Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Описание христианской церкви. Устройство и символика основных частей храма. Храм в Священном Писании

ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ

И в то время, как национальная духовная интуиция во многих других метакультурах выражала свое знание о бытии затомисов преимущественно на языке легенд, Россия начинает выражать духовное знание о своем небесном прообразе и двойнике - России Небесной - на языке другого искусства: зодчества. С XI до XVIII в. все очаги русской духовной и особенно религиозной жизни с поражающей нас последовательностью стремятся к развитию, совершенствованию и повторению одного и того же образа. Это - архитектурный ансамбль, осью которого является белый кристалл - белый собор с золотыми куполами и столпообразной колокольней, вокруг него - сонм часовенок и малых церквей, часто многоцветных, но почти всегда златоглавых; далее - палаты, службы и жилые хоромы и, наконец, кольцо могучих защитных стен с башнями. У их подножия - излучина реки.
Этот мотив возникает над Днепром в нач. XI в., сейчас же повторяется над Волховом, а затем варианты его начинают множиться: во Пскове, Смоленске, Владимире, Переяславле, Чернигове, Ростове, Коломне, Нижнем Новгороде, Устюге, в Троице-Сергиеве, в больших и малых городах и совсем без городов, во множестве монастырей и кремлей; в следующие эпохи он достигнет своего апофеоза в Кремле Московском.
Над этим стоит задуматься. Вряд ли увенчалась бы успехом попытка исчерпывающе объяснить это явление одними соображениями военно-политическими, техническими, даже общекультурными. Другие страны, расположенные в сходных географических условиях, в эпоху тех же феодальных отношений и, если можно так выразиться, в схожих религиозных климатах, создали, однако, совсем другие художественно-мистические символы, другие эстетические образцы и, в частности, архитектурные каноны. Архитектурный ансамбль вообще далеко не везде перерос в первенствующий символ, в синтетическое отражение трансмифа, в каменное подобие «Града взыскуемого». В такой символ он перерос в Египте и Вавилоне, в Индии и некоторых странах буддизма, в Афинах, но этого не случилось ни в Иране, ни в Японии, ни в североиндейской культуре, и даже о таковом значении средневековых аббатств можно говорить только с натяжкой. Очевидно, мы имеем здесь дело с фактором иррациональным, может быть с духовным вкусом сверхнарода. Корни же духовного вкуса уходят в неисследимые его глубины, к закономерностям, связующим сверхнарод с надстоящей над ним второй реальностью. А между тем эпоха, когда кристаллизовался этот образ, становилась от поколения к поколению все менее благоприятной.
© Даниил Андреев - «Роза Мира»


Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа.
Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда:
- две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
- три главы - три Лица Св. Троицы;
- пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов;
- семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов;
- девять глав - девять чинов ангельских;
- тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы - свет миру». Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале - скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Да и вообще, разве не поражает в облике русских святилищ любого века, от переданного нам Византией однокупольного храма до ампирных церквей XIX в., контраст между внешностью и внутренностью, формой и содержанием? О, это совсем, совсем не гармония! Русский храм гармоничен, да, пока мы созерцаем его снаружи: будь то белоснежный куб с золотыми шеломами или пестрый теремообразный цветок, изгибающийся своими деревянными или каменными лепестками и будто пребывающий в вечном веселии. Внутри он гармоничен тоже, хотя и совсем другой гармонией. Но между этими двумя гармониями - разрыв, взаимное непонимание, затаенная вражда...

Внутреннее устройство храма



Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол - это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.

Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды). Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Сам храм предназначен непосредственно для верующих.
Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю. Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.
Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как "вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.
Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.
Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется "горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Отделяет алтарь от остального храма иконостас. Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. "возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. "восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников "клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. "жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.
В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
Третий ряд - это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.
Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

В живописной системе православного храма небесные силы изображаются подножием Господа и помещаются ниже него по куполу или в простенках барабана. При этом реально изображаются Престолы в виде огненных крылатых колес, Херувимы - в виде шестикрылых ликов и Архангелы в человеческом образе. Иногда же в больших храмах в простенках барабана изображают видимых носителей божественной силы - пророков. Их традиционно шесть: Давид, Соломон, Исайя, Иеремия, Иезекиль, Даниил.

На парусах храма помещают изображения евангелистов. Иногда вместо евангелистов (или вместе с ними) помещают тетраморф (четырех символических животных). При этом существует две различные версии соответствия животных евангелистам. Согласно пророчествам Иезекиля престол Иеговы окружают четверо существ: лев (Иоанн), орел (Марк), человек (Матфей) и вол (Лука). Однако чаще встречается соотношение, предложенное Августином Блаженным и Иеронимом: лев - Марк, орел - Иоанн, человек или ангел - Матфей, телец - Лука.

Следующей по сакральности считается алтарная стена, то есть внутренняя восточная стена храма. Если купол - это образы церкви небесной, то алтарная стена - образы церкви земной. В полукупольном завершении над полуцилиндрической апсидой - алтарной конхе почти всегда помещается изображение Богоматери, либо восседающей на троне, либо Оранты, стоящей в рост с воздетыми руками. Иногда же здесь изображали Христа Вседержителя. Сразу под конхой помещается сцена Евхаристии апостолов. А еще ниже в один или два ряда располагаются святители христианской церкви (Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).

На стенах же храма развертывается евангельская история. В XI-XII веках сложилась обязательная схема двенадцати главных христианских праздников, следующих за евангельскими событиями. Они и раскрываются в изображениях, начиная с юго-восточной стены по часовой стрелке. Это Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Вознесение, Сошествие св. Духа на апостолов, Успение Богородицы. В боковых же приделах храма в галереях и на хорах располагают сюжеты Ветхого завета, протоевангельской истории. А на столбах, поддерживающих купол - святых и мучеников. При этом особо выделяется западная стена (самая дальняя от алтаря). Здесь помещают сцены Страшного Суда, либо Успение Богоматери, либо Тайную Вечерю.


Храм - это центр нашей духовной жизни. Здесь особенно чувствуется благодать Божия. Идя в храм, надо соответственно настроить себя и напомнить себе, что мы входим в иной мир, отличный от того, в котором мы живем повседневно. Здесь мы предстаем перед нашим Творцом и Спасителем, здесь совместно с ангелами и святыми приносим Ему свои молитвы. Совместная молитва в храме имеет великую возрождающую силу. Воспринимаемая сознательно, эта благодатная молитва очищает совесть, умиротворяет душу, укрепляет веру, согревает в сердце любовь к Богу.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто он имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств, семь даров Святого Духа и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.



Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы. Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений.
Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс.
В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся — те, кто не причащался за Евхаристией. По Уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма.

Во многих современных храмах притвор или вовсе отсутствует, или полностью сливается с центральной частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора давно утеряно. В современной Церкви оглашенные и кающиеся не существуют в качестве отдельной категории верующих, а потому отпала и нужда в притворе как отдельном помещении.

Центральная часть храма представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне. В древности в центре храма совершалась литургия оглашенных; там же произносились проповеди, епископ читал молитвы над оглашенными и верными, а также больными и одержимыми; там же диакон произносил екте-нии. По сути, именно центральная часть храма была местом, где в основном происходило богослужение; лишь собственно Евхаристия совершалась в алтаре. Впоследствии большинство церковных служб было перенесено в алтарь, однако некоторые части богослужения все еще совершаются на середине храма. На утрени и всенощном бдении в воскресные и праздничные дни на середине храма совершается полиелей и помазание верующих святым елеем. Евангелие читается диаконом также на середине храма. При архиерейском служении на середине храма совершается встреча и облачение архиерея, а также вся начальная часть литургии до малого входа.



В древних храмах в середине размещалась кафедра (называвшаяся «амвоном»), с которой читали Священное Писание и произносили проповеди. В настоящее время такая кафедра имеется только в кафедральных соборах. На нее становится архиерей в тех случаях, когда богослужение совершается в середине храма. С этой же кафедры диакон читает Евангелие во время литургии.
Как правило, в центре храма на аналое (подставке) лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви — один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи. В наше время он имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм. Свеча, которую верующий ставит перед иконой в церкви, не покупается в магазине и не приносится из дома: она приобретается в самом храме, и потраченные деньги поступают в церковную кассу.


В современной церкви за богослужением используется, как правило, электрическое освещение, однако некоторые части богослужения положено совершать в полумраке или даже полной темноте. Полное освещение включается в наиболее торжественные моменты: во время полиелея на всенощном бдении, за Божественной литургией. Свет в храме полностью гасится во время чтения шестопсалмия на утрени; приглушенный свет используется во время великопостных богослужений.
Главный светильник храма (люстра) называется паникадилом. Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 100 и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров.
В монастырях Святой Горы Афон, где при богослужении не используется электричество, сохраняются древние обычаи возжжения свеч и лампад в определенные моменты службы. Лампады перед иконами возжигаются в начале службы специально для этого назначенным монахом-экклезиархом. Свечи перед иконами и свечи, служащие для освещения пространства храма, возжигаются лишь в некоторые моменты богослужения. Под куполом храма располагается люстра в форме обруча: на обруче стоят свечи, которые возжигаются в особенно торжественные моменты богослужения при помощи специальной лучины, прикрепленной к концу длинного шеста. В некоторых случаях люстру со свечами раскачивают из стороны в сторону, так чтобы блики от свечей двигались по храму: это движение, наряду с колокольным звоном и особенно торжественным мелизматическим пением, создает праздничное настроение.

Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Стоять считалось обязательным лишь в наиболее важные моменты богослужения, например при чтении Евангелия, во время евхаристического канона. Литургические возгласы, сохранившиеся в современном богослужении — «Премудрость, прости», «Станем добре, станем со страхом», — изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв.

Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в богослужении.

В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену.

Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками. В восточной части храма находится иконостас, отделяющий среднюю часть храма от алтаря. Перед иконостасом расположена солея — возвышение для священнослужителей. Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном. Отсюда произносится проповедь; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на литургии; с амвона произносится отпуст — заключительное благословение в конце каждого богослужения.


Правую и левую стороны солеи образуют клиросы — места, где обычно размещаются хоры. Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители — впереди, что создает своеобразный стереоэффект.

В центре нижнего яруса иконостаса располагаются двери, в русской традиции называемые царскими вратами; в греческой традиции их называют «святыми дверьми». Происхождение наименования «царские врата» не совсем ясно. Некоторые полагают, что в этом названии отражен символизм великого входа, изображающего крестный путь Спасителя, «Царя царствующих» и «Господа господствующих», Который «приходит заклатися и датися в снедь верным». Другие считают, что центральные врата алтаря получили название «царских» из-за того, что через них в алтарь входили цари и императоры. Действительно, в русской практике императоры во время церемонии коронации входили в алтарь через царские врата: в алтаре они причащались вместе со священниками, принимая Тело Христово в руки и приобщаясь Крови Христовой из чаши (так же поступали и императрицы). В Византии же «царскими» назывались врата, ведущие из притвора в центральную часть храма, либо двери, через которые император входил в храм.

С северной и южной сторон иконостаса расположены две боковые двери. Литургическая процессия всегда выходит из алтаря через северные двери и возвращается через царские врата. Диакон тоже выходит на солею для произнесения ектении северными дверьми, а возвращается в алтарь южными дверьми.

Алтарь является наиболее священным местом православного храма — подобием Святого святых древнего Иерусалимского храма. Нередко алтарь воспринимается как своего рода закрытое пространство «за кулисами», где священнослужители и прислужники могут скрыться от глаз верующих. Такое восприятие в корне противоречит значению алтаря как места особого присутствия Божия. В алтаре живет та слава Божия, которая некогда наполняла Святое святых Иерусалимского храма. Всякий находящийся в алтаре должен хранить благоговейное молчание, прерываемое лишь чтением молитв или необходимыми по ходу службы замечаниями. Разговоры на посторонние темы в алтаре недопустимы.


В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол для совершения Евхаристии. Престол является наиболее священным местом алтаря, подобным жертвеннику или ковчегу завета в древнем Иерусалимском храме. По практике Русской Церкви к престолу могут прикасаться только священнослужители; мирянам это запрещено. Мирянин также не может находиться перед престолом или проходить между престолом и царскими вратами. Даже свечи на престоле зажигают только священнослужители. В современной греческой практике, однако, мирянам не запрещено прикасаться к престолу.

По форме престол представляет собой сооружение кубической формы (стол), изготовленное из камня или дерева. В греческих храмах распространены прямоугольные престолы, по форме напоминающие продолговатый стол, поставленный параллельно иконостасу; верхняя каменная доска престола покоится на четырех столпах-колоннах; внутреннее пространство престола остается открытым для глаз. В русской практике горизонтальная поверхность престола имеет, как правило, квадратную форму и престол полностью покрыт индитией — облачением, соответствующим ему по форме. Традиционная высота престола — аршин и шесть вершков (98 см). В середине под верхней доской престола ставится столбец, в который при освящении храма архиереем вкладывается частица мощей мученика или святого. Эта традиция восходит к древнехристианскому обычаю совершения литургий на гробах мучеников.

Пространство за престолом, в восточной части алтаря, называется горним местом: здесь размещается трон архиерея, по сторонам которого располагаются скамьи для священников. Трон епископа, по уставу, должен находиться на горнем месте в любом храме, не только кафедральном соборе. Присутствие этого трона свидетельствует о связи между храмом и епископом: без благословения последнего священник не имеет право совершать богослуже

ние в храме.

По левую сторону престола, в южной части алтаря, находится жертвенник, по своему внешнему виду напоминающий престол, но нередко меньший по размерам. Жертвенник предназначен для совершения подготовительной части литургии — проскомидии. На жертвенник помещаются Святые Дары в конце литургии, после пр

ичащения мирян. По традиции Русской Церкви с восточной стороны престола в алтаре ставится семисвечник — светильник с семью лампадами, по внешнему виду напоминающий еврейскую менору. В Греческой Церкви семисвечники отсутствуют. О семисвечнике не упоминается в чине освящения храма, и он не был изначальной принадлежностью христианского храма, а появился в России в синодальную эпоху в качестве напоминания о светильнике с семью лампадами, стоявшем в Иерусалимском храме (см.: Исх 25, 31-37). Семисвечник является единственным находящимся в алтаре предметом, не выполняющим прямых литургических функций.

Во внебогослужебное время, а также в некоторые моменты богослужения центральный вход в алтарь (царские врата) закрывается завесой, именуемой катапетасма. В современной русской практике катапетасма представляет собой прямоугольное полотно, простирающееся от верхнего края царских врат до пола. Обычно завеса бывает темно-красного цвета или же соответствует цвету праздника, на ней вышивается четырех- или восьмиконечный крест. В древности употреблялись и богато расшитые катапетасмы.

Храм включает основные (главные) и вспомогательные помещения, состав которых колеблется в зависимости от типа храма и местных условий. Основные (главные) помещения – это, в первую очередь, алтарь, средняя часть и притвор, к ним добавляются ризница, пономарня, хоры, звонница или колокольня, если колокола размещены на храме. Возможно наличие покойницкой и крещальни. К вспомогательным помещениям относятся: канцелярия, комната отдыха священно- и церковнослужителей, просвирня, склады, туалеты, технические помещения (венткамеры, электрощитовые и т.д.). В здание храма могут быть встроены некоторые помещения общественно-просветительного назначения: зал для занятий хора, церковно-приходская школа и т. д. Но основные (главные) помещения храма составляют каноническую церковь и должны быть четко отделены от вспомогательных помещений.

2.1. Притвор

Вход в церковь предваряет паперть – площадка перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Этот подъем имеет значение возвышения Церкви над миром «как Царство не от мира сего» . Паперть из небольшого крыльца может превратиться в обширную галерею – гульбище, столь распространенное в XVII века.

Притвор в древнерусских церквях часто опускался, так как оглашенных не было, а кающиеся (совершившие тяжкий грех и потому не допускавшиеся к службе) стояли на паперти. Впрочем, впоследствии устройство притвора было признано необходимым. Именно здесь размещается свечной ящик – прилавок для продажи свечей и заказа треб. Размещение же церковного ящика в самом храме отвлекает молящихся и мешает службе.



Притвор имеет также и богослужебное назначение. Здесь совершаются (если есть условия) панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением разных продуктов, которые не считается приличным вносить в храм. Здесь служат части вечернего богослужения, дается очистительная молитва женщине по истечении сорока дней после родов; здесь стоят люди, считающие себя по тем или иным причинам недостойными входить в храм. Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая. Здесь могут находиться и иконы.

В правом крыле или в обоих крыльях притвора находится свечной ящик. В левом крыле традиционно располагают лестницу, ведущую на хоры и на колокольню. Из притвора предусматривается вход в цокольный этаж.

Древнее правило предписывает отделять притвор от средней части храма стеной с тремя вратами, средние из которых называются красными. Перед красными вратами, входя в храм, православные греческие цари снимали с себя вооружение и знаки отличия. Эти врата снаружи оформляются спускающимися и сужающимися арками – «тесны врата и узок путь верующих в жизнь (вечную)» , но это правило в настоящее время соблюдается редко. Формы притвора могут быть чрезвычайно разнообразны.

Притвор также называется трапезной. В первые века христианства после литургии из остатков принесенного хлеба и вина устраивалась трапеза, так называемая вечеря любви. Этот обычай сохранился в монастырях, где в притворе размещается монашеская трапезная. Большая трапезная – притвор делалась в северных русских деревянных церквях. Здесь проводились общинные собрания всего погоста, где решалась как церковная, так и мирская жизнь прихода. В современных западных православных храмах встречаются притворы, решенные в виде трапезной – большого отделенного дверьми помещения, предшествующего церкви. Здесь прихожане встречаются для религиозных бесед и обсуждения дел в приходе. Над притвором может возвышаться колокольня.

Вообще варианты расположения колоколов при храме различны. Они могут находиться на отдельно стоящих колокольнях и звонницах. Но гораздо большее число храмов последние века имели колокола на храме. По-видимому, это объясняется удобством в эксплуатации. Колокола могут находиться над притвором: в колокольне, в закрытой или открытой звоннице. Высокая колокольня предпочтительнее, так как звук разносится дальше и во все стороны. Колокола могут также находиться над средней частью храма: «храм под звоны» и колокола в ложных главах многоглавого храма.

2.2. Средняя часть храма

Средняя часть храма – это та часть, которая расположена между притвором и алтарем. Между средней частью и алтарем возвышается иконостас. В первые века христианства церковь отделялась от алтаря лишь завесой или решеткой. Впоследствии в православном храме появилась отделяющая стена с расположенными на ней иконами. Окончательно иконостас сложился в начале XVI века. В иконостасе три двери: северные, южные (называемые дьяконовскими) – одностворчатые и средние – двустворчатые. Средние носят название «царские врата», так как «царь царствующих (Иисус Христос) приходит» через них в Святых Дарах во время причастия «заклятится и датися в снедь верным» .

Иконостас, как и алтарь, расположен на возвышении по отношению к полу основного храма. Солея – возвышенное место перед иконостасом, простирающееся вглубь на весь алтарь. Солея есть второе после паперти возвышение храма над уровнем земли. На него входят лишь ведущие службу священнослужители и избранные миряне, например, принимающие причастие.

Высота солеи бывает разная: от пяти или даже семи ступенек в кафедральном соборе до одной в небольшом приходском или монастырском храме. Если солея высокая, то священнослужители испытывают достаточные неудобства при выносе Святых Даров, если же низкая – то службу плохо видно прихожанам.

Часть солеи, выдающаяся полукругом к центру храма против царских врат, называется амвоном. С амвона диакон читает Евангелие и возглашает ектении, священник читает проповеди. Здесь совершается таинство причащения верующих. Амвон – священное место на солее.

Напротив северных и южных врат иконостаса расположены места для чтецов и певцов – клиросы. Клиросов бывает два, так как некоторые церковные песнопения поются попеременно на два хора: то на том, то на другом клиросе. Клиросы являются боковыми продолжениями солеи.

Солея и клиросы (кроме амвона) обычно ограждаются решетками. К ограждениям прикрепляются хоругви, иконы на древках – знамена церкви, символизирующие победу христианства над язычниками, Церкви над врагами.

В кафедральных соборах архиерейский амвон находится постоянно, а в приходских церквях только при приезде епископа. Ставят его в центре храма против амвона (возвышенная квадратная площадка). На архиерейский амвон ставится седалище – кафедра. На этом амвоне архиерей облачается (отсюда «облачальное» место) и стоит начало литургии.

Перед амвоном, ближе к центру храма, но до архиерейского амвона постоянно стоит аналой (рис. 4). Это высокий в одну сторону покатый стол, на который кладется икона святого или праздника, отмечаемого в данный день.

В средней части храма находится также образ Голгофы в виде большого деревянного распятия. Если в притворе нет должных условий, то у северной стены средней части ставится стол с кануном – четырехугольный стол с крестом и подставкой для свечей. Здесь служатся панихиды по усопшим. Кроме постоянных принадлежностей, в средней части храма могут находиться купель для крещения, чаша с освященной водой и т. п.

В западной части достаточно большого храма располагаются хоры. Во время торжественных служб здесь, а не на клиросе поет церковный хор. Хоры часто находятся над притвором.

Церковь должна иметь очень хорошую акустику. Тщательно продуманная геометрия внутреннего пространства с точки зрения акустики очень важна при богослужении. В православном богослужении огромное значение имеет многоголосное пение. Поют все присутствующие на службе в храме. Священник, стоящий перед вратами иконостаса, говорит нараспев молитвы, рядом стоит дьякон с трубным басовым голосом. Священник и диакон ведут поющий диалог с хором, размещающимся на хорах или клиросе. Часть литургии оглашается из-за закрытых врат деревянного резонирующего иконостаса и голос доходит тогда сверху, отраженный от свода. Время от времени диакон или священник ведет литургию с середины храма, стоя в звуковом фокусе центрального купола. Прихожане могут тоже молиться с пением. Звуковое впечатление православной церкви полностью отличается от органной музыки католического храма.

Хорошая акустика достигается исторически сложившейся геометрией пространства храма и нахождением такой высоты церкви, чтобы поющий звук имел силу и резонанс. Планировка сводов и куполов обусловливалась выгодными эффектами звукового пространства (полезные эффекты звуковой камеры). Сквозные отверстия в сводах никогда не делались над алтарем, клиросами и хорами, чтобы звук не пропадал.

Средняя часть храма – это собственно храм для прихожанина. В алтарь он не допускается. Традиционное решение интерьера храма помогает мирянину сосредоточиться, понять службу, глубже проникнуться верою. Настенная роспись храма, иконы вместе с самим действием службы (пением хора, чтением чтецов, возгласами диакона, молитвами священника) составляют единый цельный образ Божьего мира, просящего о спасении всего земного мира.

Все стены православного канонического храма покрыты росписями (см. рис. 1). Свод олицетворяет Небо и Бога, пол – это земной мир. Небо и земля не противопоставляются друг другу, а при помощи росписи неразрывно сливаются в единый мир молящихся. Варианты росписи храма могут несколько различаться. Приблизительный порядок изображений описан ниже.

В центре купола пишется образ Господа Вседержителя (Пантократора). Под ним по краю сферы купола – серафимы, силы Божьи. В барабане купола пишутся восемь архангелов со знаками отличия. В парусах под куполом – четыре евангелиста со своими символами. Затем по северной и южной стенам сверху вниз (рядами) изображаются святители, преподобные и мученики. До пола росписи не достигают, оставляя место панелям в рост человека. На них часто изображаются белые полотенца, украшенные орнаментом. Эти панели символически приравнивают к нижнему ряду святых всех живущих людей и, следовательно, имеющих надежду на спасение. На северных и южных стенах изображают также сцены истории Нового и Ветхого завета. Пространство между отдельными картинами, изображениями святых заполняется орнаментом с образами растительного мира, такими элементами, как кресты в круге и ромбе, восьмиугольные звезды и т. п. На столбах пишут образы святых и мучеников, наиболее чтимых в данном приходе. Если кроме центрального купола в храме есть другие купола, на них рисуют изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.

На западной стене средней части храма изображают картины, призывающие к вере в Бога – «Спасение утопающего Петра», «Христос и грешница»; над входными, красными воротами, – картину Страшного суда, как напоминание выходящим из храма о каре Божьей.

Роспись иконостаса позволяет осознать всю историю Церкви. Расположение икон может несколько варьироваться, но общий порядок сохраняется (рис. 5).

Рис. 5. Схема полного пятирядного иконостаса

На царских вратах изображают Благовещение и четырех евангелистов; на боковых дверях – архангела и одного из дьяконов, поставленных апостолами (чаще архидьякона Стефана). В первом ряду снизу по сторонам царских врат стоят иконы: справа – образ Спасителя, слева – Божией Матери. Подле иконы Спасителя находится главная икона храма, икона святого, в честь которого освящен престол. Во втором ряду над царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, а по обеим ее сторонам – изображения двенадцати главнейших праздников.

В третьем ряду стоят иконы святых апостолов и среди них – «Деисус» (изображение Господа и молящих его Матери Божией и Святого Иоанна Крестителя). В четвертом ряду в центре помещаются иконы святых пророков, в центре – икона Божией Матери с Младенцем. Последний пятый ряд составляют изображения патриархов и по середине – Господа Саваофа с Божественным сыном. Иконостас венчает обычно крест с распятием и стоящими по сторонам Божией Матери и Иоанном Предтечей.

Таким образом, пять рядов полного иконостаса последовательно описывают всю историю познания человеком Бога: от предсказаний праотцов и пророков (верхние два ряда) до напоминания о жизни Христа и апостолов (второй и третий ряд снизу). Нижний ряд с местными и храмовыми иконами обращен к сегодняшнему дню храма. По центру же иконостаса от верхнего креста к царским вратам и местным иконам через все ряды проходит изображение Иисуса Христа в разных ипостасях. Эта ось четко фиксирует, кому посвящен христианский храм и для прославления кого предназначен (рис. 6).

Иконостас бывает и неполный, т. е. состоящий из меньшего числа рядов в зависимости от размера и стиля храма (рис. 7). Наиболее распространены однорядные (рис. 8) и трехрядные иконостасы (рис. 9).

Рис. 6. Схема иконостаса

Храм освещается тремя видами светильников: окнами, лампадами и свечами. Богослужебный устав предусматривает в одних случаях зажжение всех светильников, в других – почти полное их погашение. Так, при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить свечи, кроме свеч в середине храма (где стоит чтец) и перед тремя иконами иконостаса: Христа, Божией Матери и иконы храма. Зато в праздничные дни и на воскресных богослужениях зажигают все светильники. Между службами в храме преобладает мрачный сумрак.

Свет в храме является символом Божественного света. Образцом является полусумрак византийского храма, где «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» . Поэтому в храме предпочтительно делать узкие окна. В интерьер обдуманно вводятся небольшие пятна естественного света, просеянные через решетки обычных или цветных стекол. На окнах не бывает больших представительных витражей, в отличие от католических храмов. На каждой стене рекомендуется иметь пять окон.

Два верхних означают свет Иисуса Христа, познаваемого в двух ипостасях, три низких – троичный свет божества.

Рис. 7. Схема малого однорядного иконостаса

Рис. 8. Однорядный иконостас

В центре церкви из купола спускается паникадило – большой светильник, имеющий более двенадцати свечей (теперь допускаются электрические лампы в форме свечей). По церковному Уставу при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освященных благодатью Святого Духа, горящих огнем любви к Богу.

Рис. 9. Трехрядный иконостас

Из боковых куполов спускаются поликадила – светильники от семи до двенадцати свечей. Лампады зажигают перед каждой иконой, у особо чтимых – по нескольку.

Живой подвижный свет свечей является противоположностью мертвому электрическому свету. Мерцающие свечи увеличивают настрой таинственности храма. При распространении электричества сначала пытались его запретить в храме, но теперь в церкви лампады и люстры обычно электрические. Их имитируют под свечи и масляные лампады: лампы в форме свечей, стекла лампад темно-красного или матово-белого цвета.

Свечи же по-прежнему занимают в храме особое место. Свечи, которые верующие покупают в храме, символизируют добровольную жертву человека Богу, это выражение послушания Богу (мягкость воска), свидетельство веры и это символ причастности человека к Божественному свету. Свечи, приносимые прихожанами, ставят в большие подсвечники с ячейками перед иконами. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма у восточной стороны аналоя. С зажженными свечами выходят ведущие службу.

2.3. Алтарь

Алтарь – главнейшая часть храма, доступная лишь церковно- и священнослужителям (рис. 10).

Алтарь возвышен по отношению к полу средней части храма и находится на одном уровне с солеёй, отделяясь от нее иконостасом. В алтаре на иконостасе за царскими вратами прикрепляется на кольцах длинная завеса.

В центре алтаря напротив царских врат стоит престол. Престол есть священнейшая принадлежность храма, прикасаться к нему могут только священнослужители. На нем как бы незримо присутствует сам Бог. Здесь происходит освящение Святых Даров во время причастия. Престол – это четырехугольный стол высотой около одного метра. Его делают из дерева (чаще из дуба), мрамора, серебра, золота. Он опирается на четыре столба, при архиерейском освящении иногда делается пятый столб посередине с пустотой для ящичка с мощами.

Рис. 10. Схема алтаря и солей храма:

1. Алтарь:

1.1 – престол; 1.2 – жертвенник; 1.3 – Горнее место; 1.4 – запрестольный образ; 1.5 – семисвечник; 1.6 – выносной Крест; 1.7 – выносная икона Богоматери; 1.8 – аналой; 1.9 – место отдыха священнослужителя; 1.10 – стол для облачений; 1.11 – шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 – вытяжной канал для кадила; 1.13 – выключатель паникадила храма, общего освещения алтаря и местного освещения жертвенника; 1.14 – штепсельная розетка; 1.15 – рукомойник; 1.16 – место для выносных свечей; 1.17 – вешалка для одежды

2. Иконостас:

2.1 – «Царские врата»; 2.2 – северные диаконские двери; 2.3 – южные диаконские двери

3. Солея с клиросами:

3.1 – амвон; 3.2 – ограждение солеи; 3.3 – аналой регента; 3.4 – выключатель местного освещения; 3.5 – шкаф для богослужебных книг; 3.6 – киот для иконы; 3.7 – подсвечник; 3.8 – место для хоругви

Престол (рис. 11) покрывается двумя одеждами (покрывалами).

На нем находятся антиминс, крест, Евангелие, дароносица, мирница. Особое значение приписывается антиминсу, шелковому плату с зашитыми в нем святыми мощами. При освящении храма антиминс вносится в церковь и кладется на престол. Именно наличие антиминса делает храм действующим, а престол – священным.

Престол есть третье возвышение в храме после паперти и солеи.

Он олицетворяет вечную жизнь в Царствии Небесном. С престолом связывается два основных представления:

1. О смерти Христа (Гроб Господний).

2. О царственной славе Вседержителя (престол Божий).

Рис. 11. Престол

Над престолом обычно устанавливается сень или киворий, олицетворяющий небо, простертое над землей, на которой совершился искупительный подвиг Иисуса Христа. Внутри кивория из его середины ниспускается к престолу фигурка голубя – символ Духа Святого. Киворий устраивается на четырех столбах, реже подвешивается к потолку. В кивориях делаются завесы, закрывающие престол со всех сторон в промежутках между столбами.

Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горним местом. В кафедральных соборах и во многих приходских церквях вплотную к середине апсиды, против престола, сооружают возвышение, на котором стоит кресло для епископа как знамение трона, на котором восседает Вседержитель. По сторонам кресла расположены скамьи для духовенства, сослужащего епископу. В приходских храмах этого может и не быть, но всегда это место является олицетворением Небесного Престола. Горнему месту кадят, возжигают свечи и лампады.

Перед Горним местом за престолом стоит семисвечник, символизирующий невидимый небесный свет, исходящий от престола. По сторонам семисвечника принято ставить на древках выносные иконы Божией Матери (северная сторона) и Креста с образом Распятия Христова (южная сторона).

В левой стороне алтаря против северной двери находится вторая по значимости принадлежность алтаря – жертвенник (рис. 12). Жертвенник – четырехугольный стол, равный по высоте престолу, но меньший по ширине. Он также покрыт одеждами. Здесь подготавливаются просфоры и литургии для последующего их освящения на престоле. Жертвенник знаменует собой пещеру и ясли, где родился Иисус Христос, а также небесный престол, куда вознесся Иисус Христос. Около жертвенника стоит столик для поданных верующими просфор и записок за здравие и об упокоении

Рис. 12. Жертвенник

Справа от престола около стены находится стол, на котором лежат ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. Перед престолом справа от царских ворот у южной двери алтаря ставят кресло для епископа. Слева или справа от престола в алтаре помещают также умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее.

Роспись алтаря не является канонически постоянной. Вот наиболее распространенный порядок. В сводах алтаря пишут херувимов. В верхней части апсиды образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая стена» (пошло от росписи Софии Киевской). Средняя и центральная часть полукружия – Тайная вéчеря (напоминание об установлении обряда святого причастия) или образ Христа Вседержителя на троне (подчеркивается значение престола и Горнего места как олицетворение небесного трона Иисуса Христа). Справа от центра помещаются на северной стене образы Архангела Михаила, рождества Иисуса Христа (над жертвенником), далее святых литургистов (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова), в конце – образ пророка Давида с арфой. Слева от Горнего места по южной стене следуют образы Архангела Гавриила, Распятия Иисуса Христа, образы литургистов или вселенских учителей, в конце песнопевцы Нового Завета – Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец и т. д.

Три окна (знаменует троичный свет Божества);

Два раза по три окна;

Три и два окна (где два есть два естества Иисуса Христа);

Четыре окна (четыре евангелиста).

Форма алтаря соответствует движению священника, обходящего престол, и предпочтительно «полукруглая или с несколькими гранями» . Встречаются алтари, имеющие в плане полукруг, квадрат, сектор от восьмиугольника.

2.4. Приделы

Приделом называют дополнительную церковь (со своим престолом), устроенную при основном храме. «Необходимость в приделах возникла в связи с восточным обычаем служить на одном престоле только одну литургию в течение суток. Дополнительные приделы позволяли совершать служение дважды и трижды» . Наличие приделов дает возможность совершать несколько треб одновременно и с разной степенью торжественности. Генетически придел – это отдельная церковь, примыкающая к главному храму. Сохранилось указание Стоглавого собора (1551 г.): опустевшие и не имеющие причта церкви свозить к главному погосту и делать из них приделы при действующих церквях .

Придел состоит из средней части и алтаря, который должен быть обращен на восток. Канон предписывает отмечать каждый придел главой с крестом. В древности существовало обязательное требование отделять придел от основной церкви дверью, и теперь пространство придела должно быть достаточно отделено от пространства главного храма. Ризницу и пономарню, другие служебные помещения часто делают едиными для всей церкви.

Церковный канон предписывал над каждым престолом ставить свой крест и, следовательно, каждый престол должен был быть отмечен своей главой. Это правило не всегда выполнялось на практике. Например, трехпрестольная церковь могла быть решена как пятиглавый крестово-купольный храм.

2.5. Подсобные помещения храма

По обеим сторонам алтаря находятся два вспомогательных помещения: северное – пономарня и южное – дьяконник. Иногда они занимают по сторонам алтарной апсиды две боковые апсиды, но меньшие по размеру.

Ризница, или дьяконник, – обычно отдельное от алтаря помещение, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачения духовенства, богослужебные книги. Вдоль стен располагаются глубокие шкафы с раздвижными стенками. В ризнице и пономарне предусматривается установка раковин для мытья рук. В многопрестольных церквях, а также при необходимости устройства очень большой ризницы возможны более сложные решения. Так, в многопрестольных церквях конца XIX века ризница и пономарня часто располагались в огибающей галерее за главным алтарем.

Пономарня в раннехристианские времена была предназначена для складывания даров на благо общины и приготовления предметов для литургии, так как именно здесь находился жертвенник. Впоследствии жертвенник стали ставить в алтаре. Теперь пономарня служит для приготовления к службе церковно- и священнослужителей. Пономарня – помещение для хранения и подготовки вспомогательных средств для богослужения, имеет отдельный выход непосредственно на улицу и связывается с цокольным этажом винтовой лестницей.

Покойницкая – «часовня для покойников, в которой можно ставить гроб и где могут служиться панихиды. При существовании покойницкой гроб приходится ставить в церковь только для одной заупокойной литургии» .

Крестово-купольные храмы

Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он - прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон - четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов - Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.

Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло.


Успенский собор во Владимире

Дмитриевские соборы во Владимире

Шатровые храмы

Шатровые храмы - это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов - церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».

Церковь Вознесения в Коломенском

Восьмерик - восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание - четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

Главный отличительный признак шатрового храма - сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом - продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.

Храм со всех сторон окружен гульбищами - так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа - подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников - декоративных закомар.

Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

Ярусные храмы

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.

Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов.

Церковь Покрова Богородицы в Филях

Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками - вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.

Церкви-ротонды

Храмы-ротонды - это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п.

Яркие образцы храмов этого типа - церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.


Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря


Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.

Храмы - «корабли»

Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль.

Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм - корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе.


Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского - корабль) - продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный (от входной двери до места певчих перед иконостасом), боковые (они, как и центральный, - продольные, но, в отличие от него, менее широкие и высокие) и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок.

Центр храма - подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) - место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) - пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры - «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора - крыльцо храма (3) - называется папертью . С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входомв храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.

Солея (4) - возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) - центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвонслужит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) - место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) - элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания - барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой - выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.


Престол (18)

Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)


Внешнее убранство храма

Апсиды (8) (в переводе с греческого - свод, арка) - полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) - цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) - украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) - свод с полушаровидной, а затем (с XVI в.) в форме луковицы поверхностью. Один купол - символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь - семь церковных таинств.

Крест (12) - главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) - полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) - ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры - декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) - часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) - нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса - у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы - у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

По материалам книги Вл.Соловьева "Золотая книга русской культуры"

Внутреннее устройство храмов определяется ещё с глубокой древности целями христианского богослужения и особой символикой.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного.

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного .

Храм - есть также образ Вселенской Церкви , ее основных принципов и устройства.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства , пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:

  • для священнослужителей, совершавших богослужение,
  • для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;
  • для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.

Более подробное описание внутреннего устройства храмов:

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа .
"Небо на земле" - ещё одно название алтаря.

Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания - снимать оружие.

Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол , жертвенник и горнее место .

Иконостас (, пунктиром) - перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон.
В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. Однако с течением времени алтарные преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного , превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом .
Иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон, каждый из которых имеет свое значение.
Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые - северными и южными. Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами на запад, к молящимся, к средней части храма, носящей название церковь. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются Царские врата - двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них в Святых Дарах исходит Царь Славы Господь Иисус Христос для преподания причастия людям во время входов с Евангелием и на великом входе за литургий в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.

При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные, центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря - престол и все происходящее в алтаре.
На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней.
Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Духовно ризница прежде всего символизирует ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения христиан.

Средняя часть храма , называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, тварный, чувственный мир, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный.

Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом . И если алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице

Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней.

Солея - возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон - полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря .

В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл.
На самом деле Алтарь не оканчивается преградой - иконостасом. Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что все совершающееся в алтаре творится для людей, стоящих в храме.

Это значит, что алтарь отделяется от молящихся не потому, что они менее, чем священнослужители, которые суть сами по себе такие же земнородные, как и все, достойны находиться в алтаре, а для того, чтобы явить людям во внешних образах истины о Боге, небесной и земной жизни и порядке их взаимоотношения . Престол внутренний (в алтаре) как бы переходит в престол внешний (на солею), уравнивая всех пред Богом.

Конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов.
К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.
В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Паперти
Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти.

Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
Паперть является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Паперть - это первое возвышение храма.
Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, - это второе возвышение.
Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение, - это третье возвышение.

Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу:

  • первое - это начало духовной жизни, самый вход в нее;
  • второе - подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина;
  • третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.