Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Промышленные центры дальнего востока на карте. Шпаргалка: Отрасли специализации Дальнего Востока. В. Научные и финансовые центры

Проект по географии

«Выделение индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.»

Руководитель : Борщ Елена Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска

Введение

Глава1. Дальний Восток- опорный край державы

Глава2. Виды центров

А. Индустриальные

Б. Транспортные

В. Научные и финансовые

Г. Оборонные

Глава3 Исследовательская часть

Заключение
Литература

Введение

Актуальность темы моего исследования объясняется тем, что в ней отражается необходимость и своевременность решения исследуемой проблемы для дальнейшего развития Дальнего Востока.Знания по этой теме необходимы для изучения экономики Дальнего Востока в курсе географии 9 класса "Хозяйство России".

Знакомство с самым отдалённым районом России- Дальним Востоком;

Формирование навыка работы с географическим атласом, энциклопедией, прессой,интернетом;

Дать представление о природных ресурсах Дальнего Востока, об экономике, транспортной системе, научных и оборонных центрах;

Воспитание чувства гордости за свою страну;

Знать: исторические факты, важные события, происходящие в данном районе.

Методы: статистический, работа с источниками интернета и ИКТ, работа с материалами СМИ,методы анализа и синтеза.

Подготовительный,

Основной,

Творческий.

Ожидаемый результат:

1) образовательный:

а) получение знаний о географическом положении Дальнего Востока, об индустриальных, транспортных, научных и оборонных центрах;

б) повышение качества географических, экономических знаний;

в) приобретение умений работы с различными источниками информации: интернетом, печатной литературой;

г) повышение качества знаний и мировоззрения.

2) воспитательный:

а) формирование интереса и любви к каждому уголку нашей необъятной Родины (в данном случае к Дальнему Востоку);

б) стремление понять и раскрыть особенности этого региона.

3) коммуникативный:

Умение вести исследовательскую деятельность: собирать, правильно записывать, классифицировать материал данного проекта.

Формы подведения итогов:

Ознакомление с печатными материалами с их дальнейшими обсуждениями;

Участие на школьных, районных конференциях с докладами, научными статьями;

Глава1. Дальний Восток - опорный край державы

Дальний Восток, имея выгодное географическое положение и огромные запасы природных ресурсов, играет одну из важных ролей в политике России. Дальний Восток уже не одно столетие притягивает внимание иностранных государств, поэтому сегодня является особенно актуальным знание истории закрепления границ тихоокеанского побережья Российской Федерации.На территории региона располагаются республика Саха-Якутия, Хабаровский край, Приморский край, Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаровский и Приморский края, Амур-ская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отли-чается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промыш-ленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удале-ны друг от друга.Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов.

Прежде всего - особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом - Восточной Сибирью.

Второй фактор - мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в целях обеспечения обо-ронной безопасности государства, большинство районов региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное время указанные регионы в экономическом отноше-нии были в значительной степени оторваны от стран АТР, от сво-их ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многих стран АТР дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался в положении от-стающего.

Глава2. Виды центров Дальнего Востока
А. Индустриальные центры

Дальний Восток- часть великого Тихоокеанского Рудного пояса, в котором во время мезозоя образовались богатые месторождения золота, руд, редких и цветных металлов, а также горючие ископаемые- нефть, уголь. К Дальнему Востоку относится и Камчатка- страна природных контрастов. Горы, действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменность, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники - все это и есть Дальний Восток. Важные промышленные центры Дальнего Востока - Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Петропавловск- Камчатский. Комсомольск-на-Амуре - крупнейший промышленный центр дальневосточного региона. Градообразующие предприятия: авиазавод, судостроительный, нефтеперерабатывающий, металлургический заводы. Нефтепровод и газопровод с Сахалина. Транспортный узел на Байкало-Амурской магистрали и автодороге регионального значения; речной порт. Имеются технический и педагогический университеты.

Владивосток - крупнейший город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской магистрали.Промышленность Владивостока ориентирована на машиностроение, приборостроение, энергетику, выпуск строительных материалов. Во Владивостоке находятся заводы:“Владивостокский судоремонтный завод” - крупное судоремонтное предприятие Владивостока. “Холдинговая компания Дальзавод” - предприятие по судоремонту, судостроению, общему и судовому машиностроению.Завод “Металлист” - производящий насосы и различные металлоконструкции для нужд сельского хозяйства.“Инструментальный завод” - предприятие машиностроения, производитель плашек и метчиков.Владивосток - крупнейшая база рыбного промысла и добычи морепродуктов.

Благовещенск - административный центр Амурской области. В городе имеются крупные предприятия:“Амурский металлист” - выпускает горно-шахтное оборудование“Судостроительный завод”- выпускает морские буксиры и сейнеры. “Маломырский рудник” - золотодобывающее предприятие.

Хабаровск - административный центр Дальневосточного федерального округа РФ и Хабаровского края. Крупный экономический, транспортный, политический и культурный центр Дальнего Востока.Промышленный комплекс Хабаровска представлен главным образом предприятиями машиностроения, энергетики, химической, пищевой и лесоперерабатывающей промыш-ленности. “Дальдизель” - машиностроительный завод по производству судовых двигателей.“Хабаровский танкостроительный завод” - производство металлорежущих станков.“Дальэнергомаш” - предприятие, работающее в области компрессоростроения.“Авторемлес” - производство станков и оборудования для предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности.“Аркаим-МеталлКонтрукция”- производство профнастила, металлургический конструкций, стеновых и кровельных панелей.“Завод металлоизделий” - производство металлоизделий для строительной индустрии.“Артель старателей Амур” - добыча драгоценных металлов: золото и платина.

Южно-Сахалинск - административный центр Сахалинской области, крупнейший транспортный узел на острове: место пересечения автодорог регионального значения, железнодорожная станция и аэропорт. Имеются Сахалинский государственный университет и Сахалинский научный центр ДВО РАН. В Южно-Сахалинске находятся:“Сахалинэнерго” - крупнейшая энергокомпания на Востоке России, “Эксон Нефтегаз Лимитед”, “Сахалин Энерджи”, “Газпром”, “Роснефть”. Среди промышленных предприятий города - цементный завод, заводы строительных материалов, “Стройдеталь”,тепловозо-вагоноремонтный, мебельная фабрика и другие.Электричество генерируется на крупнейшей на Сахалине Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Причины создания предприятий - выгодное ЭГП этих городов.

Б. Транспортные центры

Через территорию Дальнего Востока проходят сухопутные, морские и воздушные пути, обеспечивающие сообщение Западной Европы со странами СВА и АТР.Транспорт играет исключительную роль в развитии Дальнего Востока ввиду его географического положения и особого уклада территориальной организации производства. Регион имеет протяженную границу с Китайской Народной Республикой и Монголией, незамерзающие морские порты на востоке, крупные транспортные артерии - Транссибирскую и Амурскую магистрали. Все это создает благоприятные условия для развития экономического сотрудничества зарубежными странами, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокенского региона. Железнодорожная транспортная инфраструктура Дальнего Востока - это, прежде всего, Транссиб - самая протяженная в мире железная дорога.

На протяжении 5,6 тыс. миль дальневосточного побережья расположены 32 морских порта, включая 22 торговых, 10 рыбных, а также около 300 небольших портов и портовых пунктов.Наиболее важными портами являются: Владивосток, Находка, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск. Морской транспорт - практически единственный путь доставки туда грузов.

Главные транспортные ворота Магадана - морской торговый порт, через который поступает основной поток грузов. Единственным специализированным предприятием речного транспорта в бассейне реки Колыма является “Колымская судоходная компания”.Вблизи города Магадан находится международный аэропорт”Магадан” (Сокол). Аэропорт принимает все типы пассажирских авиалайнеров и тяжёлые транспортные самолёты.

Морской порт Петропавловска-Камчатского осуществляет перевалку различных грузов, в том числе рыбопродукцию, круглый лес и пиломатериалы, хлебные грузы, цемент в мешках, контейнеры, колесную технику и оборудование, соль, металлы, уголь, различные каботажные и нефтеналивные грузы и др. Среди импорта преобладают зерно, цемент и рефрижераторные грузы. С остальными городами России Петропавловск-Камчатский связан воздушным и морским сообщением. Аэропорт Елизово, обслуживающий город, является международным: помимо регулярных рейсов в ряд российских городов, 2012 года выполняются также рейсы в Китай и США. Выполняются также внутренние рейсы в Озерновский, Усть-Камчатск, Никольское, Палану, Оссору и др.

Порт Находка. Крупнейший оператор порта - “Евраз- Находкинский морской торговый порт” - ориентирован на экспорт продукции металлургических предприятий холдинга “Евраз” - черных металлов, а также каменного угля. В бухте Новидцкого действует оператор нефте-наливного терминала “Роснефть - Находканефтепродукт” - один из крупнейших в России. Компания “Находкинский морской рыбный порт”, несмотря на традиционное название, переваливает в основном сухие грузы, доля переработки рыбы составляет менее 10%. Предприятия судоремонта представлены “Находкинским судоремонтным заводом” и “Приморским заводом”, также занятым перевалкой каменного угля на свободных причалах. Порты Восточный, Находка и Железнодорожные станции узловой станции Находка образуют крупнейший транспортный узел на Дальнем Востоке России - “Восточный - Находка”. Совокупный грузооборот двух портов Находки в 2012 году составил 59,7 млн. тонн (около 11% грузооборота портов России). Основными экспортными грузами являются уголь, нефть и металлы. Через станцию Находка осуществляется свыше 15% экспортных железнодорожных перевозок России.

Владивосток - город морской. Он расположен на полуострове Муравьёва-Амурского между Амурским и Уссурийским заливами Японского моря. Владивостокский порт является базовой рыболовного рефрижераторного флотов. Здесь ведется активный промысел крабов, креветок, устриц, морских гребешков, кальмаров и морских водорослей. Кроме того, вблизи города в многочисленных бухтах базируются главные силы военно-морского Тихоокеанского флота.Владивосток - последний пункт Транссибирской магистрали, открывшей прямое железнодорожное сообщение в 1903 году, город также связан Москвой, Санкт-Петербургом, Иркутском, Магаданом и другими городами России и мира авиалиниями. Владивостокский аэропорт “Артём” (44 км от Владивостока) способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учётом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами.

Хабаровск - крупный транспортный узел на стыке водных, воздушных, железнодорожных и автомобильных коммуникаций. Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, а также железнодорожная линия на Комсомольск-на-Амуре, соединяющая Транссиб с Байкало-Амурской магистралью. По объему железнодорожных, речных и автоперевозок город занимает первое место в регионе. В Хабаровске располагается управление Дальневосточной железной дороги, три депо, в границах города располагаются четыре железнодорожных станции. В 2009 году завершена реконструкция моста через Амур, в результате которой мост стал не только двухпутным железнодорожным, но и автомобильным. Город является связующей точкой федеральных автотрасс “Амур” (Чита - Хабаровск), а с 2012 года трасса “Уссури” (Хабаровск - Владивосток) и строящейся трассы “Восток” (Хабаровск - Находка).

Через речной порт Амурское речной пароходство осуществляют доставку грузов на север, осуществляются пассажирские речные перевозки по реке Амур, в том числе и в города соседнего Китая. Здесь же расположено крупнейшее производственное предприятие пароходства - Хабаровская ремонтно-эксплутационная база флота.

Авиаперевозки осуществляются через аэропорт Новый (имеет статус международного). Здесь проходят маршруты перелётов Япония - Европа.

Внутренний водный транспорт в регионе используется главным образом в бассейнах рек Амур и Лена. С открытием границ для торговли с Китаем Амур стал международной транспортной артерией. С российской стороны статус открытых портов приобрели Благовещенск, Поярково, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Дальневосточные экспортёры поставляют в соседнюю страну речной песок и прочие строительные материалы, древесину, удобрения. Из Китая ввозятся продовольствие и товары народного потребления. В будущем по Амуре и его правому притоку Сунгари планируется осуществлять транзитные перевозки грузов из Японии и Южной Кореи в Северные провинции Китая.

Приморский край занимает в транспортной системе РФ выгодное географическое положение, является регионом, через который пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай, Транссиб и гострассу Владивосток - Хабаровск.

В. Научные и финансовые центры

Крупными административными центрами Дальнего Востока являются Владивосток,Хабаровск,Благовещенск.

Владивосток выделяется своим научным и культурным потенциалом. Здесь размещается Дальневосточное отделение Академии Наук России с 14 академическими институтами. Среди них - геологический, океанологический, биолого-почвенный, географии, автоматики и процессов управления и другие. Ученые Академии Наук занимаются комплексным изучением океана и Тихоокеанского рудного пояса, разрабатывают научные основы использования и охраны почв, растительности и животного мира, получения новых лекарственных препаратов, ведут исследования путей комплексного развития народного хозяйства в регионе. В городе работает много других научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских организаций.

Владивосток - студенческий город. Здесь действуют 9 высших учебных заведений, крупнейшие из которых - Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный технический университет, Морская академия им. Г.И.Невельского, Академия экономики и управления и другие. Вузы города готовят капитанов дальнего плавания, врачей и педагогов, инженеров и научных работников, морских офицеров и специалистов в области коммерции. В числе средних специальных учебных заведений Владивостока - судостроительный, гидрометеорологический и энергетический техникумы, медицинское, музыкальное и педагогическое училища, множество профессионально-технических училищ.В культурной жизни города огромную роль играют его театры: Камерный, Драматический театр им. Максима Горького, действуют Приморская филармония, цирк, картинные галереи. Во Владивостоке находится старейшее краеведческое учреждение края - Приморский филиал Географического общества России. Природу и историю края изучают многочисленные музеи, накопившие за годы кропотливой работы многие тысячи экспонатов. Среди музеев особо выделяются своими фондами Приморский краеведческий музей им. Арсеньева, музей истории Тихоокеанского флота, музей океанографии и рыбного хозяйства, есть океанариум. Вблизи города располагается Морской заповедник. Владивосток является самым крупным историческим центром Приморья. В нем имеется более двухсот памятников. В архитектурном облике города смешалось старое и новое. Здания конца XIX - начала XX вв. соседствуют со зданиями, построенными в конце XX в. Сохранились и жилые дома - памятники русского деревянного зодчества конца XIX века. Несмотря на массированное градостроительство последних десятилетий, город по-прежнему сохраняет и отдельные исторические здания и целые улицы.

На сегодняшний день Хабаровск по праву считается столицей Дальневосточного региона. Это официально было признано, когда Хабаровск был назначен столицей Дальневосточного федерального округа. Этот выбор был сделан не случайно. Хабаровск является вторым по численности населения городом региона и четвертым в стране по занимаемой площади. Кроме того, что Хабаровск географически занимает центральное положение на Дальнем Востоке, здесь находиться наибольшее количество федеральных и региональных учреждений (Штаб Дальневосточного военного округа, Дальневосточное управление железной дороги, объединения Главдальстрой, Дальлеспром, Дальлесстрой и др.). Хабаровск сегодняшний - это крупнейший промышленный, транспортный, культурный и научный центр Дальнего Востока. В городе работает около 100 предприятий машиностроения, металлообработки, строительной, пищевой, легкой промышленностей и других отраслей. Город является крупнейшим транспортным узлом дальневосточного региона. Хабаровский железнодорожный узел - самый большой в регионе. Речной порт - один из крупнейших на Амуре. В городе насчитывается 23 хабаровских вузов и филиалов крупнейших вузов страны, 16 средних специальных учебных заведений и 17 профессиональных технических училищ и более 100 средних школ, что делает Хабаровск -образовательным центром на Дальнем Востоке. Хабаровск - центр культуры. Здесь функционирует 4 музея, 4 профессиональных театра, множество творческих организаций - писательская, композиторская, Союзы художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов.

Благовещенск был и остается одним из крупнейших промышленно-культурных центров Дальнего Востока. Это современный город с промышленными предприятиями, высшими и среднеспециальными учебными заведениями, профессиональными училищами, с театрами, музеями, благоустроенными улицами и площадями, скверами и парками. В 4-х вузах и 15-и средних специальных учебных заведениях обучается соответственно более 15 тысяч студентов и около 12 тысяч учащихся.Педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, политехнический институты. Два высших военных училища. Старейшее на Дальнем Востоке речное училище (1899). НИИ: Амурский комплексный Д. Востока, Всероссийский институт сои, Дальневосточный зональный ветеринарный, Дальневосточный проектно-технологический механизации и электрификации сельского хозяйства, физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения АМН и др. Амурский областной гидрометеоцентр. С Благовещенском связаны жизнь и деятельность писателя А.А. Фадеева, художника А.Н. Яр-Кравченко, ученых В.Л. Комарова, М.И. Сумгина. Среди участников закладки города - генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв, геолог и палеонтолог Ф.Б. Шмидт; в Благовещенске бывали П.А. Кропоткин, Н.М. Пржевальский, А.П. Чехов и др.

Причина возникновения этих центров: благоприятные природные условия, наибольшая плотность населения на это территории.

Г. Оборонные центры

Военно-промышленный комплекс - система производств, научно-производственных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, которые разрабатывают и производят военную технику, боеприпасы и оружие. Административные центры Дальнего Востока, которые входят в ВПК - Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток.

Комсомольск-на-Амуре - один из самых крупных индустриальных центров сосредоточения производств ВПК на Дальнем Востоке, в частности, Хабаровского края и один из крупнейших экономических центров России. Центр промышленной агломерации, включающей ещё город-спутник Амурск, а также более десяти населённых пунктов городского и сельского типов. Производственный потенциал города сосредоточен в высокотехнологичных отраслях машиностроения (авиастроение, судостроение, производство подъемно-транспортного и литейного оборудования), чёрной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности, электро и теплоэнергетики. Отличительной особенностью промышленности является высокий удельный вес обрабатывающих отраслей и оборонных производств. Авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина производит боевые самолёты марки “СУ”. Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” (город Арсеньев, Приморский край) выпускает конкурентноспособные вертолёты военного значения. В Хабаровске находится военный аэродром “Терек”. Важнейший стратегический аэродром Хабаровского края состоящий из нескольких военных частей, ремонтных корпусов и собственно гарнизона. По всей территории аэродрома стоят вертолёты и самолёты различных модификаций и типов. Они постоянно совершают боевые и учебные вылеты.

Владивосток - важнейший стратегический пункт в Тихом океане. Во Владивостоке располагается Штаб Тихоокеанского флота. Тихоокеанский флот России, как составная часть Военно-Морского Флота и Вооружённых Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своём составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

В Амурской области вблизи посёлка Углегорск развёрнуто строительство космодрома Восточный. Космодром станет не только крупнейшим звеном аэрокосмической системы России, но и важным центром внедрения передовых научных разработок. Непосредственно на территории космодрома планируется строительство 10 технических и обеспечивающих площадок. Будут построены стартовый комплекс ракетоносителя среднего класса повышенной грузоподъемности (до 20 т) в составе двух пусковых установок, аэродром, кислородно-азотный завод, водородный завод, система электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая железнодорожную ветку от ст. Ледяная. В ближайшей перспективе здесь будет работать более 10 тыс. человек, а в перспективе население города, обслуживающее космодром, вырастет до 30 тыс. человек. Создание космодрома Восточный будет способствовать решению технических и экономических задач развития российской аэрокосмической отрасли, усилению технологических и геополитических позиций России в АТР. Реализация проекта станет дополнительным стимулом социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, придаст импульс фундаментальным и прикладным исследованиям в сфере изучения космоса, создания новых материалов и видов топлива, в биологии, физике, химии, информатике и других областях науки.

Причина возникновения: приграничное положение.

Глава3 Исследовательская часть

Результаты исследования:

Я провёл анкетирование среди учеников 9А класса по теме "Что ты знаешь о Дальнем Востоке?" и сделал соответствующие выводы. Мной была разработана анкета с семью вопросами, которые позволили получить и обработать информацию. Всего было опрошено 10 человек.

Задавались следующие вопросы:

1. Какой город является столицей Дальнего Востока?

А) Благовещенск

Б) Южно-Сахалинск

В) Хабаровск

Г) Владивосток

2. Главная водная артерия Дальнего Востока - река …. ?

3. Какой город является главным морским портом Дальнего Востока?

А) Советская Гавань

Б) Находка

В) Петропавловск - Камчатский

Г) Владивосток

4. Какая самая высокая сопка Дальнего Востока и России?

А) Якут - гора

Б) Ключевская

В) Орлиное гнездо

Г) Холодильник

5. Какое самое большое озеро Дальнего Востока?

А) Озеро Ханка

Б) Петропавловское

Г) Озеро Джека Лондона

6. Как называется остров Дальнего Востока на котором проходил САММИТ АТЭС-2012 года?

А) Сахалин

Б) Остров Путятина

В) Остров Русский

Г) Остров Врангеля

7. Какая область не имеет сухопутных границ?

А) Петропавловск-Камчатский

Б) Сахалинская

В) Хабаровск

Г) Владивосток

По результатам обработки анкет получены следующие данные:

Вопрос “Какой город является столицей Дальнего Востока?”

Вопрос “Какая главная водная артерия Дальнего Востока?”

На графике показано, что из опрошенных 10 человек, все 10 человек дали правильный ответ.По данным опроса все ученики знают, что главной водной артерией Дальнего Востока является река Амур.

Вопрос “Какой город является главным морским портом Дальнего Востока?”

Из графика видно, что из опрошенных 10 человек, 7 человек дали положительный ответ, а 3 человека ответили неправильно.

Вопрос “Какая самая высокая сопка Дальнего Востока и России?”

На рисунке показано, что из опрошенных 10 человек, все 10 человек дали правильный ответ.

Вопрос “Какое самое большое озеро Дальнего Востока?”

Из графика видно, что из опрошенных 10 человек, 6 человек дали положительный ответ, а 4 человека дали отрицательный ответ.

Вопрос “Как называется остров Дальнего Востока на котором проходил САММИТ АТЭС-2012 года?”

На графике показано, что из опрошенных 10 человек, 9 человек дали положительный ответ, только 1 человек дал неправильный ответ.

Вопрос “Какая область дальнего Востока не имеет сухопутных границ?”

Из графика видно, что из опрошенных 10 человек, все 10 человек дали правильный ответ.

На основании полученных результатов можно делать следующие выводы .

По данным исследования большинство учеников знает, что столицей Дальнего Востока является Хабаровск, главной водной артерией - река Амур, главным морским портом - город Владивосток, самой высокой сопкой - Ключевская, самое большое озеро - Ханка, остров, на котором проходил САММИТ АТЭС-2012 года - Русский и Сахалинская область не имеет сухопутных границ. Ученики 9А класса показали не плохие знания по географии России, а именно по Дальнему Востоку.

Заключение по проекту

Дальний Восток - потенциально важный регион России, но: нерациональное использование природных ресурсов, пассивное развитие промышленности, слабая заселённость региона вредят развитию Дальнего Востока.

Перспективы развития региона. Для обслуживания местных потребностей Дальнего Востока в определённых масштабах следует развивать более трудоёмкие отрасли промышленности: машиностроительную, металлообра-батывающую, лёгкую, пищевую. С ростом производительных сил региона возникают новые задачи, связанные с расширением производства сельскохозяйственной продукции, повышением степени развитости производственной и социальной инфраструктуры. Развитие Дальнего Востока на базе его богатейших природных ресурсов - это только общая основа. Принципиально, в настоящий момент наиболее перспективной видится инновационная модель развития экономики региона. Эта модель предполагает диверсификацию экономики с упором на развитие человеческого капитала, стимулировать возникновение новых видов деятельности, не допуская дальнейшую деградацию региона. Развиваясь по этому сценарию, регион сможет достигнуть сопоставимых и даже повышенных относительно «Концепции 2020» темпов роста, уровня ВРП на душу населения и преодолеть отставание, которое сложилось на настоящий момент.Что касается моего исследования, то я считаю,что изучать этот регион необходимо более подробно,т.к. Д. Восток- опорный край державы!!

При подготовке проекта использован интернет:

«Россия XIX-XX» - Европейская часть России все больше приближалась к уровню индустриальной эпохи. 4. Необходимость модернизации общества. Почему Россия в начале XX века вступила на путь модернизации? 12. 2. Население Российской империи к началу XX века: Двуглавый Орел – главная фигура герба. Россия – многонациональное государство.

«Начало 20 века в Рроссии» - Роль государства в экономике. 2. Особенности российской экономики. 1. Содержание. Иностранный капитал. Экономическое развитие России в начале XX века. Кустарная Россия. Кулёв В.В., гр. 1фк.

«Император Николай II» - Эпоха Императора Николая II. Детство. Основополагающий вопрос. Что влияет на ход истории: отдельная личность или общество в целом? Темы иссследования учащихся. Цели проекта. Ход проекта: Т. 1, (1849-1894). Список используемой литературы: Р. Ш. Ганелин и Б. В. Ананьич. Учебные вопросы.

«Дальний Восток урок» - Результаты переселенческого движения на Дальний Восток в период 1861 – 1901 гг. Японцы – жители города. Магазин Густава Альберса – первый магазин во Владивостоке. Особенности развития сельского хозяйства. Улица Фадеева ранее носила название Беговая. Проверка хронологической таблицы «Дальневосточная политика России на рубеже ХIХ – ХХ веков».

«Николай II» - Значение месяца. Партия месяца. Ключевые события. Политическая хроника Февраль – Март 1917г. Работу выполнили: Ваулина Оксана Терюканова Татьяна Ученицы 9 «Г» класса. Меньшевики и эсеры, входившие в состав Петроградского Совета.

«Николай Второй» - План урока. Составьте таблицу. Причины, ход и итоги войны. Особенно активны с 1890 годов. Основные направления внешней политики России. Сша. Государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. Противоречия России с Англией, Германией, Японией. Модели капиталистического развития. Международное положение России.

Вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте особенности хозяйства Центрального, Северного, Южного и Островного подрайонов Дальнего Востока.

Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга.

Велико разнообразие почв, соответствующее типам растительных зон: в тундре – тундровые глеевые, болотно-торфяные, в лесотундре – болотистые, подзолисто-торфянистые, в тайге – подзолистые, болотные торфяные, торфяно-глеевые, в южных зонах – бурые и буротаежные, лугово-черноземовидные почвы. Многолетняя мерзлота занимает до 90% площади Дальнего Востока, что затрудняет строительство и земледелие.

2. Почему ведущие отрасли промышленности Дальнего Востока – это цветная металлургия, электроэнергетика, топливная и пищевая промышленность?

По улову рыбы район занимает первое место среди всех экономических районов России. Основной промысел рыбы и морского зверя ведется в Охотском, Беринговом и Японском морях. Добыча рыбы основана на активном лове в открытых морях с помощью крупных рыболовных судов. Главными промысловыми рыбами являются сельдь, морской окунь, минтай, тунец, лососевые породы - кета, горбуша, кижуч, красная рыба, добыча которых постоянно уменьшается. Крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Охотск, Находка, Южно-Курильск, Николаевск-на-Амуре и др. Построены холодильные комбинаты, крупнейшие из которых находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.

В водах, омывающих южную и западную часть Камчатки и Курильские острова, ведется лов крабов. Продукция крабоконсервной промышленности Дальнего Востока широко известна как в России, так и на мировом рынке. Ведется промысел морских животных: моржей, тюленей, морских котиков. Добываются морские водоросли, моллюски, трепанги, креветки, кальмары и мидии.

Из других отраслей пищевой промышленности на Дальнем Востоке большое значение имеет мукомольная промышленность, развивающаяся в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Там же размещаются предприятия маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной и других отраслей. Однако пищевая промышленность не обеспечивает потребностей района. По объему выпускаемой продукции пищевой промышленности в целом выделяется Приморский край, а также Камчатская и Сахалинская области и Хабаровский край.

Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха. Наибольшее количество деловой древесины вывозится с территории Амурской и Камчатской областей и Хабаровского края. Во всех остальных частях района ввоз деловой древесины превышает ее вывоз.

Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Вывоз пиломатериалов превышает ввоз в Хабаровском и Приморском краях, Амурской, а также Сахалинской областях. Центры лесопиления - Имен, Лесозаводск, Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск и др. Кроме лесопиления деревообрабатывающая промышленность района представлена мебельной (Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Биробиджан), фанерной (Владивосток, Биробиджан), спичечной (Благовещенск), тарной и другой отраслями. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности - города Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск.

Цветная металлургия является отраслью специализации Дальнего Востока. Она представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, т. е. горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Республике Саха (более 60% от всей промышленности республики) и Магаданской области (около 60%).

Одной из ведущих отраслей района является добыча золота как рассыпного, так и рудного. Основные золотопромысловые районы находятся в бассейнах среднего и верхнего течения рек Зеи, Селемджи, Бурей, Аргуни, Имана, Верхнего и Нижнего Амура, а также в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня.

Большую роль играет добыча и обогащение оловосодержащих руд, главным образом в Республике Саха (Депутатское месторождение), в Приморском крае (Хрустальненский оловянный комбинат), Хабаровском крае (горно-обогатительный комбинат «Солнечный»). Интенсивно добываются оловосодержащие руды в Дальнегорске.

В Тетюхинском районе ведется добыча свинцово-цинковых руд. Вблизи рудников построены обогатительные фабрики и свинцово-плавильный комбинат.

Добыча алмазов носит очаговый характер. Главный центр этой отрасли - город Мирный в Республике Саха. Разрабатываются также месторождения Айхил и Удачное.

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре района четвертое место, уступая пищевой промышленности, цветной металлургии и отраслям топливно-энергетического комплекса. Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Один из крупных машиностроительных центров – Хабаровск.

3. Какие отрасли промышленности ДВ имеют наилучшие перспективы развития? Почему?

Ключевыми направлениями развития металлургического комплекса на территории Дальнего Востока являются создание новых металлургических районов (Южная Якутия и Забайкальский край, Хабаровский край и Амурская область), а также расширение и модернизация существующих таких районов в Иркутской области.

Основными мерами государственной политики по развитию отрасли являются содействие в создании необходимой инфраструктуры (прежде всего транспортной и энергетической) и повышении эффективности производства продукции, меры по расширению рынков сбыта металлургической продукции, включая содействие в разработке труднодоступных сырьевых месторождений, содействие в решении социальных вопросов в регионах, где металлургические предприятия являются градообразующими, регулирование транспортных и энергетических тарифов, стимулирование внутреннего спроса со стороны отраслей-потребителей (поддержка строительства, авиастроения, автомобилестроения, тяжелого машиностроения и судостроения), а также создание транспортной и энергетической инфраструктуры в районах добычи сырья, социальной - в городах, где градообразующим предприятием является металлургическое производство, развитие научной инфраструктуры в области материаловедения, новых технологий производства металлов, технологий использования металлов в различных отраслях экономики и транспортной инфраструктуры для обеспечения экспорта металлов (специализированных портов, терминалов).

4. Как вы считаете, может ли с/хоз-во Дальнего Востока обеспечивать его потребности в разных видах продовольствия (молоке, мясе, зерне, овощах)?

Главной ценностью, способной привлечь инвесторов в дальневосточный агропром и обеспечить его конкурентные преимущества, является земля. На ней-то, собственно, и завязана вся экономика сельского хозяйства, отмечают эксперты. Потому и оценка потенциала территории именно с нее начинается. Правда, зачастую ею же и заканчивается. Уникальность региона в том, что помимо традиционных для России сельскохозяйственных отраслей здесь могут получить развитие и те производства, которые встречаются в стране нечасто, такие, например, как выращивание сои и риса. В Приморском крае, Амурской области и Еврейской автономной области расположены большие площади редких для Российской Федерации земель, пригодных для производства этой столь востребованной сейчас на мировом рынке продукции. На Дальнем Востоке уже сегодня выращивается более 60% сои, производимой в Российской Федерации.

Еще несколько лет тому назад степень привлекательности Дальнего Востока для бизнеса часто оценивали с точки зрения тех неблагоприятных факторов, которых в этом особенном во всех отношениях регионе при желании можно насчитать на целый список.

Вспоминали, как правило, и обширные незаселенные территории, и суровые климатические условия на значительной ее части, и малую численность населения, и неразвитую инфраструктуру, и еще много значимых и не очень обстоятельств, которые в совокупности рисовали не самые радужные перспективы для прихода больших денег в регион. Но в последнее время ситуация стала понемногу меняться, государство объявило развитие Дальнего Востока национальным приоритетом…

5. В каких подрайонах и субъектах федерации ДВ экологические проблемы стоят наиболее остро? Что их вызывает?

Общее состояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах, то есть нарушением соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий.

Практически все пляжи Уссурийского и Амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами, которые по своей опасности воздействия на живой организм уступают разве что только пестицидам, считают сотрудники Института проблем морских технологий ДВО РАН. Из загрязнителей, попадающих в прибрежные акватории, наибольшую опасность по объему и вредности представляют нефтесодержащие воды - потери нефтесодержащих продуктов при хранении в портах, сточные воды судостроительных и судоремонтных заводов, ТЭЦ и котельных, работающих на жидком топливе. Оснащенность дальневосточных портов очистными сооружениями крайне слаба, поэтому нефть просачивается в пляжные зоны. Значительную часть твердого осадка от загрязнений составляют гидрооксиды и соли переходных металлов, а также оксиды кремния, алюминия, соли щелочных и щелочноземельных металлов.

Много загрязнений происходит из-за морально и физически устаревшего оборудования. В настоящее время “около 70% флота рыбной промышленности Дальневосточного бассейна дорабатывают нормативный срок эксплуатации”. В бухтах Дальнего Востока находится много списанных и брошенных различных морских судов. В устаревших и переполненных базах флота хранится большое количество жидких и твердых радиоактивных отходов. Выведенные из состава флота обычные суда и атомные подводные лодки из-за отсутствия финансирования не утилизируются.

На Дальнем Востоке производится незаконная вырубка девственных лесов, главного богатства Дальнего Востока. При этом от лесной промышленности также много отходов; например, в виде высокотоксичных фенольных соединений, выделяемых древесиной и попадающих в водоемы.

Сегодня, 22 февраля, во Владивостоке руководство «Единой России » совместно с Ассоциацией кластеров и технопарков провело форум «Инфраструктура новой экономики» в рамках цикла региональных мероприятий партийного проекта «Локомотивы роста », охватывающего несколько городов России: Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Санкт-Петербург, Иваново. Цель данного проекта – выявить наиболее перспективные региональные промышленные проекты для развития промышленной инфраструктуры регионов страны.

«2 марта в Иваново при участии Председателя «Единой России» Дмитрия Медведева состоится итоговый форум, на котором будут представлены лучшие проекты, отобранные по итогам региональных форумов, прошедших при поддержке партпроекта «Локомотивы роста». Те проекты, которые были сегодня представлены на форуме во Владивостоке, имеют все шансы на то, чтобы выйти в финал. Наша задача – отобрать лучшие проекты, которые могут в дальнейшем получить поддержку Правительства РФ», – рассказал секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Данный формат исследования возможностей развития регионов России позволяет выявить перспективные точки роста в экономиках регионов России. На пленарном заседании Форума во Владивостоке были представлены перспективные промышленные проекты по развитию промышленной инфраструктуры на Дальнем Востоке, реализация которых может поспособствовать решению многих социально-экономических проблем.

На Дальнем Востоке имеются крупные месторождения природных ресурсов, на базе которых функционирует мощная горнодобывающая промышленность. В частности, в регионе производится плавиковый шпат, вольфрамовые концентраты, борные продукты, свинец рафинированный и в концентрате, добывается олово и цветные металлы.

Существующие в регионе природные ресурсы при решении инфраструктурных проблем могут стать базисом мощной региональной экономики.

«Развитие промышленной инфраструктуры на Дальнем Востоке будет способствовать привлечению инвестиций в регион, поможет развивать бизнес, производящий уникальную продукцию, способную конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Дальний Восток может стать новым промышленным центром при ведении грамотной политики в отношении сферы бизнеса в регионе», - прокомментировал Андрей Шпиленко, выступая в качестве эксперта на Пленарном заседании форума.

Одной из важных задач региональной промышленной политики является реновация промышленной системы и создание полноценных кооперационных производственных цепочек.

«Чтобы обеспечить стране экономическую безопасность России, мы должны в очень короткие сроки, за 10 лет, стать одним из ведущих мировых экспортеров промышленной продукции. Это задача амбициозная, сложная, но выполнимая», - отметил депутат ГДФС РФ, федеральный координатор партпроекта «Локомотивы роста» Денис Кравченко.

Партийный проект «Единой России» «Локомотивы роста» направлен на создание условий для поступательного развития современной экономики России во взаимодействии с национальными компаниями – локомотивами роста. Одним из ключевых направлений является анализ мер государственной поддержки основных секторов и отраслей бизнеса в разрезе совершенствования нормативно-правовой базы. Оказание содействия в создании новых предприятий и производств, развитии частно-государственного партнёрства, инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также распространении лучших и корпоративных практик для формирования инновационной среды.

Дальневосточный федеральный округ был образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Площадь территории - 6 215 900 км², что составляет 36,4 % от всей территории Российской Федерации.

Административный центр Дальневосточного ФО - г.Хабаровск.

В состав Дальневосточного ФО входит 9 субъектов РФ:

2. Еврейская автономная область

3. Камчатский край

5. Приморский край

7. Хабаровский край

8. Чукотский автономный округ

9. Республика Саха (Якутия)


Среди 68 городов Дальневосточного ФО крупнейшими являются:

1. Владивосток

2. Хабаровск

3. Комсомольск-на-Амуре

4. Благовещенск

5. Петропавловск-Камчатский

6. Дальнегорск

7. Якутск

8. Южно-Сахалинск

9. Находка

10. Уссурийск

11. Магадан

12. Большой Камень

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Дальневосточном ФО насчитывалось 6 692 865 чел., что составляет 4,61 % от всего населения РФ.

Ведущими отраслями экономики Дальнего Востока являются угольная, горнорудная, рыбная и лесная промышленность, судостроение и . Дальний Восток - это богатейшие запасы природных ресурсов, огромная сырьевая база Российской Федерации. Край обладает колоссальным минерально-сырьевым потенциалом, освоение которого определяет развитие не только важнейших отраслей региона, но и экономики страны в целом.

По объему минеральных ресурсов России ДВФО занимает ведущее место в стране. Месторождения бора, сурьмы и олова составляют 95% всех запасов ресурсов Российской Федерации, ртути и плавикового шпата - 60%, вольфрама - до 25%, железной руды, самородной серы, апатита и свинца - около 10%. Наряду с этим также имеются запасы нерудного сырья: огнеупорной глины, известняка, серы и мергеля, кварцевые пески, графита и слюды.

По ряду основополагающих географических и экономических причин ДВФО разделяют на северную (Якутия и Магаданская область) и южную (Приморский и Хабаровский край, Амурская, Камчатская и Сахалинская области) части. Условия южных регионов Дальнего Востока более благоприятны для промышленного освоения. Экономика севера ДВФО (Республика Саха) в основном строится на разработке месторождений алмазов («Айхал», «Мир», «Удачное»), которые составляют 80% алмазных запасов России, и золоторудных и россыпных месторождений, сосредоточенных в Якутии, Амурской и Магаданской областях, Хабаровском крае и на Камчатке.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности Хабаровского края, Приморья и Амурской области занимают лидирующие позиции в общероссийском экспорте древесины, древесноволокнистых плит и производстве пиломатериалов.

Плотная, сильно разветвленная речная сеть стимулирует развитие судоходства в Хабаровском и Приморском краях, Якутии, Магаданской области, а также развитие рыбной промышленности и гидроэнергетики (Чульманская, Бурейская, Зейская и Нерюнгринская ГРЭС). Дальний Восток с его малой плотностью населения производит более 50% всей рыбной продукции России, основная часть которой добывается в Приморском крае. Другими наиболее крупными промысловыми зонами являются Сахалин и Камчатка. Среди рыбопромышленных баз можно выделить Петропавловск-Камчатский и Владивостокско-Находкинский комплексы.

В рамках развития энергетической промышленности в ДВФО наряду с малыми ГЭСработает программа газификации региона, планируется строительство электростанций, работающих на природном газе. Также в перспективе строительство геотермальных станций на Курильских островах и Камчатке.

Существенное место в отраслевой структуре большинства регионов занимает : в Якутии, Сахалинской и Амурской, Магаданской отраслях. Здесь сосредоточены колоссальные запасы каменных и бурых углей. Экспортные поставки дальневосточного угля осуществляются в Японию и Южную Корею, Китай и во многие другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена небольшими текстильно-трикотажными предприятиями, обувными и некоторыми другими, не имеющими большого экономического значения для региона, чего не скажешь про морской транспорт, обеспечивающий импортно-экспортные потоки сырья и товаров. Для Магаданской, Сахалинской и Камчатской областей и северных районов Хабаровского края морской транспорт, помимо малой авиации, является единственными путем доставки грузов. На побережье Дальнего Востока расположено более 20 торговых и 10 рыбных морских порта, оборудовано около 300 гаваней. Круглогодичная навигация осуществляется в портах: Посьет, Зарубино, Владивосток, Находка, Магадан, Ванино, Восточный, Петропавловск-Камчатский, Корсаков и Холмск на Сахалине. В ДВФО зарегистрировано около 200 судоходных компаний, работают морские пароходства: FESCO (Дальневосточное), Сахалинское, Приморское, Камчатское, Востоктрансфлот и Арктическое.

Сегодня экономическая ситуация в Дальневосточном федеральном округе достаточно сложная. Многие важные промышленные отрасли находятся в критическом состоянии. Например, уже давно физически и морально устарели суда и прибрежные рыбообрабатывающие базы, отсутствуют современные терминалы и логистические центры, тяжелое положение сложилось в энергетике и угледобывающей промышленности. Продолжается отрицательная миграция (отток населения в другие регионы страны). За последние десятилетие из Дальневосточного ФО уехало около 1,5 млн человек. Некоторые эксперты полагают, что постоянный отток населения - главная проблема региона. Если не закрепить людей на территории, то скоро строить-обслуживать трубопроводы-причалы-аэропорты просто будет не для кого и некому.

В настоящее время экономика ДВФО на 80% ориентирована на страны АТР и лишь на 20% - на Сибирь, Европейскую часть России и частично на Европу. Если не предпринять срочные меры по укреплению и развитию экономики в ближайшее время, то экономика Дальнего Востока будет вынуждена и дальше отторгаться от российской экономики и интегрироваться в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Ещё граф Муравьев-Амурский, юбилей которого будет отмечаться торжественными мероприятия в этом году, в свое время писал царю, что «одними пушками и солдатами мы эти края не удержим. Надобно развивать экономику».

Чуть более трех лет назад, в декабре 2005 года на заседании совета безопасности Президентом России В.Путиным была дана оценка ситуации как «угрожающей». Среди всех федеральных округов Дальневосточный по всем показателям экономики и уровню состояния сильно отрывается от остальных округов. В связи с этим главой государства было отдано поручение о разработке Стратегии развития Дальнего Востока, в рамках которой в 2007 году была принята новая обширная по средствам федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Внедрение этой программы, постоянное внесение всевозможных поправок и изменений осложняется ко всему прочему сложившейся экономической ситуацией из-за мирового финансового кризиса. Конечно, в регион поступают федеральные средства, хоть и не в полном запланированном объеме. Но они буквально растворяются в постоянном «латании дыр» и ситуация пока далека от положительной динамики.