Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Послание к римлянам святого апостола павла. Библия онлайн Введение к посланию к римлянам

Послание к Римлянам 2:3

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Послание к Римлянам 2:3" в других словарях:

    Послание к Римлянам книга Нового Завета, принадлежит к числу посланий апостола Павла. Содержание 1 История 2 Основные темы 3 Примечания … Википедия

    Послание к Римлянам книга Нового Завета, принадлежит к числу посланий апостола Павла. История Послание обращено к христианской общине столицы Империи, состоявшей в основном из обращённых язычников, в том числе и из за того, что император Клавдий … Википедия

    Занимает особое место среди посланий ап. Павла. В нем апостол обращается к церкви, находящейся в мировой столице, к той христ. общине, с членами к рой он еще не был знаком лично (Рим 1:10), но о к рой слышал много хорошего (ст. 8; 16:19). Павел… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Послание к Римлянам - В столице мира очень рано образовалась христианская церковь, вера которой была повсюду известна (Рим. 1:8) Павел давно имел желание прийти к ним (1:10). Прежде прибытия в Рим в качестве узника в 61 г. по Р Хр., незадолго до своего последнего… … Словарь библейских имен

    Приветствие Павла Римлянам, «призванным святым». Его желание придти к ним. Евангелие; «сила Божия ко спасению». Гнев Божий на нечестие человеков …

    Приветствую вас в Господе [и] я Тертий, писавший сие послание … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, Деян.9:15 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда нибудь благопоспешила мне придти к вам … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, Рим.15:29 1Фес.3:10 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    То есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Не хочу, братия, [оставить] вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, но встречал препятствия даже доныне, чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Послание к римлянам , Барт К.. Публикация 171;Послания к Римлянам 187;Карла Барта на русском языке - знаменательное событие для российского богословия. Книга обозначила решительный разрыв с либеральным богословием XIX…

2:1-16 В этих стихах Павел обращается к воображаемому представителю реальной и легко узнаваемой группы людей. Хотя собственно иудеи упоминаются лишь в ст. 17, Павел, вероятно, с самого начала имел в виду именно их. Они согласны со словами Павла о гневе Божием, но считают, что к ним это не относится (отсюда - суровое предупреждение, ст. 5). Допуская, что сказанное адресовано прежде всего иудеям, следует признать, что на самом деле оно не ограничивается только ими. Павел излагает принципы суда Божия, перед которым предстанут все. Суд основывается на истине (ст. 2) и характеризуется праведностью (ст. 5). Он воздает по делам (ст. 6), нелицеприятен (ст. 11) и осуществляется через Христа (ст. 16). Такой суд принесет мучительную гибель всем грешникам (ст. 8,9).

2:1 неизвинителен ты. Павел обличает тех, кто согласен с его изображением гнева Божия против греха (1,18-32), но считает, что их этот гнев не коснется.

делаешь то же. Осуждение других людей фактически является самоосуждением (ст. 3).

2:2 поистине. Ср. 1,18. Реакция человека на призыв Божий является единственным основанием для Божиего суда.

2:4 пренебрегаешь. Такие люди отказываются признать, что благость Божия имеет целью привести их к раскаянию в грехе и отвращению от него. Они пренебрегают божественной любовью и тем самым выражают презрение к Самому Богу.

2:5 собираешь гнев. Самонадеянность в вопросах религии есть "упорство", поскольку постоянное противление Богу, стремящемуся проявить милость, равнозначно отвержению воли Божией, а отказ признать вину лишь ее увеличивает. "Собирание" гнева влечет за собой соразмерное наказание.

2:6-10 Божий суд основывается на том, что составляет характер отношения человека к Богу. Лишь те, кто получают благодать, действительно "ищут славы, чести и бессмертия" (ст. 7). Остальные "упорствуют", не покоряясь Богу (ст. 8). Павел учит, что спасение даруется по милости, а суд производится по делам (2 Кор. 5,10). Если бы не милость, и иудеев, и язычников могло бы ожидать лишь одно - осуждение (ст. 10; 1,16).

2:11 нет лицеприятия у Бога. Правостояние перед Богом не может базироваться ни на этнических, ни на каких-либо врожденных или личных отличительных признаках (9,6-13; Гал. 6,15).

2:12-16 Иудеи всегда были готовы апеллировать к закону Моисея, которым, в отличие от язычников, они обладали. Этим как бы подразумевалось, что Бог "лицеприятен" (ст. 11). Тема роли закона занимает важное место в Послании к Римлянам (3,27-31; 4,13-15; 5,13-15; 6,14.15; 7,1-25; 13,8-10). Здесь же она обсуждается впервые; Павел показывает, что Богу можно угодить не знанием закона, а послушанием открываемой им воле Божией. Итак, "нет лицеприятия у Бога" (ст. 11).

2:12 Речь идет о законе Моисея, оформившемся в виде Десяти Заповедей (Исх. 20,1-17; Втор. 5,1-22). Закон Моисея уже открыл, что Бог осуждает грех, но причина греха лежит в сердце, а не в законе (7,13); в сердце же - знание "дела закона" (ст. 14,15), так как человек был создан по образу Божию (Быт. 1,26.27). Поскольку Бог судит людей по известным им критериям, оправдываться незнанием закона неуместно и неправомерно.

Те, которые... согрешили. В эту категорию входят все люди. См. 3,19.20.23.

2:14 по природе законное делают. Никто не может быть оправдан на основании личной праведности; однако общие для всех нравственные критерии (несмотря на различную степень их ясности) и сознание обязательности соответствия этим критериям указывают, что существует общее для всех нравственное уложение и чувство ответственности перед Богом. Об этом "свидетельствует совесть" (ст. 15) и порождаемое ею чувство самоосуждения.

2:16 по благовествованию моему. Т.е. по благовестию, которое несет Павел. В его проповеди грозная весть о суде предваряет благовестие милости.

через Иисуса Христа. Суд отдан Христу (Ин. 5,22; Мф. 7,21-23; 25,31-33; 2 Кор. 5,10) и, будучи безупречным, Он явит "тайные дела человеков", от Судии не скроется ничто (Евр. 4,12.13).

2:17-29 Павел обращается непосредственно к притязаниям иудеев на особые преимущества, подробно рассматривая принадлежащий им закон (ст. 17-24) и обрезание (ст. 25-29). Он утверждает (ст. 1), что иудеи сами повинны в том, за что осуждают других. Говоря об обрезании, он доказывает, что внешний признак без реального наполнения не имеет смысла.

2:17-20 Здесь Павел перечисляет преимущества, которыми хвалились иудеи, считавшие, что эти преимущества и возвышают их над прочими людьми.

2:21-23 Обязательства, неотъемлемые от преимуществ, не были выполнены. Павел особо выделяет запрет прелюбодеяния, святотатства и воровства (Исх. 20,4.5.14.15).

2:25 Обрезание полезно. Павел подводит свои рассуждения во второй главе к главному: осуждение - результат того, что откровение (любого рода) не было воспринято с послушанием. В частности, иудеи преступили закон Моисея, лишив обряд обрезания его подлинного содержания. Павел признает, что есть преимущества принадлежности к Израилю (9,4.5), в частности, - быть обрезанным (3,1.2; 4,11). Но плотское обрезание символизирует освящение и обновление жизни (ст. 25; Втор. 30,6). Важна реальность, а не внешний признак, а ею можно обладать независимо от принадлежности к иудейству (ст. 26,27).

2:29 тот Иудей. Членом народа завета Божия становятся через действие Духа, Который приводит к жизни, устремленной к Богу, а не посредством "обрезания, которое наружно" (ст. 28) и "по букве".

2 : 1,2 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела].
Во второй главе Павел прежде всего ведёт речь об Иудеях, а в особенности фарисеях, которые уверены, что они - служители Божьи и знают Бога, а все остальные далеки от них в праведности и Бога не знают.

Но его слова актуальны и сегодня: они служат хорошим предостережением нынешним красноречивым служителям Божиим, которые, приобретя некоторые полезные навыки в Церкви Божией, начинают превозноситься над другими, не заботясь при этом о соответствии тому образу действий и мыслей, о котором красноречиво повсюду говорят.

2 : 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?
Собственно, в чём парадокс осуждения фарисеями – нечестивцев? В том, что осуждая других, фарисеи при этом и сами делали много из того, что неугодно Богу. Откровенные нечестивцы хотя бы не лицемерили и не пытались выглядеть благочестивыми. А фарисеи делали гнусные дела, при этом не желая прослыть в обществе нечестивцами, но желая сохранять свою репутацию праведников.

Христиане знают, что Бог САМ осудит всех, делающих непотребное - должным воздаянием за все дела. Потому и не советуют кому-либо посвятить жизнь осуждению нечестивцев, ибо такова воля Божья, чтобы они были до определённого времени. Следить нужно за собой и своими делами.

2:4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
Если Бог долготерпит в ожидании покаяния человечества и не наказывает до сих пор живущих нечестиво, то это не означает, что фарисеям, праведным лишь наружно, незачем каяться и не в чем - Пс.49:21.

К ним также относится это время долготерпения Божьего.

2:5,6 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
Однако все, кто будет упорствовать в неправильном поведении – как знающие требования Бога, но нарушающие их, так и не знающие, но нарушающие - ничего хорошего не увидят для себя от Бога: Он воздаст каждому по делам в день гнева Своего :
6 Который воздаст каждому по делам его:

Здесь, в дне гнева и воздаяния по делам - вряд ли имеется ввиду Армагеддон, ибо далеко не все нечестивцы доживут до него. Здесь, скорее, имеется ввиду день воздаяния в том смысле, что Бог непременно знает, как и с кем Ему поступить и кому чем воздать в будущем относительно возможности жизни в Своём миропорядке.

2:7,8 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.
интересно О ВОЗДАЯНИИ Павел сказал: об упорствующих противниках истины – понятно, таковые имеются на планете и будущего у них, похоже, нет. Причём, Бог же воздаст не по мыслям, и по поступкам: если я мысленно соглашаюсь с Богом, а на деле делаю противоположное – мало пользы в правильных мыслях.

А вот о праведниках сказано, что они, делают доброе дело не просто так и не совсем бескорыстно, как может показаться из слов Павла: они ИЩУТ славы, чести и бессмертия. К примеру, дьявол тоже ИСКАЛ СЛАВЫ и ПОЧИТАНИЯ. В чём тут дело?
Искать славу от людей – это одно, её жаждал дьявол. Искать славу у Бога – это совсем другое. Это означает быть бесславным и презираемым у людей , ибо что высоко у них – то у Бога низко. Так что делать доброе дело с точки зрения Бога, а не людей – это высшая цель для христианина. ИСКАТЬ одобрения Бога, радовать Его и для Него стараться – это естественно для праведников.

2: 9-11 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина!
Итого: независимо от того, КТО будет делать зло или добро – воздаяние от Бога будет справедливым для всех без лицеприятия: если язычник не пьянствует - ему похвала. Если иудей пьянствует – ему осуждение (это- например)

10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
Почему если Иудей и язычник будут делать добро - то предпочтение в похвале Иудею? Потому, что Иудей делает это СОЗНАТЕЛЬНО, помышляя о Боге, и о том, как поступить по воле Его. Если просто делать добро в качестве хорошего человека - это хорошо, но если делать добро в качестве Божьего служителя, прославляя Бога - это лучше.

2:12,13 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
Итак, Бог нелицеприятен в суде Своём: осудятся ВСЕ, делающие злые дела. Но подход к осуждению - у Бога справедливый: те, кто НЕ ЗНАЛ ничего о требованиях Его закона для иудеев , но кому нравилось творить порочные дела – те осудятся НЕ за нарушение пунктов Моисеева закона. Не за то, что, к примеру, они не приносили жертв в храм или не соблюдали процедур ежегодного очищения. А - за СВОИ плохие дела они осудятся: за жадность, к примеру, за ложь, воровство, непорядочность и т.д.
Но иудеи осудятся именно за нарушение закона Моисеева . Ибо не слушатели закона Бога оправдываются законом, а исполнители.

2:14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
Знание закона не имеет значения, если его НЕ исполнять. Если язычники, не знают закона, но по внутренним своим убеждениям, допустим, они не лгут, не воруют, не завидуют и т.д., то с точки зрения Бога - они праведнее всезнающих иудеев, нарушающих Его закон.

2:15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
Для Бога важны ПРАВИЛЬНЫЕ ВНУТРЕННИЕ УБЕЖДЕНИЯ, совесть человека, побуждающая поступать правильно независимо от того, выучил ли этот человек все пункты Моисеева закона, изложенные на бумаге, или нет.
Совестливый язычник, мучимый совестью, размышляющий над своими поступками и своим образом жизни – ТЕМ САМЫМ показывает Богу, что закон Божий - у него не на бумаге, а на сердце записан. Не по принуждению наказанием закона, а по внутреннему убеждению - он поступает правильно . Такой человек – большая находка для Бога.

2:16
в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа
Поэтому в день, когда Бог при помощи Христа призовёт каждого жителя земли к ответу за тайны прожитого, как учит Павел - Он быстрее оправдает совестливого язычника, не имеющего понятия о Моисеевом законе, чем закоренелого фарисея, знающего наизусть пункты этого закона и очищающего себя до состояния праведности – жертвоприношениями вместо поступков.

2:17-20 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
Если до сих пор Павел говорил обо всех в общем, то далее Павел мягко «прошёлся» по своим сородичам – иудеям, осуждающим язычников, хвалящихся знанием закона Бога и ТЕМ - успокаивающих себя. Утомили, видно, они его: каждый из них - не мог цены себе сложить. Так дорог был в собственных очах, что и сказать нельзя - потому, что знает суть жизни, может наставить на путь истины – и слепого, и младенца, и имеет преимущество из закона Божьего - знания эти самые черпать.

В общем, как есть "образец вЕдения Божьего и истины Божьей ". Так высоко думали о себе иудеи. Потому Павел вынужден был слегка скорректировать высоту их полёта, показывая им реальную картину вещей в отношении их праведности, чтобы они имели возможность хотя бы в дальнейшем набрать высоту, вместо того, чтобы грохнуться оземь насмерть в ближайшем будущем.

2:21,22 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
Перечислив все их достоинства, которые несомненно были у иудеев, Павел неожиданно выворачивает всю их благопристойность – наизнанку, возмущаясь тем, что они - учителя ВСЕХ, но сами - очень далеки от того, чему учат остальных: думая о том, что во всём поступают праведно – тем не менее, с точки зрения Бога - крадут, святотатствуют, прелюбодействуют.
Понимали ли иудеи сами, что они отъявленные негодяи и воры, к примеру, -неизвестно, ибо когда Бог сказал здесь, что вы обкрадываете Меня:
Мал.3:8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня –иудеи искренне не считали себя ворами. Но важно не это. А важно, вот что, в следующем тексте:

2:24 Ибо ради вас (из-за вас) , как написано, имя Божие хулится у язычников
важно то, что глядя на то, КАК поступают служители Иеговы – многие язычники хулили их Бога. Оно и понятно: если служители - ТАКИЕ и их Бог одобряет ТАКОЕ , то зачем нам ТАКОЙ Бог?

2:25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
обрезание по требованию Моисеева закона, отличающее иудея от остальных народов - имеет значение только в случае, ЕСЛИ иудей исполняет Божьи требования. А если нет – то можно и не обрезываться - напрасные муки: неужто лишняя крайняя плоть делает иудея грешником? Нет, разумеется. Как и отсутствие её – не делает иудея праведником.

2:26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
А если язычник необрезанный живёт совестливо и поступает справедливо – то для Бога не имеет значение то, что он не обрезан и не носит на плоти признак принадлежности к народу Бога. Язычник никак свою праведность в зависимость от крайней плоти не ставит, он даже и не догадывается это делать, ибо не знает закона Моисеева. Но и необрезанный – ТАКОЙ язычник Бога представляет, словно обрезанный.

2:2 7 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
Более того, порядочный необрезанный – легко осудит обрезанного иудея, поступающего непорядочно. И примет в сердце закон Бога, потому что для него он не чужеродный, а родной, ибо он УЖЕ по доброй воле живет по этому закону, не подозревая даже о каких-то запретах: он сам себе запрещает делать непотребства.

Таким образом, Бог через Павла всего лишь пояснил иудеям, кичащимся своим обрезанием как признаком принадлежности к народу Бога, что обрезания - НЕДОСТАТОЧНО для того, чтобы быть частью народа Иеговы. А иметь внутренние качества, угодные Богу - ДОСТАТОЧНО для этого.

Павел хотел достучаться до иудеев в том, чтобы они не думали, будто обрезание само по себе и автоматически их делает праведными и Богу принадлежащими. Ибо иудей - это не нация, это - славящий (восхваляющий) Иегову: и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа (Син.П; Иегову - ПНМ). Посему нарекла ему имя Иуда (Быт.29:35,Син.П).
Поэтому настоящий иудей в том смысле, который для него определил Бог - это тот, кто славит Иегову, независимо от нации.

2:28,29 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
А здесь Павел разъясняет СУТЬ ДУХОВНОГО ОБРЕЗАНИЯ, прообразом чего, собственно, было обрезание на плоти: с точки зрения Бога - не тот ЕГО сын (иудей), у кого ради соблюдения буквы (пункта) Моисеева закона – обрезана лишь плоть и кто выглядит иудеем внешне, имея обрезанный орган. А тот - сын (иудей), кто ПО ВНУТРЕННИМ УБЕЖДЕНИЯМ поступает праведно и иначе - просто не может .

Дух свой непокорный следует обрезать, обновляясь в нового человека, созданного по Христу (Еф. 4:23,24) А грешную плоть следует усмирить, чтобы "обрезать" все неправильные поступки. Приобретение Божьих убеждений – вот что поможет стать праведным.
А сам по себе обрезанный орган никого ещё праведником не сделал. И иудеям это было почему-то очень трудно понять. Даже до сих пор.

Иисус объяснил этот принцип: обрежь (укроти) руку, тянущуюся украсть, обрежь (укроти) глаз, соблазняющий к худому, обрежь сердце, пригревающее худые мысли - Матф.8:9.

Впервые иудеи узнали от Павла, что даже и язычник с необрезанным органом, если он поступает праведно, может стать «иудеем» для Бога - человеком, отражающим Божий взгляд на сущность бытия. И наличие крайней плоти - на их плоти – ну ничуть этому не помешает.

Все мы люди не одинакового настроения: иногда покровительствуем злу, иногда бываем судьями чужих зол, осуждаем подобных себе. Итак, сказав прежде о тех, которые одобряли злых, теперь ведет речь об осуждении и говорит: итак, неизвинителен ты . То есть ты знал, что правосудие Божие состоит в том, чтобы достойно наказывать злых; поэтому и не имеешь извинения ты, осуждающий, делающих то же, что и ты делаешь. Кажется, что слова эти относятся к правителям, особенно же к римлянам, как тогдашним властителям вселенной; ибо судить есть дело правителей. Впрочем, это приличествует и всякому человеку; ибо всякий человек может судить, хотя бы и не было у него судейской должности. Итак, когда осуждаешь, говорит, прелюбодея, а сам прелюбодействуешь, то осуждаешь самого себя.


Дабы кто не сказал о себе: "я доселе прелюбодействовал и избежал суда", апостол, устрашая его, говорит, что у Бога не так: у нас одного наказывают, а другой, хотя то же делает, избегает наказания; но у Бога не так: ибо суд Божий на дурных людей есть поистине.


Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его.


Выше сказал, что воздаяние дурным людям за заблуждение и почитание тварей заключается в тех самых несчастьях, которым они предавались, потому что самая нечистота была достаточным наказанием для них. Теперь открывает уже для них и наказание. Для тебя, говорит, человек, есть и другое наказание: ты не избежишь суда Божия. Как избежишь ты суда Божия, когда не избежал своего суда? Ибо в чем осудил ты другого, в том произнес приговор на самого себя. Если же ты полагаешься на долготерпение Божие потому, что еще не наказан, то эта ненаказанность служит к большему наказанию для тебя. Ибо долготерпение Божие спасительно для тех, кто пользуется им к исправлению себя, а для тех, кто употребляет оное к умножению греха, оно служит большим поводом к наказанию, не по природе своей, но по жестокосердию таковых. Собираешь , говорит, себе гнев , - не Бог собирает тебе, но ты сам собираешь себе. Как это? Своим непреклонным и жестким к добру сердцем. Ибо что может быть жестче тебя, когда ты ни благостью не смягчаешься, ни страхом не преклоняешься? Далее, сказав о дне гнева, присовокупляет: откровения и праведного суда от Бога . И справедливо, дабы кто не почел суда действием гнева. Откровение, говорит, всего. Поэтому воздаяние сообразно тому, что открывается, а вследствие этого и суд праведный. Здесь правда не всегда одерживает верх, потому что дела скрываются, а там за откровением следует суд праведный. Заметь это место, сличив его со следующим: ожесточу сердце фараона (Исх.4:21), ибо Павел изъясняется почти теми же словами.


Сказав, что Господь воздаст каждому, начал с награды добрых, делая таким образом речь свою приятной. В словах постоянством в добром деле высказывает, во-первых, то, что от добра не должны отступать, ни совершать оное нерадиво, но пребывать в нем до конца, а во-вторых - то, что не должно полагаться на одну веру, потому что нужно и доброе дело. Словом бессмертия отверзает двери воскресения. Потом, так как все восстанем, но не все для одного и того же, но одни для славы, а другие для наказания, то упомянул о славе и чести. Итак, вся речь имеет такой смысл. Тем, говорит, которые ищут будущей славы, чести и бессмертия и никогда не выпускают их из мыслей своих, Бог воздаст, то есть в воскресение, жизнь вечную. Каким же образом снискиваются будущая слава, честь и нетление? Постоянством в добром деле. Ибо постоянный в добром деле и твердо стоящий против всякого искушения действительно снискивает и славу, и честь, и бессмертие или наслаждение нетленными благами в нетленном теле.


Εξ έρίθείας означает усилие и неразумное упорство. "А иже по рвению", то есть с усилием. Здесь показывает, что они сделались злыми не по неведению, но по упорству, почему и недостойны помилования. И покорность неправде и непокорность правде также есть грех произвола; ибо не сказал: которые принуждены и терпят насилие, но которые покоряются . Обрати внимание, что о Господнем воздаянии в жизни вечной выразился иначе, нежели о прискорбном. Ярость , говорит, и гнев и скорбь . Не сказал: воздадутся Богом, но оставил речь неконченною, чтобы подразумевали: будет. Ибо Богу свойственно животворить, а наказание есть следствие нашей беспечности. Словами всякой душе человека обуздывает гордость римлян. Хотя бы кто, говорит, был царем, не избежит наказания, если творит (κατεργαζόμενος) злое, то есть остается в зле и не раскаивается: ибо не сказал εργαζόμενος, то есть делающий, но κατεργαζόμενος, то есть делающий зло со тщеславием. А как иудей большее получил наставление, то он достоин большей казни; ибо сильные сильно будут истязаны (Прем.6:6), и более сведущие тяжелее будут наказаны.


В следующем далее апостол намерен доказать, что ни обрезание не приносит пользы, ни необрезание не причинит вреда, и затем показать необходимость веры, оправдывающей человека. Для этого он сначала ниспровергает иудейство. Заметь же мудрость: говорит о бывшем до пришествия Христова, что мир был исполнен пороков и что все подлежали казни, во-первых, иудей, потом эллин. Признав же за несомненное, что язычник будет наказан за зло, из этого положения выводит заключение, что он будет и награжден за добро. Если же и награда и наказание суть последствия дел, то закон и обрезание уже излишни, и не только излишни, но и приготовляют иудею большее наказание; ибо если осуждается язычник потому, что не руководствовался природой, а потому и естественным законом, то гораздо более осуждается иудей, который при том же руководстве воспитан был еще в законе. К этому клонится речь апостола. Теперь узнай смысл слов. Под эллинами разумеет здесь не идолопоклонников, но людей богобоязненных и живших благочестиво, не имея закона, каковы Мелхиседек, Иов, ниневитяне, наконец, Корнилий. Равным образом и под иудеями разумеет иудеев, живших до пришествия Христова. Ибо, стараясь доказать, что обрезание не имеет никакой силы, обращает внимание на времена древние и показывает, что никакого не было различия между богобоязненным язычником и добродетельным иудеем. Если же иудей ничем не превосходил язычника до пришествия Христова, когда иудейство особенно было славно, то тем более не превосходит он его теперь, когда закон отменен. Так говорит апостол, имея в виду сокрушить гордость иудеев, которые не принимали к себе происходивших от язычества. Слава, говорит, и честь и мир. Блага земные всегда имеют врагов, сопряжены с беспокойствами, подвержены зависти и козням, и хотя бы извне никто не угрожал им, сам обладающий ими всегда беспокоится в помыслах; а слава и честь у Бога наслаждаются миром и чужды беспокойства в помыслах, как не подлежащие козням. Поскольку же казалось невероятным, чтобы удостаивался чести язычник, не слыхавший закона и пророков, то доказывает это тем, что Бог нелицеприятен. Бог, говорит, не принимает во внимание лица, но испытует дела. Если же по делам между иудеем и язычником нет никакого различия, то ничто не препятствует последнему удостоиться одинаковой чести с первым. Итак, когда отменен закон, не величайся, иудей, перед тем, который из язычников, делающий добро, равен был тебе даже в то время, когда иудейство твое было в славе.


Выше доказал, что язычник удостаивается такой же чести, какой и иудей. Теперь доказывает, что во время наказания постигнет и иудея осуждение. Язычники, говорит, не имея закона, согрешили , то есть не быв поучаемы законом, поэтому вне закона и погибнут , то есть легче будут наказаны, как не имеющие обличителем закона; ибо вне закона значит: не подлежа осуждению по закону. Напротив, иудей согрешил под законом , то есть будучи поучаем и от закона, поэтому и суд примет, то есть осужден будет, по закону , как подлежащий закону, который обличает его и подвергает большему осуждению. Как же ты, иудей, говоришь, что не имеешь нужды в благодати, потому что оправдывается законом? Вот, доказано, что тебе нет никакой пользы от закона, так что имеешь большую, нежели язычник, нужду в благодати, как не оправдываемый пред Богом одним слушанием закона. Пред людьми слушатели закона могут казаться честными; но пред Богом не так: пред Ним оправдываются исполнители закона.


Доказывает то, что говорит против иудеев, и ведет речь с мудрым искусством, чтобы не показаться, будто говорит что-нибудь против закона. Как бы хваля и возвышая закон, говорит, что заслуживают удивления те, которые не имеют закона "естеством", то есть имея убеждение в мыслях: ибо они не имели нужды в законе, а между тем выполнили закон, запечатлев в сердцах своих не письмена, но дела, и вместо закона пользуясь, во свидетельство о добром, совестью и природными мыслями. Говорит здесь о трех законах: о законе писанном, о законе естественном, и о законе дел. Язычники, не имеющие закона . Какого? Писанного. По природе законное делают . По какому закону? По закону, обнаруживающемуся в делах. Не имея закона . Какого? Писанного. Они сами себе закон . Как это? Руководствуясь законом естественным. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах . Какого? Закона в делах. Заметь мудрость: не поразил иудеев, как требовал этого ход речи. По ходу речи следовало сказать так: когда - язычники, не имеющие закона, делают законное по природе, то они гораздо превосходнее наставленных в законе. Но апостол не сказал так, а выразился мягче, так: сами себе закон . Этим он доказывает, что и в древнейшие времена, и прежде, нежели дан закон, род человеческий находился под тем же Промыслом. Этим заграждает также уста тем, которые говорят: почему Христос не пришел научить деланию добра прежде, изначала? Познание добра и зла, говорит. Он вложил во всех изначала; когда же увидел, что оно не помогает, то пришел, наконец, Сам.


С этих слов начинай новую речь; ибо теперь говорит апостол о том, каким образом судимы будут все вообще люди. В день суда предстанут собственные наши мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку не нужно будет на судилище том ни другого обвинителя, ни другого защитника. А дабы увеличить страх, не сказал: грехи, но: тайные дела . Люди могут судить одни явные дела, а Бог, говорит, будет судить тайные дела чрез Иисуса Христа, то есть Отец чрез Сына, потому что Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Ин.5:22). Можешь и так разуметь слова через Иисуса Христа : по благовествованию моему, предоставленному мне Иисусом Христом. Здесь внушает, что благовествование не проповедует ничего противоестественного, но возвещает то же самое, что вначале внушено людям самой природой, то есть что и благовествование свидетельствует о суде и наказании.


Сказав, что для спасения язычника, исполняющего закон, ничего более не нужно, вычисляет, наконец, преимущества иудеев, полагаясь на которые, они гордились пред язычниками. Прежде всего говорит об имени иудея; ибо оно составляло большое преимущество, как теперь имя христианина. Не сказал: ты иудей, но: называешься ; ибо истинный иудей тот, которого исповедуют иудеем, потому что Иуда значит исповедание. И успокаиваешь себя законом - вместо не трудишься, не ходишь, не разузнаёшь, что должно делать, но имеешь закон, без труда наставляющий тебя на все. И хвалишься Богом , то есть что ты любим Богом и предпочтен прочим людям; обращать же любовь Божию в средство презирать существа однородные есть признак крайнего неразумия. И знаешь волю Его , то есть Божию. И разумеешь лучшее , то есть решает, что должно делать и чего не должно делать. Под лучшее (διαφέροντα) надобно разуметь приличное или полезное каждому.


Выше говорил, что слушание закона не приносит никакой пользы, если не будет присоединено исполнения; потому что не слушатели закона , говорит, праведны пред Богом, но исполнители закона (ст.13), теперь говорит нечто большее, именно: хотя бы ты был учитель, но если не исполняешь закона, то не только не получаешь себе никакой пользы, но и навлекаешь на себя большее наказание. И как иудеи весьма превозносились учительским достоинством своим, то из этого особенно доказывает, что они достойны осмеяния. Ибо когда говорит: путеводитель слепых, учитель младенцев , и прочее, то изображает надменность иудеев, которые называли себя именно путеводителями, светом и наставниками, а обращенных из язычества именовали находящимся во тьме, младенцами и невеждами. Но ты имеешь образец ведения и истины не в делах и не в заслугах, но - в законе , полагаясь на него как на изображение добродетели. Так иной, имея у себя царское изображение, сам ничего не списывает с него, но те, у которых нет его, и не видя его, верно подражают ему. Итак, всякий учитель пишет и изображает в душах учеников познание добра и потому саму истину. Если он осуществляет это и в деятельности, то будет совершен; в противном случае будет таким, каковы осуждаемые теперь апостолом. Некоторые под образом разумели образец ведения ненастоящий. Ты имеешь, говорит, познание и благочестие не истинное, но подделанное и прикрытое ложным видом.


Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.


Излагает мысль свою в виде вопроса, пристыжая тех, которые хвалились, что они - учители. Святотатством называет хищение посвященного идолам; ибо хотя они гнушались идолами, но, обладаемые сребролюбием, коснулись посвященного идолам из постыдной корысти. После этого излагает самую тяжкую вину, говоря: хвалишься законом , как превознесенный честью от Бога чрез закон, а преступлением закона бесчестишь Бога . Здесь три вины. Первая: иудеи бесчестят; вторая: бесчестят Бога, превознесшего их честью; третья: бесчестят закон, нарушая его, тогда как он служил к их чести. Но дабы не подумали, что обвиняет иудеев сам, привел в обвинителя их пророка Исаию, выставляя две вины их. Ибо они не только сами оскорбляют Бога, но и других приводят к тому, и не только не учат жить по закону, но и учат противному, учат хулить Бога, что противно закону; ибо видящие их развращение говорят: этих ли должен любить Бог? Неужели Бог, любящий таковых, есть истинный Бог?


Так как обрезание было в большом уважении у иудеев, то не сказал о нем тотчас в начале, что обрезание излишне и бесполезно, но на словах допускает, а на деле отвергает его, и говорит: я согласен, что обрезание полезно, но тогда, когда исполняешь закон. Не сказал, что оно бесполезно, дабы не подумали, что уничтожает обрезание; но доказывает, что иудей не имеет обрезания, говоря: обрезание твое стало необрезанием . Итак, доказывает, что иудей не обрезан по сердцу. Два разумеет обрезания и два необрезания: одно наружное, а другое внутреннее. Именно: обрезание наружное есть обрезание плотское, когда обрезывается кто по плоти, обрезание духовное состоит в отвержении плотских страстей. И необрезание плотское бывает тогда, когда кто остается необрезанным по плоти, а необрезание духовное бывает тогда, когда кто, имея языческую душу, нисколько не отсекает страстей. Мысль Павла такая: если ты обрезан по плоти, но не выполняешь узаконенного, то ты еще необрезанный, необрезанный по духу; равным образом, кто необрезан по плоти, но выполняет узаконенное, тот обрезанный до духу, потому что у него отъяты плотские страсти. Это объясняет и далее. Послушай.


Не говорит, что необрезание превосходит обрезания, ибо это слишком больно, но говорит, что вменится ему в обрезание . Поэтому истинное обрезание есть добрая деятельность: равным образом необрезание есть худая деятельность. Заметь, не сказал: если необрезание сохранит закон; ибо, вероятно, предполагал такое возражение от кого-нибудь: возможно ли, чтобы сохранил закон человек необрезанный, когда самое бытие необрезанным составляет нарушение закона? Как же выразился? Постановления закона , то есть постановления, выполнением которых думают оправдаться. Ибо обрезание не было делом, но страданием, претерпеваемым тем, кого обрезывали, почему и не может называться оправданием закона. Оно дано как знак, чтобы не смешивали иудеев с язычниками.


И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.


Здесь ясно показывает, что разумеет два необрезания, одно естественное, а другое произвольное, бывающее, как сказано, тогда, когда кто нисколько не отсекает плотских страстей, и два обрезания, одно по плоти, а другое в духе обрезание сердца. Необрезанный , говорит, по природе , имеющий обрезание страстей чрез исполнение закона , то есть, как выше сказано, оправданий закона, осудит , то есть обвинит, не обрезание (ибо говорить так о нем было тяжко), но тебя , по наружности действительно обрезанного по плоти, но необрезанного по сердцу, как преступника оправданий закона. Таким образом, укоряет не обрезание (которое, по-видимому, уважает), но оскорбителя или преступника его. Потом, доказав это, ясно определяет и то, кто есть истинный иудей, и дает разуметь, что иудеи все делали из тщеславия. Ибо не тот Иудей , говорит, кто таков по наружности, но кто внутренне таков , который ничего не делает просто чувственно, но понимает духовно и субботы, и жертвы, и очищения. Когда говорит: обрезание, которое в сердце, по духу , то пролагает путь к христианскому образу жизни и показывает необходимость веры; ибо верование сердцем и духом имеет похвалу от Бога, испытующего сердца и ни о чем не судящего по плоти. Из всего следует, что везде нужна жизнь. Под именем необрезанного или язычника разумеет, как и выше сказано, не идолопоклонника, но человека благочестивого и добродетельного, не соблюдающего, однако, иудейских обрядов.


Б. Осуждение согласно Божиим законам (2:1-16)

1. О "судах" человеческих и суде Божием (2:1-4)

Рим. 2:1 . Поговорка "Нет правил без исключения" применима к любому обобщению и к такому, в частности, как безоговорочное осуждение языческого мира (1:18-32). Ясно, что некоторые язычники и во времена Павла придерживались норм высокой морали и, конечно же, обвиняли и критиковали своих современников, которые большей частью вели безнравственный образ жизни. Что же касается иудеев, то те в вопросах морали являли собой резкий контраст по сравнению с языческим окружением, а потому, не задумываясь, осуждали язычников.

Обе упомянутые группы "моралистов" наверное, думали, что сами они не подлежат Божиему осуждению, поскольку их нравственный облик как будто бы говорил в их пользу. Но вот апостол Павел держался другого мнения, считая их подлежавшими осуждению, потому что, осуждая других, они, в сущности делали то же самое.

"Ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя". Нет человека, который не отвернулся бы от Бога и не грешил бы, - разница лишь в частоте, характере и степени согрешений. Тем более грешна человеческая раса в целом, включая и язычников, ведущих нравственный образ жизни, и иудеев; им нет оправдания ("неизвинителен ты, всякий человек" - 2:1) по той причине, что в основе Божиего суда - три незыблемых принципа: Его истина или правда ("А мы знаем, что по истине есть суд Божий" 2:2); беспристрастность ("нелицеприятие", стихи 5-11) и Сам Иисус Христос (стихи 12-16). Принципы эти - абсолютны по существу и неизменны во времени, так что осуждению на основании их подлежит каждый человек.

Рим. 2:2-3 . Итак, первым принципом суда, которым судит Бог, является истина. Нигде в Писаниях Бог Отец не говорит о себе как об "Истине" - Он, по Его словам, есть Дух (Иоан. 4:24), Свет (1-Иоан. 1:5) и Любовь (1-Иоан. 4:8,16). Но вот Господь Иисус называет Себя "Истиной" (Иоан. 14:6). Об Отце же в Писании сказано, что Он - Бог истины (Пс. 30:6; Ис. 65:16).

Так или иначе, несомненно: истина, полная и абсолютная, является одним из главных атрибутов Бога. Из этого следует, что, поскольку Бог будет судить людей "по истине" (буквально - в согласии с истиной), избежать этого суда не сможет никто. Ибо никто из людей не имеет извинения (Рим. 2:1), следовательно, никому не уклониться от суда в свете Божией истины. Человек может быть "высоконравственным" и даже возмущаться своими современниками, ведущими неправедный образ жизни, однако, и он подлежит Божиему осуждению.

Рим. 2:4 . Не спеша, излиянием Своего праведного гнева на людей, Бог проявляет "богатство благости" (крестотетос - буквально "благосклонность в действии"); это же слово употребляет Павел по отношению к Богу в Рим. 11:22; Еф. 2:7; Тит. 3:4 - по-русски переведено в последнем случае как "благодать"), "кротости и долготерпения" (сравните Деян. 14:16; 17:30; Рим. 3:25). Бог хочет привести человека к покаянию, то есть обратить, возвратить его к Себе Своею благостью (здесь греческое слово крестос которое является синонимом упомянутого выше крестотетос, и тоже переведено как "благость").

Оба слова буквально означают: "то, что отвечает потребности, нужде". Слово крестос применительно к Богу встречаем также в Лук. 6:35 и в 1-Пет. 2:3, а по отношению к человеку - в Еф. 4:32, где оно переведено как "добры". "Не разумея" (буквально - "не зная") Божественной цели, люди "пренебрегают" (в смысле "не придают особого значения") как свойствами Бога, так и Его действиями, и тем самым подавляют истину… Рим. 1:18). Получив откровение Бога в природе (1:19-21,28), люди не познали причины и цели Его благости.

2. О "НЕРАСКАЯННОСТИ" ЛЮДЕЙ И "НЕЛИЦЕПРИЯТИИ" БОГА (2:5-11)

Рим. 2:5-6 . Однако почему люди не понимают цели Божией благости? (стих 4). И почему они пренебрегают ею? - По своему упорству (склеротета - буквально "твердость", "жесткость", отсюда "склероз" - "твердость", неэластичность сосудов), иначе тугодумию, по нераскаянности своих сердец. Между тем, Божий гнев против грехов человеческих собирается подобно воде в огромном резервуаре - с тем, чтобы однажды излиться на людей "в день гнева и откровения праведного суда от Бога". В тот день Бог "воздаст каждому по делам его" (эти слова соответствуют сказанному в Пс. 61:13 и в Прит. 24:12). Божий суд будет основан на истине (Рим. 2:2) и будет нелицеприятным и справедливым (стих 11).

Рим. 2:7-11 . Бог даст жизнь вечную тем, "кто постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия. А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются (грамматическая структура фразы в оригинале свидетельствует о "достоинстве" и в этом прискорбном состоянии) неправде", Он "воздаст" "яростью и гневом".

Итак, всякий "делающий злое" получит скорбь и тесноту, а всякий делающий доброе (в обоих случаях подразумевается - постоянно делающий) получит "славу и честь (сравните стих 7) и мир". Это воздаяние Божие не зависит от принадлежности человека к тому или иному народу, а определяется только тем, что и как делал человек в жизни.

Привычные для человека поведение и поступки, будь они добрые или злые, обнаруживают (соответственно), какое у него сердце. Однако жизнь вечная дается не за добрые дела - это противоречило бы многочисленным в Священном Писании утверждениям, что спасение нельзя заслужить добрыми делами, что оно дается по милости Божией тем, кто верует (Рим. 6:23; 10:9-10; 11:6; Еф. 2:8-9; Тит. 3:5).

Дело здесь в том, что добрые поступки человека свидетельствуют об обновлении его сердца, наступившем вследствие искупления его Богом; именно такой человек получает жизнь вечную. И, напротив, человек, постоянно творящий зло и отвергающий истину, показывает тем самым, что он не возрожден и, значит, остается объектом Божиего гнева.

Выражение "во-первых иудею, потом и эллину" в оригинале - буквально "греку") не подразумевает особого подхода к евреям - но в свете Божиего "нелицеприятия" (стих 11) его следует воспринимать в том смысле, что все люди - "под Богом", и всему человечеству придется предстать перед Ним. Выражение "на день… суда от Бога" (Рим. 2:5), взятое само по себе, может быть, на первый взгляд, воспринято в подтверждение той мысли, что все люди будут судимы на одном и том же суде. Однако из контекста Священного Писания в целом такой вывод не вытекает.

И фразу эту следует интерпретировать в свете тех мест в которых ясно утверждается, что судов будет несколько, т. е. что разные группы людей будут судимы в разное время (о суде над Израилем во второе пришествие Христа - Иез. 20:32-38; о суде над язычниками во второе пришествие Христа - Матф. 25:31-46, и о суде перед великим белым престолом - Откр. 20:11-15). Смысловое ударение в рассматриваемом выражении делается на том, что все люди предстанут перед Божиим судом, - без указания подробностей относительно того, кто и когда будет судим.

3. ИИСУС ХРИСТОС (2:12-16)

Рим. 2:12 . Божественная справедливость видна и в том, что Он будет судить людей в соответствии с тем временем, в котором они жили. "Закон дан через Моисея" (Иоан. 1:17), положив начало периоду закона. Но закон был дан израильскому народу, избранному Богом, язычники же остались вне сферы его действия. Вот почему Павел говорит: "Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут" Язычники будут судимы за свои грехи, но не требования Моисеева закона станут основанием для их обвинения. С другой стороны, евреи, т. е. "те, которые под законом согрешили (буквально "находясь в сфере действия закона"), по закону осудятся". Итак, язычники не смогут избежать Божиего суда, но не на основании закона (закона Моисея), которого они не знали, вынесено им будет осуждение.

Рим. 2:13 . В синагогах постоянно читали закон Моисея, поскольку это было обязательной, частью Богослужения, а поэтому все иудеи были "слушателями закона". Однако праведность не вытекала автоматически из того факта, что человек слушал чтение закона. Оправданы будут (толкование на 1:17 и сравните с 3:24) только те, которые исполняли в жизни требования закона. То же самое говорит и Иаков (Иак. 1:22-25). Снова (толкование на Рим. 2:7-10) подчеркнем, что жизнь вечная как следствие оправдания не дается за добрые дела - ее получат те, кто верят в Бога (доверяют Ему), и чье поведение свидетельствует об обновлении их сердец.

Рим. 2:14-15 . Иудеи смотрели на язычников свысока отчасти потому, что те не имели откровения о Божией воле, данного евреям в законе Моисея. Однако, как замечает Павел, бывают и высоконравственные язычники, которые "по природе законное делают". Жизнь таких людей свидетельствует, что слова закона Божиего высечены не только на каменных скрижалях и не только в Моисеевых писаниях можно прочитать их, но - также и в собственном своем сердце; потому-то и отражался он в действиях, мыслях и поступках некоторых язычников.

Закон, данный Израилю через Моисея, есть в сущности лишь конкретная констатация тех моральных и духовных требований, которые Бог предъявляет каждому человеку. Вот почему язычники, которые держались нравственного образа жизни, тем самым свидетельствовали, что дело закона у них написано в сердцах. Это подтверждалось голосом их совести, т. е. заложенной внутри человека способностью оценивать свои поступки и мысли; именно совестью человека мысли его (как, впрочем, и дела), то оправдываются, то осуждаются. Вот почему о язычниках нравственного поведения Павел говорит, что они сами себе закон (стих 14).

Совесть - это очень важный элемент человеческого существа, однако, она не может служить абсолютно точным индикатором добра и зла. Совесть одних может быть "доброй" (Деян. 23:1; 1-Тим. 1:5,19) и "чистой" (Деян. 24:16; 1-Тим. 3:9; 2-Тим. 1:3; Евр. 13:18), но она может быть и "порочной" (Евр. 10:22), оскверненной (Тит. 1:15), "немощной" (1-Кор. 8:7,10,12) и "сожженной" (1-Тим. 4:2). Поэтому все люди должны довериться Иисусу Христу для того, чтобы кровь Иисуса могла "очистить их совесть" (Евр. 9:14).

Рим. 2:16 . Этот стих возвращает нас к стихам 5-13, в которых содержится главная мысль данного раздела, - о Божием суде (стих 5). Таким образом, то, о чем говорится в стихах 14-15, является как бы "мыслью в скобках". Толчком к ней является стих 13, а также предубеждение евреев против язычников.

Неизбежность Божиего суда над всеми людьми подчеркнута словами "Бог будет судить". Этот суд будет производиться через Иисуса Христа (Иоан. 5:22,27; Деян. 17:31). И подлежат ему тайные дела человеков. Другими словами, на суде свет прольется на то, что люди пытались скрыть от других, "утаить во мраке", и таким образом обнаружится правота этого суда (сравните 1-Кор. 4:5). Выражение "по благовествовавию моему" (Павлову) не означает, что Бог будет судить людей на основании того, что сказал Павел. Смысл этой фразы апостола в том, что праведный суд Божий - существенная часть его благовествования и основание для веры в конечное искупление через Иисуса Христа.

В стихах с 1 по 16 Бог предстает как Творец вселенной, осуществляющий нравственное руководство человеческими существами. Утвержденные Им абсолютные принципы известны людям. Вот как звучат они, сформулированные кратко: Бог нелицеприятно карает нечестивых и вознаграждает праведников согласно их делам, которые говорят о состоянии их сердец.

Поскольку нет человека, за исключением одного лишь Иисуса Христа, который мог бы быть оправдан Богом на основании собственных его заслуг, то все люди находятся под Божиим осуждением. На данный момент Павел ничего еще не сказал, каким образом может человек достичь праведного хождения перед Богом. Здесь он лишь подчеркивает справедливость Божиего суда, подводя читателей к выводу, что никто из людей не может сам по себе оправдаться перед Богом.

В. Осуждение неверующих евреев (2:17 - 3:8)

1. ОСУЖДЕНИЕ ИХ ЛИЦЕМЕРИЯ (2:17-24)

Рим. 2:17-20 . Говоря "ты, всякий человек, судящий другого" (Рим. 2:1), апостол несомненно имел в виду как евреев, так и язычников, соблюдавших нормы нравственности. Но там он не конкретизировал тех, к кому обращался, как делает это здесь: "Вот, ты называешься Иудеем" (те, кто назывались и были иудеями, гордились этим).

Далее Павел перечисляет восемь особенностей, моральных и религиозных, которые отличали иудеев от язычников и являлись предметом особой гордости первых и причиной того чувства превосходства, с которым они относились к язычникам (стихи 17-21а). Чтобы подчеркнуть каждую из этих особенностей, апостол начинает каждую фразу с частицы "И". Причем все глаголы стоят в форме настоящего времени, чтобы подчеркнуть привычный характер действия: 1) "Ты успокаиваешь себя законом" - евреи особенно полагались на это свое преимущество, данное им Богом. 2) "хвалиться Богом" (сравните стих 23) - евреи гордились тем, что связаны с Богом особыми взаимоотношениями в рамках завета. 3) "и знаешь волю Его" (они знали, чего хочет от них Господь). 4) "и разумеешь лучшее" (диаферонта - то, что отличается от другого, приводя к совершенному результату), то же слово встречается в Фил. 1:10.

Иудеи заботились о том, чтобы соблюдать высокие духовные принципы. И это было возможно для них потому, что 5) "они научились из закона". С самого детства и до смерти поучались евреи в законе. 6) "И уверен о себе" - многие евреи были уверены, что в целом ряде вещей они стоят над язычниками. Павел перечисляет четыре таких момента: что они - "путеводители слепых, свет для находящихся во тьме, наставники невежд, учителя младенцев". 7) Уверенность иудеев была основана на том, что они "имели в законе образец ведения и истины".

Рим. 2:21-24 . Все перечисленное Павлом было, конечно, лишь повторением того, что утверждали относительно себя сами евреи. Они гордились своим особым духовным положением, столь отличавшим их от язычников. И вот, обобщая вышесказанное: 8) "Ты учишь другого", апостол ставит вопрос: Почему же ты "не учишь себя самого?" Далее следует целая серия вопросов, вытекающих из специфических запретов закона, - касательно воровства, прелюбодеяния и идолопоклонства.

Примечательно, что обращение всюду стоит здесь (стихи 17-25) во втором лице единственного числа, т. е. адресовано как бы каждому еврею в отдельности, виновному в совершении того, против чего он наставлял других. ("Как же ты, уча другого?"). Конечно же, это было лицемерием, и апостол обличает в нем гипотетического еврея: "хвалишься законом (сравните стих 17), а преступлением закона бесчестишь Бога?" Сколько-нибудь честный иудей, очевидно, должен был признать и свою вину и свое лицемерие.

Заметим, что обвинения Павел выдвигал не на основании собственных суждений, а ссылаясь на Священное Писание евреев, к примеру на Ис. 52:5 (конец стиха). Лицемерие иудеев бесчестило Бога и давало язычникам повод хулить имя Божие. Они, по-видимому, рассуждали примерно так: "Почему мы должны славить Бога, если Его избранный народ не послушен Ему?"

2. ОСУЖДЕНИЕ ЗА ТО, ЧТО РИТУАЛОМ ПОДМЕНЯЮТ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА (2:25-29)

Не только на Моисеев закон полагались иудеи, как следует из предыдущих стихов (17-24), но и на ритуал обрезания - как на знак своих особых взаимоотношений с Богом в рамках завета. Но эту их надежду на ритуал Павел развенчивает как бессмысленную и лишь навлекающую на них гнев Божий.

Рим. 2:25-27 . "Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием". В греческом тексте последние слова этого стиха звучат несколько иначе: "если ты преступник закона, то обрезание твое стало всего лишь удалением крайней плоти". Другими словами: евреи, преступающие закон, становятся подобными язычникам, поскольку их обрезание ничего не значит.

Верно и обратное: "Итак, если необрезанный соблюдает постановлении закона" (в греческом оригинале: "Итак, если имеющий крайнюю плоть, соблюдает требования закона" - толкование на стих 25; а некоторые язычники, по-видимому, соблюдали их), "то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?" Другими словами, не будет ли он приравнен обрезанному?

Далее Павел делает вывод, что язычник, исполняющий закон, вправе осудить еврея, который, имея писанный закон и будучи обрезан, тем не менее, нарушает закон. Язычник, поступающий по требованиям закона, хотя он и не знает самого закона (Рим. 2:14) в глазах Божиих ничем не хуже обрезанного еврея. Эта мысль апостола, надо думать, подрывала и переворачивала привычные представления евреев о том, что они поставлены Создателем несравненно выше язычников (стихи 17-21).

Рим. 2:28-29 . Этими стихами Павел подводит итог всему сказанному в стихах 17-27. Истинного иудея должны отличать не внешние признаки (такие, как ношение филактерий, уплата десятины или обрезание). А истинное обрезание не сводится к ритуалу обрезания крайней плоти. Но настоящим иудеем является тот, "кто внутренне таков", и подлинное обрезание - то, которое производится "в сердце, по духу, в не по букве". В греческом тексте стоит "в духе", как если бы речь шла об обрезании, производимом в Духе Святом.

Однако правильнее понимать это место в том смысле, что обрезание "в сердце" или "сердца" ведет человека, который прежде следовал требованиям Божиего закона чисто внешне, к исполнению этого закона духом. Известно, что многие евреи формально поступали по требованиям закона, однако, сердца их "далеко отстояли" от Бога (Ис. 29:13). "Обрезанное сердце" - это сердце, отделенное от мира и посвященное Господу. Истинный иудей получает похвалу не от людей (как фарисеи), но от Бога, Который оценивает людей по их внутренней сущности (сравните Матф. 6:4,6) и "судит… намерения сердечные" (Евр. 4:12).