Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Оптина пустынь набережная лейтенанта шмидта. Храм успения пресвятой богородицы. Славная история Успенской Церкви

Место, где стоит Успенская церковь, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям. В 1721 году Троице-Сергиева лавра, следуя указам Петра I, начала обустраивать на Васильевском острове свое подворье. На нем был выстроен небольшой деревянный храм.

Но через 35 лет, в 1756 году, монастырь, столкнувшись с очень большими материальными трудностями, вынужден был переехать. Дом Императорским указом велено было передать «к епархии Псковской в подворье». Псковский архиерейский дом почти сто лет владел этим подворьем. Здесь по указанию Синода обыкновенно размещались иногородние архиереи, приезжавшие в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде. Здесь останавливался и святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), в ту пору — епископ Рязанский, который по воспоминаниям казначея владыки архимандрита Павла молитвой остановил затопление подворья во время наводнения 1827 года.

В 1854 году временно управляющий Псковской епархией Рижский архиепископ Платон представляет Синоду объяснение сложных подворских обстоятельств и просит передать подворье в ведение Синода. Но через 20 лет и Синоду пришлось задуматься о его продаже. В этот самый момент от митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина) поступает в хозяйственное управление Синода предложение о приобретении данного места Киево-Печерской лаврой.

К сожалению, вскоре после приобретения зданий подворья в 1875 году митрополит Арсений умер (†1876) и задуманное им благоустройство подворья отодвинулось на много лет. Все здания подворья, в том числе и церковь Рождества Христова, обветшали и вследствие многократных перестроек и переделок производили впечатление архитектурного хаоса. Митрополит Иоанникий (Руднев), для которого подворье было местом его постоянного пребывания, был крайне нетребователен в отношении личного комфорта и мирился с перекосившимися полами и подпорками к потолкам жилых покоев, но был озабочен необходимостью перестроить церковь, не вмещавшую богомольцев.

Начиная с 1886 года, владыка Иоанникий был первенствующим членом Святейшего Синода. А с 1891 года до самой своей кончины в 1900 году занимал Киевскую и Галицкую кафедру, и, стало быть, являлся настоятелем Киево-Печерской лавры вместе с ее Санкт-Петербургским подворьем. Известны постническое воздержание святителя, его широкая благотворительность, скромность жизни, справедливость, простота и прямота в общении, и наконец, живое и искреннее благочестие.

Митрополит Иоанникий хорошо знал архитектора Косякова, строившего в Галерной гавани Петербурга храм Милующей Божией Матери. Ему было вверено преобразовать захудалое подворье в великолепный церковный комплекс, способный стать настоящим духовным центром, связующим Петербург и Киев, имперскую столицу и Печерскую лавру.

В 1894-1900 годах здания подворья было построены заново, включая храм Успения Пресвятой Богородицы. Образы киевских святых и теперь украшают его своды. 15 августа 1895 года состоялась закладка храма, а уже 18 декабря 1897 года владыка Иоанникий произвел освящение главного алтаря с хорами. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова — наружные мозаики храма. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера под руководством академика Федора Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал Виктор Васнецов.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским; настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков).

С 1919 года монахов выселяли из келий под предлогом «уплотнения» жилья, а с 1930 по 1933 год все насельники подворья и активные прихожане храма были арестованы и приговорены к отправке в ссылки и лагеря. Среди арестованных членов общины был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней уже открылся крытый каток. На его льду проводили занятия спортивные общества того времени. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону Успения Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор. Со временем каток пришел в упадок, требовалось все большие вложения в ремонт здания.

В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего подворья в Петербурге рассматривался еще до революции. Но только в 1991 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II город передал в безвозмездное и бессрочное пользование бывшее подворье Киево-Печерской лавры вновь образованному подворью ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Казалось, восстановить храм практически невозможно: стены были испорчены сыростью и грибком, росписи скрыты под слоями штукатурки. В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать Литургию в южном приделе. Регулярные богослужения в храме смогли проводить только с 1993 года.

В 1995 году новый настоятель подворья иеромонах (ныне игумен) Ростислав (Якубовский) пригласил к сотрудничеству выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств Ярослава Штеренберга и Геннадия Журавлева, создавших бригаду реставраторов, приступивших к восстановлению наружного облика здания и реставрации интерьеров. Средства на возрождение обители собирали всем миром; основным спонсором выступил Вадим Новинский. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Только в 2013 году завершилось воссоздание интерьера и настенных росписей.

15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru

Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..

И в жару, и в холод Петр Первый "строит лодку" у Адмиралтейства...

" На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..Пред ним широко
Река неслася..."

Вот вышла на прогулку петербургская семья. Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной...)

Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.

Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)

Самые хулиганистые - катаются на тающих льдинках)

А я нахожусь где-то тут...

За Невой, за мостом, виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)

Вижу подводную лодку...Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу. Другой рассказ будет.

На набережной, как раз напротив лодки, стоит Успенская церковь. Точнее - церковь Успения Божьей Матери.

Церковь очень красивая. Р асположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта, ныне Благовещенского моста.

Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.

Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее,страница жизни прародственницы Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас - о церкви. Она - пятиглавая, вмещает до 2000 человек.

Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.
Наружные мозаики были исполнены в мастерской В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.
На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

С тех пор, как ее полностью восстановили, в этой церкви я еще не была ни разу. Только в "лесах" ее наблюдала.

Захожу... Открываю тяжелые двери.

Храмовое пространство - система перекрещивающихся арок.
Поэтому в церкви отсутствуют столбы.

Красиво...Необычно.
Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.

Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году ).
Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».

На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.

Идет служба. Акустика великолепная! Чудо просто!

Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..

История этого храма начинается еще с петровских времен, хотя в нынешнем виде храм был построен в конце 19 века.
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I , началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода . Подворье использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Синод находился на другой стороне Невы.

Доход был небольшим, поэтому в 1872 год у было решено его продать для подворья Киево-Печерской лавры. Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.


(фото из инета)

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.
По его итогам был принят проект, с огласно которому главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а большинство зданий предполагалось выстроить заново.

В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.

Видите его выше на снимке прошлых лет? Слева за часовенкой.

Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.
Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1895 году.
Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.

В 1896 году внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В следующем год у на купола были подняты кресты.

Затем были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья . Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.


(фото из инета)

Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии Васильевского острова до 1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.

После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.
Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна, Полина оказалась на улице.

Она отправилась в ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма.Питалась Полина в монашеской столовой.

Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы. Во время наводнений (а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было) подвал церкви, стоящей на берегу Невы, заливало и ходить приходилось по колено в воде.
Через какое-то время она там же и умерла..

Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.

После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году подворье продолжило своё существование самостоятельно.

Между прочим, в 1930-е годы в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

В ночь на 23 августа 1932 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.


(вид на церковь с борта ледокола "Красин")

Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

Подворье фактически перестало существовать.

После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.
В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.

В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО , в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.

В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.
В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря.

Представляете, какая площадь у храма?!

Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.
Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.

Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались наши знаменитые фигуристы Л. Белоусова и О.Протопопов.

После окончания строительства Дворца спорта "Юбилейный" , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако, состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.

В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.

Наместник монастыря обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он и остановил свой выбор. С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья.

В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года . Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

В 1998 году на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена патриархом Кириллом храм.

Вот такая история....

При подворье действуют Институт религиоведения и церковных искусств , православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог» , д еятельность которого направлена на помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных организаций . Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же золотошвейная мастерская и библиотека.

Интересный момент: при входе в церковь слева от дверей, ведущих в зал для молений, находятся два помещения.
Одно - церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку, мед и другие продукты.
И второе - помещение для бесед с прихожанами, над которым написано "Дежурный священник". На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди.
А священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.
Нигде раньше такого не видела.) Интересно, есть запись или живая очередь?....

Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него... Может быть, и сам бы зашел)

С главным специалистом отдела Петроградского и Василеостровского районов КГИОП Виктором Ворониным:

Алла Максимова : История храма не берегу Невы полна удивительных противоречий. С одной стороны, детище архитектора Василия Косякова почти не пострадало во время нескольких войн, с другой стороны, постарались в кавычках бюрократы сначала Петрограда, потом и Ленинграда. От собора остались почти одни только стены. Стены эти, однако, видели то, что сегодня мечтали бы запечатлеть камеры всего мира. Однако, обо всем по порядку. Возведения храма Успения Богородицы закончили в 1900-ом году. Авторство росписи приписывают знаменитому художнику Васнецову. Что касается архитектора Косякова, он работал также над проектами Морского собора в Кронштадте, храмами в Петергофе, Астрахани, Батуми. Церкви на Васильевском острове, впрочем, не повезло особенно. При новой власти храм пытались закрыть несколько раз. В частности, петроградцев пугали мракобесием, исходящим от этого места, потом начались аресты священников и монахов. В начале 30-ых посадили всех без исключения. Однако и это не помогло. Приход продолжал существовать несмотря ни на что. Тогда, рассказывает нынешняя заведующая канцелярией храма Лидия Ивановна Загородская, взялись и за простых людей.

Лидия Загородская : И вот тогда, в конце 1934-го, начале 1935-го года, арестовали 50 прихожан. Это были цвет, это были лучшие из лучших. Это были люди, которые верно служили церкви, и их арестовали. Арестовали хор, главного регента, певчих. Арестовали старосту. Всех арестовали. И тогда храм опустел. Люди испугались. И в 1935-ом году вышло решение исполкома Ленсовета о закрытии этого храма и передаче его под склад военно-морской базы.

Алла Максимова : Склад работал тут до войны, во время военных действий и в Блокаду здесь были устроены пункты наблюдения. Во дворе стояли зенитки. К этому моменту в келье монахов, с болью в голосе говорит Лидия Ивановна, были превращены в коммуналки. Кирпичная кладка и мозаика храма почти не пострадали, чего о других ценностях сказать нельзя.

Лидия Загородская : Иконостас ведь деревянный, позолоченный вывезли. Все иконы вывезли. Ни одной иконы не сохранилось, за исключением иконы храмовой «Успение Пресвятой Богородицы». Эта икона сегодня хранится в Князь-Владимирском соборе. Очень много было люстр, дорогие, индивидуальные, по рисунку Косякова, потому что Косяков прорабатывал все, вплоть до ручек дверных. Все это было снято, демонтировано, уничтожено, разграблено.

Алла Максимова : И вот середина 50-ых. В истории подворья Киево-Печерской Лавры наступает эпохальный момент. Впервые в Ленинграде, здесь, прямо в храме заливают каток с искусственным льдом. Фрески на стенах побелели. Позже на них нанесены несколько десятков слоев масляной краски. Историки называют переделки в храме кощунством. Факт, однако, остается фактом. Здесь начинаются тренироваться самые талантливые фигуристы города на Неве, в том числе пары Белоусова - Протопопов и Москвина - Мишин. Последний, Алексей Николаевич, признался нам, что это был его первый каток.

Алексей Мишин : Каток в самом церковном зале. И были хоры, и на этих хорах сидели родители и смотрели. Там был маленький кабинет директора, Григория Васильевича Рыбакова. Там была такая вообще обстановка, которая позволяла хорошо и вольготно дышать, потому что были очень высокие потолки, купола. Впервые в мировой практике мы стали выполнять там поддержки на одной руке, что было архисложно. И помню, как мы занимались атлетической подготовкой и таскали штангу в подвалах церкви, стены которой имели метровую толщину.

Алла Максимова : Понимание того, где они катались, пришло спустя годы. Тогда, впрочем, стены, которые помнили песнопения, молитвы и светлые праздники, здорово помогали. В этом тренер олимпийских чемпионов убежден.

Алексей Мишин : Вы знаете, чувствовался какой-то такой душевный подъем. И я был тогда совершеннейшим атеистом, конечно, но эта архитектура, она ведь создана не зря и не случайно. Она ведь создана для того, чтобы что-то пробуждать в человеке светлое, доброе, спокойное. Это атмосфера, безусловно, существовала, потому что я не помню, чтобы на этих катках существовали какие-то, я не знаю, грязные взаимоотношения или какие-то недобрые помыслы. И мы приходим туда часто, в эту церковь, спрашиваем: «Разрешите нам пройти вниз?». И нам разрешали пройти вниз. И мы видим те самые, они выглядят, в общем-то, как катакомбы, в которых когда-то творилось начало отечественного фигурного катания.

Алла Максимова : Ну а, так сказать, новая старая биография храма на берегу Неву началась в 91-ом году. Церковь тогда передали монастырю Оптина пустынь, почти сразу начали реставрировать.

Виктор Воронин : Да, это была реставрация несколько лет назад сделана, кстати, за средства городского бюджета, поскольку этот храм, наверное, самый заметный из храмов, которые есть в панораме Невы. И благодаря тому, что и фасады сейчас так заиграли, заблестели купола и золотом, и серебром. Все, кто видел это, обратили, наверняка, внимание на такое нетрадиционное, наверное, колористическое решение, которое применило Косяков. Купола были частично вызолочены, орнаменты в нижней части, а основная часть покрыта сусальным алюминием, который имитировал серебрение. Сейчас, при реставрации мы не стали воссоздавать алюминий, а восстановили собственно серебрение, которое позволило то самое колористическое решение Косякова воссоздать.

Наталья Костицина : Слушайте, если возвращаемся, Виктор, к церкви Успения Богородицы, моя коллега сказала в своем материале о том, что масляной краской были замазаны…

Виктор Воронин : Да, вся внутренняя роспись храма была многослойно закрашена масляной краской. Это создает, конечно, большие проблемы сейчас при воссоздании отделки храма. Очень много времени, сил и, соответственно, средства приходится затрачивать на послойное, очень тщательное, медленное снятие этой масляной краски. Но как у всякого явления есть разные стороны. Штукатурка не была сбита, не была уничтожена. При таком, казалось бы, кощунственном приспособлении под каток. Тем не менее, те, кто приспосабливал здание, сохранили эту роспись, и сейчас те, кто войдут в этот храм…

Наталья Костицина : Что можно сейчас там увидеть?

Виктор Воронин : Поражаются. И я сам, несмотря на то, что для меня это неудивительно, всякий раз, когда прихожу туда и вижу какие-то новые участки живописи, освобожденные от лесов, на меня это производит очень сильное впечатление, во многом нетрадиционная для нашего города архитектура, нетрадиционна живопись. Это подворье Киевского монастыря с сильными барочными западными влияниями, с очень богатым декором, стремлению к обилию позолоты и так далее. Участвовал ли в декорировании храма Васнецов - сомнительно. По крайней мере, документальных подтверждений этому нет, но, по-видимому, киевские мастера принимали участие в росписи. И я всем рекомендую, кто там не был, сходить и посмотреть на уже расчищенные участки, а их много, начиная от купола, где изображен Христос Вседержитель, заканчивая хорами, где, кстати, тоже очень нетрадиционные для города сюжеты, связанные с историей Киево-Печерского монастыря, всем рекомендую это увидеть.

Наталья Костицина : Кстати, упомянула о майолике, ведь эти майоликовые панно делал тот самый знаменитый Кремер, который и преподавал в училище Штиглица, его руке принадлежат майоликовые панно.

Виктор Воронин : И петербургские, и киевские мастера очень многие принимали участие в строительстве, постепенно все это раскрывается, то, что было закрашено краской не только в интерьере, но и на фасадах, оно постепенно раскрывается. И майолики, и мозаики, там очень много техник декорирования применено. И должен отметить, что как раз позиция пользователя, как мы выражаемся юридически, этого памятника подворья монастыря Оптина пустынь, она чрезвычайно способствует реставрации. Люди не стремятся сделать все как можно быстрее, что, как правило, приводит к ухудшению качества. Люди разделяют наш научный реставрационный подход. И не торопятся.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Храм Успения Пресвятой Богородицы, СПб

    ✪ Церковь Успения Пресвятой Богородицы

    ✪ Пасхальное Богослужение на подворье монастыря Оптина пустынь.

    ✪ История реставрации. Храм Успения Божией Матери. Геннадий Михайлович Журавлев

    Субтитры

История подворья

Троицкое и Псковское подворья

Подворье Псковского архиерейского дома использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Доход был небольшим, контролировать деятельность из Пскова было сложно. В результате, в 1854 году , по просьбе временно управляющего Псковской епархией архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого) , Святейший Синод принял управление подворьем на себя. Взамен Псковский архиерейский дом с 1856 года начал получать ренту. Смена управления не изменила хозяйственную ситуацию на подворье. 11 (23) августа 1872 года было решено его продать.

Киевское подворье

Во избежание передачи комплекса с домовым храмом другому ведомству, митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) предложил продать его для подворья Киево-Печерской лавре . 11 (23) июня 1875 года было получено Высочайшее разрешение на продажу земли без торгов за 86000 рублей.

К моменту покупки подворье представляло собой участок, застроенный двухэтажным, неоднократно переделывавшимся, главным зданием с полуподвалом. В нём находилась домовая церковь Рождества Христова . Во дворе - несколько небольших служебных зданий и склад строительного камня, арестованный полицией, поскольку хозяин не был установлен. При входе находилось общественное «ретирадное место », распротранявшее зловоние, и мусорная яма. Митрополит предполагал сделать полную перестройку подворья, но вскоре скончался, и, за отсутствием утвержденных проектов, работы не осуществились.

Поскольку подворье было бедным, его жилые и хозяйственные помещения сдавались в аренду мирским людям. Был начат косметический ремонт, пристраивались и перестраивались здания; в 1879 году по проекту П. И. Шестова возведён новый одноэтажный флигель по 15-й линии, который назвали «Запасный дом». Однако всё это было недостаточным для статуса подворья, в котором размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Домовый Рождественский храм к тому времени уже не мог вместить всех молящихся, само помещение было пожароопасным. В -1885 годах была осуществлена попытка капитальной перестройки главного здания по проекту Н. А. Мельникова, но она не добавила удобств. Помещения оставались полутёмными, ровность стен, полов и потолков была нарушена; а в митрополичьих покоях, во избежание обрушения потолка были установлены чугунные колонны в качестве подпорок . В 1893 году на углу «Запасного дома» была устроена часовня по проекту гражданского инженера А. М. Воробьева.

1900-1935 годы

В храме литургия служилась ежедневно, а по воскресным и праздничным дням дважды в день: ранняя - в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских, а поздняя - в главном приделе Успения Пресвятой Богородицы. Популярным в народе было еженедельное пение акафиста Успению Божией Матери - традиция заведённая ещё с 1870-х годов . Периодически акафист служил сам киевский митрополит.

Первая попытка закрыть храм была предпринята в 1932 году . 4 февраля Василеостровский райсовет предложил передать храм заводу «Метприбор» . Поскольку организация отказалась от предложенного здания, Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса от 5 марта 1932 года . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту. Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

После прекращения существования подворья приход получил ставропигиальный статус. Это положение косвенно спасало храм от решений закрыть его. Однако к лету 1932 года на Васильевском острове не осталось ни одного прихода Ленинградской епархии, а приток в Успенскую церковь епархиального духовенства из закрытых храмов вынудил пересмотреть её статус. В итоге, 13 июня храм был передан в ведение ленинградского митрополита.

После закрытия храма, его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта. В 1936 году церковь использовали как спортивный зал. В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО ; в самом храме - склад РККФ , в подвале - бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением Анастаса Микояна , здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка. Проект был разработан институтом «Ленгипроинжпроект». В результате работ была уничтожена метлахская плитка, уничтожена или закрашена живопись, в алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы, в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах - буфеты и кладовые для инвентаря. Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки. Зал был украшен портретами Ленина, флагами и транспарантами. Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались такие фигуристы, как Людмила Белоусова и Олег Протопопов . После окончания строительства Дворца спорта «Юбилейный» в 1967 году крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем - цветочная плантация для продаж.

Восстановление храма

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора . Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

До закрытия храма в нём находились иконы, написанные насельницами московского Новодевичьего монастыря и иконописцами под руководством московского художника Николая Михайловича Софонова. Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во


С Благовещенского моста, что ведёт на Васильевский остров, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы.
Место, где стоит храм, с XVIII-го века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), потом – Псковского Архиерейского Дома. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская Лавра.
Вначале храм на лаврском подворье был маленький, деревянный, душный… Он с трудом вмещал молящихся, особенно в праздничные службы и в дни служения Владыки Иоанникия, настоятеля Киево-Печерской Лавры, приезжавшего на заседания Святейшего Синода. И вот, в 1894 -1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней. Образы киевских святых и теперь украшают его своды.
Созданием проекта храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков.
Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан. Им нравились монастырские службы, совершаемые монахами из Киево-Печерской Лавры. Отовсюду, вплоть до входных дверей, было хорошо видно и слышно все богослужения, причем теснившиеся сзади богомольцы не замерзали благодаря грамотной системе обогрева в притворе.
Всего двадцать лет мирной жизни было отпущено Успенскому подворью Киево-Печерской лавры на Николаевской набережной. События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. Быть верующим, церковным человеком становилось опасно.
С 1919 года начинается постепенное выселение «служителей культа» из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. А в ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили по статьям 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу в северные концлагеря. Аресты продолжались до марта 1932 года, когда арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан последних монахов Подворья.
Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, ещё существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре самые активные члены прихода (всего 43 человека) были арестованы. Чекисты не гнушались арестами и несовершеннолетних детей, обвиняя их в подготовке убийства Сталина. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад.
В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Открылся он в 1961 году. На нём проводили занятия все спортивные общества того времени. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду храма тренировались фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, ставшие впоследствии олимпийскими чемпионами и неоднократными призерами Европы и мира.
Со временем каток стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания бывшей Успенской церкви, которая постепенно ветшала. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.
В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего Подворья в Петербурге рассматривался ещё до революции. Но только в 1991 году эти планы осуществилось – бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Свято-Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Правда, когда представители монастыря ознакомились с состоянием Подворья, сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно: в алтаре – холодильные агрегаты, пола нет, стены испорчены сыростью, росписи замазаны семью слоями краски и штукатурки.
Но невозможное оказалось возможным – восстановление храма в настоящее время почти закончено.
В 1993 году в южном приделе храма возобновились богослужения.
Сейчас божественные службы в храме проходят ежедневно. Их украшение – пение мужского хора, возрождающего традиции древнего монастырского пения.
Прочитать о хоре и ПОСЛУШАТЬ Мужской Хор Успенского подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге:

При Подворье действует институт религиоведения и церковных искусств с мастерскими, где можно обучаться иконописи, вышиванию и православному пению, изучить православное богословие. Подробнее - здесь.
Открылась православная гимназия.
Большая работа осуществляется по социальному служению: оказывается продуктовая и вещевая помощь малоимущим, пенсионерам и инвалидам. Проводится кормление бездомных. Для многодетных семей выдаётся материальная помощь из социальной кружки. Активные прихожане объединились в диаконию, оказывающую помощь братьям и сестрам по многим направлениям.
В Успенском храме находятся иконы с мощевиками: преподобных старцев Оптинских, преподобных старцев Киево-Печерских, преподобного Амвросия Оптинского, св. вмч. целителя Пантелеймона. Написанная в Афонском монастыре и подаренная храму икона Божьей Матери «Скоропослушница» завоевала горячую любовь прихожан; перед иконой Божьей Матери «Всецарица» каждую среду служится акафист.