Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Проблема выбора профессии. Профессиональное самоопределение. Профессиональная ориентация Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение школьника

  • 4. Сущность воспитания как педагогического процесса. Его закономерности и принципы.
  • 5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.
  • 6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.
  • 7. Факторы социализации.
  • 9. Социально-педагогическая помощь семье.
  • 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
  • 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
  • 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
  • Причины девиантного поведения
  • 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
  • 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
  • 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
  • 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
  • Особенности технологий социальной работы
  • 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
  • 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
  • 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
  • Школьный социальный педагог:
  • Обязанности школьного социального педагога:
  • Социальный педагог имеет следующие права:
  • Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
  • 23. Самоопределение и профориентация школьников.
  • 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
  • Причины табакокурения
  • 2. Наркотизация
  • Причины наркотизации подростков
  • 3. Алкоголизация
  • Причины подросткового алкоголизма
  • Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
  • 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
  • 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
  • 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
  • 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
  • 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
  • 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
  • 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.
  • 23. Самоопределение и профориентация школьников.

    Самоопределение – это определение (выбор) своего места в обществе, в жизни. Выбор ценностных ориентиров, обретение адекватной позиции в обществе. (Это основа, источник самореализации).

    Личность надо подготовить к самоопределению.

    Профессиональная работа включает следующие аспекты:

    - экономический (демографический кризис)

    - социальный (престиж профессии, удовлетворённость или неудовлетворённость выбранной профессии)

    - психологический (психологические возможности, способности) +медико-физиологический

    - педагогический (закономерности, принципы, методы)

    - правовой .

    Профориентация – это научно-обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

    Теоретические основы :

    Объект – сам процесс социально-педагогической профориентации, самоопределение личности.

    Предмет – вся профориентационная деятельность (принципы, формы, методы).

    Организация профориентации.

    Закономерности (связаны с развитием личности) – личность формируется через деятельность и с помощью деятельности.

    Принципы (требования):

    Социальные: сознательности, активности, соответствия возможностям, развития, связи с потребностями общества.

    Педагогические:

      Связь с жизнью, трудом, с практикой.

      Систематичности.

      Преемственности.

      Взаимосвязи школы с базовыми предприятиями.

      Воспитывающие характер профориетационной работы.

      Индивидуализации.

      Дифференциации.

      Сочетания индивидуальных и коллективных форм.

    Направления профориентационной работы:

    профессиональное просвещение, воспитание, диагностика, консультация, отбор и подбор, адаптация.

    Задачи профориентационной работы:

      Оказание пед. помощи при выборе профессии.

      Расширить знания о выборе профессии.

      Выявить и развивать способности (диагностика).

      Формировать практические умения и навыки.

    Формы работы:

    Профессиональная консультация (работа с семьёй и родителями);

    Профессиональная диагностика;

    Экскурсия;

    Встречи с представителями различных профессий;

    Круглые столы;

    Родительские собрания;

    Выпуск газет, бюллетеней;

    Праздник профессий.

    24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.

    Табакокуре́ние (синоним никотинизм)- вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дама тлеющего табака, одна из форм токсикомании.

    Курение учащейся молодёжи вызывает тревогу по нескольким причинам.

    Во-первых, те, кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь.

    Во-вторых, курение повышает риск развития хронических заболеваний.

    В распространении этой вредной привычки имеет значение своеобразное принуждение к курению со стороны курящих. В школах курящие, считают некурящих трусами, «маменькиными» сыночками, несамостоятельными. Бесплатные спортивные и художественные секции закрылись, а на платные не хватает денег. Современный подросток предоставлен самому себе. Именно вследствие этих причин с наступлением темноты на улице сейчас можно увидеть толпы бездельничающих подростков, не умеющих и не знающих, чем занять свой досуг.

    Некоторые из них становятся правонарушителями, а кто-то начинает разрушать сам себя, приобретая вредные привычки. В современном мире редкий подросток к 13 годам не знает вкуса алкоголя и табака.

    "

    Транскрипт

    1 Высшее профессиональное образование БАКАЛАВРИАТ Н. С. ПРЯЖНИКОВ, Л. С. РУМЯНЦЕВА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования

    2 УДК (075.8) ББК 88.4я73 П858 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики МГУ им. М. В. Ломоносова А.И.Подольский; кандидат педагогических наук, декан факультета дистанционного обучения МГППУ Б. Б. Айсмонтас П858 Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С.Пряжников, Л.С.Румянцева. М: Издательский центр «Академия», с. (Сер. Бакалавриат). ISBN Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки Психологопедагогическое образование (квалификация «бакалавр»). Профессиональное ориентирование в учебнике представлено как системная и комплексная помощь самоопределяющимся школьникам не только в профессиональном выборе, но и как помощь в нахождении своего места в обществе. Характеризуется соотношение профориентации и профессионального самоопределения, уточнены цели и задачи, критерии эффективности профориентации, а также рассмотрены различные «пространства» самоопределения и методы практической профориентации учащихся школ. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен всем участникам системы профориентации. УДК (075.8) ББК 88.4я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Пряжников Н. С., Румянцева Л.С., 2013 Образовательно-издательский центр «Академия», 2013 Оформление. Издательский центр «Академия», 2013

    3 ВВЕДЕНИЕ Современная эпоха характеризуется все более возрастающим вниманием к профессиональному ориентированию, трудовому обучению и воспитанию. Осознание актуальности и важности профориентации, как это ни парадоксально, более выражено в менеджменте (в кадровой политике, в управлении персоналом, в управлении человеческими ресурсами и т.п.), чем в других областях. Вероятно, это связано с тем, что в организациях приходится решать конкретные вопросы, организовывать эффективный труд, ориентировать персонал на карьеру и совершенствование в своей работе. В современном менеджменте именно «человеческий ресурс» рассматривается как важнейший фактор высокоэффективного производства. А главными качественными характеристиками человека как работника являются образование, состояние здоровья и трудовая мотивация. По сути, многие направления работы с персоналом в организациях являются профориентационными, хоть и имеют иное название (профподбор и профотбор, аттестация, профадаптация, работа с резервом, повышение квалификации, ротация персонала, помощь в планировании карьеры, кадровый аудит и др.). Если рассматривать общество как большую организацию со специфическими задачами социально-экономического развития, со своими отраслями, сферами производства и т. п., то, по логике вещей, именно профориентация должна быть основой всей кадровой политики и управления человеческими ресурсами. И особенно важно начинать профориентационную работу с дошкольного и школьного периодов развития ребенка, формируя его как будущего полноценного гражданина своей страны, способного через профессиональный труд делать что-то полезное для общества. К сожалению, осознание необходимости профориентационной работы с детьми, школьниками и молодежью пока еще недостаточное. Поэтому подготовка будущих специалистов по профориентации (проконсультантов, педагогов-психологов и др.) должна предполагать, кроме формирования у них теоретической и методической базы, еще и мотивационную готовность «одушевленно» работать в данном направлении и увлекать своей воодушевленностью других специалистов, организуя с ними эффективное взаимодействие. 3

    4 Данный учебник предназначен для подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», которым предстоит знакомство с основами профориентационной работы. Здесь мы и исходим из того, что в отличие от магистров, ориентированных на более углубленное изучение данного предмета, бакалаврам необходимо дать общие представления о профессиональном самоопределении и ознакомить их с минимальным набором методических средств, необходимых для практической деятельности. Дальнейшая специализация по вопросам профессиональной ориентации школьников предполагает другие курсы и спецкурсы и углубленное знакомство с профконсультационными методиками уже в рамках спецпрактикумов, практических занятий, методических семинаров и т. п. Учебник включает пять глав. В первой главе самоопределение рассматривается как высший уровень профориентационной работы, когда у школьника формируется готовность самостоятельно и осознанно решать свои карьерные вопросы и делать ответственный жизненный выбор. Данный уровень условно противопоставляется работе профконсультанта в режиме диагностико-рекомендательной схемы, когда учащемуся просто даются обоснованные (психологом) рекомендации на основе предварительного психодиагностического обследования. Естественно, нельзя отрицать и диагностико-рекомендательную схему работы, но можно назвать и более интересные варианты профконсультационной помощи, выводящие школьника на уровень самоопределения. Во второй главе уточняются предмет, цели и задачи профессиональной ориентации, а также критерии и показатели эффективности профориентационной работы. Особенностью нашего подхода является то, что в качестве предмета мы рассматриваем не только самоопределяющегося школьника («оптанта» по Е.А.Климову), но и всю систему взаимодействия (продуктивного диалога) профконсультанта и других специалистов, участвующих в профориентационной работе с самоопределяющимся школьником. А само это взаимодействие реализуется через специальные средства (методики, психолого-педагогические технологии), которые также становятся предметом специального рассмотрения. В третьей главе рассматриваются различные «пространства» самоопределения, позволяющие лучше ориентироваться в возможных объектах и делать более обоснованные жизненные и профессиональные выборы. В данном учебнике, помимо традиционных «пространств», основанных на типологиях профессий, выделяются ценностно-смысловые «пространства», основанные на выборе жизненной позиции, «вариантах жизни» (по В. Н. Дружи нину), «ключевых альтернативах самоопределения» (ориентированных на 4

    5 сущностные ценности личности) и др. Также выделяются варианты планирования жизненных и профессиональных перспектив, начиная от шаблонных (выбор сценариев, стереотипов) и заканчивая творческими вариантами, основанными на готовности к рискам и разумному компромиссу на пути к успеху. В четвертой главе проводится обзор психолого-педагогичесих методов профессионального ориентирования школьников. Обзор методов дается в соответствии с основными профориентационными задачами и направлениями работы (информационно-справочное, профдиагностическое, морально-эмоциональная поддержка учащегося, помощь в конкретных выборах и принятии решения, а также помощь в планировании жизненных и профессиональных перспектив развития). При этом конкретные методики понимаются нами лишь как средства достижения определенных целей и решения конкретных задач профконсультирования. Важный акцент делается на готовности психолога-педагога (профконсультанта) использовать эти методы в своей работе. Предлагается также общая схема самостоятельного проектирования и модификации профконсультантом психолого-педагогических средств. В пятой главе рассматриваются основы взаимодействия школьного профконсультанта (педагога-психолога) со смежными специалистами как в рамках самой школы (администрация, педагогический коллектив, коллеги-психологи, социальные педагоги), так и со специалистами, представляющими различные социальные инсти туты, готовыми к сотрудничеству в рамках системной профориентационной работы. Значительное место уделяется взаимодействию школьного профконсультанта с родителями учащихся. Навыки организации взаимодействия предполагают определенные менеджерские способности педагога-психолога (профконсультанта), которые, к сожалению, специально у них не формируются, в частности, в программах подготовки педагогов и школьных психологов дисциплины по менеджменту и управлению либо вообще отсутствуют, либо представлены достаточно скромно. Поэтому в данном учебнике мы уделили этому аспекту профориентационной работы особое внимание. В конце каждой главы даны задания и вопросы, которые можно использовать как для самостоятельной подготовки студентов, так и для обсуждения в рамках специально организованных семинаров. При этом в качестве специальных заданий можно использовать и некоторые методики, представленные в приложениях. Методики предназначены для формирования общих представлений о профконсультационной практике и для выработки у обучающихся начальных навыков использования подобных методов в работе со школьниками.

    6 Глава 1 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Соотношение понятий «профориентация», «профконсультирование», «психология карьеры», «профессиональный выбор» Профориентация это комплексная, системная помощь в выборе профессии и планировании профессионального развития (в построении карьеры). Комплексность обеспечивается следующими традиционными направлениями работы: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, а также относительно компактные по времени профотбор и профподбор), морально-эмоциональная поддержка клиента, помощь клиенту в выборе и планировании карьеры (что обычно делается индивидуально, в профконсультациях). Профориентация очень объемное понятие, например можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. Традиционно разделяют индивидуальную и групповую профконсультацию, которых тем не менее объединяет принцип «Дойти до каждого!». При этом групповая профконсультация допускает работу с группой при условии, что обсуждаемые вопросы актуальны для каждого участника взаимодействия. Системность профориентации обеспечивается реальным взаимодействием различных социальных институтов, так или иначе причастных к решению кадровых вопросов на уровне страны (школы, семьи, профессиональных учебных заведений, организаций и предприятий, медицинских учреждений, СМИ, органов власти и др.). Профориентология это наука о профориентации и профконсультации. До появления термина «профориентология» упо-

    7 треблялись понятия «теория профориентации», «теория профессионального самоопределения», «теория карьеры». И профориентация и профконсультация это «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов, С). Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия. Профессиональное самоопределение понятие более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение более сложное понятие (диплом «на личностность» по крайней мере психически здоровым людям не выдают). Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя понастоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные соблазнов и так называемого «счастья» с застывшими улыбками, все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, не понятных для обывателя, проблем, для которых самое страшное это радость «чавкающей от счастья» массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития. При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, «героические», периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению). Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется «пси- 7

    8 хологией карьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком («карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж.Сьюперу) это определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель). Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции. Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В.Берг в книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться на зуб сумевшим сделать блестящую карьеру волкам экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники коллеги ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда» (Берг, С. 6). Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И.Головахе), это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы») (Михайлов, 1975) Активность и активизация в профессиональном ориентировании По большому счету, главная цель профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения. При пассивной позиции школьника профконсультант лишь предлагает ему готовые решения, и в этом случае работа строится по схеме субъект-объектных отношений. Здесь ни об активности, ни об активизации говорить не приходится: школьник выступает в роли ведомого объекта. Здесь скорее можно говорить, вслед за Е. А. Климовым, о традиционной профориентации, когда клиента просто ориентируют. А вот профессиональное самоопределение

    9 предполагает переход к последующим уровням решения профконсультационных задач. Но можно организовать работу в режиме реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом в решении профориентационных проблем, когда они совместно размышляют над сложными вопросами. В данном случае реализуется схема субъектсубъектных отношений, и можно уже говорить об активизации клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество. Это можно назвать совместной активностью. Наконец, можно стремиться к тому, чтобы постепенно формировать у школьника готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Здесь уже можно говорить о формировании у клиента внутренней активности, когда он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога. При этом схему взаимоотношений между психологом и клиентом можно обозначить как объект-субъектную, когда профконсультант постепенно уступает клиенту свою инициативу, т. е. превращается из субъекта в более пассивного наблюдателя и советчика (почти в объект). А сам клиент из объекта психолого-педагогической помощи все больше превращается не просто в активизируемого субъекта, а в субъекта со сформированной внутренней активностью, который может обойтись и без помощи психолога. Конечно, все это соотносится с почти идеальной ситуацией, но, имея перед собой идеал, профконсультант хотя бы знает, к чему надо стремиться в своей работе. Если клиент все же проявит стремление стать настоящим субъектом построения своей профессиональной судьбы, то возникает вопрос: каким образом помочь ему занять активную позицию? Но тогда важно самим разобраться: что такое активная позиция? какие методы могут считаться активизирующими? Многие ответы на данные вопросы нашли свое отражение в специальном пособии «Активные методы профессионального самоопределения», поэтому мы можем ответить на них лишь в самом общем виде. Активная позиция самоопределяющегося человека предполагает: готовность увидеть проблему самоопределения; попытки самостоятельного ее решения; готовность самому обратиться за помощью к профконсультанту; готовность выполнять определенные требования взаимодействия с профконсультантом; готовность самостоятельно совершать определенные действия за рамками профконсультации (по рекомендации психолога); 9

    10 готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию (а также на ситуацию в обществе) несколько по-другому, что требует определенного мужества; готовность пойти на определенные внутренние компромиссы как при работе с профконсультантом (например, ограничить себя во времени), так и при самостоятельном достижении конкретных профессиональных целей (например, отказаться от удовлетворения некоторых сиюминутных желаний ради достижения более важных целей) и т. п. К сожалению, далеко не все клиенты готовы к такой позиции, и тогда возникает необходимость активизировать их. Общая схема такой активизации: 1. Установление эмоционально-доверительного контакта с клиентом (важно не превратить это в «очаровывание» клиента своими методиками, своим авторитетом или обаянием). 2. Совместное уточнение проблемы клиента: здесь психолог мог бы использовать такие методы оценки ситуации самоопределения, которые не только будут понятны клиенту, но и помогут ему самому оценить свою ситуацию. 3. Совместное решение проблемы клиента: здесь психологпрофконсультант может использовать такие средства, которые позволят клиенту увидеть, как решается проблема, а по возможности и включиться в совместное ее решение. 4. Совместное подведение итогов работы, для чего также желательно использовать методы, понятные и доступные клиенту. 5. Своевременное снижение активности самого профконсультанта, с тем чтобы дать возможность самому клиенту решать свои проблемы, чтобы не «довлеть» над ним своим авторитетом. Суть активизации заключается не столько в том, чтобы «очаровать» или заинтересовать клиента, но и в том, чтобы вооружить клиента средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, клиент постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы передается клиенту. В итоге получается схема: изначальная активность профконсультанта активизация клиента в совместной деятельности с психологом активность самого клиента (при несколько ослабевающей инициативе профконсультанта). Таким образом, активизация предполагает: превращение пассивного клиента в активного, провоцирование его интереса (мотивации), размышлений, 10

    11 переживаний и даже ожиданий по поводу предстоящей жизни; организацию активности клиента, когда из хаотичных и не целенаправленных его карьерные действия превращаются в осознанные и целенаправленные, а еще лучше основанные на прогнозировании рынка труда и планировании собственной ситуации самоопределения Сущность профессионального самоопределения: самоопределение как результат и как процесс Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция», «самосознание». При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с «главным делом жизни», которое делает человек. И. С. Кон считает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение; П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека) (Климов, С). Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей самотрансценденцию (по В.Франклу): «полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции. Известный философ Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечал, что еще «на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла» (Бердяев, С. 74). 11

    12 Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл как нечто уже достигнутое, решенное, как некий результат поиска тут же обесценивает жизнь, и образуется как бы «пустота», когда непонятно, ради чего жить дальше, к чему стремиться. В лучшем случае здесь остается стремиться к выделенным целям (реализовать найденные смыслы), превращаясь скорее в исполнителя. Поэтому не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные, уже найденные смыслы это лишь промежуточные этапы процесса. Сам процесс становится главным смыслом это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение». Правда, по В. Франклу (Франкл, 1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только найти. Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения. При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов Схема построения личных профессиональных перспектив (ЛПП) как модель самоопределения Данная схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать и в практической работе, и при создании новых методов профориентации. В основе данной схемы ЛПП (табл. 1) положена схема, предложенная Е. А. Климовым (Климов, 1983; 1990 и др.), существенно дополненная ценностно-смысловыми компонентами. В левой части таблицы, перечислены компоненты схемы построения ЛПП, а в правой даны соответствующие вопросы для работы с клиентами. Если работа проводится с классом, то каждый берет обычный тетрадный лист, подписывает его, проставляет номер очередного вопроса и сразу же записывает ответ. Обычно на прохождение всего опросника затрачивается около

    13 Таблица 1. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Компоненты ЛПП 1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения). 2. Осознание необходимости профессионального образования после школы. 3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения. 4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения). 5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями. 6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели. 7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы (микроинформационная основа выбора). 8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей. 9. Представление о путях преодоления своих недостатков и о путях оптимального использования своих возможностей. Опросник по схеме построения ЛПП 1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? 2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться? 3. Когда в России жить станет лучше? 4. Вопрос в виде задания: даны три буквы (М, Н, С) за 3 мин надо написать названия профессий, начинающихся с этих букв (неплохой результат более 17 профессий) 5. Кем бы вы хотели стать (по профессии) через лет? 6. Выделите основные 5 7 этапов на пути к своей мечте. 7. Вопрос в виде задания: выпишите три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три, связанных с обучением в вузе или в колледже. 8. Что в вас самих может помешать вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя надо конкретнее.) 9. Как вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к получению профессии (к дальнейшему обучению)? 13

    14 Окончание табл. 1 Компоненты ЛПП 10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям. 11. Знание о путях преодоления внешних препятствий. 12. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту. 13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда. 14. Начало практической реализации ЛПП. Опросник по схеме построения ЛПП 10. Кто и что могут помешать вам в достижении целей? 11. Как вы собираетесь преодолевать эти препятствия? 12. Есть ли у вас резервные варианты выбора? 13. В чем вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни? Ради чего вы хотите приобретать профессию и работать? 14. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том, что вы хорошо учитесь нельзя, надо отметить, что вы делаете сверх этого.) мин. После этого результаты обрабатываются (см. ниже). Если профконсультация индивидуальная, то психолог-консультант может вставлять вопросы схемы построения ЛПП в беседу с клиентом. Обращаем внимание, что лучше при этом ориентироваться на сами компоненты, которые, во-первых, полнее по своему содержанию и, во-вторых, в большей степени учитывают позитивные характеристики ситуации данного клиента. Например, в вопросе 8 справа спрашивается о недостатках, а в компоненте 8 слева акцент делается на возможностях и достоинствах клиента, так как опыт использования опросника показал, что в работе с классом вопросы должны быть немного упрощены (см. пример спрашивается лишь о недостатках), а в индивидуальной консультации можно было бы обсудить и недостатки и возможности. Естественно, и в опроснике для работы с классом, и в индивидуальной беседе-профконсультации формулировка вопросов может видоизменяться при сохранении главного их смысла. Возможны разные варианты обработки результатов. Первый вариант. Листы собираются, и психолог сам оценивает качество ответов. Ориентировочные критерии оценок по каждому вопросу: 1 балл отказ отвечать на данный вопрос; 14

    15 2 балла явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа; 3 балла минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой); 4 балла конкретный ответ с попыткой обоснования; 5 баллов конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам. Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 1 2 анонимные работы, и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивает их и сравнивает с самооценками школьников. Вполне возможно и использование более дифференцированной шкалы (например, 7-балльной или 9-балльной), где каждый балл должен был бы быть описан. Но опыт показывает, что и 5-балльная шкала так же хорошо позволяет в целом оценивать качество ответов подростков (педагоги хорошо знают, что при проверке большого количества письменных работ на общем фоне довольно быстро вырабатывается навык выделения и оценивания более качественных и менее качественных ответов). Заметим также, что данный опросник совсем не претендует на высокую точность оценок и скорее служит для общего знакомства с данной группой подростков, а также для актуализации. Если внимательно посмотреть на данную схему ЛПП, то в ней так или иначе представлена почти вся психология. Это означает, что настоящая профориентация это очень сложная и развернутая по времени работа. Если профориентационная помощь оказывается в течение мин, то рассмотреть все проблемы по каждому компоненту за такое короткое время не получится. Раньше столь «скоропостижную» профориентацию называли «профанацией» Типичные ошибки, предрассудки и «мифы» профориентации Е. А. Климов выделяет следующие основные затруднения и ошибки при выборе профессии (Климов, С). 1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий. Это порождает ощущение фатальности выбора, и неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь это постоянно чередующиеся выборы (по Д. Сьюперу). Еще К. Маркс выступал против «призвания», закрепляющего человека за определенной трудовой функцией, и призывал к тому, чтобы человек в ходе жизни постоянно осваи- 15

    16 вал все новые и новые виды деятельности; именно это обеспечивает его гармоничное развитие. К. Маркс даже писал, что «природа крупной промышленности требует постоянного движения рабочей силы», когда «каждые пять лет работник вынужден будет менять профессию», что связано с постоянным изменением и развитием самого производства. Частично прогнозы К. Маркса подтвердились, и на современных предприятиях успешные карьеры чаще складываются у тех, кто осваивает хотя бы смежные профессии. 2. Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «второго сорта». Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества. Недаром на цивилизованном Западе все чаще такие непрестижные профессии, как «мусорщик», оплачиваются достаточно высоко, и, наоборот, работники престижных творческих профессий далеко не всегда получают высокие зарплаты. Одно из объяснений: сама творческая работа уже является высокой наградой, и, кроме того, если все захотят быть «творцами», то кто будет мусор убирать? 3. Выбор профессии может находиться под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такой же профессиональный выбор, как и они, это называется выбор «за компанию». И если сам товарищ даже обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и его друзья должны за ним следовать. У каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье. 4. Перенос отношения с человека представителя той или иной профессии на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый прекрасный человек, занимающийся наукой, и тогда подросток начинает думать, что все ученые прекрасные люди. Хотя известно, что часто в творческих профессиях работают люди с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах (зависть, склоки, откровенную травлю наиболее творческих работников и т. п.), и общаться с такими людьми достаточно сложно. Поэтому в дальнейшем может возникнуть сильное разочарование. Надо помнить, что далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды лучших людей. А умные и порядочные люди есть в каждой профессии. 5. Увлечение внешней или какой-либо частной стороной профессии. Например, в профессии «геолог» школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, свя- 16

    17 занной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии. 6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные предметы должны выполнять и профориентационную роль, т.е. ориентировать школьников в соответствующей профессиональной деятельности. Но реально многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от практики. Например, история как учебный предмет далеко не всегда соответствует работе настоящего историка, буквально «страдающего» (имеются в виду «творческие муки», которые являются естественным и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспособности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет. Само образование обычно носит более консервативный и даже догматичный характер, когда учеников и студентов больше знакомят с консервативной частью данной науки или данной сферы производства, тогда как реальная практика больше ориентирована на решение конкретных проблем, и решение этих проблем предполагает особые сложности профессионального общения с коллегами, руководителями, заказчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говорят явно недостаточно. 7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Е.А.Климов имел в виду то, что многие технические профессии ранее включали значительный элемент ручного и рутинного труда, а также были связаны с не очень благоприятными условиями (повышенная загрязненность, шум, травмоопасность и т. п.). На многих современных предприятиях работники работают в гораздо более комфортных (эргономичных) условиях, и недаром даже появился термин «синие воротнички», когда можно работать если и не в белых рубашках, но вполне прилично одетыми. Ведь на современном производстве все больше технологических процессов автоматизируются и не требуют, как раньше, больших физических и психофизиологических затрат. 8. Неумение или отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, отмечает Е.А.Климов. Но явный неучет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящим удовлетворение и счастье человеку. 9. Незнание или недооценка своих физических возможностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также 17

    18 могут быть трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости может вызвать у неподготовленного человека не только нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих. 10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. Тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, и при внешней видимости активности результат может оказаться неудачным. И здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале систематическая профориентационная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность в поиске тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе. К типичным ошибкам, выделенным Е.А.Климовым, можно добавить и другие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей. 11. При поиске консультантов и советчиков нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут достаточно высокие гонорары. Но большие гонорары не всегда соответствуют качеству помощи. 12. Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Например, в платном консультировании, чтобы как-то оправдать высокие гонорары, консультант строит свои взаимоотношения с клиентом на откровенной манипуляции («очаровывает» его и навязывает свой выбор или «забалтывает» красивыми разговорами, а то и просто банально тестирует с помощью экзотических зарубежных тестов и выдает наукообразные, но малообоснованные рекомендации). Конечно, мы не советуем настороженно относиться к профконсультантам (в том числе и к частнопрактикующим), но по возможности следует иногда и перепроверять их рекомендации, а главное понимать, что ответственность за выбор лежит на самом самоопределяющемся человеке. 13. Неспособность и нежелание задумываться о перспективах развития общества (и производства). Часто выбор делается с ориентацией на сегодняшний день, когда востребованы одни профессии, но в дальнейшем эти профессии могут оказаться избыточны (по законам рынка, когда чего-то слишком много, то это теряет свою ценность и «рыночную цену») или появится потреб- 18

    19 ность в других профессиях. Сложность подобных прогнозов социально-экономического развития общества связана часто со страхом реально взглянуть на ситуацию в стране. Поэтому полноценное самоопределение это часто преодоление чувства страха размышлять о проблемах того общества, в котором человек собирается найти свое место. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Если школьник сам пришел к профконсультанту за помощью, то можно ли сказать, что он самоопределяется? 2. Стоит ли активизировать школьника, если он занимает пассивную позицию и категорически отказывается думать о своей судьбе самостоятельно (по принципу «вы специалисты, вот вы и думайте за меня»)? 3. Опробуйте на себе опросник по схеме построения ЛПП и оцените качество каждого из своих ответов по условной 5-балльной шкале по критериям конкретности и обоснованности. 4. Опробуйте опросник по схеме построения ЛПП на знакомом подростке. Оцените его ответы, попросите его также оценить свои ответы, а затем сравните эти оценки и постарайтесь разобраться, чьи оценки более справедливы. 5. Можно ли считать ошибкой выбора профессии ситуацию, когда школьник (учащийся 10 класса) не торопится размышлять о своем будущем, заявляя, что за него все решат родители, у которых все хорошо продумано и есть связи с влиятельными людьми, которые «обещали помочь»?


    АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ДВ.7.1 ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Автор: ст. преподаватель кафедры психологии Выгинная Е.А. Код и наименование направления подготовки, профиля: 37.03.01 Психология

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев ОТ УЧЕБЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УДК 371.3(075.3) ББК 74.26я721 Ч-689 Серия «Профессиональная ориентация» Рецензенты: доктор

    Оценка результативности профориентационной работы: проблемы и возможные решения Пряжников Николай Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Проблема:

    ПРОФЕССЬЯНС «МОЛЕКУЛЫ ПРОФЕССИЙ» Цель методики Методика предназначена для ориентировочного определения наиболее привлекательных для оптанта профессий. Общая логика использования основана на построении

    Костенко А.А., к. псих.н. доцент кафедры социальной, специальной психологии и педагогики ФГБОУ ВО «АГПУ» г. Армавир Кихтенко А.Е. студентка ВИ-ВО-1 ФГБОУ ВО «АГПУ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ТРУДОВОЙ

    Из истории профориентации Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 году в г. Бостоне (США). Главная психологическая причина появления профориентации заключается

    Задания для самостоятельной работы студентов ЗФО по учебной дисциплине «Профессиональная ориентация и профконсультирование» по направлению подготовки 37.03.01 Психология ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    64 СПЕЦИФИКА ГРУППОВОГО ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Тимофеева Марина Андреевна, студентка факультета психологии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск Профконсультирование

    Роль классного руководителя в обеспечении профильного обучения в учреждениях общего среднего образования Харитончик Наталья Ивановна, учитель иностранного языка, классный руководитель 10 профильного класса

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Тажиева З.Д. Кызылординский государственный университет им.коркыт Ата, г.кызылорда Первая серьезная жизненная

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ЭРУДИТ» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ОЧУ «Школа Эрудит», С.В. Мешков «31» мая 2017 г ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района

    1 Пояснительная записка Программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8-9 классов. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься

    Роль классного руководителя в обеспечении профильного обучения в учреждениях общего среднего образования ГУО «Средняя школа 56 г.минска» Сегодня общество нуждается в школе, которая способствует развитию

    Как подростку выбрать профессию? Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки

    Перспективные направления подготовки конкурентоспособного специалиста ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В статье рассматриваются вопросы обеспечения единства образования

    Аннотация к рабочей программе Программа социально-психолгического тренинга «саморазвитие личности». В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется па самоценность человеческой

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа 36 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Сыктывкара Программа профориентационной работы в школе. 1 Пояснительная

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра практической психологии личности и индивидуального консультирования Аннотация к рабочей программе дисциплины

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 8 города Ельца» Доклад «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников». Подготовила: учитель

    «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников» консультация для родителей. «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» В. Маяковский Дошкольное детство короткий,

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся «В мире профессий»

    УТВЕРЖДЕН «31» августа 2016 года Директор МОУ СШ 1 Е.М. Сурнина План профориентационной работы МОУ СШ 1 на 2016 2017 учебный год Цели оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля

    ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Этап 1. Знакомство с миром профессий Соберите как можно больше информации о существующих профессиональных сферах, отраслях деятельности, о ключевых профессиях в этих

    Программа профориентационной работы педагога-психолога-даурова А.И. Профессиональная ориентация подростка это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии

    РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ Кириллов Павел Петрович Управление образования Витебского областного исполнительного комитета, г. Витебск Аспирантура

    Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса МАОУ «СОШ 36» г.владимира 1. Общие положения 1.1. Приоритетным направлением федерального образовательного стандарта второго

    Психологическая служба в Хивской школе Основные функции и направления работы Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует

    СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Пряжников Николай Сергеевич доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени

    Иванющенко Т.Ю. ГБОУ школа 300, г. Санкт-Петербург Модель учета внеучебных достижений учащихся «КРУГИ УСПЕХА» Аннотация. В статье рассматривается опыт разработки и внедрения модели учёта внеучебных достижений,

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТВОЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И МИР ПРОФЕССИЙ» (для учащихся 1-11 классов) Алина Николаевна Волосач, учитель белорусского языка и литературы, руководитель методического объединения классных

    «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ» А. И. Лысюк Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Научный руководитель: Кагарманова А.И., к.п.н., доцент

    УДК 37.048.45 Нагорнова Анна Юрьевна, Nagornova Anna Yurevna, ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти, старший научный сотрудник научно-исследовательской части, [email protected]

    Рабочая программа дисциплины САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Квалификация

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 114» г. Сыктывкара Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников

    Оценка эффективности профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью Профориентация это важное направление в профессиональном становлении личности. Профессиональная ориентация представляет систему

    «Формирование личностных УУД как условие сохранения и укрепления психологического здоровья младших школьников» С.Д.Герасимов, директор школы С.Ю.Вишневская, педагог-психолог Серьезная проектная работа

    Профориентационная работа с абитуриентами, имеющими инвалидность и ОВЗ, их родителями и законными представителями Задачи профориентационной работы Цель профориентационной работы Осознанное и адекватное

    Современная практика личностного и профессионального самоопределения обучающихся ДОСТИЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ изменения в практике отечественного образования приоритет духовно-нравственного

    Оглавление Предисловие...................................................... 9 Введение, или Зачем педагогу психологические знания................. 12 Раздел первый Психология деятельности педагогов Глава

    Приложение 1.1. Аналитический отчет по результатам диагностики гуманистических ценностных ориентаций школьников, проведенной в ГБОУ СОШ 306 среди учащихся 8а, 8б, 9а, 9б классов Диагностические материалы

    Психологическое консультирование. В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога: 1. Психодиагностика. 2. Психологическое консультирование.

    ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В АЛАТЫРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Матвеева Т.А. ГАП ОУ Чувашской Республики "Алатырский технологический колледж" Министерства образования

    ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия» г. Сертолово «МОЁ БУДУЩЕЕ» г. СЕРТОЛОВО 2012 г. I. Введение Программа по профориентации «Моё будущее» для учащихся

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края ПРИНЯТО: Методическим советом Протокол 12 от 20.08.2013 г. УТВЕРЖДАЮ:

    Условия успешного профессионального самоопределения абитуриентов с инвалидностью Главная цель профессионального самоопределения личности постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно

    Сопровождение процесса определения и реализации учащимися ИОТ (из опыта работы МОУ средней школы 94 г.о. Тольятти) Для сопровождения процесса определения ИОТ мы четко обозначили в ПОЛОЖЕНИИ о профильном

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 11 им. К. А. Тренева» муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

    «Утверждаю» Директор школы: Маркачева И.В. Приказ 203-од от 02.10.2015 Программа профессиональной ориентации с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья МКОУ «Чеховская ООШ» С.Чехово 2015г.

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА Отчет по мероприятию Организация учебных выездных лекций и семинаров для школьников и абитуриентов в образовательных учреждениях общего среднего

    Личный профессиональный план (ЛПП) Личный профессиональный план обоснованное представление человека о своем желаемом профессиональном будущем и путях его достижения. Содержание профессионального плана

    Любой технологический процесс начинается с изучения исходного материала, его свойств и пригодности для последующей обработки. То же самое происходит в педагогике. Сегодня всех педагогов объединяет общее

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ А.В. Бегучев, Т.Б. Бельская Геологический колледж СГУ В начале двадцатого столетия идет формирование новой интеллигенции, творческой и свободомыслящей, складывается

    Приложение к письму Департамента образования от 28.11.2013 6089 Концепция профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ Ивановской области Проект Введение Профессиональное самоопределение

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» п. Солонцы «РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» Составитель: Семенова Т.М. Директор МБУДО

    Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся 1-11 классов Г. В. Резапкина, Федеральный институт развития образования, Академия социального управления Этапы профессионального

    УТВЕРЖДЕН 2015 года Директор МБОУ «Мохченская СОШ» Семяшкина Л.Р. План профориентационной работы на 2015 2016 учебный год Цели оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения

    ПЛОТНИКОВА И.Н. Руководитель Центра профессиональной ориентации СКО 2015 Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача Центра. Адекватное профессиональное

    ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Шевченко Л.Г. преподаватель КИОТ СПб АППО СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ОРИЕНТИРОВАНА НА ТО, ЧТОБЫ ребёнок научился учиться открыл в себе энергию познания, постоянного

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ 01 сентября 2011г.

    В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профди-агностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориен-тационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профкон-сультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

    И профориентация и профконсультация - это ориентирование школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову).

    Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:

    1) Профессиональное самоопределение- более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение- это более сложное понятие.

    2) Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение- от самого человека.

    Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется психологией карьеры). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жиз-

    6 Раздел 1. Научно-методическиеосновы школьной профориентации

    пи (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, (упруг, хозяин дома, родитель...). Такое понимание близко к жизненному самоопределению и русской традиции.

    Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера - это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться «на зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и политики, а научитесь ныть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники - коллеги... ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда»...



    Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).

    Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение... П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.



    Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

    Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей - самотрансценден-цию (по В. Фрапклу): «...Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а гланное - и умении человека находи и, новые с мыслы и конкретном доле и во всей своей жизни...»

    Формирование субъекта профессионального самоопределения 7

    Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрапсценденции...

    Н.А Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла»...

    Все это позволяет определить сущность профессионального самоопре деления как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

    При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов...

    Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем профконсультанта (педагога) является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей...

    Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в городе Страсбурге (Франция) и в 1908 году в городе Бостоне (США): бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее "подходящих" людей уже со стороны работодателей, но все это причины скорее социально-экономические.

    Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку. Со временем профориентация частично охватила и коммерческие структуры в виде "профотбора персонала".

    По большому счету, главная цель профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения при пассивной позиции школьника. Профконсультант лишь предлагает ему готовые решения, и в этом случае здесь скорее стоит говорить о традиционной профориентации.

    Или можно организовать работу в режиме реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом в решении профориентационных проблем, когда они совместно размышляют над сложными вопросами – это можно назвать совместной активностью.

    Наконец, можно стремиться к тому, чтобы постепенно формировать у школьника готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Здесь уже у клиента происходит формирование внутренней активности, когда он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога.

    Если клиент все же проявит стремление стать настоящим субъектом построения своей профессиональной судьбы, то возникает вопрос: каким образом помочь ему занять активную позицию? Но тогда важно самим разобраться: что такое активная позиция? какие методы могут считаться активизирующими? Многие ответы на данные вопросы нашли свое отражение в нашем курсе.

    Краткое содержание курса

    1. Теоретические основы профессионального самоопределения

    1.1. Теория и практика профессионального самоопределения

    1.2. Психологические особенности субъектов профессионального самоопределения

    2. Основы построения системы управления профессионального самоопределения

    2.1. Основы организации и планирования профориентационной работы

    2.2. Методы профориентации

    3. Профессиональная ориентация и профессиональная консультация учащихся

    3.1. Профессиографические основы профконсультирования

    3.2. Активные методы профессионального самоопределения

    Базовый курс рассчитан на 72 академических часа самостоятельного изучения материалов курса в системе дистанционного обучения. Дополнительно предоставляются очные или онлайн консультации преподавателя, при этом продолжительность и стоимость курса зависит от их количества.

    Тема 1. Возрастные особенности профессионального самоопределения

    Раскрыть:

    1. Цель и задачи профессионального самоопределения личности.

    3. Уровни профессионального самоопределения (по Климову Е.А.)

    4. Типы профессионального самоопределения личности (по Пряжникову А.С.)

    5. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.

    6. Конфликты профессионального самоопределения.

    Категории и понятия: профессиональное самоопределение, содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения, уровни и типы профессионального самоопределения, конфликты профессионального самоопределения

    Владеть:

    Тема 2. Проблема активизации субъекта профессионального и личностного самоопределения

    Раскрыть:

    1. Проблема активизации, активности и самоактивизации клиента.

    2. Виды активизации и их общие схемы.

    3. Формы и методы активизации.

    4. Основные модели активизирующего воздействия на клиентов.

    5. Эффекты активизации профессионального самоопределения.

    Категории и понятия: активизация, активность, самоактивизация, субъектность, мотивационно -эмоциональная активация, познавательно-интеллектуальная активация, практико-поведенческая активность.

    Владеть:

    1. Методами и приемами работы активизации профессионального самоопределения обучающихся;

    2. Системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, индивидуальных и возрастных особенностях.

    Тема 3. Планирование и организация профориентационной работы в школе.

    Раскрыть:

    1. Профориентационная работа в школе. Цель, задачи, направления. Субъекты профориентационной деятельности.

    2. Задачи и содержание деятельности педагога-психолога с детьми, разных возрастных групп.

    3. Виды планов. Структура, содержание.

    4. Организация профориентационной работы в школе.

    5. Профориентационная работа в предпрофильном и профильном обучении.

    Владеть:

    1. Системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, индивидуальных и возрастных особенностях;

    2. Основными психотехнологиями профессионального консультирования

    Психология семьи и семейного воспитания

    Тема 1. Основные характеристики семьи как системы

    Раскрыть: системный подход к пониманию семьи, тенденции развития семьи в современном обществе, основные понятия психологии семьи, структуру семьи, функции семьи, типологию семьи.

    Категории и понятия: семья, супружество, функции семьи, система, подсистема, границы между подсистемами, ролевая структура, сплоченность семьи, семейное самосознание, нуклеарная семья, расширенная семья, функционально-неполная семья, смешанная семья.

    Ключевые имена: О.А.Карабанова, Е.Г.Силяева, Ю.А. Алешина, Э.Г.Эйдемиллер, А.С.Спиваковская.

    Тема 2. Стадии жизненного цикла семьи. Кризисы семьи.

    Раскрыть : жизненный цикл семьи, стадии жизненного цикла семьи, понятия нормативного и ненормативного кризисов, факторы, обуславливающие наступление кризисов в семье.

    Ключевые имена:

    Тема 3. Детско-родительские отношения. Стили семейного воспитания.

    Раскрыть: основные характеристики детско-родительских отношений, понятия родительская любовь, родительское отношение, стиль семейного воспитания, родительская позиция, материнская любовь, отцовская любовь, дисфункциональная и функциональная семья,

    Категории и понятия: семья, жизненный цикл семьи, нормативный кризис, ненормативный кризис, наказания, поощрения ребенка, гармоничные стили семейного воспитания, негармоничные стили семейного воспитания.

    Ключевые имена: О.А.Карабанова, Е.Г.Силяева, Ю.А. Алешина, Э.Г.Эйдемиллер, А.С.Спиваковская, В.Сатир.

    Практико-ориентированный модуль: