присуща решительно всем видам искусства.

Таким образом, под термином композиция мы будем понимать; «композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие, .

Кроме того, композиция это и важнейший организующий компонент, единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг к другу и целому. Н.Н. Волков композицию определял так: «Композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла, .

Работа над композицией идет от первоначального замысла общей его «завязки» в пластически-зримых формах, до завершения произведения. К композиционному построению (композиционные умения) относится размещение изображение в пространстве - реальном (скульптура) или на картинной плоскости (живопись, графика) в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Композиционные умения являются совокупностью освоенных способов выполнения действий по согласованию отношений между частями и целым, обеспечиваемые приобретенными знаниями о материалах, средствах, способах, приемах композиции.

Все композиционные умения направлены на достижение целостности образа и имеют «образную» природу, по этой причине композиционные умения можно называть «образными». Но композиционные умения неоднородны по своему составу и могут быть разделены по компоненты. Можно выделить следующие компоненты композиционных умений, различающихся по характеру преобладающих психических процессов: 1) образно-логический компонент, требующий «анализа отношений между частями и целым образа» и преобладания интеллектуальных процессов, 2) образный компонент, требующий чувственного восприятия образа и преобладания чувственных процессов, 3) образно-действенный компонент, требующий действенного воплощения образа в изображении» и преобладания двигательных процессов.

Сейчас проблема развития композиционных умений, чувства композиции, чувство гармонии при восприятии мира очень актуальна. Развитие композиционных умений позволяет ребенку замечать прекрасное и безобразное в жизни в искусстве, понимать и видеть гармонию окружающего мира.

Чтобы ярче и многограннее выражать своё видение мира в детских работах и разнообразить технику их исполнения, дети на уроках "ИЗО" обучаются различным художественно-изобразительным приемам, необходимым для создания изображения.

Таким образом, задача преподавателя изобразительного искусства - развитие в детях остроты и тонкости восприятия окружающего нас мира, способности творчески его переосмыслить и выразить своё видение, свои ощущения образным языком изобразительного искусства.

Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе

Для реализации задач нашего исследования был проведен фор-мирующий эксперимент. В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек в возрасте 5,5 - 6 лет. Для экспериментальной группы мы предложили специальную программу...

Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры...

Использование лепки на уроках изобразительного искусства

Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание...

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций...

Организация изостудии как одной из форм внеклассной работы

Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований...

Применение игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству в школе

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те...

Занятия изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти...

Психолого-педагогические особенности преподавания ИЗО в школе

Учитель всегда должен помнить, что занятия изобразительным искусством занимают важное место в воспитании школьника, в процессе формирования его личности...

Последние исследования российских и зарубежных ученых установили, что формирование личности ребенка в наше время происходит более интенсивно и заканчивается к трем годам жизни ребенка...

Развитие композиционных умений у учащихся 6 классов средствами декоративного натюрморта

Развитие композиционных умений у учащихся 6 классов средствами декоративного натюрморта

Во время поисковой работы велось изучение и проработка большого количества научной и художественной литературы на тему: «Развитие композиционных умений», «Основы стилизации», «Натюрморт»...

Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках по изобразительному искусству

Процесс обучения требует от учащихся умения произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук. М.М. Кольцова пришла к выводу...

Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства

Трактаты Дюрера как методическое пособие по преподаванию изобразительного искусства с точки зрения современности

В конце XV - начале XVI века, в условиях отсталой Германии, где искусство все еще жило, подобно ремеслам, мастерство и навыки живописи традиционно передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение. Дюрер. А. Трактаты. Дневники. Письма. - Спб...

В настоящее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования детей. Только за последние годы появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования дошкольников.

Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены пять направления развития ребенка» - одно из них художественно-эстетическое развитие. В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на развитие продуктивной деятельности детей .

Согласно Закону РФ «Об образовании» (раздел 2, статья 26) дошкольного образование в области искусств реализуется в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения.

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться им как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач развития изобразительного творчества.

Во все времена изобразительное искусство занимало особое место в различных видах деятельности ребенка. Важной задачей для ребенка является овладение композиционными умениями художественно-изобразительной деятельности. Знание и владение композиционными умениями должно закладываться с самого детства. Небольшой уровень овладения композиционными умениями в дошкольном детстве может повлечь за собой большие трудности последующего периода обучения изобразительной деятельности. Затруднениями для дошкольника являются композиционные поиски, это передача выразительности форм, пропорций, цвета и пространства.

Формирование композиционных умений имеет очень важное и ответственное значение. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая может охватить практически любую изобразительную задачу. В изобразительной деятельности проявляются интересы ребенка и темперамент. Так же изобразительная деятельность тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием и воображением), но и с личностью в целом.

В энциклопедическом словаре юного художника содержится определение «Композиция (от лат.compositio- сочинение, составление, связывание, соединение частей в единое целое в определённом порядке) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов. Помимо соподчинения, область композиции включает и выбор, состав таких элементов» .

Важная роль отводится сюжету, основному компоненту композиционных отношений, так же основным компонентом в выборе композиции в подготовительной группе является стремление добиться глубокого изучения и познания мира, истории, культуры. Такой подход к теме делает интересным воплощение замысла ребенка в любой форме – натурной, исторической или сказочной. К 6-7 годам ребенок должен овладеть приемами создания художественного образа. Ребенок старается использовать выразительность линии, передает различные эмоциональные состояния, чувство и настроение, в этот период ребенок умеет создавать простейшие живописные композиции отражающие взаимоотношения и взаимодействия различных объектов.

Для того чтобы ребенок мог овладеть композиционными умениями воспитателю важно выбирать такие темы для будущих композиций, которые могут поспособствовать расширению кругозора ребенка и обеспечить освоение общекультурных ценностей, личностного миропонимания. В подготовительной к школе группе ребенок распределяет предметы по всей плоскости листа, соблюдая чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в реальном пространстве. Ребенок стремится к правдоподобию, точности и полноте изображения. Это заставляет избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Дети в своих сюжетных работах часто нарушают пропорции предметов, не замечая этого (например, фигура человека выше дома). В выразительном изображении форма служит средством передачи характера образа. Ребенок пытается добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов и определенного расположения фигур. Для того чтобы ребенок мог создать эмоциональную и образную композицию ему необходимо научиться видеть в окружающей среде интересные для него события, персонажей и мотивы.

В подготовительной к школе группе дети могут графически моделировать более сложные отношения между реальными объектами. Композиция, форма и цвет является главными средствами выразительности образа в работах детей. Композиционный строй, ритм и цветовое звучание неразрывно связаны с жизненной почвой образов и являются выражением определенной мысли автора, которым и является ребенок.

Н.А. Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов. Интересно, сто, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные его признаки и особенности .

Изучение уровня сформированности композиционных умений в аппликации, было осуществлено с помощью методики «Композиция» Ю.А. Полуянова.

Цель: изучить уровень сформированности композиционных умений в аппликации детей подготовительной к школе группы.

Материал: каждому испытуемому выдается: основа аппликации - листок толстой бумаги или картона, тонированных неяркими цветами, одинаковыми у всех испытуемых, каждый размером 12 см × 15 см или немного больше, но тех же пропорций; набор цветной бумаги из 15 разных цветов, каждый лист - размером около 5 см × 9 см (несколько таких же наборов цветной бумаги, но в листах большего размера находятся у экспериментатора на случай, если кому-либо из испытуемых потребуется лист тех же цветов, но большего размера); ножницы; клей; кисточка для клея; лист бывшей в употреблении бумаги для нанесения клея на силуэты; тряпочка для протирания наклеенных к основе силуэтов.

Задание: Детям предлагается придумать интересную картинку на свободную тему, изобразить какое-либо событие. Картинку каждый придумает сам - свою, а не такую, как у других. Испытуемые рассаживаются по одному на более значительном расстоянии друг от друга.

Экспериментом были охвачены дети подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «А» в количестве 26 человек

В ходе наблюдения и диагностического обследования нами были определены уровни формирования композиционных умений в аппликации у детей подготовительной к школе группы: низкий, средний, высокий, был проведен количественный и качественный анализ.

Таблица1.

Уровни композиционных умений детей

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Композиция

  • Работа располагается по всему листу
  • Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов
  • Использует разнообразные способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом, размером, динамикой)
  • Работа располагается на полосе листа
  • Есть незначительные искажения в пропорциональности предметов
  • Использует некоторые способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом или размером, или динамикой)
  • Расположение на листе не продуманно, носит случайный характер
  • Пропорциональность разных предметов передано не верно
  • Не использует способы выделения сюжетно-композиционного центра

К высокому уровню сформированности композиционных умений в аппликации мы отнесли 15% детей, так как 4 ребенка (Диана У., Женя В., Рома Ж.) располагали свою работу по всему листу, соблюдали пропорциональность в изображении разных предметов.

К среднему уровню сформированности данного критерия было отнесено 23% детей, т.к. 6 дошкольников (Артем З., Ева О., Данил Я., Катя У., Митя Я., Лиана Ю.), их работы располагается на полосе листа, есть незначительные искажения в пропорциональности предметов. При изготовлении аппликации Лиана Ю. и Ева О. допускали ошибки, их работы располагались не по всей поверхности листа, а лишь на полосе. Митя Я., Артем З. и Катя У. допускали не значительные искажения в пропорциональности предметов.

К низкому уровню сформированности исследуемого критерия нами было отнесено 62% детей, т.к. 16 детей, у которых композиция на листе представлена не продуманно, носит случайный характер, пропорциональность разных предметов передано неверно. При изготовлении аппликации Ярослав С., Ульяна Х., Саша Х. и другие дети, имеющие низкий уровень композиционных умений постоянно путались в создании изображения. Так, Ярослав К. путал место расположения детали, а вот, например, Даша Л. в хаотичном порядке располагала формы на поверхности, её работы было очень сложно назвать композицией. Другие дети, имеющие низкий уровень сформированности композиционных умений постоянно путались в создании изображения.

Полученные данные можно представить в гистограмме.

Рис 1. Результаты сформированности композиционных умений

Исходя из результатов обследования, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы по формированию композиционных умений. Анализ современных подходов к решению задачи формирования композиционных умений дошкольников свидетельствует о необходимости реализации технологии формирования композиционных умений детей подготовительной к школе группы..

Список литературы

1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. -М., 1972.

2. ФГОС ДО (утв. Приказом МОиН РФ от 17 ноября 2013 г. №1155 //Российская газета, Федеральный выпуск, 25 ноября 2013. №;6241

3. ФЗ «об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-фз. Режим доступа: http://www.Edu.Ru/abitur/act.30/index.Php#tabl_conts

4. Энциклопедический словарь юного художника./Под ред. И.И.Платоновой, В.Д.Симонова/. -М., 1983.


Конспект мастер-класса на тему «Формирование умений построения композиции в объединениях художественной направленности»

Цель: Развитие композиционных умений в ходе создания открытки в технике «Кардмейкинг».
Задачи:
Закрепить основные законы композиции в создании открытки;
развивать творческий потенциал;
формировать эстетический вкус;
формировать ууд:
регулятивные: научатся определять цель и тему занятия, пути достижения цели, руководствоваться основными законами в создании композиции, планировать свою деятельность;
метапредметные: сохранение учебной задачи; самоконтроль и самооценка; анализ;
коммуникативные:умение выражать свое мнение;
личностные: проявятумение адекватно оценивать выполненную работу.
Материалы и оборудование:
Картон, бумага для скрапбукинга, пуговицы, скотч, цветы, фигурный дырокол.

Ход мастер-класса

Здравствуйте. Меня зовут Вершинина Марина Николаевна. Я - педагог дополнительного образования в «Центре дополнительного образования детей».
Второй год я работаю по программам художественной направленности «Дизайн» и «Чудо-кони,чудо-птицы», работа с детьми мне доставляет огромное удовольствие. Среди многих задач,решаемых в ходе реализации программ и которые для меня важны,стоят задачи творческого характера, в частности задача формирования умений построения композиции.
-Сталкивались ли вы с таким определением? А как вы понимаете,что такое композиция?
(ответы)
-Да.Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей, в единое целое в соответствии с какой - либо идеей.
Композиция-это построение целостности произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве.
(слайд 1).
Умения построить композицию нужны на занятиях изобразительного искусства,при размещении рисунка на листе и в дизайне,когда мы выполняем плоские и объемные работы.
-Вам предложены 2 варианта компоновки натюрморта. На каком рисунке, на ваш взгляд,композиция выглядит более удачно? (слайд 2)
(ответы-на втором, так как выбран наиболее удачный ракурс,и предметам, изображенным на рисунке № 2 достаточно пространства).
-Да, верно.
-А как вы считаете, где важны эти умения в обыденной жизни?
(ответ)
-В интерьере,правильно. мало найти обои и паркет, купить мебель и светильники - нужно нечто большее, чтобы не превратить комнату в филиал мебельного магазина.Вот пример. (слайд 3).
-Какой из представленных вариантов вам нравится больше? Что бы вы хотели изменить?
(Ответ -на рисунке № 2интерьер смотрится наиболее выигрышно.
Мебель удачно подобрана по цвету и форме. Тяжелая левая часть красной ниши уравновешена напольными вазами и настенными часами.)
Сильная, грамотно построенная композиция позволяет привлечь внимание к ключевым моментам,и эти основные элементы сразу бросаются в глаза,а слабая композиция рассеивает внимание.

На занятиях с детьми умениепостроения композиции формируется через совокупность методов:анализа готовых произведений,специальных заданий по цветоведению, проблемных вопросов,игровых заданий развивающего характера.
Особое значение для формирования умений композиции уделяется в ходе проектной деятельности. В ходе реализации творческого проекта учащиеся должны проявить умения подбораи сочетания различных материалов,цвета, размера,фактуры. Это возможно лишь в том случае,если дети усвоили правила или законы композиции.
-Давайте рассмотрим некоторые законы композиции на примере изготовления открыток.
-Знакомо ли вам такое слово, как «Кардмейкинг»? Что оно обозначает?

(ответ).
Верно! Это ручное изготовление открыток -вид прикладного искусства, очень популярный в последнее время (слайд 4).

-(слайд 5) На данном слайде перечислены основные законы композиции.
1. Закон центровки.
2. Закон цвета.
3. Закон ритма.
4. Закон динамики и статики.
5. Закон симметрии и асимметрии.

1. Закон центровки (слайд 6). Мы строим композицию на плоскости. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать(слайд7).
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен светом, цветом, формой и размером(слайд 8).

2. Закон цвета (слайд 9)
- Желательно не использовать более 3 х цветов,избегать пестроты.
- Один цвет должен быть доминирующим, остальные должны с ним гармонировать.
- Фон должен сочетаться с деталями.
- Теплые цвета кажутся ближе

На каком из представленных вариантов фон гармонирует с деталями? Почему? Какая открытка радует ваш глаз?(слайд 10)
(ответ)
-Я считаю, что наиболее гармонична по сочетанию цветов вторая открытка, так как фон идеально сочетается с подложкой и декоративными элементами,тогда как на первом варианте очевиден перебор с используемыми красками.

3. Закон ритма.
Ритм–это всегда повторение крупных и мелких деталей и один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением цвета, объектов, пятен света и тени.(слайд11).
-Подскажите, какие элементы на представленных открытках задают ритм в композиции?
(ответ)
-Верно.Например, в первой открытке повторяется фигурный край бумаги и подложки для надписи, а также рисунок ленты повторяет мелкую клеточку на сердечках фоновой бумаги. А на втором варианте-многочисленные бабочки, на третьей ритм задан повторомклавиш,одинаковыми цветами и орнаментом подложки.

4. Закон симметрии и асимметрии.
В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. (слайд 12).
Асимметрия-отсутствие или нарушениесимметрии.

5. Закон динамики и статики . (слайд 13).
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.
-Какие элементы позволяют сделать вывод, что композиция динамичная? Как вы смогли отличить динамичную композицию от статичной?
(ответ).
-Верно. В статичных композициях предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.
Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, возможно более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость!
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.(вариант открытки с шагающей девочкой)

Именно на этих законах построена наша практическая работа. Вам предстоит создать свой проект. Какова цель работы,попробуйте ее сформулировать.
(ответ)
Выполнить открытку в технике «Кардмейкинг»,используя основные композиционные законы.
-Совершенно верно!
-Обратите внимание на многообразие материалов на ваших столах. Материалы у всех одинаковые, но открытки у вас получатся разными.В этом-то и будет творчество!
А основные законы композиции в этой подсказке (сделана ромашка).
-Ну что, приступайте к работе!
-Как вы считаете, с чего необходимо начать работу?
(ответы)
*создать модель (представить в уме или нарисовать схему)
*выбрать цветовую гамму
*правило 3х: заголовок (поздравление),картинка-штамп,украшение
*устойчивость композиции
*«неперегруженность»
*разложить элементы на плоскости открытки
*закрепить элементы с помощью скотча и клея
(слайд 14)

Индивидуальная, дифференцированная помощь, консультации по запросам.
Рефлексия.
По окончанию работы пригласить к доске.
-Как вам кажется,какие законы соблюдены в ваших работах? Что бы вы хотели изменить? (каждый комментирует свою работу)
-Благодарю вас за интересную творческую работу. Надеюсь, полученные знания вам пригодятся и в работе, и дома.