Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Дидактическое проектирование. Таксономия дидактических целей. Шилягина А.М. Проектирование дидактических информационных комплексов по различным дисциплинам Дидактическое проектирование


Основной характеристикой деятельности является её предметность. Под предметом деятельности понимается то, что субъект (преподаватель) имеет к началу своей деятельности и что подлежит трансформации в процессе деятельности в продукт - результат деятельности.

В качестве предмета дидактического проектирования выступает информационная модель, отражающая (в виде текста, схемы, представления и т.д.) информацию об условиях проектирования (включая исходные условия и факторы обучения) и о содержании структурных элементов конкретного дидактического цикла.
К числу исходных условий и факторов обучения относятся: общие цели образования и обучения, задаваемые обществом и производством; содержание образования и обучения, определенное в соответствии с общими целями; совокупная характеристика объекта обучающей деятельности; комплекс внешних условий и факторов (организационные, временные, материальные и т.п.).
Полный перечень факторов обучения с указанием степени влияния их на результат обучения представлены в таблице 1.
Таблица 1


; №
| п/п
!
i
;

\
Факторы

Коэффициент (степень) влияния

; 1.

Мотивы учения. Установки, потребности и интерес, j Уяснение целей.

0,92

: 2.

: Умение учиться и работоспособность учащихся

0,89

3.

I Активность в учении

0,86

4.

! Уровень внимания. Дисциплинированность

0,82

" 5.
:

! Общие способности, потенциальные возможности, способности 1 к освоению конкретного материала

0,78

6.

Сложность учебного материала

0,76

: 7.

: Инструментарий обучения

0,75

; 8.

! Характер мыслительной деятельности при усвоении материала

0,74

9.

Особенности психики учащихся

0,72

ю

1 Общий уровень развития и уровень предшествующей (исход- i ной) подготовленности

0,69

11.

! Время на изучение и закрепление материала

0,61

12.

: Периодичность и характер контроля

0,57

13.

: Количество (объем) учебного материала

0,51

14.

: Характер содержания

0,50

15.

: Способы представления материала

0,49

16.

1 Структура учебного материала

0,46

17.

: Психологические условия обучения

0,45

; 18.

: Применение средств обучения

0,44

19.

: Работоспособность преподавателя

0,43

20.

Санитарно-гигиенические условия

0,40

Под дидактическим циклом понимается организационно- содержательная единица учебного процесса (та или иная его часть), сохраняющая свою существенную характеристику.
В зависимости от «масштаба» в учебном процессе выделяются различные организационно-содержательные единицы (т.е. дидактические циклы) - отдельное занятие, система занятий по теме, разделу, предмету, модулю и т.п. Поскольку дидактический цикл - часть учебного процесса и одновременно фрагмент деятельности, то в нем, в соответствующем масштабе, присутствуют все компоненты учебного процесса. Любой дидактический цикл включает следующие структурные элементы: цели дидактического цикла как предполагаемые его результаты; содержание цикла, выступающее как объект усвоения; учебная деятельность (обучаемого); деятельность преподавателя; дидактический инструментарий, включающий формы организации учебной деятельности, способы и средства обучения, контроля и оценки усвоения.
ПРОДУКТ (РЕЗУЛЬТАТ) ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Предмет и продукт дидактического проектирования находятся в тесной взаимосвязи: предмет - это будущий продукт. Преподаватель, имея к началу акта проектирования определенную информацию об условиях проектирования (информационную модель), анализирует её и преобразует в конечном итоге в модель дидактического цикла - продукт дидактического проектирования. Таким образом, продуктом дидактического проектирования является дидактический проект, понимаемый как идеальный образ, прогнозная модель реального процесса взаимодействия обучаемого и преподавателя в определенных пространственно-временных границах. Другими словами, дидактический проект - это модель дидактического цикла.

Еще по теме ПРЕДМЕТ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ:

  1. Кубрушко П.Ф.. Дидактическое проектирование. Учебно-практическое пособие, 2001
  2. Дидактические требования к содержанию школьного предмета химии
  3. ГЛАВА 1.1. Задачи учебного предмета химии. Система содержания и построения школьного курса химии в свете современных дидактических требований

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАРАЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дидактические материалы

Выполнила: преподаватель

иностранного языка

Коновалова А.А.

Зарайск

Понятие дидактический материал………………………………………………3

Цели использования дидактических материалов в учебном процессе……….4

Основные требования к дидактическим материалам…………………………..6

Этапы разработки дидактических материалов………………………………….7

Классификация электронно-демонстративных материалов……………………7

Список использованных источников и литературы…………………………...10

ПОНЯТИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Учащиеся при анализе своей самостоятельной работы часто указывают на потребность в самоконтроле за этой работой, на необходимость в снабжении их развернутым комментариями всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, на затруднения в самостоятельной ориентации в теоретическом материале.

В результате опросов, проводимых на базе учебных заведений, в частности, выяснилось, что некоторые учащиеся, не имея собранных в одном пособии всех необходимых им сведений, в поисках нужной информации чаще обращаются к преподавателю, чем к учебнику или грамматическому справочнику. Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся в ходе реализации проекта.

Итак, дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой).

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);

2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

6. принцип познавательной мотивации;

7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Следует указать, что использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера.

Учитывая то, что в основе любого учебного процесса лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем прийти к выводу, что дидактические материалы в учебном процессе должны играть несколько иную роль.

Далее хотелось бы более подробно остановиться на рассмотрении основных целей применения дидактических материалов. К ним мы можем отнести самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации, активизацию познавательной деятельности обучающихся, формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

Хотелось бы подчеркнуть, что условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.

Использование дидактических материалов позволяют установить контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов. Также дидактические материалы направлены на самоконтроль и самокоррекция, тренировку в процессе усвоения учебного материала.

В процессе работы с дидактическими материалами у учащихся усиливается мотивации обучения, происходит развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического), осуществляется процесс формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества, активизируется взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля.

Система дидактических материалов в учебном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К

ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ

Среди существующих требований к дидактическим материалам мы можем в частности отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

На сегодняшний день довольно широкое распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).

Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. С нашей точки зрения, данная психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:

1. определение целей обучения на уроке;

2. отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;

3. определение области и цели использования дидактических материалов;

4. разработка уроков с использованием дидактических материалов; проектирование заданий для отобранных уроков;

5. выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор средств, участвующих в разработке;

6. разработка дидактических заданий;

7. формирование методического аппарата;

9. выработка критерия оценки результатов обучения;

10. разработка средств контроля знаний и способов их применения;

11. включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс;

12. интерпретация полученных результатов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННО-ДЕМОНСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

На сегодняшний день в образовательном процессе стало широко применяться электронно-демонстративные дидактические материалы. Существует классификация электронно-демонстративных материалов по методическому назначению и дидактическим целям

В частности, мы можем определить следующие виды:

1. дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);

2. обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц;

3. памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;

4. задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;

5. задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;

6. задания с проблемными вопросами;

7. задания на развитие воображения и творчества;

8. экспериментальные задания;

9. обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента, способы записи результатов наблюдений и измерений, правила измерения, оценку точности измерения, графическую интерпретацию результатов эксперимента, правила приближенных вычислений, формулировку вывода по результатам эксперимента, правила оформления отчета;

10. инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы;

11. карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.;

12. инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам;

13. листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию;

14. справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования», «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.;

15. алгоритм выполнения задания;

16. указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;

17. указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание;

18. модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений;

19. проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы);

20. тесты с возможностью самоконтроля.

Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в учебном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед учителем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.


Продуктом подготовительного этапа методической деятельности педагога выступают дидактические материалы в виде плана, текста и контурного конспекта, на разработку которых необходимо обратить особое внимание.

План изложения темы представляет собой продукт деятельности по выбору необходимых содержательных элементов по теме и установке существующих между ними связей, по выбору последовательности изложения содержательных элементов и формулировке заголовков, объединяющих эти содержательные элементы по однородным признакам, а также деятельности по выбору уровня сложности плана.

Соответственно его характеристиками являются:

Определенная последовательность изложения содержательных элементов;

Уровень сложности плана.

Хотелось бы заметить, что в результате выявления содержательных элементов по теме и установления их взаимосвязей образуется логико-семантическая структура учебного материала. Логико-семантическая структура, обеспечивая представление о многообразии содержательных элементов по теме, их роли и значении в теме, позволяет на следующем этапе выбрать последовательность их изучения и, тем самым, сделать второй шаг на пути конструирования такого дидактического материала, как план. Таким образом, необходимо отметить, что логико-семантическая структура выступает отправным пунктом в проектировании плана.

Переход от общих положений таких например, как «маркетинг», «имидж» и т.д., к частным понятиям, соответственно, как «маркетинг услуг», «маркетинг образовательных услуг», «имидж организации», «имидж потребителя», характерно для дедуктивного плана. Обратный переход реализуется в индуктивном плане.

Известно, что на выбор типа плана влияют:

Особенности восприятия, понимания, запоминания обучаемыми новой информации (т.е. сообщению о принципах расчета, например, динамики производительности труда должны предшествовать пункты с определением её понятия и характеристики);

Уровень сформированности базовых знаний (заинтересовать хорошо подготовленных учеников можно, предоставив им возможность действовать, чему способствует индуктивный план; дедуктивный более предпочтителен для «слабых» учащихся);

Формируемый уровень специалистов (требование развития оперативности мышления реализуется путем выбора индуктивного плана, а дедуктивного – наоборот).

Еще одним вопросом, решаемым при конструировании плана изложения темы, является степень его сложности . На ее выбор влияют:

Особенности восприятия и понимания обучаемыми новой информации (число структурных единиц, которые может удержать человек, не делая ошибок, равно примерно 7; поэтому, считается нормальным, когда технический текст с количеством сверхфразовых единств, не превышающим семи, относится к одной рубрике; в противном случае, следует разделить объемный текст соподчиненными заголовками);



Уровень подготовки учащихся (чем подготовка слабее и текст труднее, тем предпочтительнее одно- или двухступенчатая рубрикация; основаниями для многоступенчатой рубрикации, кроме хорошей подготовки учащихся, являются широкий, многообразный круг вопросов, охватываемых преподавателем, и большой объем текста);

Целевое назначение текста (мнемические планы /для запоминания/ содержат пунктов в два раза больше, чем познавательные; значит, деление текста на структурные единицы должно быть частным; но в то же время, при делении его на слишком маленькие части может быть утеряна целостность материала) .

Подробно представленный материал в последовательности, предопределенный планом, являет собой другой дидактический материал, именуемый текстом. На данном этапе проектирования и разработок будет производиться проектированиеконтурного конспекта по теме . В контурном конспекте должны содержаться только ключевые положения новой основной информации, выраженные посредством таблиц, графиков, аббревиатуры, различного рода обозначений, акцентов.

По способу представления информации конспекты делятся на:

§ планы-конспекты;

§ конспекты–схемы.

План-конспект кратко представляет содержание каждого из пунктов плана.

Конспект–схема – это иерархия понятий темы, упорядоченных согласно плану и дополненных основными сведениями. В данном случае проектируется контурный конспект в виде плана-конспекта .

Разработанные дидактические материалы по теме «Маркетинг в сфере образования» дисциплины «Менеджмент в образовательной сфере» представлены в приложении:

1. План изложения темы является дедуктивным, что обусловлено особенностями содержания учебного материала, по типу и сложным, что обусловлено особенностями восприятия и достаточным уровнем подготовки студентов.

2. Логико-семантическая структура учебного материала по теме представлена на рис. .1.

3. Проектирование контурного конспекта представлено в виде информации, выраженной в таблицах.

В этой части курсовой работы необходимо построить проект будущего урока, определить и обосновать цели, тип урока, оценить возможности его материально-технического оснащения, на основании этого подобрать и обосновать методы обучения, которые возможно использовать на данном уроке, для которого разработать учебно-дидактические материалы (средства обучения и контроля). Начать проектирование учебного занятия следует с перспективно-тематического планирования учебного процесса по выбранной теме курсовой работы. В перспективно-тематическом плане необходимо выполнить:

Определение и обоснование целей учебного процесса (образовательная, воспитательная, развивающая);

Выбор и обоснование методов мотивации и организации учебно-познавательной деятельности;

Выбор форм теоретического или производственного обучения;

Выбор средств организации эффективного учебного процесса в соответствии с педагогической технологией обучения;

Проектирование контрольно-измерительных (оценочных) материалов.

Определение и обоснование целей учебного процесса

Цель – это результат решения большой всеобъемлющей задачи, которая заключается в том, чтобы обучить учащихся определенному владению профессией.

Образовательная цель заключается в том, что учащийся приобретает возможность овладения знаниями и владением данной профессией на определенном уровне в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Образовательная цель предполагает указание того, какие конкретно знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся и на каком познавательном уровне (ознакомительном, репродуктивном, уровне применения);

Воспитательная цель указывает, какие личностные качества можно сформировать и развивать содержанием материала учебного занятия (познавательный интерес, самостоятельность, активность, ответственность и др.).

Развивающая цель направлена на формирование отдельных приемов умственной деятельности (сравнения, анализа, обобщения, синтеза и т.д.); развитие у учащихся понимания собственных способностей, готовности к самообразованию.

Цели должны быть поставлены диагностично, что предполагает возможность проверки их реализации при осуществлении учебно-познавательного процесса.

Выбор методов обучения

Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский).

Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, в связи с этим их классифицируют по нескольким основаниям.

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, метод, исследовательский метод.

3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и без машинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

При выборе метода обучения необходимо исходить из того, что каждый из них ориентирован на решение определенного круга задач. В связи с этим на каждом этапе учебного занятия возможно использование нескольких методов обучения, т.е. необходимо комплексное планирование применения совокупности методов обучения в зависимости от целей и задач обучения, реализуемых на каждом этапе учебного занятия.

В пояснительной записке к курсовой работе необходимо по этапам учебного занятия спроектировать использование методов обучения, при этом приводить обоснование выбора метода. Например, на этапе организационного периода планируем использование метода стимулирования и мотивации учения, в рамках этого проанализируем и приведем пример жизненной ситуации. … При изложении учебного материала будем использовать словесный (рассказ) и наглядный методы (плакаты, стенд), учебно-познавательную деятельность учащихся организуем с применением репродуктивного и частично-поискового методов. В процессе учебного занятия используем методы контроля в виде фронтального текущего контроля с использованием информационно-компьютерных технологий.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Шилягина Алла Михайловна
Смоленский государственный университет
ассистент кафедры иностранных языков


Аннотация
Сформулировано определение дидактического информационного комплекса (ДИК). Показаны существенные отличия дидактического информационного комплекса (ДИК) от традиционного учебно-методического комплекса (УМК). Перечислины основные функции дидактического информационного комплекса. Выявлены главные условия функционирования дидактического информационного комплекса.

THE PROJECTION OF A DIDACTIC INFORMATION COMPLEX IN VARIOUS DISCIPLINES

Shilyagina Alla Mikhailovna
Smolensk State University
Assistant of the Department of Foreign Languages


Abstract
The principal differences between a didactic information complex (DIC)) and a traditional educational and methodical complex (EMC) are revealed. The determination of a didactic information complex (DIC) is formulated. The most important functions of a didactic information complex are listed. The main conditions for the functioning of a didactic information complex (DIC) are identified.

Появление новых средств коммуникации и внедрение их в сферу образования в виде новых средств обучения, привели к изменению структуры и содержания традиционного учебно-методический комплекс (УМК). Назрела необходимость создания УМК нового поколения, объединившего в себе как привычные, так и новые средства обучения, которые появились в арсенале учителя за последние годы.

Сегодня в сфере образования существует целый ряд учебных комплексов, служащих для учебно-методического обеспечения: электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), учебно-информационный комплекс (УИК), сетевой учебно-методический информационный комплекс (СУМИК) и др.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) является актуальным средством в познавательном процессе и позволяет сообщать учебную информацию, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, использовать информацию и коммуникационные технологии, обеспечивать объективный контроль. ЭУМК предназначен, в основном, для обучающихся.

Учебно-информационный комплекс (УИК) представляет собой систему учебных материалов, компьютерных программ и электронных ресурсов, отражающих модель учебного процесса и обеспечивающих практическую деятельность учителя и ученика. УИК предназначен как для учащегося, так и для преподавателя .

Сетевые учебно-методические информационные комплексы (СУМИК) – это дидактические, программные и технические интерактивные комплексы для обучения преимущественно в среде Internet/Intranet. СУМИК является программно-дидактической системой, обеспечивающей непрерывность и полноту дидактического цикла дистанционного процесса обучения . СУМИК предназначен и для учащегося, и для преподавателя.

Таким образом, любой учебно-методический комплекс (традиционный или инновационный) представляет собой сложную многокомпонентную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Основой любого современного электронного учебно-методического комплекса (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только при помощи компьютера с его программным приложением. В этом случае, компьютер с его программным приложением – это основное техническое средство повышения эффективности педагогической деятельности. Именно в этом своем качестве компьютер рассматривается как важный компонент образовательной системы, который коренным образом модифицирует само понятие “средство” применительно к образовательному процессу, т.к. становится универсальным средством.

В начале XXI века традиционный учебно-методический комплекс (УМК) трансформировался в новый современный информационный дидактический комплекс, который мы называем дидактическим информационным комплексом (ДИК). Дидактический информационный комплекс, в первую очередь, предназначен для учителя. В состав дидактического информационного комплекса (ДИК) входит учебно-информационный комплекс (УИК), предназначенный, в большей степени, для учащихся.

Определим дидактический информационный комплекс как комплекс самых различных модификаций и вариантов средств обучения, что необходимо будет учитывать при разработке различных моделей дидактических информационных комплексов.

Ранее нами было сформулировано рабочее определение дидактического информационного комплекса. Мы определили дидактический информационный комплекс как педагогический комплекс, синтезирующий в себе учебную информацию, традиционные и инновационные средства обучения, педагогические, информационные и коммуникационные технологии, позволяющий учителю обеспечить процесс преподавания той или иной дисциплины в условиях интерактивной образовательной среды . Интерактивная среда, созданная за счет использования в обучении компьютера, информационных и мультимедиа технологий, расширяет возможности учебного процесса на методическом и дидактическом уровнях. Важным условием функционирования дидактического информационного комплекса является помещение его в интерактивную образовательную среду, которая менятся под влиянием комплекса. Сам информационный дидиактический комплекс, находясь под воздействием интерактивной образовательной среды, тоже меняется.

Любой учебно-методический комплекс выполняет в учебном процессе определенные функции. Дидактический информационный комплекс, по сравнению с учебно-методическим комплексом, выполнят гораздо больше функций. Перечислим основные функции дидактического информационного комплекса:

1) развивающая;

2) воспитывающая;

3) обучающая;

4) контролирующая;

5) диагностирующая;

6) корректирующая и т. д.

Дидактический информационный комплекс выполняет практически все функции педагогического процесса, но при этом, не подменяя учителя, а помогая ему.

Благодаря тому, что дидактический информационный комплекс состоит не только из традиционных средств обучения (в его состав входят также и инновационные средства обучения, работа которых основана на информационных, коммуникационных и мультимедиа технологиях), он имеет принципиальные отличия от традиционного учебно-методического комплекса. Основными отличиями дидактического информационного комплекса от традиционного учебно-методического комплекса являются:

1) интерактивность;

2) активизация;

3) интеграция;

4) адаптация;

5) визуализация и т.д.

Основной проблемой при проектировании дидактического информационного комплекса по любой дисциплине становится сочетание элементов комплекса, использование этих элементов в определенной последовательности, а также длительность непрерывного их применения согласно санитарно-гигиенических норм, возрастных особенностей учеников, технической оснащенности учебного заведения.

По мнению Л.В. Усольцевойоптимальным сочетанием традиционных и новых средств обучения можно считать такое их сочетание, которое будучи выбранным из множества вариантов, способно обеспечить наивысшую эффективность обучения по определенным критериям .

Дидактический информационный комплекс – это, как было уже сказано, дидактическая система. В основе проектирования дидактического информационного комплекса лежит системный подход. Учитывая это, можно создать совершенно новый дидактический комплекс, который по своим параметрам и характеристикам будет отличаться от уже существующих учебно-методических комплексов.

Вариантов моделей дидактического информационного комплекса может быть много. Наполняемость комплекса элементами висит от тех средств обучения, которыми располагает учитель, а также от специфики преподаваемого предмета, объекта изучения, дидактических целей и задач урока и т. д. Проектируемый нами дидактический информационный комплекс подразумевает обязательное использование информационных средств обучения, поэтому ядром любого дидактического информационного комплекса будет компьютер с его программным обеспечением.

Например, комплекс может состоять из персонального компьютера учителя, проектора и экрана. Это наиболее распространенная на сегоднишний день элементарная модель дидактического информационного комплекса. Стандартный набор оборудования для учебных заведений, состоящий из компьютера и проектора с экраном, позволяет отображать учебные материалы на всю аудиторию или класс.

Если класс оборудован интерактивной доской, то у учителя появляется возможность спроектировать дидактический информационный комплекс, в состав которого, помимо персонального компьютера входит видеопроектор и интерактивная доска. Использование дидактического информационного комплекса, в состав которого входит интерактивная доска, значительно увеличивает дидактические возможности учителя, а именно позволяет:

1) демонстрировать слайды и видео;

2) рисовать и чертить схемы, как на обычной доске;

3) делать пометки на проецируемом изображении;

4) вносить любые изменения и т. д.

Учителем может быть запланирована такая форма работы, как чтение книги. Этот вид работы не может быть полностью отменен при использовании в учебном процессе информационных технологий. В этом случае, учебник будет входить в состав дидактического информационного комплекса в качестве дополнительного элемента, и будет связан с “электронными” компонентами дидактического информационного комплекса.

При разработке учебно-методического комплекса основной трудностью является проектирование электронных учебных материалов, но технологические, дидактические и методические возможности такого комплекса намного шире, чем у традиционного УМК. Так, если в распоряжении учителя имеется необходимая компьютерная программа (например, Rinel-Lingo Editor) , появляется возможность “бумажную” версию учебника перевести в электронную форму. Программа Rinel-Lingo Editor позволяет учителю создавать свои собственные авторские электронные книги. Возможности, которые появляются при использовании на уроках электронных учебников, безграничны.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что моделей дидактического информационного комплекса может быть много. По своему наполнению элементами они могут быть разными. Дидактический информационный комплекс может состоять только из одной базисной части или из двух частей (базисной и вариативной) одновременно. Базисная часть состоит из компьютера с программным обеспечением, мультипроектора и интерактивной доски, она сама по себе уже является комплексом. В то же время, такая часть будет составлять основу любого дидактического информационного комплекса. Взяв в качестве основы базисную часть и добавляя к ней, по мере необходимости, другие элементы из вариативной части, можно спроектировать разные дидактические информационные комплексы.

Вариативная часть дидактического информационного комплекса состоит из раличных средств обучения: традиционных (книга, классная доска, наглядные пособия, схемы, таблицы, приборы и т. д.) и современных (планшет, электронная книга, iPhone, iPad, мультимедийные средства обучения и т. д.).

Каждое средство обучения имеет свое назначение и определенные возможности, выполняя при этом различные дидактические функции. Для того, чтобы спроектировать модель дидактического информационного комплекса, необходимо учитывать дидактические возможности и доминантные качества каждого элемента (средства обучения), входящего в его состав. Наполнение комплекса элементами зависит от изучаемого предмета, целей и задач урока, возраста обучаемых, их уровня развития и т. д. Учитель сам выбирает и структурирует учебный материал, его элементы в своем комплексе, определяет уровень интерактивности, степень самостоятельности изучения теоретического материала, виды и формы контроля знаний. Важной особенностью дидактического информационного комплекса является то, что учитель может его постоянно дополнять и вносить необходимые изменения.

Осуществляя проектную деятельность, учитель должен осознавать, что проектирование дидактического информационного комплекса, с одной стороны, является наукой, следовательно, необходимо соблюдать определенные принципы, формы, методы, приемы и т. д. С другой стороны, проектирование дидактического информационного комплекса – это творчество, которое требует от учителя активности, изобретательности, креативного мышления и профессионального совершенствования. Научившись подобному виду педагогической деятельности, учитель сможет проектировать свои собственные авторские дидактические информационные комплексы и использовать их в преподавании своего предмета.