Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Открытое письмо родителей детей с сдвг — министру образования россии. Конспект собрания-практикума «Наши невнимательные гиперактивные дети Наши невнимательные гиперактивные

Обучение приемам деятельности, частные вопросы...). Эти ошибки могут допускать родители, которые в основном не испытывают больших трудностей во взаимоотношениях со своими детьми, но не обладают специальной информацией и недостаточно владеют навыками обращения с ними. Таким родителям очень пригодятся советы о том, как привить навыки самоорганизации, как научить ребенка планированию, как помочь ему делать уроки, как шаг за шагом добиться желаемого... Именно такие конкретные советы часто дают специалисты, и они в большом количестве размещены в том числе и на нашем сайте.

Вторые — это ошибки более глубокие, связанные с родительской позицией по отношению к ребенку; вызванные личностной деформацией родителей. Они самые трудные, поскольку в коррекции нуждаются и сами родители. Пока эти ошибки не будут исправлены, ошибки первого типа тоже нельзя исправить. Даже если родители попытаются применить специальные приемы, то очень скоро обнаружат, что эти приемы либо "не работают" так, как надо, либо родители долго не могут выдержать намеченную стратегию, снова срываясь на крик и раздражаясь, либо сам ребенок отказывается что бы то ни было делать.

Часто запрос родителей звучит примерно так: "Как избавиться от такого-то недостатка ребенка?" Запрос представляет собой просьбу справиться с конкретной проблемой, но оказывается, что в основном проблема заключается в восприятии ребенка родителями, а оно зависит от их позиции по отношению к ребенку. Невозможно исправить одно частное качество, в перестройке нуждается вся семья: образ жизни, взаимоотношения супругов, отношение к ребенку, взгляды родителей на жизнь... Дети очень точно отражают состояние семейной жизни родителей. Недостаток ребенка является лишь симптомом общего семейного неблагополучия.

Часто для того, чтобы "убитые" взаимоотношения сдвинулись с "мертвой точки", бывает достаточно, чтобы кто-то из родителей взял на себя труд по коррекции собственной позиции. Тогда изменения, которые произойдут в нем и в его отношении к ребенку, волей-неволей дадут толчок новым, позитивным настроениям, и тем самым будут способствовать позитивным изменениям в ребенке.

Механизм формирования патологических качеств у детей с СДВГ

Сказанное верно по отношению к любому, даже благополучному, ребенку. Но если в семьях, где дети в основном здоровы, с трудностями худо-бедно справляются, а недостатки детей меньше бросаются в глаза, то там, где растут дети с СДВГ, внутрисемейные конфликты обостряются до крайности. В наших семьях проблема взаимоотношений особенно остра, она выявляет наши собственные трудности. СДВГ без преувеличения можно назвать и проявителем личностных проблем родителей, и их катализатором. Поэтому речь пойдет о фундаментальных психологических установках.

Во время беременности мамы имеют в сознании определенный образ будущего ребенка. Они наделяют его желательными качествами, строят планы относительно его будущей жизни, мечтают о больших жизненных успехах еще не родившихся детей. Ребенок с СДВГ, как правило, уже в младенчестве начинает вести себя вразрез с ожиданиями мамы. Он возбудим, беспокоен, плохо спит, часто плачет, плохо привыкает к режиму и доставляет много хлопот измученным родителям. Кроме того, такие дети часто не вписываются в возрастные нормы нервно-психического развития, чем вообще повергают своих родителей в панику. Поэтому нередки случаи, когда наряду с тревогой мама начинает испытывать к малышу скрытую неприязнь, в которой боится признаться даже самой себе. Она обращается с ребенком чуть резче, чем мать его здорового сверстника, чаще выходит из себя, кричит. Уже к году такой ребенок получает опыт материнского неприятия, который не может не сказаться на его психическом состоянии. От того, что все идет "не так", мама начинает чувствовать себя виноватой и еще более неприязненно относиться к малышу, невольно ставшему причиной столь тягостных переживаний. Такое настроение мамы снова не лучшим образом сказывается на ребенке. Образуется замкнутый круг.

Такой круг не обязательно начинает "накручиваться" в младенчестве. Пугающая родителей особенность ребенка может выявиться в любом возрасте, и механизм непринятия запускается...

Любовь и принятие — условия полноценного нервно-психического развития

Психологи все время говорят о принятии. Что это такое? Это признание за ребенком права на индивидуальность и непохожесть ни на кого, в том числе и на родителей; это понимание, что ребенок имеет право быть самим собой, не обязан соответствовать ничьим ожиданиям, выполнять чью-либо задуманную программу... это утверждение неповторимого существования именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Принятие — важнейшее условие родительской любви. Когда ребенок принимаем, он ощущает родительскую любовь (в противном случае он в ней сомневается). Она не зависит от времени, проводимого с ребенком; от того, дома он или в саду, материальных условий, формальной заботливости... Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира.

Взаимоотношения, диалог, контакт

Чтобы ребенок чувствовал родительскую любовь, между детьми и родителями должен быть хороший эмоциональный контакт. Это искренняя заинтересованность в делах ребенка, даже самых мелких, пустяковых (с точки зрения родителей), любопытство, стремление понять, какие изменения происходят с ребенком... Такая заинтересованность не имеет отношения к формальной, видимой заботливости. Более того, видимая всем заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, не всегда содействуют достижению этой самой главной воспитательной задачи. Поэтому не так важно, чем именно заниматься с ребенком, но заботиться о поддержании контакта нужно всегда — в любом возрасте, вне зависимости от его индивидуальных особенностей, отношения к нему окружающих, его объективных успехов... Если родители хотят, чтобы ребенок стремился стать лучше, достиг чего-то, первое, о чем они должны заботиться, — сохранение хорошего контакта с ним. Сам по себе контакт не возникает, родители должны строить его.

Что нужно, чтобы построить и сохранить хороший эмоциональный контакт (взаимоотношения) с ребенком? Необходим некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Ребенок должен всегда понимать, что и зачем делает родитель, чем он руководствуется в общении с ним. Ребенок должен быть не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни. Он должен участвовать в ней на правах равного (тогда как обычная позиция родителей — "над" ребенком). Обычная родительская позиция такова: взрослый старше, опытнее, больше знает, обладает силой и независимостью... ребенок глуп, неопытен, беззащитен, зависим... Но родители должны думать не об этом. Важно уважение к потенциальным возможностям ребенка, утверждение ценности его сегодняшнего дня... понимание, что детство — полноценный этап жизни, что ребенок — не "недоделанный" взрослый... необходимо признавать его равным себе, но проходящим определенный жизненный этап.


Ошибки, вызванные недостатком принятия

Недостаток принятия проявляется в ошибочных действиях родителей, например, таких:

  • Высказывание оценок: "Бестолочь!", "Сколько раз тебе объяснять!", "Любой дурак на твоем месте уже догадался бы"... Это высказывание может быть даже справедливым, но это не имеет значения, поскольку взаимоотношениям оно наносит вред. Поэтому в таких реакциях надо себя (по крайней мере) тормозить. Осуждать конкретный поступок, не связывая его с личностью — это правило! (Правило "не относить к личности" относится, кстати, и к похвале). Личность никогда нельзя оценивать — ни положительно, ни отрицательно!
  • Частые одергивания, порицания. Нам неудобно, неловко за поведение ребенка, мы как бы оправдываемся. Особенно часты одергивания в случае так называемого подавляюще-обличительного воспитания, когда ребенок случайно или по незнанию сделает что-то не так — родители стремятся обвинить его, а не поддержать.
  • Постоянные указания на недостатки ребенка (якобы чтобы исправился). На самом деле, принятие — означает понимание, что ребенок развивается, постоянно совершенствуется. И справиться со своим недостатком он захочет сам при условии родительской поддержки и доверия. Нужно верить, что в ребенке много хорошего и сильного, и оно постепенно возьмет верх. То есть родителям необходимо не фиксировать недостатки, а подкреплять достоинства, давать силы для самостоятельной борьбы ребенка со своим недостатком.
  • Невнимание к положительным сторонам личности. Хорошее в ребенке — как будто "так и надо", мы его мало замечаем. А ведь это основа для исправления недостатков. Поэтому часто говорят: "Ребенка надо хвалить". Хвалить — значит, признавать достоинства, подчеркивать позитивное, делать на нем акцент. Даже самые, казалось бы, мелкие достоинства ребенка нужно постоянно "вытаскивать наружу" — иначе у ребенка сложится впечатление о полной собственной никчемности и о бесполезности каких бы то ни было усилий.
  • Игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей. Родители часто руководствуются своими представлениями о желательных для ребенка качествах и обращаются с ребенком так, будто он уже обладает ими, но не хочет "постараться" и "сделать как надо". Нужно постоянно задавать себе вопрос о границах возможностей ребенка. Эти границы (особенно для детей с СДВГ) могут быть значительно ниже, чем для других детей того же возраста. Тем не менее, нужно постоянно исследовать эти границы и понимать, что на нынешний момент это потолок возможностей ребенка. Требовать от него большего неразумно и жестоко.
  • Назидания, директивы. "Ты должен... " "Ты опять ничего не делаешь". Родители выдают некий циркуляр, но не обеспечивают поддержкой и деятельной помощью. В случае неудачи следует отповедь. Фактор долженствования обязывает, он способен стать мощной разрушительной силой. Дети активно противостоят такой позиции, пытаются протестовать. Когда ребенок не справляется с поручением (что часто воспринимается родителями как его активное нежелание, "лень"), необходимо делать это вместе с ним, при этом не прекращая доброжелательного общения, показывая, как это нужно делать, не связывая поручение с отрицательными эмоциями. Это касается, например, домашних дел: уборка должна быть совместной (мама может убирать свою территорию, ребенок — свою. Если же и это у него не получается, то лучше вместе убирать его комнату...).
  • Невнимание к потребностям и переживаниям ребенка. На форуме часто звучат вопросы: "Как мне исправить в нем то-то?", и очень редко вопросы отражают стремление родителей помочь самому ребенку: "Ребенок переживает, хочет сделать, а не получается... " Очень трудно понять, чего хотят сами дети, стремятся ли они к тому же, чего хотят от них родители. А ведь для успеха в борьбе с "отрицательными" качествами детей их, детей, желание справиться с собой обязательно.

Причины непринятия (о чем сами родители должны задуматься)

  • Общая неудовлетворенность жизнью, недовольство тем, "как все сложилось", браком, работой, тем, "что имею" — все плохо, да еще и ребенок "не такой".
  • Авторитарный характер матери, призванный компенсировать недостаточное влияние отца в воспитании (в основе — неудовлетворенность браком)... Часто, например, мать возлагает некоторые надежды на ребенка вследствие того, что ее ожидания относительно брака не оправдались. Но ребенок с СДВГ не оправдывает ожидания матери.
  • Повышенная тревожность матери ("Если ребенок не будет таким, каким я его себе представляю, будет плохо. СДВГ у ребенка опасен для его будущего... "), неуверенность в будущем, опасения — все это блокирует самостоятельность ребенка, отрицает хорошее в нем (этого хорошего, по мнению матери, недостаточно, и вообще оно не имеет значения)... Гиперопека тоже может быть связана с повышенной тревожностью.
  • Личностная незрелость матери, условно говоря, неверное понимание жизненных ценностей и приоритетов. Обычно это выражается в установках: "отлично учиться в школе", "поступить в хороший институт", "сделать карьеру", "добиться положения", "иметь высокооплачиваемую работу" и пр. Но при этом упускается из виду, что человек может иметь все это, но не чувствовать себя счастливым — наша жизнь, к сожалению, подтверждает это на каждому шагу. Когда ребенок отлично учится в школе, но не понимает, зачем это надо, поступает в нелюбимый институт, его положение не приносит ему удовлетворения, а работу свою он терпеть не может, да и личная жизнь не складывается, становится понятно, что в жизни есть что-то еще, что не смогли донести до него родители. СДВГ может быть помехой в реализации установок на "обладание", но совершенно не мешает осуществиться установкам на "бытие" — то есть стремлению человека стать тем, кем он может стать, достичь своего собственного максимума.
  • Попытки родителей компенсировать неудавшуюся (по их мнению) собственную жизнь успехами ребенка. Когда родители не смогли добиться каких-то жизненных целей, они склонны возлагать на ребенка неоправданно высокие надежды. Понятно, что СДВГ является плохо преодолимым препятствием для реализации этой установки.

    Мотивы воспитания

    Ошибки, связанные с непринятием, зависят от того, какое место в структуре личности родителей занимают мотивы воспитания (то есть здесь мы касаемся самых основ личности — ее потребностно-мотивационной структуры).

    • Потребность в эмоциональном контакте. Когда у матери нет близких, она боится одиночества и стремится "привязать" к себе ребенка, сделать зависимым от себя. Как следствие — тоже гиперопека. СДВГ в сознании матери выступает как повод ("его нужно все время контролировать... "). Нужно честно ответить себе на вопрос: почему я боюсь отпускать его от себя? за кого я боюсь? Мама должна научиться отделять действительную потребность ребенка в заботе от своего желания постоянно удерживать его рядом с собой.
    • Потребность смысла жизни. У матери в жизни ничего нет, ее дни ничем не заполнены, поэтому она стремится заполнить их заботами о ребенке: постоянные занятия, разговоры о нем, внимание к каждой мелочи... Женщина решает вопросы собственной жизни. Болезнь ребенка такие заботы оправдывает, придает им благородный смысл. Как ни странно, но матери бывает "выгодно", чтобы ребенок не справлялся, болел, оставался зависимым (хорошая иллюстрация — повесть П. Санаева "Похороните меня за плинтусом": жизнь бабушки была пуста, поэтому болезни маленького внука оправдывали саму жизнь и наполняли ее смыслом).
    • Потребность достижения. Когда эта потребность родителей не получила должного удовлетворения, на ребенка накладываются обязательства осуществить их мечту. Фиксация на достижениях ребенка, стремление "развивать", желание, чтоб ребенок демонстрировал успехи, был лучше всех — могут служить примерами воспитательной установки, связанной с нереализованной потребностью в достижении. Если ребенок чего-то добьется, это, конечно, неплохо, но нужно всегда отдавать себе отчет, где на первом месте его благо, а где — собственные амбиции. Понятно, что СДВГ препятствует удовлетворению этой родительской потребности.
    • Воспитание понимается как задача формирования определенных качеств. У родителей существует представление о некотором сверхценном качестве (чаще это целый набор) — ум, эрудиция, спортивная подтянутость, исполнительность, целеустремленность... Родители навязывают ребенку именно эти качества, пытаются доказать, что без этих качеств невозможна полноценная жизнь, но тем самым они отрицают его самого — показывают, что такой, как есть, он их не устраивает. Дети с СДВГ редко обладают такими качествами, поэтому раздражают своих родителей.
    • Потребность в комфортном существовании, в избавлении от проблем. Ребенок должен вести себя так, чтобы родители могли "не напрягаться", "не париться", обеспечить им спокойную жизнь. СДВГ воспринимается как несовместимый с полноценной жизнью дефект, воздействие его хочется свести к нулю. СДВГ может мешать не столько ребенку, сколько родителям. А ребенку он мешает опосредованно: проблемы создает не сам СДВГ, а родительское отношение к нему. Это достаточно тяжело дифференцировать, поскольку дети всегда отражают родительское влияние (если родителям мешают особенности детей, то сами дети, скорее всего, будут считать так же). Но это необходимо разглядеть.
    • Потребность в принятии окружающими, в соответствии социальным нормам, гиперсоциальность установок. Не способный выполнить требование соответствия высоким социальным стандартам ребенок испытывает отторжение не только социума, но и родителей. Они не обеспечивают ему поддержки, не встают на его сторону, борются против него, поддерживают тех, кто ребенка осуждает.

    Вывод: родители должны понять, какой позицией они руководствуются, и иметь мужество признать ее у себя, а потом суметь от нее отказаться. А это уже задача для собственного . Если сами родители не справляются с этой задачей, им нужна квалифицированная помощь.

    Следствия неадекватных родительских установок

    Ими и оказываются симптомы СДВГ. Сам по себе СДВГ не вызывает грубых поведенческих нарушений, они развиваются на основе индивидуальных особенностей нервной системы (плюс свой вклад вносит родительское отношение к ребенку) как вторичные нарушения, то есть вызванные конкретными условиями жизни в обществе. На поверхность выходят расстройство сна и аппетита, страхи, девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм поведение), лень, зависимости, агрессивность, грубость, упрямство, вялость и апатия... Родители пытаются справиться с симптомами: водят по врачам, корректируют, наказывают, заставляют, но результатов почти нет. Ведь устранение симптомов не приводит к избавлению от причины — а причина кроется в отсутствии полноценного контакта и неадекватном понимании воспитательных задач.

    "Идеальное воспитание"

    Из сказанного легко сделать вывод, что идеального воспитания не бывает — оно зависит от особенностей и черт конкретного ребенка. Однако в "идеальных" семьях выполняются три основных условия: хороший эмоциональный контакт (близкие отношения между детьми и родителями); уверенность ребенка в родительской любви; четкие, определенные правила поведения, выполняемые и родителями, и детьми.

    Родительская позиция "идеальных" родителей отличается:

    • адекватностью (умением понимать индивидуальность ребенка, видеть его сильные и слабые стороны);
    • гибкостью (умением видеть, куда направляется развитие ребенка, способностью следовать за ним, следить за изменениями, корректировать стиль своего поведения);
    • прогностичностью (способностью не только видеть, как изменяется ребенок, но и своими действиями создавать основу для дальнейших позитивных изменений — расширять зону ответственности, предоставлять самостоятельность...).

    Было бы несправедливо упрекать родителей в нелюбви к своим детям. Но дело в том, что родители любят детей так, "как умеют", а ребенку часто нужна другая любовь, основное свойство которой — дружественный настрой по отношению к ребенку. Главная родительская задача состоит в том, чтобы не подгонять ребенка под свое мировоззрение (которое, в свою очередь, сложилось под влиянием прародительских ошибок и разных жизненных обстоятельств). Приоритетными должны быть особенности ребенка, а не собственные взгляды, требования общества, оценки окружающих, свое представление о должном... Это то, от чего родители должны освободиться вообще. Нельзя применять тот тип воспитания, который удобен родителю, — необходимо искать, как лучше ребенку, учиться видеть, что представляет собой душа ребенка сама по себе (ведь СДВГ — тоже данность, нужно научиться жить с ним...).

    Когда ребенок совершает попытки попробовать свои силы и найти сферу приложения своих способностей (а это может происходить уже до школы), родители должны принимать деятельное участие в организации его жизни в соответствии с этими способностями. Не ломать его планов, не пытаться реализовать свои замыслы, а суметь увидеть их и гибко корректировать — создавать условия, формировать среду, самим участвовать в развитии способностей ребенка.

    И вот тогда уже корректировать СДВГ — если он мешает самому ребенку выполнить задуманное.

Наши невнимательные и гиперактивные дети. Что делать?

«Внимание – это та единственная дверь нашей души,
через которую проходит все, что есть в сознании».

К.Ушинский

В последнее время психологи любому более-менее проблемному ребенку ставят диагноз – дефицит внимания. А так ли верен этот диагноз или просто он первый, который приходит в голову? Второй, который уже просто автоматически ставят рядом с дефицитом внимания – это гиперактивность.Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста

Ставить серьезный диагноз можно только после длительного, не менее полугода, медицинского обследования. Клинический осмотр должен производить не только педиатр, но и невропатолог, и обязательно психолог.

Прежде всего, нужно исследовать интеллектуальные возможности ребенка, как вербальные, так и невербальные. Это необходимо для оценки его индивидуальных, специфических особенностей. Затем обязательно всестороннее изучение его идеомоторной координации, склонностей, уровня эмоционального развития. Важно определить состояние мозговой деятельности, активности центральной нервной системы.

Психологи считают, что признаки дефицита внимания проявляются и у здоровых детей. Необходимо различать понятия «внимание» и «внимательность».

Внимание – это сосредоточенность психики человека (в этом он не отличается от высших позвоночных), которая направлена на определенный предмет, важный для него именно сейчас. Внимание бывает трех видов.

Непроизвольное – которое возникает помимо воли человека как ориентировочная реакция. Этот вид присущ всем людям. У детей до пяти-семилетнего возраста этот вид является преобладающим;

Произвольное – для его возникновения необходимо определенное усилие воли. Его характеристиками является объем, распределенность, устойчивость, переключаемость и наличие собственного плана действий;

Постпроизвольное – этот вид внимания прикладывает к цели мотивацию, за счет чего достигается действие без серьезных усилий воли.

Проблема, позже названная «дефицитом внимания» была признана более сотни лет назад. За это время обозначали ее по-разному: и «гиперкинетическим хроническим мозговым синдромом», и «минимальным повреждением (дисфункцией) мозга», и даже «легкой детской энцефалопатией». Против таких формулировок первым выступил в 1975 году Б.Д.Шмидт, который настоял на том, что такие диагнозы заставляют родителей опускать руки. Поиск термина длился довольно долго, и лишь в 1980 году в США родилось другое название – «дефицит внимания».

Внимательность – это совсем иное понятие. Это качество личности, которое складывается через обучение.

Советы по формированию и развитию внимательности.

Нельзя усилить внимательность окриками «Смотри!», «Не отвлекайся!», «Сосредоточься!». Нужно у ребенка возбудить интерес к нужному виду деятельности. Например, подбором верной мотивации. «Как только закончишь рисовать бабочку – мы начнем играть», «Тебе осталось только дорисовать ножки и все». Но ребенок не должен переутомиться – это непременное условие. Ваше обращение к ребенку должно быть доброжелательным, спокойным.

Хорошо помогают игры в слова. Начинать надо с самых простых – например, отбросить одну букву и получить другое слово. Постепенно игру нужно усложнять, заменять одну букву, затем две, имея целью выстроить цепочку и получить совершенно иное слово. К игре можно привлечь старших детей. Они могут называть разные слова (например, названия животных), а малышу необходимо будет попрыгать на одной ножке, когда он услышит слово «слон».

Прекрасно можно использовать старые игры, такие как «да/нет не говорить» или «черное/белое не показывать». Замечательная игра «Скажи, что изменилось?». На стол выкладываются несколько игрушек, карточек, предметов посуды, ребенок запоминает их расположение, затем отворачивается или выходит из комнаты. Вы убираете одну игрушку, или меняете их местами, или добавляете лишнюю. Вернувшись, ребенок должен дать ответ на вопрос «Что изменилось?»

Занятия на развитие внимательности можно совместить с активными играми. Например, игра «Съедобное/несъедобное». Вы бросаете мяч ребенку, и он его ловит, если вы называете съедобный предмет, и не ловит, если не съедобный. Чтоб заинтересовать ребенка, позвольте ему побыть и ведущим тоже, называя предметы. А вы ловите мяч. Правда, совсем малышам интереснее мяч катать, нежели ловить.

Игры для занятий можно придумывать самим. Тут уж от вас нужна внимательность и системность ваших действий.

Взрослым должны понять, что поступки ребёнка не являются умышленными, показать и без их помощи и поддержки, такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям гиперактивного ребёнка необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует больших усилий и огромного терпения.

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако эта мера проблем ребенка не решает.

1. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.

3. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса напротив доски.

4. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

5. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.

6. Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем.

7. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.

8. На определенный отрезок времени давать только одно задание.

9. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Дети с СДВГ — очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние, как родителей, так и учителей. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе необходимо совместными усилиями психолога, учителя и родителей оказать ребёнку поддержку, помочь справиться с существующими у него трудностями.

Олеся Юрченко
Конспект собрания-практикума «Наши невнимательные гиперактивные дети»

Цель : обсудить проблему гиперактивности у детей ; выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Ведущий : В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер » указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью , отвлекаемостью, импульсивностью. В описании таких детей употребляют термины : «подвижные» , «энерджайзер» , «вечный двигатель» , «вулканчик» .

Если ребенок гиперактивен , то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение : родители, педагоги, сверстники… Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность.

Что же такое гиперактивность ? (Высказывания родителей.)

II. Сообщение психолога о гиперактивности

Психолог : Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость часто приводит к конфликтам в семье, в детском саду, в школе.

Диагностические симптомы гиперактивных детей

Уважаемые родители, если высказывание постоянно характерно для вашего ребенка, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах.

2. Сидя на стуле, крутиться, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности.

3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.

5. На вопросы отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.

7. С трудом сохраняет внимание во время игр, часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

8. Не может играть тихо, спокойно.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей) .

10. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращенную к нему.

11. Часто теряет вещи (например, игрушки, карандаши, книги) .

12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам) .

Если не менее 8 перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка ежедневно , по крайней мере, в течение полугода. То можно говорить о синдроме дефицита внимания.

Синдром дефицита внимания в последнее время определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. СДВГ самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с СДВГ около 15-20%, причем в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков.

Основные симптомы синдрома дефицита внимания :

Расстройство внимания,

Повышенная двигательная активность,

Импульсивность.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Только комплексный подход может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома. Очень важную роль играет коррекция в семье. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка , помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленное на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

III. Безусловное принятие. Что это значит?

Групповое обсуждение высказываний родителей.

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, помощник, а просто так, просто за то, что он есть.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие.

IV. Игры для детей.

Час тишины и час «можно»

(Н. Л. Кряжева, 1997)

Возраст : от 4 лет.

Цель : развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Инвентарь : не требуется.

Участие взрослого : обязательно.

Содержание. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать . Но иногда у вас будет час «можно» , когда ребенку разрешается делать все : прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы.

Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Рекомендации : с помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослые адресуют гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит» ). Ребенок получает возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый – способ управлять его поведением.

Игра «Разговор с руками»

Возраст : от четырех лет.

Цель : научить ребенка контролировать свои действия.

Участие взрослого : обязательно.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите : «Кто вы, как вас зовут?» , «Чего не любите?» , «Какие вы?» . Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела – мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать.

Игра «Расскажи стихи руками»

Мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения.

Игра «Что нового»

Цель : развитие умения концентрировать внимание на деталях.

V. Презентация карманного справочника «Мой помощник на каждый день, или Как общаться с непоседой» .

1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическим наказаниям. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.

3. Чаще говорите «да» , избегайте повторения слов «нет» и «нельзя» .

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.

6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения.

7. Не навязывайте жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.

8. Определите рамки поведения ребенка – что можно и чего нельзя.

9. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Награждайте ребенка за его соблюдение.

10. Дома следует создать спокойную обстановку.

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности, не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.

14. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.

VI. Прощание. Заполнение листа отзывов.

Уважаемые господа.

Мы, родители детей с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) , объединенные интернет-сайтом и форумом «Наши невнимательные гиперактивные дети », обращаемся к вам в надежде, что Министерство образования и науки обратит внимание на типичные проблемы наших и других подобных им детей. Основная проблема - в том, что методики и подходы, принятые на вооружение в нашей школе, не учитывают индивидуальных особенностей детей и приводят к неуспеваемости, причем эффективных способов коррекции неуспеваемости в школе тоже нет.

Синдром дефицита внимания (и гиперактивности) - состояние, не являющееся в строгом смысле слова заболеванием. Оно характеризуется тем, что ребенок с нормальным (часто высоким) интеллектом быстро устает, легко отвлекается, чрезвычайно подвижен и импульсивен. Поэтому почти все дети с СДВГ имеют серьезные учебные трудности. Объективность существования этого феномена подтверждается и российскими, и зарубежными исследованиями. В России терминология еще не устоялась, медики пользуются терминами ММД (минимальные мозговые дисфункции), СДВГ, СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью) и т. п. За рубежом он классифицируется как ADHD (Attention Deficit/Hyperactivity Disorder).

Единственное упоминание об СДВГ в нормативных документах, имеющих отношение к обычной школе, мы нашли в Приложениях 13-16 к Методическим рекомендациям «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье», утвержденным Госкомэпиднадзором в 1996 году. Рекомендации эти не вполне точны и полны, однако и они практически не учитываются в работе школ.

Синдром чрезвычайно широко распространен среди детей младшего и среднего школьного возраста. По разным оценкам, от 5 до 20% учеников в классе страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее. Кроме того, в каждом классе есть дети, имеющие другие расстройства, требующие коррекции: прежде всего различные проблемы, вызванные затруднениями в обработке информации того или иного вида (в том числе дислексия и дисграфия), психоневрологические заболевания и так далее.

Школа сейчас распознаванием и коррекцией проблем не занимается - отчасти из-за некомпетентности, отчасти принципиально, считая, что это - дело родителей. Но родители тем более не обладают специальными познаниями в области психологии и коррекционной педагогики и не могут квалифицированно помочь своему ребенку. Чаще всего они не понимают причин затруднений и не знают, куда обратиться за помощью.

В результате игнорирование проблемы приводит к формированию у «проблемных» учеников стойкой школьной дезадаптации: они не хотят учиться, попадают в неуспевающие, избегают всего, что связано со школой и т.п. Согласно опубликованному в Неврологическом журнале (№6, 1998) исследованию Заваденко, Петрухина, Манелис и др., разными формами школьной дезадаптации страдает треть учащихся начальной школы. У 7,6% обследованных 537 детей в московских школах эта группа ученых выявила СДВГ, который является одним из основных факторов развития дезадаптации.

В существовании СДВГ уже не сомневается ни медицина, ни педагогика . У специалистов пока нет единого мнения относительно причин и способов лечения (корректировки) этого состояния. Однако своевременная диагностика, педагогическая и психологическая помощь способны своевременно скорректировать ряд проблем.

Для детей с СДВГ насущными потребностями является частый отдых, чередование разнообразных видов деятельности, использование интерактивных методик, опытов, экспериментов, творческих заданий и т. п. Как правило, они не справляются с заданиями, где жестко ограничено время, не выносят длинных однообразных уроков (им следует позволить отвлечься ненадолго), не могут длительное время концентрировать внимание на многочисленных мелких подробностях. Часто они имеют трудности с математикой и изучением иностранного языка, кроме того, нередко СДВГ у них сопровождается дисграфией, дислексией и т.п. Для того, чтобы справиться с каждой из этих проблем, разработаны способы и методики, которые в нашей школе практически не применяются. Дети вполне могут справиться с учебной программой в обычном классе, нет даже острой необходимости собирать их в отдельный коррекционный класс - чтобы они были успешны, зачастую достаточно учительского понимания и желания помочь.

Даже когда родители информируют учителей о проблеме в надежде на помощь, педагоги отказываются от сотрудничества: «Вы все придумали, просто он у вас ленивый, а вы с ним не занимаетесь», «Начитались всякого Интернета», «Не могу я с вашим ребенком нянчиться, у меня их 25 человек, и всех надо научить».

Таким образом, наши дети очень быстро попадают в отстающие и проблемные. А от таких детей школа хочет избавиться любым возможным способом: отсеять, потребовать перевода в другую школу, не брать в 5(10) класс и т.п. Известны нам и вопиющие случаи, когда диагноз СДВГ рассматривали как наличие психической болезни, инвалидности, умственной отсталости, отказывали в приеме в первый класс или требовали перевести ребенка в коррекционную школу, на домашнее обучение и т.п.

Мы реалистично оцениваем действительность и понимаем, что российская школа находится в крайне тяжелом положении. Однако мы видим и то, в каком положении в ней находятся наши дети. Помощь им не требует больших капиталовложений. Уже само по себе признание феномена дефицита внимания учителями будет большим сдвигом.

Поэтому мы обращаемся в Министерство образования и науки с просьбой:

Мы понимаем, что для того, чтобы наши дети стали получать в полном объеме именно ту помощь, которая им нужна, в рамках государственной системы образования, должно пройти немало времени.

Однако уже сейчас вполне возможно облегчить их существование в школе и предотвратить развитие школьной дезадаптации, благодаря которой все больше детей становятся незаинтересованными в учебе, немотивированными, не умеющими и не желающими учиться.

Мы надеемся на понимание Министерства и содействие. Мы, в свою очередь, готовы помогать всем, чем можем, и с радостью будем сотрудничать со всеми, кто возьмется реально помочь нашим и подобным им детям в российских школах.

ВНИМАНИЕ! Российским родителям - письмо в Минобразования .

Вот форум родителей детей с СДВГ
авторы которого планируют обратиться в Министерство образования России с этим письмом.

Ещё на эту тему:

  • Тесты Владимира Пугача на СДВ, СДВГ, амбидекстрию
  • Новое качество экспресс-диагностики и эффективной коррекции СДВГ

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК.

Кто такие гиперативные дети? Причины ее возникновения. Как помочь своему ребенку и его родителям. Всегда ли виновато воспитание или есть другие скрытые причины гиперактивности. Этими вопросами задаются родители, столкнувшиеся с этой проблемы.

Детям, которые наблюдаются у невролога, ставятся диагнозы ММД (минимальная мозговая дисфункция) или СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивность). Этот диагноз не означает, что ребенок отстает в умственном или физическом развитии, просто процессы, протекающие в их голове, заставляют детей быть такими, какие они есть.

Причины гиперактивности:

Органические поражения головного мозга в период внутриутробного (гипоксия плода) и патологические роды (стремительные или затяжные) могут привести к гипердинамическому синдрому. Наследственный фактор, если кто-то из родителей страдал синдромом гиперактивности. Гипотеза о том, что причиной этого синдрома является пищевая аллергия не подтвердилось в процессе испытаний; важны также социальные факторы, от которых зависит отношение окружающих к таким детям.

Как же определить является ваше чадо гиперактивным или у вас просто активный ребенок.

Признаки гиперактивности:

Ребенок постоянно двигается: бегает, прыгает, что-то хватает, кидает, мнет, вертит пуговицы когда наконец-то устает, то не перестает двигаться, а начинает плакать;

Его невозможно уложить спать, потому что процессы возбуждения в мозгу преобладает над процессами торможения;

Не может сосредоточиться на чем-то одном. Например, вы решили с ним почитать, поиграть мозаикой, собрать пазлы, его интерес пропадает через несколько минут и он берется за другое дело, которое тоже оказывается незаконченным;

Он не управляем, иногда, кажется, что для него не существует запретов, правил поведения и общения;

У ребенка частая смена настроения; он не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь и споря;

Он везде ведет себя одинаково и дома, и в детском саду, и в школе и на улице. Такой ребенок активен везде.

Зачастую он агрессивен, не терпелив, всегда хочет быть первым, не может договариваться с другими детьми, очень тяжело переживает проигрыш в игре, обидчив, расстраивается по пустякам.

Эти особенности вызывают много нареканий и жалоб у воспитателей детских садов, учителей. Такому ребенку более других грозит неприятие. Такие дети были всегда, только теперь на них стали обращать больше внимание.

Но можно увидеть в нем и хорошие стороны. Это творческие дети и нужно помочь ребенку развить эти способности, будь то рисованием, лепкой и др. Их интеллектуальные способности бывают выше, чем у других детей, но их «плохое» поведение препятствует тому, чтобы взрослые – родители, воспитатели, учителя, не увидели в нем его талантов.

Родители таких детей чувствуют безысходность, непонимание и осуждение окружающих. Они остаются наедине со своей проблемой

Советы по воспитанию гиперактивного ребенка

1. Чаще хвалите своего ребенка.

Постарайтесь придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.

2. Если вы начали с ним заниматься, доводите занятие до конца. Пусть даже, если разобьете его на несколько частей. Например, вы начали разукрашивать рисунок, и ребенок вскоре потерял интерес, то вернитесь к этому занятию позже.

3. Занятия с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день. Проводить их в игровой форме и спокойной обстановке.

4. Домашние дела делайте вместе с ребенком. Пусть сложит свои вещи, соберет игрушки, приберет в комнате и т. д. Главное делайте вместе с ним.

5. Чаще говорит, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте. У таких детей часто занижена самооценка. Оценивайте поступок, а не его личность, т. е. не нужно говорить, что он плохой ребенок, разбирайте поступок.

6. Придерживайтесь распорядка дня. И родителям и ребенку от этого только будет лучше. Ребенок запомнит последовательность и каприз станет меньше.

7. Не используйте прямые запреты. Говорите то, что хотите получить в результате. Здесь имеет сила внимания: то на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере. Например, вы можете сказать: опять комнате жуткий беспорядок. А следует сказать: сегодня твоя очередь прибираться в комнате. Таким образом, родителям необходимо научиться сосредоточивать внимание на том, что хотят они получить от ребенка и ребенок должен это знать.

8. Как можно меньше в речи используйте частицу «не». Если ребенок дерется, вы сосредотачиваетесь на том, чего вы ожидаете от него. Например, вы хотите, чтобы он играл с другими детьми или чтобы он играл с младшим братом. Будьте конкретны и говорите это ребенку.

9. Возьмите себе в помощники психолога и невропатолога, чем раньше вы это сделаете, тем больше пользы будут и вам и вашему малышу. Сами изучайте психологию общения. Существует ряд процедур, снижающих нервозность, например, электросон, светотерапия, принятие солевых ванн.

10. В общении с ребенком используйте приемы невербального общения. Чтобы расположить к себе собеседника, необходимо показывать за, между прочим ладони, протягивайте к нему руки ладонями кверху, при разговоре руки должны двигать только вертикально и не пересекаться. Контакт «глаза в глаза». Если что-то объясняете ребенку, присядьте, чтобы быть с ним на одном уровне. Другие жесты расположения: прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение. Все жесты действуют на подсознание.

11. Искренне радуйтесь успехам ребенка.

12. Будьте последовательны. Если запретили по какой-либо причине просмотр мультфильмов, то и не меняйте своего решения.

13. Очень хорошо, если вы с ребенком будете посещать кружки, где идет совместная работа ребенка и родителей. Это сближает и помогает ребенку лучше усваивать новый материал. Пример близкого взрослого человека может активировать творческий процесс у ребенка.

14. Читайте детям книжки, как бы это банально не звучало. Приучать к чтению нужно с раннего детства. Пока ребенок еще мал, выучите потешки, маленькие стишки на каждое действие, читайте сказки. Начинайте по вечерам перед сном по 10 мин. Даже если ребенок уже умеет читать, все равно не забрасывайте это занятие.

Из еще одной статьи.
Факты и вымыслы о СДВГ

Вымыслы: Все дети с СДВГ в конечном счете "перерастают" это.
Факты: Приблизительно у 60% детей с диагнозом СДВГ симптомы продолжают проявляться и в зрелом возрасте.

Вымыслы: СДВГ – это не медицинское состояние.
Факты: СДВГ - медицинское состояние, связанное с химическим дисбалансом в мозгу. Это официально признано ведущими медицинскими экспертами и учреждениями, в том числе министерством здравоохранения США, американской психиатрической ассоциацией и другими.

Вымыслы: Виной СДВГ является плохое воспитание.
Факты: Национальный институт психического здоровья заявляет, что ученые находят все больше подтверждений тому, что СДВГ не вызвано домашней окружающей средой, а имеет биологические причины.

Вымыслы: У людей с СДВГ всегда есть проблемы с концентрацией внимания.
Факты: Иногда люди с СДВГ суперсосредоточены. Они фокусируют свое внимание на одном предмете и игнорируют все остальное вокруг них.

Вымыслы: СДВГ страдают больше мужчин, чем женщин.
Факты: В детском возрасте соотношение между мальчиками и девочками - 4:1. В зрелом возрасте женщины часто не диагностированы, но почти одинаковое число женщин и мужчин обращаются за помощью и лечением.

Вымыслы: СДВГ можно лечить только лекарствами.
Факты: Многомодальное исследование лечения детей с СДВГ, проведенное национальным институтом психическом здоровья, изучило около 600 учеников начальной школы и пришло к заключению, что самыми эффективными методами были строго контролируемое медикаментозное лечение и лечение, сочетающее поведенческую терапию и лекарства.