Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Отток населения. Внутренняя миграция в россии. Чем характеризуются современные миграционные процессы в России

Считаю необходимым внести некоторые комментарии. Меня как социолога волнует больше не развитие края с точки зрения промышленности, а возможное (и желательное) улучшение жизни людей, проживающих на нашей территории. Так как по роду деятельности я постоянно сталкиваюсь с различными «болевыми точками», то именно на них и хочу обратить внимание.

Стратегия в целом прописана очень хорошо, учтены практически все особенности Красноярского края. Тем не менее, хотелось бы отметить, что пункт «планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ» требует тщательной проработки.

Этот пункт логически следует из оттока населения из сельской местности. Но с выводом школ из некоторых сельских населённых пунктов демографическая ситуация в этих населённых пунктах становится необратимой, тем самым это село обрекается на вымирание. В случае такого решения необходимо предусматривать какие-то другие способы обучения детей, например, введение школьных автобусов, регулярно отвозящих и привозящих детей домой, а также наличие других досуговых учреждений в том населённом пункте, где остаётся школа. В Стратегии это не прописывается, поэтому считаю необходимым обратить на это внимание.

Также довольно острой проблемой сельских населённых пунктов остаётся отсутствие каких-либо медицинских пунктов, а часто и даже аптек. С начала 2000-х годов фельдшерско-акушерские пункты были сокращены в ряде сельских населённых пунктов. В каждом опросе общественного мнения эта проблема называется одной из первых («нет врачей, приходится ездить в районный центр», «нет аптеки»).

Сельские жители вообще остаются по-прежнему самой обделённой категорией. Это касается и проведения досуга как детей, так и взрослых. Во многих сёлах закрыты клубы, спортивные секции, кружки, отсутствуют даже места отдыха (скверы или сады). Там же, где клубы сохранились, остро встаёт проблема стимулирования детей к творчеству. Сами жители хотели бы, чтобы детей вывозили на фестивали и конкурсы, но не за счёт родителей, так как во многих деревнях до сих пор не выплачивается заработная плата в денежном эквиваленте (либо не выплачивается в полном размере). Отсутствие мест проведения досуга влечёт за собой другие проблемы: пьянство и безысходность, как следствие – дальнейший отток трудоспособных граждан в город.

Ещё одна проблема Красноярского края – низкая транспортная доступность некоторых территорий. В Стратегии это учтено, однако хотелось бы обратить внимание на то, что жители этих территорий испытывают примерно те же проблемы, что и жители села: отсутствие квалифицированной медицинской помощи (как следствие – низкая продолжительность жизни), отсутствие возможностей проведения досуга, отсутствие качественного образования детей. Это самые животрепещущие проблемы для жителей этих территорий. О том, что в таких населённых пунктах довольно высокий уровень безработицы – написано в Стратегии, и решение этой проблемы Стратегия предусматривает. Однако обычные бытовые проблемы влекут за собой проблемы миграции населения – взрослые хотят, чтобы их дети жили в другом месте, и сами дети мечтают вырваться из этого места (оно не имеет для них никакой привлекательности). В отличие от жителей некоторых сёл, жители этих районов не могут себе позволить выехать в относительно большой город за той же медицинской помощью в тот момент, когда она остро понадобилась (например, ещё не встала переправа, нужно ждать неделю ближайшего вертолёта и т.д.). К тому же это сильно удорожает сам выезд (необходимо выехать заранее, поселиться в гостинице на большее количество дней, затем ещё задержаться, пока не вылетит вертолёт и т.д.). Учитывая, что с деньгами в этих населённых пунктах у жителей довольно плохо, это усугубляет проблему.

Проблемы оттока грамотного и амбициозного населения касаются и жителей краевого центра. Такие люди могли бы принести городу и краю очень много пользы. Приток иммигрантов из Средней Азии не является тождественной заменой. Необходимо улучшать имидж города и края, которые, по опросам общественного мнения, падают год от года. В частности, население практически не знает о том, что край находится на передовом рубеже науки и производства (в новостях очень много внимания уделяется коррупции, криминалу, беспорядкам в ЖКХ и т.д., но ничего не говорится о значении или о деятельности того или иного производства). Население считает, что жить в крае неинтересно, нет интересной работы, маленькие заработные платы, населённые пункты грязные, дороги плохие, города и сёла не благоустроены и т.д. Количество людей, считающих, что дети должны уехать из края, в 2 раза превышает количество людей, связывающих будущее своих детей с Красноярским краем. (Правда, в Красноярске этот показатель существенно лучше). Необходимо всеми способами улучшать имидж края для его жителей (в частности, активно работать со всеми СМИ).

Хотелось бы также обратить внимание на то, что собственники всего крупного бизнеса в крае проживают и работают в Москве или даже за рубежом. Поэтому проблемы работающих на их предприятиях людей, а также людей, проживающих на территории края, их не волнуют никаким образом. Недовольство этим фактом, а также тем, что все налоги уходят из края, очень сильно в бытовом мнении населения. Об этом говорится практически в каждом опросе или фокус-группе. В последнее время об этом говорится всё чаще и чаще. Перед выборами, когда накаляются страсти, это обсуждается с таким накалом, что даже возникают мысли о грядущем бунте. Стратегия этого предусмотреть не может, но наращивание добывающих отраслей не сделает население богаче или счастливее. Это только даст рабочие места (с невысокой заработной платой), не более того. Необходимо обязывать собственников создавать какие-то фонды развития территории, обязывать содержать социальные объекты и т.д.

Уход собственности из края влечёт за собой и другие проблемы. Например, как следствие, уход науки из Красноярска. В частности, науки, касающиеся изучению цветных металлов, в данный момент времени в крае практически не развиваются, это теперь изучается в Москве. Это одно из видимых следствий, таких следствий очень много.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В Стратегии в частности и в политике Правительства России вообще очень много внимания уделяется бюджетной сфере. Очень много различных программ, облегчающих жизнь работников этой сферы, и особенно – работников аппарата управления. Это влечёт за собой престиж работы именно в бюджетной сфере. Опросы молодёжи показывают, что подавляющее большинство хотели бы работать в этой сфере. Это даёт некие социальные гарантии, а так же, как ни странно, власть. Работать по найму на производстве уже не хочет никто. И дело уже не только в том, что не хватает рабочих специальностей (престиж рабочей профессии падает уже много лет), а в том, что работать даже «офисным планктоном» в частной компании – не престижно, и связано с определёнными рисками. Речь, конечно же, не идёт о топ-менеджерах, до которых ещё нужно «дорасти». Поэтому все попытки и дальше улучшать жизнь бюджетников (предоставление жилья, социальных гарантий, неуклонное повышение заработной платы и т.д.) необратимо влечёт за собой профессиональный перекос, который находится пока в начале процесса. Предпринимателями молодёжь быть уже не хочет. Хотелось бы, чтобы Стратегия больше внимания уделяла развитию малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу ещё в какой-то степени помогает государство (прощает долги т т.д.), малому и среднему не помогает никто.

При необходимости могу дополнить данное заключение цифрами или более развёрнутой аргументацией.

Муратова Ирина Нильевна,
директор Фонда «Общественное мнение – Красноярск»

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

Миграция в целом - естественный процесс переселения людей с одного места жительства на другое. Делится на внутреннюю и внешнюю. Выезд из страны (области, региона) называется эмиграцией, тогда как въезд - иммиграцией.

Население России традиционно отличается высокой мобильностью: исторически это связано с освоением новых территорий и непростой судьбой страны.

По данным Госкомстата, положительную статистику внутренней миграции демонстрируют следующие федеральные округа страны:

  • Центральный, самый крупный ФО страны (около 40 млн. человек), главные направления - Москва и Московская область;
  • Северо-Западный, благодаря Санкт-Петербургу и Ленобласти, около 14 млн. человек;
  • Южный, из-за климата и лучших курортов страны (Сочи, Крым), самые динамично развивающиеся города-миллионники (Ростов-на-Дону, Краснодар), около 14 млн. человек;
  • Уральский, промышленный район со столицей в Екатеринбурге, 12,5 млн. человек.

Центральный регион имеет положительную статистику по миграции со всеми федеральными округами России. СЗФО и ЮФО распределяют между собой тех, кто не доехал до Москвы - первые выделяются пятимиллионным Санкт-Петербургом, вторые - хорошим климатом и близостью Черного моря. Наконец, Урал является «перевалочным» регионом, безнадежно проигрывая первым трем, но удерживая показатели близко к нулю за счет переселенцев из Сибири, Приволжья и Северного Кавказа.

Существует три причины миграции: экономические, политические и религиозно-культурные.

Важно! Вроде бы очевидная климатическая причина по статистике является второстепенной. При переезде в южные регионы решающей причиной становится более развитая инфраструктура и рынок труда.

  1. Основной причиной для внутренней миграции в подавляющем большинстве случаев является экономика. Так, экономическими причинами было обусловлено массовое переселение крестьян в город в 1920 году, нечто похожее повторилось в 90х годах - более богатые города-миллионники «высасывают» активное население из деревень и сел. Существует и постоянный эмиграционный поток из провинции в столицу;
  2. Политические причины проявляются там, где государство по тем или иным причинам вмешивается в невыгодные для него условия. Еще в царское время для заселения земель за Уралом использовались как поощрения в виде подъемных для добровольных переселенцев, так и ссылочные наказания. Советское правительство также пробовало решить вопрос вынужденными переселениями и распределениями, не забывая про “пряник” повышенных зарплат и льгот. Эта политика привела к росту численности азиатской половины страны более чем в пять раз за последнюю сотню лет, тогда как население европейской части выросло лишь на 50%;
  3. Наконец, религиозные/культурные причины могут быть как негативными (гонения на веру, язык), так и позитивными (переезд ближе к святыням и единоверцам). В РФ свобода вероисповедания защищена конституцией, однако приверженцу экзотических религий вроде индуизма или саентологии будет сложно найти храм с единомышленниками вне крупных городов.

Миграционный прирост населения России

Для оценки общей миграционной ситуации стоит разделять временную (трудовую) миграцию и постоянных переселенцев. В 2019 году в Россию уже приехало около 13,5 миллионов легальных мигрантов, и по примерным подсчетам от 5 миллионов нелегальных. Больше половины рабочей силы приезжает в Москву и Санкт-Петербург, четыре визитера из пяти прибывают из стран СНГ по упрощенному режиму.

За январь-сентябрь российский паспорт получили 192 270 человек. Для сравнения, за этот же период в прошлом году было выдано 184 тысячи паспортов. Контроль на въезде заметно ужесточился - 198 тысяч запретов против 117 тысяч в прошлом году.

По графику миграционного прироста можно наблюдать ежегодное снижение прироста населения. Заметнее всего выглядят просадки на фоне экономических кризисов 1998, 2008 и 2014 годов, а пик прироста в 1993 имел политическую причину - развал Советского Союза.

К сожалению, из-за введения новой системы учета в 2011 году старые данные нельзя сравнивать с новыми напрямую, но общая тенденция на спад сохраняется.

На сегодняшний день естественная убыль населения (около 300-350 тысяч человек в год) более чем наполовину компенсируется мигрантами. Иммиграция также помогает поддерживать население страны в трудоспособном возрасте.

По статистике, в течение последних лет самым географически мобильным слоем населения является молодежь в возрасте до тридцати лет.

Эмиграция населения Российской Федерации

Для начала немного статистики. В ежегодном бюллетене Госкомстата за 2017 год указано, что из страны выехало на постоянной основе 306 тысяч человек:

  • 255 тысяч разъехались по странам СНГ;
  • 51 тысяча отправилась в дальнее зарубежье.

Отток по сравнению с 2016 заметно вырос, но произошло это за счет все того же СНГ (201 тысяча покинувших страну в 2016). Резкое увеличение количества мигрантов произошло в 2014 году из-за экономического кризиса, санкций и возвращения Крыма.

Важно то, что за последние годы увеличивается «утечка мозгов» или отъезд высококвалифицированных специалистов за рубеж. Секретарь РАН утверждает, что за трехлетний срок количество покидающих страну ученых выросло с 20 до 44 тысяч.

Недавний соцопрос в МГУ в очередной раз подчеркнул причины утечки:

  • Более высокие доходы и уровень жизни;
  • Политическая нестабильность;
  • Возможность более полно реализовать свой потенциал.

Всего 30% студентов заявили, что не покинут страну ни при каких условиях.

В какие страны дальнего зарубежья россияне эмигрируют чаще всего? По данным Росстата это Германия, США и Израиль. С немцами у России множество общих учебных программ и близкое территориальное соседство, Штаты - на сегодня самое богатое государство мира с относительно большим количеством возможностей для переезда, Израиль может похвастаться огромной русской диаспорой.

Остальные страны ежегодно принимают меньше тысячи человек каждая: для 147-миллионной Российской Федерации это близко к статистической погрешности.

Прогноз роста эмиграции

Большинство специалистов-социологов говорит о дальнейшем росте эмиграции из России и снижении иммиграции в ближайшие несколько лет. Причин несколько:

  • Экономическая слабость из-за санкций и внутренних проблем;
  • Вялотекущий конфликт с Украиной;
  • Ужесточение миграционного контроля;
  • Ограниченное количество рабочих мест для специалистов высокой квалификации.

Так, гастарбайтеры из Украины после упрощения визового режима с ЕС уже переориентируются на Польшу. Заметен отток в крупные страны СНГ: если до 2014 для белорусов и казахов поездка на заработки в Россию окупалась без вопросов, то теперь все стало не так однозначно.

Масштабы «утечки мозгов» переоценивают: количество мигрантов с ВО, въезжающих в Россию, с 2010 года выросло в 2,5 раза с 40 до 100 тысяч. Несмотря на разный уровень образования в целом (некорректно сравнивать студента заштатного вуза Узбекистана с выпускником МГИМО), резкого снижения качества человеческого капитала не ожидается.

Проблема действительно есть, но она, как и небольшие среди общемировых зарплаты, должна решаться системно.

Несмотря на положительную миграционную статистику в 2019 году, у России есть немало демографических проблем. Это и старение населения, и отрицательный прирост рождаемости/смертности, и негативная динамика отъезда по специалистам. Тем не менее страна уже трижды преодолевала похожие спады в современной истории: после распада Союза, в начале «нулевых» после дефолта и в завершении кризиса-2008. Что произойдет на этот раз - покажет время.

Ключевые слова

МИГРАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ОБОРОТ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ РЕШЕНИЯ / MIGRATION AS A GLOBAL PHENOMENON / EXTERNAL AND INTERNAL MIGRATION / MIGRATION TURNOVER / PATT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Сушков Юрий Сергеевич

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Сушков Юрий Сергеевич

  • Миграции населения депрессивного региона

    2016 / Чернышев Константин
  • Исследование постоянной миграции населения депрессивных регионов России

    2017 / Чернышев Константин Анатольевич
  • Причины миграции в рамках стран СНГ и стратегия миграционной политики Российской Федерации на современном этапе

    2017 / Михайлова Н.В., Абдель Джалиль Н.А.
  • Миграционные процессы в регионе: анализ и направления регулирования

    2018 / Боровских Нина Владимировна
  • Международные миграционные процессы в российской экономике: анализ современных тенденций

    2017 / Махмудова Мухаббат Мадиевна, Королева Анна Михайловна
  • Современные миграционные процессы в Ставропольском крае и их влияние на социально-экономическую обстановку

    2012 / Щербакова Алена Владимировна
  • Новые тенденции и формы эмиграции из России

    2016 / Ионцев Владимир Алексеевич, Рязанцев Сергей Васильевич, Ионцева Светлана Владимировна
  • Современное состояние и проблемы государственного регулирования миграционных процессов в Украине

    2013 / Шевцов А. Л.
  • Формирование миграционного потенциала соотечественников в странах Центральной Азии

    2015 / Рязанцев Сергей Васильевич, Письменная Елена Евгеньевна, Храмова Марина Николаевна
  • Особенности миграции и миграционной политики в Брянской области

    2017 / Абдель Джалиль Надер Акрамович

Migration of population: regularities, problems and their solutions

Migration of the population is an objective reality and is subject to universallaws throughout the world. International migration affects all aspects of thelife of the world community, leads to the evolution of the perception of universal values and rules of behavior, as well as to the emergence of countries with great cultural and ethnic diversity. The speed of migration processes is growing rapidly with the progress of science and technology. The relationship between the place of employment and the place of residence is graduallylosing its significance. The causes of migration need to be divided (and this is done for the first time) into two categories: the causes that cause the displacement oflarge masses of the population in relatively short periods of time, and the reasons thatlead to the constant displacement of small social groups and citizens for a long time. The revealed patterns of internal migration processes in Russia are extremely negative centripetal and hamper the development of the country"s economy as a whole and its regions. In conclusion, the article formulates the theoretical prerequisites for solving the problems caused by migration, particularly attention is drawn to the advantage of dispersed migration in front of a compact one.

Текст научной работы на тему «Миграция населения: закономерности, проблемы и пути их решения»

DOI 10.22337/2077-9038-2018-2-103-108

Миграция населения: закономерности, проблемы и пути их решения

Ю.С.Сушков, РААСН, Москва

Миграция населения является объективной реальностью и подчиняется во всём мире общим закономерностям. Международная миграция оказывает воздействие на все стороны жизни мирового сообщества, приводит к эволюции восприятия общечеловеческих ценностей и правил поведения, а также к появлению стран с большим культурным и этническим разнообразием. Скорости миграционных процессов нарастают стремительно с прогрессом науки и техники. Взаимосвязь между местом приложения труда и местом жительства постепенно теряет своё значение. Причины миграции необходимо разделить (и это сделано впервые) на две категории: причины, вызывающие переселение больших масс населения в относительно небольшие периоды времени, и причины, приводящие к постоянному перемещению небольших социальных групп и граждан в течение длительного времени. Выявленные закономерности внутренних миграционных процессов в России носят крайне негативный центростремительный характер и препятствуют развитию экономики страны в целом и её регионов. В заключении в статье сформулированы теоретические предпосылки решения проблем, порождаемых миграцией, в частности обращается внимание на преимущество рассредоточенного расселения мигрантов перед компактным.

Ключевые слова: миграция - глобальное явление, внешняя и внутренняя миграция, миграционный оборот, закономерности миграционных процессов, проблемы миграции в России и предпосылки их решения

Migration of population: regularities, problems and

Y.S.Sushkov, RAACS, Moscow

Migration of the population is an objective reality and is subject to universallaws throughout the world. International migration affects all aspects of thelife of the world community, leads to the evolution of the perception of universal values and rules of behavior, as well as to the emergence of countries with great cultural and ethnic diversity. The speed of migration processes is growing rapidly with the progress of science and technology. The relationship between the place of employment and the place of residence is graduallylosing its significance. The causes of migration need to be divided (and this is done for the first time) into two categories: the causes that cause the displacement oflarge masses of the population in relatively short periods of time, and the reasons thatlead to the constant displacement of small social groups and citizens for a long

time. The revealed patterns of internal migration processes in Russia are extremely negative centripetal and hamper the development of the country"s economy as a whole and its regions. In conclusion, the article formulates the theoretical prerequisites for solving the problems caused by migration, particularly attention is drawn to the advantage of dispersed migration in front of a compact one.

Keywords: migration as a global phenomenon, external and internal migration, migration turnover, patt

Объектом исследования явились миграционные процессы в различных странах мира, включая Россию. Рост подвижности и миграция населения являются объективной реальностью и подчиняются во всём мире общим закономерностям на территориях всех континентов, регионов и стран независимо от национальной принадлежности людей и их религиозных убеждений. Во всех странах увеличивается как внешняя, так и внутренняя миграция населения, выполняя одну из основных своих функций, а именно соединение средств производства с трудовыми ресурсами. При этом скорости эволюции миграционных процессов в совокупности с прогрессом науки и техники нарастают стремительно, и взаимосвязь между местом приложения труда и местом жительства постепенно теряет своё значение.

Международная (внешняя) миграция в XXI веке признана мировым сообществом глобальным явлением, оказывающим воздействие на все стороны его жизни: на демографическую ситуацию, экономику, финансы, вопросы международной безопасности, а также эволюцию восприятия общечеловеческих ценностей и правил поведения, приведших к появлению стран с большим культурным и этническим разнообразием. Внутренняя миграция наибольшее влияние оказывает в основном на демографические характеристики регионов, численность населения и его половозрастные характеристики, и, как следствие, на возможности динамического развития экономики рассматриваемых территорий.

Масштабы внешней миграции в мире для стран с наибольшим количеством мигрантов и эмигрантов представлены ниже на диаграммах (рис. 1, 2) .

Из многочисленных закономерностей, которым подчиняются миграционные процессы во всём мире, выделены следующие основные:

Определяющими причинами миграции являются экономические;

Масштабы миграции возрастают с развитием промышленности, торговли и особенно транспорта;

В течение последних десятилетий наиболее динамично развивается временная трудовая миграция, способствуя глобализации мирового рынка труда;

Рост крупных городов в основном обусловлен миграцией населения, а не его естественным приростом.

В данной работе, пожалуй, впервые все причины как внешней, так и внутренней миграции разделены на две категории: первая категория - причины, вызывающие переселение больших масс населения в относительно небольшие периоды времени, и вторая категория - причины, приводящие к постоянному перемещению небольших социальных групп или отдельных семей и граждан в течение длительного времени. К первой категории относятся: природные и техногенные катастрофы, войны и революции, приводящие к кардинальной смене политических режимов, а также реализация крупных государственных программ, а ко второй - причины экономические (падение уровня жизни и перенаселение территории) и демографические (изменение состава населения, а также методичное разрушение устоявшегося религиозного или этнического уклада жизни).

С градостроительной точки зрения наибольший интерес представляет исследование особенностей миграции, связанных с понятием «миграционный оборот», поскольку приводит к возникновению проблем, решение которых возможно лишь на государственном уровне и порою только градостроительными средствами. Например, изменение половозрастной структуры населения, наступившее в результате миграционного оборота, может быть сопоставимо по масштабам с подобными изменениями в результате военных действий, когда уменьшается численность мужского населения, или, наоборот, может привести к притоку в основном мужского населения трудоспособного возраста, прибывающего на заработки в данную страну. В обоих случаях будет наблюдаться перекос состава населения по половому признаку.

Для Российской Федерации масштабы внешней миграции и её влияния на качественный состав населения страны можно проиллюстрировать таблицей динамики численности прибывших и выбывших мигрантов за последние 15 лет, из которой следует, что миграционный оборот России складывается в основном за счёт мигрантов из стран ближнего зарубежья. Число прибывших в страну и выбывших из неё за эти годы выросло в два раза, при этом миграционный оборот сохраняется на уровне порядка 250 тыс. человек в год. К сожалению, профессиональный и общеобразовательный уровень прибывающих в Россию мигрантов остаётся на крайне низком уровне (табл. 1).

В современном мире качественный уровень населения в соответствии с принятой ООН градацией оценивается показателем ИРЧП - индексом развития человеческого потенциала. Таким образом, внешняя миграция и качественный уровень населения стран тесно взаимосвязаны, общепризна-ны как явление и должны рассматриваться всегда с учётом

этой закономерности, влияющей как на состояние экономики и культуры, так, в конечном итоге, и на имидж стран в мире. Так, например, по данным ООН, в связи с массовым выездом из России с начала 1990 годов учёных, специалистов и творческой интеллигенции, страна из группы развитых государств с высоким уровнем человеческого потенциала в течение 15-ти лет перешла по показателю ИРЧП в группу менее развитых

I Число мигрантов млн.человек ■ Процент к коренному населению

Рис. 1. Соотношение численности мигрантов и численности коренного населения в принимающих странах

Рис. 2. Соотношение численности мигрантов и численности коренного населения в странах, теряющих граждан

Таблица 1. Динамика международной миграции в России (в тыс. человек в год)

Ходы 2000 2004 2008 2012 2014 2015

Всего прибывшие в Россию, 359 180 280 418 590 599

в том числе:

Из стран СНГ 347 170 246 364 529 536

Из стран Дальнего Зарубежья 12 10 34 54 61 63

Всего выбывшие из России, 146 73 39 123 310 353

в том числе:

В страны СНГ 82 37 25 96 259 297

В страны Дальнего Зарубежья 64 36 14 27 51 56

Всего миграционное сальдо, +213 +107 +241 +295 +280 +246

в том числе:

Со странами СНГ +265 +133 +221 +268 +270 +239

Со странами Дальнего Зарубежья +52 +26 +20 +27 +10 +7

стран и находится по международной оценке на 71-ом месте среди 175-ти изученных стран. Массовый приток мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья усугубляет данный процесс. Аналогичное явление происходит в развитых странах Западной Европы, куда устремились массы малообразованных беженцев из Северной Африки, Ближнего Востока, Афганистана и Пакистана, а также в США из-за большого количества нелегальных беженцев из Мексики.

Внутри России на территории её федеральных округов, субъектов федерации и административных образований изменение общей численности населения также происходит в основном за счёт миграционных подвижек, а не естественного прироста и отличается большим разнообразием, что является следствием таких причин, как место их расположения по отношению к центру страны, природно-климатические условия, уровень развития индустрии и сельского хозяйства, преимущественный состав населения по вероисповеданию и национальному признаку.

Так, например, в 2015 году на территории Приволжского федерального округа при приросте населения в год в Республике Татарстан в количестве 10,4 тыс. человек, на территории Нижегородской области произошло падение численности населения на 10,7 тысячи человек.

В результате исследования были выявлены закономерности и последствия увеличения миграционной подвижности населения для различных регионов России, а также отмечено, что отсутствие после 1990-х годов целенаправленной градостроительной политики в отношении развития периферийных районов России привело к увеличению подвижности населения и резкому его сокращению на Дальнем Востоке до 6,3 миллиона человек (за 15 лет на 1,3 млн человек!). А динамичное развитие этого региона возможно только при обеспечении притока дополнительной рабочей силы. Показательно, что до 1990 года, когда на Дальнем Востоке действовали районные повышающие коэффициенты к заработной плате, темпы при-

Таблица 2. Прогноз изменения компоненты численности населения в ДВФО и на территории его южных административных образований

Регион Миграционный отток (-), Естественная убыл

прирост(+) прирост(+)

2010 2015 2020 2025 2010 2015 2020 2025

Дальневосточный

федеральный округ (ДВФ0) Всего: -18,3 -19,7 -10,3 +3,2 -8,5 -15,2 -21,0 -27,8

Приморский край -3,7 -5,6 -2,2 +2,9 -7,5 -10,0 -12,3 -14,5

Хабаровский край +1,0 +0,5 +1,4 +2,1 -3,6 -5,3 -7,0 -8,9

Амурская область -3,7 -1,6 +0,6 +3,2 -2,6 -3,8 -4,5 -5,1

Сахалинская область -2,1 -3,4 -2,5 -1,7 -1,0 -1,5 -1,6 -1,7

Еврейская автономная область +0,2 +0,2 +0,2 +1,3 -0,3 -0,5 -0,8 -1,0

Источник: Ушакова В.Л. Дальневосточный федеральный округ: миграционные процессы и перспективы их развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2004. - № 4. - С. 70-84

роста населения в этом регионе при постоянном увеличении его доли в населении России превосходили российские показатели . В настоящее время компенсация убыли населения в этом регионе обеспечивается лишь за счёт мигрантов из Китая и Вьетнама (табл. 2).

Принятые на государственном и местном уровне меры, направленные на развитие дополнительных производств на Дальнем Востоке и снижение темпов оттока населения из региона, несколько скорректировали ожидаемый прогноз. Так, по данным Росстата в 2015 году миграционный отток из Приморского края составил 1,5 тыс. человек (при прогнозе -5,6), в Амурской области минус 0,4 тысячи человек (при прогнозе -1,6), в Хабаровском крае +1,2 (при прогнозе +0,5), на Сахалине +0,2 (при прогнозе -3,4), что подтвердило возможность регулирования демографических подвижек населения. Федеральному центру и властям региона стоит принять во внимание этот факт, так как именно миграция играет важнейшую роль в развитии производительных сил, формировании состава населения и рынка труда, в определении трудового потенциала территории, способствуя в конечном итоге социально-экономическому развитию региона и страны в целом, а также качественному составу населения.

При этом следует признать, что трудовая миграция в Дальневосточный регион из Китая, где сложился дефицит мест приложения труда, стала реальностью, и необходимо умело использовать данный фактор для ускоренного экономического развития приграничных территорий России при одновременном стимулировании собственного населения к участию в освоении ресурсов Дальнего Востока Российской Федерации.

Аналогичные процессы происходят и, например, в Центральном ФО (кроме Москвы). Так, за 2015 год здесь даже с учётом притока мигрантов в количестве 170 тыс. человек, население округа сократилось почти на 70 тыс. человек, так как при этом выбыло 240 тыс. человек. В Москве же общая численность населения в 2015 году увеличилась на 20 тыс. человек (в основном за счёт мигрантов). Естественный прирост на подвижки населения влияния практически не оказывает, так как составляет всего 0,02 % .

К сожалению, статистика подтверждает миграционный отток молодого населения из малых городов России, что приводит к деградации этих городов, являющихся одной из составляющих расселенческого каркаса страны.

Подводя итоги исследования особенностей миграционных процессов в Российской Федерации, необходимо отметить следующее:

1. До 1990 года внешняя миграция населения в России практически отсутствовала, а внутренняя миграция носила в основном организованный характер и была связана с освоением новых территорий и созданием на них предприятий промышленного или сельскохозяйственного профиля. К организованной миграции следует отнести и принудительное переселение этнических немцев и крымских татар за Урал

и в Казахстан перед войной 1941-1945 годов, что явилось следствием опасений руководства СССР в поведении этих народностей после вторжения фашисткой Германии на территорию страны. И хотя это частично и объясняет, но совсем не оправдывает бесчеловечность проведённой операции.

2. Начиная с 1990-х годов миграционная подвижность населения России (как внешняя, так и внутренняя) резко увеличилась, однако пока отстаёт от общемирового уровня примерно в два раза: по данным Международной организации по миграции при ООН в мире мигрировал каждый шестой житель планеты, в Российской Федерации, по официальным данным Росстата на 1 января 2017 года, - каждый 12-ый.

3. Среди причин миграции населения в России, как и в мире, по общему объёму выделяются экономические причины, связанные с переменой места жительства и поисками мест приложения труда - порядка 70-75 % от общего количества мигрантов.

4. Наиболее негативной особенностью миграционных процессов в России является их центростремительное направление в Москву, Санкт-Петербург и другие «города-миллион-ники» с одновременным резким сокращением численности населения периферийных районов страны и деградацией малых городов и сельских поселений.

5. В подавляющем большинстве внешние мигранты, прибывающие в Россию, являются представителями стран Ближнего Зарубежья. Основное намерение мигрантов - временное трудоустройство с целью заработка.

6. Сосредоточенное (в виде анклавов) расселение внешних мигрантов в населённых пунктах нежелательно, так как замедляет адаптацию приезжих к местным условиям жизни, способствует распространению этнической преступности и вызывает негативное отношение к мигрантам коренного населения.

7. Современные тенденции миграционных процессов в России носят крайне негативный характер, препятствуют развитию экономики страны в целом и требуют от властей всех уровней реализации государственной демографической политики, направленной на увеличение трудового потенциала всех регионов страны как основного фактора возрождения и развития территорий, в том числе и за счёт привлечения мигрантов.

Исследование градостроительных аспектов проблемы расселения мигрантов показало, что наиболее сложными для градостроительного решения являются проблемы, связанные с первой категорией причин внешней и внутренней миграции, требующих переселения больших масс населения в короткие промежутки времени. В этом случае для расселения и организации достойного обслуживания мигрантов требуются единовременно чрезвычайно большие резервные капитальные вложения, не всегда имеющиеся в достаточном количестве даже в странах с развитой экономикой.

Наиболее ярким и пока единственным в мире примером градостроительного подхода к решению проблемы необходимости единовременного расселения большого числа

вынужденных переселенцев является Китай. Подавляющее большинство населения Китая (1,38 млрд человек) проживает в прибрежной зоне, подверженной затоплению от возможного цунами в случае природных или техногенных катастроф, аналогичных аварии на атомной станции Фукусима в Японии. Построенные в Китае вдали от морского побережья города со всей необходимой инженерной инфраструктурой, пустующие в настоящее время, позволят организовать эвакуацию и расселение массы населения в сжатые сроки и в достойные условия. По некоторым оценкам в Китае сейчас порядка 64 миллионов пустующих квартир. Независимо от истинных причин, по которым построены эти города, только Китай является в настоящее время единственной страной в мире, готовой реально к переселению большого числа людей.

Ниже представлены фотографии построенных в Китае городов и районов (рис. 3 а-г).

Другим градостроительным аспектом при расселении мигрантов является подход к решению проблем, возникающих в связи с необходимостью организации массовой внутренней трудовой миграции населения. Эти проблемы также сложны в исполнении, так как требуют вложения значительных инвестиций.

Примером успешного решения таких задач в России может служить строительство на неосвоенных территориях целого ряда крупных объектов: Братской ГЭС, алюминиевого завода, целлюлозно-бумажного комбината и собственного города Братска; возведение городов Надым и Уренгой при освоении нефтегазовых месторождений Тюменской области; строительство городов Тында, Нерюнгри и ещё более 30 посёлков на трассах большого и малого БАМа; создание газотранспортного кластера на полуострове Ямал (кстати, Ямал - единственный регион в России, где средний возраст населения в настоящее время составляет 33 года и зарегистрирован естественный прирост населения в размере одного процента - более пяти тысяч новорождённых при населении порядка 540 тыс. человек).

Следующий градостроительный аспект миграции связан с массовыми маятниковыми передвижениями населения с трудовыми, а также с культурно-бытовыми целями внутри городских агломераций. Эта миграция не требует организации дополнительного жилого фонда, однако перед градостроителями возникают другие сложные проблемы, связанные с организацией транспортного и бытового обслуживания маятниковых мигрантов. В первую очередь необходимо решать градостроительными средствами транспортные проблемы. В этом случае потребуется реконструкция или прокладка новых дорог и организация дополнительных маршрутов и видов пассажирского транспорта, что всегда связано с большими капитальными вложениями и трудозатратами. Ярким подтверждением этого является непродуманное решение по однобокому расширению территории Москвы в юго-западном направлении (вопреки протестам специалистов-градостроителей), потребовавшее строительства новых линий

Рис. 3. Построенные в Китае города и районы: а) жилые районы городов-призраков, готовые к заселению; б) вид сверху на центр такого города; в) архитектура новых городов отличается разнообразием; г) стадион - один из объектов в новом городе, где пока ничего не происходит (

Запущенная в 2017 года программа по выдаче любому гражданину РФ бесплатного гектара земли на Дальнем Востоке наряду с другими действующими программами так и не привела к успеху. Миграционный отток продолжился и в 2018 году.

Специалисты полагают, что государству не удастся заселить регион. Дело в том, что на протяжении десятилетий люди переезжали в европейскую часть страны, - в Москву и Петербург , потому что там есть деньги и возможности. Пока все ресурсы сконцентрированы в этих городах, люди не видят смысла ехать на Дальний Восток или в другие отдаленные регионы.

Сколько людей уезжают

В 1991-2010 годы Дальневосточный федеральный округ потерял 1,8 миллиона человек (22% населения). По данным Росстата, с 2010 по 2017 год население продолжило уменьшаться, сократившись с 6,44 миллиона до 6,16 миллиона человек.

Сокращение населения происходит главным образом за счет миграции жителей в другие регионы, следует из данных ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». По данным Росстата, в 2010-2017 годах чистая миграционная убыль (с учетом прибывших) составила 181,3 тысячи человек.

Данных по миграции в 2018 году нет. Общее сокращение населения с января по май 2018 года составило 20 тысяч человек, что почти в три раза выше, чем за весь 2017 год (8,7 тысячи человек). Наличие проблем с миграцией летом 2018 года признал секретарь Совета безопасности, бывший директор ФСБ Николай Патрушев . По его словам, концепция демографической политики Дальнего Востока до 2025, действующая сейчас, не может исправить ситуацию.

Реальный отток населения с Дальнего Востока может быть выше статистического. Среди уезжающих в более развитые регионы большое количество молодых людей, которые, отучившись, например, в вузе Москвы или Петербурга, остаются там жить, снимая квартиру. Их дальневосточная прописка сохраняется, поэтому в миграционную статистику они не попадают.

Кроме того, чиновники, в частности премьер-министр Дмитрий Медведев , по сообщениям, пытаются манипулировать статистикой, говоря о миграции на Дальнем Востоке.

Причины оттока населения

По данным директора по исследованиям ВЦИОМ Елены Михайловой, 38% жителей Дальневосточного федерального округа хотят уехать из него. В 2012 году этот показатель вместе с Сибирью (данных только по Дальнему Востоку нет) составлял 40%. В 2017 году этот показатель составлял 62% в Магадане , в Якутии - 46%.

Главная причина - неудовлетворенность социально-экономическими условиями, сказал «Амурской правде» директор ВЦИОМ Валерий Федоров . В частности, речь идет о неблагоприятном (холодном) климате, дороговизне жизни при низких зарплатах.

Желающие уехать из Дальнего Востока в разные периоды называли в качестве причин высокие цены на продукты, промышленные товары и энергоносители, которые вызваны большими транспортными издержками и суровым климатом, а также низкий уровень медицины, образования, коммунальных услуг, и оторванность от центра России. Высокие цены некоторое время назад покрывались зарплатами, однако в последнее время (видимо, после 2014 года, когда начался кризис), этого покрытия не происходит. Население уезжает не только за высокими зарплатами, но и за карьерными перспективами.

По словам экспертов, Дальний Восток сегодня отстает от других по продолжительности жизни, по уровню детской смертности. Действительно, регионы Дальнего Востока находятся в самом конце рейтинга продолжительности жизни (Чукотка, Еврейская автономная область, Амурская область, Сахалин, Магадан). Некоторые регионы Дальнего Востока по качеству жизни также находятся далеко в конце списка.

«Нет возможности сделать карьеру. Нет возможности найти такую работу, которая приносила бы удовлетворение - как финансовое, так и моральное. Скука. Тоска. Болото» - так описал в беседе с новостным агентством «Регнум» причины своего переезда в Петербург житель Хабаровска Антон Ярский.

Почему раздача земли не работает

Чтобы компенсировать отток населения Дальнего Востока правительство в феврале 2017 года запустило программу «Дальневосточный гектар». Согласно ей, любой гражданин РФ вправе получить в этом регионе 1 га государственной земли бесплатно. На первые пять лет земля дается на праве безвозмездного пользования, дальше необходимо оформлять долгосрочную аренду на 49 лет и по истечении 10 лет такой аренды участок можно получить в собственность (тоже бесплатно). Программа рассчитана как на потенциальных переселенцев из других регионов, так и на жителей самого Дальнего Востока, которых таким образом власти хотят удержать внутри региона.

Чтобы власти не забрали участок обратно, в течение первых 5 пяти лет пользования его необходимо освоить. Например, построить дом или организовать бизнес. В разделе сайта программы, в котором представлены «наиболее яркие сюжеты и лучшие практики при освоении участков», представлена информация всего о двух проектах - это винодельня и музей гончарного ремесла в Приморском крае. Оба проекта, как следует из их описания, были реализованы там задолго до начала действия программы местными жителями, и бесплатный гектар они получили вдобавок к существующей земле.

За все время действия программы на получение гектара было подано 122,8 тыс. заявок, из которых 44,9 тысячи были удовлетворены. Что сейчас происходит на этих землях, неизвестно.

Те, кто прошел через программу или находится на полпути, заявляют о проблемах с получением земли. Многие граждане потратили много времени на сбор документов, но получили отказ, поскольку участок оказался полностью или частично чужой. При получении земли часто оказывается, что на нем уже кто-то живет или выращивает овощи. По кадастровой карте, участок свободный, по другим документам - занятый. Наконец, многие получившие землю жалуются, что получили не то, что ожидали. В некоторых случаях почва оказывается непригодной для сельского хозяйства, а второй раз подать заявку на новый участок уже нельзя (не уточняется, почему получатели земли не посмотрели на участок, прежде чем подавать на него заявку).

Некоторые эксперты считают, что программа утопична по своей сути. Бесплатная раздача земли могла бы сработать в конце XIX - начале XX века, когда 85% населения страны были крестьянами. Но сейчас 74% жителей проживают в городских поселениях, и непонятно, что им делать с гектаром земли на Дальнем Востоке, сказал в интервью изданию «Медуза» научный сотрудник Института демографии ВШЭ и РАНХиГС Никита Мкртчян .

Как власть завлекает людей на Дальний Восток

Помимо «Дальневосточного гектара», есть много других программ, направленных на решение миграционной проблемы. По данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, это программы повышения трудовой мобильности (дальневосточные работодатели оплачивают переезд, проживание, обучение), добровольного переселения иностранцев, имеющих «культурную общность с Россией» (власти покрывают расходы на переезд). Также работают программы переселения безработных, узких специалистов. Какая-либо статистика по действию программ на сайте агентства отсутствует.

В целом власти пытаются создать образ Дальнего Востока как «территории новых возможностей». Заявляется о создании 100 тыс. новых рабочих мест, в частности, в порту Владивостока и фирмах, которые реализуют инвестиционные программы к 2025 году.

Все эти программы являются частью Концепции демографической политики Дальнего Востока до 2025 года, согласно которой к 2020 года численность населения должна быть зафиксирована на уровне 6,2 миллиона человек, а к 2025 году вырасти до 6,5 миллиона (за счет миграции и роста рождаемости).

Большое количество нынешних переселенцев на Дальний Восток - мигранты из центральноазиатских стран (Таджикистана и Узбекистана), а также Китая и КНДР, утверждает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» московского Центра Карнеги Александр Габуев . В основном, эти мигранты представляют собой «дешевую дисциплинированную рабочую силу, которую могут нанимать местные частники и которую могут оформлять и на госстройки», считает он. По его мнению, приток мигрантов из Китая сокращается, и на первый план выходят уроженцы стран Центральной Азии.

«Для повышения привлекательности Дальнего Востока для активных мигрантов из других регионов РФ государству следовало бы… упрощать условия ведения бизнеса и устранять административные барьеры, снижать налоговую нагрузку на местный бизнес. Реализуемые же мегапроекты не способствуют росту доходов местного населения, так как сопровождаются привлечением в качестве рабочей силы привозных гастарбайтеров из стран СНГ, низкоквалифицированных, низкооплачиваемых, часто работающих вне правового поля и полностью зависимых от воли работодателя», - говорится в исследовании Фонда социального развития (Петербург).

Почему отток не остановится

Граждане же России не хотят ехать на Дальний Восток, считает ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ и РАНХиГС Никита Мкртчян. По его мнению, для России характерны миграционные тенденции, устремленные в центр, а не наоборот. Население на протяжении последних десятилетий стягивается не просто в европейскую часть, а в самый ее центр - в Москву, где есть деньги и возможности.

«Для «разворота» миграционных потоков вспять нет условий: в отличие от СССР образца середины XX века, административными мерами направить людей «туда, куда нужно государству», не получится. Пока все ресурсы концентрируются в Москве и еще двух-трех регионах, люди не видят экономического смысла ехать в ином направлении», - убежден Мкртчян.

«Эксперты из восточных регионов страны… отмечают неэффективность уже реализованных подобных программ [предусматривающих льготы и пособия для переселенцев], не верят в успешность последующих, и убеждены, что в притоке населения на Дальний Восток в настоящее время нет острой необходимости. Они полагают, что тотальное «освоение» и заселение всей территории региона нецелесообразно в силу его географической и климатической неоднородности, а госкомпании, реализующие крупные проекты, решат вопрос их кадрового обеспечения своими силами», - утверждают авторы исследования Фонда социального развития.