Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Установка ац на гидрант конспект. Пожарный гидрант в колодце – правила установки. Подача воздушно-механической пены с установкой пожарного автомобиля на водоем

Боевое развертывание – действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров. Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к боевому развертыванию

Предварительное боевое развертывание

Полное боевое развертывание.

Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытию к месту вызова. При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние

Открепление необходимого ПТВ

Присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку, если иное не установлено РТП

Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании:

Прокладывают магистральные рукавные линии

Устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое ПТВ.

Полное боевое развертывание на месте вызова проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывание:

Определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие рукавные линии.

При прокладке рукавных линий необходимо:

Выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества

Устанавливать разветвления вне проезжей части дороги

Создать запас рукавов.

АЦ устанавливают в 3-3.5 м. от ПГ, насосом к ПГ.

По команде: « Колонку – ставь!».Пожарный открывает крюком крышку колодца, достает из отсека машины пожарную колонку и устанавливает ее на ПГ. В это время водитель включает насос и устанавливает на патрубок насоса водосборник. Пожарный присоединяет два рукава к колонке, а водитель к водосборнику. Пожарный открывает ПГ, колонка заполняется водой, затем открывает вентили пожарной колонки и вода поступает в насос. Пуск воды производится по команде: « Воду – дать!». Водитель подает воду.

Действия водителя и пожарного должны быть согласованны.

Крышку колодца необходимо открывать от себя.

Водителю следует снимать напорно-всасывающий рукав только после того, как пожарный подойдет к насосу и будет готовый для приема рукава.

Не открывать резко ПГ во избежании гидравлического удара.

1.Автоцистерна установлена у ПГ

2.Окончание: колонка навернута до отказа на стояк ПГ, всасывающие рукава присоединены

В скобках указанно время выполнения упражнения с пуском воды.

Отлично - 26 (40)

Хорошо - 29 (43)

Удовлетворительно - 32 (46)

Подача воды из цистерны производится следующим образом:

Собирают напорную рукавную линию и присоединяют ее к напорному патрубку п/а;

Открывают задвижку на трубопроводе, соединяющим цистерну с всасывающей полостью насоса.

Контроль заполнения насоса осуществляется через смотровой глазок вакуумного клапана. После заполнения насоса водой вакуумный клапан закрывают.

Заполнив насос водой, включают сцепление рычагом в насосном отделении. Создав насосом требуемый напор открывают задвижку на напорном трубопроводе, к которому присоединена рукавная линия. Поддерживают требуемый напор, изменяя положение дроссельной заслонки рычагом или педалью газа.

Подача воды пож. насосом из открытого водоема:

Соединяют всасывающие п/рукава, присоединяют к ним всасыв. сетку, присоединяют их к всасыв. патрубку насоса, опускают второй конец всасыв. рукава с сеткой в водоем;

Присоединяют к напорным патрубкам насоса напорные рукава;

Открывают вакуумный клапан и включив газоструйный вакуумный аппарат, заполняют насос водой, включают вакуумный клапан и газоструйный вакуумный аапарат.

После этого включают в работу пож. насос, постепенно открывают задвижки, подают воду в рукавные линии. Если их открывать быстро возможен обрыв столба воды во всасыв. рукавах. В этом случае необходимо будет повторно производить забор воды.

При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение насоса и всасыв. рукавов водой можно произвести 2 способами:

1 Включает такие операции: выключить сцепление, открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, заполнить насос водой, закрыть вакуумный клапан. После этого включается сцепление и закрывается вентиль из цистерны. Увеличивая частоту вращения вала насоса создают напор 200-400 к Па. затем плавно открывают задвижку на коллекторе насоса и устанавливают требуемый напор.

2. К патрубкам насоса присоединяют напорные и всасыв. рукава. Закрывают все вентили и краны водо-пенных коммуникаций. Включив сцепление открывают вентили в цистерну и из цистерны и повышают частоту вращения вала насоса до 2000-25000 минуту. Вода будет циркулировать по образовавшемуся контуру. При плавном закрывании вентеля на трубопроводе из цистерны в насос по вакуумметру устанавливают разряжение. После заполнения насоса и всасыв. рукава водой закрывают вентили из цистерны и в цистерну и устанавливают заданное давление на насосе.

Пожарный гидрант - специальное устройство, основным предназначением которого является забор воды из водопроводной системы для эффективного пожаротушения. Для правильной работы необходима пожарная колонка, открывающая или закрывающая гидранты, расположенные под землей. Другой ее важной функцией является подсоединение гибкого трубопровода (пожарного рукава) для откачки воды. В данной статье кратко разбираются все основные моменты, которые необходимо знать, даются инструкции и полезные советы в использовании гидранта. Обязательно дочитайте статью до конца.

История создания

Зимин Н.П. – русский инженер – механик, создатель водозаборов для борьбы с пожарами. Впервые ввёл расчёт потребности в практике водоводов из двадцати пяти кранов по всей длине – три четверти версты с полным оснащением лестницами с учётом уровня зданий. Разработал проект противопожарного снабжения с насосными станциями.

Благодаря его разработкам открылись новые приёмы пожаротушения из городских водопроводов. Зимин изобрёл универсальные виды задвижек, вентилей, автоматических клапанов, впоследствии вошедших в ГОСТ – 8220, под аббревиатурой – ПГ–5.

Типы

Существует две основные разновидности данного водозаборного приспособления. Чаще всего, на частных территориях люди рассматривают установку гидранта 2 видов:

  1. Надземные, или по-другому — безколодезные.
  2. Подземные (располагаются в колодце).

Подземный тип более популярен за счёт того, что при нежелательном возгорании или пожаре обеспечивается бесперебойная подача воды.

Назначение

Приспособление для забора из городской водопроводной сети, состоящее из колонки, для подсоединения пожарных рукавов и открывания подземных кранов при пожарной необходимости называется пожарным гидрантом. Представляет собой чугунный стояк на металлическом поддоне, ГОСТ 5525 – 61 в колодце перед гидравлическим испытанием сети. Два раза в год проверяется на предмет дееспособности – весной и осенью.

Алгоритм проверки работоспособности:

  1. Соответствие ключей.
  2. Визуальное обследование.
  3. Состояние подъезда.
  4. Пробный пуск.

В профилактику входят приёмка на учёт, утепление, после удаления неисправностей, обследование грунтовых потоков. Для ориентации на стенах домов крепят таблички с указанием места агрегата, размеров, номеров и типов:

  • Т – тупиковый.
  • М – московский.
  • Л – ленинградский.

Высотой от 500мм до 3000 в скважинах с интервалом 250мм на водопротоках получили название московских, по сооружениям, наземных и подземных. При установке над землёй верхняя часть не засыпается. Подземные модули засыпаются грунтом и закрываются крышкой. Как совмещённый вариант может использоваться на текущие нужды.

При любом способе прокладки водных сетей агрегаты монтируются на них с запорной арматурой в наземных ячейках, предохраняющих от замерзания. Механизм ГОСТ 8220 – 62а представляет собой, по способу работы, обыкновенный вентиль на резиновой прокладке, шпиндель, штанга и корпус. Во избежание гидравлического удара тело запорного механизма сделано сферическим с уменьшенным шагом резьбы для поступательного движения.

Скважины строят на расстоянии не ближе 5 м от зданий, не ближе 50 между собой и 2,5 метра от проезжей части дороги.

Пожарный гидрант может быть применён в сочетании с цоколем в качестве наружного крана, для борьбы с возгоранием и для подпитки автомобильного резервуара.

Принцип работы

Пожарный гидрант сделан, как правило, из чугуна, а в внутри имеются пустотелые половинки с резиновым уплотнителем между ними. Шпиндель по резьбе входит в верхнюю втулку, другой конец заканчивается муфтой с квадратным гнездом для штанги с квадратом для ключа на колонке на другой стороне.

При вращении совершается поступательное движение вверх или вниз по фиксаторам, открывая или закрывая ход к воде. Отверстие для слива внизу распределительной коробки перекрывается одним из фиксаторов, во избежание попадания влаги во внутрь.

В закрытом состоянии дырочка открывается для слива конденсата. Обратный ниппель в трубе слива закрыт для пути в корпус.

Гидрант-пистолет

Устройство мало похоже на классический вариант внешне, по назначению повторяя все известные механизмы. Сфера деятельности несколько иная:

  • шахты;
  • тоннели;
  • выработки.

Нет привычных сооружений, обязательных в других устройствах. Подсоединяется на любом доступном месте с помощью цепи и натяжных болтов, затем плотно прижимается к поверхности, вставляется пороховой заряд и выстрелом.

Далее, с помощью пули длиной тридцать миллиметров и двадцать пять в диаметре пробивается отверстие. Пуля возвращается. Ствол вывинчивается, устанавливается запорное приспособление с манометром. Подсоединяется стандартный рукав.

В шахтах допускается к применению при содержании метана не более 1% и влажности до 100%. В комплект входят:

  • патрон;
  • заряд;
  • набор ключей;
  • набор заглушек;
  • аптечка.

По окончании работ пробитое отверстие перекрывают заглушкой, пистолет снимают. Недостаток в том, что во время выстрела иногда выходят из строя манометры.

Особенности

Из двух типов – московского и ленинградского предпочтение отдаётся «москвичу» за надёжность и относительно низкую стоимость.

Основными преимуществами являются:

  • Тело из чугуна.
  • Срок эксплуатации до пятнадцати лет.
  • Высота от пятисот миллиметров до 3500.

Место предусматривает доступность ко всем зонам действий, не зависимо от модели – под или над землёй.

Обязательные условия эксплуатации:

  1. Диаметр водопровода должен соответствовать объёму подаваемой жидкости.
  2. Исключается образование льда зимой.
  3. Свободный подступ с размещением указательных табличек.
  4. Оснащение рукавами, стволами с соответствующими размерами.
  5. Наличие опор разделения потоков.
  6. Учёт организаций отвечающих за состояние.

СНИП

Максимальная скорость запуска, устойчивость к минусовым температурам, необходимость утепления, должно быть расстояние до крышки люка, расчёт просвета от оси до стенки. В обязательном порядке необходимо следить за:

  • уровнем и количеством влаги в стояке;
  • соблюдением норм эксплуатации;
  • точкой установки.

При монтаже необходимо строгое соблюдение порядка работ:

  1. Сначала опора на поверхность, массивность которой зависит от веса конструкции.
  2. При присоединении с фланцами следить за вертикалью.
  3. Последним шагом — испытание, с надетой на ниппель колонкой для включения.

К каждому комплексу есть подробная инструкция с указанием особенностей применения.

Полезные советы по установке гидранта:

  • Антикоррозийное покрытие, с укрытием наружной секции от возможного огня.
  • Расстояние до проезжей части дороги не более 2,5 м.
  • Опоры бывают проходными и тупиковыми.
  • Обязательно учитывать глубину промерзания.
  • Если механизм устанавливается в колодце, то не допускается содержания мелких камней.
  • Диаметр не менее восьмидесяти сантиметров, для удобства в обслуживании.

Схема установки подземного ПГ наглядно представлена на изображении ниже:

Тумбы бывают – фланцевыми, раструбными, сварными. При привязке проекта учитываются количество арматуры, габариты лестницы обслуживания, необходимость утепления.


Центробежный (радиальный) вентилятор: принцип действия, назначение, схема Как выбрать вытяжку для кухни
Система газового пожаротушения: модули, установка, монтаж

Подача огнетушащих веществ от основных пожарных автомобилей может осуществляется от емкости пожарной автоцистерны или путем установки пожарного автомобиля на водоисточник. В качестве водоисточников используют водопроводные сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на гидрант. Кроме водопроводных сетей используется безводопроводное противопожарное водоснабжение. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на водоем.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник водитель обязан включить стояночную (запасную) тормозную систему, аварийную световую сигнализацию (при установке на проезжей части дороги), а в ночное время освещать место работы от задней фары автомобиля; на уклонах использовать противооткатные упоры. Установка пожарной автоцистерны на гидрант (см. рис. 5.37) осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде:

«Автоцистерну на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения пожарного

насоса с гидрантом) – СТАВЬ».

Могут быть применены следующие способы соединения с гидрантом: 1. На два параллельных напорно-всасывающих рукава. Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему водосборник. В это время пожарный устанавливает колонку на пожарный гидрант. После этого расчёт совместно извлекает из пеналов поочередно два напорно-всасывающих рукава. Водитель присоединяет их к водосборнику, пожарный – к патрубкам колонки. После сборки схемы пожарный пускает воду в насос.

2. Параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом

водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет водосборник, берет в отсеке кузова пожарного автомобиля напорный четырехметровый рукав Ш77 мм, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к водосборнику. Пожарный устанавливает пожарную колонку на гидрант, извлекает совместно с водителем из пенала напорно-всасывающий рукав, после чего водитель присоединяет головку всасывающего рукава к водосборнику. Пожарный присоединяет напорный и

всасывающий рукава к колонке и пускает воду в насос. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.

В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих и напорных рукавов.

Установка пожарной автоцистерны на водоем осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде: «Автоцистерну на водоем (указывается какой водоем и количество всасывающих рукавов) – СТАВЬ». По этой команде водитель устанавливает пожарный автомобиль к водоисточнику в указанное место. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю – один рукав у насоса, второй – за первым, в сторону водоема. Водитель снимает заглушку с всасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водоему. Затем пожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса, соединяют рукава между собой. Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет или рукав. Водитель готовит насос к забору воды.



В случае невозможности подъезда пожарного автомобиля к водоему или если высота забора воды составляет более 7 м используется гидроэлеватор. Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора производится по команде:

«Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема (указывается водоем) гидроэлеватором – МАРШ».

При заборе воды с использованием гидроэлеватора Г-600 применяются следующие способы:

А. Через емкость пожарной автоцистерны (см. рис.5.38). Выполняются следующие действия расчета: водитель и пожарный извлекают всасывающий рукав из пенала пожарного автомобиля, затем водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса, пожарный опускает другой конец рукава в горловину автоцистерны. Водитель достает из отсека пожарного автомобиля напорный рукав диаметром 66, соединяет его с напорным патрубком насоса и прокладывает другой конец в сторону

водоисточника (водоема). Далее пожарный извлекает совместно с водителем напорно-всасывающий рукав, затем достает рукав диаметром 77 мм и соединяет оба рукава25. Пожарный берет гидроэлеватор, прокладывает рукавные линии к водоему, соединяет все соединительные головки рукавов с гидроэлеватором, а гидроэлеватор погружает в воду. Водитель опускает напорно-всасывающий рукав в горловину цистерны и готовит пожарный насос к работе. Пожарный следит за работой гидроэлеватора.

Б. Через всасывающую полость насоса автоцистерны (см. рис. 5.39 и 5.40). Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает водосборник на всасывающий патрубок насоса, достает один (см. рис. 5.39) напорный рукав диаметром 77 мм

или два (см. рис.5.40) рукава диаметром 66 мм из отсека пожарного автомобиля, прокладывает его (их) в сторону водоема и присоединяет рукав (рукава) к водосборнику. Пожарный прокладывает напорный рукав диаметром 66 мм от напорного патрубка насоса к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки рукавов, опускает его в воду и следит за работой гидроэлеватора. Водитель работает на насосе. При определении длины рукавных линий необходимо учитывать, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения под уровень воды.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник необходимо соблюдать следующие правила:

§ при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом, следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги;

§ запрещается использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов;

§ всасывающие рукава извлекать из пеналов расчетом из двух человек во избежание поломки рукавных соединений;

§ подавать воду в рукавные линии, постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник систематически проводятся в пожарных частях с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.

11. РАБОТА НА ПОЖАРНЫХ АВТОЦИСТЕРНАХ (АЦ)

11.1. Автоцистерны пожарные предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и служат для подачи воды и воздушно-механической пены на тушение пожара.

Автоцистерны могут использоваться как самостоятельные боевые единицы и как насосные станции при работе в перекачку с одной или несколькими автоцистернами или насосно-рукавными автомобилями. Пожарный расчет на автоцистернах от 3 до 7 человек (включая водителя).

11.2. Действия личного состава при боевом развертывании АЦ

11.2.1. Установка АЦ на водоисточник.

11.2.1.1. Установка пожарной колонки.

Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при развертывании или по команде: "Колонку - ставь!". Поэтой команде пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту. Затем кладет колонку на землю, подхватывает крюком под ушко крышку гидранта и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, одновременно убрав правую (левую) ногу назад. После этого опускается на колено, снимает колпачок стояка гидранта, берет колонку за напорные патрубки ставит на стояк так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана гидранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5-6 полуоборотов). После этого берется обеими рукамиза рукоятку колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до упора (18-20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать после 5-6 полуоборотов рукоятки.

Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожарный насос производится по команде: "Воду - дать!". При этомпожарный вращает против часовой стрелки до упора (15-16 полуоборотов) маховики (маховик), расположенные на напорных патрубках колонки.

Подача воды прекращается при команде: "Воду - остановить!". Дня этого пожарный вращает маховики (маховик) по часовой стрелке и тем самым закрывает напорные патрубки колонки.

По сигналу "Отбой!" или по команде: "Колонку - убрать!" пожарный поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке закрывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки колонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее. Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает колпачок стояка и крышку колодца гидранта. После этого берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и закрывает дверцу отсека кузова автомобиля.

11.2.1.2. Установка пожарной автоцистерны на гидрант.

Установка пожарной автоцистерны на гидрант производится по команде: "Автоцистерну на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения насоса с гидрантом) - ставь!". При этом могут быть использованы следующие способы соединения насоса с гидрантом:

параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, достает из отсека водосборник и присоединяет его к всасывающему патрубку насоса, достает из отсека напорный четырехметровый рукав, раскатывает его в направлен»и гидранта и присоединяет к водосборнику. В это время пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку. Водитель вместе с пожарным достают из пенала напорно-всасывающий рукав, водитель присоединяет ближнюю соединительную головку рукава к водосборнику, пожарный присоединяет соединительные головки рукавов к колонке и пускает воду в насос.

Одновременное применение одного напорного и одного напорно-всасывающего рукава допускается в том случае, когда неизвестно, какое давление воды в водопроводной сети. При этом пуск воды в насос производится сначала через напорный рукав;

параллельно на два напорно-всасывающих рукава. Водитель отсоединяет от всасывающегопатрубка насоса заглушку, достает из отсека водосборник и присоединяетего к всасывающему патрубку насоса. В это время пожарный готовит и устанавливает колонку. Водитель с пожарным достают из пеналовпоочередно два напорно-всасывающих рукава и присоединяют их к водосборнику. Пожарныйпринимает от водителя рукава, присоединяет их к напорным патрубкам колонкии пускает воду в насос.

Применение напорно-всасывающих рукавов при заборе воды из гидранта допускаетсятолько в том случае, когда вода из колонки в насос поступает под давлением неболее 0,3 МПа (3 кгс/см 2);

параллельно па два напорных рукава. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубканасоса заглушку, достает из отсека водосборник и присоединяет его к всасывающему патрубку насоса, достает из отсека два четырехметровых напорных рукава, раскатывает их в направлении гидранта и присоединяет к водосборнику. Пожарный готовит гидрант, устанавливает колонку, берет соединительные головкинапорных рукавов, присоединяет их к патрубкам колонки и пускает воду в насос.

Применение напорных рукавов при заборе воды из гидранта допускается только в том случае, когда вода поступает из колонки в насос под давлением не менее 0,5МПа (5 кгс/см 2).

В отдельных случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним затруднены (занесены снегом и т. д.), для установки автомобилей на гидрант, в зависимости от давления воды в водопроводной сети, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих или напорных 4-метровых рукавов, 20-метровые напорные рукава  77 мм.

11.2.1.3. Установка автоцистерны на водоем.

Установка автоцистерны на открытый водоем производится расчетом из двух человек (водитель и пожарный) по команде: "Автоцистерну на водоем (указывается, какой водоем и количество всасывающих рукавов) - ставь!".

Поэтой команде водитель устанавливает автоцистерну к водоисточнику в указанноеместо, включает стояночную тормозную систему, колеса фиксирует противооткатными упорами. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю - один рукав у насоса, второй - за первым, в сторону водоисточника. Водитель открывает насосный отсек (при необходимости), снимает заглушку совсасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сеткуи переносит ее к водоему. Затемпожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающему патрубку насосасоединяют рукава между собой (см. раздел "Работа с пожарными рукавами и рукавной арматурой"). Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за любой прочный предмет или рукав, разгрузочную веревку закрепляет за конструкцию цистерны или на берегу.

Водитель готовит насос к заборуводы.

11.2.1.4. Забор воды из водоема с помощью гидроэлеватора.

Забор воды с помощью гидроэлеватора организуется из открытых водоисточников в следующих случаях:

когда уровень воды в водоеме ниже оси насоса по вертикали до 20 м;

когда водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;

когда толщина слоя воды в водоеме 5-10 см.

Забор воды автоцистерной от открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов по различным принципам.

При заборе воды по принципу "насос - гидроэлеватор - цистерна" емкость цистерны используют как промежуточную. Эта схема применяется при подаче на тушениеодного ручного ствола с диаметром насадка 19 или 13 мм.Но команде: "Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора - ставь!" пожарный № 2 прокладывает рукавную линию  66 (77) ммот напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию  77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, работает на насосе. Пожарный № 2 опускает конец рукавной линии, идущей от гидроэлеватора, в цистерну через люк.

В случаях, когда на тушение необходимо подать два ствола (расход до 10 л/с), а диаметр трубопровода из цистерны в насос недостаточен для поддержания уровня водыв емкости и стабильной работы насоса, необходимо всасывающий рукав от насоса опустить в емкость цистерны через люк (принцип "насос - гидроэлеватор - цистерна - насос"). По команде: "Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и всасывающего рукава - ставь!" пожарный № 2 прокладывает рукавную линию  66 (77) мм от автомобиля к водоему, присоединяет ее к напорному патрубку насоса, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 3 прокладывает рукавную линию  77 мм отавтомобиля к гидроэлеватору, один конец линии опускает в горловину цистерны, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Пожарный № 4 и водитель снимают с автоцистерны всасывающий рукав (рукава), один его конец присоединяют к всасывающему патрубку насоса, другой опускают в горловину цистерны, водитель работает на насосе.

Работа с гидроэлеватором по принципу "насос - гидроэлеватор - насос". По команде: "Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и водосборника - ставь!" пожарный № 3 прокладывает рукавную линию  66 (77) мм от напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию  77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, снимает заглушку с всасывающего патрубка, навинчивает рукавный водосборник, присоединяет к нему рукавную линию от гидроэлеватора, работает на насосе.

При подаче воды на тушение пожара в количестве 10..,20 л/с забор боды осуществляется с помощью двух гидроэлеваторов (личный состав привлекается с другой АЦ или АНР). При этом пожарный № 1 прокладывает рукавную линию от всасывающегопатрубка насоса к первому гидроэлеватору, переносит и устанавливает гидроэлеватор. Пожарный № 2 прокладывает рукавную линию от всасывающегопатрубка насоса ко второму гидроэлеватору, переносит и устанавливает гидроэлеватор. Пожарные № 3 , 4 прокладывают рукавную линию от напорного насоса до разветвления. Пожарный № 3 переносит и устанавливает разветвление, прокладывает рукавную линию от разветвления к первому гидроэлеватору, соединяет линию с разветвлением и гидроэлеватором, опускает гидроэлеватор в водоисточник, работает на разветвлении. Пожарный № 4 прокладывает линию от разветвления до второго гидроэлеватора, соединяет ее с разветвлением и гидроэлеватором, опускает гидроэлеватор в водоисточник, работает на гидроэлеваторах.Водитель присоединяет рукавную линию от разветвления к напорному патрубкунасоса, навинчивает на всасывающий патрубок насоса водосборник, присоединяет к нему рукавные линии от гидроэлеваторов, работает на насосе.

11.2.2. Развертывание отделения с подачей стволов без установки автомобиля на водоисточник,

11.2.2.1. Развертывание отделения с подачей одного ствола. По команде: Автоцистерну - к зданию! (указать место постановки), ствол (указать какой) на тушение - марш!" водитель устанавливает автоцистерну в указанное место, включает стояночную тормозную систему, пожарный № 1 берет ствол, прокладывает рабочую рукавную линию от разветвления к стволу, работает со стволом.Пожарный № 2 с пожарным № 3 прокладывает магистральную линию от напорного патрубка насоса к разветвлению, работает подствольщиком (при подаче ствола РС-70 или ГПС-600). Пожарный № 3 переносит и устанавливает разветвление, прокладывает магистральную линию с пожарным № 2, работает на разветвлении. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, работает на насосе.

11.2.2.2. Развертывание отделения автоцистерны с подачей ствола РС-50 по выдвижной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа (на крышу 2-этажного здания). По команде: "Отделение, ствол РС-50 по выдвижной лестнице в окно 3-го этажа - марш!" пожарный № 1 переносит к зданию рукавную задержку, две скаткирукавов и ствол, соединяет рукава между собой и со стволом, поднимается с рукавной линией по выдвижной лестнице на 3-й этаж (крышу), закрепляет рукавнуюлинию и работает со стволом. Пожарные № 2 и № 3 снимают с автомобиля, переносят и устанавливают выдвижную лестницу. После этого пожарный № 2 помогаетподнимать рабочую линию на высоту и работает подствольщиком. Пожарный № 3 удерживает выдвижную лестницу и работает шанцевым инструментом. Пожарный № 4 прокладывает магистральную линию, переносит и устанавливает разветвление, присоединят к нему рабочую и магистральную линию, работаетна разветвлении. Водитель присоединяет магистральную линию к напорномупатрубку насоса, работает на насосе.

11.2.2.3. Развертывание отделения с подачей ручного ствола высокого давления от ступени высокого давления. По команде: "Отделение, ствол высокого давления (указывается направление) на тушение - марш!" пожарный № 1 снимает с фиксатора рукавную катушку, берет ствол высокого давления и бежит в заданном направлении, разматывая при этом рукавс катушки на всю длину. В это время водитель переключает двигатель на насос (ступень высокого давления), работает на насосе. Пожарный № 2 Помогает пожарному № 1 разматывать рукавную линию и следит за ее прокладкой.

11.2.2.4. Развертывание отделения с подачей двух стволов РС-50. По команде: "Отделение, два ствола РС-50 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарные № 1 и № 2 прокладывают рабочие линии от крайних патрубковразветвления к стволам, работают со стволами. Пожарные № 3 и № 4 прокладывают магистральную линию от автомобиля до разветвления, пожарный № 4 переносит и устанавливает разветвление, работает на нем. Пожарный № 3 следит за сохранностью рукавных линий. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, работает на насосе.

11.2.2.5. Развертывание отделения автоцистерны с насосом высокого давления с подачей ствола на 9-й этаж здания через разветвления по маршевой лестнице. По команде: "Отделение, ствол РС-50 по маршевой лестнице на 9-й этаж здания - марш!" пожарный № 1 берет две скатки рукавов  51 мм и ствол, поднимается на 9-й этаж здания и прокладывает рабочую линию по этажу. Пожарный № 2 берет две скатки рукавов  66 мм, рукавные задержки и прокладывает линию по маршевой лестнице, затем работает подствольщиком пожарного № 1. Пожарный № 3 берет разветвление РТ-70 и шанцевый инструмент, помогает прокладывать линию пожарному № 2 и устанавливает разветвление на 9-м этаже. В дальнейшем работает с шанцевым инструментом или на разветвлении. Пожарный № 4 прокладывает рукав  66 мм от автомобиля к зданию, устанавливает разветвление РТВ-70-300 у подъезда, присоединяет линию к разветвлению и работает на нем. Водитель присоединяет магистральную линию к напорному патрубку, работает на насосе.

11.2.3. Развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоисточник.

11.2.3.1. Развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоеми подачей трех стволов РС-50. По команде: "Отделение, автоцистерну на водоем, три ствола РС-50 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарные № 1 и №2 переносят подве скаткирукавов и стволы, прокладывают рабочие линии и работают со стволами. Пожарный № 3 прокладывает из рукавных скаток магистральную линию, устанавливает разветвление, возвращается к автомобилю, берет две скатки рукавов  51 мм, прокладывает рабочую линию и работает со стволом. Пожарный № 4 вместе с водителем устанавливает автоцистерну на водоисточник, следит за магистральной линией и работает на разветвлении. Водитель работает на насосе и радиостанции.

11.2.3.2. Боевое развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоисточник с помощью гидроэлеватора и подачей ствола РС-70. По команде: "Отделение, автомобиль на водоем с помощью гидроэлеватора и водосборника, ствол РС-70 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарный № 1 прокладываетрабочую рукавную линию от разветвления, работает со стволом.Пожарный№ 2 прокладывает магистральную линию, устанавливает разветвление и выполняет обязанности подствольщика. Пожарный № 3 прокладывает рукав  66 (77) мм от напорного патрубка насоса до водоема, переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему рукав и опускает его в водоем. Пожарный № 4 прокладываетрукав  77 мм от водоема к насосу и следит за работой гидроэлеватора. Водитель присоединяет к всасывающему патрубку насоса рукавный водосборник ирукав, проложенный пожарным № 4, работает на насосе.

11.2.3.3. Развертывание отделения на автоцистерне с установкой ее на водоисточник и подачей воды через переносной лафетный ствол. По команде: "Отделение, автоцистерну на водоем, переносной лафетный ствол (указывается направление) на тушение - марш!" командир отделения с пожарным № 1 снимают с автомобиля лафетный ствол и лафет, переносят и устанавливают ихна указаннойпозиции, командир отделения работает со стволом. Пожарный № 1 прокладывает рукавную линию от левого напорного патрубка насоса к стволу, работает подствольщиком. Пожарный №2 с пожарным № 3 прокладывает рукавную линиюот правого напорного патрубка насоса к стволу, помогает пожарному № 1 прокладывать линию. Пожарный № 3 выполняет обязанности связного. Пожарный № 4 с водителем устанавливает автоцистерну на водоисточник, обеспечивает сохранность рукавных линий. Водитель работает на насосе.

11.2.3.4. Развертывание отделения на автоцистерне с установкой ее на водоисточники подачей двух стволов ГПС-600. По команде: "Отделение, автоцистерну на гидрант, два ствола ГПС-600 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарные № 1 и № 2 прокладывают рабочие линии по два рукава каждая черезпереходные головки от крайних патрубков разветвления к стволам, работают со стволами. Пожарный № 3 прокладывает магистральную линию на 1 рукав, переносит и устанавливает разветвление, работает подствольщиком у пожарного № 1. Пожарный № 4 с водителем устанавливает автоцистерну на водоисточник, затем работает подствольщиком у пожарного № 2. Водитель с пожарным №4 устанавливает автоцистерну на водоисточник, работает на насосе.

11.2.3.5. Развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоисточник и подачей ствола высокого давления (СРВД) и ствола РС-50 при совместной работе двух ступеней пожарного насоса. По команде: "Отделение, автоцистерну на водоем (гидрант), ствол высокого давления (указывается направление), ствол РС-50 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарный № 1 снимает с фиксатора рукавную катушку, берет ствол высокого давления и бежит взаданном направлении, раскатывая рукавную линию на всю длину, работает со стволом. Пожарный № 2 берет ствол РС-50 и два рукава, прокладывает рабочуюлинию от разветвления и работает со стволом. Пожарный № 3 прокладывает магистральную рукавную линию, переносит и устанавливает разветвление и в дальнейшем работает с шанцевым инструментом. Пожарный № 4 вместе с водителем устанавливает автоцистерну на водоисточник, следит за магистральной линией и работает на разветвлении. Водитель работает на насосе.

11.2.3.6. Работу с насосами высокого давления следует производить в следующей последовательности:

перед пуском насоса необходимо убедиться, что все краны, вентили и задвижки, а также вакуумный затвор закрыты, вакуумный насос (для НЦПК вакуумный насос и ступень высокого давления) отключен, рукоятка дозатора находится в положении "закр." или "0".

При подаче воды от гидранта или цистерны:

присоединить к насосу напорные и всасывающие рукавные линии, при работе со стволами высокого давления размотать на требуемую длину рукава высокого давления, при работе от цистерны дополнительно убедиться, что всасывающий патрубок насоса закрыт заглушкой;

если на насосе установлены электрические контрольно-измерительные при-боры, включить тумблер электропитания;

соответствующими органами управления подать воду в насос;

включить привод насоса (для НЦПК при работе со стволами высокого давления включить ступень высокого давления);

При заборе воды из открытого водоисточника:

присоединить к насосу напорные и всасывающие рукавные линии, всасывающую сетку погрузить на глубину не менее 300 мм;

открыть вакуумный затвор и включить вакуумный насос;

включить привод насоса (одновременно автоматически включается вакуумная система);

повысить частоту вращения вала насоса до величины, указанной в паспорте на данный насос;

плавно открыть напорные задвижки и установить необходимое давление на выходе из насоса, регулируя его частотой вращения коленчатого вала двигателя.

При подаче пены:

подать воду в насос, как указано выше;

соответствующими органами управления пожарной автоцистерны подать пенообразователь из пенобака в насос;

перевести рукоятку крана эжектора в положение "вкл." или "откр.";

плавно открыть напорные задвижки и установить рукоятку дозатора в положение, соответствующее количеству пеногенераторов и концентрации пенообра-зователя, которые указаны на шкале.

11.2.4. Работа на автоцистернах при перекачке воды.

В случае, когда пожар находится на большом расстоянии от водоисточника, воду к месту пожара можно подавать, перекачивая ее от одной автоцистерны к другой. При этом автоцистерны используются как передвижные насосные станции. Перекачка воды может осуществляться двумя способами: непосредственно из насоса в насос (последовательное соединение насосов) или через промежуточную емкость.

11.2.4.1. По первому способу перекачивают воду насосно-рукавными автомобилями и автоцистернами. При этом необходимо согласовывать работу головного и последующих насосов и поддерживать избыточное давление перед каждым последующим насосом не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2), что создает определенную трудность при регулировании работы насосов и не исключает возможности срыва работы насосно-рукавных систем. При перекачке воды первым способом выполняются следующие работы:

личным составом отделений АЦ (АНР) прокладываются и соединяются напорные рукава между пожарными автомобилями. Прокладку рукавов можно осуществлять по одной или двум параллельным линиям. В последнем случае расстояние между пожарными автомобилями может быть в четыре раза больше, чем при прокладке рукавов в одну линию. При этом целесообразно использовать рукава возможно большего диаметра, что способствует уменьшению гидравлических потерь по длине рукавной линии;

напорные рукава от автомобиля, установленного на водоисточник, присоединяют к всасывающему патрубку второго автомобиля через рукавный водосборник;

от второго автомобиля аналогично описанному выше порядку прокладывают напорную рукавную линию к следующему и т. д.;

закончив сборку всей перекачивающей системы, включают в работу насос автомобиля на водоисточнике и подают воду в насос второго автомобиля, который должен быть подготовлен к работе, но сцепление его выключено, а все вентили и задвижки водопенных коммуникаций должны быть закрыты;

при поступлении воды в насос второго автомобиля включить насос сцеплением и плавно открыть задвижки напорных патрубков. В процессе работы насоса по перекачке воды водители следят за напором и регулируют его изменением частоты вращения вала центробежного насоса, поддерживая напор у последующего насоса не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2).

11.2.4.2. По второму способу воду перекачивают в основном автоцистернами. Этот способ более простой, так как не требуется точного согласования работы насосов для поддержания избыточного давления, поэтому расстояние между автомобилями может быть больше, чем в первом случае.

При перекачке воды вторым способом выполняются следующие работы:

напорную рукавную линию от первого автомобиля, установленного на водоисточник, опускают через горловину в емкость второй автоцистерны (в промежуточную емкость);

всасывающий рукав второй и последующих автоцистерн присоединяют к всасывающему патрубку насоса и опускают в емкость автоцистерны (в промежуточную емкость);

после сборки всей системы включают насос автомобиля, установленного на водоисточник, и подают воду во вторую автоцистерну (промежуточную емкость);

после заполнения второй автоцистерны (промежуточной емкости) водой включают в работу ее насос и подают воду последующим автоцистернам и т.д. Во время работы необходимо следить за уровнем воды в цистерне (в промежуточной емкости). Если уровень воды в цистерне начнет понижаться, необходимо увеличить подачу первого насоса или уменьшить подачу второго изменением частоты вращения вала насоса.

11.3. Правила охраны труда при эксплуатации АЦ

К эксплуатации автоцистерн могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.

11.3.1. В процессе эксплуатации запрещается:

допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

работать на автоцистерне, находящейся в неисправном состоянии;

непрерывная работа насоса высокого давления всухую более 1 мин;

запускать незаполненный водой насос НЦПК с включенной ступенью высокого давления;

работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;

работать, не включив стояночную тормозную систему;

без команды начальника подавать огнетушащие вещества или прекращать их подачу, переставлять или оставлять без надзора пожарный автомобиль.

11.3.2. В зимнее время необходимо следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

И проведение повышения квалификации и профессиональной подготовки ... Липецкая энциклопедия», методические пособия , очерки о...

  • Отчет о работе северо-западного окружного управления образования и окружного методического центра за 2009-2010 учебный год

    Отчет

    ... по конкурсу, - электронные версии окружных сборников по проектной и исследовательской деятельности; - методические рекомендации по организации ... По пожарно - ... является проведение родительского всеобуча по вопросам организации проведения и подготовки ...

  • Постановление от 19 мая 2009 г n 682/1 об утверждении стандарта качества

    Программа

    ... по разделам технологической подготовки Д Д 14 Справочные пособия по Методические пособия для учителя (рекомендации ... разведки - Д 23 Организация Строевая подготовка - Д 25 Оказание...

  • Йошкар-ола постановление мэрын мэра постановленииже города йошкар-олы

    Документ

    Оснащением Организации являются : 1) ... по разделам технологической подготовки Д Д 14 Справочные пособия по разделам и темам программы Д Д 15 Методические пособия для учителя (рекомендации ... Организация и несение внутренней службы - Д 24 Строевая подготовка ...

  • Имени ученого »

    Основная образовательная программа

    ... . «Пожарные собаки». ... строевых упражнений; п/и для подготовки ... Т.Н.Миракова. Методическое пособие к учебнику математика. 1 класс. Методическое пособие . М.: «Просвещение» ... Рекомендации по организации обучения... Далее несомненным объектом контроля является ...

  • Перечень общепринятых сокращений (пояснения):

    • ПА — пожарный автомобиль;
    • ГВА — газоструйный вакуумный аппарат, предназначен для создания разрежения в полости центробежного насоса при заборе воды из открытого водоисточника. Работает за счет энергии выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, направляемых вместо глушителя ПА в газоструйный насос, вакуум камера которого соединена трубопроводами с полостью центробежного насоса;
    • ПН — пожарный насос;
    • КПП — коробка перемены передач;
    • КОМ — коробка отбора мощности, предназначена для передачи крутящего момента от первичного вала КПП на ПН, включается в кабине водителя отдельным рычагом. Крепится на КПП вместо верхней крышки.
    • Г-600 — гидроэлеватор, предназначен для забора воды из труднодоступных водоисточников и уборке излишне пролитой воды после тушения пожаров, представляет собой водоструйный насос;
    • ПС — пеносмеситель. На насосах серии ПН-40 установлен пеносмеситель марки ПС-5 (обеспечивает 1-5 пеногенераторов ГПС-600), предназначен для введения в поток воды пенообразователя в концентрации 4-6%, расположен между напорным коллектором и всасывающим патрубком ПН, имеет в своей конструкции водоструйный насос и дозатор, может производить забор пенообразователя как из пенобака ПА, так и из посторонней емкости;
    • вакуум-клапан, встречается в литературе под названием вакуум-кран, вакуумный затвор, предназначен для соединения и рассоединения полости центробежного насоса с вакуумной камерой ГВА, устанавливается на напорном коллекторе ПН;
    • манометр — прибор для измерения давления, установлен на напорном коллекторе ПН, отградуирован в кгс/см 2 ;
    • мановакууметр — прибор для измерения давления, как положительного так и отрицательного, установлен на всасывающем патрубке ПН, отградуирован в кгс/см 2 ;
    • сливной краник — краник пробкового типа, установлен в нижней части корпуса ПН для слива воды после работы, кроме того установлены на трубопроводах системы дополнительного охлаждения двигателя ПА;
    • тахометр — прибор для измерения числа оборотов вала ПН, отградуирован в оборотах в минуту (об/мин.), бывают механические и с электрическим приводом.

    Пожарный насос

    Подготовка пожарного автомобиля к работе

    При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:

    1. Установить ПА на ручной тормоз;
    2. Установить под колеса противооткатные упоры.
    3. Присоединить необходимые рукавные линии;
    4. Установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение;
    5. Включить зажигание поворотом ключа вправо до щелчка;
    6. Включить стартер и запустить двигатель.
    7. Нажать педаль сцепления и включить КОМ (для чего переведите рычаг включения коробки на себя и плавно отпустите педаль сцепления);

    Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы (подача воды от цистерны, открытого водоема или гидранта). Во избежание выхода из строя выжимного подшипника сцепления не допускается длительная работа силовой передачи с выжатой муфтой сцепления.

    Проверка пожарного насоса на герметичность

    При испытании пожарного насоса на герметичность:

    1. Убедиться в отсутствии воды в насосе. (При наличии воды в полости насоса возможно интенсивное парообразование при глубоком вакууме, в результате чего создание разрежения невозможно). Слить воду через сливной краник насоса при открытом вакуумном клапане.
    2. Завести двигатель.
    3. Проверить плотность закрытия сливного краника, задвижек на напорных патрубках, патрубках пенобака и дополнительного охлаждения, вентилей из цистерны и в цистерну.
    4. Ручку вакуум — клапана повернуть в положение «на себя» до упора. (При этом кулачок вала вакуум — клапана нажмет на шток нижнего клапана, что приведет к соединению полости насоса через трубопровод с вакуум — камерой ГВА).
    5. Включить ГВА. (Клапан в механизме газораспределения изменит свое положение, откроет отверстие выхода газа в газоструйный вакуум — аппарат и закроет отверстие выхода газа в глушитель).
    6. Рычагом управления дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных. (При прохождении большого количества отработанных газов через сопло, вакуум — камеру и диффузор ГВА в вакуумной камере и в полости насоса создается разрежение).
    7. Когда стрелка мановакуумметра (см. рис. 1) сместится от «0» на 34 между 0 и -1 (что соответствует 550 -570 мм рт.ст.), не сбрасывая газ, выключить вакуум – клапан.
    8. Сбросить обороты двигателя. (При больших оборотах двигателя выхлопные газы настолько сильно прижимают клапан, закрывающий отверстие глушителя, что выключить ГВА невозможно).
    9. Выключить ГВА.
    10. Проконтролировать показания стрелки мановакуумметра. Если разрежение в течение 2,5 минут изменится более чем на 100 мм.рт.ст. насос считается негерметичным.

    Рис. 1. Показания мановакууметра при испытании насоса на «сухой вакуум». Деления шкалы от 0 до -1 показаны условно.

    Дополнительные пояснения:

    1. При проверке насоса следует обращать внимание на то, что время необходимое для создания требуемого разрежения не должно превышать 20 сек. Причиной медленного создания разряжения в полости насоса может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет ее засорения или неполного открывания клапана вакуумного затвора, вследствие износа кулачка и штока клапана.
    2. Применяемые на пожарных насосах вакуумметры не имеют таких делений, как 550 мм рт.ст. и 100 мм рт. ст. Деление «-1» соответствует -760 мм рт. ст., или -10 м. вод. ст. Учитывая это, разряжение доводится до 3/4 шкалы влево от нуля. Это будет соответствовать 550 мм рт.ст.

    Определение причин неисправностей вакуумной системы можно использовать следующие приемы:

    • убедиться,что мановакуумметр исправен. Например, заменить его заведомо исправным (прошедшим поверку) или проверить на другом насосе.
    • опресовать насос водой от другого насоса давлением 8 — 10 кг/см 2 . Осмотреть насос под давлением и устранить течь. Если насос герметичен, то необходимо проверить герметичность вакуумной системы. Создать насосом давление 4 — 7 атмосфер, открыть вакуум клапан. Осмотреть вакуумную систему. В местах соединения и по длине трубопровода не должно быть течи.
    • Проверить исправность заслонки механизма гозораспределения, газы, при работающем ГВА в сирену и в глушитель проходить не должны.
    • Состояние проходного сечения трубопроводов определяется по количеству выходящей воды из диффузора ГВА при подаче ее под давлением через открытый вакуум — клапан.

    Работа с насосом без установки ПА на водоем

    (Подача воды из цистерны)

    1. Присоединить рукавные линии к напорным патрубкам (при этом нужно стремиться, чтобы количество изгибов при прокладке рукавов было минимальным).
    2. Проверить при помощи ключа плотность закрытия заглушки на всасывающем патрубке насоса, а также вентилей, задвижек и краников.
    3. Открыть вакуум — клапан для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса. (Наличие воздушной пробки в верхней части полости насоса не позволяет воде заполнить насос).
    4. Открыть вентиль из цистерны. После появления воды в смотровом глазке вакуум – клапана или из диффузора ГВА, закрыть вакуум-клапан.
    5. Включить сцепление и увеличить обороты до давления на манометре 2 — 3 кгс/см 2 .
    6. Плавно открыть задвижку в рукавную линию.
    7. Плавно прибавить газ и довести давление до необходимой величины.

    Операции по окончании работы:

    1. Снизить обороты двигателя до минимальных.
    2. Выключить сцепление.
    3. Закрыть задвижку подачи воды в напорную линию.
    4. Закрыть вентиль подачи воды из цистерны.
    5. Выключить КОМ и двигатель автомобиля.
    6. Открыть сливной краник из насоса и вакуум -кран.
    7. Отсоединить рукавные линии.
    8. Поставить заглушки на напорные и всасывающий патрубки.
    9. Очистить рукава и рукавное оборудование от грязи и уложить на места с обязательным закреплением.
    10. Надежно закрыть отсеки.

    По прибытию в гараж следует:

    1. Мокрые рукава заменить вторым комплектом, а бывшие в употреблении промыть и просушить.
    2. Дозаправить бак топливом.
    3. Заправить масленку для смазки сальников насоса и проверить уровень масла в картере насоса.
    4. Тщательно вымыть автомобиль, очистить его от грязи, привести в порядок оборудование.

    Характерные ошибки при выполнении упражнения.

    1. Попытка подачи воды в линию без предварительного заполнения насоса водой. (Наличие воздуха в полости насоса может привести к задержке подачи воды на тушение пожара, невозможность создания необходимого давления).
    2. Выпуск воздуха через вакуум — клапан при включении насоса.
    3. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

    Забор воды из водоема

    1. Опустить рукава с сеткой в водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее чем на 300 мм ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно водоема.
    2. Проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и кранов.
    3. (Вращение вала насоса при создании разрежения в полости насоса недопустимо).
    4. Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку смотрового окошка.
    5. Включить газоструйный вакуумный аппарат.
    6. Рычагом дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных. (Слышен характерный шум работающего ГВА).
    7. При появлении воды в смотровом окошке (можно ориентироваться и по изменению звука работающего ГВА), сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум – клапан (положение «от себя»).
    8. Включить сцепление.
    9. Выключить ГВА.
    10. Рычагом дроссельной заслонки установить давление воды на манометре 2-3 кгс/см.
    11. Плавно довести давление до необходимой величины.
    12. При необходимости включить дополнительное охлаждение двигателя, причем, сначала открыть сливной краник на трубопроводе присоединенном к всасывающей полости, затем открыть вентиль на трубопроводе из напорной полости насоса, при появлении воды из открытого сливного краника на трубопроводе, закрыть его, и открыть вентиль трубопровода, присоединенного к всасывающей полости. (Данная операция позволит исключить попадание воздуха из системы дополнительного охлаждения в полость насоса).

    Характерные ошибки при работе.

    1. Недостаточные обороты двигателя при работе ГВА.
    2. Снижение частоты вращения до закрытия вакуум — клапана.
    3. Высокое давление при открывании напорных задвижек.
    4. Преждевременное закрытие вакуум — клапана.
    5. Попытки включения и выключения ГВА при больших оборотах двигателя.
    6. Включение и выключение сцепления при большой частоте вращения вала двигателя.

    Дополнения и пояснения.

    1. После появления воды в смотровом окне, рекомендуется переводить рукоятку вакуум — клапана в положение «от себя» в любое время года, для осуществления продувки вакуумной системы от воды.
    2. При малом давлении воды в насосе легче открыть напорные задвижки и меньше вероятность обрыва водяного столба.
    3. При работе с одной рукавной линией, ее удобнее подключать к левому патрубку, т.к. рычаги управления расположены слева.
    4. Всасывающая линия по всей длине должна иметь уклон в сторону водоема. Если в каком-то месте она окажется приподнятой вследствие прокладки через препятствия (перила моста, люк водоема и.т.п), то в верхней точке перегиба рукава остается воздушная пробка. При подаче воды в линию она может привести к обрыву водяного столба или к нестабильной работе насоса некоторое время. Это надо предвидеть заранее при установке автомобиля.

    Забор воды из водоема при неисправной вакуумной системе

    1. Установить автомобиль у водоема с соблюдением мер безопасности.
    2. Присоединить всасывающие рукава и всасывающую сетку.
    3. Проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и пробкового крана пеносмесителя.
    4. Включить коробку отбора мощности.
    5. Выключить муфту сцепления из насосного отсека.
    6. Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку смотрового глазка.
    7. Открыть вентиль «из цистерны».
    8. При появлении воды в смотровом глазке, сделать выдержку до прекращения выделения пузырьков воздуха и закрыть вакуум-клапан.
    9. Включить сцепление.
    10. Ручкой дроссельных заслонок установить давление воды 1 — 1,5 кгс/см 2 по манометру.
    11. Плавно открыть напорную задвижку.
    12. Провести мероприятия по окончанию работы и прибытию в гараж.

    Схема вакуумной системы пожарного автомобиля

    Вакуумная система пожарного автомобиля: 1- корпус газоструйного вакуум-аппарата; 2- выхлопная труба двигателя; 3 — резонатор сирены (если сирена газоструйная); 4- заслонки; 5‑трубопровод; 6 — отверстие для продувки системы после работы; 7- корпус вакуумного клапана; 8‑валик кулачковый (эксцентрик); 9- смотровой глазок; 10- клапан; 11- диффузор; 12 – сопло; 13‑патрон и лампочка.

    Примечание. Положение рычага в позиции 1а для продувки вакуумной системы в зимнее время; положение в позиции 2а для создания вакуума в полости пожарного насоса.

    Характерные ошибки при работе:

    1. Попытка заполнить всасывающую линию при незакрытом клапане всасывающей сетки.
    2. Несвоевременное закрытие вентиля «из цистерны».
    3. Заполнение всасывающей линии при работающем насосе.
    1. Вероятность обрыва водяного столба уменьшается, если вентиль из цистерны закрыть после подачи воды в линию.
    2. При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сетки должен быть надежно закрыт.

    Если это условие выполнить невозможно, воду можно забрать кольцеванием цистерны для чего:

    1. Закрыть все вентили и сливной краник;
    2. Включить сцепление;
    3. Открыть полностью вентиль «из цистерны» и на ¾ вентиль «в цистерну»;
    4. Установить средние обороты вала насоса (2000-1500 об/мин по тахометру). После заполнения всасывающей линии и насоса водой давление на манометре резко повысится и изменится звук работы двигателя;
    5. Плавно открыть вентиль напорного патрубка;
    6. Закрыть вентили «из цистерны» и «в цистерну»;
    7. Установить необходимое давление.

    Заполнение цистерны водой из открытого водоисточника

    Данное упражнение отличается от обычной подачи лишь тем, что вместо задвижки на напорном патрубке открывается задвижка «в цистерну».

    Вместе с тем необходимо помнить, что внутренняя площадь стенок автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б составляет 10 м 2 . При такой площади даже небольшое избыточное давление (0.5 кгс/см 2) создает разрывающее усилие 5000 кг.

    Чтобы не разорвать цистерну, заполнение ее должно производиться под небольшим давлением 1,5-2 атм. В этом случае контрольная трубка успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны.

    При появлении воды из контрольной трубки сразу убавляется газ и включается сцепление. После этого закрывается вентиль «в цистерну».

    Если заполнение цистерны необходимо ускорить, надо обязательно открыть крышку верхнего люка цистерны и только тогда увеличить давление. Кроме того первоначальное открывание вентиля «в цистерну» необходимо производить при минимальном давлении.

    Подача воды

    Подача воды пожарными автоцистернами из водоема с помощью гидроэлеватора

    Гидроэлеваторное кольцо для работы по подаче воды из водоема может быть составлена по следующим схемам:

    1. Насос — гидроэлеватор — насос.
    2. Насос — гидроэлеватор — разветвление — насос.
    3. Насос — гидроэлеватор — цистерна — насос.

    Кроме этого, гидроэлеватор можно использовать для уборки воды из помещений с установкой автомобиля на водоисточник.

    Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос-гидроэлеватор-насос».


    Рис. 2. Работа по схеме «Насос — гидроэлеватор — насос».

    1. Закрыть все краники, вентили и задвижки.
    2. Открыть вентиль из цистерны.
    3. Включить сцепление.
    4. Когда рукав, подходящий к водосборнику всасывающего патрубка наполнится водой, выждать некоторое время до стабилизации работы насоса. (Неизбежное, при этой схеме, попадание воздуха в полость насоса, затрудняет создание замкнутого кольца воды в системе. Воздух через некоторое время выйдет через гидроэлеватор).
    5. Закрыть вентиль «из цистерны».

    Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».

    1. Установить автоцистерну у места работы, соединить рукава, разветвление, гидроэлеватор и ствол.

    Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах.


    Рис. 3. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».

    1. Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
    2. Открыть вентиль из цистерны.
    3. Выпустить воздух из полости насоса через вакуум — клапан, после чего закрыть его.
    4. Включить сцепление.
    5. Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
    6. Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.
    7. Когда рукав, подходящий к разветвлению наполнится водой, приоткрыть один из боковых вентилей разветвления для выпуска воздуха, после чего закрыть его.
    8. Полностью открыть центральный вентиль разветвления, подающий воду в насос.
    9. Закрыть задвижку «из цистерны».
    10. При необходимости отрегулировать частоту вращения вала насоса, доведя ее до 2000-2500 об/мин. (При таких оборотах давление во всасывающей полости будет не менее 2 — 4 кгс/см 2).
    11. Плавно открыть напорную задвижку к стволу, следя, чтобы давление во всасывающей полости насоса не опускалось ниже 0,5 кгс/см 2 .

    Запуск гидроэлеватора по схеме «насос — гидроэлеватор — цистерна — насос»

    1. Установить автоцистерну у места работы, соединить рукава, гидроэлеватор и ствол.

    Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах. Рукава, опущенные в цистерну применить напорно-всасывающие, для исключения перегибов (см. Рис. 4.).


    Рис. 4. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — цистерна — насос».

    1. Закрыть все краники и вентили.
    2. Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
    3. Открыть вентиль из цистерны.
    4. Выпустить воздух из полости насоса через вакуум — клапан, после чего закрыть его.
    5. Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
    6. Включить сцепление.
    7. Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.

    Когда вода вернется в цистерну

    1. Открыть полностью задвижку в напорную линию ствола.
    2. Установить давление воды на манометре 8 кгс/см 2 .
    3. Осуществлять контроль за уровнем воды в цистерне: при понижении его — прикрыть напорную задвижку к стволу, а при увеличении открыть ее больше и немного убавить частоту вращения вала насоса, если напора воды у ствола достаточно.

    Дополнения и пояснения.

    Данный способ является наиболее надежным, позволяет открывать задвижку к стволу сразу при запуске системы и кратковременно вынимать гидроэлеватор из воды, что необходимо при уборке воды из помещений.

    Однако данный способ применим при работе только с одним гидроэлеватором Г-600, так как диаметр патрубка «цистерна-насос» всего 80 мм. и он не может обеспечить работу двух гидроэлеватьров.

    На пожарных автомобилях выпускаемых в настоящее время диаметр патрубка «цистерна-насос» увеличен, либо устанавливают два патрубка диаметром 80 мм с отдельными вентилями.

    Кроме того, необходим постоянный контроль за уровнем воды в цистерне при помощи наблюдателя. Контроль за уровнем воды при помощи датчиков уровня не оперативен, что не позволяет сбалансировать поступление воды и ее расход. В предыдущих способах работы с гидроэлеватором этот баланс получается автоматически.

    Уборка воды гидроэлеватором с установкой автомобиля на водоисточник

    При наличии водоисточника (гидранта или водоема) его можно использовать при уборке (откачке) воды из помещения. Для этого вода из водоисточника подается насосом в напорную линию гидроэлеватора, а от гидроэлеватора на слив.


    Рис. 5. Схема уборки воды гидроэлеватором.

    Такая схема надежнее в работе, чем замкнутое гидроэлеваторное кольцо и не требует специальных навыков в работе. В отдельных случаях при напоре в гидранте в 3 — 4 кгс/см 2 уборку воды можно производить без установки автомобиля на водоисточник, присоединив напорную линию гидроэлеватора непосредственно к пожарной колонке.

    Максимальное использование мощности пожарного автомобиля при откачке воды

    При проведении аварийно-спасательных работ, а также в других случаях, если уровень воды в затопленном помещении высок и есть возможность забрать воду с помощью всасывающих рукавов, то можно рекомендовать следующую схему использования гидроэлеваторов.

    Рис. 6. Схема работы автомобиля на максимальную мощность при откачке.

    В данном случае объем откачиваемой воды в секунду при использовании насоса ПН-40У составит порядка 70-75 л/сек..

    Подача воздушно-механической пены без установки пожарного автомобиля на водоем

    1. Присоединить рукавную линию с пеногенератором.
    2. Проверить, плотно ли затянута заглушка на всасывающем патрубке насоса. Закрыть все вентили и краны.
    3. Открыть вакуум – клапан (на себя), для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса.
    4. Открыть задвижку из цистерны. После появления воды в смотровом окне вакуум — клапана, закрыть его.
    5. Включить сцепление.
    6. Плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию.

    11. Снизить давление до 1,5 — 2,5 кгс/см 2 .

    12. Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.

    Не выполнение операций по промывке пеносмесителя приводит к полимеризации и последующему затвердеванию пенообразователя в дозаторе!

    1. Провести действия, необходимые при завершении работы.

    Подача воздушно-механической пены с установкой пожарного автомобиля на водоем

    1. Установить автомобиль у водоема с соблюдением мер безопасности.
    2. Присоединить всасывающие рукава и всасывающую сетку.
    3. Опустить рукава с сеткой водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее чем на 300 мм ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно.
    4. Проверить закрытие сливного краника, задвижек и пробкового крана пеносмесителя.
    5. Включить коробку отбора мощности.
    6. Выключить муфту сцепления из насосного отсека.
    7. Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку.
    8. Включить газоструйный вакуум — аппарат.
    9. Рычагом дроссельных заслонок увеличить обороты двигателя до максимальных. (Слышан характерный шум работающего ГВА).
    10. При появлении воды в смотровом окне, сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум — клапан «от себя».
    11. Убавить частоту вращения двигателя до «холостого хода».
    12. Включить сцепление.
    13. Выключить ГВА.
    14. Рычагом дроссельных заслонок установить давление воды на манометре 1-1,5 кгс/см 2 .
    15. Открыть пробковый кран пеносмесителя.
    16. Установить стрелку дозатора на цифру, соответствующую количеству подаваемых пеногенераторов.
    17. Открыть кран на трубопроводе «пенобак — пеносмеситель».
    18. Плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию.
    19. Увеличить давление до 6 кгс/см 2 .

    После подачи пены, не отключая насоса:

    1. Снизить давление до 1,5 — 2,5 кгс/см 2 .

    Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.

    Операции по промывке пеносмесителя!

    1. Открыть кран на трубопроводе «цистерна с водой — пеносмеситель».
    2. Провернуть маховичок дозатора пеносмесителя в любую сторону, совершив не менее 4 — 5 полных оборота.
    3. Убедиться, что из пеногенератора выходит чистая вода без признаков наличия пенообразователя.
    4. Закрыть пробковый кран пеносмесителя.
    5. Провести действия, необходимые при завершении работы.

    Дополнения и пояснения

    Как вы заметили, операции по подаче воздушно — механической пены, на первоначальном этапе, ничем не отличаются от операций по подаче воды, с установкой или без установки пожарного автомобиля на водоисточник. Но вместе с тем, при подаче воздушно-механической пены, необходимо еще более тщательно контролировать удаление воздуха из полости насоса до включения сцепления.

    При наличии даже небольшого количества воздуха в полости насоса, при наличии пенообразователя, рабочее колесо насоса при вращении взбивает воздушно-механическую пену, которая заполняет свободное пространство .

    Это может произойти и если промывка водопенных коммуникаций проведена некачественно, вода из насоса не слита.

    ВАЖНО:

    Наличие пенной пробки в полости насоса делают невозможным подачу воды или пены на тушение пожара!

    На ее удаление при помощи газоструйного вакуум-аппарата или выбросом через напорные патрубки, требуется значительное время.

    Видео про пожарные насосы