Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Ильенков, Василий Павлович - Ведущая ось. Последние годы жизни ученого

В. П. Ильенков родился 12 (24) марта 1897 года в с. Шилово-Смоленское (ныне Дорогобужского района Смоленской области) в семье священника. После четырёх классов смоленской духовной семинарии, в 1915-1917 годах учился на историко-филологическом факультете Юрьевского университета (не окончил). В 1917 году призван в армию. В 1928-1930 годах редактор газет «Наша деревня» и «Брянский рабочий». В 1930 году переселился в Москву, до 1932 года был организационным секретарем РАПП. Публиковался с 1929 года. В Москве жил с семьёй в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», кроме того, его рассказы печатались в «Правде» и в ряде журналов. В 1942 году они были изданы отдельным сборником «Родной дом». Военные рассказы В. П. Ильенкова объединены темой глубокого советского патриотизма и неисчерпаемой жизненной силы советских людей, являющихся залогом их победы над тёмными силами гитлеризма. Романы Ильенкова отражают социалистическое строительство. Рассказы хвалили за отсутствие надуманных сюжетов и погони за эффектами, за удачные описания природы и мастерство диалога.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за роман «Большая дорога» (1949)

Книги

  • Большая дорога 1949 (роман о колхозе-миллионере)
  • На тот берег, 1945 (сборник рассказов)
  • Рассказы, 1955
  • Конский цех, 1931
  • Ведущая ось, 1931 (роман)
  • Богатство, 1947 (сборник рассказов)
  • Солнечный город, 1935 (роман о строительстве Курского металлургического комбината)
  • Площадь цветов, 1944 (пьеса)
  • Родной дом, 1942 (сборник рассказов)
  • Личность, 1938 (сборник рассказов)

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М.: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8

Имя талантливого журналиста и писателя Василия Ильенкова
известно в нашей стране. Читатели знают его
по романам «Ведущая ось», «Солнечный город», «Чужая
боль», «Большая дорога». Последняя из этих книг в 1950
году была удостоена Государственной премии СССР.
Любопытно, что его становление как журналиста и писателя
связано с Брянским краем. Здесь в 1924-1926 годах он работал
заведующим губернским отделом народного образования.
Позже редактировал газету «Наша деревня», а в 1929-1930
годах был редактором газеты «Брянский рабочий».
Жизнь коллектива брянского завода «Красный Профик-
терн» явилась благодатным материалом для создания Василием
Ильенковым романа «Ведущая ось», который впервые был
напечатан в 1931 году в журнале «Октябрь». Писатель широко
показал работу крупнейшего промышленного предприятия. Новую
интеллигенцию, вышедшую из рядов рабочего класса, он
назвал ведущей осью.
Немалое влияние на формирование идейно-эстетических
взглядов Василия Павловича Ильенкова оказал его опыт партийной,
советской и журналистской работы на Брянщине. А
это в свою очередь наложило отпечаток на роман «Чужая
боль», в котором события развертываются в городе Древлянске,
и на роман «Солнечный город».

Материалы подготовили члены Союза журналистов СССР - кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РСФСР Я. Д. Соколов и заслуженный работник культуры РСФСР Р. В. Русанов.

Василий Ильенков
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Василий Павлович Ильенков

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

Российская империя, СССР

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

рассказ «Аноха» (1927)

Премии:
Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Василий Павлович Илье́нков (1897-1967) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии третьей степени (). Член РКП(б) с 1918 года . Отец философа Э. В. Ильенкова .

Биография

В. П. Ильенков умер 23 января 1967 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Двенадцать лет спустя рядом с ним был похоронен и его сын.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за роман «Большая дорога» (1949)
  • Орден Красной Звезды (1940)

Книги

  • «Конский цех» (1931)
  • роман «Ведущая ось» (1931)
  • роман «Солнечный город» (1935) - о строительстве Курского металлургического комбината
  • сборник рассказов «Личность» (1938)
  • сборник рассказов «Родной дом» (1942)
  • пьеса «Площадь цветов» (1944)
  • сборник рассказов «На тот берег» (1945)
  • сборник рассказов «Богатство» (1947)
  • роман «Большая дорога» (1949)
  • рассказы (1955)

Напишите отзыв о статье "Ильенков, Василий Павлович"

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.

Поэт меняет профессию

Алексей Смирнов, «АиФ Урал»: Андрей Игоревич, в «Стране ОЗ» вы сыграли роль русского интеллигента, волею судьбы ставшего продавцом в ночном киоске. Жизненный опыт пригодился? Чем запомнились съёмки?

Андрей Ильенков: Формально эта роль - главная в фильме. У меня действительно был период, когда я полгода работал в ночном ларьке. Правда, время было совсем другое: мне было 25 лет, и это были 90-е. Но режиссёр Василий Сигарев сказал: а давай представим, что это некий забытый ларёк, затерявшийся во времени. Раньше я никогда в кино не снимался, было интересно, хотя иногда - эмоционально тяжело. Камеры не боялся, со звёздами, особенно с Александром Башировым, общались нормально. В принципе, собой я доволен, но сам процесс съёмок мне не понравился. Слишком утомительно. При том что у меня была сравнительно лёгкая роль, я в основном сидел и разглагольствовал. Но теперь я понимаю, за что звёздам кино платят такие большие деньги…

- Сегодня существует такое явление, как русская интеллигенция?

Андрей Ильенков. Родился в 1967 году в Челябинске. Служил в армии, учился в мединституте, сменил более десятка профессий. В 1998 году окончил факультет филологии УрГУ, позднее – аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Александра Блока. Один из авторов сценария и исполнитель роли в фильме «Страна ОЗ». Руководит отделом прозы в литературном журнале «Урал». Член Союза писателей России.

Думаю, да. Люди, которым важны не только свои, но и общественные интересы, были и будут всегда. Причём не важно, гуманитарий ты или технарь (яркий пример последнего - академик Сахаров). Возьмём XIX век. Никто не говорил, что Тургенев - интеллигент. А вот Чернышевский интеллигент бесспорно. Хочу отметить, что себя интеллигентом не считаю. Все эти вопросы меня, несомненно, интересуют, но я их нигде не озвучиваю, никогда не отстаиваю и не готов отдать за них жизнь.

- Вы с 2000 года возглавляете отдел прозы в журнале «Урал». О чём сейчас пишут? Присылают много?

О том же, о чём и всегда. Вне зависимости от того, графоман ты или нет, главным образом людей интересуют вечные темы: жизнь и смерть, вой-на и мир, любовь и судьба… Естественно, что все пишут о них по-разному, но количество рукописей, присылаемых нам, огромно. Представьте себе: сначала все тексты просматривают редакторы, которые «бракуют» очень много, а я читаю только оставшееся. Из этого отбираю примерно половину. Но даже после того, как всё одобрено и согласовано, люди ждут по году и больше, чтобы напечататься у нас.

Главную роль в новогодней трагикомедии «Страна ОЗ» сыграла Яна Троянова, но Андрей Ильенков уверен, что его герой в кинокартине не менее важен. Фото: скриншот youtube

«Мы Москве не интересны…»

- Вы больше поэт или прозаик? Количество читателей для вас важно?

Считаю себя поэтом, но больше известен (если это можно назвать известностью) как прозаик. Мне раньше часто говорили: зачем ты пишешь всю эту «попсовую» прозу, ведь у тебя такие гениальные стихи. Но, то, что мои стихи гениальны, знают с десяток человек, а прозу читали сотни. Однако вообще количество читателей важно для коммерческого успеха, для процесса творчества их число не имеет никакого значения. Проблема ещё и в том, что, если автор раскручен, ему, чтобы «быть на плаву», приходится писать всё время. А результаты часто бывают плачевны. Уж на что, казалось бы, талантлив Стивен Кинг, но и он порою пишет «что попало». Та же история - с Борисом Акуниным. Популярный писатель на самом деле - это тяжёлый крест. Но, слава Богу, это не обо мне.

- То есть «ни дня без строчки» - это не ваше?

Совсем не моё. Раньше, когда мне было лет 25-30, я старался много писать, а потом смотрю: из всего, что я написал, остаётся в лучшем случае 20%, остальное никуда не годится. И тогда я решил: не лучше ли сразу писать эти самые 20%? Сегодня у меня есть неопубликованные юношеские стихи, всё остальное - опубликовано.

- Вы согласны, что московская и питерская литературные тусовки смотрят на нас несколько свысока?

Когда у нас в 2015 году проходил фестиваль «Толстяки» на Урале», была возможность пообщаться со всеми столичными редакторами. И у меня возникло ощущение, что им просто не очень нужны все остальные. Они как-то сами по себе. Москва - огромный город, где много издательств, журналов и писателей. И они подсознательно думают: а зачем нам кто-то ещё, у нас и так всё есть. Это не презрение, это отсутствие интереса. Чтобы пробиться в Москве и Питере, это надо постараться. А стараться хотят не все. Как выразилась наш писатель Ольга Славникова, талант талантом, но надо ещё и телодвижения совершать.

- Всемирная Паутина - хорошая вещь?

Интернет облегчает многие рабочие процессы, но он же и мешает. Для коммуникации Сеть хороша, но, скажем, как энциклопедия никуда не годится. Например, у меня дома нет Интернета, и, когда его предлагали провести, я отказался. Людям иногда кажется, что там есть всё, но это иллюзия. Интернет - это огромное количество банальной информации. Но как только тебе нужно что-то более узкое, чем читают все, ты выясняешь, что нет ничего. Тысячи ссылок ведут в конечном итоге к одному первоисточнику.

Кадр из фильма «Страна ОЗ». Фото: скриншот youtube

Любая революция - зло

- Писатели в России условно делятся на патриотов и либералов. Вы относите себя к какому-то лагерю?

У меня есть совершенно чёткие взгляды, в том числе на ситуацию в стране, и они не совпадают ни с теми, ни с другими. Пишу я по большому счёту для себя. С одной стороны, я вообще противник не только либеральной политики и идеологии, но даже их «мыслительной парадигмы». С другой - я согласен, что противники либералов часто люди весьма ограниченные, и к патриотам себя также не отношу. Но в классическом понимании этого слова, я, безусловно, патриот России. Это естественно. Быть патриотом какой-то другой страны было бы нелепо.

- Власть должна помогать художнику?

Власть помогает художнику, который льёт воду на мельницу самой власти. Может быть, он это делает искренне, а может быть - по расчёту, но это нормальная ситуация. Во времена СССР хорошо жили те писатели, которые были нужны советскому государству. Сегодня об отсутствии помощи от властей часто говорят сами художники. «Нас не замечают!». А с какой радости? Если тебя не замечают - ты либо не нужен, либо не заслуживаешь, чтобы тебя заметили. Это всё равно, что требовать любви…

В этом году в России отмечается 100-летие двух революций - Февральской и Октябрьской. Как относитесь к событиям тех дней? Сегодня подобное возможно?

Любая революция - это всегда зло, зло во всех отношениях. После неё всем становится хуже. Кроме самих революционеров, которые, как правило, живут недолго. Я не государственный деятель и не хотел бы им быть, но уверен: революций нельзя допускать ни в коем случае. И если правительство её допустило, это плохое правительство. Можно применять политику кнута и пряника, сесть за стол переговоров, кого-то наказывать, кому-то помогать, но если дело дошло до применения силовых структур и армии - всё уже плохо. Вспомним распад СССР. Когда пустили в ход войска - было уже поздно…

Но мне почему-то кажется, что в нынешней России ситуация 100-летней давности повториться не должна. Тогда напряжённость в стране дошла до предела, именно поэтому народ в общей своей массе и поддержал новую власть.

Вы как-то написали о себе: «К тридцати шести годам я не очень поумнел по сравнению с двадцатью шестью». Сейчас вам сорок девять. Можете сказать, что поумнели?

Конечно, не поумнел, но некоторый жизненный опыт приобрёл. Сегодня я уже не очень часто наступаю два раза на одни и те же грабли. Хотя и такое бывает…

Критико-библиографическая справка о романах В. Ильенкова

«Ведущая ось» и «Солнечный город»

«Ведущая ось» - первый роман В. Ильенкова. В основу романа положены события 1927 - 29 г.г. на крупном паровозостроительном заводе в Бежице, Брянской области, где автор в то время был на партийной работе.

На завод возвращается бывший его рабочий, получивший высшее образование, молодой коммунист Семен Платов. Его неодобрительно встречает группа старых инженеров, объединенных враждебным отношением к социалистическому строю; они ведут подрывную работу, стараясь всячески расстроить производство, используя в своих целях отсталые элементы в рабочем классе - погоню за рублем, бездумное отношение к труду и социалистической собственности. Вследствие поломки ведущей оси паровоза, выпущенного заводом, происходит крушение поезда. Виновники катастрофы пытаются прикрыться теорией усталости металла. Инженер Платов, опираясь на помощь передовых рабочих, разоблачает истинных виновников преступления.

Роман, опубликованный в 1935 году в журнале «Октябрь», вызвал острую дискуссию. А. Серафимович дал роману высокую оценку, подчеркивая его достоинства и значение, как одного из первых произведений советской литературы о рабочем классе («Правда», 21 февраля 1932 г., «Живой завод»).

М. Горький писал, что «роман Ильенкова чрезмерно расхвален группой литераторов во главе с А.С. Серафимовичем». Указывая на существенные недостатки романа, в частности, на неудачное словотворчество, критикуя другие промахи автора, «которые не украшают его серьезный роман», М. Горький в то же время отмечал, что роман написан талантливым литератором: «Ильенков, бесспорно, талантлив»; «о положительном значении романа Ильенкова я не буду говорить, повторю только, что автор - человек несомненно талантливый, способный на большую работу» (М. Горький, «По поводу одной полемики», «Известия», 26 апреля 1932 г.).

Подготавливая роман к печати отдельным изданием, автор учитывал критические замечания, сделанные в ходе дискуссии, и книга вышла уже в новой редакции в конце 1932 года (ГИХЛ).

В 1935 году вышел из печати (ГИХЛ) роман «Солнечный город», являющийся продолжением романа «Ведущая ось». В основу этого романа положена проблема курской магнитной аномалии.

Еще до революции ученый Шубин вел безуспешные поиски магнитной железной руды. В 20-е годы, при горячей поддержке В.И. Ленина, он продолжил поиски, но обнаружил лишь залежи бедной железом руды, и дело заглохло после смерти Ленина. Заинтересовавшись этой проблемой, инженер Платов вместе с Шубиным возобновляет поиски железного клада в недрах земли, поднимет на это дело комсомольцев. Преодолевая большие трудности и лишения, они обнаруживают богатые залежи руды и на базе ее начинается строительство шахт и города, который они называют солнечным. Сюда устремляются тысячи людей из деревень и здесь, на социалистической стройке, в острой борьбе с отсталыми элементами в своей среде, становятся на путь новой жизни.

То, что в 1935 году, когда был опубликован роман «Солнечный город», было только мечтой, в наши дни стало реальной действительностью: Курская магнитная аномалия превратилась в мощную металлургическую базу страны и уже выстроены города, о которых мечтали комсомольцы.

Роман «Ведущая ось» переиздавался в 1933 году (второе и третье издания, в издательстве «Советский писатель»); в 1934 году (четвертое издание, ГИХЛ); на немецком и английском языках - в 1935 году; на еврейском - в 1934 году; на белорусском - в 1936 году. Роман печатался из номера в номер в газете «Юманите» для Эдьзас-Лотарингии в 1935 году, в органе Швейцарской компартии «Базельс-Форвертс» - в 1935 году.

Роман «Солнечный город»: первое издание (ГИХЛ) - 1935 г.; второе - («Роман-газета») - 1935 г.; третье - (ГИХЛ), 1936 г.; четвертое - («Советский писатель», 1937 г.)

Критика: О. Войтинская, «Литературная газета», 1935 г.; В. Щербина, журнал «Октябрь», 1936 г.

Романы «Ведущая ось» и «Солнечный город» являются книгами, составляющими одно произведение о коммунистах. В настоящее время автор, существенно перерабатывая текст прежних изданий, готовит оба романа к изданию в одной книге под названием «Идущие впереди».