Error: не определено #11234. Драккары - деревянные корабли викингов. Самые невероятные драконы народов мира Морской дракон мифология
Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Драккары - деревянные корабли викингов. Самые невероятные драконы народов мира Морской дракон мифология

Дракон в китайской мифологии.

Китайцы верят в то, что драконы были прародителями особых, не похожих на людей драконовидных существ. Дракон или Лун символизирует энергию Ян. Драконы быстро и ловко передвигаются по земле, отлично плавают и не менее уверенно чувствуют себя в воздухе. У этого мифологического животного прекрасное зрение, может быть поэтому один из переводов слова дракон означает «острое зрение», «остроглазый».

Внешний вид драконов нам известен из древнейших легенд. Это достаточно крупное существо с продолговатым туловищем, длинным, сильным хвостом, крыльями, с одной, а иногда несколькими головами.

Чешуя дракона плотная и подобно металлу переливается, едва на неё попадают солнечные лучи. Дракон обладает большой физической силой и оккультными способностями, к примеру, способен легко и быстро ввести в гипнотическое состояние. Но главную опасность дракон представляет за счет своего огненного дыхания. Разгневанный дракон может повергнуть в огненное пламя целое поселение.

Китайцы говорят о драконе как о разумном существе, которое может иметь как добрый нрав и оказывать людям покровительство, так и достаточно злобный нрав - традиционно считалось, что такие драконы, которых называли Чиа, обитали на возвышенностях.

Чиа имели пёстрый окрас: жёлтые бока, красное брюхо и спину, испещренную зелёными полосами. Дракон ассоциируется с водной стихией и к его силе взывали в засушливые периоды времени с целью вызвать дождь. Считается, что первый Лун (в некоторых интерпретациях - Лунг) появился на свет в эпоху династии Ся. Это и есть знаменитый красный китайский дракон, высоко парящий в небесах.

В глубинах океана обитали драконы Ли или морские драконы. Подземные драконы были хранителями кладов. Они считались самими «земными» и занимали низшую ступеньку в драконьей иерархии.

В Китае дракон ассоциируется с неприкосновенной властью императора. Существует поверье, согласно которому истинный владыка Китая имеет на теле родинку, схожую с изображением дракона. По одной из легенд Жёлтый император в конце своей земной жизни получил тело дракона и взмыл в небеса.

Императорский трон назывался драконьим престолом, а на государственном гербе красовалось изображение дракона. Существует такое мнение, что драконы стали прародителями более 10 тысяч различных существ.

Японские поверья о драконах.

Японские драконы отличаются от китайских собратьев тем, что имеют не по пять, а по три пальца на лапах. Вспоминая легенды о драконах, японцы расскажут, что первое такое существо появилось именно в этой стране, хотя, китайцы, конечно, будут утверждать обратное. Как бы там ни было, все сходятся в одном - у драконов мужского рода окончание хвоста напоминает наконечник, а на голове - крутые рога, у драконов женского рода волнистые гривы и прямые носы.

Два наиболее известных дракона в Японии обитали на территории префектуры Канагава. Это пятиглавый дракон с острова Эносима и девятиглавый дракон, обитающий в озере Асиноко в горах Хаконэ. По одной из легенд повелителем Морского Дворца является дракон. Он - повелитель водной стихии.

Дракон редко показывается на глаза людям, но если взывать к нему, от может спасти от шторма, устроить прилив или отлив при помощи специальных талисманов, которые могут быть подарены и обитателям побережья. Такие талисманы приносят в дом достаток. Считается, что у обладателя талисмана морского дракона в доме всегда будет пища. Практически во всех храмах на территории Японии можно увидеть изображение драконов.


Символом дома якудзы является статуя дракона. Ну и конечно сами представители японских мафиозных кланов предпочитают татуировки с изображением драконов.

Драконы в скандинавской мифологии.

В скандинавской мифологии выделяют сразу несколько драконов. Крупнейшего породила великанша Ангрбода от божества Локи. Змей Ёрмунганд был настолько крупный, что лежал на дне мирового океана и своим телом опоясывал землю, кусая сам себя за хвост. Божества, видя, какую опасность он несёт Земле, решили его пленить.

А вот чёрный дракон Нидхёгг, согласно легенде, обитает рядом с деревом жизни Иггдрасиль. Под землёй он гложет его корни.

Ещё один известный у скандинавов дракон Фафнир некогда имел человеческое тело. Его погубила жажда богатства. Из-за несметных сокровищ, дарованных его отцу Грейдмару богами Тором и Локи после того, как они лишили жизни Орта, охотившегося в теле выдры на реке, и приходившегося младшим братом самому Фафниру, два старших брата лишили своего родителя жизни и завладели богатством.

Так начало действовать проклятье гнома Ангвари за то, что Локи отнял у него всё золото и даже последнее кольцо, которое тот просил оставить. Фафнир же рассчитывал владеть богатствами, предложенными богами как плату за гибель одного из сыновей колдуна, безраздельно. Он надел волшебный шлем и тут же обратился в дракона, который покрыл несметные сокровища своей огромной тушей.

Огнедышащие змеи на Руси.

О существовании драконов знали и на Руси. Дракон или огромный змей является ни чем иным, как злым духом. О появлении на свет таких змеев было несколько версий.

По одной из легенд дракон был рождён от змеи, которая на протяжении семи лет не встречала человека, согласно другой легенде, дракона породила огромная рыба, которая прожила сорок лет. Способные летать драконы появились на свет как результат сношений Огненного змея и женщины. Это и есть те самые огнедышащие драконы с двумя, тремя, шестью, а также семи и двенадцатью головами.
Из пасти дракона вырывается опаляющее всё вокруг пламя. Его полёт подобен молнии и сопровождается гулом и грохотом.

Еще один известный персонаж русских сказок - Змей Горыныч, который славился тем, что либо сожительствовал с женщинами, высасывал грудное молоко, а если его не было, то кровь, либо попросту пожирал молодых девушек и детей. Существовали такая примета - если женщина слишком сильно тоскует по своему погибшему мужу и не желает отпускать его душу или же подберёт на дороге магический предмет (в который обратился змей), рано или поздно к ней явится дракон.

Считалось, что чёрным колдунам дракон приносит богатство. У сербов драконы - положительные существа, защищающие народ и отражающие атаки демонов. Дракон считался не просто положительным персонажем, а буквально святым.

По одной из легенд представители одного императорского рода произошли от сына дракона (змея) и земной женщины. От подобных союзов рождались богатыри и многие в последствии ставшие легендарными героями. Если женщина не желала, чтобы в её дом ходил дракон, то над входной дверью нужно было повесить пучок травы валерианы. Ещё одно верное средство - завести во дворе крупную чёрную собаку.

Другая легенда гласит, что драконы были достаточно распространены в былые времена, а после, чтобы обуздать их неуправляемую силу, люди набросили на них металлические панцири - якобы так появились черепахи. В борьбе с представителями драконьего рода прославились русский богатырь Добрыня Никитич, кузнецы Кузьма и Демьян - схватив змея, они протащили его по земле вплоть до Чёрного моря, так и появилась река Днепр.

Общеславянский мотив о герое-змееборце связан с Георгием Победоносецем. Драконы приносили людям и беды, сжигая целые города и деревни, но были и настоящими покровителями, одаривая сокровищами и сверхспособностями. О силе и былом могуществе драконов до сих пор слагают легенды.

Мифические драконы и виверны присутствуют в том или ином виде в легендах у практически всех народов мира. Откуда появились первые упоминания о драконах и какое значение они имеют для человека? И почему они всегда вызывали интерес и восхищение у людей?

В статье:

Драконы и виверны в самых древних мифах

Существа, похожие на крылатых рептилий, которые дышали огнем и обладали огромной силой, были известны человечеству издревле. Так, подобные образы существовали еще во времена каменного века. Наскальные рисунки во многих странах мира изображают собой не только сцены из реальной жизни людей, но и фантастических существ, некоторые из которых очень сильно напоминают драконов. Однако эти рисунки не могли позволить ученым и исследователям полноценно восстановить картину древних верований и традиций.

Первыми письменными источниками, позволяющими реконструировать древние мифы о драконах, стали иероглифические надписи Древнего Египта и шумерско-вавилонский эпос. В этих легендах гигантская рептилия выступала как извечное зло, с которым боролись герои или боги. Так, в Древнем Вавилоне образом дракона обладала богиня Тиамат, которая была убита Мардуком, своим внуком. А в Древнем Египте обликом огромной рептилии, стремящийся пожрать Солнце, был Апеп. Ему противостоял бог Ра, который почти всегда побеждал зверя. Исключением были дни солнечных затмений, когда чудовищу ненадолго удавалось поглотить светило.

В целом, в большинстве древних мифов образ дракона так или иначе ассоциируется с ключевыми принципами мироздания. Он практически всегда так или иначе связан с Солнцем и с циклом смены дня и ночи. А вот олицетворение зла в облике большой рептилии характерно исключительно для европейской цивилизации и арамейской культуры.

Драконы в скандинавской мифологии

Окончательно в европейской традиции образ дракона сформировался в древнегерманской и скандинавской традициях. Здесь они также выступали как злые существа, которые стремились к уничтожению как человечества, так и богов. Изначально в мировоззрении скандинавов существовало двое великих драконов. Одного из них звали Нидхёгг и он был воплощением классического европейского чудовища.

Нидхёгг является великим змеем, он проживает в глубинах Хвергельмира - источника, из которого была создана вся Вселенная. Этот зверь живет от начала времен и грызет корни Мирового Древа, стремясь уничтожить его и погрузить мир в первозданный хаос. У него есть и антагонист - великан Хрёсвельг, сидящий на самой вершине Иггдрасиля. И вражда между ними проявляется в том, что они постоянно посыпают друг друга бранными словами. Слова эти доносит от Нидхёгга, лежащего на самом дне мира, до Хрёсвельга, находящегося на его вершине, маленький зверёк - белка Рататоск. Эта вражда продлится до конца времен и начнется вновь, как только Вселенная переродится. Похожее значение имеет и кельтский дракон, который связывает подземный мир и небеса. Однако у кельтов его фигура выступала в качестве защитника, а не уничтожителя.

Другой из известнейших скандинавских чешуйчатых чудовищ - это Мировой Змей Йормунганд. В отличие от большинства классических европейских мифических рептилий, Йормунганд проживает в воде, а по некоторым мнениям - не имеет ног и крыльев, являясь именно змеем, а не драконом. Он также будет одной из ключевых фигур в Конце Света - Рагнарёке.

Помимо этих двух фундаментальных драконов, скандинавская мифология содержит упоминания и о других таких существах. Самым известным из них был Фафнир, о котором говорят как Старшая так и Младшая Эдды, а таже Сага о Вельсунгах. По легенде, ранее Фафнир был человеком, и лишь потом принял образ страшного зверя, чтобы стеречь награбленное и похищенное золото. Именно из образа Фафнира сформировался стереотип о том, что драконы спят на золоте и стерегут его.

Известные драконы народов мира - Ажи Дахака, Кецалькоатль и другие

Ажи Дахака — прототип змея Горыныча

Кроме скандинавов, и у других народов мира были свои драконы. Это - мифические существа Кетцалькоатль - бог ацтеков, и Змей-Горыныч из славянской мифологии, а также Ажи Дахака - иранский дракон, которому уделяется весьма большое внимание и по сей день. Сейчас феномен крылатых змеев исследует все больше ученых, ведь эти мифические существа независимо друг от друга появлялись во всех человеческих культурах.

Кетцалькоатль, названный «пернатым змеем» - одна из основных фигур ацтекского пантеона. Именно его аватарой считали ацтеки Кортеса. Именно поэтому ему удалось покорить южноамериканские народы практически без войска. Люди не могли сопротивляться силе того, в котором видели воплощение своего бога.

Кетцалькоатль

Отдельной статьи на нашем сайте удостоилось славянское Чудо-Юдо. Некоторые считают, что оно во много сродни китайскому водному дракону. Другие же исследователи до сих пор не думают, что этот зверь относится к драконам, а является рыбой или морским чудищем.

А именем Ажи Дахака или же Заххака до сих пор называется огромное количество мест в Иране и прилегающих странах. Этот зверь был в мифах иранских народов как до появления ислама, так и после. Сейчас он считается одним из ифритов - злых джинов, которые служат Иблису. Ему, как и европейским огнедышащим чудовищам, постоянно приносились жертвы в виде девиц и скота.

У древних греков были свои драконы - , а также Сцилла и Харибда. Орочи стал известнейшей из рек в провинции Изумо. А водный дракон Апалалу из индийской мифологии, по легенде, стал первым буддистом среди этих зверей, проникнувшись учением Сиддхартхи Гаутамы.

Драконы в христианстве и иудаизме

Образ драконов в христианстве всегда был сроден с образом Сатаны. Ведь именно в образе Змия ангел Самаэль соблазнил Еву, искусив ее отведать плода познания. Поэтому все, что связано с рептилиями и, тем более, столь страшными и большими, связывалось как в иудейской религии, так и в христианстве с дьявольскими происками.

При этом, хтонические существа в Торе и Ветхом Завете были известны с древнейших времен. Одним из них был зверь Левиафан, которого некоторые считают обладавшим образом, подобным драконам. Этот зверь, в отличие от Сатаны, считался творение Божьим, не имеющим пары и манифестацией его силы - сразить без помощи Господней никто не мог.

В христианстве же, образ гигантских огнедышащих рептилий был окончательно очернен легендами о Георгии Победоносце. По легенде, этот святой явился к несчастным жителям одного города. Правитель этого города постоянно приносил девиц в жертву змию. И когда пришел черед приносить в жертву дочь царя, она встретила Георгия, который поинтересовался причиной ее горестей и пообещал сразить в честном бою порождение зла. Именно из этого мифа и возникли все последующие средневековые истории о рыцарях, спасавших прекрасных дев из лап чудовищ.

Виверны и драконы - какая между ними разница

Слово «Виверна» в славянской литературе впервые появилось в книгах о ведьмаке Анджея Сапковского . В то же время, в западной литературе термином «виверна» долгое время назывались мифические существа, похожие на драконов, однако, не тождественные им. Классический европейский огнедышащий змей имел четыре лапы и крылья. Они, по поверьям, могли обладать недюжинным разумом и хитростью.

Виверны же повсеместно считались лишь чудовищами, дикими и опасными. У них было два крыла и две лапы, а также, очень часто - острое и ядовитое жало на хвосте. В момент разделения этих образов уже четко устоялась традиция, что драконы были огнедышащими. Виверны же такой способностью не обладали.

Сейчас виверн можно часто встретить как в кинематографе, так и в других произведениях массового искусства. Например, в отечественном фильме «Дракон», равно как и в «Хоббите» изображаются, увы, не драконы, а виверны. Впрочем, эта ошибка важна исключительно для драконологов, которые изучают историю этих существ и их влияние на человеческую культуру.

Добрые драконы - когда они возникли

Во второй половине двадцатого века драконы перестали быть образом вселенского зла в западной литературе. А к началу нового тысячелетия они стали практически всегда представлять собой положительных персонажей. О них снимают фильмы и мультфильмы, пишут книги и создают видеоигры.

Драконы в мифологии

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них. Согласно древним аккадским источникам, у дракона были лапы собаки, голова льва и крылья птицы. Образ дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом.

В этих космических битвах, как правило, побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир: «И рассек он ей внутренность, и пронзил сердце… и создал из одной половины твердь небесную, а из другой - твердь земную». В каждой стране поэты воспевали эту титаническую битву. В древнейшем вавилонском сказании «Энума элиш» говорится о борьбе бога Мардука с Тиамат, богиней первобытного космического океана. Один из богов ведического пантеона, Индра, побеждает дракона Вритру, семитский бог Баал - бога Йаму, владыку изначального океана. Широко известен и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Создателем.

Символ дракона - это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное слово драгун (dragon). Символ дракона - символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон - Троном Дракона. На щите Агамемнона (11-я песнь «Илиады») был изображен синий трехглавый дракон. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о драконах, сказания даосизма повествуют об их деяниях. Драконы, в мифологии разных народов, это крылатые чудовища, в образах которых соединялись животные, воплощающие два мира - небес и земли - верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь. Изображение дракона служило символом императора, а феникса - императрицы.

В средневековой алхимии - первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом - змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос («пожиратель хвоста»). Изображение уробороса сопровождали подписью «Все в Едином или Единое во всем». А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона «заимствовали» разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.

Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов - сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой. И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя.

Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, бога мудрости. Этот символ бесконечен, как бесконечен вечно развивающийся мир, охраняемый кольцом уробороса.

Драккары -от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой.

Конструктивно драккар викингов представляет собой развитый вариант снеккара (от древнескандинавского «snekkar», где «snekja» означает «змея», а «kar» соответственно – «корабль»). Снеккар был меньше и маневреннее драккара, и в свою очередь произошел от кнорра (этимология норвежского слова «knörr» неясна), небольшого грузового судна, которое отличалось невысокой скоростью движения (до 10 узлов). Тем не менее, Эрик Рыжий открыл Гренландию вовсе не на драккаре, а именно на кнорре.

Размеры драккара – величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров (соответственно от 35 до 60 футов), хотя предположительно могли существовать суда большей длины. Это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров – малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Драккары позволили скандинавам открыть Британские острова (включая Исландию), достичь берегов Гренландии и Северной Америки. В частности, американский континент открыл викинг Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый». Точная дата его прибытия в Винланд (так Лейф назвал, вероятно, современный Ньюфаундленд) неизвестна, но это точно случилось ранее 1000 года. Столь эпичное путешествие, увенчавшееся успехом во всех смыслах, лучше всяких характеристик говорит о том, что модель драккара была крайне удачным инженерным решением.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Считается, что драккар (картинки реконструкции корабля вы можете видеть ниже), будучи «кораблем-драконом», неизменно имел на киле резную голову искомого мифического создания. Но это заблуждение. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался именно дракон, более того – этот элемент был мобильным.

Деревянное изваяние мифического существа на киле судна указывало, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар викингов подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась – это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров викингов произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона (знаменитого норвежского короля), спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло имело длину до 6 метров. В путешествии команда драккара викингов редко составляла больше 100 человек, в подавляющем числе случаев – гораздо меньше. При этом каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыха и под которой хранил личные вещи. Но во время военных походов размеры драккара позволяли вмещать до 150 бойцов без существенной потери в маневре и скорости.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили на берег, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов всегда отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн», «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема – кеннинга.

Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру – Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

Корабль из Гокстада имеет 23 метра в длину и 5,1 метров в ширину, при этом длина гребного весла составляет 5,5 метра. То есть объективно Гокстадский корабль достаточно крупный, он явно принадлежал хёдвингу или ярлу, а возможно даже конунгу. У корабля одна мачта и большой парус, сшитый из нескольких вертикальный полос. Модель драккара имеет элегантные очертания, судно целиком изготовлено из дуба и снабжено богатым орнаментом. Сегодня корабль выставляется в «Музее кораблей викингов» (Осло).

Любопытно, что драккар из Гокстада был реконструирован в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев построили точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, достигнув берегов США и высадившись в Чикаго. В итоге, корабль смог разогнаться до 10 узлов, что в действительности является отменным показателем даже для традиционных судов «эпохи парусного флота».

В 1904 году в уже упомянутом Вестфолле, возле Тёнсберга был обнаружен еще один драккар викингов, сегодня он известен как Осебергский корабль и также выставляется в музее Осло. На основании обширных исследований археологи сделали вывод о том, что Осебергский корабль был построен в 820 году и участвовал в грузовых и военных операциях до 834 года, после чего корабль использовали в погребальном обряде. Чертеж драккара мог выглядеть так: 21,6 метра в длину, 5,1 метров в ширину, высота мачты неизвестна (предположительно в пределах от 6 до 10 метров). Площадь паруса Осебергского корабля могла составлять до 90 квадратных метров, вероятная скорость – не менее 10 узлов. Носовая и кормовая части снабжены великолепной резьбой, изображающей животных. На основании внутренних размеров драккара и его «убранства» (в первую очередь имеется ввиду наличие 15 бочек, которые часто использовались викингами в роли вещевых сундуков) предполагается, что на судне было не менее 30 гребцов (но вполне вероятны и большие цифры).

Осебергский корабль относят к классу шнеккаров. Шнеккар или просто шнек (этимология слова неизвестна) – это разновидность драккара викингов, который изготавливался только из дубовых досок и был широко представлен у североевропейских народов много позже – с XII по XIV век. Несмотря на то, что судно получило критические повреждения во время погребального обряда, а само захоронение-курган было разграблено еще в Средневековье, археологи нашли на сгоревшем драккаре остатки дорогих (даже сейчас!) шелковых тканей, а также два скелета (молодой и пожилой женщины) с украшениями, которые говорят об их исключительном положении в обществе. Также на судне обнаружена деревянная телега традиционной формы и, что особенно удивительно, кости павлина. Другая «уникальность» этого археологического артефакта заключается в том, что останки людей на Осебергском корабле изначально связывали с Инглингами (династия скандинавских вождей), но позже анализ ДНК выявил принадлежность скелетов к гаплогруппе U7, которая соответствует выходцам с Ближнего Востока, в частности – иранцам.

Еще один знаменитый драккар викингов был обнаружен в Эстфолле (Норвегия), в деревне Рольвсей близ Тюна. Эту находку сделал известный археолог XIX столетья Олаф Рюгев. Найденного в 1867 году «морского дракона» назвали Тюнским кораблем. Тюнский корабль относят к рубежу X века, приблизительно к 900 году. Обшивка его выполнена из дубовых досок, уложенных внахлест. Тюнский корабль сохранился плохо, но комплексный анализ позволил выявить размеры драккара: 22 метра в длину, 4,25 метра в ширину, при этом длина киля составляет 14 метров, а количество весел предположительно могло варьироваться в диапазоне от 12 до 19. Главная особенность Тюнского корабля заключается в том, что в основе конструкции лежали дубовые шпангоуты (ребра) из прямых, а не гнутых досок.

Технология постройки драккара, установка паруса, подбор команды

Драккары викингов строили из прочных и надежных древесных пород – дуба, ясеня и сосны. Иногда модель драккара предполагала использование лишь одной породы, чаще их комбинировали. Любопытно, что древнескандинавские инженеры стремились подбирать для своих кораблей древесные стволы, которые уже имели естественные изгибы, из них делали не только шпангоуты, но и кили. За рубкой дерева для судна следовало расщепление ствола пополам, операция повторялась несколько раз, при этом элементы ствола всегда расщеплялись вдоль волокон. Все это делалось еще до высыхания дерева, поэтому доски получались очень гибкими, их дополнительно смачивали водой и выгибали над открытым огнем.

Основным инструментом для постройки драккара викингов выступал топор, дополнительно использовались сверла и долото. Интересно, что пилы были известны скандинавам с VIII века, но для постройки судов они никогда не применялись. Более того, известны легенды, согласно которым именитые кораблестроители создавали драккары, используя только топор.

Для обшивки кораблей драккаров (картинки чертежей представлены ниже) использовалась так называемая клинкерная укладка досок, то есть укладка внахлест (внакрой). Крепление досок к корпусу корабля и между собой сильно зависело от местности, где судно изготавливалось и, судя по всему, большое влияние на этот процесс оказывали локальные верования. Чаще всего доски в обшивке драккара викингов скреплялись деревянными гвоздями, реже – железными, а иногда они перевязывались специальным образом. Затем готовая конструкция смолилась и конопатилась, эта технология не менялась на протяжении веков. Такой метод создавал «воздушную подушку», что добавляло кораблю устойчивости, при этом увеличение скорости движения приводило к улучшению плавучести конструкции.

Паруса «морских драконов» изготавливались исключительно из шерсти овец. Стоит отметить, что естественный жировой налет на овечьей шерстке («по-научному» он называется ланолин) давал парусному полотну отменную защиту от влаги, и даже при сильном дожде такое полотно промокало очень медленно. Интересно отметить, что данная технология изготовления парусов для драккаров отчетливо напоминает современную методику производства линолеума. Формы парусов были универсальны – либо прямоугольная, либо квадратная, это обеспечивало управляемость и качественный разгон при попутном ветре.

Исландские скандинавоведы подсчитали, что на средний парус для корабля драккара (фото реконструкций можно увидеть ниже) уходило порядка 2 тонн шерсти (получившееся полотно имело площадь до 90 квадратных метров). С учетом средневековых технологий это примерно 144 человеко-месяцев, то есть, чтобы создать такой парус 4 человека должны были ежедневно трудиться на протяжении 3 лет. Неудивительно, что большие и качественные паруса в буквальном смысле ценились на вес золота.

Что касалось подбора команды для драккара викингов, то капитан (чаще всего это был хэрсир, хёвдинг или ярл, реже – конунг) всегда брал с собой только самых надежных и проверенных людей, ведь море, как известно, не прощает ошибок. Каждый воин «прикреплялся» к своему веслу, скамья возле которого буквально становилась для викинга домом на время похода. Под скамьей или в специальной бочке он хранил свое имущество, спал на лавке, укрывшись шерстяным плащом. В дальних походах по возможности драккары викингов всегда останавливались у берега, чтобы воины могли заночевать на твердой земле.

Лагерь на берегу также был необходим во время масштабных военных действий, когда на корабль брали в два-три раза больше воинов, чем обычно, и места на всех не хватало. При этом капитан корабля и несколько его приближенных в обычной ситуации не участвовали в гребле, также к веслу не прикасался кормчий (рулевой). И тут стоит вспомнить одну из ключевых особенностей «морских драконов», которую можно считать хрестоматийной. Свое оружие воины укладывали на палубу, тогда как щиты вывешивались за борт на специальных креплениях. Драккар со щитами по обоим бортам смотрелся очень эффектно и действительно вселял страх в сердца врагов одним своим видом. С другой стороны, по количеству щитов за бортом можно было заранее определить приблизительную величину команды судна.

Современные реконструкции драккаров – опыт веков

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет четкую реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли останки 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров качественной смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус обладает площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар (фото представлено выше) регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но – только после тщательного отбора и длительной подготовки.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль – это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

P.S. На сегодняшний день тату драккар является достаточно популярным вариантом «художественной резьбы по телу». В отдельных случаях выглядит это достаточно эффектно, однако нужно понимать, что у нас нет ни одного исторического свидетельства о том, что тату драккар могло существовать. Притом, что о татуировках в скандинавской культуре нам известно достаточно много. Столь показательный момент говорит о том, что тату драккар – это вовсе не способ почтить память предков, а скорее глупый каприз.

Скандинавские Тату включают в себя большое количество вариаций, начиная от рунической письменности, заканчивая изображением богов. Татуировки Северной традиции имеют богатую историю с магическим влиянием. Существуют татуировки, которые максимально приближены к аутентичным тату викингов, в то время как есть узоры, которые выполняются в современных техниках, хотя и относятся к скандинавским мифам. В нашей статье мы подробно разберем самые разные ответвления скандинавских татуировок и разновидности татуировок северных народов.

Скандинавские Тату и их Значения

Тату Руны

  1. Руны — система знаков и письменность народов, которые населяли территорию Скандинавии. Рунический алфавит имеет название Футарк. Руны использовались и как письменность, и как система магических знаков. По легенде Бог Один принес себя в жертву, чтобы добыть руны.
  2. К татуировкам с рунами можно отнести и тату гальдраставы — более сложная по начертанию система знаков. Самые популярные гальдраставы — «шлемы ужаса», которые викинги использовали как оружие против врагов, подавляя их волю и внушая страх. Такие рисунки можно было увидеть на броне, амулетах, оружии.
  1. Тату руны включают в себя подвид рунические вязи . Вязь, в отличие от рун и гальдраставов не самостоятельный знак, а сочетание нескольких рун. В разных комбинациях руны могут приобретать новые значения и служить на пользу своему владельцу.

Тату Мировое Дерево

Мировое дерево в представлении викингов — это огромный ясень, который они именовали Иггдрасилем. По легендам дерево соединяет все миры и является своеобразным устройством вселенной. На верхушке ясеня мудрый орел, в корнях дракон, у ветвей олени, а по стволу бегает белка. В корнях скрыт источник мудрости и источник всех рек.

Тату с мировым деревом означает , что ее владелец изучает устройство вселенной, что он принимает и интересуется мифами и северной традицией. Дерево символ познания, мудрости и пути.

Тату Один

Бог Один — верховный бог викингов, мудрый и хитрый, создатель и всеотец. Один был шаманом, воином и волхвом. Один изображается без глаза, который он отдал в обмен на мудрость. Его вечный спутники вороны Хугин и Мунин (Мысль и Память), волки Гери и Фреки и восьминогий конь Слейпнир. Оружие бога Одина — победоносное копье Гунгнир, которое не знает промаха.

Тату с верховным богом викингов подойдет людям, которые ищут покровительства Одина. Которым близки все качества Праотца. Татуировка будет гармонично подходить человеку смелому, лидеру, готовому на риск, сильному характером, мудрому.

Тату Вороны Хугин и Мунин

Вороны Одина очень часто становятся сюжетом для татуировок. Вороны — это метафора, мысль и память, которые летают по миру и помогают познать его. Такая татуировка будет означать, что человек склонен к размышлениям, поискам истины, познанию вселенной.

Хугин и Мунин

над миром все время

летают без устали;

мне за Хугина страшно,

страшней за Мунина, -

вернутся ли вороны!

Тату Валькирии

Валькирии — крылатые девы-воительницы в скандинавской мифологии. Для викингов было большой честью умереть на поле боя, в сражении. Именно Валькирии переносили погибших воинов в чертоги Одина, в Вальхаллу.

Тату Валькирия символизирует отвагу воина, готовность сражаться до победного конца, принимать свои поражения с честью.

Тату Орнаменты

Скандинавские орнаменты ранее украшали броню и оружие. Викинги, к слову, были любителями татуировок. Именно орнаменты и вязи стали одними из первых нательных украшений воинственного народа. Орнаменты и вязи, схожие с несли в себе сакральный и магический смысл. Такая тату могла защитить своего владельца в бою, принести ему богатство или милость богов.

В современном мире тату с орнаментами могут носить эстетический характер, а могу также нести в себе качества амулета или талисмана.

Тату Корабль Викингов

Как известно северные народы были выдающимися мореплавателями. Они строили корабли, на которых сумели доплыть до средиземного моря. По одной из версий даже Америку открыли викинги, еще до экспедиции Колумба.

Корабль символизирует отвару, поиск, жажду новизны и завоеваний, открытий и новых земель. корабль управлялся командой вручную, что в современном мире может нести метафорический характер. То есть человек сам капитан своей судьбы, но без помощи близких и друзей сложно добиться многих целей.

Тату Рунический Компас

Вегвизир или рунический компас - это древний символ викингов. Как известно викинги были хорошими мореплавателями. Они верили, что тату рунического помогает им не сбиться с пути и гарантирует помощь и покровительство богов.

Тату Молот Тора

Тор в скандинавской мифологии сын Одина, бог грома и бури, защитник всех богов. Молот Тора , Мьёльнир, настолько тяжел, что поднять его может только Тор. Удар молота вызывает гром и молнии. Копии молота были популярными в Скандинавии, люди носили их на шее как амулеты. Также они употреблялись в священных церемониях - им освящали свадьбы. Их подкладывали под кровать молодожёнам, чтобы у них было много детей.

Тату также можно сделать в качестве амулета, чтобы обрести покровительство одного из сильнейших скандинавских богов. Также молот символизирует разрушение и созидание, поскольку с помощью него можно было как убить, так и воскресить.

Тату Рукав в Скандинавском Стиле

Тату рукав чаще всего представляет собой сочетание рун и орнаментов. Могут также изображаться лица богов, в окружении стихии и рун.