Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Причины изменения политических режимов егэ. « Лучшие должны править во всех государствах. Достижение целей политики

Каталог заданий.
Типология политических режимов, демократия и ее основные ценности и признаки

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Особой характеристикой демократического государства является

1) наличие аппарата управления

2) слаженная работа государственных органов

3) политический плюрализм

4) отсутствие коррупции во властных структурах

Пояснение.

Политический плюрализм - это многопартийность, а значит существование выбора граждан.

Ответ: 3

Что из перечисленного ниже необходимо для реализации принципа политического плюрализма?

1) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

2) свобода участия в политических движениях и партиях

Пояснение.

Плюрализм - многопартийность - разные взгляды, идеалы, интересы. У народа есть свобода выбора.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Петр Дмитриевич Садовский

Социальный институт слишком широкое понятие, чтобы делать такой вывод; в большинстве обществ, на разных исторических этапах существовало разнообразие социальных институтов: семья, государство, религия, образование. Конечно разнообразие социальных институтов необходимо для общественной организации, но это разнообразие не гарантирует политического плюрализма.

Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

2) тоталитарного

3) теократического

4) демократического

Ответ: 4

Что из перечисленного является исключительным признаком демократического государства?

1) наличие правоохранительных органов

2) суверенитет в определенных территориальных границах

3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения

4) парламентаризм

Пояснение.

Парламентаризм - система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к др. государственным органам.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется

2) волюнтаризмом

3) тоталитаризмом

4) абсолютизмом

Волюнтаризм - деятельность людей, не считающихся с объективными законами исторического процесса.

Абсолютизм - форма монархического правления, самодержавие.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Что является одним из обязательных условий реализации принципа политического плюрализма?

1) многопартийность

2) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

3) слаженная работа государственных органов

4) наличие сильного политического лидера

Пояснение.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

1) наличие единственной общеобязательной идеологии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) наличие правоохранительных органов

Пояснение.

2. Относится ко всем режимам

3. Относится к демократическому режиму

4. Относится к демократическому режиму

1. важный признак тоталитаризма, например, СССР, Фашистская Германия

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Какой признак отличает демократический политический режим?

1) наличие однопартийной системы

2) ограничение свободы слова и свободы печати

3) контроль государства над частной жизнью граждан

4) подчинение политического меньшинства большинству

Пояснение.

Демократия предполагает наличие выборов. Побеждает тот, кто набирает больше всего голосов, тот побеждает.

Все остальное относится к тоталитарному режиму.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что от­ли­ча­ет демократический режим?

1) периодические сво­бод­ные выборы

2) наличие пред­ста­ви­тель­ных органов власти

3) однопартийная система

4) государственная цен­зу­ра СМИ

Пояснение.

Демократия пред­по­ла­га­ет плюрализм и во­ле­изъ­яв­ле­ние народа по­сред­ством выборов в пред­ста­ви­тель­ные органы и на пред­ста­ви­тель­ные посты.

Все осталь­ные подходят для тоталитарного, второе - и к де­мо­кра­ти­че­ско­му ии тоталитарному.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что отличает тоталитарное государство?

1) деятельность свободных СМИ

2) наличие правоохранительных органов

3) наличие политической оппозиции

4) одна общеобязательная идеология

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает наличие одной единственной идеологии.

1, 3 - демократический режим

2 - любой режим

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Политический режим характеризует

1) административное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форму государственного правления

Пояснение.

Политический режим - это методы и способы осуществления государственной власти.

Административное устройство государства - государственно-территориальное устройство государства.

Функции гос. власти - это направления деятельности государства.

Форма государственного правления - форма организации высших органов государственной власти.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению

1) демократическому

4) республиканскому

Пояснение.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Авторитари́зм - форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны {правлению}

Что характеризует тоталитарный режим?

1) наличие развитого гражданского общества

2) регулярное проведение свободных выборов

3) отсутствие обязательной государственной идеологии

4) всесторонний контроль государства над жизнью об щества

Пояснение.

Тоталитари́зм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?

1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.

2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.

3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.

4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.

Пояснение.

В такой форме правления, как военная диктатура, не существует неприкосновенности частной собственности и равных условий в чем-либо между военными, обладающими всей властью, и простыми гражданами. А основа демократии, напротив - это равенство прав и неприкосновенность частной собственности.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.

1) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

2) всеобщий контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

3) свободное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

4) формирование органов власти выборным путём

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. Ему соответствует ответ 2.

Все остальное характерно для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Для тоталитарного политического режима характерно

1) существование единственной обязательной официальной идеологии

2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

3) формирование органов власти выборным путём

4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

Пояснение.

Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Существует три режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. При тоталитарном режиме существует единственная обязательная официальная идеология.

Ответы 2, 3, 4 характерны для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Высший орган законодательной власти в государстве Д. избирается населением выборным путем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом?

1) Выборы депутатов проводятся в определённые законом сроки.

3) Кандидаты в депутаты вносят значительный избирательный залог.

4) Выборы осуществляются в условиях реальной альтернативы и конкурентной борьбы кандидатов.

Пояснение.

Кроме тайных выборы в демократическом государстве должны быть еще и всеобщими, прямыми, равными.

Важен принцип состязательности.

Принцип состязательности предполагает, что выборы проводятся на альтернативной основе, существует конкурентная борьба между кандидатами. При отсутствии оппозиции можно организовать и тайные выборы. К примеру, в 1936 году в СССР по Конституции были введены тайные выборы, хотя режим демократическим не был.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Определить по­ли­ти­че­ский режим в го­су­дар­стве можно на ос­но­ва­нии информации о (об)

1) ме­то­дах осуществления го­су­дар­ствен­ной власти

2) по­ряд­ке взаимоотношений цен­траль­ной власти и вла­стей на местах

3) раз­ме­ре территории го­су­дар­ства и ко­ли­че­стве населения

4) административно-территориальном устройстве

Пояснение.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Что яв­ля­ет­ся характерным при­зна­ком демократического государства?

1) в стра­не существует не­сколь­ко правительственных пе­чат­ных изданий

2) вы­бор­ные процедуры имеют фор­маль­ный характер

3) го­су­дар­ствен­ные органы фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве принципа раз­де­ле­ния и не­за­ви­си­мо­сти властей

4) граж­да­не обязаны пла­тить налоги

Пояснение.

Принципы демократии:

−признание на­ро­да источником власти

−равноправие граждан

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и свобод, их при­зна­ние и га­ран­ти­ро­ван­ность и за­щи­та со сто­ро­ны государства

−наличие прин­ци­па большинства, оно вы­ра­жа­ет свою волю

−наличие права мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей, при ко­то­рой различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы и урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению дик­та­ту­ры (система сдер­жек и противовесов);

1) про­фес­си­о­наль­но­го аппарата управления

2) раз­но­об­раз­ных негосударственных организаций

3) все­сто­рон­не­го контроля за жиз­нью общества

4) раз­де­ле­ния властей

Пояснение.

Политический режим - со­во­куп­ность методов и спо­со­бов осуществления в стра­не государственной вла­сти и управления.

Обществоведы вы­де­ля­ют три вида по­ли­ти­че­ско­го режима: демократический, ав­то­ри­тар­ный и тоталитарный.

Демократический режим - режим, ос­но­ван­ный на при­зна­нии народа в ка­че­стве источника власти, ши­ро­ко­го участия на­ро­да в управ­ле­нии государством, при­зна­нии прав и сво­бод человека.

Тоталитарный режим - режим, при ко­то­ром государство стре­мит­ся установить пол­ный (тотальный) кон­троль над всеми сто­ро­на­ми жизни граждан.

−равноправие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

−принцип боль­шин­ства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

−право мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей

−гласность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

мвыборность ос­нов­ных органов вла­сти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

−развитая си­сте­ма органов мест­но­го самоуправления.

Следовательно от­ли­чи­тель­ная черта - га­ран­ти­ро­ван­ная свобода слова и печати.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Принципы демократии:

1) при­зна­ние народа ис­точ­ни­ком власти и но­си­те­лем суверенитета;

2) рав­но­пра­вие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

3) на­ли­чие фундаментальных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

4) прин­цип большинства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

5) право мень­шин­ства на оппозицию

6) по­ли­ти­че­ский плюрализм

7) пра­во­вое государство

8) си­сте­ма разделения вла­стей (различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы, урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению диктатуры).

9) глас­ность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

10) вы­бор­ность основных ор­га­нов власти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

11) раз­ви­тая система ор­га­нов местного самоуправления.

Реализация вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных пунктов не­воз­мож­на без га­ран­тии свободы средств массовой информации

Верховенство су­деб­ной власти над за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной противоречит п. 8.

Наличие раз­ветв­лен­ной системы законов, раз­лич­ных средств мас­со­вой информации не опре­де­ля­ет сущность по­ли­ти­че­ско­го режима (и то и дру­гое было в гит­ле­ров­ской Германии)

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Политический режим - это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти. На первый взгляд речь идет об оценке лишь функциональной составляющей в структуре политической системы. На деле политический режим характеризует условия работы государственных органов, общественно-политических организаций и движений, специфику политических отношений, формы идеологии, тип политической культуры общества и т. д. Он отражает уровень политической свободы, способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Другими словами, политический режим заключает в себе существенные черты политической системы в целом.

Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Многие ученые-политологи согласны с тем, что к существенным чертам тоталитарного режима относятся:

  • официальная государственная идеология, обязательная для всех граждан и не допускающая существования других идеологий;
  • монополия на власть единственной массовой политической партии, лидер которой в общественном сознании наделяется сверхъестественными чертами, создается культ личности вождя;
  • тотальный полицейский контроль за всем обществом;
  • контроль правящей партии над средствами массовой информации, жесткая цензура;
  • централизованная экономика, система бюрократического управления ею.

Вот как описывает отличительные особенности тоталитарного режима И. А. Ильин: «Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой».

Авторитарный режим характерен для политической системы, власть в которой имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т. п.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью законов, которые принимает по своему усмотрению главное - опора на силу. Однако, как правило, авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая черта авторитарного режима - монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом. Это означает, что политическая оппозиция не допускается, однако экономика, культура, религия могут развиваться без вмешательства государства. Таким образом, сохраняется определенная свобода деятельности в различных сферах, но политика является исключительной функцией власти.

Из курса истории вы знаете, что тоталитарные и авторитарные режимы в прошлом были свойственны многим странам и играли активную роль на международной арене. В наше время усиливается стремление народов к демократии.

Демократический режим опирается на систему принципов и ценностей, среди которых первое место занимает принцип народовластия. Его не следует понимать так, что у всех граждан до единого существуют одинаковые интересы и стремления. Поэтому народовластие реализуется прежде всего через принцип большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли большинства, главные среди них - выборы и референдумы. Граждане путем голосования принимают политически важные решения, только в первом случае об избрании депутатов в высший законодательный орган или высшего должностного лица в государстве, а во втором - о принятии или отклонении решения по наиболее значимым государственным вопросам (например, о конституции).

Однако политический режим не является демократическим, если наряду с принципом большинства не реализуется другой принцип: право меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества, которая не поддерживает власть, может создавать свои организации, иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать альтернативный вариант политического курса. Это право в демократическом государстве закреплено в законах.

В условиях демократического режима народ имеет право и возможности влиять на выработку политических решений через участие в избирательных кампаниях, обращения в государственные органы, выступления и критику властей в печати, участие в митингах, демонстрациях, пикетах, деятельность политических партий и политических движений,

Парламентаризм - еще одна неотъемлемая черта демократии. При этом имеется в виду парламентаризм в широком смысле этого слова, что означает государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту). В узком смысле слова парламентаризм означает политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях. Но при любом демократическом режиме парламент - это высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан.

Одной из ценностей демократии является политический плюрализм - принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ (плюрализм идеологический), политических организаций, средств массовой информации, партий (многопартийность), существование легальной политической оппозиции при наличии у подавляющего большинства граждан общей заинтересованности в сохранении государства, признания демократических «правил игры», отказа от использования силы при решении спорных вопросов.

Необходимым условием демократии и одной из ее ценностей является гласность, т. е. открытость деятельности политических институтов, широкое представление информации гражданам страны о деятельности всех органов власти, об их планах, намерениях, решениях, акциях. Без ознакомления и широкого обсуждения в средствах массовой информации всех общественных проблем и способов их решения властными структурами, партиями, политическими деятелями невозможен эффективный контроль со стороны общества над деятельностью органов государственной власти, самостоятельное участие граждан в политике, в частности в выборах и референдумах.

Понятие «демократия» включает и наличие правового государства, гарантирующего широкий спектр прав и свобод граждан.

Еще одной предпосылкой и условием стабильного развития и успешного функционирования демократического режима является преобладание в сознании большинства граждан демократических ценностей, их ориентация на демократические идеалы и принципы.

Как видим, политический режим проявляется во всех компонентах политической системы - в деятельности политических институтов, нормах, ее регулирующих, во взаимоотношениях между субъектами политики, в формах и способах политической борьбы, политической культуре.

Итак, по характеру политического режима политические системы классифицируются как тоталитарные, авторитарные, демократические.

Демократическая политическая система создает благоприятные условия для успешного развития общества, благосостояния граждан.

Вместе с тем демократия не идеальна. Подчас политические партии и движения, которые призваны выражать интересы избирателей, узурпируют права граждан и оттесняют их от непосредственного участия в политической жизни. Нередко бюрократический государственный аппарат сопротивляется открытию власти, стремится засекретить свою деятельность.

Ахиллесова пята демократии - несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, средствами массовой информации, административными рычагами воздействия на принятие решений.

Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и прочих демократических процедурах. Такая ситуация ослабляет демократический режим, снижает его преимущества перед другими типами политических систем.

Несмотря на определенные противоречия и возможные слабости, демократия - это важнейшее завоевание человечества.

План-конспект урока по теме: «Политические режимы».

Учебник: Обществознание. 9 класс. Под ред. Н.Л. Боголюбова, А.И. Матвеева. Изд-во «Просвещение», 2011.

« Лучшие должны править во всех государствах

и при всех режимах. Всякий режим плох, если

в нём правят худшие».

И.А. Ильин, русский философ

Цель занятия : дать характеристику понятию «политический режим»

Задачи : познакомить обучающихся с понятиями «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия;

Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;

Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;

Воспитывать политическую культуру.

Планируемый результат : давать характеристику понятиям «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия», «политический режим»;

Применять полученные знания при решении творческих задач;

Извлекать информацию из источников

УУД : развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;

Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I- этап «Организационно- мотивационный»

1.Актуализация знаний обучающихся (тесты по теме государство

2.Постановка целей и задач урока

3.Делит класс на три группы

Выполняют тесты.

Оценивают работу сверстника (соседа по парте)

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами

II -этап «Информационно-деятельностный

1.Объясняет понятие политический режим

Работают со словарём учебника (стр.220),записывают определение в тетрадь.

2. организует работу в группах (выдаёт задание) 1 группа - тоталитарный режим

3 группа - демократический

Работают с документами и учебным материалом:

1 – приложение 1,учебник стр. 21-23

2 – приложение 2, учебник стр. 23-24

3 – приложение 3, учебник стр 24 – 27

Отвечают на поставленные вопросы, заполняют свою часть таблицы (приложение 4)

3. организует проверку и коррекцию приобретённых знаний обучающихся по теме.

1. анализируют проработанный материал

2. формулируют основные понятия, записывают их в тетрадь.

3. заполняют оставшуюся часть таблицы

4. вносят необходимые коррективы

5. осуществляют оценивание проделанной работы

III – этап «рефлексия»

1.предлагает обучающимся выполнить синквейн: «режим»

2. при необходимости корректирует работу

Выполняют творческое задание

IV – этап домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

§5, понятия. Рабочая тетрадь стр.13 задание 6.

Задают вопросы по существу полученного задания.

Приложение 1.

Тоталитаризм

И. А. Ильин (1882-1954) - русский философ

Что такое тоталитарный режим?

Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в

жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и

принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый».

Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того,

что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и

нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все

планировать, все предписывать...

Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен;

тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.

Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю

жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй

совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление -

всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и

наказуемой...

Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954 гг. - М., 1992. - Т. 1. -

Вопросы и задания:

1. Выявите по тексту признаки тоталитарного режима и поясните их.

2. Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы? Поясните свой ответ.

3. Каково положение личности при тоталитарном режиме? Аргументируйте ответ.

4. Докажите, что «тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство».

5. Приведите примеры тоталитарных режимов.

Приложение 2

А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика

© Интерпракс, 1995.

Термин "авторитаризм", несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности….По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, - это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов (33). В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не-демократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные.

Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой (34). Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными "аргументами" в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть.

….В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, - таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп.

Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции - ее главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным (35).

1. В чём заключается смысл правления при авторитарном режиме?

2. Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме?

Приложение 3

Каутский К. “От демократии к государственному рабству”

Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии - правительством - централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, - все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.

Чем современная демократия отличается от тех, которые существовали в ранние периоды истории человечества?

Каковы основные условия демократии?

Что является наибольшей опасностью для существования демократии?

Пятигорский А.М. Избранные труды

Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия - не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы... История ХХ века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана не-свободными людьми...Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению... Идеал “абсолютно частной жизни” может обернуться на пороге ХХI века новым тоталитаризмом...

С чего начинается демократия?

Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли Вы с мыслями автора по этому вопросу?

Приложение 4

Характеристика политических режимов

Вопросы для сравнения

тоталитаризм

демократия

Возможности власти

Кому принадлежит власть?

Права и свободы граждан

Методы политического действия со стороны государства

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Бикмаева Лариса Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки»

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Обобщить и систематизировать знания по темам «Политическая система», «Политические режимы». 2. Продолжить отработку навыков выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

3 слайд

Описание слайда:

Что такое политическая система и какова её структура? Функции политической системы Типологизация политических систем Что такое политический режим? Критерии выделения типов политических режимов Типы политических режимов и их признаки ПЛАН

4 слайд

Описание слайда:

ДЭВИД ИСТОН, АМЕРИКАНСКИЙ ПОЛИТОЛОГ Первым описал политическую жизнь с системных позиций. В работах "Политическая система" (1953), "Предел политического анализа" (1965), "Системный анализ политической жизни" (1965) он заложил основу теории политической системы.

5 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Система динамична Система имеет структурные элементы и сохраняет целостность

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПОДСИСТЕМАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОДСИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ А) Организационная (институциональная) 1) Политические идеи, политическая психология и идеология, политическая культура Б) Нормативная 2) Государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления В) Культурная 3) Совокупность связей и взаимодействий внутри политической системы, между политической системой и обществом, между политическими системами различных стран Г) Коммуникативная 4) Политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции, обычаи, моральные нормы и ценности

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Понятие политической системы ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих самоорганизацию общества ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – это механизм, через который осуществляется политическая власть в обществе, регулируются политические процессы и отношения ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть

10 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА СРЕДА (экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества, частная жизнь человека) СРЕДА (политические системы других стран, международные институты) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

11 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА СРЕДА (экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества, частная жизнь человека) СРЕДА (политические системы других стран, международные институты) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА требования поддержка «вход»

12 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА СРЕДА (экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества, частная жизнь человека) СРЕДА (политические системы других стран, международные институты) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА требования поддержка «вход» решения действия «выход»

13 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Функция целеполагания (определение целей, задач и путей развития общества и государства) Интегративная функция (сохранение целостности общества, согласование интересов различных социальных групп) Функция мобилизации ресурсов на достижение целей

14 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Контроль за выполнением законов и правил, пресечение нарушений политических норм Политическая социализация граждан (формирование политического сознания, приобщение к политической деятельности) Регулятивная функция (выработка норм поведения людей во всех сферах социальной жизни)

15 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Распределение материальных и духовных ценностей Выявление, формулирование и обоснование интересов различных субъектов политических отношений Функция политической коммуникации (обеспечение связи между различными элементами политической системы, а также между системой и средой)

16 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Выдвижение политических идей, создание идеологий Выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организаций Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя

17 слайд

Описание слайда:

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ по типу общественно-экономической формации: рабовладельческая; феодальная; буржуазная; социалистическая по способам осуществления политической власти: демократические; диктаторские (авторитарные, тоталитарные);

18 слайд

Описание слайда:

по степени стабильности: консервативные; трансформирующиеся; по типу взаимосвязей со средой: открытые; закрытые; по степени развитости гражданского общества, дифференцированности политических ролей: традиционные; модернизированные. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

19 слайд

Описание слайда:

13. Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны 1)Политическая система призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть. 2) Политическая система любого общества стабильна и не подвержена изменениям на протяжении длительного времени. 3) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства. 4) Ценности, политические идеологии относятся к культурной подсистеме политической системы 5) Политическая система выполняет функцию выдвижения политических лидеров, подготовки кадров для государственного аппарата и политических организаций Ответ: 1, 3, 4, 5

20 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политическая система общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1. Понятие политической системы общества. 2. Подсистемы политической системы: а) организационная; б) нормативная; в) коммуникативная; г) культурная 3. Функции политической системы: а) определение целей и путей развития общества; б) мобилизации всех ресурсов на достижение целей и программ; в) сохранение целостности общества, предотвращение его распада; г) выработка норм поведения людей во всех сферах социальной жизни; д) политическая социализация граждан

21 слайд

Описание слайда:

4. Типы политических систем: а) демократические, диктаторские; б) консервативные, трансформирующиеся; в) открытые, закрытые; г) традиционные, модернизированные. Задание 28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политическая система общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

22 слайд

Описание слайда:

Понятие политического режима ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти

23 слайд

Описание слайда:

Степень свободы личности в обществе и государстве (объем прав и обязанностей) Форму и степень реального участия личности в жизни общества и государства Политический режим определяет отношения между Личностью Государством Обществом

24 слайд

Описание слайда:

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ТИПОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Степень свободы личности в обществе и государстве 1 Форма и степень реального участия личности в жизни общества 2 Наличие или отсутствие многопартийности 3 Роль институтов гражданского общества Наличие разделения властей 5

25 слайд

Описание слайда:

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ТИПОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Наличие или отсутствие легальной оппозиции 6 Политический и юридический статус средств массовой информации 7 Степень гласности в обществе 8 Доминирующая идеология 9 Способ урегулирования социальных и политических конфликтов 10

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

ПОНЯТИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА ТОТАЛИТАРИЗМ – политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом Термин впервые употребил Б. Муссолини, итальянский диктатор, и его критики в 1920-е годы. Разработали теорию тоталитаризма американский политолог, социолог Збигнев Бжезински, американский политолог немецкого происхождения Карл Иоахим Фридрих.

28 слайд

Описание слайда:

Выполните задание: прочитав текст, назовите черты тоталитарного режима Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Для него характерна официальная государственная идеология, обязательная для всех граждан и не допускающая существования других идеологий. Единственная массовая политическая партия обладает монополией на власть. Лидер партии наделяется сверхъестественными чертами, создается культ личности вождя. Силовые структуры осуществляют тотальный полицейский контроль за всем обществом. Правящая партия контролирует средства массовой информации, осуществляет жесткую цензуру. Экономика, как правило, централизована. Вот как описывает отличительные особенности тоталитарного режима И.А. Ильин: «Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен. Тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес и ты им связан».

29 слайд

Описание слайда:

ПРИЗНАКИ ТОТАЛИТАРИЗМА Официальная государственная идеология, обязательная для всех граждан 1 Монополия на власть единственной массовой политической партии, культ личности вождя 2 Тотальный полицейский контроль за всем обществом 3 Контроль правящей партии над средствами массовой информации, жесткая цензура 4 Централизованная экономика 5

30 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ ТОТАЛИТАРИЗМА Левый Правый СССР: сталинизм (интернациональный социализм) Китай: маоизм Страна и название Италия: фашизм Германия: национал-социализм Рабочего класса Приоритет Нации, расы, этносы Идеологичес-кая основа Расизм, национализм, идеологические теории Марксизм, материализм Равенство всех людей Осново-полагающая идея Естественное неравенство людей, народов, наций Классовые ценности Доминирую-щие ценности Националистические ценности

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ ДЕМОКРАТИЯ – власть народа (от греч. «демос» – народ, «кратос» – власть) ДЕМОКРА́ТИЯ - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

33 слайд

Описание слайда:

Выполните задание: прочитав текст, назовите черты демократического режима Демократический политический режим опирается на систему принципов и ценностей, среди которых первое место занимает принцип народовластия. Народовластие реализуется прежде всего через принцип большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли большинства, главным среди них – выборы и референдумы. Однако политический режим не является демократическим, если наряду с принципом большинства не реализуется другой принцип: право меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества, которая не поддерживает власть, может создавать свои организации, иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать альтернативный вариант политического курса. Народ имеет право и возможность влиять на выработку политических решений через участие в избирательных кампаниях, обращения в государственные органы, участие в митингах, демонстрациях, пикетах. Еще одна неотъемлемая черта демократии – парламентаризм. Это означает государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту). Для демократии характерен политический плюрализм, который предполагает многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических организаций, СМИ.

34 слайд

Описание слайда:

ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ Народовластие, которое реализуется через принцип большинства, право меньшинства на оппозицию 1 Право и возможность народа влиять на выработку политических решений 2 Парламентаризм 3 Политический плюрализм, гласность 4 Наличие правового государства

35 слайд

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ 2 Ответ: 1 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) демократический режим; 2) парламентаризм; 3) многопартийность; 4) конкуренция; 5) принцип большинства.

36 слайд

Описание слайда:

ПОНЯТИЕ АВТОРИТАРИЗМА АВТОРИТАРИЗМ – политический режим сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ – это политический режим, при котором власть осуществляется одной силой (личность, семья, партия, класс) при минимальном участии народа

37 слайд

Описание слайда:

ПРИЗНАКИ АВТОРИТАРИЗМА Небольшое число носителей власти (один человек (абсолютный монарх, диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа)) 1 Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за её осуществлением 2 Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций 3 Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции 4 Относительная закрытость правящей элиты

Описание слайда:

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА 1) Политический режим - это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти. 2) Критерием разделения политических режимов на демократические и недемократические является уровень политической свободы общества (наличие или отсутствие возможности политического выбора, наличие или отсутствие оппозиции). 3) Особенностью тоталитарного режима является стремление государства к установлению абсолютного контроля над всеми сферами жизни общества и над личной жизнью человека (официальная идеология, цензура, полицейский контроль, отсутствие плюрализма).

40 слайд

Описание слайда:

13. Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны 1) К признакам политического режима относятся процедуры отбора правящих элит и политических лидеров. 2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями. 3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека. 4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии). 5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей. Ответ: 1, 2, 3

41 слайд

Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно изучить особенности авторитарного режима, ознакомиться со сравнительной таблицей «Политические режимы» (после данного слайда) 2. Выполнить задание 28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические режимы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

42 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Линии сравнения Виды режимов Демократический Недемократический Тоталитарный Авторитарный 1. Формы Непосредственная и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских (например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране) 2. Социаль-ная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь

43 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Линии сравнения Виды режимов Демократический Недемократический Тоталитарный Авторитарный 3. Государ-ственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни 4. Партийная система Многопартийность Господство одной партии Правящая партия огосударствлена 5. Оппозиция Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками

44 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Линии сравнения Виды режимов Демократический Недемократический Тоталитарный Авторитарный 6. Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью 7. Права и свободы граждан Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашается, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом власти. Закон защищает не личность, а государство Существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

45 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Линии сравнения Виды режимов Авторитарный Тоталитарный Недемократический Демократический 8. Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой 9. Идеология Политический плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений 10. Каратель-ные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы жизни общества, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата

Тема: Переходный возраст. Задачи и трудности переходного возраста.
Цель: - дать представления об основных понятиях урока;
- определить границы подросткового возраста и дать его общую характеристику;
- выяснить, каковы задачи и трудности переходного возраста.
Основные понятия: тинэйджер, просвещение.
Ход урока
Эпиграф: Не умножающий знания умножает печаль.
Царь Соломон
Проверка выполнения домашнего задания, Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель проверяет, завели ли учащиеся необходимые тетради, выбрали ли они темы рефератов. Стоит напомнить ученикам правила ведения конспекта.
Непосредственно перед объяснением нового материала целесообразно провести беседу по эпиграфу, выяснить, как учащиеся понимают его смысл.
Изучение нового материала
1. Общая характеристика подросткового возраста.
2. Учебная деятельность и труд подростка.
3. Задачи и трудности подросткового возраста.

1. Общая характеристика подросткового возраста. В психологии и педагогике подростковый возраст – это возраст примерно от 11 до 15 лет. В большинстве европейских стран (и у нас тоже) под определение «подросток» попадают те, кому от 13 до 19 лет. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом от детства к взрослой жизни. Подростка в последнее время называют английским словом тинэйджер.
Подростковый возраст – это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка всего организма подростка. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. Это вызывает и некоторые психологические проявления – подростков осознает и переживает свою угловатость, нескладность.
Целесообразно напомнить учащимся, что нельзя критиковать даже в шутливой форме физические недостатки человека.
В подростковом возрасте наблюдается также и несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, утомляемость и т.д.
Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость. Нервная система подростка находится в стадии становления и перестройки и не всегда справляется с все возрастающими эмоциональными нагрузками.
Однако подростковый возраст – это не какой-то «инвалидный» возраст. Напротив, это возраст кипучей энергии, активного образа жизни.
Итак, подростковый возраст – это важный период становления личности, характера человека. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную, вполне нормальную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит зачастую к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям и преступлениям.
2. Учебная деятельность и труд подростка. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности.
Сознательно-положительное отношение учащихся к учению появляется тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдаются и негативные моменты, то есть отрицательное отношение к учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении. Подросток обычно остро переживает неудачи в учебе и из-за самолюбия, хотя делает вид, что к успехам в учении он безразличен и равнодушен.
Чтобы учение было осмысленным и продуктивным, его надо сочетать с жизнью и практикой, постоянно ставить перед собой конкретные и перспективные задачи, цели, успешно разрешая возникающие на этом пути проблемы.
В процессе учения подросток должен приобретать способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Учащиеся подростки должны наращивать умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.
В подростковом возрасте значительно возрастает трудовая активность. Именно в серьезном труде подростки получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости. Труд, трудовая деятельность подростков обычно проходят в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка очень велико.
Таким образом, трудовая деятельность подростков – это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. Наблюдающиеся случаи лени, уклонения от труда, игнорирования своих обязанностей в школе и дома, нерадивого отношения к трудовым поручениям есть исключительно следствие неправильного воспитания и самовоспитания и оказывают негативное влияние на формирование личности подростка.
3. Задачи и трудности подросткового возраста. Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Среди них как школьные, так и жизненные задачи.
В учебнике приводятся задачи развития и образования подростка, которые выявил американский психолог Р.Хэвигхерст. Психолог считает эти задачи обязательными, и поэтому учитель дает задание ученикам записать эти задачи в тетрадь:
принятие своей внешности и умение эффективно владеть своим телом;
формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола;
принятие мужской или женской роли;
достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость;
подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни;
появление желания нести ответственность за себя и общество;
обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.
Психологи считают, что эти задачи в свое время приходится решать каждому человеку. Все задачи жизни необходимо решать в свое время.
Продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой.
Далее необходимо рассмотреть, в чем заключается выполнение каждой задачи подросткового периода, и какие трудности ожидают подростка на пути решения этих задач.
Учитель раскрывает содержание этих задач в непринужденной беседе с учащимися, а затем предлагает им с помощью учебника выполнить программу (план) преодоления трудностей, включая также и процесс преодоления трудностей при решении задач, который происходит в три этапа следующим образом:
Первичная оценка ситуации.
Затем оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих.
На основе неудач или новой информации можно прийти к оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые варианты поведения.
Для благоприятного разрешения всех задач и трудностей подросткового возраста очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно заниматься физкультурой и спортом.
Очень важна максимальная загрузка подростка хорошими делами (в том числе занятия в спортивных секциях, в различных кружках по интересам и т.д.).
Чрезвычайно важно переключение внимания подростка с негативных моментов на интересную и занимательную для него деятельность.
Неоценимую помощь в преодолении возникающих перед подростком трудностей может выполнить ведение личного дневника.
Личный дневник – это как бы отчет перед самим собой, ежедневный, самокритичный и не всегда лицеприятный.
Учитель может привести пример ведения дневника великим русским писателем Л.Н.Толстым. В своем дневнике Лев Николаевич очень критично относился к своей персоне, он буквально бичевал себя за распущенность, слабоволие, лень. Толстой намечал жесткий план по устранению своих недостатков, ставил перед собой максимально трудные задачи и во многом благодаря ежедневному контролю за собой посредством ведения дневника устранял эти недостатки и добивался выполнения всех намеченных целей. Так ковался характер великого гения, а недостатков у Льва Николаевича (по его собственному мнению) было очень много.
Учитель рекомендует ученикам вести свои дневниковые записи, а также ознакомиться с дневниками, биографиями выдающихся людей (например, из серии «Жизнь замечательных людей»).
Закрепление изученного материала Вопросы для закрепления
Каковы границы подросткового возраста?
Дайте общую характеристику подросткового возраста.
Каковы особенности учебной деятельности подростка?
Каковы особенности трудовой деятельности подростка?
Перечислите задачи, которые необходимо решать в подростковом возрасте.
Из каких этапов состоит процесс преодоления трудностей подросткового возраста?
Можно ли избежать подростковых проблем?
С помощью учебника дайте определение понятиям: малолетние, несовершеннолетние, юный, юность, тинэйджеры.
Домашнее задание: §1,2; ответить на вопросы, выполнить практикум.