Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Краткие молитвы. Господи, вразуми нас Молитва господу чтоб вразумил вернутся от другой

Статьи отца Валерия посвящены основным вопросам, которыми задается каждый христианин. Как бороться с пагубными страстями и взрастить посеянные Богом в душе каждого человека семена добра? Как строить добропорядочные, основанные на любви отношения с ближними? Что есть истинная православная вера? Опираясь на многолетнюю пастырскую практику, отец Валерий делится своими взглядами на главные стороны жизни православного христианина.

Как вы думаете, так ли уж несправедливо гоним автор строк:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

(М.Ю. Лермонтов)

Всегда ли мы правы, когда самоуверенно читаем своим ближним мораль? Кстати, о самом Михаиле Лермонтове, этом по праву великом поэте, увы, придется сказать, что не берег он своих ближних собственным словом. Как итог: печальная для дуэль с Мартыновым была в определенном смысле спровоцирована им самим.

Старец Паисий Святогорец говорил: «Без конца оправдывая себя и считая, что другие его не понимают, что все вокруг несправедливы, а он – невинный страдалец и несчастная жертва, человек становится невменяемым, перестает управлять собой». И это действительно так. Если посмотреть, что происходит в душе этого человека, то с полной уверенностью можно сказать – хотя автор и не провидец, – что там скачут в беспорядке раздраженные чувства и помыслы: «этот поступил со мной совершенно бессовестно», «а этот меня не оценил», «а вот этот вообще человек бестолковый, навредил мне, пусть же за это мучается». Возмущается, словно пена морская, такая душа о чужих делах, судит практически всех подряд, изматывает себя, с трудом выходя из мысленных драм как после изнурительного боя с чудовищем. Если же посмотреть на внешние отношения такого человека с ближними, то там постоянные конфликты, недопонимания, неумение ужиться и сработаться, а как следствие – жизненные неудачи, вплоть до безработицы, пристрастия к алкоголю и нищета.

В общении людей друг с другом встречаются типовые ошибки, которые по сути разрушают общение. Такое бывает, в частности, когда мы уверены в собственном превосходстве и выступаем в роли учителей.

Подобные люди ничего так не любят, как раздавать всем советы, и, быстро поставив диагноз, тут же спешат предложить свой рецепт. Они живут наблюдениями за окружающими и едва заметят что-то вызывающее у них возмущение, как с видом всезнаек выплескивают то, что у них в данный момент на уме. Желание исправлять и подсказывать другим – это их жизненный зуд, никогда им не дающий покоя.

​Не чувствуя ответственности за слова, они спешат раздавать советы и, настырно влезая в чужие судьбы, командуют, словно гениальные стратеги и путеводители. Как правило, такие люди самоуверенны, легко отметают советы, обращенные лично к ним, а в случае неудачи своих прогнозов или вмешательств тут же обвиняют другого, но себя – никогда.

Итак, больше всего ошибаются те, кто слишком привык советовать. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о таких говорил: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом». Вот почему очень часто, когда мы раздаем направо-налево рекомендации, когда произносим упреки, они словно уходят в пустоту, не достигают своей цели, а подчас настраивают против нас того, к кому мы обратились.

Не каждый имеет дар чувствовать душу другого. Но без этой чуткости невозможно помочь душе человека. Недостаточно увидеть чужие оплошности – на это способны все. Важно так дать совет, словно ближний дает его себе сам.

Заметим, душа практически любого человека весьма чувствительна к посторонним вмешательствам и не приемлет тона обличения, даже просто назидания, поскольку это сразу резко противопоставляет людей, поставляя одного, то есть обличителя, выше, а другого, то есть обличаемого, ниже. В возникшей ситуации конфликта, обиды или явной несправедливости ближнего лучше всего в задушевной беседе коснуться проблемы по касательной, не изобличая упреком в лоб, а дружелюбно рассматривая возможные варианты действий, как бы для вразумления самого себя. И то это возможно только тогда, когда есть общая почва для разговора; если же между вами заведомо пролегает пропасть, пытаться ее преодолеть, если вы не обрели еще крылья духовности, – значит наверняка упасть в эту пропасть и разбиться.

Древний патерик повествует, как однажды авва Аммон посетил место некоторых иноков. В то время один из братьев подвергся сильному искушению: его посещала женщина. Это стало известно прочим инокам, которые сильно смутились и, собравшись на совещание, решили изгнать соблазнившегося брата. С собой они пригласили пойти и авву Аммона, чтобы вместе осмотреть хижину инока. Согрешивший брат узнал об этом заранее и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, перевернув его кверху дном. Войдя в хижину, авва Аммон тут же все понял, сел на деревянный сосуд и приказал обыскать хижину. Иноки никого не нашли, и авва Аммон сказал им: «Бог да простит вам согрешение ваше». Затем он помолился и велел всем выйти, сам же пошел последним. Покидая келью, он взял милостиво за руку обвиненного инока и с любовью сказал: «Брат! Внимай себе». Так одним ласковым, теплым словом старец исправил того, которого безнадежно хотели исправить обличением прямолинейным и без любви.

Удивительное наставление дает нам : «С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на наше сердце как бы камень ложится. Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словами любви. Видя брата делающего грех, покрой его, как советует святой Исаак Сирин: “Простри ризу твою над согрешающим и покрой его”».

Вот как поступали в таких ситуациях сами святые. однажды ночью, проходя через монастырское гумно, застал человека, крадущего пшеницу. Вор, испугавшись, пал к ногам святого, умоляя его никому не говорить об этом, чтобы не потерять уважения своих соседей. Но старец был настолько незлобив, что не только не укорил вора ни одним словом, но даже сам помог ему поднять мешок с краденым зерном. Наставив при этом смиренными словами не делать впредь ничего подобного, напомнив заповеди Божии и предстоящий нелицеприятный Суд, на котором во всем предстоит дать отчет Господу, старец отпустил вора.

Для христианина это крайне важно – в общении с ближними не выпячивать и выискивать их грехи, а, напротив, замечать в них лучшее, светлое, доброе. Что же касается исправления чужих ошибок, то если и браться за это, делать это с добротой и любовью. Преподобный Марк Подвижник по этому поводу верно сказал: «Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский предлагает нам такой совет: «Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, скупы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: “Все, – сказано, – согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3: 23); все повинны перед Богом и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см.: Мф. 6: 14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например своей гордостью и раздражительностью. Но возложи свою печаль на Господа (см.: Пс. 54: 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься. “Эта перемена десницы Вышнего” (Пс. 76: 11)».

Что же можно предложить еще относительно попыток вразумлять других? Прежде всего, оценивать конкретный поступок, а не совершившую его личность. Особенно же остерегаться называть допущенную ближним оплошность правилом его жизни. Судите сами: одно дело, если кто-то вам скажет: «Ты никогда ничего не сделаешь как следует!», «Да ты ни к чему не способен!», «Сразу видно, что ты бестолковый» и т.п., другое дело, когда кто-то вам скажет: «Обычно у тебя лучше получается», «Сегодня ты не совсем правильно поступил», «По-моему, ты способен на лучшее» и т.п. То есть надо оставлять вразумляемому надежду на спасение, а не загонять его в угол.

Действительно, существенной ошибкой бывает то, когда, пытаясь вразумить кого-либо, мы начинаем выпячивать его отрицательные черты, подчас перед другими подчеркиваем его недостатки. Соответственная реакция – отторжение наших слов. Досаждая другим и публично унижая, желая, видимо, помочь в обретении смирения, мы чудовищным образом провоцируем в человеке проявление гордости. А вот у преподобного Ефрема Сирина встречается совет иного характера: «Оказывай честь брату перед знакомыми его, и будешь почтен перед Господом». Предложить совет можно только при доброжелательности, не противопоставляя себя другому, а становясь с ним на одну почву: «Я сам намного хуже тебя, в данной же ситуации, как ты думаешь, может быть, я попробовал бы поступить вот так?»

Давайте подумаем, от кого нам самим легче перенести упрек: от человека доброжелательного, говорящего ласково и с любовью, или от нетерпеливого, говорящего вспыльчиво и презрительно?

Так как же мы сами должны обращаться к другим, чтобы они восприняли наше слово?

Есть замечательное жизненное правило: начни с себя, и у тебя сложатся отношения с ближними. Перестань по своему суду исправлять других, и ты найдешь с ними взаимопонимание. Победи в самом себе то, что не нравится в окружающих, и с тебя будут брать пример ближние.

Предлагает даже такой совет: «Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его… Хвали его даже за то, чего он не имеет… Этим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его стыдиться тем приветствием, каким приветствовал ты его, и посеешь в нем семена добродетели… Берегись кого-либо и в чем-либо порицать или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на небесах. Если же хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовию скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды». Никогда наши слова или наставления не будут восприняты человеком, если мы заранее не расположим его к принятию слова добрым отношением. Даже к самолюбию другого человека надо относиться со снисхождением. Не тыкать человека носом в его недостатки, а аккуратно исправлять их, опираясь на то хорошее, что в нем еще есть.

И все-таки значит ли это, что лучше только молчать? Бывает, мы загоняем свое недовольство внутрь, не высказав нужного замечания, хмуро копим обиду, а потом, сорвавшись, выплескиваем в лицо. «Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно» (Сир. 20: 1), – сказано еще в Ветхом Завете. В Евангелии же читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему» (Лк. 17: 3), – значит, выговаривать ближнему о его проступке все-таки нужно, «и если покается, прости ему» (Лк. 17: 3). Но здесь же, во-первых, предполагается полное искоренение в самом себе злобы и раздражительности: «если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: “каюсь”, – прости ему» (Лк. 17: 4), так что выговаривание брату должно иметь целью не восстановление справедливости самой по себе, но обращение ко спасению души брата, когда ты сам готов простить ему, лишь бы он обратился. Во-вторых, наши слова не должны становиться соблазном для ближнего. Произнесенный не к месту или не во время упрек лишь ввергнет другого человека в искушение. «Невозможно не придти соблазнам; но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17: 1).

Увы, реалии жизни не всегда отвечают нашим надеждам и планам. Желая донести какую-то истину до человека, допустим, слово о вере, порой мы терпим крах. Иногда наше слово не могут принять, так как оно произнесено весьма неумело, без приложения к реальной жизни человека. Но к великому сожалению, мы также часто встречаем в обществе неприкрытый цинизм. И о носителе подобного морального качества можно сказать словами из стихотворения «Демон»:

Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

С человеком, который смеется тебе в лицо, вряд ли возможен искренний разговор. Как донести святое тому, для кого нет в принципе ничего святого? Говорить с циником о вере и обо всем самом святом представляется вряд ли возможным. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Иной раз лучше промолчать о том, что со временем объяснит цинику сама жизнь.

Итак, важно учиться чувствовать, кому, что, при каких условиях и каким образом можно сказать. Жизнь предлагает нам возможность обрести этот опыт. А терпеливое и тактичное отношение к другим людям подскажет, как поступить правильно, если конечно нами движут любовь и доброе отношение к нашим ближним.

Молитвы об обращении к вере

Молитвы ко Господу Иисусу Христу

Милосердый Господи! Да будет воля Твоя, хотящая всем спастись и в разум истины приидти! Спаси и сохрани раба Твоего (имя), приими сию молитву мою, яко вопль любви, заповеданной Тобою!

Господи Иисусе Христе, умилосердися и помилуй раба Твоего (имя), прости ему вся прегрешения вольная и невольная, исцели немощи его душевные и телесные, приведи его к вере и спасению. Аминь.

Господи! Просвети заблудших (имена), обрати их в святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею благодатию! Нас же в Православии и истенней вере соблюди яко благословен еси во веки веков.

Молитва жены о неверующем муже

(Схиигумена Иоанна (Алексеева))

Спаси, Господи, и помилуй моего мужа (имя), сохрани и вразуми его.

Молитва родителей о детях

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Молитва к Божией Матери об обращении заблудшего

(Святителя Гавриила Новгородского)

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства дьявола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри своим милосердием и на сего (имя), лишенного милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше и на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его! Аминь.


«Милосердный Бог, вразуми,
Как нужно Тебе молиться…»
(Из стихотворения Анастасии Митрошиной).

В 1998 году по благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Уфимского и Стерлитамакского была издана небольшая книжечка писательницы, поэтессы, ветерана Великой Отечественной войны, жительницы города Уфы Анастасии Венедиктовны Митрошиной.
Она уже смело перешагнула за 90-летний порог жизни, но все также бодра и весела, как в юности. Она как бы заново переживает радости и потери, ее девичьи мечты вновь воплощаются в жизнь на страницах книг и в поэтических строчках. Тяжелейшие испытания выпали на долю молодого поколения Анастасии. Великая Отечественная война оставила печальный след в судьбах многих девушек и юношей ХХ века. Анастасия Венедиктовна спустя годы потеряла зрение, но не утратила духовных очей. Мне кажется, что она стала даже лучше и пронзительнее видеть и ориентироваться в жизни. С высоты своего прекрасного возраста она по-иному смотрит на происшедшее с ней и со сверстниками.

Боже, чтоб со мною стало,
Если бы не верила в Тебя?
Я б тогда совсем пропала,
Погубила бы себя.
А так к Тебе обращаюсь
Прошу вразумить. Помочь.
Ропщу иногда. Каюсь…
И не отбросить прочь
Твои тяжкие испытания.
Их почему-то так много…
Я знаю: грешно роптание,
И все принимаю от Бога.

Добро и зло
Я не знаю, отчего,
В жизни так получается,
Есть добро и есть зло,
И зло над добром издевается.
А если на зло отвечать злом,
Его будет больше потом,
А если с ним примириться,
Придется с ним в гроб ложиться.
А если на зло ответить добром?
За злобного помолиться?
Кто знает, может потом
Добро в его сердце родится.

Троицкий собор
В конце улицы одной
Гора поднимается,
А на высоте большой
Красивый собор возвышается.
От золотых куполов
Солнца свет отражается,
А концами крестов
Неба собор касается.
Детство ушло так скоро.
Мир другим оказался.
А восторг от собора
С годами не уменьшался.
Он не одно столетие
Город наш украшал,
Пережил лихолетие,
И сам царь в нем бывал!
Потомкам его не забыть.
Но одни красоту создавали,
Другие под знаменем лжи
Святое уничтожали.
Люди, пора понять:
Собор нужно восстановить.
Иначе и нас будут проклинать-
Бездействия не простить.

Совесть
Иногда так бросишь слово,
Не подумав, сгоряча,
Совесть тут как тут, готова,
Ну и бьет тебя с плеча:
«Как тебе только не стыдно,
Сама знаешь - не права.
И подумай, как обидно
Принимать твои слова.
И немедленно исправить
Ту ошибку ты должна…»
Гордость тут начнет лукавить:
«Уж не так она важна…
И зачем же извиняться?
Все, конечно, так пройдет…
Надо только постараться,
Чтоб так не было вперед».
Только совести неймется:
«Разрешите вас спросить,
Вас обидят, доведется,
Что начнете говорить?»
Я? Конечно, не прощу!
Рассержусь и навсегда!
«А по совести спрошу,
Что вы сделали тогда?»
Признаюсь, я виновата,
Я об этом уж молчу…
Но исправить, вот беда-то,
Как? Не знаю, хоть хочу.
Чтобы совесть не терзала,
Чтобы гордость не страдала, -
Как найти средину эту,
Расскажите по секрету.

Редакция сайта уже писала о встрече Анастасии Венедиктовны с учениками средней школы № 26. Тема Великой Отечественной войны является основной в творчестве военной писательницы. В этом году страна отмечает 70-летие отправки на фронт в 1942 году первого эшелона девушек-комсомолок, добровольцев из Башкирии. Специализированный добровольческий эшелон прибыл на Сталинградский фронт. В составе первого эшелона отправилась защищать Отчизну и Анастасия Митрошина.

Он всех нас спас
Немцы под Сталинградом
На квадраты землю делили.
Отбомбили. И снова рядом
Новый квадрат усердно бомбили.
Вот отбомбили аэродром.
Ночью мы к нему подкрались.
И целый день уже потом
В землянках летчиков скрывались.
Мы продукты не получали.
В окружении голодными были.
Ребята муку достали
Со станции, которую разбили.
Нам бы еще поголодать
Хотя бы до ночной поры.
Подумали: дым из землянки не увидать,
И развели мы в ней костры.
Но немцы дым разглядели.
И вновь на аэродром внимание.
Бомбардировщики налетели,
И началось земли долбание…
Была балка надо мною.
Сразу смерть. Наверняка.
Не быть засыпанной землею.
Все завидовали. Пока
Земля не стала содрогаться.
Темнота на землю пала.
Как удивились мы, признаться:
Как бомба нас не разорвала?
Круг словно кто-то начертил
Из стольких воронок около нас.
Надо ж, Бог как сохранил.
Это Он всех нас спас.
Красота - то всякой бывает
Пламя гудит огромной стеной.
Яркий свет вода отражает.
И багрово-холодной каймой
Берег вместе с рекой пылает.
От бомб вода высоко взлетает,
А когда брызги вниз опускаются,
На фоне огня ярко сверкает,
Многоцветьем переливается.
Понтоны под нами, как живые.
Словно от страха колыхаются.
Фонтаны красивые очень злые
Пучиной смертельной надвигаются.
То ли пучина поглотит нас,
Лучше бы бомба разорвала.
Да Бог спас и на этот раз,
Видно жалко Ему нас стало.
Смерть снова мимо прошла.
Другому кому-то досталась.
Нас же только водой облила.
Да в памяти ярко осталась.
После этого я поняла.
Красота - то всякой бывает.
Иногда очень плохие дела,
Слова красивые прикрывают.
Вроде смертью они не грозят.
Да все святое уничтожают.
И хуже покойника смердят.
Страшнее смерти они бывают!

Тема веры, духовного начала - особая страница в творческой биографии писательницы. Любовь к Родине неотделима от обеспокоенности за ее судьбу, за будущее, за нравственную красоту подрастающего поколения. Для себя она решила, что началом всех начал является умение взглянуть в свое «я» и обратиться к сердцу.

Я перед Богом в долгу,
В чем смиренно каюсь,
И долг оплатить не могу,
Хоть и все время пытаюсь.
От смерти меня спасал -
Не раз надо мною витала.
Боль претерпеть помогал,
Что нещадно меня терзала.
Как злость не хранить
На тех, кто тебя обижает?
Обидчиков как простить?
Непросто это бывает.
Сколько раз меня обирали,
Стараясь побольше урвать.
Без Тебя, Боже, едва ли
Смогла бы хоть что отстоять.
Испытания мне посылал,
Но роптать ли я смогу?
Сам выдержать их помогал,
И вновь пред Тобой я в долгу.
Боже, Тебя я умоляю,
Долги мои мне прости,
Оплатить их не успеваю,
Уже я в конце пути.

О молитве за детей

Сторонники современного безбожного самопознания в заботе о детях все стремятся их получше одеть, повкуснее напитать. А вот о духовной пище, то есть о молитве, не имеют представления, не молятся о детях. Даже не подозревают, насколько может быть силен молитвенный покров от простой материнской молитвы. Но ведь недаром сказано - молитва матери со дна моря достает.

Мы не можем постоянно находиться рядом с детьми, водить их за руку, оберегая от бед. Но молиться за них мы можем и обязаны. Молитва родительская защищает любимых наших от врагов видимых и невидимых, от всякой скверны и нечистоты. Нужно просить Бога своими словами о вразумлении на всякий день и час, просить здравия душевного и телесного. Для новоначальных нет нужды во многословии. Просто попросить Господа утром и вечером перед сном: «Господи, вразуми меня и моих детей и ближних моих». Или иными словами, которые лягут вам на сердце.

Если вы посмотрите внимательно на православный крест с распятием, то на обороте его заметите такие слова: «Спаси и сохрани». Вот и эту простую молитву легко запомнить. Множество есть и других канонических молитв. Например, Иисусова молитва - «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эту молитву по благословению духовника можно творить в уме непрерывно.

Немало есть удивительных случаев, когда молитва матери охраняла детей и спасала их от погибели.

Один известный священник, ныне здравствующий, рассказывал, что мать его молилась о нем святому Николаю Чудотворцу, когда еще носила во чреве. И даже паломничала, ходила в Почаев и в Киев с Иконою Святителя Николая. Всю жизнь до преклонных лет помогал Николай Чудотворец этому священнику. Много раз являлся ему наяву. Так, во время Великой Отечественной войны явился отче Николае батюшке, тогда еще молодому офицеру, и сказал: «Завтра будет кровопролитное сражение - взятие Гольдберга. Многие погибнут. Ты же увидишь смерть в лицо, но по молитвам матери останешься жив». Так потом и вышло. Молодой офицер безстрашно прошел всю войну, заслужил множество наград, остался невредим. Впоследствии закончил аспирантуру, стал врачом-физиологом, а уж потом и на священника выучился.

Сила родительской молитвы такова, что бывают случаи, когда Господь не отказывает родителям даже тогда, когда полезнее было бы отказать. Свидетельством этому является случай в роду московского купца Азурина. За страшный,грех клятвопреступления был наказан не только сам Азурин, но и его потомство: все мужское поколение Азуриных погибало от самоубийства или сумасшествия. На этом роде оправдались слова Святого Писания: «Я - Господь Бог Твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Мя и творящий милость до тысячи родов любящим Мя и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5,6).

Одна из Азуриных при смертельной болезни ребенка всю ночь в исступлении молилась и рыдала перед образом Святого, особо чтимого семьей. Умоляла спасти сына. Под утро в полусне она видит, что Святой вышел из иконы и сказал ей: «Неразумна твоя молитва, ты не знаешь, кем будет ребенок. Но если ты так просишь, то пусть будет по твоей просьбе». Сын выздоровел, вырос и жизнь его стала как проклятие для его матери. Этот случай также вразумляет и о том, что ко всякой болезни ребенка, даже смертельной, нужно относиться со смиренномудрием. И прежде искать волю Божию.

«Здоровье есть дар Божий», - говорил преподобный Серафим Саровский. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу. Заставляет одумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге и вечности. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям - другое дело, как мы можем потерпеть болезни и скорби. Но Господь не дает испытания выше сил.

Природа детей чиста в своей основе, мягка и восприимчива к добру. Если взрослым требуется много усилий в борьбе с греховными привычками, то в детях при благодатных условиях добродетели могут развиваться легко и быстро. Подражание старшим и соприкосновение с благодатными плодами Святого Духа в благочестивой семье - один из главных источников духовного роста. На примере постоянной, неленостной молитвы родителей к Отцу Небесному вырастает потребность молитвы, общения с Богом у детей.

Счастье детей, если они от младенчества могут участвовать в Таинствах Церкви и наблюдать ее священнодействия. У ребенка на всю жизнь откладываются воспоминания, сияющие миром и благодатью - богослужения, молитвы, песнопения - скорбные или жизнеутверждающие.

Церковь со своими высокоторжественными обрядами, природа с дивною красотой и устроением времен года, семья - со своим христианским укладом и праздниками - наиболее ярко озарены в памяти ребенка и имеют в его жизни безценные формирующие начала, ибо детская душа без особых объяснений объемлется светлым, благоговейным чувством прикосновения к гармонии, радости и красоте Божественной премудрости, устрояющей мир земной и Небесный.

Светлые часы радости помогают нести многие тяготы, труды и лишения. Всякий знает, что жизнь на грешной земле состоит не только из праздников. И в наши лихие, безбожные времена семейный православный крест приравнивается к мученическому.

Быть православными родителями - это неусыпная тревога и бдительность. Это и огромная ответственность за детей перед Богом. Потому что наши дети не совсем наши. Господь доверил нам их на воспитание. Христиане всегда помнят о том, что придет время, когда Отец Небесный, Творец и Создатель мира видимого и невидимого, призовет к ответу своих чад - всех живущих на земле, и спросит о том, угодны ли были дела наши Богу. Господь крепко спросит, как соблюдали мы души детей, которые суть Его. А родители, наделившие их плотью и кровью, обязаны давать образование, воспитание и, конечно, свою любовь.

Из Священного Писания известно: родители, воспитывающие детей согласно слову Божию, приучая их к порядку, дисциплине и благочестию, имеют одобрение и благословение Небес. Ленивые родители со временем понесут гнев Божий за нерадивое соблюдение детей. Так, в Ветхом Завете, в Первой Книге Царств показано, как Бог наказал священника Илию именно за то, что он не воспитывал в строгости своих сыновей: «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздал их» (1 Цар. 3:13).

Слово Божие делает отца ответственным за обуздание детей. Притчи Соломоновы предупреждают: «Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму, ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и они учили меня» (Пр. 4:1-3).

Если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это прежде всего говорит о неспособности к воспитанию у родителей, их лени, безпорядочности и неумении заглянуть в будущее, увидеть, чем обернется их иллюзия - «все воспитается само собой».

Прежде родители были более ответственными и с ранних лет приучали детей к их обязанностям. К сожалению, прошли те времена, когда малышу подставляли под ноги ящик, чтобы он научился мыть посуду.

Их родители, как правило, трудяги. Ничему дурному не учат, а слепой любовью своей ограждают детей от трудов и забот. Плоды же такого воспитания всегда обратны. Когда детям позволено все, и они ни за что не отвечают, то объект для эксплуатации находится быстро. В первую очередь это свои же родители, которых дети нещадно дрессируют. Что же, достойная расплата пусть за неосознанное, но растление детей. Процессы растления трудно обратимы. Когда дух своеволия слишком развит, лучше всего помогает непрестанная молитва о вразумлении детей.

Господь не замедляет с ответом. Лучшим лекарством, которым врачуются безумные мира сего, являются их скорби и болезни.

Родителям никогда не поздно взять власть в свои руки. Находится немало таких, которые сокрушенно заявляют, что уже ничего не могут сделать с ребенком. Подобные заявления обличают прежде всего родительскую слабость. Чтобы крепко вразумить свое чадо, нужно, конечно, приложить немало усилий, потратить время, нервы, здоровье. Пожертвовать своим покоем, авторитетом, иногда и престижем в глазах общества.

Но не нужно бояться задействовать все возможные вразумления. Результаты могут проявиться сразу же и в особенности много позже, когда дети вырастут и войдут в меру иных пониманий. Они всегда будут благодарны Богу за то, что Он дал им решительных и твердых родителей.

Время детства - это время игр. И нельзя запрещать эти невинные игры, хотя бы они и безпокоили взрослых. Однажды к преподобному Серафиму Саровскому пришла женщина с ребенком малых лет. Пока преподобный разговаривал с матерью, сын начал резвиться. Мать хотела запретить ему, но преподобный остановил ее, говоря: «Оставь, с ним играет ангел Господень».

Детям, как и цветам, нужны и нежное греющее солнце, то есть наша любовь, тепло, ласка, но вместе с тем и влага наставлений и вразумлений, а подчас и гроза наказания. Наказание детей есть не только право родителей - это их важная обязанность.

Наказывать необходимо по разумению, чтобы не возникала опасность ожесточения сердца, угасания любви и отчуждения.

Вот пример, как наказывают и исправляют своих детей родители. Старец схиархимандрит Гавриил из Спасо-Елеазоровской пустыни так рассказывал о своем воспитании:

«Бывает, нашалишь, а матушка и скажет - не шали.

Вот ты все слушаешь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь, потом и сам с ними не сладишь.

А молодость берет свое: как не удерживаюсь - опять нашалю... Тут матушка встанет на колени перед образами и начнет со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: «Господи, вот я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушается меня. Что же мне с ним делать? И сам погибнуть может и меня погубить. Господи, не оставь, вразуми его, чтобы слушался...» И все в таком роде. Молится вслух и плачет. А я стою возле, притихну и слушаю ее жалобы, да Господь и вразумит. Стыдно станет, да и матушку жаль, так и начну сам молиться рядом с ней и прощения просить».

Как рано надо начинать наказывать детей и как это делать? Премудрый царь Соломон говорит: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда и не возмущайся криком его». И далее: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи, 19:18, 13:24).

Народная же мудрость говорит: «Наказывай дитя, пока оно лежит поперек лавки, поздно будет, когда оно ляжет вдоль лавки».

Древним и самым простым способом вразумления детей являются прут и ремень. Конечно, найдется немало возражений среди современных эстетов и воспитателей. Мол, розги - это неэтично, непедагогично, негуманно. Однако в житейской практике мы не строим архитектурных излишеств педагогики, а поступаем именно так, как надо, то есть беремся за прут. При этом совершенно необходимо, чтобы родитель был в полном спокойствии и мирном состоянии духа. При раздражении человека его покидает Дух Святой, Дух любви и милосердия. Тогда обрываются сердечные струны, связующие родителя и ребенка. В результате наказание может привести к озлоблению и причинит больше вреда, чем пользы.

Вот как вспоминает один благочестивый христианин:

«В нашей семье было пятеро детей. Каждый из нас имел огромное уважение к ремню отца, который висел на большом гвозде. Отец никогда не шлепал меня, когда сердился. Он ждал того момента, когда я думал, что он забыл о моем непослушании. Тогда спокойным голосом он говорил: «Ну хорошо, пойдем вниз и выучим другой урок послушания». Я крепко получал свое наказание, а потом должен был встать на колени и просить у Бога прощения за мое упорство. После того, как я примирялся с небесами, я должен был обнять своего отца и сказать, что я его люблю».

Наказание и прощение вины являются важнейшим воспитательным моментом. Иначе прощение может быстро превратиться в пустой ритуал, если ослушание окажется безнаказанным.

Другой пример необходимости применения наказания по рассказу одного православного психолога.

«Бывает часто - маленький ребенок раздражен, капризничает, изводя и себя, и окружающих. При этом сам не понимает, что ему нужно. Утешения и уговоры безполезны, ребенок плачет - только еще хуже каприз. Родителям невдомек, что причиною тому служат невидимые безплотные силы - демоны. Они раздражают чадо, приводя в состояние истерики, нытья, безконечных слез. Эти слезы не могут нести ребенку успокоения, но наоборот - разрушают его психику и здоровье. В этом случае необходимо тут же переломить ситуацию, твердо пресечь каприз. Предупредить несколько раз и крепко наказать по разумению, чтобы чадо почувствовало боль, перестроило внимание. Тогда польются другие слезы, вполне осознанные - оттого, что больно, оттого, что заслуженно наказан за плохое поведение. Тут и в угол не мешает поставить, и подождать, когда созреет решение попросить прощения. Примиряясь со всеми, ребенок находит защиту и успокоение в своих же родителях. Стоит немного спустя приласкать малыша, как он уже затихает, улыбается, доволен. Дети в подобных ситуациях лишний раз понимают, что

есть в семье некто умнее, чем они, способные подчинять и любить».

Уважение к родительской власти - главнейшее качество, в котором нуждаются дети, чтобы быть готовыми к полезной полноценной жизни. Такое воспитание поддерживает атмосферу устойчивости, внимания, взаимного уважения и любви в доме.

Родители должны помнить простой факт - вы являетесь властью для вашего ребенка. Вам не должно умолять его о послушании. Не надо угрожать. Вы должны произносить слово, полное власти и авторитета, которое ребенок сможет понять и исполнить. Такое слово одобрит Господь. Ваше дитя должно быть приучено повиноваться вашему слову. При этом оно может протестовать, кричать, но в глубине души будет довольно, что у вас есть твердое суждение и сила для защиты его против собственных же глупостей и недостатка опыта.

Ребенок, приученный повиноваться родительской власти, послушен и счастлив оттого, что живет под защитою власти отца и в согласии с Божьим порядком. Только тот, кто приучен жить под властью, годится для того, чтобы властвовать самому.

В Домострое - книге, по которой благочестиво жили многие поколения наших праотцев, сказано: «Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою, слушайтесь их и повинуйтесь по-божески во всем. И старость их чтите, и немощи и скорби их на себя берите. И благо вам будет и долго будете жить; за это простятся вам грехи ваши, и от Бога помилованы будете, и от людей прославитесь, дом ваш благословится навеки... и достигнете старости маститой».

В православных русских семьях всегда свято чтилось благословение родителей. Исполнение его считалось залогом благоденствия и всякого успеха в жизни. Изучая жития святых, можно найти множество примеров полного послушания детей родителям.

Так, преподобный Серафим Саровский, прежде чем поступить в монастырь, куда стремилась его душа, про- сил для этого благословения матери. А преподобный Сергий Радонежский, имея горячее желание уйти в пустынь, откладывает исполнение желания ради просьбы родителей не покидать их до смерти.

Благословение родителей важно в выборе жизненного пути детей: при определении профессии, вступлении в брак. Но не должно быть и особого принуждения. Совесть родителей чиста перед Богом, если дети совершают ошибки, нарушая родительское благословение. Детям же подобное нарушение вменяется в тяжкий грех.

Вот случай, почерпнутый из писем оптинского старца Амвросия.

Чтобы понять его, следует вспомнить обычай иноков Афона открывать тела усопших братии через три года после смерти. По виду останков монахи судят о загробной участи усопшего брата: белые, чистые кости свидетельствуют о том, что грехи брата прощены, а черное или истлевшее тело, наоборот - о скорбной судьбе брата за гробом. В последнем случае весь монастырь усиленно молится о прощении грехов усопшего.

В одном из монастырей случайно открыли тело иеродиакона. Оно было темное и нерастлевшее. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над этим телом. Но и по прочтении молитвы тело оставалось неизменным. Владыка спросил, кто усопший и в чем причина такого положения. Вспомнили, что он был единственным сыном бедной вдовы и против воли матери пошел в монастырь, а мать из-за бедности всегда на него роптала. По велению владыки отыскали мать иеродиакона - девяностолетнюю старушку. Владыка стал

увещевать ее простить сына, но та не соглашалась, говоря: «Я много горя претерпела через него». Владыка сказал: «Если не простишь, сама будешь связана». Тогда мать как бы нехотя сказала: «Ну Бог его простит, и я прощаю». Темное тело тотчас рассыпалось в прах.

Детей обязательно нужно приучать к молитве и направлять их, как правильно совершать молитву и крестное знамение. Нужно молиться утром, восстав с постели, и вечером перед сном, а также при всякой необходимости.

Дети охотно впитывают в себя школу молитвенных правил. Сложные молитвы им запомнить трудно, поэтому надо во всем поступать по разумению, исходя из характера ребенка, и по благословению духовника. Молиться можно и своими словами. Другое дело, что не каждый может отыскать высокодуховные слова, и тогда прибегают к каноническим молитвам. Со временем от постоянного употребления молитвы запоминаются слово в слово.

Очень важно приучить детей творить молитву перед едой и после нее. Благодатный покой от Божьего присутствия бывает весьма ощутим за трапезой - она проходит чинно, без торопливости и пустословия. Дети не вертятся, не капризничают и слушают родителей. После молитвы пищу еще необходимо осенить крестным знамением. В наше время на стол поступает много продуктов, опасных для здоровья. Крест и молитва оберегают нас от повреждения пищей. От их благодатного воздействия исчезает даже радиация. Сейчас уже известно, что в Чернобыле после аварии на атомной станции вокруг небольшой церкви, расположенной в зоне заражения, повышения радиации не наблюдалось...

От питания детей много зависит в последующей их жизни. Там, где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как захочет есть, не согласуясь с установленным временем, там оно привыкает к своенравию оттого, что успевает выпрашивать и выплакивать желаемое.

Слишком вкусная и изысканная пища также не полезна к частому употреблению. Еда должна быть простой. «Голод - лучший повар», - так говорит французская поговорка.

Говорить о том, как приучать детей к посту, для многих будет преждевременно. В наши дни мало кто из взрослых сам способен правильно поститься. Но в семьях благочестивых, где взрослые молятся и получают вразумление от Господа на решение той или иной проблемы, где детей причащают и они чувствуют дыхание Божественной любви, трудности в соблюдении поста рано или поздно решаются положительно. Духовные же плоды не замедляют проявляться на формировании воли, воздержания и смиренномудрия детей.

Большинство родителей много и с радостью мечтают о том, кем станут их дети, когда вырастут. Как правило, в этих мечтаниях отражается не реальная действительность, а дух времени и мода, собственные идеалы или несбывшиеся стремления.

Для Господа важно не то, кем станут наши дети и какие посты займут, но какими они будут. Как сформируется их душа? Сможет ли она достойно пройти множество искушений и испытаний жизни? Легко ли будет она соглашаться с волей родителей, а значит, и с волей Божьей? Способна ли будет любить Отца Небесного и соблюдать Его законы, единые для всего мироздания?

Ленивцы и гордецы труднее всего управляются Божественным водительством. Труднее всего идут ко Господу образованные умники. Поклониться и подчиниться Христу им мешает интеллектуальная гордыня и самолюбование. А ведь таких мы активно готовим еще со школьной скамьи. Как известно, знания и навыки учащихся оцениваются отметкой в классном журнале. Но является ли такая оценка отражение знаний и трудов?

Вот типичный пример из школьной жизни. Один ученик, обладая хорошей памятью, легко запоминает весь учебный материал. Другой не имеет такого дара. Чтобы запомнить урок, ему приходится учиться в два раза больше. В первом случае может вырасти способный ленивец, привыкший к легким путям и победам. Он верит в себя и в свои способности. Именно ему всегда ставили хорошие отметки, которые оценивали в конечном итоге не труд и знания, а хорошую память. Знания - нечто большее, чем память. Это способность правильно применить в деле накопленную информацию. А вот тут-то способному ленивцу всегда лень, для него процесс обучения не идет на пользу.

Господу нужно иное. А именно - какие усилия прикладывают дети, чтобы выполнить поставленное задание. «Царство Небесное усилием берется» (Мф. 11:12). Если не приучать ребенка с детства во всяком деле прикладывать усилия, то и в трудах духовного продвижения к Богу усилий не будет.

Неожиданно для многих оказывается, что дефектные дети и инвалиды, вливаясь в стремительный поток жизни, прикладывают значительно больше усилий, иногда просто невероятных, чтобы не отстать от здоровых. Терпение, трудолюбие и старание более всего ценятся Господом. Ему угодно, чтобы мы неленостно трудились, не почивали на лаврах, не превозносились умом от собственных дел. Он же завершает наши усилия Сам.

Важно, чтобы всякий труд и начинание оценивались ребенком как послушание родителям и Богу, как долг перед Ним. Плоды таких трудов благодатны. Напротив, даже самые похвальные труды становятся неугодными Богу, если их плодами становится горделивое превозношение ума, которое соделывает нас учениками диавола - противника Божия.

Иным деловым людям, живущим ради успеха и богатства, наши рассуждения покажутся более чем странными. Многолетнее безбожие породило непонимание и неприятие православного мышления. Поколение, неспособное быть мудрым, видеть свое завтра и соблюдать законы Христовы, ищет свои цели и опору в жизни - в славе, деньгах, престиже. Но опыт духовного делания знает, что эти достояния полезны и безвредны людям простым, незлобливым, независтливым. Когда душа смиряется пред Богом, перестает искать своего, во всем полагается на волю и милость Божию, то обретает иные сокровища - покой, любовь, сострадание. Более всего нужно искать Царства Небесного, все остальное прилагается.

Неверующие люди не нуждаются в Боге. Они считают, что всего добиваются сами. И действительно, - на что им Бог, когда и без него неплохо...

В одной из песен Новеллы Матвеевой поется: «Плыл кораблик. Веселый и стройный. Над волнами как сокол парил. Сам себя, говорят, он построил. Сам себя, говорят, смастерил. Сам смолою себя пропитал. Сам оделся и в дуб и в металл. Сам повел себя в рейс. Сам свой боцман. Сам свой лоцман. Сам свой капитан».

Милая песенка, безумие которой видно только верующему человеку. Все хорошо в ней, да только в те ли моря плывет тот кораблик? Ведь он сам выбирает себе дорогу, и капитан ему не нужен, и боцман, и лоцман. Эта песенка хорошо отражает состояние души современного человека - плыть в никуда, но вроде бы по делам.

Но не знает кораблик, что ждет его завтра. Что впереди неминуема погибель, потому что плывет он по своему умишку, без Бога. На всех парусах и... не в ту сторону.

Трудно жить, не понимая той великой брани, которая идет за каждую душу между силами тьмы и света. Как научиться противостоять соблазнам, растлевающим душу? Ведь растление входит в сердце многими путями под воздействием демонических сил, невидимо окружающих нас. Бороться с таким врагом без опасности для души возможно, только имея опыт православного делания, который приобретается многими трудами. Это целая жизнь испытаний, служения Богу и ближнему. В ней необходимы великое терпение и мужество.

«В мире скорбны будете» (Ин. 16:33), - говорит Священное Писание. Это подтверждает и наш житейский опыт. По-настоящему счастлив тот, кто обрел терпение и покой в Боге и не отступает от Него.

Для достижения Царства Небесного мало одного желания войти туда. Многие пожелают быть с Богом после смерти, но узок путь, ведущий к Небу. Нужно обладать немалым умением идти по жизни скорбным путем.

«Если гнали Меня, будут гнать и вас» (Ин. 16:20), - говорит Господь. Святоотеческая литература во множестве примеров учит о скорбях, которые суждены христианам.

Вот как говорил преподобный Исаак Сирин: «Путь Божий есть ежедневный Крест. Никто не восходит на Небо, живя прохладно... Тем и отличаются сыны Христовы от прочих, что живут в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем».

Православным родителям необходимо готовить детей к трудному христианскому пути, чтобы они имели силы среди безбожия и растления нести крест чистоты, веры и благочестия, умели постоять за веру.

Одна женщина, любившая свою нежную, хрупкую, чувствительную дочку превыше всего, высказывала свои опасения духовнику: «Мне нестерпимо думать, что дочери придется страдать. Я хочу оградить ее от всякого горя и, если возможно, взять его на себя».

Духовник в ответ упрекнул ее в эгоизме, в том, что она отнимает у дочери Крест и тем лишает ее спасения: «Нельзя развивать в дочери излишнюю сентиментальность и чувствительность. Приучайте ее к испытаниям. Молитесь за нее и саму научите призывать в молитве Имя Господне как лучшую опору в жизни в любых обстоятельствах, при любых невзгодах. Не разрешайте ей всего того, что хочется страстно. Пусть она приучится переносить неудачи, не раздражаясь, сможет ждать с терпением. Нужно, чтобы она могла лишаться приятного без слез и терпеть недостатки в жизни, не считая при этом все безвозвратно пропавшим.

Если у нее горе, не спешите в тот же час врачевать рану. Лучше вместе подойдите к Распятию и на коленях помолитесь, поцелуйте дочь. Господь Сам пошлет Свою помощь, а вы - свою.

Укажите дочери, каков ее долг, работа. Не исполняйте эту работу сами. Назначайте дело на каждый день и требуйте строгого исполнения. Работа укрепляет душу.

Учите своего ребенка не опираться на вас, уметь обходиться без вас и всецело надеяться на Господа. Тогда в час вашей кончины она не останется одинока, без помощи и поддержки.

Сердце девушки, рядом с которой нет матери и которая не умеет сама прибегать к помощи Господа - падает, разбивается и часто загрязняется».

Духовник замолчал. Мать плакала...

Завершить все сказанное хочется стихотворением, написанным более чем 20 лет назад. Одна из его строчек дала название всем опубликованным материалам. Да не оставит Господь в милостях Своих автора этих мудрых строк, имя которого нам неизвестно.

Мальчик мой милый, в коротких штанишках,

Я ухожу, а ты остаешься.

И будут твердить тебе устно и в книжках,

Что ты перестройки всемирной добьешься.

Что ты полетишь на другие планеты,

Поставишь на службу расщепленный атом.

У космоса новые вырвешь секреты

И сделаешь мир безконечно богатым.

Что ты чудодействием техники брызнешь

На все, что подвержено смерти и горю.

И люди придут к ослепительной жизни

Не где-то, когда-то, а быстро и вскоре.

Мой милый, мой бедный, доверчивый мальчик,

Все эти игрушки - твое обольщенье.

Отводится час твоего просветленья.

Но смерть приведет этот час за собою.

Поймешь ты, да поздно, уж силы иссякли,

Что Целую жизнь понапрасну ты строил

Что путь твой был предков извечной тропинкой,

Что двигался, дедов своих не догнав ты,

Хотя они шли в большинстве по старинке,

А ты пролетел в корабле астронавта.

И вот уже смерти всеобщие двери...

Войдешь в них и ты со всемирным теченьем.

И скажешь: зачем я, зачем я не верил,

Что жизнь - это к вечности приготовленье.

Зачем не собрал я богатство другое -

Сокровища сердца - они б не иссякли.

Ведь целую жизнь я безсмысленно строил

Удобное кресло к финалу спектакля.

Татьяна ПОЛЯНСКАЯ

21 июля 2009 г. в Барвихе прошло совещание, на котором обсуждались отдельные аспекты школьного образования и вопросы введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей. На этом мероприятии Президент России Дмитрий Медведев высказался в пользу преподавания в российских школах предметов по основам религий и отметил целесообразность введения института воинских и флотских священнослужителей.

По нашему мнению, это крайне противоречивая и отсюда вредная инициатива.

Религия принимается безоговорочно или не принимается вовсе. Если христианин, сын или дочь христиан, насмотревшись и начитавшись сур из Корана, тор из Библии, изречений из Вед, посланий святых апостолов из Нового Завета, отдаст предпочтение Будде – это будет катаклизм сознания, так как тот выбор – сознательный. Это – провал христианской инициативы, так как Будда оказался велеречивее. Если буддист, сын или дочь буддистов, выберет иудаизм, то это будет провал идей избранного Богом народа.

Мало того, все эти метаморфозы прозелитства (идеологии людей, принявших новое вероисповедание) однозначно окажутся на совести законодателей, не потрудившихся вникнуть в глубину проблемы вероисповедания.

Господин Президент Российской Федерации А.Д. Медведев ошибается, считая, что детям будет полезно изучать «все многообразие российской религиозной жизни», так как это противоречит самой религии, любая из которых в своей основе предполагает безусловную если не слепую веру в своих богов. Иначе это не религия, а курс общеобразовательной дисциплины.

Здесь, собственно, нет альтернативы: традиционно свою родовую религию верующему человеку надо изучать истово и безоговорочно при соблюдении крайнего невосприятия учений «неверных», «нечестивых», «бусурман», прозелитов, бастардов, выхрестов, еретиков, староверов, раскольников и т.п. или вовсе не затрагивать эту взрывоопасную тему, рискуя быть обвиненным в экстремизме или разжигании религиозной розни. Это во-первых.

Во-вторых, лиха беда – начало. Начнем преподавание со светских учителей, обязательно продолжим батюшками, муллами, ксендзами, раввинами, гуру и прочими учителями.

В армии многоконфессиональность будет бедой особого рода, когда наставники не сойдутся во мнениях и попытаются, как приснопамятные комиссары, влиять на принятие командирами решений. Бог их религии не позволит поступить по другому.... Если они не послушаются своего Бога, то они будут вероотступниками. Вряд ли устав человека с ружьем совпадет с молитвенником бытюшки с кадилом...

Этому просто нет комментариев.

Анатолию Сердюкову надо бы хорошо подумать, прежде чем входить в российскую историю с подобными начинаниями.

Господи, вразуми люди твоя!