Error: не определено #11234. Броненосцы японии. Очерк развития японского флота
Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Броненосцы японии. Очерк развития японского флота

Предлагаю вашему вниманию великолепную книгу посвящённую японским броненосцам времён Русско-Японской войны. Наварное, это самая подробная монография на эту тему.

Аннотация :

Японское военно-морское чудо начала XX века, превратившее Страну восходящего солнца в сверхдержаву, стало возможно лишь благодаря удивительному рационализму "Тэйкоку Кайгун" (Императорского флота). В отличие от разброда и шатаний, царивших в морских штабах и адмиралтействах многих стран (и особенно в России), японцы не сделали практически ни одной ошибки, переняв у союзников-англичан всё самое передовое - технику, тактику, боевую подготовку, систему базирования и снабжения, - и в кратчайшие сроки создав "с чистого листа" современный флот, доминирующий в дальневосточных водах. А его ядром и главной ударной силой стали шесть превосходных броненосцев британской постройки, которые сыграли решающую роль в войне против России. Правда, "Хацусэ" и "Ясима" не дожили до генерального сражения, в мае 1904 года подорвавшись на минах у Порт-Артура, зато "Фудзи", "Сикисима", "Асахи" и флагман адмирала Того "Микаса" стали главными триумфаторами Цусимы. Это они шли во главе 1-го боевого отряда, расстреливая русские броненосцы один за другим. Это их 12-дюймовые 400-килограммовые "чемоданы" наносили нашим кораблям обширные повреждения, превращая их надстройки и небронированные оконечности в груды металлолома, вызывая многочисленные пожары, затопления и опрокидывание. Однако за феноменальное бризантное действие шимозы приходилось расплачиваться повышенным риском самоподрыва - всего через неделю после подписания мирного договора "Микаса" затонул от детонации боезапаса и вернулся в строй лишь три года спустя. А в 1926-м прославленный броненосец был превращен в музей - введенный в специально вырытый котлована в Иокосуке и засыпанный землей по ватерлинию, он сохраняется в таком виде по сей день...
В новой книге ведущего историка флота вы найдете исчерпывающую информацию о создании, боевом применении и послевоенной судьбе всех без исключения японских броненосцев. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Родоначальниками броненосного флота Страны восходящего солнца стали небольшие корветы "Котецу" (позже переименован в "Адзуму") и "Рюдзё", купленные в 1867-1869 годах соответственно в США и Англии. Правда, их нормальное водоизмещение не превышало 1,5 тыс. т, и они, по существу, являлись скромными плавучими батареями. Первый же корабль, который можно считать настоящим броненосцем - казематный фрегат "Фусо",- был заложен в Англии в 1875 году. Его создатель - известный конструктор Э. Рид - над японским заказом "не мудрствовал лукаво", а просто сделал уменьшенное повторение британского броненосца "Айрон Дюк". В 1894 году "Фусо" лишился парусного вооружения, став двухмачтовым, и получил новое вооружение из восьми 152-мм пушек, нескольких картечниц и двух торпедных аппаратов. Он участвовал в бою с китайским флотом у устья реки Ялу, отделался легкими повреждениями, но три года спустя - о, гримасы фортуны! - затонул у берега острова Сикоку, столкнувшись с крейсером "Мацусима". 11 месяцев броненосец пролежал на дне, но в сентябре 1898 года был поднят. Ремонт, в ходе которого артиллерию вновь заменили на две 152-мм, четыре 120-мм и 11 мелких пушек, занял два года. "Фусо" дожил до русско-японской войны и применялся в боевых действиях, осуществляя блокаду Порт-Артура. Его исключили из списков флота в 1908 году.

Победа над Китаем пополнила флот Японии несколькими трофейными кораблями, среди которых оказался и достаточно мощный броненосец "Чин-Йен". Однако он уже никак не удовлетворял аппетита самураев: теперь на первое место среди противников Японии вышла могущественная Российская империя. И адмиралы страны Ямато взялись за создание мощного линейного флота с прицелом на новую, куда более серьезную войну.

В 1894 году, еще до начала боевых действий против Китая, Япония заказала два первых полноценных эскадренных броненосца "Фудзи" и "Ясима", подрядчиками по строительству которых выступили британские фирмы "Тэмз Айрон Уоркс" в Блэкуоле и "Армстронг" в Эльвике. В качестве их прототипа был выбран английский "Ройял Соверин". Правда, "Фудзи" и "Ясима" были на две тысячи тонн легче, могли взять на борт меньше угля и несли современные 305-мм пушки главного калибра вместо устаревших 343-мм. Более легкое (хотя и более мощное) вооружение позволило существенно усилить броню. В частности, барбеты 305-мм орудий снабдили броневыми башнями с толщиной плит 152 мм, однако защита средней артиллерии была неудачной: в броневом каземате находилось всего четыре 152-мм орудия, а остальные шесть стояли открыто на палубе за тонкими противоосколочными щитами. По официальным сообщениям, броненосцы на испытаниях развили прекрасный ход в 18,5 узла ("Ясима" даже в 19,23 узла), но следует отметить, что испытания проводились в наивыгоднейших условиях при недогрузке кораблей. Фактическая эксплуатационная скорость броненосцев типа "Фудзи" не превышала 16 узлов. "Ясима" отличалась от своего "систершипа" увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

В 1896 году, еще до ввода в строй кораблей типа "Фудзи", Япония приняла 10-летнюю программу развития флота, согласно которой надлежало построить еще 4 броненосца, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 больших и 63 малых миноносца. Одновременно началась модернизация военно-морских баз, арсеналов, верфей, системы обучения и подготовки морских офицеров. Забегая вперед, заметим, что в отличие от России японская кораблестроительная программа была досрочно выполнена и даже перевыполнена.

Следующая пара броненосцев - "Сикисима" и "Хацусэ" - была заказана тем же фирмам, что построили их предшественников. Новые корабли также принадлежали к чисто английской школе. У них опять-таки имелся явно выраженный прототип в британском флоте - "Маджестик"; однако в проект было привнесено немало усовершенствований, В основном это касалось броневой защиты и механической установки.

Прежде всего японцы - в противовес многим зарубежным коллегам - отказались от неразумного ограничения водоизмещения, что облегчило устранение многих недостатков кораблей типа "Фудзи" (без особого риска получить чрезмерную перегрузку). Вес брони новых броненосцев превысил 30% от нормального водоизмещения (против 24% на "Фудзи"), а за счет применения гарвеевских плит (более тонких, но имевших повышенную сопротивляемость) удалось существенно увеличить площадь бронирования. Корпус "Сикисимы" и "Хацусэ" имел двойное дно и бракетную систему, состоявшую из многочисленных водонепроницаемых отсеков и клеток (всего их было 261), часть из которых могла использоваться для дополнительного приема угля. (Неудивительно, что максимальный запас топлива составил 1772-1900 т против 1100-1200 т у их предшественников). Новые броненосцы получили более современные водотрубные котлы Бельвиля (25 шт.), что обеспечило устойчивую 18-узловую скорость и дальность плавания в 5000 миль экономическим ходом. Наконец, артиллерийские установки главного калибра оснастили электроприводом вместо устаревшей гидравлики. Кстати, теперь их конструкция позволяла осуществлять заряжание при любом угле возвышения стволов и положения башни. В итоге японский флот пополнился двумя весьма совершенными броненосцами, претендующими на звание сильнейших в мире. Пожалуй, единственное, в чем они уступали строившимся в то время русским и французским кораблям,- так это то, что у них отсутствовала какая-либо противоминная защита.

Последние два броненосца "программы 1896 года", по существу, повторяли проект своих предшественников. Так, "Асахи" отличался лишь увеличенным до 288 числом водонепроницаемых отсеков, другой компоновкой котельного отделения и некоторыми мелкими улучшениями. В литературе того времени особо отмечалось, что в конструкции корабля полностью отсутствовало дерево: шкафы, умывальники, полки для книг и рундуки - все изготавливалось из тонких стальных листов. А палуба вместо традиционного дощатого настила была покрыта специальным материалом на основе пробковой крошки - "кортицином".

На броненосце "Микаса" несколько изменили схему бронирования: верхний пояс укоротили, зато ввели третий пояс, закрывавший броней всю центральную часть корабля вплоть до верхней палубы. Батарея из десяти 152-мм орудий, таким образом, оказалась внутри сплошного каземата-цитадели вместо отдельных казематиков на предыдущих кораблях. В целом защита "Микасы" считалась весьма мощной. Кроме того, артиллерия главного калибра на последнем броненосце имела повышенную скорострельность (3 выстрела за 2 минуты на один ствол), а также получила три дублировавшие друг друга системы привода: гидравлическую, электрическую и ручную.

Все шесть новых броненосцев составили основное ядро флота микадо в годы русско-японской войны. Двум из них сильно не повезло: "Хацусэ" и "Ясима" 15 мая (2-го по старому стилю) 1904 года погибли от подрыва на минах у Порт-Артура - это был один из немногих за время войны случаев, когда фортуна изменила адмиралу Того. Остальные корабли активно сражались в обеих главных баталиях - в Желтом море и при Цусиме, показав при этом хорошие боевые качества.

В ночь с 11 на 12 сентября (с 30 на 31 августа) 1905 года броненосец "Микаса" затонул от взрыва боезапаса, но через год был поднят, отремонтирован и вновь введен в строй в августе 1908 года. Он числился линкором до сентября 1921 года, когда его переклассифицировали в корабль береговой обороны. Любопытно, что буквально через несколько дней после своего "разжалования" "Микаса" налетел на камни у острова Аскольд под Владивостоком и получил тяжелые повреждения. Броненосец отбуксировали в Японию и вскоре разоружили. В 1926 году "Микаса" был превращен в музей: его ввели в специально вырытый котлован в Йокосуке и засыпали землей по ватерлинию. В таком виде он сохраняется по сей день - подобно своему противнику по Цусимскому бою - "Авроре". Правда, как и на "Авроре", пушки на "Микасе" стоят совсем другие, а главный калибр вообще сымитирован крайне грубо.

"Фудзи", "Сикисима" и "Асахи" до заключения Вашингтонского соглашения также служили сначала линкорами, затем броненосцами береговой обороны. В 1923 году первые два были разоружены, превращены в учебные блокшивы и разобраны на металлолом только в 1947-1948 годах. Зато "Асахи" выпала совсем иная судьба. В 1926-1927 годах этот броненосец был переоборудован в спасательное судно по подъему подводных лодок. С обоих бортов корабля установили две тяжеловесные стрелы, а на палубе - две мощные лебедки. Подъёмные стропы оснастили так называемыми "скобами Яматака" - приспособлениями для быстрого зацепления потерпевшей аварию подлодки. Увы, несмотря на успешно завершенные испытания, "Асахи" так и не довелось поднять со дна ни одной субмарины, хотя последние довольно-таки регулярно тонули в результате разных несчастных случаев. В 1938 году бывший броненосец вновь сменил профессию - стал ремонтным судном. В годы второй мировой войны его занесло аж к берегам Индокитая, где его и настиг конец карьеры: 25 Мая 1942 года "Асахи" был торпедирован американской подводной лодкой "Сэлмон".

Серия линейных кораблей типа «Fuso» состояла из 2 единиц («Fuso», «Yamashiro») и была введена в эксплуатацию в 1915-1917 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1927-1928 гг., вторую в – 1930-1935 гг. Оба линкора погибли в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 34,7 тыс. т, полное –39,2 тыс. т; длина – 212 м, ширина – 31 м; осадка – 9,7 м; скорость – 24,7 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 6 паровых котла; мощность – 75 тыс. л.с.; запас топлива – 5,1 тыс. т нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 1 400 человек. Бронирование: борт – 305-102 мм, траверсы – 102 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-51 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 14х1– 152-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 17х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.

Серия линейных кораблей типа «Ise » состояла из 2 единиц («Ise », «Hyuga») и была введена в эксплуатацию в 1917-1918 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1930-1931 гг., вторую в – 1934-1937 гг. В 1943 г. корабли были перестроены в линкоры-авианосцы. Вместо кормовых башен были устроены ангары в которых помещалось по 10 самолетов. На самой палубе также размещалось 12 самолетов. Запуск самолет осуществлялся с помощью двух катапульт. Оба линкора погибли в 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 35,4 тыс. т, полное – 38,7 тыс. т; длина – 220 м, ширина – 32 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25,3 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 8 паровых котла; мощность – 81 тыс. л.с.; запас топлива – 4,2 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,8 тыс. миль; экипаж – 1 370 человек. Бронирование: борт – 305-89 мм, траверсы – 305 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-50 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 16х1– 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 31х2 и 15х1 – 25-мм зенитных автоматов.

Серия линейных кораблей типа «Nagato» состояла из 2 единиц («Nagato», «Mutsu») и была введена в эксплуатацию в 1920-1921 гг. Корабли прошли модификацию в 1933-1936 гг. Линкор «Mutsu» погиб в 1943 г., «Nagato» затонул в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 39,2 тыс. т, полное – 46,4 тыс. т; длина – 221 м, ширина – 33 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 10 паровых котла; мощность – 82,3 тыс. л.с.; запас топлива – 5,6 тыс. т нефти; дальность плавания – 8,5 тыс. миль; экипаж – 1 480 человек. Бронирование: борт – 300 — 00 мм, траверсы – 300 мм, башни – 356 мм, барбеты – 305 мм, казематы – 102 — 152 мм, палуба – 127 мм, рубка – 370 мм. Вооружение: 4х2 — 410-мм орудия; 18х1 – 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм зенитные орудия; 49х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.

Серия линейных кораблей типа «Yamato» состояла из 2 единиц («Yamato», «Musashi») и была введена в эксплуатацию в 1941-1942 гг. Линкор «Musashi» погиб в 1944 г., «Yamato» — в 1945 г. Корабли являлись самыми большими линкорами в мире с общим весом брони в 22,5 тыс. т. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 63,2 тыс. т, полное –72,8 тыс. т; длина – 243-260 м, ширина – 37 м; осадка – 10,9 м; скорость – 27,5 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 12 паровых котла; мощность – 150 тыс. л.с.; запас топлива – 6,3 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,2 тыс. миль; экипаж – 2 500 человек. Бронирование: борт – 410 мм, траверсы – 300 мм, башни – 650 мм, барбеты – 545 мм, главная палуба – 200 — 230 мм, верхняя палуба – 35 — 50 мм, рубка – 500 мм. Вооружение: 3х3 — 460-мм орудия; 4х3– 155-мм орудия; 6х2 – 127-мм зенитных орудий; 43х3 – 25-мм зенитных автоматы, 2х2 – 13,2-мм пулемета, 2 катапульты и 7 гидросамолетов.

Родоначальниками броненосного флота Страны восходящего солнца стали небольшие корветы "Котецу" (позже переименован в "Адзуму") и "Рюдзё", купленные в 1867-1869 годах соответственно в США и Англии. Правда, их нормальное водоизмещение не превышало 1,5 тыс. т, и они, по существу, являлись скромными плавучими батареями. Первый же корабль, который можно считать настоящим броненосцем - казематный фрегат "Фусо",- был заложен в Англии в 1875 году. Его создатель - известный конструктор Э. Рид - над японским заказом "не мудрствовал лукаво", а просто сделал уменьшенное повторение британского броненосца "Айрон Дюк". В 1894 году "Фусо" лишился парусного вооружения, став двухмачтовым, и получил новое вооружение из восьми 152-мм пушек, нескольких картечниц и двух торпедных аппаратов. Он участвовал в бою с китайским флотом у устья реки Ялу, отделался легкими повреждениями, но три года спустя - о, гримасы фортуны! - затонул у берега острова Сикоку, столкнувшись с крейсером "Мацусима". 11 месяцев броненосец пролежал на дне, но в сентябре 1898 года был поднят. Ремонт, в ходе которого артиллерию вновь заменили на две 152-мм, четыре 120-мм и 11 мелких пушек, занял два года. "Фусо" дожил до русско-японской войны и применялся в боевых действиях, осуществляя блокаду Порт-Артура. Его исключили из списков флота в 1908 году.

Победа над Китаем пополнила флот Японии несколькими трофейными кораблями, среди которых оказался и достаточно мощный броненосец "Чин-Йен". Однако он уже никак не удовлетворял аппетита самураев: теперь на первое место среди противников Японии вышла могущественная Российская империя. И адмиралы страны Ямато взялись за создание мощного линейного флота с прицелом на новую, куда более серьезную войну.

В 1894 году, еще до начала боевых действий против Китая, Япония заказала два первых полноценных эскадренных броненосца "Фудзи" и "Ясима", подрядчиками по строительству которых выступили британские фирмы "Тэмз Айрон Уоркс" в Блэкуоле и "Армстронг" в Эльвике. В качестве их прототипа был выбран английский "Ройял Соверин". Правда, "Фудзи" и "Ясима" были на две тысячи тонн легче, могли взять на борт меньше угля и несли современные 305-мм пушки главного калибра вместо устаревших 343-мм. Более легкое (хотя и более мощное) вооружение позволило существенно усилить броню. В частности, барбеты 305-мм орудий снабдили броневыми башнями с толщиной плит 152 мм, однако защита средней артиллерии была неудачной: в броневом каземате находилось всего четыре 152-мм орудия, а остальные шесть стояли открыто на палубе за тонкими противоосколочными щитами. По официальным сообщениям, броненосцы на испытаниях развили прекрасный ход в 18,5 узла ("Ясима" даже в 19,23 узла), но следует отметить, что испытания проводились в наивыгоднейших условиях при недогрузке кораблей. Фактическая эксплуатационная скорость броненосцев типа "Фудзи" не превышала 16 узлов. "Ясима" отличалась от своего "систершипа" увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

В 1896 году, еще до ввода в строй кораблей типа "Фудзи", Япония приняла 10-летнюю программу развития флота, согласно которой надлежало построить еще 4 броненосца, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 больших и 63 малых миноносца. Одновременно началась модернизация военно-морских баз, арсеналов, верфей, системы обучения и подготовки морских офицеров. Забегая вперед, заметим, что в отличие от России японская кораблестроительная программа была досрочно выполнена и даже перевыполнена.

Следующая пара броненосцев - "Сикисима" и "Хацусэ" - была заказана тем же фирмам, что построили их предшественников. Новые корабли также принадлежали к чисто английской школе. У них опять-таки имелся явно выраженный прототип в британском флоте - "Маджестик"; однако в проект было привнесено немало усовершенствований, В основном это касалось броневой защиты и механической установки.

Прежде всего японцы - в противовес многим зарубежным коллегам - отказались от неразумного ограничения водоизмещения, что облегчило устранение многих недостатков кораблей типа "Фудзи" (без особого риска получить чрезмерную перегрузку). Вес брони новых броненосцев превысил 30% от нормального водоизмещения (против 24% на "Фудзи"), а за счет применения гарвеевских плит (более тонких, но имевших повышенную сопротивляемость) удалось существенно увеличить площадь бронирования. Корпус "Сикисимы" и "Хацусэ" имел двойное дно и бракетную систему, состоявшую из многочисленных водонепроницаемых отсеков и клеток (всего их было 261), часть из которых могла использоваться для дополнительного приема угля. (Неудивительно, что максимальный запас топлива составил 1772-1900 т против 1100-1200 т у их предшественников). Новые броненосцы получили более современные водотрубные котлы Бельвиля (25 шт.), что обеспечило устойчивую 18-узловую скорость и дальность плавания в 5000 миль экономическим ходом. Наконец, артиллерийские установки главного калибра оснастили электроприводом вместо устаревшей гидравлики. Кстати, теперь их конструкция позволяла осуществлять заряжание при любом угле возвышения стволов и положения башни. В итоге японский флот пополнился двумя весьма совершенными броненосцами, претендующими на звание сильнейших в мире. Пожалуй, единственное, в чем они уступали строившимся в то время русским и французским кораблям,- так это то, что у них отсутствовала какая-либо противоминная защита.

Последние два броненосца "программы 1896 года", по существу, повторяли проект своих предшественников. Так, "Асахи" отличался лишь увеличенным до 288 числом водонепроницаемых отсеков, другой компоновкой котельного отделения и некоторыми мелкими улучшениями. В литературе того времени особо отмечалось, что в конструкции корабля полностью отсутствовало дерево: шкафы, умывальники, полки для книг и рундуки - все изготавливалось из тонких стальных листов. А палуба вместо традиционного дощатого настила была покрыта специальным материалом на основе пробковой крошки - "кортицином".

На броненосце "Микаса" несколько изменили схему бронирования: верхний пояс укоротили, зато ввели третий пояс, закрывавший броней всю центральную часть корабля вплоть до верхней палубы. Батарея из десяти 152-мм орудий, таким образом, оказалась внутри сплошного каземата-цитадели вместо отдельных казематиков на предыдущих кораблях. В целом защита "Микасы" считалась весьма мощной. Кроме того, артиллерия главного калибра на последнем броненосце имела повышенную скорострельность (3 выстрела за 2 минуты на один ствол), а также получила три дублировавшие друг друга системы привода: гидравлическую, электрическую и ручную.

Все шесть новых броненосцев составили основное ядро флота микадо в годы русско-японской войны. Двум из них сильно не повезло: "Хацусэ" и "Ясима" 15 мая (2-го по старому стилю) 1904 года погибли от подрыва на минах у Порт-Артура - это был один из немногих за время войны случаев, когда фортуна изменила адмиралу Того. Остальные корабли активно сражались в обеих главных баталиях - в Желтом море и при Цусиме, показав при этом хорошие боевые качества.

В ночь с 11 на 12 сентября (с 30 на 31 августа) 1905 года броненосец "Микаса" затонул от взрыва боезапаса, но через год был поднят, отремонтирован и вновь введен в строй в августе 1908 года. Он числился линкором до сентября 1921 года, когда его переклассифицировали в корабль береговой обороны. Любопытно, что буквально через несколько дней после своего "разжалования" "Микаса" налетел на камни у острова Аскольд под Владивостоком и получил тяжелые повреждения. Броненосец отбуксировали в Японию и вскоре разоружили. В 1926 году "Микаса" был превращен в музей: его ввели в специально вырытый котлован в Йокосуке и засыпали землей по ватерлинию. В таком виде он сохраняется по сей день - подобно своему противнику по Цусимскому бою - "Авроре". Правда, как и на "Авроре", пушки на "Микасе" стоят совсем другие, а главный калибр вообще сымитирован крайне грубо.

"Фудзи", "Сикисима" и "Асахи" до заключения Вашингтонского соглашения также служили сначала линкорами, затем броненосцами береговой обороны. В 1923 году первые два были разоружены, превращены в учебные блокшивы и разобраны на металлолом только в 1947-1948 годах. Зато "Асахи" выпала совсем иная судьба. В 1926-1927 годах этот броненосец был переоборудован в спасательное судно по подъему подводных лодок. С обоих бортов корабля установили две тяжеловесные стрелы, а на палубе - две мощные лебедки. Подъёмные стропы оснастили так называемыми "скобами Яматака" - приспособлениями для быстрого зацепления потерпевшей аварию подлодки. Увы, несмотря на успешно завершенные испытания, "Асахи" так и не довелось поднять со дна ни одной субмарины, хотя последние довольно-таки регулярно тонули в результате разных несчастных случаев. В 1938 году бывший броненосец вновь сменил профессию - стал ремонтным судном. В годы второй мировой войны его занесло аж к берегам Индокитая, где его и настиг конец карьеры: 25 Мая 1942 года "Асахи" был торпедирован американской подводной лодкой "Сэлмон".