Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

План конспект урока на тему "синонимы". Введение в тему

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
___________________Синонимы._______________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Медова Надифа Мухматовна

Место работы

Гимназия

Должность

Преподаватель

Предмет

Русский язык и литература

Класс

Тема и номер урока в теме

Лексика 5-й урок

Базовый учебник

    Цель и задачи урока

Цель: углубление знаний о синонимах, полученных в начальной школе.

Задачи:

- обучающие: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями,; обучить самостоятельно пополнять свои знания.

- развивающие: дать определение синонимов, научить различать синонимические оттенки, значения, эмоциональные окраски и стилевую неоднородность, работать со словарями синонимов.

- воспитательные: развить чувство гордости за столь богатый синонимами язык.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, игровая.

    Необходимое техническое оборудование: презентация, медиапроектор, словари, листы самоконтроля.

Структура и ход урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент

Проектор(1)

Демонстрация

Чтение, осмысление

Проверка домашнего задания

Проектор(1)

Демонстрация

Повторение

Объяснение новой темы

демонстрация

Освоение новой темы

Закрепление изученного

Интерактивная доска(3)

демонстрация

Закрепление изученного

демонстрация

Закрепление изученного

_______Синонимы___________________________________

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Проектор

Текст и изображение

Иллюстрация, препрезентация.

http :// www . .

http://school-collec .

Изображение

Презентация

http : .

Интерактивная доска

Презентация

http : .

    Организационный момент. Эпиграф

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский). (слайд 1)

Учитель: Слова бывают разные-

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово - утешения

И слово – удушения… (В. Полторацкий).

Обратите внимание на эпиграф нашего урока,\. Как вы понимаете его значение?

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цели.

    По следам домашнего задания. (слайд 2)

- Продолжим изучение раздела лексика. Проведем небольшую разминку, чтобы повторить изученное.

*Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Лексика).

*Вспомните, что мы уже знаем о лексике.

*Что такое омонимы? Дайте определение.

*Назовите омонимы, которые вы записали дома. (Упр. 345).

*О каких словах идет речь? (слайд 3)

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу - далеки.

(Я.Козловский)

(Речь идет об омонимах).

*Что такое троп?

Приведите примеры тропов из текста. (На столах карточки с заданием. Работа в парах). (слайд 4)

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

(С.Есенин)

III . Переход к изучению новой темы.

Диктант с последующим частичным синтаксическим и пунктуационным разбором.

(Первое предложение дети разбирают в тетрадях, а второе и третье выполняется двумя учениками на доске).

Задание:

    Луна – небесное тело.

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)

    Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)

Задание: объяснить пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.

Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).

Сравниваем по стилю первое предложение со вторым и третьим; убеждаемся, что в нем слово луна заменить словом месяц нельзя.

Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».

Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.

Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.

Что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию). (слайд 5)

Составление синонимических рядов. (слайд 6)

Учащиеся объясняют значение каждого синонима в ряду, указывают в чем различие.

Красавица, жара, запальчиво, молва, лось.

С л о в а д л я с п р а в о к: зной, красотка, жар, задорно, пекло, жарища, чаровница, жарынь, несдержанно, слух, толк, слава, сохач, разговоры, сохатый, слушок.

Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.

    Знакомство со словарными статьями словаря синонимов.

(Учитель разъясняет структуру и правила пользования со словарем синонимов).

    Закрепление материала.

    Работа с теоретическим материалом (стр. 144-145).

    Выполнение упражнения № 349 (устно).

3. Игра: (Назовите слова, которые определены следующим образом)

а) в одном значении синоним слово множество, в другом – антоним слова суша (море)
б) синоним луны и омоним двенадцатой части года (месяц).
в) синоним слову победа и омоним слову, обозначающему сорт клубники (виктория)
г) синоним к фразеологизму на краю света, антоним к в двух шагах (за тридевять земель).

V . Выполнение заданий по группам.

(Ученики делятся на три команды: «Умные», «Смышленые», «Мудрые»).

Ваша задача в том, что вы должны правильно ответить на вопросы и набрать баллы. В конце по количеству баллов узнаем, какая команда оправдала свое название.

(Вопросы и задания отображаются на интерактивной доске).

(призатруднениях учащиеся обращаются к словарю синонимов).

Задание 1.(слайд 7) Подберите синонимы к словам:

Аплодировать-

Способный-

Задание 2.(слайды 8-14) Подберите синонимы к словам:

Перстень-

Вопрос. (слайд 16) Чем отличаются синонимы в образованных парах?

Задание 3. (слайд 17) Продолжите синонимический ряд:

Охранять-

Бесконечный-

Задание 4. (слайд 15) Замените эти иноязычные по своему происхождению слова русскими синонимами:

Актуальный, имитация, антракт, триумф, пресса, финал, шеф.

VI . Опишите картину, используя как можно больше синонимов и синонимических рядов. (Репродукция картины). (слайд 18)

Усвоения новых знаний 1 Распределительный...Урок

... конспектов уроков , которые проиллюстрируют наши предложения. Технология анализа урока Цель посещения урока ... урока теме и цели урока ? Каких этапов урока здесь недостает? 43. Ознакомьтесь с планом урока в I классе. Тема ... словотолкование, синонимы , ...

  • Конспект урока по химии Тема: «Ковалентная химическая связь, ее виды»

    Урок

    Гуленина Ксения Александровна 2012 г. Конспект урока Тема урока : «Ковалентная химическая связь, ... дом - 1 мин План -конспект урока Основные этапы урока , время Методы Содержание учебного... вы должны помнить, что синонимом ковалентной связи является атомная...

  • 1. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлых занятиях.

    Как называются:

    Все слова языка (лексика).Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

    Молодцы!

    2. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики.

    Отгадайте загадку:

    Не барашек и не кот,

    Носит шубу круглый год.

    Шуба серая – для лета,

    Для зимы – другого цвета.

    Что же за зверек такой заяц? (СЛАЙД )

    В мире насчитывается 32 вида зайцев, их ближайшими родственниками являются пищухи и кролики. Зайцы обитают на всех континентах, кроме Антарктиды.

    У зайцев не бывает каких-либо жилищ – они не роют норы и не делают никаких других укрытий. Но эти животные имеют постоянные участки обитания, которые покидают только в бескормные годы при массовой миграции.

    У нас наиболее известны два вида зайцев – беляк и русак. Свои названия они получили из-за разницы в окраске: беляк в зимнее время имеет чисто-белый окрас, только кончики ушей остаются черными.

    3. Все вы прекрасно знаете, что заяц является героем многих художественных произведений и мультфильмов. Каждый писатель описывает зайца по-разному.

    Сейчас д ля наблюдений вам предлагается отрывок из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка – уральского писателя-

    «Сказка про храброго зайца…».

    Каждому из вас я раздаю текст, с которым вы будете работать. Полина прочитает этот текст вслух, а вы все внимательно его послушаете и ответите на вопросы.

    Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

    - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

    - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

    Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

    4. Назовите глаголы движения, характеризующие поведение зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? О чем они нам говорят? Об одном и том же?

    (Собрались, сбежались, приплелись).

    Конечно, значит, об одном и том же можно сказать по-разному.

    5. Интересно ли вам будет узнать значение этих глаголов?

    Как вы думаете, что значит каждое из этих слов?

    Собрались – сошлись в одном месте,

    Сбежались – быстро собрались,

    Приплелись – пришли медленно.

    6. Следовательно, перед нами слова одной и той же части речи – глаголы.

    Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.

    7. Как вы думаете, в каких стилях речи могут употребляться данные слова?

    Собраться – стилистические нейтральное слово, т.е. может употребляться в научном, художественном и разговорном стилях.

    А вот слова сбежались и приплелись относятся к разговорному стилю.

    8. О словах, обозначающих одно и то же явление, предмет или действие мы и будем говорить сегодня на уроке.

    9. Может быть, кто-то из вас знает, как они называются?

    Такие слова называются синонимами.

    10. Следовательно, тема нашего урока:…….

    «Синонимы, их роль в речи».

    11. Давайте запишем тему в тетрадь, в оставленную вами строчку.

    (Запись на доске и в тетрадях)

    12. В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: (запись на обратной стороне доски).

    Синонимы – это … (примеры)

    Роль синонимов в речи…

    Синонимы

    Цели урока: формировать у учащихся знаний о синонимах, развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности, учить подбирать синонимы к данному слову. строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи, воспитывать положительные качества у учащихся.

    Ход урока

    Организационный момент

    Сообщение целей урока.

    Мы с вами уже познакомились с многозначными словами и омонимами, сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли,что опоздали.)

    Не сердитесь на нас.

    Не обижайтесь.

    Не дуйтесь.

    Где вы были?-спрашивает учитель.

    В школе, тут близко.

    Совсем недалеко.

    Рядом.

    Что же вы там делали? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.

    Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их ещё называют синонимами.

    Учитель: Да, тема нашего урока называется «Синонимы».Проходите, присаживайтесь. Откроем тетради, запишем число и тему урока.

    Синтаксическая пятиминутка.

    Кусты опушились блестящим инеем.

    Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

    Какие орфограммы есть в этом предложении?

    Какими ещё словами можно описать иней?(сверкающий, сияющий, переливающийся, искрящийся).

    Одинаковое или разное значение у этих слов?

    Совпадает ли у них звучание и написание?

    Делается вывод о том, какие слова называются синонимами.

    Прочитаем правило в учебнике. Всё ли мы сказали о синонимах? А чем синонимы отличаются от омонимов? Знакомство со словарём синонимов.

    3. Упражнение на экране.

    Найти слова, похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?

    Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было,что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.

    (в тетрадь выписать слова-синонимы, проверить себя по словарю)

    А теперь поучимся доказывать, что данные слова являются синонимами. Упражнение 349.

    Ученики записывают в тетрадь слова и доказывают, что они являются синонимами.

    Игра »Третий лишний»

    Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

    Огонь, дым, пламя.

    Алфавит, азбука, чистописание.

    Лошадь, конница, кавалерия.

    Бросать, кидать, ловить.

    Ураган, дождь, буря.

    Шалун, озорник, тихоня.

    Физминутка

    Запишем слова в два столбика.

    Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

    Неразговорчивый рассеянный

    Невнимательный молчаливый

    Неправильный простой

    Неудачный безуспешный

    Несложный легкомысленный

    несерьезный ошибочный

    Продолжить загадки

    Простое слово »промежуток»:

    В театре несколько минуток,

    Пока начнётся новый акт,

    Мы называем их …(антракт).

    На время что-то прекратив,

    Мы объявляем… (перерыв).

    В борьбе, в труде устали слишком,

    Дают уставшим… (передышку).

    После урока непременно

    Нужна ребятам …(перемена).

    Упражнение 351(самостоятельно).

    Есть у нашего народа такая пословица:»Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые, а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой- никогда.

    (В.Крупин)

    О чём говорится в этом тексе? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберём синонимы к слову добрый. Можно пользоваться словарём синонимов(добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения)

    Вот и заканчивается наш урок. Давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились? Чем они отличаются от омонимов? Где можно найти эти слова? Какие задания для вас были лёгкими, трудными? Что больше всего понравилось на уроке?

    Отройте дневники, запишите домашнее задание. П. 68, придумать и записать 5-6 предложений со словами –синонимами, используя материал сегодняшнего урока.

    Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синонимы"

    Цель:знать определение синонимов, о различие синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью, о словарях синонимов; о роли синонимов в речи;

    уметь: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарями развивать их логическое мышление; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    II. Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. После работы выполняется взаимопроверка).

      Все слова языка (лексика).

      Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).

      Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

      Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

      Слова с переносным значением (метафора).

      Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

      Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (омофоны).

      Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

    III. Диктант с последующим частичным синтаксическим и пунктуационным разбором.

    (Первое предложение дети разбирают в тетрадях, а второе и третье выполняется двумя учениками на доске).

    Задание:

      Луна – небесное тело.

      Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)

      Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)

    Задание: объяснить пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.

    IV. Объяснение нового материала.

    Учитель:

    Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).

    Посмотрите на рисунки: какой из них вы подписали бы словом луна, а какой – словом месяц? Почему? (в разговорной речи и в художественной литературе луну называют и луной, и месяцем. Но обычно, если слышим или читаем слово «месяц», то представляем луну «молодую, серповидную, двурогую. И определения при слове месяц так же будут: молодой, новый, озорной).

    Сравниваем по стилю первое предложение со вторым и третьим; убеждаемся, что в нем слово луна заменить словом месяц нельзя.

    Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».

    Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.

    Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

    Учитель:

    И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.

    Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.

    Учитель: что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию).

    V. Знакомство со словарными статьями словаря синонимов.

    VI. Закрепление материала.

    1. Синонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, выразить мысль более точно. В первоначальном варианте одного из своих стихотворений Ф.Тютчев написал: «С горы бежит ручей проворный».

    В последствии, работая над стихотворением, поэт заменил слово ручей на синоним. На какой? (Поток) Докажите, что данные слова являются синонимами.

    Как вы думаете, почему поэт заменил слово? (Слово поток изображает стремительное и быстрое течение воды с гор, оно образнее, чем слово ручей.

    2. Выразительное чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Вьюга».

    Вьюга снежная, пурга
    На пряди нам пряжи,
    Взбей пушистые снега
    Словно пух лебяжий.
    Вы, проворные ткачи –
    Вихри и метели.
    Дайте радужной парчи
    Для косматых елей.

    Учитель:

    Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение.

    (Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

    Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

    Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).

    Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.

    Учитель:

    Для чего используют синонимы в речи? (Ответы детей).

    3. Посмотрите сценку-миниатюру «Синонимы» из книги Ф.Кривина «Принцесса Грамматика».

    Давайте разберемся, кто кому – синоним, а кто – антоним.

    Синонимы:

    свежий – теплый (о хлебе),
    черствый – холодный (об отношениях к товарищам)
    холодный – прохладный, свежий (о воздухе)

    Антонимы:

    свежий – черствый (о хлебе)
    свежий – теплый (о воздухе)

    4. Физкультминутка (дыхательная гимнастика)

    А теперь мы не спеша
    Будем правильно дышать.
    Раз, два, три, четыре, пять –
    Все умеем мы считать,
    Отдыхать умеем тоже.
    Руки за спину заложим,
    Голову поднимем выше
    И легко, легко подышим.

    5. Игра: «Назовите слово». (Какое единое слово можно употребить для выделенных слов?)

    а) Вспыльчивый человек, страстное желание, напряженный день (горячий).
    б)Безошибочное суждение, справедливый человек, нормальное биение сердца (правильный).
    в)Железная воля, незыблемое решение, крутой характер (твердый).
    г) Прочный стол, насыщенный раствор, глубокий сон, здоровый организм, верная дружба (крепкий).

    6. Игра: (Назовите слова, которые определены следующим образом)

    а) в одном значении синоним слово множество, в другом – антоним слова суша (море)
    б) синоним луны и омоним двенадцатой части года.(месяц).
    В) синоним слову победа и омоним слову, обозначающему сорт клубники (виктория)
    Г) синоним к фразеологизму на краю света, антоним к в двух шагах (за тридевять земель).

    VII. Обобщение материала.

    Над какой темой работали?

    Что такое синоним?

    Для чего употребляются синонимы в речи? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке? Могут ли знания по данной теме пригодиться нам в жизни?

    VIII. Домашнее задание: решить кроссворд из тетради.