Ипотека. Законы и проекты. Новости. Калькуляторы. Заработок. Льготы. Доступное жилье
Поиск по сайту

Демографический кризис как глобальная проблема современности. Глобальные проблемы: демографическая проблема. Пути решения демографической проблемы. Особенности демографической ситуации в развитых странах

1)социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.

2)сущность "демографического взрыва" и его связь с другими глобальными проблемами.

3)чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах.

4)Проявления и последствия "демографического взрыва"

а)массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

б)безработица;

в)массовые миграции;

г)проблемы ассимиляции приезжих;

5)Пути преодоления социально-демографических проблем; а)решение проблемы регулирования численности народонаселения;

б)осуществление продуманной демографической политики; в)международное сотрудничество в решении социально- демографических проблем.


2) Цель образования

3) Функции образования:

а) экономическая б) социальная

в) культурная

4) Система образования России:

а) сеть образовательных учреждений

б) совокупность образовательных стандартов и программ в) органы управления образованием

г) комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

5) Общие тенденции в развитии образования:

а) демократизация системы образования б) рост продолжительности образования в) непрерывность образования

г) гуманизация образования

д) гуманитаризация образования

ж) интернационализация процесса образования з) компьютеризация процесса образования

Деятельность – основа существования и развития общества.

I. Понятие деятельности

II. Отличие деятельности людей и животных

III. Структура деятельности

1. понятие субъекта

2. понятие объекта

3. понятие цели

4. понятие результата

IV. Мотивы деятельности

1. потребности

2. социальные установки

3. убеждения



4. интересы

V. Базисные потребности по А.Маслоу

VI. Основные виды деятельности

Конформизм и девиантное поведение.

1. Понятие социальных норм

2. Конформизм как поведение соответствующее определенным нормам

3. Понятие о девиантном поведении

4. Типы девиантного поведения а)культурно одобряемые отклонения б)культурно неодобряемые отклонения в)индивидуальный

г)групповой

5. Типы девиантного поведения на основе целей а)деструктивный

б)асоциальный в)противоправный

6. Причины отклоняющегося поведения:

а)биологические б)психологические в)социальные

7. Проблема распространения негативного девиантного поведения в современном обществе

Общественный прогресс

1. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:

а) Античные мыслители об умственном прогрессе. б) Средневековые представления о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (царства Божия на земле).

в) Эпоха Возрождения - понимание прогресса как усиления

власти человека над природой.

г) Новое время - идея политического прогресса в его противоречивости.

д) 19 век - эволюционная теория прогресса. е) Современное понимание прогресса.

2. Критерии общественного прогресса:

а) Способность человечества противостоять саморазрушению (энтропии).

б) Увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению.

в) Степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования.

г) Социально-экономический уровень жизни.

3. Противоречивость общественного прогресса.

4. Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на

общественный прогресс.

20) Многовариантность и движущие силы развития общества

1. Источники и движущие силы развития общества:

а) объективные, независимые от воли и сознания человека

б) человек как самостоятельный субъект общественной жизни

2. Понятия "прогресс" и "регресс" в развитии общества.

3. Современные подходы к развитию общества:

а) формационный подход;

б) стадиально-цивилизационный подход;

в) локально-цивилизационный подход.

4. Эволюция и революция как формы социального

изменения.

Наука в жизни современного общества

1. Понятие науки:

а)наука как социальный институт

б)наука как отрасль духовного производства

в)наука как особая система знаний

2. Виды науки

а) фундаментальные науки б) прикладные науки

в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания

3. Специфические признаки науки

4. Функции современной науки: а) Культурно-мировоззренческая б) Познавательно-объяснительная

в) Прогностическая г) Интеграционная д) Социальная

е) Производственная

5. Развитие науки.

6. Особенности научной картины мира.

Глобальные проблемы человечества - угроза 21 веку

1. Что такое глобальная проблема человечества?

2. Особенности глобальных проблем:

а)планетарный характер

б)угроза гибарели всему человечеству в)необходимость коллективных усилий мирового сообщества

3. Причины возникновения глоб.пробл.человеч-ва

4. Примеры глоб.пробл.: а)экологическая б)демографическая в)продовольственная г)сырьевая д)энергетическая

е)мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны)

ж)преодоление отсталости развивающихся стран ("север-

5. Основные направления разрешения глобальных проблем: а)наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете

б)четкая международная система прогнозирования в)вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

г)концетрация усилий всех стран по решению глоб.пробл.

человеч-ва

д)формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма

Развитие общества

1.Признаки общества.

2.Типы обществ. а)традиционное

б)индустриальное в)пост-индустриальное

3.Эволюция общества,законы развития

4.Социальный прогресс

5.Формы прогресса а)реформисткая б)социальные реф. в)полит.реф. г)экономич.реф. б)революционная


2. Общественно-экономическая формация как ключевое понятие

3. Структура общества по формационному подходу:

а)надстройка, б)базис,

в)производственные силы

4.Формации: а)Первобытно-общинная б)рабовладельческая в)феодальная

г)капиталистическая д)коммунистическая

5. Термин цивилизация:

а)как определенная стадия в развитии локальных культур

б)как ступень исторического развития в)как синоним культуры

г)как уровень (ступень) развития того иди иного региона либо отдельного этноса.

6. Теория цивилизации как подход к изучению общества: а)Стадиальный подход: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный

б)Локальный подход: современные типы и структура

7.Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Общество и природа

1. Общество и природа - органические части материального мира.

2. Влияние природы на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация

в)особенности ментальности, мироощущения и характера людей

г) природные катаклизмы и их социальные последствия

3. Воздействие общества на природную среду:

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека

использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов

в) использование флоры и фауны

г) создание преобразований человеком природной среды

4. Значение природы для человека и общества а) кладовая ресурсов

б) естественная среда обитания

в) источник вдохновения и красоты

5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития

В сравнительно недавнем прошлом, еще до начала эры антибиотиков и при повсеместном распространении голода, человечество особенно не задумывалось о своей численности. И было отчего, так как постоянные войны и массовый голод уносили миллионы жизней.

Особенно показательной в этом плане оказались две Мировые войны, когда потери всех воевавших сторон превысили 70-80 миллионов человек. Историки считают, что погибло более 100 миллионов, так как действия японских милитаристов в Китае и по сей день не изучены в должной степени, хотя они убили огромное количество мирных жителей.

Сегодня другие глобальные проблемы. Демографическая проблема - одна из наиболее серьезных и важных среди них. Впрочем, не следует считать, будто бы резкое увеличение численности человечества началось исключительно в наши дни. В далеком прошлом также происходили резкие скачки численности населения отдельных стран, причем все эти процессы зачастую приводили к весьма серьезным последствиям в общемировом значении.

К чему приводит демографический взрыв?

Считается, что у резких всплесков численности населения все же есть положительная черта. Дело в том, что в этом случае целые страны «молодеют», снижаются затраты на медицину. Но на этом все хорошее заканчивается.

Резко возрастает количество попрошаек, многократно растут расходы на образование, количество выпускаемых из учебных заведений специалистов возрастает настолько, что страна попросту не может обеспечивать их трудоустройство. На рынке труда появляется огромное количество молодых и здоровых людей, которые готовы выполнять работу за весьма скромное вознаграждение. В результате стоимость их труда (и без того копеечная) падает до минимума. Начинается подъем преступности, грабежи и убийства быстро становятся «визитной карточкой» государства.

Комплексное видение проблемы

Кроме того, во многих регионах Центральной Африки население уже доведено до столь нищенского состояния, что большое количество детей, которые будут работать на поле или попрошайничать - единственное средство выживания для семьи. Подрастая, они пополняют ряды бесчисленных вооруженных формирований, которые продолжают загонять весь регион в еще больший хаос. Причина - отсутствие даже элементарной государственной поддержи социального оразвития, отсутствие любых источников официального дохода.

Прочие опасности перенаселения

Известно, что уровень потребления современной цивилизации во много тысяч раз превышает уровень нормальных биологических потребностей человека. Даже беднейшие страны потребляют больше, чем они это делали пару сотен лет назад.

Разумеется, что при резком увеличении количества населения, общем обнищании большей его части и полной неспособности государственных структур установить над всем этим хоть какое-то подобие контроля лавинообразно возрастает нерациональное потребление ресурсов. Следствием этого становятся многократно увеличившиеся сливы токсичных отходов кустарных предприятий, горы мусора и полное пренебрежение хоть какими-то природоохранными мероприятиями.

К чему все это приводит?

В результате страна оказывается на грани экологической катастрофы, а население - на пороге голодной смерти. Думаете, современные демографические проблемы начались только в последние годы? В той же Африке еще с середины 60-х годов в целых провинциях люди начали страдать от нехватки питания. Западные медикаменты позволили повысить продолжительность жизни, но ее общий уклад оставался тем же.

Рождалось много детей, требовалось все больше земли для их пропитания. А земледелие там и по сей день ведется подсечно-огневым методом. В результате гектары плодородной почвы превращались в пустыни, подвергаясь ветровой эрозии и вымыванию.

Это все - глобальные проблемы. Демографическая проблема (как можно заметить) характерна для переходных культур, которые получили резкий доступ к благам современной цивилизации. Перестраиваться они не умеют или не хотят, в результате чего возникают жесткие социально-культурные противоречия, которые могут привести даже к войне.

Обратный пример

Впрочем, в нашем мире есть немало стран, в которых демографическая проблема представлена с совершенно противоположного ракурса. Речь идет о развитых государствах, в которых проблема как раз таки в том, что люди репродуктивного возраста не желают создавать семьи, не рожают детей.

В результате на место коренных народов приходят мигранты, которые зачастую способствуют полному уничтожению всей социокультурной составляющей того этноса, который до этого проживал на этой территории. Конечно, это не слишком жизнеутверждающий финал, но без активного вмешательства и участия государства подобную проблему решить не удастся.

Как может быть разрешена демографическая проблема?

Так каковы пути решения демографической проблемы? Способы решения логическим образом вытекают из причин явления. Во-первых, нужно в обязательном порядке повышать уровень жизни населения, улучшать медицинское его обслуживание. Известно, что в бедных странах матери зачастую вынуждены рожать много детей не только из-за традиций, но и по причине высокой

Если будет выживать каждый ребенок, будет меньше смысла рожать с десяток детей. К сожалению, в случае с теми же мигрантами в Европе хорошее медицинское обслуживание привело только к тому, что они стали рожать еще больше. Примерно то же самое наблюдается и в Гаити, где подавляющее число населения живет далеко за чертой бедности, но продолжает исправно рожать. Различные общественные организации выплачивают многим пособия, которых вполне хватает для выживания.

Медицина - превыше всего!

Следовательно, не нужно ограничиваться только лишь улучшением качества медицинского обслуживания. Необходимо предлагать материальное поощрение семьям, в которых не больше двух-трех детей, облагать их меньшими налогами, предлагать упрощенные схемы поступления в вузы детям из таких семей. Проще говоря, должны решаться комплексно.

Кроме того, крайне важна действенная социальная реклама о пользе контрацепции, подкрепляемая невысокой стоимостью таких препаратов. Нужно объяснять людям, что перенаселение влечет за собой плохие условия жизни для их детей, которые не смогут нормально жить в смоге крупных мегаполисов, лишенных зелени и чистого воздуха.

Как повысить рождаемость?

А каковы пути решения демографической проблемы, если бороться предстоит не с перенаселением, а с нехваткой этого самого населения? Как ни странно, но они практически те же. Рассмотрим их с позиций нашего государства.

Во-первых, чрезвычайно важно повысить уровень благосостояния населения. Многие молодые семьи не заводят ребенка только лишь из-за того, что не уверены в завтрашнем дне. Необходимо льготное жилье для молодых семей, налоговые льготы, значительно повышенные выплаты материальных пособий многодетным семьям.

Кроме прочего, в обязательном порядке следует предоставлять возможность получения льготных лекарственных средств и питания для детей. Так как стоит все это очень немало, многие молодые семьи просто истощают свои бюджеты, покупая все необходимое только на свои деньги. В этом же ряду стоит и снижение на молодые и многодетные семьи.

Разумеется, не стоит забывать также о пропаганде семейных ценностей. В любом случае решение демографической проблемы обязательно должно быть комплексным, с обязательным учетом всех факторов, которые и приводят к нарушениям рождаемости.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - проблема роста мирового народонаселения, обострившаяся в середине XX в., одна из важнейших глобальных проблем современности. Мировая демографическая ситуация характеризуется крайней неоднородностью. Если во многих промышленно развитых странах, в том числе в некоторых странах Восточной Европы и , наблюдается снижение рождаемости, то для большинства развивающихся государств нормой являются высокие темпы прироста численности населения. Наметившаяся в конце 60-х годов тенденция к постепенному замедлению среднегодовых темпов увеличения мирового населения оказывается недостаточной, чтобы привести к уменьшению абсолютного прироста в ближайшие десятилетия. По данным к 2050 году численность населения земного шара достигнет 9-9.5 млрд. человек, из которых почти 80% будут проживать в развивающихся странах.

Высокие темпы увеличения населения в мире сохранятся главным образом за счет его прироста в странах Африки и некоторых государствах Азии. Рождаемость на Африканском континенте сейчас самая высокая в мире - 46,4 человека на 1000 жителей (в странах Западной Европы - 14,1 человека). Важным элементом современного демографического процесса является «старение» населения. Если в 50-х годы люди старше 60 лет составляли 7,7% населения планеты, то к концу XX столетия численность данной возрастной группы превысила 11%.

Социальный и экономический прогресс, достижения медицины, сокращение общего уровня рождаемости ведут к увеличению средней продолжительности жизни в мире, которая в конце XX в. составила 58,7 года (в 50-х гг. - 47 лет). Эти тенденции распространяются и на развивающиеся страны: к началу 80-х гг. в них проживало около 55% населения Земли в возрасте 60 лет и старше (к началу XXI столетия эта цифра достигла 77%). Современные демографические процессы оказывают существенное воздействие на урбанизацию: темпы роста городского населения значительно превышают темпы общего прироста населения в развивающихся странах; к 2000 году около 54% населения мира стало жить в городах, при этом численность городского населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки составила 1 млрд. человек.

Неравномерный рост населения заметно изменил к концу XX века долю отдельных крупных регионов в общем населении Земли. Численность населения Зарубежной Европы - 10%, Зарубежной Азии - 59,0%, Африки 13,4%, Северной Америки (без

Мексики) - 5,0%, Латинской Америки - 9,2%, Австралии и Океании - 0,5%. По сравнению с 1950 г. доля Африки увеличилась в полтора раза. Что же касается всей группы развитых стран, то их доля в населении Земли упала до 21,4% (в 1950 - 32,9%), а доля развивающихся стран возросла до 78,6%.

По расчетам, которые можно признать достаточно научно обоснованными, население Земли возрастет к 2030 г. до 8 млрд. человек (это средний вариант расчетов; по максимальному варианту - до 9, по минимальному - до 7 млрд. человек), а доля городских жителей в населении составит 65% (в развитых странах - 85 и в развивающихся странах - 61%). По мнению большинства российских демографов, население планеты достигнет к середине XXI в. примерно 9 млрд., а к концу столетия - 10-11 млрд. (по данным экспертов ООН, на Земле в 2095 г. будет жить 10,2 млрд. человек). На этом уровне можно ожидать полную остановку дальнейшего роста населения (или будет иметь место лишь незначительный прирост).

Согласно утверждениям неомальтузианцев, трудное экономическое и социальное положение молодых государств находится в прямой зависимости от высоких темпов прироста населения. По их мнению, народонаселение является «независимой» переменной, оказывающей доминирующее воздействие на безработицу, преступность, степень загрязнения окружающей среды и т. п. При этом в качестве одного из средств борьбы с экономической и социальной отсталостью предлагаются меры, связанные с введением жесткого контроля за ростом рождаемости, расширением программ «планирования семьи», пропагандой медицинских знаний и др.

Другие ученые рассматривают мировую демографическую ситуацию как часть общего процесса социально-экономического, научно-технического и социально-культурного развития, включающего такие характеристики, как уровень развития промышленного и сельскохозяйственного производства, прогресс в области здравоохранения, образования и т. п. Тенденция роста населения отнюдь не является «пассивной» составляющей этого процесса. Именно демографические характеристики (численность и состав населения, направленность демографических процессов и др.) определяют в конечном счете объем, структуру и динамику производства, масштабы инвестиций в социальную среду. Одинаково ошибочно как абсолютизировать значение демографического фактора, так и затушевывать тот факт, что создавшаяся в развивающихся странах социально-демографическая ситуация затрудняет решение и без того сложного комплекса проблем, доставшихся им в наследство от колониального прошлого. Решение мировой демографической проблемы предполагает осуществление целого комплекса социально-экономических и культурных преобразований, установление нового экономического порядка, прекращение гонки вооружений и переключение военных расходов на цели развития.

Две стороны демографической проблемы

Замечание 1

Демографические проблемы имеют значительные географические различия. Они многоаспектные и сложные. Если в развивающихся странах распространен I тип воспроизводства (высокий естественный прирост, рождаемость и смертность), то в развитых странах наблюдается II тип воспроизводства, характеризующийся низким уровнем демографических процессов (снижение численности населения, превышение смертности над рождаемостью).

Существует две проблемы:

  • «демографический взрыв» (развивающиеся страны);
  • «демографический кризис» (Россия, Белоруссия, Украина, Грузия, Болгария, страны Балтии, Венгрия, Румыния, Германия, Франция и др.).

Каждая проблема характеризуется своими причинами возникновения, неодинаковым характером и различными степенями сложности в результате разного уровня социально-экономического и культурного развития, исторического развития государства, религиозного состава населения.

Причины демографического взрыва

Основная причина стремительного роста населения в развивающихся странах обусловлена рядом факторов:

  • низкий уровень образования;
  • общинное владение землей (земельный надел тем больше, чем больше людей находится в общине);
  • низкая производительность труда в основной отрасли экономике – в сельском хозяйстве;
  • религиозные традиции и верования, ориентированные на многодетность.

До Второй мировой войны высокая рождаемость и высокая смертность (из-за болезней, голода, эпидемий) уравновешивали друг друга. Во второй половине XX века пришедшие в развивающиеся страны достижения цивилизации (вакцинация, медицинское обслуживание, санитарно-гигиенические меры, улучшение материальных условий) привели к высокому естественному приросту населения.

Главная причина «демографического взрыва» - отсутствие эффективного контроля над рождаемостью.

Рост численности населения связан с человеческими возможностями увеличивать ресурсы, необходимые для существования. Скорость населения Земли растет, и скорость этого роста предопределена скоростью технического прогресса.

Быстрый рост населения в Азии, Африке, Латинской Америке обусловлен тем, что характерная для этих регионов высокая рождаемость благодаря достижениям медицины соединилась с низкой детской смертностью.

В США, Франции, Англии рост населения обеспечивается миграцией и высокой рождаемостью мигрантов (латиноамериканцы в США, арабы во Франции, индусы в Англии).

Причины демографического кризиса

В докапиталистических странах основной причиной высокой рождаемости была выгода использования детского труда в семейном хозяйстве. В развитых капиталистических странах живут наемным трудом, необходимость в собственных детях-наемниках пропала. В таких странах старость обеспечена государственной пенсионной системой. При этом, чем более страна развита, тем меньше человек нуждается в детях.

Замечание 2

В развитых странах основная причина низкой рождаемости состоит в том, что с материальной точки зрения дети считаются убыточными для семейного бюджета. Пособия и различные выплаты не покрывают расходов на содержание детей.

К естественной убыли населения ведут:

  • высокий уровень социально-экономического развития;
  • эмансипация и изменение статуса женщины;
  • высокая степень урбанизации;
  • последствия военных конфликтов и войн, терроризм;
  • высокая смертность от болезней;
  • техногенные катастрофы и производственный травматизм;
  • природные катастрофы;
  • эмиграция.

Демографические проблемы России

На протяжении 20 последних лет в России наблюдается естественная убыль населения. Это связано со следующими факторами:

  • катастрофическое снижение материальной обеспеченности и доходов основной части населения;
  • поляризация условий жизни;
  • высокая доля бедных при недостаточном определении уровня бедности;
  • значительная безработица и невыплаты заработков;
  • разрушение социальной сферы, деградация социального обеспечения.

Сущность демографической проблемы

Сущность демографической проблемы отображена в современной демографической ситуации:

  1. В развитых странах, с прогрессивными экономическими преобразованиями, наблюдается демографический кризис, характеризующийся падением рождаемости, сокращению численности населения и его старению.
  2. Демографическая проблема в развитых странах появляется через повышение числа абортов (Германия, Франция, Бельгия, Дания, Венгрия), а также увеличение случаев суицида.
  3. В странах Африки, Азии, Латинской Америки происходит стремительный рост населения. Развивающиеся страны все менее способны обеспечить свое население необходимым продовольствием, материальными благами, дать элементарное образование, предоставить работу трудоспособным лицам. Возрастает нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное.
  4. В странах третьего мира проживает населения в 3раза больше, чем в развитых странах.
  5. Демографический взрыв наблюдается в развивающихся странах, с наиболее низким уровнем экономического и социального развития. Во многих из таких стран проводятся мероприятия по снижению рождаемости, однако большинство населения отличается неграмотностью.
  6. Стремительно растут экологические проблемы, загрязнение окружающей среды, намного превышены предельно допустимые нагрузки на экосистему.

Демографическая проблема тесно взаимосвязана с другими глобальными проблемами:

  • проблема нехватки ресурсов,
  • экологическая проблема,
  • топливно-энергетическая проблема.

Пути решения демографической проблемы

Замечание 1

Демографическую проблему можно решить только, соединив усилия всего мирового сообщества. В числе первых участники Римского клуба известили мировое сообщество о глобальных предстоящих демографических проблемах.

Пути решения проблемы:

  • реализация демографической политики;
  • регулирование численности населения через планирование семьи;
  • проведение социально-экономических преобразований, ведущих к повышению уровня жизни, и, как следствие, к стабилизации численности населения через снижение рождаемости;
  • сбор, анализ и распространение информации о демографической ситуации;
  • разработка рекомендаций для государств-членов ООН, международного сообщества по осуществлению демографической политики;
  • исследование и анализ проблем народонаселения, взаимодействия социальных, демографических, экономических и экологических процессов;
  • проведение конференций на межправительственном уровне по народонаселению.

Для обеспечения населения необходимыми материальными и сельскохозяйственными продуктами необходимо:

  • повышать продуктивность сельскохозяйственных культур;
  • выводить более продуктивные породы домашнего скота;
  • широко внедрять аквакультуру;
  • более полно использовать биологическую продуктивность Мирового океана;
  • внедрять энергосберегающие технологии;
  • снизить потребление природных ресурсов.

По решению демографической проблемы разработаны и внедряются международные программы.

  • В 1969 году создан фонд ООН, функционирующий в области народонаселения.
  • Проведены три Всемирные конференции по проблемам народонаселения.
  • В1997 году в Бухаресте была разработана и охватила более 100 стран Всемирная программа в области народонаселения, включающая порядка 1400 проектов.

Основные вопросы, внесенные в программу:

  • разработка законов, обеспечивающих эффективную поддержку семьи, содействие ее стабильности;
  • темпы прироста населения;
  • вопросы рождаемости и смертности;
  • вопросы миграции;
  • проблема урбанизации.

Замечание 2

Для действенного решения проблемы народонаселения необходимы эффективные и качественные социально-экономические преобразования. Всемирная программа указывает на тесную взаимосвязь между устойчивым экономическим ростом, стабильным развитием и народонаселением.

Во многих странах проводится политика по регулированию роста населения, направленная на его рост или снижение:

  • запрет иметь более 1-2 детей (Китай, Индия);
  • предоставление дополнительных льгот семьям, имеющим одного ребенка (Китай);
  • пропаганда малодетности/многодетности;
  • предоставление пособий и льгот семьям, имеющим детей (Россия);
  • улучшение медицинского обслуживания и социального обеспечения.